
Вечная Память
9 постов
9 постов
27 августа 1981 года трагически погиб великий хоккеист Валерий Харламов — дважды олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира.
Его жизнь была похожа на хоккейную атаку: яркая и стремительная, но к сожалению оборвалась в 33 года.
Его карьера стала олицетворением силы духа и безграничной преданности хоккею.
Он навсегда вписал своё имя в историю мирового спорта.
Вечная слава великому хоккеисту!
Останкинская телебашня, величественный символ советской инженерной мысли и одна из высочайших конструкций мира, 27 августа 2000 года столкнулась с испытанием, которое поставило под вопрос ее существование. Пожар, вспыхнувший на головокружительной высоте, стал одной из крупнейших техногенных катастроф в современной истории Москвы и суровым уроком для всей страны.
Трагедия на высоте
Возгорание началось около 15:00 в фидерном зале на отметке 460 метров. Причиной стал банальный и оттого страшный перегрев кабелей из-за перегрузки сети. Пламя мгновенно охватило полиэтиленовую изоляцию фидеров. С высоты, превышающей небоскребы, посыпались капли горящего пластика, создавая новые очаги пожара на нижних этажах. Вскоре температура достигла 1000 °C, и вниз полетели уже целые фрагменты горящего оборудования.
Битва с огнем
На тушение прибыли более 40 пожарных расчетов. Однако борьба с огнем была невероятно сложной. Узкие аварийные лестницы не позволяли эффективно эвакуировать людей
и доставлять оборудование. Пожарным пришлось подниматься к очагу по узкой металлической лестнице, без средств защиты, через удушающий дым и адский жар.
Самая страшная трагедия разыгралась вечером. Чтобы заблокировать огонь несгораемой тканью, на лифте поднялись полковник Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и слесарь Александр Шипилин. В этот момент пламя охватило машинное отделение. От высочайшей температуры лопнули тросы, и лифт рухнул с 300-метровой высоты. Трое смельчаков погибли. Всего жертвами пожара стали три человека.
Тишина в эфире
Последствия пожара ощутила вся страна. Уже через полчаса после возгорания прервалось вещание всех центральных телеканалов. Москва и область погрузились в "информационную тишину". Вещание удалось полностью восстановить лишь к 4 сентября. На несколько дней федеральные каналы объединялись в эфире, чтобы зрители не пропустили важные новости и программы.
Возрождение из пепла
Башня устояла, но получила чудовищные повреждения: выгорели 3 этажа, лопнули 120 из 149 стальных тросов, обеспечивающих прочность конструкции, были уничтожены все системы жизнеобеспечения.
На восстановление ушел миллиард рублей и несколько лет кропотливого труда. Башню не просто отремонтировали, а полностью модернизировали: заменили все кабели на негорючие, установили новые лифты, способные выдерживать высокие температуры, и смонтировали многоуровневую систему пожаротушения.
В 2009 году для посетителей вновь открылась смотровая площадка, а в 2016-м заработал знаменитый вращающийся ресторан "Седьмое небо". Сегодня Останкинская башня не только вернула былую славу, но и стала одним из самых безопасных сооружений в мире.
В октябре 2016 года в честь Владимира Ильича Арсюкова в Москве названа улица.
Истоки Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) уходят
в 20-е годы прошлого века. Его предшественник – легендарный Осоавиахим, возникший в 1927 году, стал кузницей кадров и центром военно-технического энтузиазма для миллионов советских граждан. Здесь закладывались основы оборонной мощи страны, взращивалась любовь к авиации, технике и спорту. Заслуги Осоавиахим перед Родиной были отмечены в 1947 году высшей наградой – орденом Красного Знамени. 16 января 1948 года постановлением Совмина СССР № 77 Осоавиахим был разделён на три добровольных общества — Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ)
и Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ).
20 августа 1951 года был создан ДОСААФ СССР объединив в себе ДОСАРМ, ДОСАВ
и ДОСФЛОТ. Под его знаменем выросло не одно поколение защитников Отечества.
