
Старый Правый Руль
3 поста
3 поста
8 постов
В конце 1980-х, на пороге бума компактных внедорожников, ответом Suzuki на этот тренд стала модель Escudo, известная на мировом рынке как Vitara.
Дебютировав в 1988 году, этот автомобиль не просто пополнил линейку японского бренда,
а создал новый, доселе не существовавший формат — комфортабельный, но настоящий рамный внедорожник скромных размеров.
Suzuki Escudo Nomade фрагмент из официального каталога. Изображение: Japanclassic
В отличие от более крупных и часто излишне брутальных современников, Escudo предлагал изящное решение.
Его угловатый, но свежий для того времени дизайн с прямыми линиями и короткой колесной базой сразу говорил о дерзком характере.
Suzuki Escudo Nomade фрагмент из официального каталога. Изображение: Response
Автомобиль был построен на основе лестничной рамы, что гарантировало высочайшую прочность, а зависимая пружинная подвеска, в частности цельный задний мост, обеспечивала надежность и превосходную отзывчивость на бездорожье.
Suzuki Escudo Nomade. Фото: McKey66
Гениальность конструкции Escudo заключалась в удачном симбиозе проверенных решений
и новаторского подхода к компоновке.
За основу была взята классическая рамная архитектура, но примененная к компактным размерам.
Это позволило предложить покупателям невиданное для данного класса разнообразие кузовов: помимо классического 3-дверного, покупателям был доступен вариант со съемным мягким
или жестким верхом, а с 1990 года — и практичный 5-дверный Escudo Nomade.
Ключевой особенностью, определявшей внедорожный характер, был подключаемый полный привод с наличием понижающей передачи.
Это делало его невероятно способным к покорению бездорожья, сохраняя при этом простоту
и легкость управления в городе.
Под капотом Suzuki Escudo скрывалась линейка бензиновых и дизельных моторов, знаменитых своей надежностью и неприхотливостью.
Базовым для многих рынков стал 1,6-литровый бензиновый двигатель G16A, выдававший около от 80 до 115 л.с.
Этой мощности вполне хватало для легкого и маневренного автомобиля.
Двигатель G16A. Фото: auto.ru
Главной же технической сенсацией для компактного внедорожника стало появление в гамме
с 1990 года 2,0-литрового V-образного 6-цилиндрового двигателя H20A, который развивал уже 136 л.с. и придавал малышу Escudo неожиданную резвость.
Двигатель H20A. Фото: 車売却
Покупатель мог выбрать между 5-ступенчатой механической КПП, идеальной для полного контроля над внедорожником, или 4-ступенчатой автоматической трансмиссией для городского комфорта.
Suzuki Escudo первого поколения не стремился быть крупным или роскошным.
Он прославился своей уникальной формулой, сочетавшей в компактном размере настоящую рамную конструкцию, подключаемый полный привод и невероятную универсальность.
Сегодня Escudo первого поколения — это желанный объект для энтузиастов, ценящих аутентичный японский характер, простоту и дух свободы.
Он напоминает, что для настоящих приключений важна проверенная временем надежность, которая и сделала его культовой моделью.
В 1980-х годах мир открыл для себя новый класс автомобилей — спортивно-утилитарный автомобиль (SUV).
Ответом Toyota на этот тренд стал Hilux Surf N60, дебютировавший в 1984 году
и прославившийся своей универсальностью и надежностью.
Toyota Hilux Surf SSR Limited фрагмент из официального каталога. Изображение: iamGaNgStA
Взяв за основу проверенную платформу пикапа Toyota Hilux и развивая общемировую концепцию SUV, инженеры создали автомобиль для активного отдыха.
Это был не просто пикап с крышей, а машина, открывшая новую эру для поклонников внедорожников.
Внешность Hilux Surf была брутальной и в то же время функциональной.
Угловатые формы, короткие свесы и съемный стеклопластиковый верх над грузовым отсеком сразу говорили о его предназначении.
Он унаследовал от Toyota Hilux рамную конструкцию и зависимую рессорную подвеску всех колес, что гарантировало прочность и надежность даже в самых тяжелых условиях эксплуатации.
