HistoryllWW

HistoryllWW

История Великой Отечественной войны
На Пикабу
6022 рейтинг 74 подписчика 5 подписок 17 постов 14 в горячем
46

Штрафники Войска Польского

После поражения Польши в 1939 году, вся ее территория оказалась под фашистской оккупацией.

В мае 1943 года, в составе Красной Армии в Селецких лагерях под Рязанью стала формироваться 1-я пехотная дивизия имени Костюшко. В нее зачислялись не только бывшие граждане Польши, но и советские граждане польского происхождения. Командирами назначались польские офицеры. Таким образом восстанавливались Польские вооруженные силы, которые предполагалось использовать в боях по освобождению их Родины.

А к августу сформировался 1-й польский корпус численностью 12 000 человек во главе со ставшим генерал-майором Сигизмундом Берлингом. В него вошли: 1-я польская пехотная дивизия, 1-й польский танковым полк и 1-й истребительный авиаполк «Варшава».

Части Войска Польского приняли свой первый бой 12 — 13 октября 1943 г. под Ленино Могилевской области в составе 33-й армии Западного фронта. Но еще до начала боев, на этапе формирования Войска Польского, возникла необходимость создания в нем штрафных частей. Так 7 августа 1943 года Сигизмунд Берлинг, будучи командиром 1-й польской пехотной дивизией, издал приказ об организации штрафных рот. В составе 1-й польской армии к началу ее создания было сформировано пять штрафных рот. Но условия пребывания в штрафных частях в полной мере удалось определить только к апрелю 1944 года, когда была введена «Инструкция штрафного отдела 1-го корпуса польских вооруженных сил в СССР». Согласно ее положениям, «дисциплинарные» роты сменились штрафными отрядами Польских вооруженных сил в СССР. Отряды включали в себя по две роты и использовались на самых опасных участках фронта.

Но до середины 1944 года, несмотря на Положения штрафных отрядов, польские штрафники пребывали в довольно комфортных условиях — они находились в ближнем тылу, не участвовали в боях, не несли потери, жили в хороших условиях. Все изменилось после вступления Войска Польского на родную землю - летом 1944 года. В июле 1944 г., находясь в оперативном подчинении 8-й советской гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, Войско Польское начало освобождение территории Польши, участвуя в форсировании Буга. С этого момента командование чаще стало привлекать штрафников на самых тяжелых участках фронта. Особенно стоит отметить по накалу бои во время переправ через Вислу и Одер, а также на Поморском валу.

Например, в наградном листе на командира штрафной роты при 4-й польской пехотной дивизии, старшего лейтенанта Водяницкого Николая Порфирьевича говорилось: «В наступательных боях с 13 по 18 марта 1945 года при овладении сильно укрепленным городом и портом на Берегу Балтийского моря Кольбергом (с 1945 г. Колобжег — С. Д.) ст. лейтенант Водяницкий проявил мужество и героизм, чем самым помог выполнить полку поставленную задачу. Выполняя обязанности командира штрафной роты при выбытии из строя командира 3-го батальона, принял командование батальоном, поднял его вперед и занял депо. Немцы перешли в контратаку, которую батальон отбил при поддержке приданной артиллерии. Сломив сопротивление в ра[йо]не фабрики, батальон ворвался на окраину города и выбил оттуда немцев. После чего, повернув к морю, разрезав оборону немцев на две части, которые и были разбиты через несколько часов. В бою батальон имел большие трофеи». (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 1672. Л. 67.)

Еще в боях за Колобжег отметился: «командир роты 2-го отдельного моторизованного батальона огнемётчиков сержант Чеслав Коморовский. В январе 1945 г. его обвинили в самовольной отлучке из расположения части, когда его подразделение находилось в освобожденной Варшаве. 9 марта решением полевого суда Коморовский был разжалован и приговорен к месячному сроку службы в «штрафроте», которая вскоре приняла участие в кровопролитной битве за Колобжег. Именно бывший огнеметчик был в составе штурмовой группы, которая с ходу ворвалась в порт и участвовала в штурме маяка. Уже 19 марта приговор Коморовскому был отменен и его восстановили в воинском звании». (Дайнес В. О. Штрафбаты Великой Отечественной. – М.: Вече, 2017.)

К 1945 г. численность польских соединений достигла 200 000 человек, они участвовали в уличных боях в Берлине, в районе Имперской канцелярии и Рейхстага. Вклад Войска Польского в общую Победу по достоинству оценило советское руководство - польские солдаты были единственным иностранным соединением, принимавшим участие в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве. Поляков включили в строй сводного полка 1-го Белорусского фронта. Также на параде присутствовал и главнокомандующий Войска Польского Михал Роля-Жимерский, награжденный высшим военным орденом СССР «Победа» «за выдающиеся заслуги в деле организации вооружённых сил Польши и за успешное проведение боевых операций Войска Польского в решающих битвах против общего врага — гитлеровской Германии».

Дедков Сергей

Интересна история - подписывайся!

Показать полностью 7
110

СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ

Сталинская премия, учрежденная 20 декабря 1939 года, в честь 60-ти летия Сталина и изначально называлась Премия имени Сталина. Совет Народных Комиссаров СССР тогда учредил 16 премий, которые присуждались ежегодно.

Кандидатуры лауреатов рассматривали два комитета. Первый в области науки, военных знаний и изобретательства, второй в области литературы и искусства. Премию могли получить представители физико-математических наук, технических наук, биологических наук, химических наук, медицинских наук, сельскохозяйственных наук, экономических наук, философских наук, историко-филологических наук, юридических наук. А также архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, кинематографии, литературы, театрального искусства. Сначала на заседаниях комитетов одновременно обсуждались и премии по науке и технике, и премии по искусству. Но в будущем комитеты заседали отдельно. При этом, после обсуждений, конечные решения по кандидатурам принимал лично Сталин.

Рассматривались лишь новые работы, законченные в год присуждения премий. Предполагалось и материальное стимулирование лауреатов – за первую степень в размере 100 000 рублей, вторую в размере 50 000 рублей и третью в размере 25 000 рублей. Для понимания, в те довоенные времена средняя зарплата рабочих находилась в переделах 200-300 рублей.

Откуда же брались деньги на Сталинские премии? По одной версии из гонораров Сталина – так как он много и активно издавался, довольно серьезными тиражами, плюс получал зарплату, как секретарь ЦК и председатель СНК. По другой версии, все гонорары и зарплаты Сталин «сдавал» в госбюджет. Но тем не менее, через бюджет деньги все равно достигали лауреатов.

Атмосферу, царящую во время заседаний комитетов по Сталинским премиям, мы можем восстановить при помощи воспоминаний известного литератора Константина Симонова. Сам Симонов был лауреатом 6 премий и описал в своей книге «Глазами человека моего поколения», некоторые характерные моменты, связанные с работой комитета в области искусства: «То, о чем шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал. Не могу утверждать, что он всегда читал все. Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось. Все, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе все, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК, — давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую или наоборот, — все, что в какой‑то мере было спорно и вызывало разногласия, он читал. И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом. Когда ему приходила в голову мысль премировать еще что-то сверх представленного, в таких случаях он не очень считался со статусом премий». (8) Такой случай произошел и с повестью «Дни и ночи» Константина Михайловича: «В сорок шестом, когда я был в Японии, совершенно неожиданно для меня еще и за повесть «Дни и ночи», которую никто к премии — через два с лишним года после ее появления — не представлял, это произошло по инициативе Сталина».

