Сообщество - Лига историков
Добавить пост

Лига историков

13 106 постов 49 054 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Девушка исполняет танец Лимбо. США, 1964 год

В начале 1960-х годов, прошлого века, этот танец стал набирать популярность. Предполагается, что начали его исполнять в Тринидаде, на поминках, ( середина-конец 19 века)... а означал он якобы погружение в трюм невольничьего корабля, для последующей перевозки в рабство.

Многие говорят, что в Африке подобных танцев нет... что этот танец, который еще называют "Танец под веревкой", происходит из стран Карибского бассейна.

Девушка исполняет танец Лимбо. США, 1964 год Старое фото, Фотография, США, Limbo, Черно-белое фото, Историческое фото, Девушки
Лига историков

Утеха снохача

Аринка рыдала навзрыд: свёкор хотел большего. Его взгляды, намеки, ухмылки преследовали бедняжку повсюду. Теперь Аринке стало ясно: Никифор Сидорович - снохач. Глотая слезы, бедняжка повторяла это липкое, холодное как жаба, слово: "Он снохач, снохач".

Близилась ночь, а мужа на полатях больше не было - сослал отец 13-летнего Потапа...

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

Художник Н. Богданов-Бельский.

15-летняя крестьянка Аринка Матфеева из села Маминское Екатеринбургского уезда Пермской губернии не знала, радоваться ей или печалиться. Батюшка нашел ей жениха из соседнего села Кисловское, и, с одной стороны, заманчиво было обзавестись собственной семьей, а с другой, женишок был больно молод - всего 13 годков. Аринка видела суженого всего один раз, и Потап, - так звали парня, - показался ей совсем мальчишкой, еще младше своих лет.

В родительском доме Аринке жилось худо: у отца и матери было семеро детей мал-мала-меньше, пропитание добывали тяжким трудом, и все равно не хватало: иной раз в доме даже тюри не было. Дети работали с ранних лет, а Аринке, как старшей, приходилось гнуть спину больше других.

Проплакав всю ночь из-за малого возраста жениха, Аринка смирилась. Впрочем, ее согласия никто и спрашивать не собирался: батюшка сказал жениться, - и баста!

"Жалко тебя отпускать, Аринка, - сказал. - Работница ты хорошая, но да пора тебе на мужнины харчи".

Летом 1842 года сыграли свадьбу в селе Кисловское, после чего родня Аринки уехала восвояси, а девочка осталась в родительском доме своего юного супруга.

Дом семьи Ялуниных был не чета матфеевской избушке, накрытой соломой. Большой дом, с покатой крышей, покрытой осиновыми дощечками, с резными ставнями на окнах, с просторными сенями и клетью. Одни полати между стеной избы и русской печью были такими огромными, что Аринке чудилось, будто только они больше всего домишки ее отца и матери. В подклете - просторном, холодном - хранились съестные припасы. Соленья, варенья, сало - Аринка отродясь столько еды не видела.

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

В.М. Максимов "Крестьянская изба", 1869 год.

Но девочка быстро поняла, что у Ялуниных, несмотря на изобильный подклет да полный амбар - не разжиреешь. Ели скудно, но не от бедности, как Матфеевы, а от скупердяйства. Скупердяйства хозяина дома, Никифора Сидоровича Ялунина.

Никифору Сидоровичу было за пятьдесят. Это был крупный мужчина с окладистой бородой да черными очами, грозно смотрящими на домочадцев из-под вечно нахмуренных бровей. Ох и боялась бедная Арина грозного свекра!

А трудиться у Ялуниных приходилось не меньше, чем у родителей. Причем, - Аринка сразу заметила, - ее Никифор Сидорович нагружал работой несравнимо больше, чем жену старшего сына, 20-летнюю Степаниду. Муж Степаниды давно был забрит в солдаты, но девица не бедствовала. И наряды у нее были, и пряники печатные порой ела да хвасталась.

Арина, которой и хлеба не всегда доставалось, завидовала, расспрашивала Степаниду: откуда такой почет? Та улыбалась загадочно, но ничего не говорила.

Вскоре Арина узнала, откуда пряники да наряды. Отправила ее свекровь в амбар за грузом для бочки с капустой, и вот там, на мешках с зерном и увидала крестьянская дочь, как Степанида заслужила у свёкра такое ласковое отношение.

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

В.Е. Маковский «Свёкор», 1888 год.

Перепуганная Арина возвратилась в дом, в глаза свекрови не смотрит, лицо горит стыдливым огнем.

"Увидала чего в анбаре? - усмехнулась свекровь. - Не пужайся. Пусть их помилуются, дело молодое".

Никифор Сидорович, и правда, выглядел гораздо моложе своей жены: та была сухая, сморщенная, совсем старуха.

С того случая в амбаре Арина стала все чаще замечать на себе взгляд свёкра. Тяжелый взгляд, но, вместе с тем, мелькало в нем как будто и что-то ласковое. И вот эта ласковость и пугала Арину.

В 1843 году Никифор Сидорович отослал Арининого мужа в город, где тому предстояло стать учеником приказчика мясной лавки. Потап юной женой практически не интересовался и относился к ней, как к батрачке родителей. Тем не менее, Арина сильно убивалась, плакала, когда Потапа провожали. Свекор смотрел на страдания невестки с ухмылкой, соломинку жевал.

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

Полотно И.С. Куликова.

Спровадили Потапа, а как настала ночь, Никифор Сидорович забрался к Арине на полати.

"Сдайся, невестушка, - прошептал. - Гостинцев дам получше, чем Степаниде".

Арина голой пяткой взбрыкнула, вырвалась, с полатей соскочила. Глотая слезы, выпалила негромко, чтобы не разбудить никого:

"Закричу, Никифор Сидорович! Как есть закричу!".

Свекор - страшный, огромный, на медведя похожий с горящими глазами, - отступил, проворчав:

"Ну, погодь же ты у меня. Я тебе устрою жисть!".

И устроил. Работы у Арины стало намного больше, а еды - гораздо меньше. И свекровь, до того приветливая, вдруг словно с цепи сорвалась: кричит на невестку, понукает, один раз волосы драть кинулась. Свекор тоже не отстает, - нет-нет, да и поколотит бедняжку - нечего задарма чужой хлеб есть.

