Корабль Boeing Starliner завершил свой второй испытательный полет на МКС, который должен был продолжаться десять дней, но длился три месяца, а начавшись в пилотируемом режиме, был закончен посадкой без экипажа. Между расстыковкой и посадкой Starliner на базе Уайт-Сэндс в Нью-Мексико произошло примерно шесть часов. Возвращение прошло в штатном режиме.
Корабль без астронавтов покинул Международную космическую станцию (МКС) в пятницу, 6 сентября, в 18:04 по времени восточного побережья США (01:04 мск 7 сентября).
В течение 20 минут аппарат вышел из двухкилометровой зоны безопасности МКС. Все 27 малых маневровых двигателя отработали на этой стадии нормально. Отметим, что 28-й двигатель был отключен изначально, поскольку восстановить его работу не удалось после выявления неисправности системы.
Инженеры заметили, что во время 58-секундного маневра по сходу с орбиты два двигателя перегрелись сильнее, чем было рассчитано, но не вышли из строя. Ранее диспетчеры увеличили температурный предел, при котором происходит автоматическое отключение двигателей, поэтому сложно сказать, выключились бы они при спуске в обычном режиме.
А во время испытательного прожига один из 12 отдельных двигателей модуля экипажа не сработал. Эти двигатели отличаются по конструкции от двигателей на служебном модуле. Пока нет данных, почему так произошло. Но в любом случае система резервирования смогла компенсировать этот сбой.
Уже при спуске в плотных слоях атмосферы, выходя из режима радиомолчания, Starliner на время потерял навигационные данные от GPS. Это не повлияло на успешность самой посадки.
Приземление состоялось в 00:01 по времени восточного побережья США (07:01 мск). После вхождения в атмосферу аппарат выпустил три парашюта и приземлился на территории полигона Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико.
Теперь инженеры NASA и Boeing займутся изучением, анализом и решением тех проблем, которые возникли с двигателями Starliner. Пока нет ясности в том, потребуется ли еще один испытательный полет корабля в пилотируемом режиме, прежде чем он будет допущен до выполнения основных рабочих миссий на МКС. В агентстве отметили, что текущая испытательная миссия выполнила задачи на 85-90 процентов. При этом на брифинге после посадки отсутствовали заявленные ранее представители Boeing.
Напомним, что решение вернуть Starliner без астронавтов Бутча Уилмора и Суни Уильямс, которые на нем прилетели на МКС, было принято из соображений безопасности, поскольку перед стыковкой возникли проблемы с малыми маневровыми двигателями. Дальнейшие тесты и исследования не дали однозначного ответа, насколько безопасным будет возвращение на корабле. Поэтому Уилмор и Уильямс войдут в состав экипажа Crew-9 и вернутся на Crew Dragon в феврале 2025 года.
Blue Origin и NASA планируют не ранее 13 октября запуск ракеты-носителя New Glenn с миссией NASA ESCAPADE на Марс. После старта Blue Origin надеется посадить 188-футовый ракетный ускоритель на автономном судне в Атлантике.
Посадочная платформа Blue Origin Jacklyn пришвартовывается в порту Канаверал перед первым запуском ракеты New Glenn этой осенью. Фотография сделана 4 сентября 2024 года.
Корабль автономен, и на борту Jacklyn никого не будет, когда ракета-носитель New Glenn вернется для посадки. Логотип компании в виде пера находится в центре корабля, отмечая место, где, как надеются инженеры, ракета-носитель мягко приземлится.
Компания планирует попытаться осуществить первую посадку New Glenn после первого запуска. Как и все в развитии космических полетов, посадка с первой попытки была бы впечатляющей, но возможна и неудача, поскольку компания отрабатывает ошибки при использовании новой ракеты и посадочной платформы.
«Мы надеемся успешно приземлиться во время нашего первого запуска New Glenn, но если у нас не получится, мы извлечем уроки и продолжим попытки, пока не добьемся успеха», — сказал генеральный директор Blue Origin Дэйв Лимп.
Blue Origin планирует использовать каждую ракету-носитель New Glenn не менее чем в 25 полетах.
ПыСы: первый запуск и сразу с нагрузкой. В случае удачи New Glenn заметно опередит Starship. Ведь у SpaceX пока не было удачных запусков с нагрузкой.
Если в дело не вмешаются черепахи, то нам предстоит увидеть весьма увлекательный старт.
UPD: Компания Blue Origin LLC , поддерживаемая Джеффом Безосом, будет готова к запуску, как и планировалось, в этом году.
В пятницу NASA заявило, что откажется от октябрьского полета «чтобы избежать значительных финансовых, временных и технических проблем, связанных с возможным удалением топлива из космического корабля в случае задержки запуска». Агентство оценивает другие возможности запуска и обсудило с Blue Origin окно не ранее следующей весны, говорится в заявлении NASA .
Теперь Blue Origin планирует запустить свою орбитальную ракету New Glenn в ноябре, на месяц раньше запланированного полета с технологией Blue Ring, который ранее планировался как вторая миссия ракеты.