При необходимости Сталин мог по своей инициативе поставить на обсуждение произведения достойных к выдвижению авторов. Этот фактор позволяет справедливо назвать премию именем Сталина. Сам Сталин говорил «что количество премий — элемент формальный и если появилось достойных премии произведений больше, чем установлено премий, то можно число премий и увеличить». В те годы Сталин выдвигал и поддерживал ряд произведений на исторические темы. Для кино им была составлена целая программа, о каких исторических личностях и событиях необходимо снять фильмы. Для Сталина, за произведениями, получившими премии, и за идеями о создании произведений о чем-то или о ком-то, стояли сугубо современные политические задачи. Поэтому часть премий, например, по литературе, присуждалась за произведения необходимые в тот момент, но которые совершенно не известны сейчас, даже специалистам.

Сталин полностью «рулил» в комитете и решал, кто достоин премии, а кто нет. Но насколько он мог считаться достойным судьей советских талантов!? Чарльз Перси Сноу - английский писатель-реалист, физик, химик и государственный деятель писал о Сталине: «Он был куда более образован в литературном, чем любой из современных ему государственных деятелей. В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль — на диво плохо начитанные люди. Как, впрочем, и Рузвельт»… «Западникам трудно представить, что, общаясь с советскими политиками и учеными, они попадают в общество, лучше образованное в литературном смысле, чем их собственное». Еще Сноу отмечал близкие личные отношения политических лидеров с писателями в СССР, нехарактерные для западных лидеров. Например, Горький был близок со Сталиным, а Шолохов с Хрущевым.

Чарльз Сноу также подтверждает слова Симонова, о том, что Сталин имел представление о всех номинантах на премию по литературе: «До сих пор выглядит несколько фантастичным, что – в дополнение к другим своим заботам и постам – Сталин возложил на себя обязанности Верховного Литературного Критика. Но он и на самом деле читал рукописи большинства известных писателей до их публикации, частью по соображениям политическим, но, очевидно, и из чистого интереса тоже».

Исходя из своей идеологической программы, Сталин мог на этапе рукописи даже вмешаться в творческий процесс с правками. Симонов вспоминает о таком случае с его пьесой «Чужая тень»: «Я сделал в финале пьесы исходившие от Сталина поправки, которые, повторяю, были мне по душе, сделал их буквально за один день, пьесу успели напечатать в первом, январском номере журнала «Знамя», после чего она была вместе с другими пьесами выдвинута, уже не помню кем — комиссией по драматургии или журналом — на Сталинскую премию». Такие случаи случались и с другими, менее именитыми авторами.

В присуждении премий, часто вмешивались чисто политические моменты. Например, причина снятия с обсуждения очень достойной книги «Югославская тетрадь» Николая Тихонова находилась не в плоскости литературы, а в обострении отношений между СССР и Югославией, а именно их лидером Иосипом Броз Тито. На что Сталин сказал: «Товарища Тихонова мы не обидим и не забудем, мы дадим ему премию в следующем году за его новое произведение».

Ослабил «хватку» Сталин только в середине марта 1952 года (за год до его смерти). Когда по состоянию здоровья Иосиф Виссарионович не смог вести заседания сам и передал бразды правления Маленкову. Тогда впервые оказалось, что произведений, выдвинутых на премию третьей степени, вождь не читал.

Последние Сталинские премии были вручены в 1955 году. После XX съезда КПСС, когда широким фронтом стартовала кампания по развенчанию культа личности, премию «закрыли», а на ее место, в 1956 году пришла по факту восстановленная Ленинская премия, вручаемая с 1925 по 1935 год. В 1966 году была учреждена Государственная премия СССР, Все эти премии стали прообразом нынешней Государственной премии Российской Федерации -присуждаемой с 1992 года Президентом РФ.

Как бы то ни было, в независимости от перипетий, происходивших во время решений о премировании, такой способ поощрения деятельней науки и искусств все же лучше, нежели отсутствие премии вообще. Сталин действительно разбирался, за что и кому давать премию, понимал, насколько этот труд будет важен для страны, в первую очередь с идеологической точки зрения.

Дедков Сергей

Интересна тема истории - подписывайтесь!

Показать полностью 5
473

Трубопроводные войска1

Война в XX веке стала в первую очередь войной моторов. И если во время Первой Мировой войны механизация армий носила эпизодический характер, то Вторую Мировую нельзя представить без массированного применения танков, самолетов, автомобилей и другой техники, благодаря которой достигались победы в решающих сражениях. Но, в связи с этим, тут же возникла проблема обеспечения всей этой техники горючим.

Растянутые коммуникации, небезопасные от налетов противника, могли сильно снизить эффективность доставки ГСМ стандартными средствами к линии фронта. А проблемы своевременной доставки топлива в такой ситуации могли играть ключевую роль в достижении успеха наступления. Например, действия советских партизан в тылу вермахта на авто и жд коммуникациях, приводили к серьезным последствиям вплоть до срыва наступления. А при длинном логистическом плече, ставили под сомнение эффективность такого способа доставки топлива с тыла на фронт, когда за время пути, грузовик расходовал большую часть того топлива, которое он вез на передовую.

Решение этой проблемы начали заниматься еще до войны, предложив систему прокладки трубопроводов большой протяженности, способных переправлять жидкое топливо на десятки, а то и на сотни километров. Такой способ сразу привлек внимание военных, в первую очередь из-за возможности транспортировки топлива быстрее и большими объемами нежели жд или автотранспорт. Первые опыты разработки и прокладки полевых трубопроводов в СССР проходили в середине 1930-х годов. Но дальнейшей разработки технологии помешала война.

О таком оригинальном и эффективном способе вспомнили на второй год войны, когда необходимость снабжения топливом защитников и жителей блокадного Ленинграда вынудила советские войска применить довоенный опыт создания трубопроводов на практике. В начале мая 1942 года, в боевых условиях, под огнем противника, был проложен трубопровод по дну Ладожского озера. Протяженность его составила 29 км, из которых 21 км находились под водой, на глубине 10-12 м. Обслуживание и ремонт трубопровода проходило под обстрелами противника.

К концу 1944 года в Красной Армии создали четыре батальона для перекачки горючего, которые задействовали в создании 220 км трубопровода от румынских нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти (Румыния) до нефтебазы в Одесской области. Этим батальонам пришлось использовать ленд-лизовское оборудование. Союзники летом 1944 года также столкнувшись с проблемой переброски топлива для своей многочисленной группировки на европейском континенте создали трубопровод по дну Ла-Манша.

После Великой Отечественной войны, армейское руководство не «спустило на тормозах» зачатки трубопроводных войск, а наоборот, в условиях еще больше усилившийся механизации войск, стало развивать этот специфичный род войск. 14 января 1952 года военный министр СССР маршал Василевский А. М. по указанию Сталина И. В. подписал директиву «О формировании отдельного батальона перекачки горючего по трубопроводу». С тех пор этот день считается днем рождения трубопроводных войск в Вооруженных силах РФ. Задача им ставилась - развертывание и эксплуатация полевых магистральных трубопроводов, подача по ним горючего войскам на большие расстояния при необходимости в сложных климатических и природных условиях. Первой частью трубопроводных войск стал 71-й отдельный батальон, сформированный в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород).

В 1961 году были сформированы две трубопроводные бригады, способные развернуть и эксплуатировать магистральную линию трубопровода протяжённостью 600 км. К 1970-м годам трубопроводные войска Советской Армии стали единственными в своем роде формированием, не имеющим аналогов ни в одной армии мира, в первую очередь, за счет уникального оборудования, которое стояло на «вооружении» трубопроводчиков - это и собственный парк труб, и специальные насосные установки, и трубомонтажные машины, позволяющие в короткие сроки соединить трубы в один непрерывный участок протяженностью 500-600 км.