Однако в 1985 году Toyota совершила важный шаг к комфорту, заменив переднюю рессорную подвеску на независимую торсионную на двойных поперечных рычагах, что значительно улучшило управляемость на дорогах.
Независимая подвеска, фрагмент из официального каталога. Изображение: iamGaNgStA
Продуманность конструкции внедорожника заключалась в простых и эффективных решениях. Инженеры выбрали путь разумной модернизации уже проверенной и популярной платформы.
У пикапа Hilux удалялась задняя стенка кабины, а на ее место устанавливался каркас безопасности, задние сиденья и легкий съемный стеклопластиковый верх.
Одной из самых узнаваемых черт Toyota Hilux Surf стала двухсоставная задняя дверь.
Нижняя часть откидывалась вниз, образуя удобную площадку, а верхнее стекло можно было опустить с помощью электрического привода, что было прорывным решением для авто данного класса.
Это обеспечивало великолепную вентиляцию салона и удобство погрузки.
Интерьер был выполнен простым, но комфортным, как и подобает машине с корнями пикапа. Панель приборов и отделка — из долговечных, немарких материалов.
Для взыскательных покупателей предлагалась комплектация SSR Limited с более богатой отделкой и дополнительными опциями.
Под капотом Hilux Surf скрывалась линейка знаменитых своей надежностью двигателей.
На японском рынке покупателю предлагался выбор между бензиновым и дизельным агрегатом. Бензиновый 2.0-литровый мотор серии 3Y-J развивал около 105 лошадиных сил, что для его времени было вполне достаточно для уверенной езды.
Однако больше всех водителям внедорожника полюбился 2.4-литровый турбо дизель
серии 2L-Т.
Несмотря на скромные 85 л.с., его главным козырем был внушительный крутящий момент, достигавший пика на низких оборотах, что делало его идеальным для бездорожья
и буксировки.
Покупатель мог выбрать между 5-ступенчатой механической КПП, идеальной для полного контроля на бездорожье, или 4-ступенчатой автоматической трансмиссией для комфорта
в городе.
Неотъемлемой частью образа Surf был полноценный полный привод, который подключался вручную, что гарантировало непревзойденную проходимость.
Подкапотное пространство. Фото: bringatrailer
Toyota Hilux Surf не стремился быть роскошным или быстрым.
Он прославился непревзойденной надежностью, функциональностью и простотой
в обслуживании.
Сегодня первый Surf — желанный объект для коллекционеров и энтузиастов, ценящих аутентичную японскую надежность и дух настоящих приключений.
Он напоминает, что главная роскошь для автолюбителя — это уверенность в своем автомобиле, которая сделала Hilux Surf культовой моделью.
Toyota Hilux Surf SSR Limited. Фото: KakerMix
Когда речь заходит о японских автомобилях 1980-х, на ум чаще приходят спортивные Supra или Skyline.
Однако ценителям ретро авто хорошо знакомо другое имя — Nissan Laurel C32.
Этот автомобиль пятого поколения, выпускавшийся с 1984 по 1989 год, был эталоном сдержанной элегантности, комфорта и передовой для своего времени инженерии.
Он не кричал о своем статусе, а демонстрировал его благодаря безупречной японской сборке
и продуманным мелочам.
Nissan Laurel C32 Рестайлинг, фрагмент из официального каталога. Изображение: Impulsen52
Внешний вид C32 отличался угловатой, "рубленой" эстетикой, характерной для той эпохи. Массивная решётка радиатора и квадратные фары придавали ему солидности, а возможность приобрести версию hardtop (кузов без центральных стоек) делала его особенно стильным.
Но главные сокровища скрывались внутри авто.
Nissan Laurel C32. Фото: Shnabster
Салон Laurel C32 создавал ощущение приватного клуба.
Владельцы отмечают высочайшее качество материалов: мягкая панель приборов, толстый велюр сидений, обилие хромированных деталей и вставки "под красное дерево".
Пространства было достаточно для всех пассажиров: при длине кузова в 4650 мм и колесной базе в 2670 мм на заднем диване можно было расположиться более чем вальяжно.
Инженеры Nissan оснастили Лаурель поистине инновационными системами:
Автомобиль мог похвастаться системой автоматического включения фар
при наступлении сумерек, регулировкой яркости подсветки приборов и даже подсветкой замка водительской двери для удобства открытия в темноте.