Арина чужой хлеб есть не захотела, и, улучив момент, сбежала к родителям. А там... Отец с порога кнут схватил, кричит:

"Убирайся к законному мужу, чтобы глаза мои тебя не видели! Ишь, чего удумала!".

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

В иллюстративных целях.

Пришлось Арине возвращаться к свекру. Вскоре стала она носить сарафаны дорогие, пряники есть, бруснику моченую, сахарок. Свекор то волком смотрел, да вдруг подобрел, улыбается, мимо пройдет, погладит, приголубит. И свекровь подобрела враз - работой не нагружает, щей наливает погуще.

Одно худо: на улице дразнить Арину стали. Парни молодые обидные песни пели, бабы "утехой снохача" обзывали.

В 1844 году Арина родила девочку, из-за чего на семью Ялуниных обратил внимание священник Петропавловской церкви села Кисловского, сообщивший властям следующее:

"...Дошло до сведения нашего, что крестьянина Потапа Никифорова Ялунина жена Ирина Матфеева занимается предосудительной прелюбодейной связью с свекором своим Никофором Ялуниным, от которой и принесла младенца женского полу, чрез что и соблазняет людей нашего прихода".

Таким образом, в глазах священника виновной в снохачестве оказалась Арина, а Никифор Сидорович вроде как был не при делах.

До волостного суда дело о снохаче Ялунине и его красавице-молодице так и не дошло. Судьбу Арины и Никифора Сидоровича решили на сельском сходе. Крестьяне потребовали, чтобы снохач "выделил" сына со снохой - то есть, купил либо построил им отдельную избу.

Ялунин согласился, но дочку от Арины он отдать отказался, оставил в своей семье.

В 1847 году из города вернулся повзрослевший, возмужавший Потап. Арина со страхом ждала возвращения мужа: боялась, что тот либо устроит ей "вывод", либо отца на вилы посадит.

К счастью, ничего этого не случилось. Потап в городе общался с молодыми разночинцами и смотрел теперь на крестьянскую жизнь совершенно иначе. Своей молодой жене, оказавшейся игрушкой в руках отца, Потап сочувствовал.

Семейная жизнь Арины в новой избе оказалась вполне благополучной. Муж не попрекал супругу прошлым, не бил. Вскоре у Ялуниных родился сын, затем - дочь.

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

И.С. Куликов «Семья лесника», 1909 год.

В 1850 году внезапно скончался Никифор Сидорович, и Потап согласился забрать в свою семью дочь жены и своего отца.

Сведения о семье Ялуниных содержатся в материалах знаменитого "Этнографического бюро" русского фабриканта и мецената князя В.Н. Тенишева. К сожалению, мы не знаем, что произошло с Ариной, ее мужем и детьми впоследствии. Хочется верить, что все у них сложилось хорошо. Насколько это вообще было возможно в тех исторических реалиях...


(с) Василий Гавриленко (Грусть)

Мой Телеграм Женщины в Истории. https://t.me/istoriazhen

Дорогие мои читатели! Моя книга о русских женщинах в истории вышла благодаря вам! Сердечное вам спасибо! В честь приближающегося праздника 8 Марта на Вайлдберрис большая скидка на мою книгу!

Утеха снохача История (наука), Российская империя, История России, Отношения, Женщины, Крепостное право, Крестьяне, Длиннопост

https://www.wildberries.ru/catalog/194338293/detail.aspx

https://www.chitai-gorod.ru/product/cvety-so-shramami-sudby-...

https://www.ozon.ru/product/tsvety-so-shramami-sudby-zhenshc...

Показать полностью 7

Разделение Африки между европейскими государствами в 1914 году

Разделение Африки между европейскими государствами в 1914 году Африка, Карты, Колония, Instagram (ссылка)

К тому времени независимым были только Эфиопия и Либерия.

Источник

Вы заканчивали онлайн-магистратуру? Расскажите, пожалуйста, о своем опыте!

Дистанционное обучение сегодня круче, чем когда-либо. Даже магистратуру теперь можно закончить из дома, да еще и с дипломом государственного образца.

Если вы получали высшее образование онлайн, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Нам интересно ваше мнение.

Имитация вторжения немецких войск в Канаду

Канадские военные, изображающие немецкие войска, едут по улице канадского города Виннипег (Winnipeg) на бронетранспортерах Universal Carrier во время постановочного вторжения нацистских войск в Канаду.

If Day (англ. «Если однажды», «А если так», «День Если») — мероприятие, проведённое 19 февраля 1942 года в Канаде в городе Виннипег, провинция Манитоба, и прилегающих к нему районах. Представляло собой имитацию вторжения войск нацистской Германии и оккупацию ими этой территории. Мероприятие было организовано силами общества «Большой виннипегский военный заём» (Greater Winnipeg Victory Loan), возглавлявшегося видным виннипегским бизнесменом Джоном Перреном (John Draper Perrin; 26.08.1890 — 19.09.1967) и канадским правительством в целях сбора средств для военной промышленности и привлечения добровольцев в армию. Мероприятие стало крупнейшим военным учением в Виннипеге из проведённых к тому времени. В постановке принимали участие порядка 3500 человек из местных армейских частей и ветеранских организаций. Добровольцы молодежной организации Young Men’s Board of Trade, переодетые в германскую форму, доставленную из Голливуда, с нарисованными сабельными рубцами на лицах, изображали нацистов. Грандиозная акция, не имевшая по масштабу в мире аналогов, была продумана до мелочей: в «захваченном» Виннепеге спускались канадские флаги и менялись на свастики; в честь «победы» прошел военный парад, по центральной улице города Портедж-авеню (Portage Avenue) проехала бронетехниеа с крестами на броне, за ней шла пехота; были арестованы премьер-министр провинции Манитоба и члены его кабинета, в лагерь для интернированных отправился мэр города, лейтенант-губернатор и норвежский посол, гостивший у него; Виннипег был переименован в Гиммлерштадт, а центральная улица Мэйн (Main) стала называться Гитлерштрассе; газету «Виннипег Трибьюн» (Winnipeg Tribune) на один день переименовали в Das Winnipeger Lügenblatt (Газета виннипегских лжецов), ее тираж вышел с первой страницей на немецком языке, другие полосы были набиты материалом на плохом английском; у входа в публичную библиотеку было устроено сожжение книг. «День Если» (If Day) всколыхнул общественность. Организаторами планировалось собрать в Манитобе 45 млн долларов. Для этого выпустили облигации военного займа. Первый же день принес рекордную сумму в 3.2 млн. долларов. Всего за пять дней Виннипег собрал 24 млн., а со всей провинции поступило 60 млн. Мероприятие широко транслировалось в национальном масштабе. По стране люди приобрели военных облигаций на сумму около 2 млрд. долларов. Эта сумма превзошла самые оптимистичные ожидания организаторов акции по сбору средств. Но несмотря на грандиозный успех по сбору средств, правительство не достигло другой цели — массового набора добровольцев для отправки на фронт.

