Слоны в истории
1 пост
1 пост
Сегодня Владимир Иванович Даль известен прежде всего как создатель одного из величайших трудов русской культуры - "Толкового словаря живого великорусского языка" (на составление которого, кста, у него ушло 53 года). Однако его жизнь была столь насыщенной и многогранной, что выходит далеко за рамки деятельности лексикографа. Даль был морским офицером, талантливым врачом, филологом и человеком, обладавшим редкой храбростью и авантюрным духом.
Для начала вот вам небольшая зарисовка: однажды во время польского восстания 1830-1831 годов русскому подразделению требовалось срочно навести временный мост (на минуточку - через р. Вислу!). Полноценного военного инженера на месте не случилось, зато был полковой врач. Этот медик вообще-то был флотским лейтенантом, но с морской службы его выперли, когда он написал стишок про любовницу адмирала, намекая, что она коррупцию и кумовство развела. Стишок был плохой, но широко разошелся, а лейтенант, посидев почти год на гауптвахте, уволился с флота, отучился в университете на хирурга и пошел в сухопутно-военные медики.
Ну так вот, теперь доктору пригодилось его морское образование: он за время учебы в кадетском корпусе и службы на Черноморском флоте, успел получить представления о том, как строят мосты; вдобавок, хорошо знал морские узлы и вообще был человеком находчивым. Мост построили, по нему перешли, но в этот момент показался передовой отряд поляков, которые хотели тоже его использовать по назначению. Наш врач остался на мосту, уболтал первых прискакавших на мост поляков - мол, я просто доктор, иду к пациентам - после чего ловко перерубил канаты, на которых мост держался. Переправу смыло под вопли "Курва!", а нашего врача-инженера лично Николай I наградил орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.
Так вот, этот сорвиголова - это и был Владимир Даль. Это может прозвучать довольно странно, но он не родился с седой бородой, и прежде, чем составил знаменитый словарь, успел много чего интересного натворить. Например, посидеть с сентября 1823 по апрель 1824 года под арестом по подозрению в сочинении эпиграммы на главнокомандующего Черноморским флотом Алексея Грейга и на его любовницу Юлию Кульчинскую, еврейку Лию Сталинскую (лол). После чего был вынужден перейти на Балтику, однако неизлечимая морская болезнь завершили его морскую службу.
Потом была нищая учёба в Дерпте, дружба с Пироговым и Пушкиным, первые литературные опыты, но настоящий расцвет подарила ему война с турками (1828—1829). В ходе неё Даль показал себя как блестящий военный врач. Дочь Екатерина вспоминала:
Фронт укрепил нервы отца. Он перестал падать в обморок при виде крови. Но его стала мучить другая крайность: отец после проведённой операции от изнеможения засыпал прямо на раненом, которого только что оперировал.
В турецкой кампании медики столкнулись с эпидемией чумы, когда половина врачей и все фельдшеры умерли, а на несколько тысяч больных порой оставался 1 врач. За эту кампанию Даль был награждён серебряной медалью на георгиевской ленте и орденом Святой Анны. Позже был переведён в Оренбург, где много ездил по уездам, собирал фольклорные материалы, занимался естественными науками. За свои коллекции по флоре и фауне Оренбургского края избран в 1838 году членом-корреспондентом Петербургской академии наук внезапно по физико-математическому отделению. В 1839-1840 годах Даль в качестве доктора участвовал в Хивинском походе.
Помимо русского и ещё 12 языков, Даль понимал тюркские языки, и собирал в Оренбурге тюркские рукописи, благодаря чему считается одним из первых в России тюркологов. Кстати, по образу и подобию его толкового словаря стал составлять собственный словарь тюркских наречий Лазарь Будагов. Причем помимо лексики и пословиц, Даль в течение всей жизни собирал народные песни, сказки и лубочные картины. Сознавая недостаток времени для обработки накопленного фольклорного материала, собранные песни он отдал для публикации Киреевскому, а сказки - Афанасьеву (да-да, тому самому).