В мирное время, главным «противником» для трубопроводных войск стали лесные пожары. Бушевавшие лесные и торфяные пожары в Подмосковье в и Ленинградской области в 1972 году, удалось потушить во многом благодаря трубопроводным войскам, когда вместо горючего по своим трубам они пустили воду. Всего было развернуто 187 линий трубопроводов общей протяженностью более 1300 км и подано 4,6 млн м3 воды, что позволило оперативно справиться со стихией.

Следующей, уже боевой вехой, стало участие трубопроводчиков в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. С начала 1980 года и до конца конфликта они обеспечивали топливом войска - по полевым магистральным трубопроводам протяженностью более 1200 км поступало до 80% всего объема топлива для советского контингента.

Трубопроводные войска принимали активное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Они помогли наладить снабжение незараженной водой для ликвидаторов, участвовали в помощи после землетрясения в Армении в 1988 году. Летом 2010 года спасали от пожаров пылающие леса и поселки в центральной России. Одновременно один батальон тушил 5 областей.

Трубопроводчики регулярно помогают Крыму, обеспечивая жителей полуострова питьевой воды и водой для орошения. Впервые подача воды на полуостров была налажена еще в 2014 году, когда Украина построила дамбу, перекрывающую Северо-Крымский канал, обеспечивающий 85 процентов потребности Крыма в орошении. Проблему оперативно решили трубопроводные войска Западного военного округа, смонтировав нитку магистрального трубопровода протяженностью 60 километров, запитавшую водой Симферополь из Тайганского водохранилища. Тогда в сутки перегонялось до 50 тысяч кубометров воды. А также в рекордные сроки военные обеспечили водой Юго-восток Крымского полуострова - Феодосию, Старый Крым и другие населённые пункты, пробурив несколько артезианских скважин и провели от них трубопровод протяженностью более 125 км. В ноябре 2019 году проложили нитку длинной 30 километров из Балановского водохранилища Белогорского района, в посёлок Перевальное и бригаду береговой обороны Черноморского флота. На этот раз были привлечены более 50 единиц специальной техники и 150 военнослужащих отдельного батальона из Ставропольском края.

К распаду СССР в Советской Армии имелись 24 отдельные трубопроводные бригады (отпбр), 6 отдельных батальонов (отпб), три отдельные роты и 8 отдельных взводов. Их численность составляла более 5 000 человек. На данный момент, количество подразделений и личный состав трубопроводных войск сократился. На вооружении трубопроводных батальонов стоят магистральные трубопроводы, насосные станции, специальные машины для стыковки труб, перекачивающая станция горючего и автомобили КамАЗ. Батальон позволяет развертывать магистральные трубопроводы в три раза быстрее аналогичных подразделений других армий мира, с производительностью перекачки в 1,5 раза выше. Трубопроводные войска остаются актуальными и в нынешнее время, как для военных, так и для мирных целей, ведь это самый дешевый и быстрый способ доставки горючего и воды на большие расстояния.

Всех Пикабушников когда-либо служивших в этих неизвестных но важных войсках прошу дополнять информацию в комментариях.

Дедков Сергей

Показать полностью 7
87

Румынский штрафбат

Румыния, выступила против СССР летом 1941 года, в качестве союзника гитлеровской Германии. После кровопролитных боев первого года войны, у румынского руководства остро стал вопрос поиска пополнения. Решение было аналогичным "финским коллегам"

(Финский штрафбат) - выпустить из тюрем осужденных и отправить их на фронт в качестве штрафников.

Румынский штрафбат

В Спецсообщении Особого отдела НКВД Донского фронта «О замене частей вермахта войсками союзных Германии государств» от 3 ноября 1942 года отмечалось:

«Допросами военнопленных румын выяснено, что румынское командование использует на фронте штрафные батальоны, укомплектованные освобожденным из тюрем преступным элементом.

Военнопленный солдат 991 отдельного штрафного батальона 5 дивизии румынской армии Гароле Думитру на допросе 23-го октября с.г. показал, что в августе 1942 г. из румынских тюрем было досрочно освобождено свыше 2000 заключенных и зачислены в формируемые из этого контингента штрафные батальоны. Эти заключенные отбывали в тюрьмах сроки наказания за грабежи, убийства, воровство. Среди них были осужденные на сроки до 25 лет. Из вышеуказанного контингента был сформирован в Румынии и 991 отдельный штрафной батальон, который на участке 21 армии входит в 5 дивизию.

Численность батальона 800 — 1000 чел.; командный состав также из репрессированных. 991 отдельный штрафной батальон находился в резерве дивизии, но во время атак его бросали вперед. 18-го октября с.г. батальон был впервые введен в бой, после которого 160 чел. дезертировало. На 21 октября от батальона осталось 2 роты, его расформировали и остатки подразделений влили в части 5 дивизии».

(ЦА ФСБ РФ, ф. 14, оп. 4, д. 777, л. 48-48 об.)

Как мы знаем ни Румынии, ни всему фашистско-нацистскому блоку это не помогло...


Дедков Сергей


Интересна тема истории - подписывайтесь!


Дисбаты СССР и РФ


ЖИЗНЬ ПАРТИЗАНА


ПОЧЕМУ КРАСНАЯ АРМИЯ СПЕШИЛА?

Показать полностью 1
245

Дисбаты СССР и РФ

Продолжая тему штрафных формирований, сегодня поговорим о послевоенных ДИСБАТАХ ( привет @Shcherbich.a).


Штрафные батальоны и роты в РККА действовали на фронтах с лета 1942 года. После окончания Великой Отечественной войны, 7 июля 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с Победой над гитлеровской Германией», амнистировались военнослужащие, осужденные с отсрочкой исполнения приговора и лица, осужденные за воинские преступления по статьям 193-2, 193-5, 193-6, 193-7, 193-9, 193-10, 193-10а, 193-14, 193-15 и 193-16 УК РСФСР и соответствующим статьям Уголовных кодексов других союзных республик. Вслед за амнистией пошла волна расформирования штрафных частей. Дольше всех боевой путь проделала 128-я ОАШР 5-й армии, действовавшая во время Харбино-Гиринской наступательной операции против японских войск в Манчжурии в период с 9 августа по 2 сентября. Директивой штаба 5-й армии № 0238 от 28 октября 1945 года 128-я ОАШР была расформирована — так закончилась история штрафных частей Красной Армии во время Великой Отечественной и Советско-Японской войн.


В послевоенный период, за незначительные проступки военнослужащие Советской Армии отбывали наказание на гарнизонных гауптвахтах. Офицеры, прапорщики и сверхсрочники Вооруженных сил СССР, совершавшие уголовные преступления отбывали наказание в колониях на общих основаниях. Только прапорщиков и офицеров Внутренних войск МВД СССР направляли в специальные колонии для бывших сотрудников. Актуальность проблемы преступности с каждым годом нарастала и к 1970-м годам в Советской Армии вспомнили о тех дисциплинарных батальонах, которые создавались в 1940 году. Солдаты и сержанты срочной службы, совершившие не особо тяжкие уголовные преступления, стали попадать не в тюрьму, а в отдельный дисциплинарный батальон (ОДБ). Это относилось и к курсантам военных вузов.

Самая распространенная причина попадания в дисбат, это самоволка — дезертирство, а также порча или утрата вверенного имущества. В ОДБ можно было попасть и за неуставные отношения, драки и связанные с ними нанесение вреда здоровью и увечья, воровство, хулиганство и даже разглашение военной тайны. Срок отбывания наказания устанавливал военный суд, но не более 2 лет.