Имитация вторжения немецких войск в Канаду Старое фото, Фотография, Вторая мировая война, Канада, Историческое фото, Военная история, Военная техника
Показать полностью 1

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2

Первая часть поста - Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 1

Один и Иггдрасиль

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

В жизнеописании святого Бонифация, который проповедовал Христа среди германцев в начале 8 века, говорится, что этот святой срубил некий могучий дуб, которому поклонялись язычники. Это дерево называлось Дубом Донара (у скандинавов этот бог был известен под именем Тора), и переводчик в тексте перевел имя Донара как «Юпитер», то есть громовержец. Интересно, что также были засвидетельствованы и другие священные деревья у германцев и скандинавов, и, судя по всему, они были объединены одной идеей — Мировым древом Иггдрасиль.

Другое интересное свидетельство повествует нам об Ирминсуле — священном древе саксов, которое, по преданию, разрушил сам Карл Великий. Ирминсул с древнесаксонского переводится как «Великий Столп». Некоторые исследователи полагают, что «Ирмин» в данном значении выступает как кеннинг бога Одина, так как древнесаксонское «Irmin» лингвистически родственно скандинавскому «Jörmunr» («Величественный, могучий») — одному из имен (или аспектов) Одина. Таким образом, этимология слова «Ирминсул» (Столп Могучего, то есть Одина) сближается со значением Иггдрасиля («Конь Ужасный, то есть Одина») и, вероятно, «Ирминсул» — это кеннинг Мирового древа — поэтическая метафора. Это свидетельство важно в контексте изучения параллелей в германской и скандинавской мифологии.

Есть ещё много свидетельств, но, чтобы не утруждать читателя этой темой, я опущу это и подытожу. После переселения кочевых индоевропейских племён на территорию Европы прапредки германцев осели на территории современной Северной Германии и Южной Скандинавии. Тогда во главе их пантеона находилось божество небес — Патер Диос, Отец Неба. Прижившись на постоянных территориях, протогерманцы, наделённые первобытным менталитетом, начали священнослужение вещам, окружавшим их: деревьям, лесам, озёрам и рекам. В их жизни важное место начало играть сельское хозяйство, и начали появляться первые божества плодородия, которые изображались в виде различных фигурок. Вероятно, в это время (конец бронзового века, начало скандинавского железного века) у каждого племени начали появляться свои боги или аспекты общих протогерманских божеств. Возможно, Тюр и Тор изначально были единым божеством, но с течением времени их функции разделились. Можно предположить, что именно в эти века начинает зарождаться представление о Мировом Древе — транспортном средстве между живыми и мёртвыми, об этом говорит и повешение пленников в священных рощах (жертвоприношение богу, находящемуся на небе, где дерево выступает в качестве транспорта).

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

«Разрушение Ирминсула Карлом Великим» Генриха Лойтемана, 1882

Один начинает выходить на первый план только к рубежу бронзового и железного века, о чем свидетельствуют как письменные, так и археологические источники, о которых пойдет речь далее. Прежде чем перейти к письменным свидетельствам, где Один занимает главенствующее место в прагерманском пантеоне, стоит остановиться на истоках этого удивительного и странного скандинавского божества. Следует отметить, что Один удивителен своими функциями и ипостасями и может иметь параллели с несколькими богами одновременно, такими как Арес, Аид и Гермес. Один является психопомпом (проводником душ), как Гермес, отцом битвы (кеннинг), как Арес, и невидимым покровительствующим мертвым, как Аид. Как же получилось, что это божество воплотило в себе так много функций и ипостасей?

Здесь следует обратиться к лингвистическому анализу, ибо никакие археологические или исторические данные не могут рассказать нам об истоках Всеотца. Для начала необходимо определить, что имя Одина происходит от протогерманского слова wōðanaz, что означает «повелитель безумия» или «владыка безумных/яростных». Имя Одина имеет общее происхождение с такими словами, как древнескандинавское öðr (яростный, безумный), голландское woed (дикий, безумный) и древнеанглийское wōd (бешеный, безумный). Также от этого корня произошли существительные, приобретшие другой, но очень схожий и тесный смысл, например, древнескандинавское óðs óðar (поэзия), oddr (копье, острие, предводитель), древнегерманское wuot (волнение, трепет, дрожь) и древнеанглийское wōþ (шум, голос, песня). Касательно древнеанглийского варианта, связанного с боевыми песнями германцев, есть упоминание в письменных источниках.

Одиннадцатым

друзей оберечь

в битве берусь я,

в щит я пою, —

побеждают они,

в боях невредимы,

из битв невредимы

прибудут с победой.

(с) Речи Высокого

Также, по свидетельству Тацита, перед боем германцы исполняют под щитами некое ритуальное пение. Однако трудно сказать, насколько оно было организованным. Возможно, что главной целью этих песнопений перед боем было не перекричать своего врага, а создать как можно более синхронный звук, попеременно нарастающий и убывающий.

Есть у них и такие заклятия, возглашением которых, называемым ими «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы;

(с) Тацит 3:3

Видимо, в этом ритуале щит для германцев играл акустическую роль, позволяя создавать более громкие и мощные звуки. Данный ритуал запугивания врагов был характерен не только для германцев; стоит вспомнить страшный новозеландский танец хака (перуперу), в котором воины синхронно исполняют танец с громким пением, активной угрожающей мимикой и жестикуляцией.

Также стоит упомянуть некоторые пересечения со скандинавскими мифами, в которых содержится данный корень. Во-первых, это муж Фрейи Од (или Одр), о котором мы еще поговорим чуть ниже. Во-вторых, это волшебный и чудесный медовый напиток Одрёрир (мед поэзии), что переводится как вдохновитель/источник мудрости.