Электрорегулировки сидений, электростеклоподъемники
и выдвижная антенна, управляемая магнитолой, были признаками настоящей роскоши.
Такие детали, как плавно гаснущий свет в салоне после закрытия дверей
и крючки для одежды над задними окнами, подчеркивали внимание к пассажирам
Изображение: VG20ET
Под капотом C32 скрывался двигатель, который позже станет легендой — рядный шестицилиндровый серии RB.
Nissan Laurel C32. Фото: Shnabster
Хотя в начале выпуска предлагались и скромные 1.8-литровые моторы, именно версии
с двигателями RB20E (130 л.с.) и особенно турбированным RB20DET (175 л.с.) после рестайлинга были способны подарить по-настоящему спортивные ощущения.
Владельцы отмечали, что даже атмосферная версия RB20E ощущалась гораздо динамичнее своих формальных 115-120 лошадиных сил.
Nissan Laurel C32. Фото: Shnabster
Любителям технологий был доступен вариант с активной подвеской Super Sonic Suspension,
а задняя подвеска могла быть как независимой, так и в виде неразрезного моста, в зависимости от комплектации.
Nissan Laurel C32 — это воплощение японского подхода к созданию автомобилей бизнес-класса. Он не стремился быть первым во всем, но предлагал безупречное сочетание комфорта, надежности и технологий.
Его образ — это образ солидного, самодостаточного автомобиля для тех, кто ценит не показную роскошь, а подлинное качество, продуманное до мелочей.
Даже сегодня Лаурель остается культовым объектом для ценителей JDM-культуры, напоминая об эпохе, когда инженерная мысль ставила во главу угла долговечность и удовольствие
от вождения.
Nissan Laurel C32. Фото: Shnabster
К Земле приближается один из крупнейших астероидов 2025 года — 2025 FA22, сообщила Лаборатория солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) РАН.
Небесное тело пролетит на расстоянии около 800 тысяч километров от нашей планеты — это чуть больше диаметра лунной орбиты.
Максимальное сближение произойдет завтра, 18 сентября в 10:00 по московскому времени.
Несмотря на внушительные размеры — средний диаметр 166 метров при длине до 290 метров — астероид не представляет угрозы для Земли.
Его масса примерно в 1000 раз превышает массу челябинского метеорита.
Ключевые характеристики астероида 2025 FA22:
Размеры: 166 метров в среднем диаметре, длина — 290 метров;
Масса: примерно в 1000 раз больше челябинского метеорита (который упал в 2013 году);
Скорость движения: 38,8 тысячи км/ч;
Расстояние до Земли: около 800 тысяч километров.
Орбита и история астероида
Астероид 2025 FA22 был открыт в 2012 году и относится к группе Аполлона.
Его орбита частично синхронизирована с Землей: он периодически сближается с нашей планетой.
Предыдущее сближение произошло 17 сентября 1940 года, а следующее ожидается в сентябре 2173 года.
Ученые отмечают, что при такой орбите вероятность столкновения с Землей в будущем сохраняется, однако в обозримой перспективе это маловероятно.
2025 FA22 считается одним из крупнейших астероидов, которые пролетят близ Земли в 2025 году на расстоянии менее миллиона километров. В современной истории человечества не зафиксировано падений метеоритов подобного размера.
Наблюдать астероид в любительские телескопы практически невозможно — для этого потребуется инструмент с диаметром объектива не менее 30 см
Планетарная защита и будущие миссии
Ученые подчеркивают, что даже для столь крупных объектов вероятность столкновения ничтожно мала благодаря точным расчетам траектории.
Вместе с тем, в мире разрабатываются технологии планетарной защиты.
Например, Китай планирует до конца 2025 года провести эксперимент по изменению траектории астероида с помощью кинетического удара.
Аналогичную миссию (DART) ранее успешно реализовали США, изменив орбиту астероида Диморф.
Заключение
Сближение астероида 2025 FA22 с Землей — это значимое событие для астрономических наблюдений.
Небесный гость безопасно минует нашу планету, напоминая о важности изучения космоса и развития технологий планетарной защиты.
Следующая встреча с этим астероидом ожидается лишь через 148 лет — в 2173 году.