Общество, пронизанное духом патриотизма, создало уникальную сеть по всей стране:
от Центрального комитета до первичных организаций на заводах и в учебных заведениях. Здесь кипела жизнь: звучали моторы авто- и мотоклубов, взмывали в небо самолеты аэроклубов, велась радиосвязь, оттачивалось мастерство стрелков и кинологов. Газета «Советский патриот» и популярнейшие журналы, такие как «За рулем» и «Радио», несли знания в массы. А грандиозная лотерея ДОСААФ, разыгравшая тысячи автомобилей и мотоциклов, стала не просто игрой, а важнейшим источником средств для строительства учебных центров, технических школ и гоночных трасс общества. В 1977 году, в год 50-летия, ДОСААФ удостоилось ордена Ленина в знак признания его неоценимого вклада в оборону страны.
Грузовые автомобили ДОСААФ на параде 1 мая 1972 года. Фото: http://oldsyktyvkar.ru/?page_id=2748
С распадом СССР для российского ДОСААФ наступил непростой период трансформации. С 1991 по 2009 год он существовал как РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация), благодаря энтузиазму работников удалось частично сохранить драгоценную инфраструктуру. В 2009 году, вернув себе историческое и звучное имя ДОСААФ, организация обрела и новый статус – общероссийской общественно-государственной организации. Это подчеркнуло ее уникальную роль на стыке гражданской инициативы и государственных интересов в сфере обороны и патриотического воспитания.
Сегодня ДОСААФ России – это мощная структура с 83 региональными отделениями. Его задачи, утвержденные государством, многогранны: от патриотического воспитания молодежи (включая соучредительство движения "Юнармия") и подготовки граждан по военно-учетным специальностям до массового обучения водительскому мастерству. Неугасающий дух прикладного спорта живет в авиационных, технических, стрелковых клубах и школах, раскинувшихся по всей России. ДОСААФ остается центром притяжения для тех, кто грезит небом, стремится к техническому творчеству или хочет проверить себя в военно-прикладных дисциплинах.
Участники движения "Юнармия" на броне учебного БТР-80. Фото: https://krasnodar.ru/content/2/show/727628
Знаковым этапом новейшей истории стал Указ Президента РФ №59 от 3 февраля 2025 года. Он существенно усилил координационную роль государства в деятельности ДОСААФ. Теперь общее руководство от имени Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. В состав Наблюдательного совета организации вошли представители ключевых федеральных органов власти: от Администрации Президента и силовых ведомств до министерств просвещения, спорта, финансов и экономического развития. Минобороны и другим ведомствам поручено активно поддерживать ДОСААФ в патриотической работе и привлекать его к мобилизационной подготовке, учениям и подготовке гражданского запаса. Этот шаг подчеркивает доверие государства к организации и возлагаемую на нее ответственность в укреплении обороноспособности страны.
ДОСААФ России - живая связь поколений. Это школа мужества, технического мастерства и любви к Родине, чья миссия – готовить граждан к защите Отечества. Обретая новые формы при мощной поддержке государства.
Прототип - рубаха бретонских рыбаков. В России введена 19.08.1874 г. Сине-белые полосы - в цвета Андреевского флага. Революционные матросы и герои-морпехи ВОВ сделали её символом храбрости и стойкости. Сегодня, форма одежды разных родов войск с отличием в цветах полос. Популярный девиз - "Нас мало, но мы в тельняшках!"
Лето 1984 года. Весь спортивный мир замер в ожидании старта Олимпиады в Лос-Анджелесе. Но для спортсменов Советского Союза и дружественных ему стран путь на Игры оказался закрыт. Причины известны: отказ американской стороны предоставить гарантии безопасности, запрет на рейсы "Аэрофлота", отказ принять в порту Лос-Анджелеса советский теплоход "Грузия". В ответ на действия, расцененные как грубое нарушение Олимпийской хартии, родился проект невиданного размаха – "Дружба-84".
Торжественное открытие "Дружбы-84" на главной арене СССР, 18 августа 1984 года. Фото: А. Ю. Литвиненко / Издательство "Физкультура и Спорт" 1985 г.
Вынужденный ответ
Это не была просто альтернатива. Это был вынужденный, но поистине грандиозный ответ, рожденный стремлением сохранить дух честной борьбы и дать атлетам шанс продемонстрировать высочайшее мастерство. Уже 24 мая было объявлено о старте серии международных турниров под девизом "Спорт — дружба — мир".
