AlexZhAk

AlexZhAk

Пикабушник
Дата рождения: 14 ноября
KudiAn
KudiAn и еще 1 донатер
27К рейтинг 322 подписчика 113 подписок 94 поста 43 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
648

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677

Привет, Пикабу! Пока ресурс продолжает превращаться в филиал передачи "Пусть говорят", я продолжаю стараться нести в массы разумное-доброе-вечное. Берегитесь, народ: это длиннопост с полным погружением, так сказать, в предмет :)

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

677-й в естественной среде обитания

Есть такой многим известный ретро-автобус с интегрированными бутылками, про который у меня было уже много постов: ЛиАЗ-677 . В частности, впервые в интернетах был подробно разобран принцип работы люминесцентного освещения в нём, которое почти никогда не работало. Как итог, теперь из оставшихся автобусов с работающим освещением - как бы не большинство, что радует :)

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Работа штатного люминисцентного освещения салона ЛиАЗ-677. Красяво. Нраица :)

Сегодня же мы подробно рассмотрим другую часть его электрики - а именно, систему управления его гидромеханической коробкой передач.

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

ГМП НАМИ Львов-2. Не бита, покрашена :)

Как либо классифицировать эту коробку вряд ли получится: она одна такая, плод работы сумрачного советского гения, настоящий "аналоговнет" родом из 1960-х. Передач у неё 3... с половиной:

1) пониженная "первая", движение вперёд

2) прямая "вторая", движение вперёд

2.5) прямая "вторая" с заблокированным гидротрансформатором: коробка просто механически соединяет входной и выходной карданы (да, карданов у этого автобуса два, т.к. коробка расположена отдельно от двигателя), движение вперёд

3) задняя пониженная

Блокировка гидротрансформатора происходит чисто механически, электрика в ней не участвует, поэтому в рамках этого поста мы этот механизм рассматривать не будем.

Все эти передачи, кроме упомянутой выше блокировки, переключает электрика (этакий прообраз роботизированной коробки), а управляются переключения с пульта под рулём. Для 60-х годов, в которых среди коробок передач почти безраздельно царствовала механика с "палкой", это был настоящий "космос".

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Пульт управления ГМП

Вся электрика управления коробкой доступна через люк в салоне напротив передней пассажирской двери:

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Вид через люк доступа к ГМП

Теперь рассмотрим электрическую схему управления ГМП поподробнее. Хотел вставить сюда схему из официального мануала к автобусу, но в ней куча ошибок, поэтому просто нарисую её заново:

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Схема цепей ГМП автобуса ЛиАЗ-677

Вся электрика ГМП питается через подрулевой селектор напрямую от замка зажигания (что, кстати, не очень хорошо, т.к. отсутствует предохранитель, и, случись замыкание, гореть будет весело, до полного выгорания целых кос проводки).

Положение "Н" селектора тоже имеет свой контакт и посылает сигнал "разрешения" запуска электростартера, т.е. если селектор стоит "на скорости", автоматика не даст крутить электростартером (это, к сожалению, не касается "кривого" стартера, и были случаи, что автобус давил водителя, который забыл селектор "на скорости" и заводил автобус "с кривого").

Контактная группа селектора ГМП, в положении "ЗХ" замыкаются сразу два контакта.

Основной режим работы ГМП - положение "А", т.е. автомат. В этом положении питание с селектора подаётся на концевик переключения скоростей, расположенный на ГМП:

Концевик переключения и соленоиды 1-й и 2-й передач

Концевик имеет два положения и переключается центробежным регулятором, который давит на его шток. Пока автобус не разогнался или вообще стоит на месте, центробежный регулятор не давит на шток концевика, концевик питает соленоид первой, пониженной передачи. Как только автобус достаточно разогнался, центробежный регулятор начинает давить на шток концевика, переключая его во второе положение. Соленоид второй передачи запитан не напрямую от этого концевика, а через ещё один концевик, "концевик наката", который отключается, если отпустить педаль газа. Таким образом, если отпустить педаль газа на 2-й передаче, то коробка сама переключается в нейтраль, пока педаль газа не будет нажата снова, или пока автобус не замедлится, переключившись на 1-ю передачу. Этот функционал позволяет экономить топливо, но его можно отключить при помощи отдельного тумблера на селекторе ГМП.