10 сентября случилось кое-что интересное в нашем образовании. Лично я как родитель только за, но вот как оно будет работать на практике — большой вопрос.
Наше Минпросвещения решило, что учителям нужна особая защита — защита профессиональной чести и достоинства.
Так что же придумали?
А придумали создать специальный Совет по защите чести и достоинства педагогов. Звучит солидно, прямо как в старые добрые времена! Создали его 10 сентября, а возглавили лично министр просвещения Сергей Кравцов и глава профсоюза образования Лариса Солодилова.
Чем этот совет будет заниматься?
Если коротко — разбирать "спорные ситуации". Грубо говоря, если где-то в регионе учителя обидели (нахамили, оскорбили в соцсетях, нажаловались на него несправедливо), местная комиссия может передать дело в этот самый совет. А он уже будет давать рекомендации, как защитить учителя.
Важный момент: все их решения — это только рекомендации, то есть их могут и проигнорировать.
Кстати, это уже второй шаг в направлении защиты учителей. В августе этого года анонсировали, что в каждом регионе появятся такие комиссии, куда учитель может прийти с любой своей проблемой. Теперь создана как бы надстройка над ними, но уже федерального уровня.
А что же с главными проблемами?
Вот тут и возникает самый главный вопрос. В 2024 году проводили исследование, которое показало, что учителя больше устали не столько от хамства и неуважения, сколько от двух вещей:
От бумажной волокиты.
И от мизерной зарплаты.
Так что новый совет — это, конечно, хорошо. Престиж профессии поднимать надо. Но вот будет ли от этого реально легче тем, кто каждый день стоит у доски? Как думаете, это нужная инициатива или просто еще один совещательный орган?
Прочный, удобный и невероятно универсальный граненый стакан был обязательным атрибутом советского быта. Его можно было встретить на каждой кухне, в столовых, в вагонах поездов и в автоматах с газировкой. История этого предмета овеяна легендами, но эксперты имеют вполне определённый ответ на вопрос о его происхождении.
Одна из самых популярных легенд гласит, что первый граненый стакан императору Петру I преподнёс владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь, озабоченный проблемой прочной посуды для флота, якобы оценил, что благодаря граням стакан не укатывается со стола во время качки. По преданию, Пётр даже бросил его на пол со словами "Стакану быть!", положив начало традиции бить посуду на счастье. Однако это не более чем красивая народная выдумка, не имеющая исторических подтверждений.
В действительности стаканы с гранями производились в Российской империи ещё на заводах династии стеклозаводчиков Мальцовых. Их изготавливали вручную, и стоили они довольно дорого. Но тот самый, знакомый всем советский гранёный стакан, имеет точную дату рождения — 11 сентября 1943 года. Именно в этот день его массовый выпуск был начат на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном по передовой для того времени технологии прессования.
Причастность к созданию его облика Веры Мухиной, автора монумента "Рабочий и колхозница", — не миф. Архивные данные подтверждают, что Мухина как художник производства руководила рабочей группой, которой правительство поручило разработать новую посуду для системы общепита. Техническое задание было строгим: стакан должен был быть дешёвым, предельно прочным, удобным для мытья в посудомоечных машинах и небьющимся.
Решение было найдено в лаконичной форме с чёткими гранями и характерным широким ободком вверху. Грани работали как рёбра жёсткости, увеличивая прочность, а ободок идеально подходил для захвата механизмами посудомоечных машин. Эта утилитарная практичность и обеспечила стакану всенародное признание. Стандартный объём в 200 или 250 миллилитров сделал его универсальной мерой для кулинарии.
Стакан прочно вошёл в фольклор. Выражение "сообразить на троих" появилось именно благодаря ему: если налить водку до краёв стеклянного ободка, получалось ровно 167 граммов — треть от пол-литровой бутылки. А в главной кулинарной книге страны — "Книге о вкусной и здоровой пище" — рецепты часто указывались именно в стаканах.
Существует и красивая легенда, что 16 граней символизировали 16 союзных республик (до 1952 года), а ободок — их нерушимую связь в Советском Союзе. В реальности количество граней варьировалось от 8 до 20. Но эта романтичная версия стала неотъемлемой частью образа культового предмета, который и по сей день находит своих почитателей.