Еще раз отметим — дисциплинарный батальон, это не тюрьма а специальная воинская часть. Личный состав состоит из двух категорий: постоянный — несущие охрану солдаты-срочники и командный состав, и переменный — осужденный солдаты и сержанты. Численность постоянного состава ОДБ могла меняться от 300 до 500 человек, в зависимости от количества осужденных. Постоянный состав комплектовался из офицеров с командирским опытом, имеющим положительные аттестации по службе. В конце 1980-х годов срок отбытия наказания в дисбате был увеличен до трёх лет. Срок службы в ОДБ не засчитывался в общий срок военной службы, поэтому, отбывшие наказание направлялись дослуживать оставшийся им срок в регулярные войска. Условия службы в дисбатах ВС СССР были разными, но никаких истязаний и издевательств там не было. Провинившихся солдат исправляли железной армейской уставной дисциплиной.


По состоянию на конец 1991 года, на территории бывшего СССР существовал 21 дисциплинарный батальон, находившиеся на территории Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана, в них находилось около 17 тысяч человек.


В связи с распадом СССР, ВС РФ стали приемниками ОДБ ВС СССР, оставив те же принципы. Отдельный дисциплинарный батальон (одисб) также остался специальным формированием, но уже в вооружённых силах России, в котором отбывают наказание осуждённые за уголовные преступления, совершённые в период прохождения военной службы, солдаты и курсанты высших военных учебных заведений. Срок пребывания в одисб — от 3 месяцев до 2 лет. Сохранилось уже традиционное деление личного состава на постоянный и переменный. По штату батальону положено не более 800 осужденных военнослужащих.

«Дисциплинарный батальон – не военная тюрьма, как от элементарного незнания считают многие гражданские люди. Это прежде всего воинская часть. Ну а то, что правила пребывания здесь суровые, если не сказать очень жесткие, так ведь по-другому и нельзя, иначе получится учреждение, похожее на лагерь труда и отдыха. Несмотря на то, что у всех осужденных штатные должности стрелков-рядовых, оружие им по вполне понятным причинам не доверяют и никакой боевой подготовкой они не занимаются». (Рудык Т. В дисбат – на исправление // Красная Звезда. 2008. 6 февраля.)

В дисбат военнослужащие срочной службы попадают за убийство по неосторожности, дезертирство, кражи, грабежи, неуставные отношения, невыполнение приказа, физическое насилие к начальнику, нарушение правил обращения с оружием, хранения наркотиков, вымогательство.

Из действующих пяти дисбатов на территории Российской Федерации к 2011 году три были расформированы: 40-й одисб (г. Новосибирск, Центральный военный округ), 62-й одисб (г. Уссурийск, Восточный военный округ) и 595-й одисб (п. Замчалово, Ростовская область, Южный военный округ). Действующих осталось два: 28-й одисб (п. Мулино, Нижегородская область, Западный военный округ) и 36-й одисб (п. Каштак, Забайкальский край, Восточный военный округ). Резкое сокращение числа дисбатов в странах СНГ, в первую очередь, связано с уменьшением числа осужденных военнослужащих. Например, в 2010 году дисбаты ВС РФ пополнились на 503 человека, а в 2014 — только 180. В Белоруссии в 2010 году в дисбате отбывали наказание 6 человек, а на Украине к 2012 году всего 5. Такой вид наказания был отменен в Казахстане в 2008 году, Белоруссии в 2014 году, а на Украине в 2020 году.

Порядок и условия содержания осуждённых военнослужащих в дисциплинарных батальонах определяются «Положением о дисциплинарном батальоне в Вооружённых Силах Российской Федерации», утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 1997 года № 669 и Приказом Министра обороны Российской Федерации № 680 от 20 октября 2016 года.


Постоянный состав батальона это около 30 офицеров и 10 прапорщиков, а также командиры отделений и замкомвзводов. Существует строгий отбор солдат, с устойчивой психикой, в роту охраны.


Распорядок дня в дисбате очень строгий, со множеством ограничений. Восемь часов работы, восемь часов строевой подготовки и прочих занятий, и восемь часов на отдых с перерывами на три приёма пищи. Ограничены свидания с родственниками и близкими — раз в три месяца разрешено трехдневное свидание с родителями. Они проходят не более трех часов и под присмотром конвоиров. Запрещены разговоры между заключенными из разных отрядов, выход из казармы без разрешения, увольнительные в город. Не разрешается приносить со свиданий продукты питания, чай, кофе. При побеге часовым разрешено открывать огонь на поражение. При неповиновении начальник караула может совершенно законно применить резиновой дубинку. Двигаться по территории части осужденный может только строевым шагом или бегом. Любое нарушение распорядка и устава наказывается помещением на гауптвахту или взысканием. Свободное время можно посвятить чтению книг в библиотеке, просмотру телевизора или организации художественной самодеятельности.

«Пребывание в дисциплинарном батальоне может засчитываться в срок службы осужденного, а может и не засчитываться. Все зависит от того, как солдат вел себя. Был прилежным и усердным на работах, дисциплинированным и исполнительным – может уехать сразу домой, а нет – отправят дослуживать в войска. Впрочем, могут освободить и условно-досрочно – за примерное поведение». (Рудык Т. В дисбат – на исправление // Красная Звезда. 2008. 6 февраля.)


Как видно, штрафники были не только во время войны — дисциплинарные батальоны дожили и до нашего времени. К сожалению мифотворцев, не Сталин придумал штрафные части, не на нем они и закончили свое существование. Они были до него - остаются и сейчас.


Дедков Сергей


Подписывайтесь если интересна тема военной истории...

Показать полностью 3
125

Финский штрафбат

Тема штрафных частей Красной Армии во время Великой Отечественной войны мифологизирована до предела. Один из мифов - приписка их изобретения Сталину и всей "кровавой" большевистской эпохи. Такой подход в корне не верен, если более подробнее разобрать тему, окажется, что штрафники как отдельные подразделения, в армиях разных стран стали появляться с начала 19 века. Во время Второй Мировой войны свои штрафники были не только у Красной Армии, но и у Германии, Румынии, Польши (Войско Польское, воевавшее на стороне Красной Армии), Финляндии и даже Румынии. Сегодня подробнее хочу рассказать о финских штрафниках.


Наступая в Карелии против Красной армии, за два месяца упорных боев с начала войны, финны понесли серьезные потери. Для небольшой Финляндии это была невосполнимая утрата. Требовался срочный способ пополнения поредевших войск. И тогда финскому командованию пришла идея создать штрафной батальон из заключенных. Им давалась возможность искупить кровью преступления перед родиной. А при удачном использовании штрафников, планировали эту практику расширить.


В августе 1941 года началось формирование штрафного батальона в городе Рийхимяки. Новое для финской армии подразделение называлось 21-м специальным батальоном и подчинено 26-му пехотному полку. Кроме обычных уголовников, в батальон попадали советские военнопленные, перебежчики и так называемые «политические» заключенные, в том числе симпатизирующие советской власти. Командиром батальона стал майор Никке Пярми. Личный состав на рукаве носил чёрный шеврон в виде стрелки, поэтому батальон стал называться «Чёрная стрела» или «отряд Пярми». В начале сентября численность батальона довели до 550 человек и отправили на передовую в Карелию.


3 ноября у батальона состоялось боевое крещение - «отряд Пярми» в ходе внезапной атаки захватили посёлок Кумса. Причем нападение стало неожиданным не только для советской стороны, но и для финского командования. Такая прыть крайне не мотивированных штрафников разгадывалась просто. Оказывается солдаты батальона обнаружили в поселке водочный склад, который опустошили и пьяные создали неразбериху которая привела к ненужным потерям.

Не удивительно, что дисциплина в «Черной стреле» сильно хромала. Ведь контингент собранный под лозунгом «искупления кровью» не отличался моральной стойкостью. И больше половины личного состава пошли в батальон чтобы любой ценой выйти на свободу. Еще во время формирования в городе Рийхимяки, из него дезертировали семь человек во главе с ярым коммунистом Юрьё Лейно. в последствии, министром внутренних дел Финляндии. Дезертирство являлось главной проблемой на протяжении всего времени существования батальона. А к концу ноября достигло катастрофических размеров. Из-за систематических побегов, потерь в боях и переходов на сторону Красной армии в батальоне оставалось только четверть исходного состава: 14 офицеров, 57 унтер-офицеров и 211 рядовых.