Кстати, родителями Даля (который родился, к слову, в нынешнем Луганске) были тоже не абы кто. Его отец-датчанин принял российское подданство ещё в 1799 году, одновременно став Иваном Матвеевичем. Ловкий иноземец, знавший немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский языки, был в добавок богословом и медиком. Когда его известность как лингвиста достигла Екатерины II, он был тут же вызван в Петербург, на должность придворного библиотекаря. Иван Даль позднее уехал в Йену, прошёл там курс врачебного факультета и возвратился в Россию с дипломом доктора медицины. Позднее он женился на обрусевшей немке Ульяне Христофоровне Фрейтаг, предками которой были французы и швейцарцы. Мать Даля тоже свободно владела пятью языками. Бабушка по материнской линии Владимира Ивановича, Мария Ивановна (Мария Франциска Регина) Фрейтаг (урождённая Пфундгеллер) происходила, предположительно, из рода французских гугенотов де Мальи, и занималась, внезапно, русской литературой.
Отец Владимира Ивановича при каждом случае напоминал сыновьям (помимо Владимира их было ещё 3, да 2 сестры), что они - русские, сожалея, что в кампанию 1812 года они были слишком молоды и не годны к воинской службе. Псевдоним "Казак Луганский", под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, был взят им в честь своего родного Луганска. Родиной он считал не Данию, а Россию. В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию и позже вспоминал:
Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё — Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков.
А вот вам на последок портрет В. И. Даля работы В. Г. Перова (1872). Ну как в таком почтенном дедушке можно заподозрить лихого врача Черноморского флота, отсидевшего чуток за скабрезные стишки, и позже помотавшегося по восточным фронтирам нашей необъятной?
Культура Северной Кореи и её кинематограф остаются для многих неизведанными территориями, часто игнорируемыми в мировой практике. Это связано с тотальным контролем государства над всеми аспектами искусства и культуры, где фильмы служат не только средством развлечения, но и мощным инструментом идеологической пропаганды. Тем не менее, за фасадом строгой цензуры и идеологической направленности скрывается интересный и уникальный кинематографический опыт. Фильмы, снятые в КНДР, часто являются отражением социальной и политической реальности, в то время как идеологическая нагрузка не мешает творческим достижениям и поискам новых жанров.
Фильм «Шесть братьев и сестёр» (1960). Заметно, что КНДР брали за основу советскую эстетику тех лет
Вообще, кинематограф в Корее появился в 1920-х годах, когда страна находилась под японским колониальным контролем. В те годы фильмы страдали от низкого технического качества, сюжеты не могли поразить зрителей, а любые попытки авторов выразить протест жестко подавлялись цензурой. Тем не менее, иногда на экранах появлялись картины, правдиво отображающие жизнь людей, такие как «Ариран» (1926), который в Северной Корее был показан лишь в 2003 году.
Всё изменилось после капитуляции Японии в конце Второй мировой войны. В 1948 году были образованы две Кореи — Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере. В обоих государствах кинематограф начал развиваться, но, конечно же, отражал продолжение политической борьбы, которая в 1950–1953 годах привела к Корейской войне. Одной из центральных тем северокорейского кино стало прославление патриотизма и социалистического будущего. Но одна история из мира северокорейского кино выделяется своей необычайной драмой и связанна с именами двух выдающихся корейских кинематографистов. Чхве Ынхи (1926-2018) и её муж, режиссёр Син Сан Ок (1926-2006), были звездами Южной Кореи, когда их карьеры неожиданно прервались, а жизни перевернулись.
Фильмы КНДР: Hong Gil-dong (1986), Pulgasari (1985) и Han nyeohaksaengui ilgi (2007). Последнее название переводится как «Дневник школьницы»
В 1978 году Чхве Ынхи отправилась в Сингапур для участия в съемках, однако она была похищена агентами северокорейских спецслужб. Син Сан Ок, не зная о судьбе жены, отправился на поиски, и сам стал жертвой похищения. Оба были доставлены в Пхеньян, где им предложили работать в киноиндустрии КНДР. Несмотря на свои первоначальные протесты, супружеская пара приняла участие в создании нескольких фильмов, которые отражали идеологию и мировоззрение правящей партии.