Торжественный старт
Официальное открытие соревнований "Дружба-84" состоялось 18 августа в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Переполненные трибуны столичного стадиона стали символом масштаба соревнований. Спортивные страсти кипели на лучших аренах девяти стран – от Гаваны до Улан-Батора, от Берлина до Таллина. Программа включала все основные олимпийские виды спорта (кроме полноформатного футбольного турнира), а также самбо, настольный теннис и теннис, что добавило уникальности:
Соревнования по боксу проходили в Гаване (Куба);
По вольной борьбе – в Софии (НРБ);
По спортивной гимнастике – в Оломоуце (ЧССР);
По легкой атлетике – в Москве (СССР) и Праге (ЧССР), а также в Берлине и Потсдаме (ГДР), где параллельно проходил турнир "Олимпийский день".
Флаг СССР на церемонии открытия игр. Фото: А. Ю. Литвиненко / Издательство "Физкультура и Спорт" 1985 г.
Международное соревнование
Парадоксально, но вопреки политическому контексту, "Дружба-84" стала подлинно международным соревнованием. Костяк составили атлеты бойкотирующих Олимпиаду стран, но всего на старт вышли представители более 50 государств! Венгрия и Польша встречали гостей из Италии и Японии, на московских дорожках рядом с советскими пловцами стартовали спортсмены ФРГ, Франции, даже США. Для многих это был шанс проявить себя вне жесткой олимпийской квалификации.
Участники-медалисты "Дружба-84". Фото: А. Ю. Литвиненко / Издательство "Физкультура и Спорт" 1985 г.
Мировые рекорды
Уровень состязаний оказался исключительно высоким. Здесь не было «легковесных медалей», как в Лос-Анджелесе, о которых позже писала западная пресса. В ходе соревнований "Дружбы-84" было установлено 44 мировых рекорда:
В легкой атлетике - 4;
В велосипедном спорте - 7;
В плавании - 5;
В тяжелой атлетике - 28.
44 мировых рекорда – впечатляющая цифра, особенно на фоне всего 11 рекордов, установленных в Лос-Анджелесе.
Уве Хон (ГДР) впервые в истории метнул копьё дальше 100 м. Фото: А. Ю. Литвиненко / Издательство "Физкультура и Спорт" 1985 г.
Медальный зачёт
В неофициальном командном зачёте убедительную победу одержали спортсмены Советского Союза: 126 золотых, 87 серебряных, 69 бронзовых медалей (всего 282). Вторыми шли атлеты из ГДР (50-45-43), третьими – из Болгарии (21-25-29), четвертыми – атлеты Кубы (15-11-12). Золотые награды также завоевали представители КНДР, Китая, Эфиопии, ФРГ, Италии и Японии, что лишний раз подчеркивало подлинно международный статус и высочайший уровень соревнований. Всего разыграли 741 медаль.
Спорт — прежде всего.
Главной победой "Дружбы-84" стала не медальная статистика. Важнее было другое: в Болгарии рукоплескали японским теннисистам, в Москве чествовали пловцов из ФРГ, а в Гаване кубинские боксеры крепко жали руки соперникам из Алжира. Спорт, пусть и ненадолго, отодвинул политику на второй план.
Как метко заметил тогда комментатор Аркадий Ратнер: «Самым любимым занятием журналистов было сравнивать результаты Лос-Анджелеса и "Дружбы". И сравнение чаще было не в пользу олимпийских чемпионов». Последующие победы советских ватерполистов, баскетболистов, волейболистов, велосипедистов, легкоатлетов над олимпийскими чемпионами – лишь подтвердили высочайшую конкуренцию и класс участников "Дружбы-84".
Итоги
"Дружба-84" осталась в истории уникальным явлением. Это был политический жест, ставший триумфом спортивного духа. Когда атлеты из десятков стран, вопреки всему, сошлись в честной борьбе под девизом мира и дружбы и вписали свои имена в летопись мирового спорта.
"Он ушёл, как истинный артист, будучи до самого конца на сцене..."
16 августа 1987 года оборвалась жизнь выдающегося актёра театра и кино, народного артиста РСФСР Андрея Александровича Миронова.
Андрей Миронов родился в семье артистов, тем самым был обречен связать свою жизнь со сценой.
Его артистизм, обаяние и жизнелюбие покоряли зрителей с первых ролей в Театре Сатиры, куда он пришел после окончания Щукинского училища.
Миронов ворвался в кино стремительно: «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Достояние республики» сделали его всенародным любимцем.