Разгневанный Никке Пярми убрал из батальона всех политически неблагонадежных и оставил только уголовников. После таких резких кадровых решений, батальон насчитывал не более четверти от штатного личного состава. В связи с этим, боеспособность «Чёрной стрелы» упала и вместо фронта была отправлена на охрану коммуникаций. В мае 1942 года Пярми исполнилось 55 лет, чем он и воспользовался для ухода в отставку. На его место пришел Арво Картано, пытавшийся удержать порядок решительными мерами. Но в июне 1943 года был уволен за ужасное отношение к подчиненным штрафникам.


Финский штрафбат закончил свое существование летом 1944 года, после масштабного наступления Красной армии в Карелии. Финские уголовники были не готовы отдавать свою жизнь в боях с превосходящими силами противника и батальон разбежался.


P. S.: С наступлением эпохи ядерного оружия и уходом в прошлое крупномасштабных конфликтов, проблема штрафников в армиях отошла на второй план. Случаи воинских преступлений в основном решаются в судебном порядке, причем не только в мирное время, но и в течение локального конфликта, или создаются малочисленные дисциплинарные батальоны.


Дедков Сергей


Если Вам интересна тема войны - буду рад подписке.

Показать полностью 1
92

ЖИЗНЬ ПАРТИЗАНА

В преддверии праздника Победы, решил рассказать интересную историю связанную войной. Как всегда бывает в таких случаях, далеко ходить не пришлось – достаточно было заглянуть в свое генеалогическое древо. Сегодня речь пойдет о Еременко Степане Сергеевиче, партизане, воевавшем на территории Краснодарского края в отряде им. Игнатовых.

Еременко Степан Сергеевич - довоенное фото.


Вообще, удивительная судьба, наверное, у каждого человека рожденного на рубеже эпох, когда менялось практически всё. Так произошло и со Степаном. Родившись до революции, 27 марта 1911 года в городе Екатеринодаре, после 1917 года у него изменились фамилия, имя, отчество и даже дата рождения! Рожденный как Яременко Стефан Сергеев, в советское время он стал Еременко Степаном Сергеевичем с новой датой рождения – 9 апреля 1911 года по «новому стилю». Да и сам город, где он родился теперь стал называться Краснодаром.

Запись о рождении Степана Еременко в метрической книге (ГАКК. Ф. 801. ОП. 1. Д. 223. Л. 42.)



После окончания начальной школы в 1926 году поступил в учебно-показательные мастерские, а затем в ФЗУ комбината «Севкавжирмасло» в г. Краснодаре. В 1931 - 1933 годах учился в институте маслобойножировой промышленности в г. Краснодаре, затем, не окончив институт, работал слесарем на комбинате «Главмаргарин». В 1937 году поступил на «стахановские курсы» (техникум), которые окончил без отрыва от производства в 1941 году. С 1940 года работал на гидрозаводе этого комбината помощником механика. С 1929 по 1939 год состоял в рядах ВЛКСМ. Беспартийный.

Краснодар. Комбинат "Севкавжирмасло" (1931)


В середине 30-х годов женился и в 1936 году у Степана родился сын Юрий. Жизнь шла своим чередом как у всех – работа, дом, семья, быт. Но в нее самым неожиданным образом вмешалась война.

В 1941 году Степан Сергеевич был направлен в г. Ростов на республиканские курсы минеров, которые и окончил. При проведении эвакуации в начале августа 1942 года участвовал в мероприятиях по выводу из строя своего предприятия перед наступлением немецко-фашистских войск на г. Краснодар.

А с 9 августа 1942 года он был зачислен в ряды партизанского отряда Сталинского района г. Краснодара (впоследствии отряд им. Братьев Игнатовых), став старшим подрывником-минером 2-го взвода. Неоднократно участвовал в боевых операциях в тылу противника.

В отряде непрерывно шло обучение взрывному делу, одним из первых преподавателей был и Степан Сергеевич. Вот как Петр Карпович Игнатов описывал создание в отряде «минного вуза»: «Перед уходом на диверсии, Ветлугин, Еременко и Кириченко просили меня открыть при нашем отряде «миннодиверсионный вуз». Мысль об открытии «минного вуза» явно пришлась по душе и товарищу Поздняку: на сухощавом, подвижном лице его лежала улыбка, когда он повторял в задумчивости: «Минный вуз»… Предложение обсудим немедленно и — в жизнь…»

Совещание состоялось на той же полянке. Товарищ Поздняк говорил о будущей работе отрядов, о возможностях лесной горной войны партизан, отрезанных от частей Советской Армии, и о нашей минной школе. Эта школа, по мнению товарища Поздняка, в первую очередь должна охватить партизан Краснодарского куста. Для начала каждый отряд выделит по меньшей мере двух лучших партизан для учебы в нашем «вузе»… Сознаюсь, я слушал эти слова с большим волнением. Мысль Евгения воплощалась в жизнь. Мертвый, он продолжал свое живое, святое дело. <…>

Как только Ветлугин, Кириченко, Ельников вернулись с операций, я созвал всех наших минеров и сообщил им о решении командования открыть минную школу.

Новость эту наши инженеры приняли с таким юношеским восторгом, что смотреть на них было радостно: ведь у каждого были семьи, дети, тревога на сердце. А вот, подите ж вы, папаши чуть в пляс не пустились! Я приказал им немедленно приниматься за разработку учебного плана, хотя и знал, что ни торопить, ни подгонять их мне не придется.

И верно: учебный план нашего «минного вуза» вскоре был готов. Весь курс мы рассчитали на шестьдесят лекционных часов. После этого — учебная практика на минодроме и выходы на боевые операции.

К боевой практике решили допускать только тех из наших «студентов», кто сдаст экзамены по теоретическому курсу. Теорию поручили читать Ветлугину, руководить практикой — Еременко и Кириченко. Председателем экзаменационной комиссии назначили меня».

30 октября 1942 года Степан минировал железнодорожное полотно и шоссейную дорогу на перегоне Северская-Ильская, в результате чего были подорваны поезд и автомашины немецко-фашистских оккупантов. Был представлен к правительственной награде. Согласно наградным характеристикам, «при минировании в сложных условиях проявил исключительную самоотверженность и героизм».

Вот как описывается этот 8-й боевой выход партизанского отряда им. Братьев Игнатовых в «Итоговом отчете о боевой деятельности отряда»: «29 октября, снова пройдя мимо ДЗОТов, группа обоих отрядов занялась делом по выработанному заранее плану: две группы заняли оборону к ДЗОТам, одна справа под командой тов. Ельникова, вторая слева, под командованием тов. Мусьяченко, тыл прикрывала третья группа с пулеметом под командой тов. Причины. На железную дорогу ушла четвертая группа со старшим минером тов. Еременко, на шоссе вышла пятая группа, под командованием инженера-минера тов. Ветлугина, каковая, своевременно закончив свою работу, ушла в исходное положение. Но у тов. Еременко, лично минировавшего шоссе, затянулась работа, так как он вышел на каменистое место, а искать другое было некогда. Не успел тов. Еременко закончить минировку, внезапно прошел поезд, минер едва успел выхватить противотанковую гранату, каковой минировал железную дорогу по способу Кириченко, но своим методом и упал рядом с полотном. После прохода поезда прошел патруль румын, не обнаружив лежавших на полотне партизан. Наконец, после двух с половиной часов работы, железная дорога была заминирована, место замаскировано под грунт, все убрано и группа пошла обратно, причем пришлось идти через минированное нами шоссе и уже за линией ДЗОТов все группы соединились. Едва расцвело с наблюдательного артиллерийского пункта можно было видеть как взорвался шедший с Северской поезд, разорвало паровоз, вагоны в числе 29 штук полетели под откос, нагромождались один на другой. Через минут 30 на шоссе взорвалась первая 7-тонная машина со снарядами, и через несколько минут, пытаясь объехать первую, взорвалась вторая такая же машина. На каждой из них сидело по пять сопровождающих конвойных немцев. Через 15 минут подошла с Ильской штабная машина с офицерами и, не доходя метров 200 до обоих машин, также взорвалась на наших минах.

