BSPchannel

BSPchannel

Топовый автор
Мой телеграмм канал: https://t.me/BSPhistorychannel Моя группа в ВК: https://vk.com/bspchannel Моя группа в ОК: https://ok.ru/group/70000001006147 Мой Дзен: https://dzen.ru/bsp
Пикабушник
Дата рождения: 19 января
user4416696
user4416696 и еще 860 донатеров

На поддержку проекта и поездку на остров Сахалин

48 100 51 900
из 100 000 собрано осталось собрать
605К рейтинг 5885 подписчиков 30 подписок 517 постов 507 в горячем
Награды:
Ежегодное приключениеПизанская ёлкаМакаронная статуяСкуфзаводЧайкам тут не местоЗа киберзащитуЗа киноманствоПочётный респондентболее 1000 подписчиковС Днем рождения Пикабу!
1013
История История

Подборка смешных и забавных фотографий с собаками, которые поднимут настроение. 20 раскрашенных фотографий из ХХ века. Часть 51

Серия Подборки фотографий

Маленький Энтони, сын мистера и миссис Гэмбьер Пэрри и их домашний любимец. Лондон, 1961 год.

Оба одеты в ботинки Chukin, которые вскоре будут представлены на Лондонской выставке обуви и кожи.

На протяжении уже очень долгого времени и по сей день, наши четвероногие друзья неизменно покоряют сердца: их преданность трогает до слёз, харизма завораживает, а непосредственные выходки вызывают улыбку даже в самый хмурый день. Неудивительно, что фотографы всех времён с особым теплом запечатлевали их на снимках, ведь в каждом взгляде собаки скрыта целая история.

Сегодня подборка раскрашенных фотографий посвящена собакам,.

Лондон, 1940-е.

Фотограф: Walter Joseph.

Фотограф: Walter Joseph.

Пастух на лошади. США, 1940 год.

Пастух и собака — классический дуэт, сложившийся веками. Вместе они единый механизм: один ведёт стадо, другой охраняет, сгоняет, защищает. Ни один пастух не обходился без верного пса — будь то кавказская овчарка в горах, колли на британских лугах или лайка в сибирской тайге.

Эта связь не просто трудовое партнёрство, а глубокое взаимопонимание, выстраданное годами совместной жизни под открытым небом. Собака читает взгляд, жест, интонацию и действует без команды. А пастух знает: пока рядом верный пёс, стадо в безопасности.

Механик А. Чистяков знакомит собаку с пингвином Адели. 17-я Советская Антарктическая экспедиция, 1972 год.

Мисс Айви Лорд держит трёх своих пекинесов вместе с сертификатом о втором призе, который она выиграла на Международной выставке собак Крафтс в феврале 1924 года.

Пекинес — одна из древнейших и самых аристократичных пород собак, чья история уходит корнями в императорский Китай. Считалось, что эти маленькие, гордые псы — священные животные, оберегающие дворцы от злых духов. Их держали исключительно члены императорской семьи, а простолюдинам владение пекинесом грозило смертной казнью.

Дети с собакой на станции Суково. Югославия, 1950 год.

Фотограф: Джек Бирнс

Фотограф: Джек Бирнс

«На приеме у врача». Москва, 1970–1980-е гг.

Фотограф: А. Князев.

Фотограф: А. Князев.

Ферма в округе Конверс, штат Вайоминг, 1936 год.

Фотограф: Артур Ротштейн.

Фотограф: Артур Ротштейн.

Выгул собак в Гайд-парке. Лондон, 1922 год.

Побывавшая в космосе собака по кличке Чернушка, 1961 год.

Почти в каждой подборке, посвящённой собакам, я неизменно включаю кадр, отдающий дань уважения первым четвероногим космонавтам — тем, кто проложил путь человеку к звёздам. Сегодня в центре внимания — отважная Чернушка, одна из самых известных и заслуженных героинь космической программы СССР.

Эта маленькая, но бесстрашная собака не просто летала в космос — она стала живым символом научного подвига. Её полёт в марте 1961 года стал решающим шагом перед историческим стартом Юрия Гагарина. И хотя за плечами Чернушки — лишь один космический рейс, именно она помогла убедить мир: живое существо может выжить в невесомости и вернуться домой.

Сторож, 1982 год.

Фотограф: Анатолий Болдин

Фотограф: Анатолий Болдин

Корабельный кок С. Гасюк и главный моряк пес Соленый на борту военного корабля дважды Краснознаменного Балтийского флота, 1988 год.

Судя по кличке, хозяева этого пса были настоящими поклонниками советского кинематографа — и, скорее всего, с особым теплом вспоминали культовый фильм «Солёный пёс». Ведь не зря же они назвали своего четвероногого друга в честь столь колоритного киногероя!

Хозяин несет ленивую собаку, чтобы ей не приходилось самостоятельно идти по холодному снегу, 1932 год.

У ветеринара, 1950-е годы.

Даже самые храбрые псы в кабинете ветеринара превращаются в робких малышей. Кто-то прижимает уши и смотрит с тревогой, кто-то старается спрятаться за ноги хозяина, а кто-то, напротив, демонстрирует решимость, хоть и дрожит мелкой дрожью.

Переезд. Нью-Молден, графство Суррей, 1959 год.

Девочка фотографирует собаку, 1910 год.

Наблюдатели, 1948 год.

Фотограф: Гарольд Файнштейн

Фотограф: Гарольд Файнштейн

Китайская шубка. Москва, 1993 год.

Фотограф: Владимир Богданов

Фотограф: Владимир Богданов

У окна, 1980-е годы.

Фотограф: Владимир Богданов

Фотограф: Владимир Богданов

Собака с чемоданом, 1982 год.

Фотограф: Kristoffer Albrecht

Фотограф: Kristoffer Albrecht

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
3182
История История

Жизнь Советского Свердловска (Екатеринбурга) в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий

Серия СССР

Столовая «Рассвет», 1962 год.

Фото В. Ветлугина

Фото В. Ветлугина

Столовая находилась на оживлённом углу улиц Куйбышева и Луначарского — двухэтажное приземистое здание с широкой лестницей, возвышавшееся на небольшом холмике. Для многих горожан это место стало почти родным: здесь особенно ценили густой суп-кисель и классическое сочетание котлеты с картофельным пюре.

Если заглянуть в старые телефонные справочники, то окажется, что в городе лишь две столовые удостоились собственных имён: «Рассвет» и «Дружба» — обе размещались по адресу Малышева, 36.

А в конце 1980-х, примерно в 1987 году, в пристройке к этой столовой открылось одно из первых в Свердловске видеокафе. За скромные 1 рубль 50 копеек посетители могли позволить себе пирожное и стакан горячего чая и при этом наслаждаться видеоклипами или фильмами на большом экране, что тогда казалось настоящим чудом.

Сегодня новая остановка в нашем виртуальном путешествии по городам Советского Союза! На этот раз мы отправляемся в Екатеринбург, но не в тот, что мы знаем сегодня, а в его советское прошлое, когда город носил имя советского деятеля Якова Свердлова и назывался Свердловском.

Мы переносимся на шесть десятилетий назад — в 1960-е, время бурного промышленного роста, первых космических надежд и типовых панелек, только начинавших менять облик уральской столицы. Перед вами подборка редких и интересных фотографий того времени, тщательно раскрашенных, чтобы оживить эпоху: улицы, заводы, парки и лица горожан, застывшие в кадре истории.

Улица Тружеников, 1964 год.

Автор: П.С. Рязанов

Автор: П.С. Рязанов

Вид на здание Государственной публичной библиотеки имени В.Г. Белинского, 1960-е.

Автор: А.А. Грахов

Автор: А.А. Грахов

Библиотека имени В. Г. Белинского — первая публичная и по-настоящему общедоступная библиотека Екатеринбурга. Её появление стало делом гражданской инициативы. В конце XIX века группа представителей местной интеллигенции: учительница, врач, журналист, нотариус и даже директор банка — пришла к убеждению, что городу необходима библиотека, где каждый, вне зависимости от сословия и достатка, сможет получить доступ к знаниям.

Инициатором и душой проекта стала Елизавета Михайловна Кремлёва — та самая учительница, которая пожертвовала 2,500 тысячи томов и стала первой заведующей новой библиотеки. С тех пор «Белинка», как ласково называют её горожане, не раз меняла адреса и статусы: от скромной общественной читальни она выросла до областной универсальной научной библиотеки.

Ключевым этапом в её истории стал 1960 год, когда библиотека обосновалась в новом, специально построенном здании на улице Белинского. Строительство велось в 1950-е годы по проекту архитектурной мастерской-школы академика Ивана Владиславовича Жолтовского.

Булочная-автомат. Ул. Малышева, 31 (угол Малышева-Вайнера), 1961 год.

Автор: Л. Доренский

Автор: Л. Доренский

В 1956 году в СССР вышла директива о создании сети магазинов без продавцов — смелая попытка привнести в повседневную жизнь элементы автоматизации. Вслед за этим началось массовое производство торговых автоматов: они продавали газировку, газеты, одеколон, спички, билеты, наливали молоко и растительное масло, предлагали закуски и даже отпускали хлеб.