Сцена из фильма 1949 года «Родной город в сердце» с участием Чхве Ын Хи.
Одним из самых известных фильмов, созданных под их руководством, стал «Пульгасари» (1985), ставший известным в мире как коммунистическая версия Годзиллы. Это был фантастический фильм о гигантском монстре, который защищал северокорейский народ от угнетателей. Картина, несомненно, привлекала внимание на международных кинофестивалях, и в 1986 году она должна была быть представлена на кинофестивале в Вене.
Однако супруги не забыли свою настоящую жизнь и мечтали о свободе. В 1986 году, после окончания съемок, им удалось скрыться от северокорейских агентов и попросить политическое убежище в США, где они прожили несколько лет, опасаясь за свою жизнь. После долгих лет в изгнании, Чхве Ынхи и Син Сан Ок вернулись в Южную Корею в 1999 году, где их карьеры продолжились, но воспоминания о временах, проведённых в КНДР, оставались в их сердцах.
История их похищения и работы в киноиндустрии Северной Кореи — это не только рассказ о людях, чьи жизни были изменены на корню, но и пример того, как идеология может проникать в искусство. Тем не менее, фильмы, снятые Син Сан Оком и Чхве Ынхи в КНДР, оставили заметный след в мировой кинематографии, в том числе благодаря их уникальной смеси политического содержания и развлекательных жанров.
Руководители Южной Кореи:
1. Ли Сын Ман (1948-1960) – свергнут
2. Юн Бо Сон (1960-1962) – свергнут
3. Пак Чонхи (1962-1979) – убит
4. Чхве Гю Ха (1979 - 1980) – смещен военным переворотом
5. Чон Ду Хван (1981-1988) – приговорен после завершения президентского срока к смертной казни.
6. Ро Дэу (1988-1993) – приговорен после завершения президентского срока к 22 годам тюрьмы.
7. Ким Ёнсам (1993-1998) – Сидел в тюрьме при президенте номер три. Будучи президентом, добился осуждения двух своих предшественников.
8. Ким Дэчжун (1998-2003) – Сидел в тюрьме при президенте номер три, приговорен к смертной казни при президенте номер 5 (позже помилован). Лауреат Нобелевской премии мира.
9. Но Мухён (2003-2008) – Подвергнут импичменту (отменен Конституционным судом). После окончания президентского срока был под следствием по обвинениям в коррупции. Покончил жизнь самоубийством.
10. Ли Мёнбак (2008-2013) – после завершения президентского срока был арестован по обвинению в коррупции - приговорен к 15 годам тюрьмы.
11. Пак Кынхе (2013-2016) – подвергнута импичменту. Арестована по обвинению в коррупции. 24 года тюрьмы.
12. Мун Джэин (2017-2022) – официально проходит как подозреваемый в получении взятки в связи со скандалом с наймом его бывшего зятя
13. Юн Сок Ёль (с 2022). Пока цел…
Когда вспоминают о героических страницах Великой Отечественной войны, чаще всего упоминают Москву, Сталинград или Ленинград. Однако на карте СССР был участок границы, который немецкие войска так и не смогли преодолеть за всю войну. Это Мурманск и его окрестности, включая легендарную линию обороны на рубеже реки Западная Лица в Заполярье. Здесь суровый климат и упорство защитников сыграли ключевую роль в сдерживании врага.
На страже северных рубежей Родины
Стратегическая важность Мурманска
Мурманск в годы войны стал одним из важнейших городов Советского Союза. Этот незамерзающий порт, расположенный на севере страны, являлся воротами для поставок по ленд-лизу — американское оружие, техника, продовольствие и медикаменты шли сюда в огромных объёмах. Если бы немцы захватили Мурманск, это серьёзно подорвало бы военный потенциал СССР.