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

Ритуальный танец новозеландских маори хака исполняется до сих пор

В конечном счете, слово wōðaz произошло от догерманского uoh-tós, которое крепко связано с кельтским wātis (прорицатель, пророк) и wātus (вдохновение, пророчество, вдохновленное изречение). По мнению большинства ученых, догерманская форма uoh-tós не является заимствованием из протогалльского языка. С большей долей вероятности, это слово очень древнее и было образовано в эпоху единой общности северно-европейской ветви индоевропейцев. Вполне возможно, что это слово появилось в эпоху шнуровой керамики (культуры боевых топоров), которая была общей для протогерманцев, протокельтов, протоиталийцев и протобалтославян.

Кстати, говоря о лингвистических несоответствиях слова «ярость» у германцев и славян, по смысловому значению они вполне совпадают. Этимология слова «ярость» такова, что оно произошло от древнерусского «яръ» и общеславянского «jarъ», что характерно, ведь это говорит о большой древности этого слова. «Jarъ» происходит от праиндоевропейского корня «ia», что значит «раздраженный, возбужденный». От этого корня происходит древнеиндийское «yatar» (мститель, преследователь) в санскрите, переводимое как «горячий, огненный, пылающий». Возможно, изначально сама ярость, судя по древности этого слова, была атрибутом солнечного божества, и только со временем смысл не сильно менялся, скорее дополнялся новыми эпитетами и определениями.

Итак, какие выводы можно сделать из этого текста? Во-первых, Один как персонифицированное существо появился позже Тюра/Тора, однако Один как дух, объект поклонения и, возможно, состояние человека был очень древним. Один был известен не только в скандинавской религии, но и повсюду на земном шаре — Всеотец был воплощением шамана, погружающегося в безумный транс и исступленное состояние. Вероятно, сам прообраз того, кого через тысячелетия назовут Одином, появился еще во время анимизма, когда разум человека, обладающего первобытным менталитетом, верил в то, что духи находятся повсюду — в деревьях, камнях, воде, на небесах, в животных и в самом человеке. Позже анимизм начал сменяться шаманизмом, и, вероятно, именно в этот период возник öðr — еще не персонифицированная духовная сущность, тесно связанная с протогерманскими шаманами, которые впадали в боевой транс. Согласно археологическим свидетельствам и историческим источникам, первую роль в религиозных практиках у древних германцев исполняли женщины. Впоследствии исторически сложилось, что женщины у германцев и скандинавов играли более важную роль, чем у южных европейцев. В первую очередь это связано с постоянными межплеменными войнами, где на плечи женщин падал весь груз управления домашним хозяйством.

Сложно сказать, когда хтонический дух и сила öðr становятся персонифицированными существами и на какой территории произошло обожествление этого духа. Вероятнее всего, öðr изначально был индоевропейским божеством или, по крайней мере, некоей мистической божественной силой, которая в конце концов превратилась в бога Одина.

Од и Один. Родословная божеств

Итак, теперь стоит поговорить об О́де и О́дине. Этот вопрос дискуссионный и до сих пор открыт. В конце концов, мнения на этот счет расходятся у ученых. Во-первых, стоит отметить, что о самом боге О́де в летописных источниках древности ничего неизвестно, и он появляется только в «Старшей Эдде». Однако, согласно этимологии, О́д должен быть намного старше О́дина, и его корни должны уходить далеко в индоевропейскую общность. Вполне возможно, что О́д является живым и телесным воплощением божественного О́дина, то есть О́д является аспектом личности О́дина, о чем пойдет речь ниже. На это намекает и схожесть имен их жен: у О́да была жена Фрейя, а у О́дина — Фригг. Это весьма дискуссионный вопрос, и за неимением каких-нибудь целостных данных этот вопрос стоит отложить и, по всей видимости, навсегда или, по крайней мере, до тех пор, пока не найдутся новые свидетельства об О́де.

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

Прощание Ода и Фрейи

О родословной Ода мы ничего не знаем, но из Младшей Эдды и Видений Гюльви мы можем узнать некоторые подробности о его жизни. Например, Од был женат на Фрейе и у них родилось две прекрасные дочери. Высокий, в образе которого выступает сам Один, говорит о том, что он часто странствует среди других странных народов, а Фрейя льет по своему мужу слезы, которые превращаются в красное золото. Этот факт логичен, учитывая то, что сам Один в сказаниях появляется как странник с посохом и широкополой шляпой.

Существуют свидетельства об Оде и в других источниках, например, в Старшей Эдде или в Круге Земном Снорри. Тем не менее, все они отрывочны и скудны. Однако, общая тема для всех этих свидетельств одна — бог Од является мужем Фрейи.

Хильда Дэвидсон, известный фольклорист и эксперт по германо-скандинавской мифологии, предположила, что бог Один мог появиться в эпоху христианизации Скандинавии, в связи с ослаблением культа асов и частичным возвращением к культу ванов. Однако, нигде не упоминается то, что Од был ваном, и о его родословной вообще ничего неизвестно.

Подытожив, можно сказать, что Од и Один были каким-то образом связаны между собой, и впоследствии они разделились на двух разных богов или две разные ипостаси. Этимологически, бог Од старше Одина, и именно из его имени выросло имя Всеотца. С другой стороны, Один упоминается несравненно чаще, чем свой «теска», и древнеримские свидетельства говорят о нём, в отличие от Ода. Возможно, Од появился намного позже Всеотца под влиянием римской или христианской культуры и является земным воплощением Одина.

Когда Один стал главой скандинавского пантеона

Когда же Один стал главой скандинавского пантеона? Неизвестно, но можно с полной уверенностью сказать, что к моменту первого полноценного контакта римлян с германцами Один был одним из главных германских богов. Об этом говорит кажущаяся незначительной, но очень важная деталь: у римлян была семидневная неделя, и каждый день именовался именем божества. Например, «Lunae dies» — день луны, «Martis dies» — день Марса, «Mercuri dies» — день Меркурия и так далее. Среда считалась днём Меркурия, который являлся практически идентичной копией Гермеса.

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

Тацит в своей «Германии», рассказывая о религии свебов, говорит, что «среди богов Меркурий является тем, кому они главным образом поклоняются. Они считают религиозным долгом предлагать ему в определённые дни людей, а также других жертв. Геркулеса и Марса они успокаивают приношениями животных из разрешённых видов». Тацит старался для своих читателей разъяснить роли богов на понятном для него языке, сравнивая их с теми богами, которым поклонялись римляне. В роли Меркурия здесь выступает сам Один, в роли Геркулеса — Тор, а в роли Марса — Тюр.