В 1960 году по городам Советского Союза начали появляться булочные самообслуживания. Каждый автомат был «специализирован» на одном виде хлеба: батон, кирпич, дарницкий — выбор зависел от модели. Оплата производилась либо монетами, либо специальными жетонами, которые приходилось заранее приобретать в кассе.

Однако нововведение оказалось недолговечным. Уже к концу 1960-х таких автоматов почти не осталось. Причин оказалось множество, покупателю всё равно приходилось сначала идти в кассу (посредник никуда не исчез). Жетоны легко подделывались, что вело к убыткам. Нельзя было потрогать хлеб, проверить его свежесть, а для покупателя это принципиально. Техника была капризной и постоянно ломалась. Ну и наконец, с экономической точки зрения автоматизация оказалась менее выгодной, чем труд живого человека.

Обелиск на площади Коммунаров, 1960-е.

Автор: Анатолий Грахов

Автор: Анатолий Грахов

Особняк Семёновой на перекрёстке улиц Малышева и Мамина-Сибиряка, 1960-1969 год.

Автор: Александр Решетников

Автор: Александр Решетников

История этого здания берёт начало в 1912 году, когда было завершено строительство одноэтажного деревянного дома с мезонином. Он входил в состав усадьбы, включавшей также баню, хозяйственные постройки и флигель. Первоначальным владельцем усадьбы был чиновник Князев, а позже особняк перешёл в собственность Семёновой.

В середине 1980-х годов, в ходе реконструкции и расширения улицы Малышева, оригинальное здание было демонтировано, но его облик сохранили — дом воссоздали («скопировали») в новом месте, на перекрёстке улиц Белинского и Карла Маркса, где он и стоит по сей день.

Женщина со штативом на плече на фоне строящихся домов по проспекту Космонавтов, 1965 год.

Автор: А.А. Грахов

Автор: А.А. Грахов

Вид на проспект Ленина от улицы Восточной до улицы Луначарского, 1960-1969 год.

Автор: А. А. Грахов

Автор: А. А. Грахов

Широкоэкранный кинотеатр "Совкино" и Свердловский театр музыкальной комедии, 1962 год.

Автор: П. Робин

Автор: П. Робин

18 октября 1909 года в Екатеринбурге состоялось знаковое событие — французский предприниматель Кай Лоранж открыл первый кинотеатр. Новомодное и быстро ставшее популярным заведение получило название «Лоранж» — в честь своего основателя — и разместилось в центре города, в так называемом Доме Певина.

Через несколько лет, в 1913 году, кинотеатр переехал в специально построенное для него здание на противоположном углу перекрёстка Главного и Вознесенского проспектов (ныне — проспект Ленина и улица Карла Либкнехта). Это двухэтажное сооружение в стиле модерн внешне выглядело скромно, но внутри поражало уютом и продуманной атмосферой. Перед началом сеансов зрителей развлекал живой оркестр, игравший на специальной эстраде.

После революции кинотеатр перешёл в собственность акционерного общества «Совкино» и был переименован соответственно. Рядом возвышалось здание Коммерческого собрания, одно из самых престижных до революции. Позже оно стало Домом Октябрьской революции, а с 1933 года Театром музыкальной комедии.

В 1962 году оба здания — кинотеатр и бывшее собрание — были объединены в единый архитектурный ансамбль с современным на тот момент стеклянным фасадом. Так «Совкино» просуществовало почти столетие, пока в 2007 году не закрылось.

Городской пруд. Макаровский мост, 1960 год.

Площадь 1905 года. Заводные девушки на демонстрации, 1962 год.

Вид на фонтан и памятник играющим детям в Дендропарке на улице 8 Марта, 1960-1969 год.

Автор: А.А. Грахов

Автор: А.А. Грахов

В 1948 году на заводе «Уралхиммаш» отлили 2 фонтана-чаши. Один из них спустя несколько лет установили в Дендропарке на улице 8 Марта.

Фонтан-чаша был диаметром 6 метров. Вес фонтана 48 тонн. Для фонтана была сделана специальная электрическая подсветка.

Этот фонтан-чаша стал самым крупным в городе и украсил новый дендрарий, превратившись в одну из его главных достопримечательностей.

Городок Чекистов, 1959-1962 год.

Автор: В. Суворов

Автор: В. Суворов

Жилой комплекс, известный как «Жилой комбинат НКВД» или в народе — «Городок чекистов», начал возводиться в начале 1930-х годов на территории, ограниченной улицами Луначарского, Ленина, Первомайской и Кузнечной.

Почему же «чекистов»? Название закрепилось не совсем точно: комплекс строился не для сотрудников ЧК (та уже давно прекратила существование), а для работников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и их семей. Однако в народном сознании силовики по-прежнему ассоциировались с «чекистами» — отсюда и устойчивое прозвище.

Автором проекта выступил архитектор Иван Павлович Антонов — один из ярких представителей уральского конструктивизма. Именно он в Свердловске создал более 20 зданий в этом стиле, и «Городок чекистов» стал одним из его самых значимых ансамблей.

Замысел архитекторов был по-настоящему утопическим: квартал задумывался как образцовая коммуна будущего. Внутреннее пространство разбивалось на функциональные зоны — спортивные, рекреационные, хозяйственные, каждая со своей задачей. Всё это продумывалось с одной целью: максимально освободить жильцов от бытовой рутины, чтобы они могли сосредоточиться на главном служении советскому государству.

Переезд в жилой дом по улице Луначарского, 167. ,1960 год.

Фото из семейного архива Андрея Копырина

Фото из семейного архива Андрея Копырина

Начало улицы Посадской, 1964 год.

Автор: Сергей Иванович Гагин

Автор: Сергей Иванович Гагин

Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе всерьёз задались вопросом: как максимально быстро обеспечить трудовой народ полноценным жильём? Причём речь шла не о временных бараках, а о квартирах с водой, канализацией, центральным отоплением — всем, что тогда считалось признаком настоящей «культурной» бытовой среды.

Свердловск в те годы буквально утопал в старых деревянных бараках, их насчитывалось около пятнадцати тысяч, и многие уже давно ветшали. Но эпоха бараков подходила к концу. На рубеже 1950–1960-х годов в столице Урала стремительно формировалась мощная строительная инфраструктура, а в авангарде — крупнопанельное домостроение: быстрое, дешёвое и технологичное.

Именно благодаря ему темпы жилищного строительства взлетели до невиданных высот. Если в середине 1950-х в городе ежегодно вводили около 3,5 тысячи квартир, то уже в 1960-е эта цифра выросла более чем втрое — до 12 тысяч в год. Так Свердловск шагнул от деревянной старины к эпохе бетонных микрорайонов. Многие районы строились прям на торфяниках, что хорошо видно на фотографии, где в будущем вырос новый район.

Телефонная станция, 1969 год.

Фото А. Лысякова (ГАСО)

Фото А. Лысякова (ГАСО)

Белая башня, 1968 год.

Водонапорная башня, спроектированная в 1931 году, стала подлинным шедевром советского конструктивизма и ярким архитектурным символом эпохи. Выведенная из эксплуатации в 1960-е годы, она долгие десятилетия стояла заброшенной, постепенно приходя в упадок. Однако спустя почти сто лет после своего рождения башню ждёт второе рождение: по инициативе Музея архитектуры имени Алексея Щусева запланирована масштабная реконструкция, которая вернёт ей былую значимость и новую жизнь.

Вид на железнодорожное полотно вдоль улицы Селькоровской, 1964-1965 год.

Улица Челюскинцев (возле Железнодорожного вокзала), 1968-1969 год.

На перроне аэропорта Кольцово, 1966 год.

Автор: И. Тюфяков

Автор: И. Тюфяков

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
1415
История История

Фронт и тыл Великой Отечественной Войны на снимках. 20 раскрашенных фотографий. Часть 8

Серия Подборки фотографий

Немец смотрит на портрет маршала Советского Союза И.В. Сталина на Унтер-ден-Линден. Берлин. Советская зона оккупации Германии. 3 июня 1945 года.

Артиллеристы занимают позицию. 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. Кольский п-в, 1941 год.

Фотограф: Евгений Халдей

Фотограф: Евгений Халдей

На Курской дуге. Обкатка пехоты танками. Красноармейцы в окопе и танк Т-34, который преодолевает окоп, проходя над ними.

Автор: Марк Марков-Гринберг

Автор: Марк Марков-Гринберг

Ленинградцы обучаются приемам штыкового боя у Исаакиевского собора. Занятия проводились в рамках «Всевобуча». 1941-1942.

Занятия проходили у стен Исаакиевского собора и были частью программы «Всевобуч» — Всеобщего военного обучения. В неё вовлекали не только мужчин призывного возраста, но и подростков, женщин, пожилых людей, рабочих и служащих. Цель была едина — обеспечить базовую боевую подготовку как можно более широких слоёв населения, превратив каждого гражданина в потенциального защитника города.

Тяжелые самоходные артиллерийские установки САУ СУ-152 одной из частей 2-го Прибалтийского фронта преодолевают вброд водную преграду. Латвийская ССР, июль - август 1944 года.

Фотограф: Владимир Гребнев

Фотограф: Владимир Гребнев

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка у фронтовой землянки. Геленджик, сентябрь 1943 года.