Немецкое командование осознавало значимость этого порта и ещё в июне 1941 года приступило к разработке плана по его захвату. Эта операция получила название "Зильберфукс", что переводится как "Серебряная лиса". Главная цель — отрезать Мурманск от остальной территории СССР, захватить порт и нарушить поставки союзников.
Непреодолимая линия Западной Лицы
Ключевым препятствием для немецких войск стала линия обороны на реке Западная Лица. Этот участок границы, защищённый естественными преградами — горными массивами и труднопроходимыми лесами, — превратился в настоящую крепость. Природные условия сделали наступление врага чрезвычайно сложным.
Советские войска, несмотря на внезапность атаки, смогли организовать оборону в кратчайшие сроки. Немецкая 20-я горнострелковая армия, привыкшая к сражениям в Альпах, рассчитывала на лёгкую победу. Однако здесь, в Заполярье, их ждала совсем другая реальность: суровые морозы, болотистая местность и стойкий отпор защитников.
Бои на этом участке длились до глубокой осени 1941 года. Немцы пытались прорваться через позиции Красной армии, но безуспешно. Солдаты, закалённые заполярным климатом, знали местность и использовали её особенности для сдерживания врага.
Ключевые причины провала немецкого наступления
Суровый климат: немецкие войска не были подготовлены к арктическим условиям. Промозглая осень, снежные заносы и долгие зимние ночи подтачивали их боеспособность. Техника часто выходила из строя из-за морозов, а солдаты страдали от обморожений.
Отсутствие инфраструктуры: дороги в этом регионе практически отсутствовали. Грязь, болота и снежные завалы делали доставку подкреплений и снабжения крайне сложной задачей.
Упорство защитников: советские войска, осознавая стратегическое значение Мурманска, сражались с максимальной самоотдачей. Даже численное превосходство врага не позволило ему добиться успеха.
Помощь союзников: поставки по ленд-лизу, которые приходили в порт Мурманска, позволяли поддерживать армию боеприпасами, продовольствием и техникой. Это значительно усиливало обороноспособность региона.
Природные условия: горы и леса стали естественными укреплениями, которые защищали обороняющихся. Любое продвижение вперёд давалось немцам с огромным трудом.
Мурманск: символ стойкости и несгибаемости
Несмотря на то, что Мурманск находился под постоянными бомбардировками Люфтваффе, город продолжал работать. Порт функционировал даже в самые тяжёлые периоды войны. Местные жители и защитники города проявляли невероятное мужество, обеспечивая снабжение фронта и поддерживая военную инфраструктуру.
Медаль "За оборону Советского Заполярья" и памятная монета с городом-героем Мурманском. Кстати, город получил этот титул лишь в 1985 году, к честь 40-летия Победы. Отпишитесь, у кого есть такая монетка)
Западная Лица осталась непреодолимым рубежом для немецкой армии. Это место, где враг так и не смог пересечь границу СССР, стало символом героической обороны и стойкости в самых экстремальных условиях. Мурманск доказал, что даже на краю света храбрость и упорство могут переломить ход войны.
Уроки Заполярья
История обороны Мурманска и его окрестностей — это урок стойкости и стратегического планирования. Эта битва показала, что география, поддержка союзников и сплочённость народа способны остановить даже самую мощную армию. И сегодня память о героях Заполярья напоминает нам о цене победы и значении мужества перед лицом агрессии.
Попалась тут на глаза новость, что по моему любимому городу отработан сценарий применения ЯО. Мне, как "коренной москвичке в минус первом поколении" такой сценарий резко не по душе - пусть на себе отрабатывают. Но на работе (обычное бюджетное учреждение, реликт советской эпохи) приучают слушать всякие сигналы ГО, и обещают скоро выдать со склада противогаз ГП-5, для чего уже измерили мою голову с занесением сведений в журнал под роспись. А тут ещё каким-то "Орешником" бахнули, и я, как историк, отметила сей день в памяти, как "День Первого Боевого применения МБР". И хотя "Окно Овертона" до предела примитивная концепция, но я походу уже на стадии "Приемлемых норм". Ощущение такое, будто меня варят как лягушку. Постепенно.