Здесь также больше недели и на железной дороге и на шоссе не было никакого движения, к тому же наши батареи мешали вспомогательным поездам и машинам фрицев быстро растаскивать обломки и восстанавливать путь. Разведкой подсчитано одних только убитых 647 человек, считая и на шоссе, а искалеченных и тяжело раненых свыше 500 чел., ибо два дня из-под обломков извлекали трупы и раненых немцев».(ЦДНИКК. Ф. 4373. ОП. 1. Д. 156. Л. 7.)


1 января 1943 года во время боевой операции по минированию железно-дорожного пути между станицами Холмской и Северской Еременко Степан Сергеевич погиб при подготовке взрыва вражеского поезда.

Вот как вспоминал в своей книге «Записки партизана» гибель Степана Еременко командир отряда Игнатов Петр Карпович:

«Вернулась группа Веребея.

Степан Игнатьевич молча подошел ко мне. Он был бледен.

— Разрешите доложить, товарищ командир отряда. Задание выполнено. Поезд взорван. Но старший минер Еременко погиб при взрыве…

В сознании никак не укладывалось, что не стало нашего Степы, нашего общего любимца, мастера на все руки, веселого запевалы, прекрасного товарища.

Еременко погиб так, как умирают солдаты революции: на посту, с оружием в руках, своей смертью вырвав победу…

Группа тронулась до рассвета. Идти было трудно: тучи низко висели над землей, шел дождь, ревел ветер в глубоких ериках, глина липла к сапогам, ноги скользили на мокрых камнях. Только к вечеру подошли к железной дороге и, как всегда, начали наблюдение.

Первая ночь, намеченная для взрыва, прошла впустую: заложить мины не удалось.

Наступил канун Нового года. <…>

Место, назначенное для взрыва, оказалось неудачным. Так же тихо, один за другим, отошли вправо. Взобрались на полотно. Луста начал копать ямку. Кузменко и Коновиченко легли в дозоре. Группа прикрытия замерла в кустах. Еременко вынул противотанковую гранату…

Удивительный человек Степан Сергеевич! Не раз присутствуя на занятиях в минной школе, я слышал, как убежденно, с большим знанием дела Еременко доказывал своим ученикам все преимущества нашей новой автоматической мины. Не раз при мне он восхищался замедлителями Ветлугина. Он прекрасно знал нашу мину, он мастерски умел обращаться с нею, умом он высоко ценил ее достоинства, но его сердце не лежало к мине. Для себя лично он предпочитал противотанковую гранату. Обкладывая ее толом, он рвал поезда. И надо отдать ему должное: рвал умеючи.

На этот раз он тоже вышел на полотно со своей любимой гранатой. Он снял предохранитель и накладку и, осторожно придерживая инертную массу шпилькой, положил гранату в ямку. Луста начал укладывать вокруг нее толовые шашки.

И вдруг рельсы загудели. Сначала еле слышно, потом все громче, громче. Шел поезд в неурочное ночное время, как в ту памятную теплую октябрьскую ночь на четвертом километре, когда погибли мои сыновья. Надо было выхватить гранату и отскочить. Но заговорило чувство долга солдата — безоговорочно выполнить приказ командира, и оба минера продолжали работу. Поезд был буквально в десяти метрах, когда Еременко и Луста соскочили с полотна.

Взрыв оглушил даже тех, кто в группе прикрытия лежал в кустах. Паровоз взлетел на воздух. Передние вагоны полетели под откос. Остальные, наскочив друг на друга, лежали на полотне, разбитые в щепы. Первым пришел в себя Веребей и бросился искать минеров. Он нашел Лусту недалеко от насыпи. Леонид Федорович лежал, широко раскинув руки, без всяких признаков жизни. Приказав Малых и Кузменко отнести Лусту, Веребей побежал искать своего друга Степу Еременко. Он нашел Степана Сергеевича под обломками разбитого вагона: Еременко был мертв.

Товарищи понесли минеров в кусты. И так же, как тогда, на четвертом километре, друзья финскими ножами вырыли неглубокую могилу. Жужжали пули над головой, срезая ветки кустов. Страшно кричали раненые немцы на полотне.

Первым опустили в могилу Еременко.

Малых поднял Лусту и вдруг почувствовал, что под рукой бьется сердце. Он положил Леонида Федоровича на землю и брызнул в лицо водой из фляги. Веки Лусты чуть дрогнули.

— Жив! Луста жив! — забыв о пулях, об опасности, о немцах, во весь голос закричал Малых.

Еременко забросали землей, положили Лусту на самодельные носилки и вернулись в лагерь.

А Степана Еременко нет… Мне все казалось — он подойдет сейчас, сядет рядом и вполголоса, так, чтобы не слышал строгий комендант, затянет казацкую песню, широкую и привольную, как наши кубанские степи…» 

О тех же событиях в «Итоговом отчете о боевой деятельности отряда» про 21-й боевой выход указано: «17 декабря минно-диверсионный выход группы минеров-диверсантов 3-го взвода под командой старшины тов. Веребей для выполнения приказа командующего краснодарским кустом тов. Поздняк о взрыве поезда и мостов и уничтожения машин на шоссе между Ильской и Холмской. Проведя тщательную подготовку и ведя неоднократные разведки мест проходов линии ДЗОТов, не раз пытаясь их пройти, наконец 31/12 вечером, когда немцы подняли новогоднюю пальбу, без всяких поводов и целей, группа прошла, вернее проползла между ДЗОТами, вышла к железной дороге, пролежав там сутки и вечером 1/1 стали минировать железнодорожный путь. Опять появившийся внезапно из-за поворота на большой скорости поезд выскочил к месту минирования, производивший эту работу старший отрядный минер т. Еременко, как теперь выяснилось, не хотел прерывать работу, очевидно надеясь в последний момент выскочить из-под поезда, но страшный взрыв паровозов похоронил под собой героя. Его помощник инженер-минер Луста, оглушенный взрывом лежал в канаве. Командир группы минер т. Веребей, не растерявшись, быстро подобрал т. Лусту и своевременно вывел всю группу за линию ДЗОТов, пока опомнившиеся фашисты кинулись искать диверсантов, оцепив местность.

Разведать количество разбитых вагонов и убитых немцев из-за усиленной охраны места происшествия и иллинии ДЗОТов не удалось. Также не удалось установить, с каким грузом ехал этот поезд». (ЦДНИКК. Ф. 4373. ОП. 1. Д. 156. Л. 9.)

Описание 21-го боевого выхода в сводном отчете по Краснодарскому партизанскому кусту (ЦДНИКК. Ф. 4372. ОП. 1. Д. 17а. Л. 53.)


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 года посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени (№ 30578). 16 февраля 1944 года орден был вручен жене Еременко Степана Сергеевича Таисии Ефремовне Еременко, 1918 года рождения. Нетрудоспособным членам семьи погибшего партизана были установлены с 1943 года пенсии в сумме 200 рублей: сыну Юрию, 1936 года рождения, - до совершеннолетия, матери Еременко Анастасии Степановне, 1881 года рождения, - пожизненно.

