AlexZhAk

AlexZhAk

Пикабушник
поставил 652 плюса и 36 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
17К рейтинг 71 подписчик 3583 комментария 54 поста 16 в горячем

Использование термоусадки с клеевым слоем - это не только удобно, но и опасно

561

Китайские лампочки "сделай сам"

Решил ради интереса купить маломощных (3Вт) китайских ноунейм-лампочек на али. Сразу оговорюсь, что лампы не самые плохие: по крайней мере, светодиоды не изображают кипятильник (нагрев до примерно 75 градусов).

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

Такие вот весьма аккуратные шарики. Проверяем камерой смартфона на пульсации:

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

Как видим, всё предельно печально. Ну не беда. Подкупаем жмень электролитических конденсаторов (400В 2,2мкф), они весьма дешёвые на том же Али.

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

Вскрываем шарик просто руками, вкрутив лампу в патрон: проще всего тянуть шарик рассеивателя на бок, он весьма просто выходит из завальцовки.

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

Как видим, никаких конденсаторов тут нет вообще, так что паяем наш конденсатор параллельно входному диодному мосту, соблюдая полярность (а то бахнет).

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

Если лампу вскрывать без фанатизма, то и обратно она собирается руками и без проблем - завальцовка выдерживает 2-3 вскрытия.

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

В итоге имеем неплохую дешёвую лампочку без пульсаций:

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

Напоследок лампы с модификацией и без рядом:

Китайские лампочки "сделай сам" Освещение, Лампа, Ремонт, Доработка, Своими руками, Длиннопост

P.S. Осторожно, в лампах высокое напряжение.

Показать полностью 8

Сделано эникеями за еду

Google. Вроде, одна из крупнейших IT компаний в мире, сервис должен быть на уровне.

Но их почта - это просто полнейшая неюзабильная хрень! Причём что мобильная версия на сайте, что мобильное приложение.

Если текст имеет хоть какое-то форматирование и был вставлен копипастом, ломается ВСЁ. С почтой работать совершенно невозможно.

Ну и как вишенка на торте - с недавнего времени все письма с почты Яндекса считаются спамом.

P.S. В отзывах к мобильному приложению благодарные юзеры тоже шлют лучи добра корпорации добра.

18

МНОГАКНОПОК! Ремонт микшерного пульта

Понятноу?

Понятноу? Скриншот, Яндекс Карты, Комментарии, Русский язык, Юмор
Показать полностью 1
8

Ремонтируем ретро-люстру своими руками

Откопал в очень дальних закромах на даче люстру, которая висела там ещё в старом ныне разобранном доме. Т.к. помню сей девайс столько, сколько помню себя самого, захотелось вернуть его в строй и, собственно, продолжить эксплуатацию.

Сказано - сделано.

P.S. Обещанное видео по модулятору Денди готовится. Я помню :)

2235

Про свет в "луноходе"

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Было ли люминесцентное освещение в автобусе ЛиАЗ-677? Оказывается, было.

Все мы запомнили салон вот таким:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Так работало "дежурное" освещение этого автобуса, которое, по задумке конструкторов, должно было включаться только при заглушенном двигателе. А вот на маршруте с завода работало основное, люминисцентное освещение, салон полностью исправного автобуса выглядел примерно вот так:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Такой светильник салона этого автобуса внутри: люминисцентная трубка и две небольшие лампы накаливания (в оригинале на 6 свечей, что примерно равно 6 ваттам)

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Так почему же в них всегда было так темно? Причин тут несколько: это и наше знаменитое разгильдяйство, и дефицит люминисцентных ламп ЛБ20, особенно в 90-е, да и общая ненадёжность схемы "драйвера" люминисцентного освещения автобуса.


Рассмотрим же схему освещения сего пепелаца подробнее (чего так подробно в этих ваших интернетах не делал ещё никто, так что, типа, эксклюзив :) ).

Если с лампами накаливания дежурного освещения всё понятно: подключил к 12В (да, у этого автобуса напряжение на АКБ именно 12В) через выключатель - и они горят, то с люминисцентной лампой всё сложнее. ЛЛ (это люминисцентная лампа, а не та лига, про которую вы подумали) - вообще один из самых сложных в запуске осветительных приборов. Чтобы она зажглась, надо сначала подогреть в ней газ и начать эмиссию заряженных частиц, потом лупануть высоким напряжением, и, когда лампа, наконец, загорится, удерживать через неё стабильный ток. Высокого напряжения для ЛЛ в бортовой сети автобуса нет, да и постоянным напряжением их питать нельзя - иначе они "окосеют". Нужна переменка, причём переменка высоковольтная. В 60-е годы, когда этот автобус разрабатывали, взять переменку можно было только напрямую с генератора, никаких инвертеров тогда и в помине не было. Ну а высоковольтной эту переменку (а с генератора идут условные 12В) можно сделать через повышающий трансформатор. Генератор, как известно, вырабатывает ток только при заведённом двигателе, поэтому, чтобы не погружать салон автобуса во мрак, если двигатель остановится, и добавили слабое дежурное освещение, ставшее на практике для этого автобуса основным.