В наши дни граненый стакан — это больше чем посуда. Это живой артефакт и символ ушедшей эпохи. Он используется в ретро-барах, в дизайнерских интерьерах для создания настроения "бабушкиной кухни" и, конечно, из него по-прежнему пьют чай в поездах дальнего следования, согреваясь его теплом и вспоминая детство. Простая и гениальная форма этого стакана навсегда осталась частью культуры, связывая поколения.
10 сентября 1972 года в Мюнхене, в зале «Rudi-Sedlmayer-Halle» (ныне известном как Audi Dome), царила невероятно напряжённая атмосфера. Баскетбольный финал Олимпийских игр, начавшийся ещё поздно вечером предыдущего дня, приближался к своему завершению. Сборная США, не знавшая поражений с 1936 года, яростно штурмовала кольцо соперника. Советские же баскетболисты, собрав волю в кулак, из последних сил удерживали минимальный перевес.
За шесть секунд до финальной сирены счёт был 49:48 в пользу СССР. Но атака Александра Белова завершилась роковой ошибкой — его пас был перехвачен Дугласом Коллинзом. Стремительный прорыв американца к щиту прервал Зураб Саканделидзе, совершив фол.
После этого Коллинз холоднокровно реализовал оба штрафных броска, и впервые за игру команда США вышла вперёд — 50:49. Казалось, судьба матча решена.
Фото: https://st-cars.ru
Был назначен повторный ввод мяча. Однако сирена прозвучала до того, как был совершён бросок. Американские игроки уже начали праздновать победу! Но Уильям Джонс вновь вмешался, указав на ошибку и настояв на повторении эпизода. Мяч снова был введён в игру. И тогда Иван Едешко совершил свой легендарный пас через всю площадку прямо в руки Александру Белову.
Тот, в плотном кольце двух защитников, буквально уложил мяч в корзину.
Фото: https://st-cars.ru
На мгновение воцарилась гробовая тишина, прерванная вслед за этим оглушительным рёвом трибун. Сборная Советского Союза стала олимпийским чемпионом! Окончательный счёт 51:50 был зафиксирован на табло. Американская сторона подала протест, который рассматривался всю ночь, но победа всё же осталась за советской командой. Так была прервана победная серия сборной США, длившаяся 36 лет и 63 матча. Это была триумфальная спортивная победа, которая имела огромное значение для советского баскетбола.
В знак протеста против судейских решений сборная США не явилась на церемонию награждения и навсегда отказалась получать серебряные медали, которые до сих пор хранятся в сейфе олимпийского музея в Швейцарии.
Мюнхенский финал навсегда вошёл в историю как один из самых драматичных и значимых эпизодов мирового спорта. Для советской сборной этот матч стал главным в жизни — матчем, в котором они добыли для своей страны золото, выкованное в напряжённейшей борьбе.
Ровно 92 года назад, 3 сентября 1933 года, человек впервые покорил высочайшую точку Советского Союза. Это достижение стало невероятным проявлением силы воли и одиночным противостоянием на грани жизни и смерти. Этим человеком был Евгений Михайлович Абалаков.
К моменту восхождения за плечами двадцатишестилетнего сибиряка, талантливого скульптора и альпиниста, уже имелся опыт дерзких восхождений на Кавказе. Однако Памирская экспедиция 1933 года была иной. Её цель достигнуть вершины, пик Сталина (он же пик Коммунизма, ныне пик Исмоила Сомони, 7495 м) — считалась практически недостижимой. Предыдущие попытки стоили жизни нескольким альпинистам. Свирепые лавины, внезапные камнепады, отвесные ледяные стены и разреженный воздух высот безжалостно отсеивали храбрецов одного за другим.
К концу августа из всей группы штурмовиков в строю остались лишь трое: Евгений Абалаков, начальник экспедиции Николай Горбунов и сильно простуженный, ослабевший Александр Гетье. Они разбили последний лагерь данной экспедиции на умопомрачительной высоте в 6900 метров. И именно здесь на них обрушился свирепый высотный ураган.