Он виртуозно сочетал комедию и драму, пел, танцевал, выполнял трюки.
Его жизнь не была безоблачной: личные драмы, творческие конфликты, борьба за актуальность в Театре Сатиры и подорванное здоровье.
Он ушел на пике славы, прямо на сцене в Риге 14 августа 1987 года, играя Фигаро.
Через два дня его не стало.
Имя Андрея Миронова навсегда в золотом фонде отечественной культуры.
Он остается в сердцах миллионов зрителей как символ артистизма, жизнелюбия
и неповторимого обаяния.
Вечная слава великому артисту!
Его имя - бессмертно.
15 августа 1990 года.
Жаркое латвийское утро.
35-й километр дороги Слока-Талсы.
Темно-синий «Москвич-2141» Виктора Цоя вылетает на встречную полосу и лоб в лоб сталкивается с пустым автобусом «Икарус-250».
Легенда советского рока, лидер группы «Кино», чей последний концерт в Лужниках собрал 70 тысяч человек всего за месяц до этого, погибает мгновенно.
Так оборвалась жизнь 28-летнего кумира поколения.
Последние встречи
За два месяца до трагедии Александр Житинский видел Цоя в Москве.
Это была короткая встреча в квартире Джоанны Стингрей.
Виктор выглядел усталым, «поникшим».
На вопрос «как дела?» Виктор ответил привычным «нормально».
В подарок он получил только что вышедшую книгу о ленинградском рок-клубе.
Казалось, издание его заинтересовало, но разговора не вышло.
Вечером того же дня на презентации пластинки Стингрей, Виктора Цоя уже не было.
Он уехал из-за плотного графика – гастроли, концерты, Лужники…
Август 1990-го
Цой отдыхал с подругой Натальей и сыном Сашей в поселке Плиеньциемс, снимая комнату
у Бироте Луге.
Утро 15 августа.
Около 5 часов.
Виктор собрался на рыбалку на ближайшее озеро – путь занимал 20-25 минут.
Он предложил поехать с ним Саше, но мальчик отказался.
«Какое счастье, что Сашка с ним не поехал», – позже скажет вдова музыканта, Марьяна Цой. Виктор уехал один на своем новом, страстно любимом «Москвиче», купленном всего три месяца назад взамен «девятки».
Роковой поворот
В 11:28 утра на повороте перед мостом через речку Тайтопу произошло непоправимое.
Согласно официальному заключению ГАИ и материалам дела (№480 Тукумского РОВД), «Москвич» Цоя, двигаясь по своей полосе, не справился с управлением, съехал на правую обочину и проехал по ней около 250 метров.
На подъезде к узкому мосту машина ударилась правой стороной о бетонный ограничитель ограждения.
От удара ее выбросило на встречную полосу, где в тот же момент появился «Икарус» водителя Яниса Фибикса, следовавшего без пассажиров.
Столкновение было страшным. «Двигатель «Москвича» выбросило в поле на 20 метров.
Такого я за все время работы не видела», – вспоминала следователь Эрика Ашмане.
По оценкам, скорость Цоя составляла около 100-150 км/ч, Фибикса – около 70 км/ч.
«Москвич», получивший лобовой удар под углом, превратился в груду металла.
Цой погиб на месте.
«Икарус» слетел в речку, получив серьезные повреждения.
Для конспирологии нет повода
Версии заказного убийства или самоубийства не нашли подтверждения.
Марьяна Цой была категорична: «Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать. Он не ссорился с московской шоу-мафией».
Никаких доказательств злого умысла следствие не обнаружило.
Слишком непредсказуемым был бы такой способ устранения.
«Если у факта существует простое и разумное объяснение, искать объяснения сложные
не стоит», – Александр Житинский.
Эпилог
Через пять дней Виктора Цоя хоронил весь Ленинград.
Тысячи людей пришли на Богословское кладбище, превратив прощание в стихийную всенародную панихиду.
Его ранний уход стал символом ухода целой эпохи.
Авария на повороте дороги Слока-Талсы – трагическая случайность, роковое стечение неопытности, высокой скорости и технических недостатков авто.
Но для миллионов он остался тем, кто «не умер, а просто вышел покурить».
И по сей день песни Виктора Цоя звучат, напоминая о его жизни, оборвавшейся так внезапно
на 35-м километре.