Фотограф: Евгений Халдей

Фотограф: Евгений Халдей

«Ночные ведьмы» — легендарные лётчицы Великой Отечественной войны. Так немецкие солдаты прозвали женщин-лётчиц 588-го ночного бомбардировочного авиаполка — единственного в мире женского авиаполка, сформированного целиком из добровольцев. Официально они числились как часть 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, но в истории навсегда остались под жутковато-уважительным прозвищем «Ночные ведьмы».

Летали они на устаревших бипланах По-2 — деревянных, тканевых, медленных и почти бесшумных. Именно эта «тишина» делала их особенно опасными: перед сбросом бомб мотор глушили, и самолёт скользил вниз, как призрак. Немцы не слышали приближения — только свист ветра… и взрыв.

За всю войну «Ночные ведьмы» совершили более 23 тысяч боевых вылетов, сбросив около 3 тысяч тонн бомб. Многие из них стали Героями Советского Союза, а потери полка — одни из самых высоких в советской авиации: каждая третья лётчица погибла.

Это были не просто пилоты — это были символы мужества, стойкости. Их подвиг до сих пор вдохновляет, напоминая: героизм не имеет пола, а небо — не всегда принадлежит только мужчинам.

Котенок на пепелище города Жиздра, Смоленская область, 1943 год.

Жиздра (с 1944 года — в составе Калужской области).

Жиздра (с 1944 года — в составе Калужской области).

Оригинальное название снимка: «По дорогам войны. На пепелище…».

Фотограф М. Савин вспоминал: «В этом небольшом городе Жиздра после боёв я никого не нашёл в живых, кроме этой раненой кошки».

Жиздра — древний городок на берегу одноимённой реки, впервые упомянутый в летописях ещё в 1146 году. С 5 октября 1941 года он оказался под немецкой оккупацией. В феврале–августе 1943 года в районе Жиздры вновь развернулись ожесточённые сражения.

Перед отступлением гитлеровцы в течение двух недель систематически уничтожали город: квартал за кварталом он горел дотла. Каменные церкви и дома взрывали, колодцы отравляли, а улицы, тротуары и даже огороды минировали. В результате Жиздра была полностью стёрта с лица земли.

Трудоспособную молодёжь насильно угнали в Германию на принудительные работы.

Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя воздушной тревоги, 1942 год.

Фотограф: Борис Кудояров

Фотограф: Борис Кудояров

Николая Сергеевича Смирнова (1923 года рождения) на Нежинском направлении. Сентябрь 1943 года.

Фотограф: Семен Фридлянд

Фотограф: Семен Фридлянд

Старший сержант Валентина Андреевна Пономарева (1926 г.р.), санинструктор 705-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии, оказывает первую помощь — накладывает повязку на рану младшему лейтенанту, командиру взвода автоматчиков 383-го стрелкового полка той же дивизии.

Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде, 1943 год.

В феврале–марте 1943 года в Краснооктябрьском районе Сталинграда действовала единственная начальная школа (четыре класса), где учились 76 детей. Занятия проходили в полуразрушенном здании: с потолка свисали обломки штукатурки и кирпичи, угрожая обвалом. Несмотря на опасность, это было единственное место, где школа могла хоть как-то функционировать.

Эвакуация раненого с поля боя на собачьей упряжке под Львовом. Август 1944 года.

Фотограф: Георгий Хомзор

Фотограф: Георгий Хомзор

Оружейники загружают бомбы ФАБ-50 и ФАБ-100 в советский бомбардировщик Пе-2 перед вылетом. Информации о месте и дате съемки нет.

С осени 1941 года пикирующий бомбардировщик Пе-2 стал активно использоваться на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в составе морской авиации Балтийского и Черноморского флотов. Уже во время контрнаступления под Москвой на его долю приходилось около четверти всех бомбардировщиков, задействованных в операции.

Однако бомбардировка с пикирования оказалась делом исключительно сложным и опасным: пилоты рисковали попасть под осколки собственных бомб. Поначалу командование избегало таких рискованных манёвров, но всё изменил дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. Именно он внедрил в боевую практику тактику точечных ударов с пикирования.

Во время Сталинградской битвы родилась знаменитая «полбинская вертушка» — тактический приём, при котором десятки Пе-2, заходя в пикирование под углом до 70 градусов, поочерёдно наносили точечные удары, прикрывая друг друга. Такой манёвр делал самолёты крайне трудной целью для зенитной артиллерии.

Пе-2 успешно применялись и в условиях уличных боёв, действуя с малых высот для максимальной точности. Особенно ярко их эффективность проявилась на Курской дуге: только за один день — 16 июля 1943 года — 115 машин 3-го бомбардировочного авиакорпуса уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 12 пулемётных и миномётных точек, а также 7 складов с горючим и боеприпасами.

До самого конца войны Пе-2 оставался одним из ключевых ударных самолётов Красной армии, участвуя во всех крупнейших сражениях и заслуженно став символом советской фронтовой авиации.

Маленькая девочка в избе. Оккупированная немцами территория (ныне Белгородская область),1942 год.

Фотограф: Франц Грассер

Фотограф: Франц Грассер

Советские автоматчики на крыше дома в Сталинграде, январь 1943 года.

Между боями. Новороссийск, июнь - август 1943 года.

Фотограф: Евгений Халдей

Фотограф: Евгений Халдей

Оригинальная подпись к фото: «Обитательница моей машины». Крымский фронт. Январь, 1942 год.

Техник-лейтенант Василий Михайлович Арзамасцев (1919–1979), командир фотовзвода 796-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона, кормит своего необычного питомца — совёнка.

Берлин, Германия, май 1945 года.

Воздушный бой, 1945 год.

Фотограф: Евгений Халдей

Фотограф: Евгений Халдей

Советские офицеры с чешскими детьми в освобожденной Праге. Май, 1945 года.

Праздничный салют над Кремлем в день победы Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне. 9 мая, 1945 года.

Фотограф: Николай Ситников

Фотограф: Николай Ситников

9 мая 1945 года для советских людей началось в 2:10 утра — с исторического сообщения Юрия Левитана: «Великая Отечественная война победоносно завершена! Германия полностью разгромлена!»

Страна взорвалась ликованием: люди будили соседей, выходили на улицы, устраивали митинги на заводах. «Незнакомые целовались — мы все были одним целым», — вспоминал очевидец Геннадий Цыпин.

В Москве звучали оркестры, танцевали на площадях, в кинотеатре «Ударник» показывали хронику взятия Берлина. К вечеру над Красной площадью зажглись берлинские прожекторы, в 21:00 выступил Сталин, а в 22:00 прогремел победный салют — 30 залпов из тысячи орудий.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
545
История История

Редкие и интересные фотоматериалы с фронтов Первой Мировой Войны. 20 раскрашенных фотографий. Часть 4

Серия Подборки фотографий

Медведь с российскими офицерами в германском "Бенце", 1915 год.

За рулём автомобиля — штабс-капитан И. И. Кравцевич из XVII корпусного авиационного отряда, а на заднем сиденье — медвежонок, почти наверняка служивший талисманом этой авиационной части.

Первая мировая война стала переломным моментом в истории человечества — эпохой, когда рухнули великие империи, разгорелись революции, а технологии убийства сделали роковой рывок вперёд.

Эта глобальная трагедия, унёсшая жизни более шестнадцати миллионов человек, не просто потрясла мир — она заложила фундамент для будущих катастроф: Второй мировой войны и формирования современного международного порядка.

Сегодня предлагаю вам особую подборку — раскрашенные фотографии с фронтов и тылов Первой мировой.

Реабилитационный центр для слепых солдат. Париж, 1916 год.

В разгар Первой мировой войны, когда поток раненых не иссякал, во Франции начали создавать специализированные учреждения для восстановления бойцов, вернувшихся с фронта без зрения. Один из таких центров открылся в Париже в 1916 году — здесь слепые солдаты учились заново жить: ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю, осваивать ремёсла и возвращать себе чувство достоинства.

Ремонтные мастерские Британского королевского танкового корпуса. Первая Мировая, 1918 год.

Первая мировая война стала кузницей многих технологических прорывов, и одним из самых революционных изобретений той эпохи стал танк. Впервые он появился на полях сражений в 1916 году — во время битвы на Сомме — и сразу же изменил ход позиционной войны, застопорившейся в окопах и колючей проволоке.

Первые танки были медленными, ненадёжными и крайне неудобными для экипажей: внутри царила духота, оглушительный шум и угарный газ, а скорость едва превышала пешую ходьбу. Тем не менее, их броня и способность преодолевать траншеи и завалы производили ошеломляющее впечатление на противника.

Британия первой запустила танки в бой под обозначением Mark I, позже последовали французские Schneider CA1 и знаменитый Renault FT — первый в мире танк с вращающейся башней, ставший прообразом всех современных машин. Германия, напротив, почти не уделяла внимания танкостроению: за всю войну она выпустила всего около 20 единиц A7V.

Несмотря на примитивность, танки Первой мировой заложили основу бронетанковых войск XX века

Американская медсестра в противогазе во время работы в окопах на передовой. Первая Мировая, 1918 год.

Развлечения британских солдат во время Первой Мировой войны, 1917-1918 гг.