Когда началось взаимодействие германской и римской культур, семидневная неделя с именами богов проникла и в германо-скандинавский календарь. Moon day — день Мани, божество, персонификация Луны, Tuesday — вторник, день Тюра, Wednesday (Óðinsdagr) — день Одина. Из этого можно сделать вполне логичный вывод, что уже ко времени первого тесного контакта с римлянами у скандинаво-германских народностей был сформировавшийся пантеон богов, где главными божествами являлись Один, Тюр, Тор. Соответственно, уже к началу тевтонского нашествия (120 г. до н. э.) Один существовал как божество со своими функциями и, вероятнее всего, возглавлял сонм богов. По крайней мере, спустя два века после этого события Тацит подтвердит это, сказав, что «среди богов Меркурий является тем, кому они главным образом поклоняются».

Теперь нужно разобраться, почему римляне и германцы отождествляли между собой Одина и Меркурия. Этот вопрос напрямую связан с третьим и последним тезисом, упомянутым в самом начале главы. В чем же сходство между грозным, хитрым и могущественным Всеотцом и, казалось бы, легкомысленным шалопаем Меркурием, у которого должно быть больше общего с Локи, нежели с Одином? Ведь, по сути, и Меркурий, и Локи были по своей натуре трикстерами.

Во-первых, и, возможно, это было главным, оба эти бога являются психопомпами. Стоит отметить, что в контексте скандинавской религии это была важная функция для Одина. Психопомпами называются любые проводники в загробный мир, не только боги, такие как Один, Меркурий, Гермес, Агни, Анубис, но и шаманы, ведь функция проводника душ для них была главной. Не стоит забывать, что Один в первую очередь был богом-шаманом, а не богом-воином. Как уже упоминалось выше, Один также занимался женским занятием — сейдом:

«А ты, я слышал,

на острове Самсей

бил в барабан,

средь людей колдовал,

как делают ведьмы, —

ты — муж женовидный».

В конце концов, даже в самом имени Одина содержится корень таких слов, которые указывают на шаманский экстаз. Всеотец в своих атрибутах довольно схож со своим индийским коллегой Варуной — они искусны в магии, могут парализовать своих противников и не брезгуют человеческими жертвоприношениями. Пленные или даже властные люди из собственных земель могли быть принесены в жертву Одину путем повешения.

Руны, которые добывает Один через повешение на Иггдрасиле, являются признаком магической власти и шаманской мудрости. И само повешение на Мировом древе является ничем иным, как аспектом шаманской инициации. Многие исследователи считают, что смерть Одина на древе была ритуальной. Но это не так — скандинавы верили в то, что Один на самом деле отдал свою жизнь за магические руны и поэзию. Другие исследователи полагают, что распятие Одина на древе — это отголоски христианизации Скандинавии, но это в корне неверно. Выше уже были представлены римские источники, в которых римляне упоминали повешение германцами своих врагов в своих священных рощах. Археологические свидетельства говорят нам о том, что казнь через повешение была если не регулярной, то довольно частой. Находят похороненные тела даже с петлей на шее.

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

Cтарший футарк

Всеотец, подобно финно-угорским, сибирским или индейским шаманам, мог принимать любой животный или человеческий облик и был прекрасно знаком с оккультными техниками.

Во-вторых, явная связь Меркурия с Одином — их атрибуты похожи друг на друга. Сложно сказать, изображали ли германцы Одина так же, как в средней и позднескандинаской эпохе, со шляпой и посохом в руках, но нет сомнений, что уже тогда посох был атрибутом Всеотца. Оба этих бога были странниками и оба покровительствовали торговцам. Нет сомнений в том, что римляне и скандинавы видели сходство между этими двумя богами. Функции и атрибуты этих богов пересилили их личностные качества. Озорник, трикстер и жизнерадостный Меркурий не был похож на мрачного шамана и покровителя повешенных, грозного Одина.

Действительно, Один, как божество, очень сильно выделяется на фоне других индоевропейских богов. В чем же причина? Возможно, суровые условия, в которых развивалась скандинаво-германская религия, или влияние соседей. Может быть, это было связано с географией этих народов или частыми военными столкновениями между германскими племенами за скудные ресурсы?

Вполне возможно, на этапе расслоения северной индоевропейской общности, в период формирования общей германской религии протогерманские народности столкнулись с финно-угорскими племенами, своими северо-восточными соседями. Их культурные и торговые связи в последующие времена стали очень крепкими, и финно-угры часто упоминались в записанных сагах и мифах. По мнению некоторых исследователей, северные германцы, которые в последующем станут скандинавской ветвью и восточными славянскими племенами, учились магии у финно-угров.

Стоит привести пересказ отрывка из «Круга земного» Снорри Стурлусона. После похода в Биармию Эрик, сын Хальвдана, прибывает в Финнмарк — самую северную территорию нынешней Норвегии, которая в те времена была заселена финнами. Там люди Эрика находят очень красивую женщину Гуннхильд, которая обучалась у двух финнов колдовству. Гуннхильд, решившая сбежать из Финнмарка, подговорила викингов, и они, убив финнов, решили убежать на корабле. Викингам всю ночь не дает бежать к драккарам сильный гром. Естественно, скандинавы это восприняли как сильную колдовскую магию финнов.

— Олав святой выступает против финнов, однако ночью его корабли вынуждены плыть против ветра из-за колдовства финнов.

— Хаддинг нападает на биармов, но те насылают тучи, которые разгоняет финн, находящийся в войске Хаддинга.

— Согласно хроникам Эрика, карелы доплывали до озера Мелар (неподалеку от Упсаллы, столицы свеев/шведов), несмотря на сильные бури. И таких свидетельств со стороны скандинавов или других народностей довольно много, их все перечислять не имеет смысла. Вероятнее всего, именно соседство с финнами позволило проникнуть в германское язычество столь сильное и явное представление о шаманизме и колдовстве. Да, и в южных религиях, например, в египетской или греческой, можно встретить колдовство, но не столь выраженное, как в германской. Нет сомнений в том, что язычество финно-угров повлияло на германо-скандинавскую религию.