В связи с этим вопрос - что я должна знать и уметь, чтобы "прекрасное далёко не было ко мне так жестоко"? У меня в свои почти 26 ещё есть недоделанные дела, да и личную жизнь никто (пока) не отменял. Я джва года уже не могу дописать книгу, бегая аки белка по всем кругам Ада. Так что дайте годный совет, а лучше дайте два. Как не сойти с ума и при этом выжить.
Всех с первым днём зимы. Пока обычной.
P.S. Про советы я не шучу - поделитесь.
Пустозерск, основанный в 1499 году, стал не только первым русским городом за Полярным кругом, но и важным центром освоения и торговли на северных окраинах Русского государства. Этот город, расположенный на берегу реки Печоры, сыграл значимую роль в истории Севера, но со временем оказался заброшенным. Сегодня он символизирует упорство и адаптацию русского народа к суровым условиям Арктики.
План города Пустозёрска (XVIII век)
Пустозерск был основан в ходе похода московских войск на Югру, в период укрепления позиций Русского государства на севере. Местоположение для строительства крепости выбрали не случайно: река Печора открывала путь к богатым рыболовным и пушным угодьям, а также к территории, населённой ненцами и другими коренными народами. Город должен был служить укреплённым форпостом, защищающим от вражеских набегов, а также административным центром для управления и сбора ясака (налога мехами).
Название города произошло от слов «пусто» и «озеро», что отражает его географические особенности: вокруг расположены малолюдные территории и озёра.
В XVI–XVII веках Пустозерск был важным пунктом на торговом пути из Русского Севера к Арктическому океану. Городская экономика основывалась на рыболовстве, добыче пушнины и торговле. Местные жители активно взаимодействовали с ненцами, что способствовало культурному обмену, но также иногда приводило к конфликтам.
С административной точки зрения Пустозерск был центром Пустозерского уезда, в подчинение которого входили обширные территории, включающие современные Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. Воеводы, направляемые сюда из Москвы, управляли сбором налогов, решали судебные дела и занимались обороной.
Пустозерск вошёл в историю как место ссылки и казни старообрядцев. В 1666 году сюда был сослан протопоп Аввакум, один из лидеров сопротивления церковным реформам патриарха Никона. Здесь он провёл 15 лет в тяжёлых условиях и был сожжён на костре в 1682 году вместе с другими сторонниками старообрядчества. Это событие оставило глубокий след в русской истории и стало символом религиозных противоречий XVII века.
В XVIII веке значение Пустозерска начало снижаться. Причиной упадка стало изменение торговых путей и снижение интереса к северным территориям. В 1780 году Пустозерск утратил статус уездного центра, а в 1924 году город официально был упразднён. К тому времени большинство жителей покинули его, переселившись в более перспективные районы.
Пустозёрск. Фото 1908 года
Сегодня Пустозерск представляет собой историко-культурный памятник. На месте бывшего города находятся археологические раскопки, остатки земляных валов и памятный знак, посвящённый протопопу Аввакуму. В 2015 году здесь был открыт музей-заповедник, привлекающий исследователей и туристов, интересующихся историей русского Севера.
История Пустозерска — это пример мужества и изобретательности людей, осваивавших суровые земли Арктики. Город стал символом северной экспансии Русского государства, а его наследие продолжает вдохновлять как историков, так и современных путешественников.
Буду признательна за Ваш лайк и подписку!
Северный олень, ставший неотъемлемой частью жизни народов Севера, имеет долгую и сложную историю одомашнивания, тесно связанную с культурными и экологическими изменениями Евразии. Этот процесс сыграл ключевую роль в адаптации людей к суровым климатическим условиям Арктики и Субарктики, а также стал основой кочевых и полукочевых хозяйств, существующих и сегодня. На территории современной России этот процесс начался тысячи лет назад и оказал значительное влияние на культуру, экономику и образ жизни коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Археологические находки свидетельствуют, что взаимодействие человека с северным оленем началось ещё в позднем палеолите, около 15–20 тысяч лет назад. Первоначально охота на этих животных была важной частью выживания человека в северных широтах. Олени обеспечивали людей мясом, шкурами для одежды и укрытий, а также костями для инструментов.