Указ ПВС о награждении Степана Еременко (ГАРФ. Ф. Р7523. Оп. 4. Д. 204. Л. 116-117.)


После освобождения Краснодара, 17 марта 1943 года, состоялся митинг на комбинате «Главрасжирмало» в котором приняли участие 350 человек, посвященный присвоению званий Героев Советского союза братьям Игнатовым. На нем прозвучали предложения ходатайствовать о переименовании ул. Тихорецкой в ул. им. Братьев Игнатовых, установить бюст Е. П. Игнатова на территории комбината и «создать ремонтные бригада им. Братьев Игнатовых и тов. Еременко» (ЦДНИКК. Ф. 61. Оп. 1. Д. 72. Л. 7).

Могила Степана Еременко на Всесвятском кладбище города Краснодара .


Могила Степана Еременко на Всесвятском кладбище города Краснодара находится совсем недалеко от могилы братьев Игнатовых.


Каждый раз, читая строки донесения о боевом выходе с которого Степан не вернулся, я прокручиваю тот момент, когда он мог спокойно уйти и пропустить поезд. Никто его не упрекнул бы за это – ни боевые товарищи, ни командование. Но он остался и сделал так, как велело ему сердце. Я думаю это то, за что мы и должны их помнить.


Дедков Сергей


Если интересна военная тематика - подписывайтесь!

Лицевой счет Сталинского гор. Краснодара партизанского отряда им. Братьев Игнатовых по состоянию на 1 ноября 1943 года (ЦДНИКК. Ф. 4373. ОП. 1. Д. 156. Л. 3.)

Показать полностью 8
20

Аргентино-Японская война (1975-1977)

Крейсер «Нуэт-Сильва» аргентинских ВМФ



В июне 1974 года японский траулер «Хосидо» вышел на промысел креветок в южные районы Атлантики к берегам Аргентины. В районе острова Эстадос, из-за непогоды, экипаж потерял ориентировку и оказался в аргентинских территориальных водах. В это же время к югу от острова проходили учения аргентинских военных, в которых участвовали основные силы ВМФ Аргентины. В условиях шторма, капитан аргентинского крейсера «Нуэт-Сильва» принял японский рыболовный траулер за учебную цель и произвел залп из 6 стволов пушек калибра 122-мм по нему. Один снаряд попал в японское судно, в котором тут же начался пожар. Его удалось ликвидировать только через 2 часа после ошибочной атаки.


Экипаж траулера потерял убитыми три человека из 15 человек находившихся в тот момент на нем. Из-за последствий пожара, полностью вышло из строя навигационное оборудование и одна из двух силовых установок. За все время борьбы с пожаром, аргентинские моряки сделали еще 2 залпа по несчастному судну. Их не остановило даже то, что японцы постоянно световыми приборами посылали знаки в сторону воинствующего крейсера о прекращении огня. К счастью, аргентинцы больше ни разу не попали по невезучему рыболовецкому судну. На траулере было принято решение отправить весь улов за борт для облегчения хода и взять курс домой.


После двух месяцев скитаний по Тихому океану, когда на судне стал заканчиваться запас топлива, еды и пресной воды, траулер лег в дрейф. И только через месяц, 13 сентября безжизненное судно было обнаружено пассажирским лайнером «Юнайтед Лайнс» под флагом США, выполняющее рейс Лос-Анджелес — Сидней. На «Хосидо» к тому моменту в живых оставалось 8 человек, полностью истощенных как морально так и физически.


За все время нелегкого путешествия полуживого траулера домой, японское морское ведомство было обеспокоено судьбой своего судна и запрашивало все страны в которые так или иначе могло зайти японское судно о его судьбе. Но никто на эти призывы не откликнулся, даже Аргентина.

Когда выживших рыбаков доставили домой, вся страна узнала о их нелегком пути и абсолютно наплевательском отношении со стороны Аргентины. Вся Япония встречала выживших моряков как национальных героев, а тем временем правительство направило гневную ноту к аргентинским властям, обвиняя его «в полном безразличии к жизням граждан другого государства и полного игнорирования норм международного права». На что аргентинское правительство сначало полностью игнорировало претензии японской стороны а в конце концов заявило о виновности самого рыболовного траулера нарушевшего территориальные воды.

Премьер-министр Японии Мико Такэ


Премьер-министр Японии Мико Такэ выступая на внеочередном заседании кабинета министров заявил: «Мы не допустим, такого варварского отношения к гражданам Японии, где бы они не находились!». Ему удалось убедить собравшихся в необходимости силового воздействия на оппонента. Правительство Японии решило утвердить свои позиции на Тихом океане и захватить архипелаг Феникс. На тот момент на единственном обитаемом атолле Кантон находилась аргентинская временная военная база и гарнизон из 240 морских пехотинцев, оставшихся здесь после совместных учений с новозеландским ВМФ. Сами острова Феникса находятся в акватории Тихого океана в 2650 км к юго-западу от Гавайских островов и принадлежат крошечному государству Океании Кирибати. Архипелаг состоит из 8 атоллов и 2 подводных рифов, а их общая площадь — около 29 км кв.


В феврале 1975 года японский эскадренный миноносец «Сохуро» и десантный корабль типа «Осуми» с 350 морскими пехотинцами на борту, приблизились к берегам Феникса. Командованием ВМФ Японии было решено произвести обстрел военной базы аргентинских морских пехотинцев корабельной артиллерией, а затем высадить десант на берег единственного обитаемого атолла Кантон. После внезапной атаки, аргентинские морпехи потеряли 98 человек убитыми и пропавшими без вести. Остальной гарнизон был захвачен в плен. Потери с японской стороны составили 23 человека убитыми и 41 раненый. Атолл представляет собой лагуну, окруженную полосой суши шириной от 50 до 550 метров, поэтому полная зачистка атолла заняла еще трое суток. 25 февраля японский главнокомандующий ВМФ Токосиро Михэто отрапортовал в Токио о полном контроле над Кантоном и соответственно всем архипелагом Феникса.

Атолл Кантон, самый крупный атолл архипелага Феникс


Узнав о таком агрессивном демарше со стороны Японии, Аргентина прервала все дипломатические отношения с японской стороной, отозвала своего посла из Токио и незамедлительно отправила свой экспедиционный корпус на острова Феникса для восстановления контроля над территорией архипелага. Но произошло это не совсем быстро, если японским ВМФ до островов Феникса необходимо было проплыть около 7 000 км, то аргентинским ВМФ для ответного удара почти 12 000 км!


Боевая группа аргентинской ВМФ достигла злополучного архипелага только к концу июля 1975 года. В составе корвета «Эспоро» и двух десантных транспортов типа «Коста-Сар» с 820 морскими пехотинцами на борту. Штурм атолла был аналогичен японскому: сначала из корабельной артиллерии были обстреляны постройки военной базы и склады, а затем морские пехотинцы высадились на берег. За счет численного превосходства, удалось быстро подавить огневые точки противника, и в течение двух дней атолл полностью опять перешел под контроль Аргентины. Во время штурма аргентинская сторона потеряла 45 человек убитыми и 121 ранеными. Из 286 японцев выжило только 108 человек, которые попали в плен.

Аргентинские морские пехотинцы перед отправкой на атолл Кантон


Аргентинские морпехи поспешили занять наиболее крупные атоллы архипелага до этого момента совершенно не обитаемые. Группировки аргентинских морпехов были размещены на атоллах Сидни и Гарднер. Но радость от победы была не долгой.