Между прочим, бог-кузнец Велунд представлен в «Старшей Эдде» как сын финского конунга. И что же вы подумаете, обладал ли этот скандинавский бог умением магии? Во время пленения на острове он смог взмыть в воздух подобно птице. Этот яркий эпизод, который еще более важен, учитывая, что Велунд по происхождению был финн, говорит о том, что финская религия смогла проникнуть в индоевропейское германское язычество. В целом колдовство финнов было связано с метеорологией; они, судя по скандинавским источникам, могли воздействовать на природу, и таких свидетельств больше всего

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

Вёлунд

Что касается Одина, удалось ли этому богу впитать, как губке, финские воззрения на колдовство и магию? Вполне возможно. Сама форма имени Одина в германской мифологии, Wodanaz, восходит к одному корню, который связан (или происходит напрямую) с праиндоевропейским корнем wōð-, который означает ярость, ветер, дуновение, вдохновение и поэзию. Вероятнее всего, понятия поэзии и вдохновения были поздней интерпретацией данного корня и производны от вышеупомянутых понятий. Логично предположить, что для примитивного менталитета человека неолита сильный ветер был связан с яростью бога. Кроме того, для первобытного человека дух или душа были неразрывно связаны с понятием ветра. Практика общения с мертвыми душами (богами или природой) через ветер до сих пор существует у некоторых племен, что говорит о том, что такой обычай был распространен в развитых протогерманских и индоевропейских племенах в эпоху до разложения первобытнообщинного строя. Вероятно, Один (а, возможно, Од — öðr) был божественным аспектом ветра, а затем стал владыкой ярости. Если такая интерпретация хотя бы частично верна, то понятно, как Один был связан с финно-угорскими верованиями, ведь финские колдуны были наиболее успешны в метеорологической магии. Так как Один был в первую очередь богом ветра, ему были присущи шаманские свойства, что превратило индоевропейское божество Wodanaz в уникального бога, впитавшего в себя шаманские магические практики финно-угорских племен. Вероятно, позже (причина неизвестна, и нет надежных догадок на этот счет) яростный бог ветра Один и бог-громовержец Тор взяли на себя функцию Тюра — оба стали воинами, Тор взял на себя ответственность за гром, а Один принял верховное владычество над богами. Вероятно, шаманские практики, которые постепенно начали проникать в северогерманское племенное общество, начали давать определенные результаты, и Один начал смещать с пьедестала «Отца Небес» Тюра, став при этом главным богом наряду с Тором. Видимо, только после этого они стали родственниками, как отец и сын — Отец, управляющий небесами и ветром, и сын, управляющий молниями.

О таком странном распределении свойств и функций Тюра говорят мифологические воззрения двоюродных германских братьев. У литовцев верховным божеством был Перкунас, обладающий монополией на молнии, так же, как и у славянских племен, Перун был владыкой над остальными и управлял грозами. Этимология литовского и славянского божества происходит от слова «гром/гроза/молния». В скандинавской религии этой функцией должен был обладать Тор, по праву занимая пьедестал верховного божества асов (др.-сканд. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. Thunaraz, дословно — «гром»).

Один. Повешенный бог. История появления и эволюции скандинавского божества. Часть 2 Археология, Скандинавия, Скандинавская мифология, Древние боги, Один, Древние германцы, Мифология, Религия, Викинги, Мифы, Длиннопост

Один в облике странника

Таким образом, можно предположить, что Один по своим истокам и естеству изначально был яростным божеством или даже злым духом. В более примитивном смысле он был самим ветром, с которым кочевые индоевропейцы были связаны так же крепко, как с небом или грозой. Вероятно, когда будущие протогерманцы осели в северной части Европы и начали расселяться по этой огромной территории, они столкнулись с особенностями рельефа (большое количество лесов, древних могучих деревьев и озер), старым оседлым автохтонным населением и финно-угорской, чуждой для индоевропейского населения группой (которые привнесли в скандинавскую религию некоторых героев и функцию для божеств, возможно, йотунов и цвергов). Кочевые индоевропейцы, сменив степи на густые и древние леса, отчасти потеряли мотивацию в поклонении Отцу Неба (Тюру). Отсюда началось восхождение Одина на престол Хлидскьяльв. Божество ветра было слышно повсюду: шорох лесных листьев, ветер, ломающий деревья, и поклонение этим могучим древесным созданиям заставили öðr выйти на первый план. Наверняка именно в этот период истории мифология протогерманцев проникло представление о Мировом Древе в виде гигантского ясеня. В названиях скрыто еще одно имя Одина — Иггдрасиль (букв. Конь Ужасного/Конь Одина). Гигантский ствол древа связывал корни (подземный мир) и крону (небеса, где обитают боги). Один — бог противоречивый и не имеющий четких аналогов в других религиях, поэтому следует посвятить ему отдельную цельную книгу.

Бусти - https://boosty.to/historyhobby

Тема следующей статьи - Колесо. Технология, изменившая цивилизацию

Показать полностью 8

Серебряная и позолоченная курильница, Сирия, 13 век

Серебряная и позолоченная курильница, Сирия, 13 век Артефакт, 13 век, Сирия, Историческое фото, Древние артефакты

Это время для Сирии в составе Мамлюкского султаната

Серебряная и позолоченная курильница, Сирия, 13 век Артефакт, 13 век, Сирия, Историческое фото, Древние артефакты

Период расцвета, когда до нашествия Тамерлана было еще далеко

Показать полностью 2

Об истории московского маршрута Б («Букашка»)

Вначале под литерой Б по Садовому кольцу бегал трамвай. Еще до него на Садовом работала конка. Тогда линией Б путь ее следования не назывался и был поделен на три части: от Сухаревки до Смоленского рынка, от Смоленского рынка до Калужских ворот и от Калужских до Таганки. Подъема в крутую гору к Курскому вокзалу запряженная лошадьми конка осилить не могла, поэтому от этого участка и до Сухаревской башни пассажирам приходилось искать другие варианты перемещения.

Линии конки на московских кольцах принадлежали Второму обществу конно-железных дорог. Эти маршруты в силу юридических формальностей продержались на конной тяге дольше всего и были выкуплены городом только через десять с лишним лет после торжественного запуска трамвая в 1899 году.

Вплоть до 1911 года Садовое кольцо, если и наполнялось звуками трамвайных трелей, то лишь когда вагоны пересекали его поперек: например, двигаясь по Долгоруковской улице.