Концевик наката, установленный на тяге педали газа, и тумблер на селекторе ГМП, блокирующий его работу

Режим "ПП" (принудительная 1-я передача) реализован просто: соленоид 1-й передачи питается напрямую от этого контакта, в обход концевика переключения скоростей. Таким образом, коробка, что бы не случилось, всегда будет стоять на 1-й передаче, никогда не переключаясь на вторую. Этот режим был реализован для того, чтобы автобусу было легче подниматься в горку.

Ну и осталось разобрать, каким образом заставить автобус ехать назад. С задним ходом тут есть свои особенности: реверс включает чисто механический редуктор, который переключается между положениями вперёд/назад воздухом при помощи поршня, ну а воздух в нужный момент подаёт электроклапан. (Я же сказал, что гений был сумрачным :) Но работало, блин!)

Для того, чтобы начать движение назад, первым делом нужно переключить механку коробки в положение "движение назад". Для этого селектор ГМП переводится в положение "●". В этом положении питание подаётся на соленоид с клапаном, который подаёт воздух из пневмосистемы автобуса в поршень, собственно, втыкающий заднюю передачу.

Электроклапан, подающий воздух в поршень, и сам поршень включения задней передачи

Т.к. процесс "втыкания" реверса далеко не мгновенный (особенно в зимнее время, когда смазка весьма густая) то преждевременное трогание с места грозит тем, что механика не успеет войти в зацепление, и мы её просто перемелем. Чтобы этого избежать, на поршне включения задней передачи установлен концевик, включающий лампу индикации "задний ход включён" на селекторе ГМП, как только поршень будет "вставлен" до конца. Вместе с этой лампой включаются и задние ходовые огни на корме автобуса.

Несмотря на то, что механика у нас переключена в "движение назад", на положении селектора "●" мы никуда поехать не сможем, т.к. перед механикой у нас стоит гидротрансформатор, который всё ещё в нейтрали. Поэтому как только загорается индикатор заднего хода на селекторе ГМП, его нужно перевести в положение "ЗХ", из которого уже можно трогаться назад.

Электрически положение "ЗХ" представляет собой комбинацию положения "●" и положения "ПП". Т.е. гидротрансформатор будет ехать вперёд всегда на 1-й скорости (разгоняться до 2-й при движении назад не рекомендуется :) ), а механика будет крутить колёса "назад".

Концевик включения индикатора заднего хода на селекторе (и задних ходовых огней) и сам этот индикатор

С принципом работы разобрались, это было такое слегка затянувшееся вступление к посту. А теперь к сути дела. Электрически все три соленоида (звать их РС-328, не путать с такими же по виду РС-330) представляют собой нехилую такую индуктивность:

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Электрические параметры соленоида РС-328

А что это значит? Это значит, что при отключении данного соленоида от питания, в нём возникнет нехилая такая ЭДС в силу явления самоиндукции. Напряжение на коммутирующих данный соленоид контактах в момент их разрыва будет достигать сотен вольт, что неизбежно зажжёт дугу, которая постепенно будет уничтожать контакты. Коммутация в цепях ГМП при движении автобуса происходит часто, что, со временем, изнашивает концевики переключения скоростей, наката и, что самое печальное, контактную группу селектора ГМП, который является весьма дефицитным в наше время изделием.

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Дуга при размыкании контактов

Стал я думать и гадать, как бы это искрение подавить, при этом внося минимум модификаций в существующую схему. Решено было добавить с каждому соленоиду снаббер в виде мощного импульсного диода:

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Схема снаббера

Данный диод никак не влияет на работу соленоида, когда на него подано питание, но в момент отключения питания он закорачивает обратный импульс напряжения на сам соленоид, гася его, и не позволяя образовываться дуге на размыкаемых контактах.

Дополнительно в схему снаббера добавлены предохранитель (чтобы не случилась КоЗа в цепях ГМП, если диод вдруг выйдет из строя) и светодиодный индикатор включения соленоида.