В Японии, узнав о потере контроля над Кантоном и гибели морпехов, сформировали более мощную группировку для захвата островов. В состав эскадры японского ВМФ на этот раз вошли: эсминец-вертолетоносец «Сиранэ» (10 бомбардировщиков, 4 истребителя, 12 вертолетов), два фрегата типа «Сёртэ», подводная ложка «Осисасио», эскадренный миноносец «Агато» и силы морских пехотинцев 1250 человек.


Новая волна агрессии захлестнула острова Феникс 26 сентября 1975 года, когда бомбардировщики нанесли ракетно-бомбовый удар по позициям аргентинских военных на атолле Кантон. Одновременно начали обстрел острова фрегаты и миноносец. Аргентинский корвет «Эспоро» попытался поддержать обороняющихся огнем, но был быстро выведен из строя атакой боевых вертолетов с помощью неуправляемых ракет. На судне начался пожар, корвет получил пробоину в левом борту и лег на воду. Через два часа корабль полностью затонул. Погибло 52 человека экипажа, остальные 112 человек были подняты японскими фрегатами и взяты в плен.

Точка соприкосновения амбиций Японии и Аргентины находилась в самом сердце Тихого Океана


Днем 27 сентября японцы полностью овладели атоллом Кантон, но неожиданно обнаружили присутствие аргентинцев на других атоллах архипелага. Повторив ракетно-бомбовые удары бомбардировщиками и фрегатами по наземным целям, закрепили успех морские пехотинцы и спецназ. 29 сентября аргентинцы были полностью выбиты с архипелага, потеряв 251 человека убитыми и 300 ранеными. Японцы завершили захват островов с минимальными потерями: 33 убитых и 67 раненых.


Японские морские пехотинцы закрепились на всех крупных атоллах архипелага: Кантон, Синди, Гарднер, Хулл, Эндерберри. А корабли поддержки рассредоточились между островами. 11 ноября 1975 года на территории Гавайских островов, в Гонолулу, состаялся обмен пленными между участниками конфликта на островах Феникс. Стороны не готовы были примерится, даже когда стало ясна бесперспективность противостояния за никому не нужные атоллы в Тихом океане.


Как вскоре оказалось, военный конфликт японским премьером создавался исключительно в целях повышения своего авторитета в кабинете министров и удержания власти, за счет не угасших имперских амбиций японцев. Но эта мелкомасштабная война не помогла Мико Такэ усидеть в своем кресле и он был вынужден уйти в отставку в 1976 году. Аргентина в этом конфликте видела вопрос собственного престижа как морской державы. А ее президент, генерал Хорхе Видела, рассматривал локальный конфликт, как подготовку армии и флота к возвращению Мальвинских (Фолклендских) островов под юрисдикцию Бунос-Айреса.

Эсминец-вертолетоносец «Сиранэ» в водах Тихого океана


Аргентинская сторона, решила ответить самыми жесткими мерами на повторный захват военной базы и выслала в сторону архипелага максимально возможную на тот момент группировку из крейсера «Нуэт-Сильва» (из-за которого и начался этот конфликт), подводной лодки типа 209 «Сальта», двух корветов и двух десантных судов с 560 десантниками на борту.


Уже с самого начала дела аргентинских ВМФ пошли не по плану. У подводной лодки, недавно вошедшей в состав ВМФ, на середине пути начались проблемы с двигателями. В конце концов было принято решение развернуть ее домой. Японцы были готовы к отражению атаки и держали свою группировку на архипелаге в боевой готовности. На Кантоне они развернули РЛС средней дальности с возможностью обнаружения приближения сил противника по морю и воздуху за 40-50 км. За счет раннего обнаружения аргентинской эскадры, 17 марта 1976 года, «Нуэт-Сильва» был сразу атакован бомбардировщиками и вертолетами японцев. Несмотря на то, что с помощью штатных зенитных средств удалось сбить два японских штурмовых вертолета, крейсер получил порядка 8 попаданий различных калибров и стал стремительно тонуть. Та же участь постигла и аргентинские корветы, которые полностью были выведены из строя корабельной артиллерией японских ВМФ и бомбардировщиками. Они остались на плаву, но экипаж был или уничтожен или занимался тушением обширных пожаров на палубе и в трюмах. В конечном итоге выжившие экипажи корветов попали в плен.

Подводная лодка типа 209 «Сальта»


Не все гладко было и с десантными кораблями, один из которых не доплыл до берега 100 метров, получил пробоину ниже ватерлинии торпедой японской подводной лодки и сел на мель. Второму десантному судну удалось достичь берега на восточном берегу атолла Кантон, но развить успех морским пехотинцам не удалось. Они были заблокированы с двух сторон и вынуждены были сдаться.


В июне 1976 года правительство Аргентины попробовало сформировать еще одну эскадру, которая была откровенно слабее предыдущей, и понимая отсутствия шансов на успех командование ВМФ развернуло ее на базу.


В начале 1977 года конфликт фактически исчерпал себя. Аргентинской стороне стало ясно, что дальнейшие боевые действия за маленький клочок суши посреди Тихого океана не имеет никакого смысла. Правительство Аргентины заявило о не желании продолжать конфликт и посылать новые силы ВМФ к островам Феникс. 17 февраля 1977 года в Гонолулу (Гавайские острова) премьер-министр Японии и президент Аргентины подписали мирное соглашение о прекращении военных действий, поставив точку в этой нелепой войне.


Численность потерь с обоих сторон оспаривается до сих пор. Многие источники называют разные цифры. Потери японской стороны: 2 штурмовых вертолета и около 250 человек. Аргентинская сторона потеряла: 1 крейсер, 3 корвета, 1 десантное судно и около 850 человек.


Причинами неудачи аргентинского ВМФ в локальной конфликте в самом сердце Тихого океана были: во-первых, максимально растянутые коммуникации от материка до мест боев (почти 12 000 км!!!). Во-вторых, отсутствие в составе аргентинских ВМФ авианосцев, что исключало действие авиации необходимое для поддержки наземных и морских сил на специфичном ТВД. В-третьих, слабый подводный флот, не готовый решать боевые задачи вдали от баз снабжения. В-четвертых, устаревшее вооружение ВМФ не способное противостоять качественнее и количественно сильному ВМФ Японии.

Истребитель "Токиманэ" японских ВВС


Японские морские пехотинцы контролировали 5 самых крупных островов архипелага Феникс, пока в феврале 1983 года не вступил в силу договор о дружбе между США и Кирибати, который не предполагал нахождение на территории островного государства вооруженных сил других стран. К концу марта 1983 года весь японский контингент покинул территорию островов Феникса и территориальные воды Кирибати. Так закончилась одна из самых абсурдных войн 20 века.


Сейчас на атолле Кантон о боях почти 40 летней давности напоминает только остов аргентинского десантного судна и пара разрушенных зданий аргентинских казарм.

В детстве мы с друзьями играли в солдатиков. Солдатики в каждом наборе были разные, в основном это немцы, русские, американцы и британцы. Соответственно, для каждой страны в наборе был флаг. Вырисовывалась вполне логичная игра такими солдатиками в войнушку, когда все знали, что эти страны воевали во время Второй мировой войны. Какое же было мое удивление, когда купив сыну набор солдатиков, я обнаружил два флага. Это были флаги Японии и Аргентины. У меня наверное слишком пытливый ум, поэтому из моей головы не уходила мысль о том, как эти страны могли противостоять друг другу? Где, когда и как они могли бы воевать, ведь расстояние между ними почти 20 000 км, их разделяет океан а делить им ровным счетом нечего. И тут я решил рискнуть, и смоделировать изначально нереальный конфликт, как бы он мог произойти в 70-х годах 20 века.


P.S.: Кстати, оказывается у меня и с памятью проблемы, флаг в наборе солдатиков как оказалось не Аргентины а Уругвая, но я уже написал про войну Японии и Аргентины, поэтому пусть будет как будет.


Дедков Сергей

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!