Даже в условиях окопной жути, постоянной угрозы смерти и изматывающей рутины фронта британские солдаты находили способы сохранить человечность — через юмор, музыку, спорт и простые радости повседневности. В период 1917–1918 годов, когда война вступила в особенно изнурительную фазу, развлечения стали не просто отдушиной, а важным элементом психологической выживаемости.

В тыловых лагерях и в перерывах между боями солдаты устраивали футбольные матчи, играли в карты, читали письма из дома, пели песни под гитару и ставили самодеятельные спектакли (на фотографии как раз такой момент). Особенно популярны были концерты с участием приглашённых артистов — часть обширной программы поддержки морального духа армии, организованной британским командованием.

Французский танк Saint-Chamond. Первая Мировая, 1917-18 год.

Saint-Chamond — один из первых в мире танков, созданных во Франции в годы Первой мировой войны. Эта гусеничная боевая машина с комбинированным вооружением: 75-мм пушкой и четырьмя пулемётами.

Всего было выпущено 400 экземпляров; последние сошли с конвейера в марте 1918 года. Танк отличался характерной плоской крышей, двумя цилиндрическими башенками — для водителя и командира и бортовой бронёй, доходившей до самой земли и закрывавшей ходовую часть.

Его силовая установка развивала 90 л.с., экипаж состоял из восьми человек, а максимальная толщина брони достигала 17 мм. Несмотря на внушительное вооружение, Saint-Chamond уступал по проходимости своему знаменитому собрату — Renault FT, и в бою проявил себя не лучшим образом.

Немецкие войска выходят из облака ядовитого газа, 1914-1918 год.

Немецкие штурмовики, возглавляемые офицером, появляются из густого облака фосгена — ядовитого газа, выпущенного немецкими войсками для прикрытия атаки на британские окопы.

Это смертоносная газовая завеса служила не только оружием, но и маскировкой: скрывая продвижение пехоты, она создавала тактическое преимущество в условиях жестокой окопной войны.

Применение отравляющих веществ — хлора, фосгена, иприта, стало трагической нормой на фронтах Первой мировой войны, несмотря на все ужасы, которые оно несло как для солдат, так и для самой этики ведения войны.

Беженцы. Француженка со своими детьми и голландская медсестра. Первая Мировая война, 1918 год.

Офицер британского ветеринарного корпуса со своими подопечными. Греция, 1916 год.

Австралийский солдат, играющий с кенгуру перед египетскими пирамидами Снимок, который был сделан во время Первой мировой войны на окраине Каира.

Снимок сделан в 1914 году во время Дарданелльской операции — масштабной военной операции, предпринятой в ходе Первой мировой войны по инициативе Уинстона Черчилля. Целью кампании было захватить Константинополь и вывести Османскую империю из войны.

Бельгийские карабинеры ведут пулеметы, запряженные собачьими упряжками , сфотографированные во время битвы на границе в августе или сентябре 1914 года.

Немецко-австрийская оккупация Украины, 1918 год.

2 июня 1918 года Берлин официально признал независимость Украинской державы под управлением гетмана Павла Скоропадского — лидера, поставленного у власти при поддержке Германии. На деле это государство стало аграрным придатком Центральных держав и просуществовало всего семь месяцев — до момента, когда немецкие войска были вынуждены покинуть Украину после поражения в Первой мировой войне.

За время оккупации немецкие власти систематически вывозили с украинских земель огромные объёмы продовольствия и сырья. По официальным данным, за этот период было отправлено 37 000 железнодорожных вагонов с грузами: зерном, сахаром, скотом, яйцами, а также углём и марганцем. Ещё около 5 000 вагонов ушли по так называемой «личной инициативе» — фактически в рамках неформального, но масштабного мародёрства. Украина превратилась в ресурсную колонию, чьи богатства питали истощённую войной Германию и Австро-Венгрию.

Русские солдаты уходят с фронта во время Первой Мировой войны, 1918 год.

Беженцы из Антверпена. Бельгия, 1914 год.

Осенью 1914 года, во время стремительного наступления немецких войск в ходе Первой мировой войны, сотни тысяч жителей Бельгии были вынуждены покинуть свои дома. Особенно массовый исход начался после осады и падения Антверпена — одного из ключевых городов страны.

Люди всех возрастов с детьми на руках, с узелками и тележками, часто без еды и крыши над головой устремились вглубь страны или к границам с Нидерландами и Францией в поисках спасения.

Видимо, в этой ситуации именно произведения искусства оказались самыми важными — ценнее всего, что можно было спасти.

Улицы послевоенного Лилля. Франция, 1919 год.

Часовой в маске и полном доспехе, наблюдающий за ближайшей траншеей. 10 января 1915 года.

Революционно настроенные солдаты русской армии возвращаются с фронтов 1-й Мировой войны. Первая Мировая война, 1917 год.

Рентгенолог в защитной одежде и шлеме. Первая мировая война, Франция, около 1918 года.

Фотограф: Х. Дж. Хикман.

Фотограф: Х. Дж. Хикман.

Военнослужащие действующей армии стреляют из пулемета по аэроплану во время Первой Мировой войны, 1916 год.

Фотограф - штабс-капитан Мартынов

Фотограф - штабс-капитан Мартынов

Толпа наблюдает за британским дирижаблем, пролетающим над портом в Остенде во время Первой мировой войны, 1914 год.

В начале XX века дирижабли считались вершиной авиационной мысли — гигантскими «воздушными крейсерами», способными не только наблюдать за полем боя, но и нести смертоносный груз на вражеские города. В Первую мировую войну они впервые были массово применены в военных целях, особенно Германией, чьи цеппелины стали символом новой эры воздушной войны.

Изначально дирижабли использовались для разведки: над морем они корректировали огонь артиллерии, отслеживали передвижения флота, а над сушей — выявляли позиции противника. Однако уже в 1915 году Германия начала бомбардировки британских городов, включая Лондон. Эти ночные налёты вызывали панику среди гражданского населения и стали одними из первых примеров стратегической бомбардировки тыла.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
558
Животные Животные

Удивительные и забавные фотографии с животными. Подборка 20 раскрашенных фотографий из ХХ века. Часть 6

Серия Подборки фотографий

Сотрудник Московского зоопарка И.А. Кузьминых с детенышами ирбиса (снежного барса). Москва, 1985 год.

Фотограф: В.В. Ахломов.

Фотограф: В.В. Ахломов.

Для всех, кто с теплотой смотрит в прошлое и обожает ретро-фотографии, я подготовил особую подборку — настоящую галерею очаровательных, трогательных и порой забавных моментов из жизни животных прошлого.

Эти пушистые (и не только!) герои — не просто снимки, а маленькие истории, наполненные добротой и искренностью. Пусть их улыбки, взгляды и непосредственность подарят вам тёплую улыбку и заряд позитива на целую неделю.

Слон в зоопарке. Вашингтон, округ Колумбия, 1926 год.

Кот, петух и лиса в одном вольере. Московский зоопарк, 1964 год.

Автор: А. Анжанов

Автор: А. Анжанов

В зоопарке разыгралась живая аналогия знаменитой народной сказки «Кот, Петух и Лиса» — только вместо деревенского тут двор зоопарка.

Бегемот по кличке Скиппер пьет молоко, 1941 год.

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Редкого детёныша карликового бегемота по имени Скиппер в 1941 году нашли в Либерии — его бросила мать. Малыша перевезли в США на лодке вместе с любителем-зоологом. Из-за особенностей кожи Скиппера приходилось постоянно увлажнять, чтобы она не пересыхала и не шелушилась.

Бегемоты — третьи по величине млекопитающие на Земле после слона и белого носорога. Но существует и их неожиданно компактный родственник — карликовый бегемот, который, особенно в детстве, выглядит почти игрушечным. Именно этот контраст делает его по-настоящему очаровательным и необычным.

Яркий пример — Му Дэн, карликовый бегемот из тайского зоопарка, чьи снимки в 2024 году взорвали интернет, превратив его в настоящую вирусную сенсацию.

Маленькая девочка с ягненком, 1950-е.

Фотограф: Хайнц-Юрген Геттерт

Фотограф: Хайнц-Юрген Геттерт

Прага. 1970-е годы.

Фотограф: František Dostál

Фотограф: František Dostál

Джентльмен подкармливает белочку. Швеция, 1945 год.

Хелен Мартини, жена смотрителя львов в зоопарке Бронкса, заботится о трех тигрятах после того, как их мать отказалась их кормить, 1944 год.

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Фотограф: Альфред Эйзенштадт

Птенец тёмной крачки одиноко стоит на пляже, ожидая возвращения родителей с ежедневной охоты в море, 1954 год.

Фотограф: Фриц Горо

Фотограф: Фриц Горо

Одинокий птенец на пляже — как ребёнок, оставшийся в садике последним: сидит и с тревогой гадает — не забыли ли его родители.

Тюлень на фоне научно-исследовательского судна в Антарктиде, 1965 год.

Фотограф: Фред Гринберг

Фотограф: Фред Гринберг

Обезьяна Рикки и ее дрессировщик Степан Исаакян играют в шахматы. Ереван, 1965 год.

Автор: Мирослав Муразов

Автор: Мирослав Муразов

Биосферный заповедник Аскания-Нова им. Ф. Э. Фальц-Фейна в Херсонской области, Украинская ССР, 1964 год.