А теперь посмотрим на схему освещения салона:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

С генератора (звать его Г2Б, он трёхфазный) идёт переменка, которая потом выпрямляется на диодном мосту в 12В постоянку и идёт на АКБ и дальше в бортовую сеть. Но до диодного моста к генератору "треугольником" подключены ещё 3 системы, каждая из которых зажигает по 2 люминисцентных лампы, а в салоне их всего 6. Кроме того, с каждой из систем выходит сигнал отключения дежурного освещения, который идёт на нормальнозамкнутое реле и, при помощи него, принудительно гасит дежурку.

То есть логика такая: загорелись люмы (хотя бы одна пара) - дежурка отключилась, и наоборот.

А теперь про "святую святых" - собсно ту систему, или драйвер, которая рулит люмами. Система эта, на самом деле, весьма проста:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Представляет из себя проволочный балластный резистор СЭ101 на примерно 0.5 Ом для ограничения тока через лампы, вот он:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост
Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

...и некий "Блок пусковой аппаратуры БПА3" (про БПА1 и БПА2 я никакой инфы не нашёл, почему "3" - не знаю, и нет, это не количество блоков на автобус, в первой версии в нём вообще было 12 ламп и 6 блоков БПА3 соответственно), основная часть которого - многообмоточный повышающий трансформатор. Выглядит блок вот так:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Переменка с генератора через токоограничивающий резистор СЭ101 попадает на первичную обмотку трансформатора. Высокое напряжение формируется на вторичной обмотке между выводами С1-С2 (вся маркировка взята с корпуса БПА3), которое подаётся на две лампы сразу, но падает на каждой поочерёдно засчёт разделительного конденсатора 0.1мкф, что хорошо видно на осциллографе:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Отводы с обозначением Н1...Н4 служат для подключения нитей накала люминисцентных ламп, которые разогреваются для обеспечения плавного пуска. Дополнительно параллельно изолированной накальной обмотке Н3-Н4 подключён диодный мост, который выпрямляет переменку и формирует сигнал на выключение дежурного напряжения. Как видим, систему эту "не волнует", зажглись ли лампы на самом деле, или просто на вход переменка пришла. Вот и весь принцип работы.

А теперь - о грустном:

1) то, что СЭ101 - это печка, которая бессмысленно греет воздух, мы даже не обсуждаем. Эффективность этой системы весьма низкая.

2) Предельное напряжение конденсатора 0.1мкф в 250В выбрано разработчиком весьма неудачно. Как видим из осциллограмм выше, там и более 300В в пике бывает. От этого сии конденсаторы любят делать "бах":

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

...после чего света уже не будет. Владельцам сей ретротехники рекомендуется к замене на плёночный с параметрами 0.1мкф 1000В.

3) БПА3 работает ТОЛЬКО с советскими лампами ЛБ20 (ЛД20, ЛТБ20 и т.д.), при попытке зажечь современную 18-ваттную трубку из офисного "армстронга" нас будет ждать фиаско:

Про свет в "луноходе" Ретротехника, Лиаз-677, Освещение, Познавательно, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видео, Длиннопост

Всё из-за того, что напряжение зажигания таких ламп выше, чем у ЛБ20 (где-то 450 vs 250 вольт у ЛБ20).

4) Система очень быстро сжирает ресурс ламп, т.к. не умеет отключать нити накала. По-нормальному, после зажигания ламп, накал должен полностью отключиться т.к. нужды в нём уже нет, нужная лампе температура поддерживается засчёт разряда в парах ртути. Ресурс нитей накала крайне ограничен, и, если их беспрерывно греть, то лампы очень скоро перестанут зажигаться.

Собственно, вышеперечисленные причины и заставляли автопарки переходить на освещение салона только при помощи "дежурки".

Работает оно вот так. Очень сильно гудит, т.к. никто даже и не думал делать хоть что-то для уменьшения шума: двигатель там всё равно шума производит в разы больше, а располагаются эти преобразователи прямо над местом водителя.

Надеюсь, было интересно :) Пикабу познавательный.

Показать полностью 12 1

ТП Yota жжОт

Заметил, что на перегоне метро Беговая-Полежаевская отвалился 4G от Yota, с Полежаевской и дальше от центра 4G восстановился. Как неравнодушный пользователь пишу в техподдержку, дабы сообщить о неполадках на конкретном перегоне. Вместо того, чтобы принять информацию к сведению, ТП сего замечательного оператора начинает с меня требовать адрес или координаты тоннеля метро.
И, да, то, что это пишет бот, или просто не очень эрудированный человек, мне, как пользователю, всё равно: результат один и тот же - сервис говно.

ТП Yota жжОт Юмор, Идиотизм, Служба поддержки, Боты, Мобильный интернет, Сотовые операторы, Yota, Длиннопост
ТП Yota жжОт Юмор, Идиотизм, Служба поддержки, Боты, Мобильный интернет, Сотовые операторы, Yota, Длиннопост
Показать полностью 2

"Вас много - я одна!" Теперь и онлайн

"Вас много - я одна!" Теперь и онлайн Госуслуги, Юмор, Рукожоп, Вас много А я одна, Поддержка, Чат-бот
Показать полностью 1

Счётчик ответов в приложении на Андроид неадекватен

После прочтения всех ответов сбрасывается, как и положено, однако, стоит свернуть-развернуть приложение, и вновь имеем ненулевое значение (как правило, предыдущее), хотя новых ответов не прибавилось, либо прибавилось меньше, чем в счётчике.

Счётчик ответов в приложении на Андроид неадекватен Баг на Пикабу, Багрепорты, Android, Приложение Пикабу, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!