Однако переход от охоты к одомашниванию произошёл значительно позже, около 2–3 тысяч лет назад, в связи с развитием кочевого образа жизни. Вероятно, начальным этапом процесса стало приручение молодых оленей, которые легко привыкали к присутствию человека. Постепенно стало понятно, что такие животные могут использоваться для транспортировки грузов, а также служить источником молока.
Доение северного оленя, конец XIX века. Сёр-Варангер, Северная Норвегия. Мужчина-квен и женщина — инари-саами
На территории современной России ключевыми регионами одомашнивания северного оленя стали:
Западная Сибирь: Здесь благодаря своей уникальной географии и климату, стала родиной одних из первых народов, освоивших оленеводство. Ханты и манси, проживающие на этой территории, начали использовать оленей для перевозки грузов ещё в глубокой древности, что стало важной частью их хозяйственного уклада. Приручение оленей позволило этим народам эффективно перемещаться по тундре и лесотундре, а также обеспечивало их продовольственную безопасность и развитие торговли. Оленьи упряжки сыграли ключевую роль в их жизни, обеспечив необходимую мобильность для охоты, рыболовства и обмена товарами.
Таймырский полуостров: Этот регион стал важным центром для развития оленеводства, где местные народы, такие как ненцы и энцы, традиционно разводили оленей для упряжек. Эти народы использовали оленей для передвижения по суровым и обширным территориям, охоты и транспортировки грузов, что позволило им выживать в экстремальных условиях Арктики. Уникальные традиции разведения оленей включали не только уход за животными, но и особые навыки подготовки упряжек, которые могли преодолевать снежные и ледяные просторы. Оленьи упряжки в Таймыре стали неотъемлемой частью культуры и экономики местных народов, позволяя им поддерживать связь с другими регионами и обеспечивать свои потребности.
Дальний Восток: У народов, таких как эвены и чукчи, северный олень играл центральную роль в хозяйственной жизни. Эти народы использовали оленей не только для транспортировки, но и для получения пищи, одежды и материалов для строительства жилищ. Оленеводство было основой их экономики и обеспечивало выживание в условиях крайнего Севера. Чукчи и эвены развивали уникальные методы ухода за оленями, включая создание мобильных пастбищ и подготовку животных к суровым зимним условиям, что позволило им поддерживать стабильное хозяйство на протяжении веков.
Одомашненные олени служили не только транспортным средством, но и источником мяса, молока, шкур для одежды, а также рогов и костей для инструментов.
Северный олень в традиционных культурах коренных народов России стал универсальным помощником. Для ненцев, коми, эвенков, чукчей и других этносов олень не только обеспечивал базовые потребности, но и играл важную духовную роль.
Оленеводство стало основой кочевого образа жизни. Кочевые общины перемещались в поисках лучших пастбищ для стад, а маршруты их миграции были тесно связаны с поведением оленей. Знания о миграции и питании оленей передавались из поколения в поколение, что позволило сохранить устойчивость хозяйства даже в экстремальных условиях. Кроме того, северный олень имел глубокое символическое значение. В мифах и ритуалах коренных народов олень нередко выступал посредником между человеком и природой, объектом почитания и благодарности.
Сегодня одомашнивание северного оленя продолжает играть важную роль в жизни коренных народов Севера России. Оленьеводство остаётся основой хозяйственной деятельности в районах Крайнего Севера и Сибири. Однако это традиционное занятие сталкивается с вызовами:
Потепление климата изменяет миграционные маршруты животных.
Промышленное освоение северных территорий сокращает пастбищные угодья.
Урбанизация приводит к сокращению числа людей, вовлечённых в традиционные виды хозяйства.
Тем не менее, государственные программы поддержки коренных народов, современные технологии и усилия самих оленьеводов помогают сохранять этот уникальный уклад.
Буду признательна за Ваш лайк и подписку!