Фотограф: Владимир Минкевич

Фотограф: Владимир Минкевич

«Петербургское дворянство», 1992.

Фотограф: Мария Снигиревская

Фотограф: Мария Снигиревская

Жеребенок Бостон породы «русский тяжеловоз» на государственном Новоалександровском конезаводе. Украинская ССР, 1985 год.

Фотограф: Александр Лыскин

Фотограф: Александр Лыскин

Летний пионерский лагерь им. летчика-космонавта СССР Германа Титова в Подмосковье. Московская область, 1963 год.

Автор: Яков Берлинер

Автор: Яков Берлинер

Юный натуралист Лена Попова со своими питомцами - морскими свинками.

Жительница староверческой деревни Аудрини Резекненского края Я. Вобаль ухаживает за животными. Латвийская ССР, 1984 год.

Фотограф: Всеволод Тарасевич

Фотограф: Всеволод Тарасевич

«Довима со слонами». Париж, 1955 год.

Фотограф: Ричард Аведон

Фотограф: Ричард Аведон

Мальчик с цыплёнком, 1954 год.

Фотограф: Фредд Рид

Фотограф: Фредд Рид

Рысь на берегу озера в Онтарио, Канада, 1902 год.

Фотограф: Джордж Ширас

Фотограф: Джордж Ширас

Близнецы со слонами, Сарасота, США, 1947 год.

Фотограф: Луиза Даль-Вульф

Фотограф: Луиза Даль-Вульф

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1159
Транспорт Транспорт

Интересные и местами забавные снимки на автомобильную тематику. 20 раскрашенных фотографий из ХХ века. Часть 11

Серия Подборки фотографий

Девушка и «Москвич». Московская область, 1973 год.

Автомобиль Fiat Topolino. Милан, 1948 год.

Fiat Topolino — один из самых маленьких и культовых автомобилей 1930-х годов, впервые представленный в 1936 году. Название «Topolino» (с итал. — «мышка») отражало его компактные размеры.

Несмотря на скромные габариты, Topolino стал настоящим народным автомобилем Италии, доступным, надёжным и удивительно практичным для своего времени. Он развивал скорость до 85 км/ч и потреблял всего около 5–6 литров топлива на 100 км.

Topolino был разработан как ответ на растущий спрос на недорогой транспорт для широких слоёв населения и стал одним из первых «микроавтомобилей» в Европе. Его необычный, почти игрушечный облик, передние независимые подвески и передовое для эпохи инженерное решение (например, синхронизированная коробка передач) сделали его хитом продаж.

Экспериментальный автомобиль-такси Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики "Перспективное Такси" на территории ВДНХ. Москва, 1965 год.

Фотограф: Анатолий Сергеев-Васильев

Фотограф: Анатолий Сергеев-Васильев

Идея создания специализированного такси в СССР возникла ещё в 1930-е годы, но тогда она так и не получила развития. Лишь в 1960-е, когда страна оправилась от послевоенной разрухи и уровень жизни начал расти, вопрос о современном городском такси стал особенно актуальным.

За проект взялся ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. После дискуссий в 1962 году было решено создать не просто автомобиль, а минивэн решение по тем временам революционное. Вдохновение, по легенде, подсказал чиновник, чья жена едва втиснулась в обычную машину из-за высокой причёски, отсюда и требование к высокой крыше и удобной посадке.

К 1964 году был готов опытный образец — ПТ («Перспективное такси»). Его кузов с несущим стальным каркасом и стеклопластиковой обшивкой поражал простором: при длине всего 4 метра внутри легко размещались четыре пассажира — трое на заднем диване и один на откидном сиденье рядом с водителем.

Особое внимание уделялось удобству: дверь по центру кузова открывалась дистанционно водителем, пол был ровным, крыша — высокой, а почти весь верх автомобиля занимали окна, обеспечивая отличный обзор. Передняя часть салона была отделена от пассажирской зоны изогнутой перегородкой из оргстекла — как в современном общественном транспорте. Багажник отсутствовал (двигатель располагался сзади), но под ногами пассажиров помещались чемоданы и даже детская коляска.

Технически ПТ базировался на агрегатах «Москвича»: 50-сильный мотор и масса 1,2 тонны позволяли развивать скорость чуть ниже 100 км/ч — достаточно для городских поездок.

Месяц испытаний в Москве показал: машина практична, удобна и заслуживает серийного выпуска. Однако, несмотря на положительные отзывы, никто не взял на себя ответственность за запуск производства. В итоге проект закрыли, и СССР так и не получил своего современного такси.

Dodge Challenger, 1972 год.

ГАЗ-М415, 1940-е.

Пикап ГАЗ-М-415 был рассчитан на перевозку либо 500 кг груза, либо восьми человек — шестеро из них размещались на откидных лавках в кузове. С 1937 по 1941 год было выпущено 5 382 таких автомобиля.

Автомобиль Buick roadster на улице в Сан-Франциско, 1918 год.

Автомобиль Davis Divan. Калифорния, 1945 год.

Фотограф: Нина Лин

Фотограф: Нина Лин

МАЗ-2000 Перестройка в центре Минска, 1988 год.

МАЗ-2000 «Перестройка» — экспериментальный советский грузовик, разработанный Минским автомобильным заводом в конце 1980-х годов в рамках масштабной программы по модернизации отечественного автопрома. Название «Перестройка» отражало дух эпохи, стремление к обновлению, инновациям и выходу на мировой уровень.

Автомобиль кардинально отличался от привычных советских грузовиков: он получил современную аэродинамичную кабину, дизельный двигатель с турбонаддувом, автоматическую коробку передач, независимую подвеску передних колёс и целый ряд решений, ранее не применявшихся в СССР. Машина проектировалась с учётом международных стандартов и даже проходила испытания за рубежом, в частности в Финляндии.

Несмотря на передовые технологии и высокие оценки специалистов, МАЗ-2000 так и не пошёл в серийное производство. Распад СССР, экономический кризис и отсутствие финансирования поставили крест на проекте.

ЗиС 110А. Москва, 1947 год.

На фотон автор дизайна Porsche 911 — Фердинанд Александр «Бутци» Порше, старший сын Ферри Порше и внук Фердинанда Порше.

Porsche 911 — легендарный спортивный автомобиль, впервые представленный на Франкфуртском автосалоне в 1963 году. Изначально оснащался 2,0-литровым оппозитным двигателем мощностью 130 л.с. и задним приводом. С момента дебюта модель стала символом немецкого инженерного мастерства, сочетая динамику, элегантный дизайн и уникальную компоновку с мотором, расположенным сзади. На протяжении десятилетий Porsche 911 неоднократно модернизировался, но сохранил свою узнаваемую форму и статус иконы автомобильного мира.

Гоночный мотоцикл «С-364», предназначенный для шоссейных кольцевых гонок со скоростью до 230 км в час, в павильоне «Промышленность товаров народного потребления» на ВДНХ. Москва, 1967 год.

Фотограф: Н. Кулешов.

Фотограф: Н. Кулешов.

В середине 1960-х годов руководство СССР решило заявить о себе на международной арене шоссейно-кольцевых мотогонок, чтобы продемонстрировать Западу спортивно-технический потенциал страны. Для этой цели были выделены средства на создание гоночного мотоцикла, и Серпуховский мотоциклетный завод приступил к разработке модели под обозначением С-364.

Машина получила передовой для своего времени четырёхцилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами (привод — через конические шестерни), шестиступенчатую коробку передач и сухое многодисковое сцепление. Рама конструктивно напоминала легендарную Norton Featherbed Manx.

Уже в дебюте на Гран-при ГДР — советские пилоты произвели фурор: Николай Севостьянов и эстонец Эндель Кийса заняли второе и третье места в квалификации. В гонке 500-кубовых машин Севостьянов финишировал четвёртым, уступив лишь признанным звёздам — Майку Хейлвуду (MV Agusta), Майку Даффу и Пэдди Драйверу (Matchless). Позже он повторил этот результат на этапе в Финляндии, а Кийса стал первым в истории советского мотоспорта гонщиком, поднявшимся на подиум чемпионата мира — он занял третье место в классе 350 см³.

Появление С-364 вызвало большой интерес как внутри страны, так и за рубежом, став настоящим прорывом советского мотостроения.

Замена моторного масла в компании Havoline Oil. Вашингтон, округ Колумбия, 1924 год.

Самодельный автомобиль слесаря Георгия Звонилова. Киров, 1960-е.

В 1963 году в Кирове слесарь Георгий Звонилов собрал собственный автомобиль — двухместную открытую машину под названием «Аэлита». Работу над ней он начал годом ранее, вдохновившись чертежами из журнала. Каркас он сварил из стальных труб, кузов обшил листовым металлом, а в качестве силового агрегата использовал двигатель от мотоцикла ИЖ-«Юпитер-3», разместив его сзади. Трансмиссию взяли от «Москвича-407».

«Аэлита» выделялась необычным дизайном: фары крепились на передних крыльях, а крупные колёса обеспечивали проходимость по бездорожью. Уже через год после начала работ автомобиль был готов и вскоре стал одним из самых известных самодельных авто в СССР.

Машина демонстрировалась на выставках, а по некоторым данным, даже попала в Книгу рекордов Гиннеса. Звонилов активно использовал «Аэлиту» для путешествий по стране, а в 1968 году продал её московскому коллекционеру. Сегодня автомобиль хранится в музее в Москве.