Противостояние
Трое суток буря пыталась смести крошечные палатки в пропасть. Температура упала до отметки в –45 °C. Снежные вихри яростно бились о тонкие брезентовые стенки. Одна из палаток не выдержала напора стихии и рухнула, погребая под снегом Горбунова и Гетье. Абалаков, рискуя быть сметённым шквальным ветром, откопал их буквально голыми руками.
«Нас придавило. Не можем шевельнуться, задыхаемся… помогите…» — такие крики услышал он сквозь рёв стихии. Это был момент, когда отчаяние товарищей стало физически осязаемым.
К утру 3 сентября буря стихла. Но сил не осталось практически ни у кого. Гетье был в полубессознательном состоянии из-за сердечного приступа. У Горбунова началась горная болезнь, он едва стоял на ногах. Шанс на успех таял на глазах. И тогда было принято единственно возможное, отчаянное решение.
Иду один
В девять часов Горбунов и Абалаков, связанные веревкой, вышли к вершине.
Горбунов шел по следам Абалакова. Шекельтоны с привязанными к ним стальными кошками глубоко проваливались в снег, глаза слепило даже в темных очках, кожа на лице потрескалась и облупилась, несмотря на защиту мощной бороды. Медленно шел Абалаков и не только потому, что был глубок снег и разрежен воздух, но и потому, что Горбунов едва ли мог идти даже и таким медленным темпом.
В 12 часов стало ясно, что вдвоем до вершины не дойти.
Абалаков предложил развязаться. Решили здесь же написать записку о восхождении. В ней было указано, что на высочайшую вершину Советского Союза — пик Сталина (7495 метров), 3 сентября 1933 года совершено первое восхождение. На вершину поднялся Е. М. Абалаков, а Н. П. Горбунов поднялся на вершинный гребень. Удастся ли оправдать текст записки — было неясно. Но им хотелось этого больше всего в жизни.
Путь по вершинному гребню превратился в сущий кошмар. Снег под ногами стал плотным, словно фарфор. Острые зубья кошек едва оставляли на нём следы. Гребень сужался, становясь острым, как лезвие бритвы. Под шквальными порывами ветра Евгений Абалаков балансировал над двухкилометровой бездной.
Победный рывок
Сердце бешено колотилось, готовое выпрыгнуть из груди. Сделать больше двадцати шагов без остановки казалось невозможным. Он падал на четвереньки, чтобы отдышаться, и вновь поднимался. Солнце уже клонилось к горизонту, времени оставалось в обрез.
И вот она — гладкая скалистая площадка. Высота 7495 метров. Победа!
Каково это — стоять на главной вершине СССР? Позже Абалаков запишет в своём дневнике: «Какая глубина, какая широта вокруг! Совсем как на плане смотрелись змеевидные ледники, запрятанные в темнеющие ущелья. А вдали — бесконечные ряды вершин… на расстоянии не менее 400 километров».
Несмотря на сковывавший пальцы жуткий холод и смертельную усталость, он выполнил то, за чем и шёл, — провёл географическую съёмку и сделал зарисовки. «Спешу сделать в альбом наброски… Выходит коряво, трудно сосредоточиться. Но хорошо и это…» — писал он позже. Эти «корявые» наброски стали бесценным документом эпохи, поскольку фотоаппарат замёрз и отказал.
Он вложил в каменный тур банку с запиской и начал обратный путь. Спуск в наступающих сумерках по острому, как бритва, гребню был не менее опасен, чем подъём.
Возвращение
Глубокой ночью он вернулся в лагерь. "Вершина взята! Всё благополучно", — сообщил он полуживым товарищам. Гетье, уже смирившийся с гибелью, не мог в это поверить.
Однако победа далась страшной ценой. У Горбунова началась гангрена пальцев ног. Спуск двоих обессиленных людей по отвесным скальным стенам лег на плечи Абалакова. Фактически он поочерёдно спускал их, ежесекундно рискуя сорваться сам. Лишь спустя несколько дней измученная тройка добралась до нижнего лагеря, где их встретили как воскресших из мёртвых.
Восхождение Евгения Абалакова — это не просто дата в истории альпинизма. Это история о том, как один человек, благодаря нечеловеческой силе духа, способен достичь невозможного. Это история о готовности идти до конца.
Евгений Абалаков - человек, для которого высота была не сухой цифрой на карте, а вызовом, который он с честью принял и победил.