В итоге вся эта идея оформилась вот в такие симпатичные чОрные коробочки, напечатанные на 3D принтере из пластика PETG:

Делаем почти вечными контакты селектора ГМП в ретро-автобусе ЛиАЗ-677 Сделано в СССР, Лиаз-677, Лиаз, Ретро, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Коробка передач, Автоэлектрика, Электрика, Разработка, Моды, Улучшения, Видео, RUTUBE, Длиннопост, Познавательно, Видео ВК, СССР

Снабберы перед установкой на автобус

После установки снабберов искрение на контактах практически отсутствует, а значит, дефицитные запчасти прослужат гораздо дольше, чем предполагал изготовитель :)

Про эту всю эпопею я дополнительно снял два видеоролика:

1) видео про конструкцию снаббера:

2) и видео про испытания опытных образцов на автобусе ЛиАЗ-677МБ компании "МосРетроТранс" по имени "Помидор":

Испытания завершились полностью успешно, и теперь снабберы для цепей ГМП автобуса ЛиАЗ-677 - это уже изделие мелкосерийное.

Всем спасибо за внимание, надеюсь, утомил не сильно.

Пикабу познавательный :)

Показать полностью 19 4
12

Ответ на пост «Что я узнал купив дачу в СНТ и став членом правления»2

По п.14: если выполнять все нормы, такая ситуация невозможна: на дом выдаётся конкретная мощность, исходя из возможностей ЛЭП и трансформатора. Обычно это 5.5кВт (автомат на 25А) на дом на фазу. Т.е. максимум один дом может потреблять 3х5.5=16.5кВт (трёх/четырёхполюсный автомат на 25А).

Таким образом у вас в СНТ:

1) либо потребление превышает допустимые пределы (но это невозможно, если у всех поставлены автоматы на нужный номинал)

2) либо имеются проблемы с ЛЭП (старые провода с кучей "скруток", которые под действием внешней среды потеряли хороший контакт, там увеличилось переходное собротивление, в итоге солидная часть мощности идёт в нагрев улицы).

У нас напряжение падало до 120В у потребителей при нормальном напряжении на трансформаторе, что говорило о гигантских потерях на ЛЭП. Увы, председателю и многим членам СНТ на это было наплевать (даже палки в колёса вставлять пытались), поэтому проблема решилась тем, что заинтересованные скинулись в общую кубышку и протянули дублирующую ЛЭП СИПом по тем же столбам. При этом сечение СИПа рассчитали только на скинувшихся, ибо нефиг.

184

РКН разбушевался и заблокировал (за компанию) сайт, посвящённый разработке игр на Денди

Редко когда пишу на политические темы, но тут пригорело. Несколько дней назад стал замечать, что ни с компа дома (провайдер 2КОМ), ни с телефона (провайдер Yota) не открывается сайт https://www.nesdev.org который посвящён техническому описанию и разработке игр для консоли, известной в нашей стране как Денди (и за бугром как NES/Famicom).

Саппорт Yota радосно отрапортовал (правда, не с первой попытки), что IP в блэклисте от РКН. На этом IP, если что, очень много совершенно разных сайтов, но РКН это никак не колышит.

РКН разбушевался и заблокировал (за компанию) сайт, посвящённый разработке игр на Денди Политика, Роскомнадзор, Несправедливость, Длиннопост
РКН разбушевался и заблокировал (за компанию) сайт, посвящённый разработке игр на Денди Политика, Роскомнадзор, Несправедливость, Длиннопост

Самого ресурса NesDev в списке, естественно, нет:

РКН разбушевался и заблокировал (за компанию) сайт, посвящённый разработке игр на Денди Политика, Роскомнадзор, Несправедливость, Длиннопост
РКН разбушевался и заблокировал (за компанию) сайт, посвящённый разработке игр на Денди Политика, Роскомнадзор, Несправедливость, Длиннопост

Ноги этого безобразия, как понимаю, растут отсюда: https://habr.com/ru/news/856342/

Скоро, по ходу, одни ГосУслуги останутся незаблокированными 🤣

P.S. Забавно, что свой логотип РКН тоже взял из игры на Денди:

РКН разбушевался и заблокировал (за компанию) сайт, посвящённый разработке игр на Денди Политика, Роскомнадзор, Несправедливость, Длиннопост
Показать полностью 5
12