Детройт, Ford Galaxie 500, 1960 год.

Фотограф: Бальтазар Кораб.

Фотограф: Бальтазар Кораб.

ГАЗ-21 — советский экспериментальный автомобиль повышенной проходимости. В массовое производство не пошёл, хотя было изготовлено около ста машин, 1937 год.

Трёхосный ГАЗ-21, появившийся в 1937 году, не имеет ничего общего с последующей «Волгой», получившей тот же индекс. Этот пикап оснащён двумя ведущими задними мостами и на самом деле имеет десять колёс — четыре из них закреплены на днище для улучшения проходимости. До наших дней сохранился лишь один экземпляр.

Толпа зрителей вокруг Citroen DS на Парижском автосалоне в октябре 1955 года.

Citroën DS — революционный французский автомобиль, впервые представленный в 1955 году на Парижском автосалоне. Его футуристичный дизайн, разработанный итальянским дизайнером Флавио Бертони, и передовые технологии произвели настоящий фурор: за первые 15 минут выставки было оформлено 743 заказа, а за первый день — свыше 12 000.

Chevrolet Corvette с двигателем от «Чайки», принадлежащий советскому каскадеру Александру Микулину, 1960-е.

В СССР иностранные автомобили были редкостью, но среди них особенно выделялся Chevrolet Corvette 1957 года — с двигателем от советской «Чайки» ГАЗ-13. Этот необычный родстер принадлежал каскадеру Александру Микулину, известному по погоням в фильмах «Берегись автомобиля» и «Приключения итальянцев в России».

Как Corvette оказался в СССР — до конца неясно, возможно, его привезли для испытаний, а потом передали кинематографистам. Оригинальный мотор заменили на 5,5-литровый «чайковский» (195 л.с.), но из-за его габаритов пришлось прорезать дыру в капоте. В 1970-х машину доработали для лучшего охлаждения, а в 1981-м она появилась в фильме «Отпуск за свой счёт» с новым капотом, решёткой радиатора, колёсами в стиле хотрод и яркой окраской.

Трагическая история случилась в июле 2020 года: Микулин попал на этом Corvette в тяжёлую аварию на Успенском мосту в Краснодарском крае и был госпитализирован с серьёзными травмами. В этом году каскадеру исполнилось 85 лет.

Толпа смотрит на разбитый автомобиль в канаве, примерно 1910 год.

Автомобиль Варшава М-20. Польша, 1958 год.

Современная история польского легкового автомобилестроения началась в 1951 году с запуска серийного производства модели Warszawa M20 на Варшавской фабрике специальных автомобилей (FSO).

Этот автомобиль стал лицензионной копией советской «Победы» М-20, выпускавшейся с 1946 года на Горьковском автозаводе. По условиям соглашения польское правительство заплатило 380 миллионов злотых за техническую документацию, двигатель и комплект кузовных штампов от ГАЗа. Уже с 1956 года все компоненты Warszawa изготавливались исключительно на польских предприятиях.

За годы выпуска модель неоднократно модернизировалась. В 1957 году автомобиль получил обновлённый внешний вид — новую решётку радиатора, фары и доработанный двигатель. В 1961–1964 годах появились версии в кузовах седан, универсал («комби»), фургон и пикап. Благодаря сотрудничеству с французскими компаниями Etendard и Perkins, на машину начали устанавливать более мощные бензиновые и дизельные моторы — от 52 до 70 л.с.

С 1970 года Warszawa оснащалась современной четырёхступенчатой коробкой передач, заменившей устаревшую трёхступенчатую «горьковскую». Новые модификации получили индексы FSO 203/223 и FSO 204/224. Ведущим конструктором большинства обновлённых версий стал выдающийся польский инженер Станислав Лукашевич.

На базе агрегатов Warszawa в начале 1960-х были созданы популярные лёгкие коммерческие автомобили, фургоны, микроавтобусы и машины скорой помощи марок Nysa и Żuk, выпускавшиеся десятилетиями.

Warszawa оставалась на конвейере почти 23 года — до 1973 года. За это время было выпущено 254 471 экземпляр всех модификаций, из которых свыше 70 тысяч отправились на экспорт.

Интерьер завода Ford, Траффорд-парк, Манчестер, 1911–1927 гг.

Автомобили Ford Model T выстроились в длинные ряды на конвейере. Эта модель стала настоящим хитом: с 1913 по 1923 год она оставалась самым продаваемым автомобилем в Великобритании. Изначально, с 1911 года, сборка велась из импортных комплектующих, но уже к 1924 году доля британских деталей достигла 94%. В 1931 году Ford перевёл всё производство на новый, масштабный завод в Дагенхэме, графство Эссекс.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
1715

Жизнь Советской Москвы в 40-е годы. 20 раскрашенных фотографий. Часть 2

Серия СССР

Женщина-регулировщик движения на улице Охотный ряд в Москве, 1943 год.

Фотограф: Анатолий Гаранин

Фотограф: Анатолий Гаранин

Это десятилетие навсегда останется в памяти страны, как время величайшего испытания — Великой Отечественной войны. Но как жила Москва в эти годы? Как выглядела столица накануне грозы, как дышала в дни страшных бомбардировок, как сжималось сердце в битве за каждую улицу — и как, наконец, ликовала в День Победы?

Впрочем, 1940-е это не только война. Даже в годы лихолетья Москва не переставала расти, строиться и верить в будущее. Здесь продолжали копать метро, закладывали фундаменты сталинских высоток, а в 1947 году с размахом, как символ возрождения, отметили 800-летие столицы.

Расклейка афиш и плакатов на Метростроевской улице. Москва, 1948 год.

Фотограф: Капустянский Александр Борисович

Фотограф: Капустянский Александр Борисович

Соревнования судомоделистов, Москва 1948 год.

Фотограф: Валентин Хухлаев

Фотограф: Валентин Хухлаев

Соревнования судомоделистов проходили на Патриарших прудах.

Москва, 1947 год.

Фотограф: Роберт Капа

Фотограф: Роберт Капа

Детский сад в пос. Текстильщики на окраине Москвы, 1949 год.

Мокринский переулок, дом № 10. Москва, 1940-1941 год.

В начале XX века Зарядье — район, расположенный сразу за Китай-городом, вдоль Москвы-реки и вплотную к Кремлю, — был одним из самых бедных и перенаселённых кварталов Москвы. Несмотря на своё центральное положение, он напоминал не парадную часть столицы, а лабиринт трущоб, где ютились десятки тысяч горожан в антисанитарных и тесных условиях.

Здешние дома перестроенные из старинных палат и перепланированные под коммуналки, были переполнены. В одной комнате зачастую жили семьи из 6–10 человек, а то и несколько семей сразу. Воду носили из общих колонок, туалеты — на улице, канализации — почти не было. В зимнее время в домах было холодно, а летом — душно и кишели насекомыми.

Зарядье населяли преимущественно бедняки, мелкие ремесленники, извозчики, грузчики, служащие и мелкие торговцы. Здесь же находились дешёвые ночлежки, трактиры и подпольные притоны. Многие здания находились в аварийном состоянии, а узкие, кривые переулки были завалены мусором и отходами.

Несмотря на нищету, район был живым и насыщенным бытом: здесь кипели базарные торги, звучали песни под гармонь, дети играли на помойках, а дворы становились местом общественной жизни.

Разрушение Зарядья началось в 1930–1940-е годы, а окончательно его облик изменила постройка гостиницы «Россия» в 1967 году.

Ленинские горы. Москва, 1947 год.

Фотограф: Роберт Капа

Фотограф: Роберт Капа

Заготовка дров для москвичей. Москва, 1942 год.

Фотограф: Александр Устинов

Фотограф: Александр Устинов

Самой тяжёлой оказалась первая зима войны — даже при сверхнормативной выдаче и продаже дров их не хватало на полноценное отопление.

Урок был усвоен жёстко: уже летом 1942 года москвичи начали готовиться к холодам заранее. Тысячи горожан выезжали в Подмосковье на лесозаготовки, а в конце августа — начале сентября бревна и дрова доставлялись в столицу баржами и плотами по рекам.

Но и тогда обычным жителям топлива не хватило. В ноябре 1942 года, например, предприятие «Мосочиствод» выдавало своим служащим топливные брикеты из канализационных осадков, как альтернативу дровам.

Москвичи запасают дрова на зиму. Площадь Белорусского вокзала. Сентябрь - октябрь 1941 года.

Фотограф: Александр Устинов

Фотограф: Александр Устинов

В московском зоопарке. Боря Матвеев и жираф Вилли, 1943 год.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Станция "Динамо". В вагоне метро второй очереди (типа "Г"). Москва, 1940-1941 год.

Фотограф: Э. Евзерихин

Фотограф: Э. Евзерихин

Детский городок в Сокольниках, 1940 год.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Дети у яблони, посаженной Зоей Космодемьянской, 1947 год.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Каланчевский путепровод. Москва, 1948 год.

Электропоезда серии С — семейство пригородных электропоездов, выпускавшихся и эксплуатировавшихся в СССР с 1929 года. Название серии отражало их назначение: они проектировались для работы на Северной железной дороге.