Об истории московского маршрута Б («Букашка») Общественный транспорт, Транспорт, Москва, Маршрут, Познавательно, Константин Паустовский, Автобус, Трамвай, История города, Длиннопост

Зато осенью 1911 года в Москве появилось сразу две буквы в обозначении трамвайных маршрутов и обе были связаны с кольцами: «Аннушка» ходила по малому, но богатому Бульварному, Б — по окраинному, трудовому Садовому. Разницу в публике, которая пользовалась этими трамвайными кольцами, лучше всего описал Константин Паустовский, который в годы Первой мировой войны работал вначале вагоновожатым, а затем трамвайным кондуктором в Миусском трамвайном парке на Лесной улице:

"Медной линией" называлась линия "Б", проходившая по Садовому кольцу. Кондукторы не любили эту линию, хотя москвичи и называли ее с умилением "Букашкой". Мы предпочитали работать на "серебряной" линии "А" — на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково "Аннушкой". Против этого ничего возразить было нельзя, но называть "Букашкой" линию "Б" было просто нелепо.

Проходила она около многолюдных вокзальных площадей, по пыльным обочинам Москвы. Вагоны на линии "Б" были с прицепами. В прицепы разрешалось садиться с тяжелыми вещами. Пассажир на этой линии был больше с окраин — ремесленники, огородники, молочницы. Расплачивался этот пассажир медяками, серебро же припрятывал и не очень охотно вытаскивал его из своих кошелей и карманов. Поэтому эта линия и называлась "медной".

Линия же "А" была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии "Б", — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками.

Об истории московского маршрута Б («Букашка») Общественный транспорт, Транспорт, Москва, Маршрут, Познавательно, Константин Паустовский, Автобус, Трамвай, История города, Длиннопост

Свой рабоче-крестьянский статус трамвай Б сохранил и после революции. Спрос на перевозки по Садовому был такой, что там не решались пускать составы с количеством вагонов менее трех. При этом интервалы движения между составами в часы пик сокращались до 40 секунд.

Когда в середине 1930-х годов трамвай с северной части Садового кольца убрали, в первое время это вызвало настоящий транспортный коллапс. Поставленные на замену вместительным трамвайным поездам автобусы, а потом и троллейбусы просто не могли справиться с пассажиропотоками Садового.

Когда ошибка стала очевидна, трамвайные пути уже укладывались на соседних с Садовым кольцом узких улочках, продолжая связывать в единое целое громадную московскую  трамвайную сеть.

Об истории московского маршрута Б («Букашка») Общественный транспорт, Транспорт, Москва, Маршрут, Познавательно, Константин Паустовский, Автобус, Трамвай, История города, Длиннопост

Вплоть до 1963 года троллейбусный маршрут Б не являлся замкнутым: он начинался от Курского вокзала и заканчивался на Таганке

Но по удобству и скорости перемещения новые трассы не могли тягаться с былым ритмом движения по самому Садовому кольцу.

В такой вялотекущей форме трамвай Б сохранял свое присутствие на московских улицах еще долго. Он оставался кольцевым, связывал по периферии Садового все близлежащие вокзалы, включая три на Комсомольской и Белорусский, и даже продолжал следовать по Садовому в Замоскворецкой части.

Но в 1949 году ликвидация трамвайных путей дошла и до южного полукруга Садового кольца, так что трамвай Б стал заканчивать свой путь, не доходя до Крымского моста. Окончательно трамвайная история буквы Б закончилась в 1957 году с ликвидацией этого маршрута.

К тому моменту уже 20 лет буква Б стойко ассоциировалась с троллейбусным движением по Садовому кольцу. Но в полноценный кольцевой маршрут троллейбус Б превратился только в 1963 году, с постройкой тоннеля под Таганской площадью. До этого отрезок от Таганки до Курского вокзала был вне охвата маршрута.

А с 2013 года начала заканчиваться и троллейбусная эпоха Садового. Новые времена с плотным автомобильным движением требовали новых решений, и одним из них стал автобус.

Об истории московского маршрута Б («Букашка») Общественный транспорт, Транспорт, Москва, Маршрут, Познавательно, Константин Паустовский, Автобус, Трамвай, История города, Длиннопост

Уже больше 10 лет маршрут Б является не только кольцевым, но и круглосуточным

Вначале он подменял троллейбус во время ночных смен — с 2013 года маршрут Б перевели на круглосуточный режим работы. А с 7 июля 2016 года, в ходе внедрения транспортной системы «Магистраль», троллейбус окончательно передал эстафету своему более маневренному собрату — автобусу.

Буквально на днях маршрут Б отпраздновал один знаменательный юбилей: ровно 20 лет назад он стал первым маршрутом городского транспорта Москвы, который транслировал пассажирам через внутреннюю систему оповещения не только названия остановок, но и познавательные рассказы о проплывающих за окном достопримечательностях нашей любимой столицы.

Далее подобные культурологические проекты станут постоянными гостями «Букашки». Сейчас, следуя на синем автобусе вдоль Садового кольца, вы можете прослушать аудиоэкскурсию от нашего Музея Транспорта Москвы в исполнении актера Константина Крючкова. Ее можно найти на сайте музея и прослушать бесплатно. Подключайтесь!

Материал подготовлен директором Музея Транспорта Москвы Оксаной Бондаренко.

Показать полностью 4

Платформы для онлайн-обучения: что вы о них думаете? Поделитесь мнением!

Онлайн-курсов становится все больше, и нам интересно собрать статистику. Пожалуйста, пройдите небольшой опрос и поделитесь своим мнением!

Итог Берлинской операции – Штурм Берлина

Штурм Берлина начался 25 апреля 1945 года. Закончился полной капитуляцией Германии 2 мая 1945 года.

Итог Берлинской операции – Штурм Берлина Военная история, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Битва за Берлин, 1945, Фотография, Длиннопост

Место съемки: Берлин, Германия. Время съемки: май 1945. Автор: Михаил Мельник.

Как это было

25 апреля 1945 года замкнулось кольцо вокруг столицы Германии – Берлина. Гарнизон города вместе с отступившими за его стены войсками насчитывал около 300 000 солдат и офицеров. Оборона была тщательно продумана и подготовлена немецким командованием. Большинство домов были каменные, с большой толщиной стен. Окна и двери закладывались мешками с песком и превращались в амбразуры. Все улицы были перекрыты баррикадами. Фашисты имели достаточное количество фаустпатронов,[1] изобретенных для уличных боёв с русскими танками.