Ремонт моей "рабочей лошадки" Nintendo Famicom. Посыпалась графика

Привет всем любителям ретрогейминга! К сожалению, наши игровые девайсы нас иногда подводят: ну да, им уже не первый год и даже не первое десятилетие. Но ничего страшного, когда есть паяльник, ослик и мешок с запасными микросхемами :)

Короткое видео о ремонте, как всегда, на трёх платформах.

https://dzen.ru/video/watch/67d6ae017dc0ba382f2c2d9

Показать полностью 1
35

Ремонт советской звезды на новогоднюю ёлку с подсветкой

Постарался сделать видео покороче, а то почти все нынче "скорострелы" :)

Ссылки на VK/Дзен - кому где будет удобнее смотреть.

https://dzen.ru/video/watch/67cc8583123bfd40097110d4

Приятного просмотра :)

Показать полностью
12

Мысли в слух

Народ на Пикабу давно замечает, что оный ресурс превратился в гибрид одноклассников и жёлтой прессы. Заходишь в Тёплое Горячее, и на тебя льётся тугой поток из скандалов/интриг/расследований, он-кобель, она-блядина, РСП, украли/убили/изнасиловали, переписи контор-пидорасов и прочего замечательного контента.

Отчасти, конечно, виновата сама администрация Пикабу (реальные минусы так и не вернули, например), но только отчасти. Просто ресурс стал популярнее и контент стал отражать запросы среднестатистического потребителя контента. (Да, это не одноклассники такие сами по себе, их такими делают их пользователи).

Тут бы администрация Пикабу могла бы взять на себя воспитательные функции и регулировать качество контента. Каким образом? Например, дать приоритет тэгу [моё] со строгой модерацией, дабы не было волны замечательных постов в формате "вот фотка как я насрал под кустом, говно моё и вот вам тэг" но:

1) ей похрен, деньги и так капают

2) это ж работать надо

Посему лучшие годы Пикабу уже позади. Для посетителей сайта, естественно. Для владельцев - лучшие годы как раз сейчас - посетитель крутится, лавэха мутится :)

125

Ответ на пост «Чтобы было лучше»3

По опыту взаимодействия с местными коммунальщиками (да, это не образование, но, имхо, смежное болото) знаю, что сигналы они отрабатывают очень лениво, а часто вообще их игнорируют. А вот сигналы с портала "Наш город" бегут отрабатывать как ошпаренные, потому что контроль.

Примеры:

1) течёт на этаже пожарный кран. Два сигнала в УК с разницей в месяц - ноль реакции. Ну и пусть течёт. Сигнал в НГ - на второй день прибежали наскипедаренные, пыпались подкрутить - сломался отвод, залило весь этаж. После этого всё перекрыли и переварили все подозрительные отводы на всех этажах. Потом с обиженными глазами через старшего по дому пытались передать своё фе - мол чего заявлял, плохо что ли было? Хорошо!

2) То же самое с заменой лампочек. Очухались только когда их пожнадзор вылюбил (вопрос был про освещение на пожарной лестнице).

Может быть, ТС просто не хочет работать?

25

С Новым годом!

Товарищи, всех с Наступающим Новым 2025 годом! Пусть год принесёт радость и простое человеческое счастье :)

P.S. На ёлке, как всегда, олдскул соседствует с современными достижениями науки и техники :)

С Новым годом! Новый Год, Сделано в СССР, Новогодняя елка, Гирлянда, 60-е, 70-е, Елочные игрушки, Англия, Китайские товары, Длиннопост
С Новым годом! Новый Год, Сделано в СССР, Новогодняя елка, Гирлянда, 60-е, 70-е, Елочные игрушки, Англия, Китайские товары, Длиннопост

Восстановленная советская "Капелька" из 70-х

С Новым годом! Новый Год, Сделано в СССР, Новогодняя елка, Гирлянда, 60-е, 70-е, Елочные игрушки, Англия, Китайские товары, Длиннопост

Очень редкая гирлянда от Pifco из 60-х

С Новым годом! Новый Год, Сделано в СССР, Новогодняя елка, Гирлянда, 60-е, 70-е, Елочные игрушки, Англия, Китайские товары, Длиннопост

Современное китайское творчество на адресуемых светодиодах

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!