Первым шагом стала электрификация участка Москва — Мытищи в июле 1929 года. Была выбрана система постоянного тока с напряжением 1500 В — решение, впоследствии ставшее стандартом для всех пригородных линий с моторвагонной тягой.

Уже 3 августа 1929 года на этом участке началось пробное движение электропоездов. К 1930 году электрификация охватила и соседние направления: Мытищи — Болшево, Мытищи — Пушкино, Болшево — Щёлково, Пушкино — Правда.

Изначально составы формировались из одной-двух трёхвагонных секций, но с ростом пассажиропотока перешли на три секции (9 вагонов). На крыше каждого моторного вагона размещались два пантографа — основной и резервный.

Первые девять трёхвагонных секций были построены в 1929 году: кузов собирался на Мытищинском вагоностроительном заводе, тяговые двигатели на заводе «Динамо», электрооборудование по лицензии британской фирмы Vickers.

Сначала вагоны носили обозначения ЭМ (электромоторный) и Э (прицепной электровагон). С 1936 года серию переименовали в Св — по названию дороги (Северная) и поставщику электрооборудования (Vickers).

Со временем, по мере износа оборудования, моторные вагоны Св модернизировали и переводили в другие подсерии: Сд, См, Смв, См3 и РС, продлевая таким образом жизнь одному из первых советских электропоездов.

Данный тип вагона можно увидеть в некоторых железнодорожных музеях в нашей стране.

Строительство высотного здания МИД, 1949 год

Фотограф: Александр Тартаковский

Фотограф: Александр Тартаковский

Это здание — одна из семи знаменитых московских высоток, заложенных 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы.

Проект разрабатывала мастерская «Горстройпроект»: над ним трудились более ста архитекторов и инженеров под руководством В. Г. Гельфрейха, М. А. Минкуса и главного конструктора Г. М. Лимановского.

В 1952 году здание передали МИДу и Минвнешторгу СССР, и с тех пор оно неразрывно связано с дипломатией.

Любопытно, что в первоначальном проекте шпиля не было — центральную часть венчала массивная башня с зубцами и обелисками. Лишь в 1951 году по решению властей здание увенчали шпилем, чтобы оно гармонировало с другими «сёстрами-высотками».

Юный авиамоделист. Москва, 1946 год.

Прожектора над городом в День Победы, 9 мая 1945 года.

Фотограф: Сергей Васин

Фотограф: Сергей Васин

Празднование восьмисотлетия Москвы у гостиницы "Москва" на Манежной площади 7 сентября 1947 года.

Это был первый по-настоящему масштабный праздник в городе после Великой Отечественной войны и Победы советского народа — отмеченный с особым размахом, радостью и облегчением.

Строительство Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, 1944 год.

Прокладка тоннелей от станции "Павелецкая" к станции "Серпуховская". Москва, 1948 год.

Фотограф: Л. Великжанин.

Фотограф: Л. Великжанин.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 19
4872

Интересная фотоподборка известных личностей СССР и мира в детстве и юности. 20 раскрашенных фотографий. Часть 5

Серия Подборки фотографий

19-летний В.В. Путин на тренировке по дзюдо. Ленинград, 1971 год.

С детства Владимир Путин увлекался боевыми искусствами — самбо и дзюдо. В 1973 году он стал мастером спорта по самбо, а в 1975-м по дзюдо. В 1998 году ему присвоили звание заслуженного тренера России по самбо.

Каждый из нас когда-то был ребёнком с мечтами в глазах, тетрадками в клеточку и верой в то, что всё возможно. Не исключение и звёзды, чьи лица сегодня украшают обложки журналов и экраны телевизоров. За их взрослым успехом скрываются школьные парты, первые выступления на утренниках, неуклюжие шаги к мечте и искренняя вера в чудо. Кто-то с детства знал: «Я стану знаменитым!» — а кто-то оказался на вершине почти случайно, словно по волшебству.

В этом выпуске трогательное и вдохновляющее путешествие в прошлое: какими они были в детстве, с чего начался их путь и куда он привёл сегодня. Все фотографии были раскрашены.

Игорь Николаев в юности

Творческий путь Игоря Николаева одного из самых ярких композиторов и исполнителей отечественной эстрады начался ещё в детстве в родном Холмске на Сахалине. С ранних лет он проявлял талант к стихам и музыке, поддерживаемый родителями: отец даже отправлял его стихи в местные газеты и устраивал выступления во Дворце культуры. В шесть лет мальчика отдали в музыкальную школу по классу скрипки, но настоящая страсть к музыке проявилась позже в сахалинском училище, где он увлёкся сочинением песен.

Решающий поворот наступил, когда Игорь передал свои партитуры приехавшим на остров известным композиторам. Один из них — Якушенко оценил работы начинающего автора и пригласил его в Москву. Так начался стремительный взлёт Николаева: от студенческих экспериментов к хитам, продюсированию и сольной карьере, которую он успешно совмещает с другими артистами.

Пятилетняя Моника Беллуччи (справа), 1969 год.

Сегодня Монику Беллуччи по праву считают одной из самых красивых женщин планеты — и именно поэтому так любопытно взглянуть на неё в детстве. Уже в ранние годы будущая звезда выделялась роскошной густой шевелюрой, которая до сих пор остаётся её визитной карточкой. Интересно, что вплоть до подросткового возраста родители то и дело стригли Монику «под мальчика»: её отец был убеждён, что короткие стрижки делают волосы крепче и здоровее. Более того, он с гордостью утверждает, что именно благодаря его «методу» Моника сегодня может похвастаться своей знаменитой длинной и сияющей гривой.

Мальчики с собакой. В камеру смотрят овчарка по кличке Карат и 12-летний гость из Москвы - Володя Высоцкий. Украинская ССР, г. Гайсин, 1950 год.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец, Семён Высоцкий, — полковник, служивший в армии, а мать, Нина Максимовна, — переводчик с немецкого из крестьянской семьи. Семья распалась вскоре после рождения сына, и в 1943 году родители развелись. Сначала Володя жил с матерью и отчимом, но в 1946 году по решению суда перешёл на воспитание к отцу и его новой жене Евгении Степановне, которая сыграла большую роль в его жизни, привив любовь к музыке и театру.

В 1945 году мальчик пошёл в школу №273, а с 1947 по 1949 год жил с семьёй в Германии, где учился в советской гарнизонной школе. По возвращении в Москву продолжил обучение в школе №186. Благодаря феноменальной памяти учился легко, особенно преуспевая в литературе и французском. Жизнь в послевоенном дворе Большого Каретного переулка закалила характер: среди старших ребят он освоил гитару, увлёкся театром и приобрёл уличную закалку.

Окончив школу в 1955 году с отличием, Владимир мечтал поступить в театральный вуз, но под давлением семьи сначала пошёл в инженерно-строительный институт. Уже через полгода бросил учёбу — его сердце принадлежало сцене.

Английский актёр Тим Рот в театре «Мермейд» в Лондоне, где он играет главную роль в постановке «Превращение» Кафки, 20 июня 1986 года.

Фотограф: Стив Пайк

Фотограф: Стив Пайк

Тим Рот родился в южном Лондоне в семье художницы Энн и журналиста Эрни, активного коммуниста ирландского происхождения.

Детство будущего актёра прошло в неблагополучном Брикстоне, где он сознательно перешёл на кокни, чтобы не выделяться среди сверстников. Позже семья переехала в более спокойный Далвич, но родители уже развелись — хотя продолжали вместе прививать сыну любовь к искусству: мать через рисунок и лепку, отец через театр и музыку. Тим рано проявил талант к пародиям и даже поступил в Колледж искусств Камберуэла, но вскоре оставил его, уступив страсти к актёрскому мастерству.

Первый опыт на сцене в школьном спектакле (где он играл Дракулу) едва не стал последним, из-за паники он не удержался и вынужден был играть в мокрых штанах. Однако уже в 17 лет Рот всерьёз решил стать актёром и даже написал письма таким режиссёрам, как Кубрик, Скорсезе, Трюффо и Коппола, приложив самодельные фото. Годы спустя, уже в Америке, он попал на пробы к Копполе — и тот неожиданно достал то самое письмо, которое бережно хранил всё это время.

Настоящую мировую славу Роту принёс не Коппола, а Квентин Тарантино, снявший его в «Бешеных псах», «Криминальном чтиве», «Четырёх комнатах» и «Омерзительной восьмёрке». Сегодня его называют «великим хамелеоном» кино, сам же актёр шутливо именует себя «профессиональным обманщиком».

София Ротару, 1950-е.

Элвис Пресли с родителями. США, 1938 год.

Элвис Пресли появился на свет в небогатой семье ирландских эмигрантов — Вернона и Глэдис Пресли. Его брат-близнец умер сразу после рождения, и родители с особой заботой воспитывали единственного сына. Семья была глубоко религиозной: регулярные посещения церкви и участие в церковном хоре стали неотъемлемой частью детства Элвиса.

В 11 лет, вместо желанного велосипеда, он получил в подарок гитару. Возможно именно это и повлияло на судьбу будущего музыканта.

В 1948 году семья переехала в Мемфис, где юный Пресли увлёкся современной музыкой. Он часто бывал на Бил-стрит — улице, где играли чернокожие блюзмены. Под их влиянием у Элвиса сформировался уникальный стиль, как в музыке, так и в манере одеваться.