Подземелье Берлина, включая метро, делали невидимой для наших войск мгновенные перемещения гитлеровцев по всему Берлину. Особенно сильно был укреплён изрезанный каналами центр с рекой Шпрее, фактически ставший одной огромной крепостью.

– Сеть радиолокационных установок в совокупности мощнейшей противовоздушной обороной (1-я зенитная дивизия располагалась на территории трёх огромных бетонных бункеров: Зообункер в Тиргартене, в Гумбольдтхайн и Фридрихсхайн).

– На вооружении:128-мм, 88-мм, 20-мм зенитные орудия.

Штурмовали Берлин шесть армий 1-го Белорусского фронта:

Это 47-я, 3-я и 5-я ударные, 8-я Гвардейская, 1-я и 2-я Гвардейские танковые армии.

Три армии 1-го Украинского фронта.

Это 28-я, 3-я и 4-я Гвардейские танковые.

И вся эта неимоверная силища окружила город.

Более двух тысяч самолетов начали сравнивать немецкую столицу с землёй.

Полмиллиона человек, две тысячи танков, тринадцать тысяч орудий и миномётов, две тысячи сто реактивных установок («Катюш») начали и закончили дело всей страны... В отдельные дни наступления удавалось очистить от врага до 300 кварталов, несмотря на то, что каждую улицу и каждый дом приходилось штурмовать. Бои в городе не прекращались ни днём, ни ночью.

Продвижение советских войск было стремительным. Квартал за кварталом советские войска «прогрызали» оборону противника. Бойцы рвались вперед, проявляя массовый героизм, рукопашные схватки завязывались практически везде: тоннелях метро, подземных коммуникациях, в зданиях и на улицах. Весь город был связан между собой подземными ходами: туннелями метро, канализационные коллекторы. С их помощью немцы беспрепятственно перемещались из одного квартала в другой и неожиданно появлялись в тылу советских войск.

На рассвете, 30 апреля, ценой немалых потерь, захватили здание МВД.

Через стенку уже был Рейхстаг.

30 апреля 1945 года овладели основной частью здания Рейхстага. Фашисты всё ещё оказывали упорное сопротивление. Штурмом брали каждое помещение.

Утром 1 мая 1945 года над Рейхстагом был поднят красный флаг. Но бой внутри парламента (Рейхстага) продолжался до ночи 2 мая, и утром гарнизон Рейхстага капитулировал.

Гитлер покончил жизнь самоубийством.

В первом часу ночи 2 мая в эфир вышло сообщение на русском языке:

«Не стреляйте! Высылаем парламентёров.

Место переговоров – Потсдамский мост».

В 6.00 2 мая 1945 года генерал Вейдлинг сдался в плен.[3]

Через час он написал приказ о капитуляции Германии, который при помощи усилителей громкости и по радио был передан в эфир и был слышен на улицах Берлина. Фашисты начали сдаваться и выходить с поднятыми руками. Отдельные фашистские подразделения, не желая подчиняться приказу Вейдлинга, пытались прорваться на запад, но были уничтожены.

Подлинник приказа о капитуляции Берлинского гарнизона на немецком языке:

Am 30. April 1945 hat der Führer Selbstmord begangen und damit alle, die ihm Treue geschworen hatten, im Stich gelassen. Getreu dem Befehl des Führers wart ihr, deutsche Soldaten, bereit, den Kampf um Berlin fortzusetzen, obwohl eure Munition zur Neige ging und die Gesamtlage den weiteren Widerstand sinnlos machte. Ich ordne die sofortige Einstellung jeglichen Widerstandes an. Jede Stunde, die ihr weiterkämpft, verlängert die entsetzlichen Leiden der Zivilbevölkerung Berlins und unserer Verwundeten. Im Einvernehmen mit dem Oberkommando der sowjetischen Truppen fordere ich euch auf, sofort den Kampf einzustellen. Weidling, ehemaliger Befehlshaber des Verteidigungsbereichs Berlin.

Перевод: 30 апреля 1945 года наш фюрер покончил с собой. Таким образом, он бросил всех, кто верен Германии и ему. Последний приказ фюрера – продолжать бои вокруг Берлина несмотря на то, что дальнейшее сопротивление бессмысленно. Я приказываю немедленно прекратить сопротивление, в связи с тем, что это продление ужасных страданий гражданского населения Берлина.

По согласованию с высшим командованием советских войск, призываю Вас, солдаты Германии, немедленно прекратить боевые действия.

Вейдлинг, бывший командующий берлинским оборонительным районом.

2 мая 1945 года он подписал капитуляцию немецких войск и сдался вместе с остатками гарнизона в плен.

В феврале 1952 года военным трибуналом приговорён к 25 годам тюрьмы по обвинению в военных преступлениях. Гельмут Вейдлинг умер в тюрьме в 1955 году. Похоронен, как все преступники, в безымянной могиле.

В ходе Берлинской операции были разгромлены 70 пехотных, 12 танковых и 11 моторизованных дивизий, 3 боевые группы, 10 отдельных бригад, 31 отдельный полк, 12 отдельных батальонов и 2 военные школы.

Мы потеряли 352 475 воинов, из них безвозвратно (убито) – 78 291 человек, остальные были ранены.

Потери боевой техники составили:

1990 танков, 2108 орудий и минометов, 917 самолётов.

Потери польских войск, которые тоже принимали участие в штурме: 8892 бойцов, из них безвозвратно – 2825.

Из боевых донесений:

Воины 1-го Белорусского фронта в Берлине уничтожили 232 726 фашистов, в плен сдались 250 675.

Воины 1-го Украинского фронта уничтожили 114 349 фашистов, сдались в плен 55 080.

Воины 2-го Белорусского фронта уничтожили 49 770 фашистов, взяли в плен 84 234.

Потери немецко-фашистских войск: убито и ранено около 400 тысяч человек.

В плену оказались около 380 тысяч человек.

Часть немецких войск отошла к Эльбе и сдалась союзникам (США и Англии).

Из окружения в Берлине смогло просочиться не более 17 тысяч фашистов.

За мужество, героизм проявленные в ходе операции, 187 частей были удостоены почетного наименования «Берлинские».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 г. учреждена медаль «За взятие Берлина». Награждены около 1082 тыс. советских воинов.

[1] Фаустпатрон –– ручной реактивный противотанковый гранатомёт. Был изобретён, как противотанковое средство пехоты.

[3] Гельмут Вейдлинг –– командующий обороной Берлина.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!