Материал создан на основе книги известного писателя и сценариста Александра Житинского, «Цой Forever. Документальная повесть».
К северо-западу от Москвы, в подмосковных Химках, раскинулся Международный аэропорт Шереметьево имени А. С. Пушкина – один из пяти главных воздушных портов столицы.
Его история – увлекательный путь от военного аэродрома до крупнейших воздушных ворот России.
От военной авиации к мирным лайнерам
История места началась в 1953 году со строительства секретного военного аэродрома "Шереметьевский".
Сюда приземлялись могучие стратегические бомбардировщики. Но судьба его круто изменилась летом 1959 года.
После визита в Лондон, впечатленный аэропортом "Хитроу", первый секретарь ЦК КПСС
Никита Сергеевич Хрущев вернувшись на военный аэродром, оглядел пустырь и сказал: "Пора бы и у нас построить такой аэропорт".
Н. С. Хрущев. Фото: e-teatch.ru
11 августа 1959 года – день рождения Шереметьево.
В этот день на его полосу впервые сел гражданский Ту-104Б из Ленинграда.
Прошло меньше года и 1 июня 1960 года отсюда ушел первый международный рейс – в Берлин (ГДР).
А в 1962 году Шереметьево покорил мир, открыв самую длинную на тот момент авиалинию Москва – Гавана (31 000 км!) на гигантских Ту-114.
Самолет Ту-104Б, прибывший из Ленинграда в Москву, на летном поле аэропорта Шереметьево. © РИА Новости / С. Преображенский
Футуристичная "Рюмка"
Визитной карточкой аэропорта на долгие годы стал терминал "Шереметьево-1", открытый в 1964 году.
Его футуристический посадочный павильон в форме "Рюмки" знала вся страна.
К Московской Олимпиаде 1980 года подоспел огромный "Шереметьево-2" (ныне терминал F), поразивший гостей своими масштабами и технологичностью.
Имя Великого поэта
Новая глава в истории аэропорта открылась в 2018 году.
По итогам масштабного всероссийского конкурса, "Великие имена России", было решено присвоить аэропорту Шереметьево имя Александра Сергеевича Пушкина.
С июня 2019 года главные воздушные врата страны официально носят имя великого русского поэта, став Международным аэропортом Шереметьево имени А. С. Пушкина.
Это имя – не только дань уважения национальному гению, но и символ культурного значения аэропорта, его роли как лица России перед миром.
Памятник А. С. Пушкину. Фото: https://mtdi.mosreg.ru
Шереметьево сегодня
Сегодня на месте старого "Шереметьево-1" высится ультрасовременный терминал В (2018),
а рядом расположился терминал С (2020).
В 2024 году после масштабной реконструкции открылся терминал D.
Это настоящий "город-аэропорт" с шестью терминалами, соединенными подземным поездом.
Международный аэропорт Шереметьево терминал С. © 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта.
Три огромные взлетные полосы готовы принять любые лайнеры.
В 2024 году через Шереметьево прошли рекордные 43,3 миллиона пассажиров, подтверждая статус аэропорта-лидера России.
Связь времен ощущается здесь повсюду: у стеклянных фасадов терминала В застыл памятник легендарному Ил-62М – крылатый свидетель прошлых достижений.
В терминале F хранит историю собственный музей аэропорта.
Не раз признанный лучшим аэропортом Европы по качеству сервиса, Шереметьево предлагает путешественникам весь спектр современного комфорта – от капсульных отелей
до премиальных бизнес-залов.
"Аэроэкспресс", мчащийся от Белорусского вокзала, и скоростные автобусы по трассе М-11
от метро "Ховрино" – надежные артерии, связывающие этот воздушный мегаполис с сердцем столицы, минуя пробки Ленинградского шоссе.
Конференц-зал в Музее истории Шереметьево. Фото: https://www.svo.aero
От бетонных плит секретного, военного аэродрома до главного аэропорта страны, от скромного Ту-104Б до рекордных, годовых пассажиропотоков – путь Шереметьево впечатляет.
Это не просто аэропорт.
Это – живая история российской авиации, символ её больших возможностей.
Небо движется, оно течет постоянно, но никогда не истекает. И что бы ни случилось, небо всегда с нами.
Ричард Дэвид Бах.