После окончания школы 18-летний Элвис устроился водителем грузовика. На свой первый заработок он записал в студии несколько песен под гитару — в подарок матери. Владелец студии Сэм Филлипс, оценив талант парня, отправил записи на местное радио. Уже через два дня после эфира Пресли подписал свой первый контракт и началась его легендарная карьера.

Вера Алентова и Владимир Меньшов, 1969 год.

Всё началось в Школе-студии МХАТ. Вера Алентова (урождённая Быкова) — талантливая студентка, поступившая с первого раза, и Владимир Меньшов, трижды проваливавший экзамены во ВГИК, оба приехали в Москву из провинции: она — из Котласа, он — из Астрахани. Сначала они просто дружили: Вера помогала Владимиру осваиваться в столице и в учёбе. Но к третьему курсу дружба переросла в любовь, несмотря на скептическое отношение преподавателей, считавших Меньшова «бесперспективным». В 1962 году они поженились, отпраздновав свадьбу на последние 20 рублей в студенческом общежитии.

Брак был не только чувством, но и попыткой решить жилищный вопрос — однако отдельного общежития молодым не дали. Начались годы бедности, разъездов и общежитий. После выпуска Меньшова направили в Ставропольский театр, где ему обещали заняться режиссурой. Алентова осталась в Москве — её приняли в труппу Пушкинского театра. Так началась первая разлука, длившаяся несколько лет.

Вернувшись в столицу в 1967 году, Меньшов погрузился в учёбу, поступил в аспирантуру ВГИКа, начал пробовать себя как режиссёр. В 1969 году у пары родилась дочь Юлия, но быт, нищета и отсутствие поддержки со стороны родных сделали первые годы материнства крайне тяжёлыми. Вера получила отдельную квартиру, но супруги всё чаще отдалялись друг от друга: Владимир был поглощён работой, а Вера — театром. Обиды и усталость накапливались, и в начале 1970-х они решили жить отдельно, не оформляя развод.

Три года разлуки, однако, стали для них испытанием и переосмыслением. Меньшов продолжал навещать жену и дочь, Вера прописала его в своей квартире и не препятствовала общению с ребёнком. Постепенно отношения наладились, и пара воссоединилась, как раз в тот момент, когда их мечты начали сбываться.

Кульминацией стал фильм «Москва слезам не верит» (1979), главную роль в котором Меньшов доверил своей жене. На пробы приходили звёзды советского экрана, но Катю Тихомирову сыграла именно Алентова. Премьера в 1980 году вызвала ажиотаж — очереди за билетами растягивались на километры. Картина получила «Оскар», а Вера Алентова стала национальной иконой. Из «бесперспективного» студента и его верной подруги родился один из самых ярких творческих дуэтов советского кинематографа.

Ангела Каснер. Будущая Мeркель. Изучает литературу в 3 года. ГДР, 1957 год.

Молодой Михаил Боярский.

Актриса Тильда Суинтон, 1992 год.

Фотограф: Cindy Palmano

Фотограф: Cindy Palmano

Сергей Бодров в детстве, 1970-е.

Сергей Бодров-младший родился в конце 1971 года. Его родители развелись, когда ему было пять лет, но отец — режиссёр Сергей Бодров-старший — всегда оставался рядом. Позже у Сергея появилась сводная сестра Асия от третьего брака отца.

С детства он проявлял чуткость и самокритичность: в школьном сочинении признавался, что после кражи игрушечной машинки не мог играть из-за угрызений совести, а признание перед родителями обиженного мальчика стало для него одним из самых трудных испытаний. Чтение «Детства. Отрочества. Юности» Толстого глубоко потрясло его — он увидел в словах писателя отражение собственных чувств.

Бодров считал детство самым важным периодом жизни и часто говорил, что взрослым стоит учиться у детей искренности и способности радоваться без оглядки на последствия. .

Учась в школе с углублённым изучением иностранных языков, Сергей побывал с обменом в Венгрии — там его поразила свобода местных подростков. Лишь победа в футбольном матче вернула ему ощущение равенства.

Фильмы с Сергеем Бодровым до сих пор с трепетом пересматривают зрители, хотя мало кто знает, что после школы он не пошёл во ВГИК — отец убедил его, что кино строится на страсти, а не на дипломах. Посчитав, что настоящего огня в себе не чувствует, Сергей поступил на исторический факультет МГУ, где преподавала его мать. Увлёкшись итальянским искусством, он в 1991 году отправился на стажировку в Италию, а следующие три года каждое лето проводил там же — в качестве спасателя на курортах.

Настоящий старт в кинематографе дал фильм «Кавказский пленник» — сначала Сергей работал в нём ассистентом, а затем получил одну из главных ролей. Картина принесла ему всесоюзную славу и профессиональные награды, став отправной точкой яркой, хоть и недолгой актёрской судьбы.

Марокканец Хуан Морено Эррере Хименес (актёр Жан Рено), 1970-е.

Хуан Морено-и-Эррера-Хименес родился 30 июля 1948 года в Касабланке (Марокко) в семье испанских эмигрантов, бежавших от режима Франко. С детства мечтая об актёрской карьере, он учился в местной консерватории, а в 1960 году вместе с семьёй переехал во Францию. Чтобы получить гражданство, два года служил в армии, затем записался на актёрские курсы и основал с другом небольшую театральную труппу.

Параллельно подрабатывал — продавал пластинки, возил такси, работал грузчиком и упорно пробивался в кино. Первые роли приносили копейки и почти не замечались. Сначала он пытался изменить имидж, взяв псевдоним Джонатан Бран, но безуспешно. В итоге вернулся к себе: укоротил волосы, снял очки и выбрал имя Жан Рено — французскую версию своего испанского имени.

Снимался в эпизодах и второстепенных ролях: полицейского, убийцы, маркиза, но настоящий прорыв случился лишь в 1985 году. На съёмках фильма «Подземка» его заметил Люк Бессон, который был впечатлён его игрой и с тех пор стал регулярно приглашать Рено в свои проекты, положив начало его международной карьере.

Геннадий Зюганов — капитан команды КВН Орловского государственного педагогического института, 1960-е.

В Орловском педагогическом институте Геннадий Зюганов не только учился, но и ярко проявил себя вне учёбы: он играл в КВН, возглавлял команду и покорял зрителей остроумием, харизмой и быстрой реакцией. Параллельно он занимался общественной работой — был председателем профкома и секретарём ВЛКСМ института. В 1969 году он окончил вуз с отличием, получив красный диплом, и остался работать на кафедре высшей математики преподавателем.

Джек Николсон, 1973 год.

Cтудент ГМПИ им. Гнесиных Иосиф Кобзон у Большого театра, 1960 год.

Мила Йовович в возрасте 13 лет, 1988 год.

Милица (Милла) Наташа Йовович родилась 17 декабря 1975 года в Киеве. Её мать — Галина Логинова, русская актриса, выпускница киностудии им. Довженко, известная по фильмам «Тени исчезают в полдень» и «Много шума из ничего». Отец — Боги Йовович, серб украинского происхождения, приехавший в Киев из Черногории по студенческой программе обмена. Он окончил Киевский медицинский институт и проходил интернатуру по хирургии.

В 1981 году семья эмигрировала сначала в Лондон, а затем — в США, чтобы отец мог развивать карьеру врача. Галина, не сумев преодолеть языковой барьер, устроилась домработницей в дом режиссёра Брайана де Пальмы в Лос-Анджелесе. Не реализовав себя в профессии, она полностью посвятила себя дочери.

С девяти лет Милла начала заниматься актёрским мастерством и пробовать силы в модельном бизнесе. Её карьера взлетела после того, как её заметил известный фотограф русского происхождения. В 11 лет она уже украсила обложки 15 модных журналов, включая Vogue, The Face и Cosmopolitan. Некоторые фотосессии вызывали споры из-за провокационного образа, но скандалы лишь ускорили её путь к славе.

Из-за издёвок сверстников её дразнили «советской шпионкой» и нелюбви к школе, в 12 лет по настоянию матери Милла оставила учёбу, посвятив себя работе: «Моими лучшими друзьями тогда были парикмахеры и визажисты», — вспоминала она позже. Полноценное гражданство США получила только в 19 лет.

Свободно владея русским, сербским, английским и французским, Милла быстро перешла от подиума к кино. Дебют состоялся в 1988 году, сначала с эпизодической ролью в фильме «Слияние двух лун», а уже в 13 лет полноценной работой в «Ночном поезде в Катманду».

Мировую известность ей принесла роль Лилли в фильме «Возвращение в Голубую лагуну» (1991), ставшая отправной точкой яркой актёрской карьеры.

Никита Сергеевич Михалков. Москва, 1966 год.

Фотограф: Борис Кауфман

Фотограф: Борис Кауфман

Писатель Лев Николаевич Толстой (21 год), 1849 год.

Хотя снимок сделан ещё в XIX веке, я всё же решил включить его в подборку. Мало кто видел, как выглядел в молодости один из самых знаменитых русских писателей и мыслителей — по праву считающийся одним из величайших романистов в мировой литературе.

Настя Заворотнюк в детстве, 1970-е.

Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества