Серия «ЛиАЗ-677»

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён!

Привет, Пикабу! Этим постом я завершаю тему электрики на раннем автобусе ЛиАЗ-677. Кто не видел, обязательно посмотрите, как мы восстанавливали его родной селеновый выпрямитель и люминисцентное освещение.

И вот, мы вновь в мастерской Вегабус. Лёня уже своим ходом заезжает в бокс. За рулём Пётр Петрович.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

К сожалению, из-за проблем с предохранителями и зарядкой, люминисцентное освещение салона почти полностью отвалилось:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Будем лечить. Вот так выглядит его родная панель предохранителей: одни жуки и прогары

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Разметим все провода, какой куда был подключен. Даже если что-то подключено неправильно, исправлять будем потом.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На вновь сделанной реплике этой панели приведём в соответствие шинки с обратной стороны: понять, что они соединяли, можно было только сняв панель.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Новая панель установлена. Начинаем расключение проводов.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Всего предохранителей - 18, из них используются только 15, три последних достались в наследство от самой ранней версии автобуса, где люминисцентных ламп было в 2 раза больше.

На первом предохранителе должны висеть повороты, стопы и зуммер остановки по требованию.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На втором - часы:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На третьем - трафаретницы и освещение задней двери:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 4-м - карлсон в кабине:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 5-м освещение кабины водителя, освещение моторного отсека и розетки для переносной лампы.

На 6-м и 7-м висят две катушки возбуждения генератора. Всё это было сделано через соплю в обход предохранителей, так что пришлось возвращать оригинальную проводку:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 8-м висит панель приборов со всеми её лампочками и показометрами:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 9 - фары, на 10 - габариты.

На 11 - сигнал с руля:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 12 - дежурное освещение в салоне:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Ну и, наконец, на 13, 14 и 15 висит люминисцентное освещение. 16, 17, 18 - как сказал ранее, резерв.

Вот так выглядит полностью расключённая новая панель:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Теперь разберёмся с зарядкой, ибо на холостых она почти совсем пропадает. Для этого надо настроить реле-регулятор РР-5. Настраивается оно путём подкручивания барашков по часовой стрелке на реле, которые натягивают пружины якорей. За напряжение отвечают два дальних реле:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно
Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

После настройки напряжение заряда на холостых не падает ниже 14 вольт.

Теперь переходим к приборке. Тут надо было подключить неподключённые часы, исправить кое-какую коммутацию и подключить несколько сигнальных лампочек, в частности, указатели работы панели приборов (зелёный глазок на спидометре), указатель дальнего света (почти не видимый синий):

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Лампа индикации перегрева воды в радиаторе тоже отсутствовала:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

В отсек с предохранителями вернули реле защиты, и теперь автобус можно завести только на положении "нейтраль" селектора ГМП, а не на любой передаче, как было ранее:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно
Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

С заменой панели предохранителей и настройкой реле-регулятора в салон автобуса вернулся люминисцентный свет:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

И на этом проблемы с проводкой у этого автобуса закончились :) Лёня поехал в новую жизнь.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

P.S. Как всегда, видео-версию поста можно найти тут.

P.P.S. Уважаемые пикабушники! Я активизирую старый-новый проект по восстановлению исторического освещения вокруг раннего дома серии П3. (Я о ней уже делал несколько постов)

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Одному такое, как понимаете, утянуть затруднительно (только на первом этапе будет восстановление участка из 200 ламп). Посему буду крайне рад вашим донатам: сделаем вместе благое дело! :)

Показать полностью 23

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я

Привет, Пикабу!

Набралось материалов по ремонту красного 677-го, чем и спешу поделиться с сообществом :)

В прошлый раз мы закончили на приборной панели, и, в частности, на неработающих указателях поворота. Вот с них и начнём.

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Как видно, автобус теперь обитает в ангаре, дабы не обморозить руки, копаясь в винтах и клеммах :)

Как и прежде, у нас работает только аварийка, реакции на подрулевой переключатель поворотов и аварийный выключатель нет, индикации поворотов на приборке нет.

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Арбайтен

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Нихт арбайтен

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Тоже нихт арбайтен

Для понимания процесса прикрепим к посту один из вариантов электросхемы автобуса (надеюсь, Пикабу его не сильно сожмёт и всё будет читаемо):

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Расследование причин поломки начнём с измерения напряжения на центральном контакте подрулевого переключателя (на схеме обозначен номером 45).

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

А там - какие-то непонятные 2 вольта вместо 12, но если включить кнопку аварийной сигнализации (на схеме под номером 43), то появляются полноценные 12В. Как оказалось, происходит это из-за того, что нет контакта в держателе предохранителя номер 7, который питает реле поворотов РС950:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

При включённой же аварийной сигнализации питание реле поворотов берётся с 1-го предохранителя, где с контактом всё в порядке, поэтому аварийка без проблем мигает. Исправляем контакт:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

...и левые поворотники ожили, правые, впрочем тоже. Подрулевой переключатель теперь тоже работает :)

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Осталась контрольная лампочка указателей поворотов и аварийный выключатель. С лампочкой всё просто - нужный сигнал не выдаёт реле поворотов, поэтому меняем его и:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

...всё замигало.

С аварийным же выключателем всё сложнее. Судя по ощущениям, родной развалился внутри, поэтому меняем его на тот, что был замком зажигания, а сам замок зажигания поставим новый, чтобы был с ключом:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Замок зажигания теперь стал именно замком, а не выключателем

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

А выключатель зажигания переехал на место аварийного выключателя

Ну и лампу индикатора зажигания (на схеме за номером 11) заменили и правильно подключили:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Маленькая зелёная лампочка под спидометром - "индикатор приборы", она же - индикатор включённого зажигания

После замены аварийного выключателя, его функционал почти восстановился: с первым поворотом отключается возбуждение генератора, но пока не включается аварийка, со вторым - выключается масса.

Проблема с невключением аварийки решилась просто: предыдущий электрик забыл скоммутировать провода на клемму включения поворотов:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

После восстановления коммутации и возвращения колодки на её законное место с выражениями повышенной этажности аварийка (и контрольная лампа, на схеме за номером 46) при включении аварийного выключателя заработали:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Попутно, с заменой лампы, загорелся контрольный индикатор "воздух":

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Ну а дальше - было подключение ТГУ, про которое я уже делал пост ранее.

На этом - пока всё. В следующей части, думаю, закончим с проводкой этого автобуса :)

Как всегда, видео-версия поста тут.

Всем всех благ и удачи!

Пикабу бутылкозвенящий :)

Показать полностью 15

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ

Привет, Пикабу!

Сегодня мы закончим обзор аудио в знакомом всем автобусе с интегрированными бутылками :)

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

В автобусах последних годов выпуска усилитель с говорящим названием "АГУ" сменился на скучный, но зато куда более технологичный "ТГУ". В нём даже микросхемы были!

Вот он:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

По сравнению с предшественниками, усилитель потреблял гораздо меньше мощности на собственный разогрев, при этом выдавая звук куда лучшего качества.

Наш экземпляр под пломбами, однако, несмотря на это, уже не работает. Будем разбираться, что с ним.

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Внутри нас ждёт куча электролитических конденсаторов, которые нужно обязательно заменить, как и термопасту под транзисторами выходного каскада.

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Судя по схеме, усилитель построен на интегральном предварительном усилителе КР123УН1А и усилителе мощности класса АБ на дискретных транзисторах:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Схема, как видим, на порядок сложнее того, что стояло в АГУ. Проверяем напряжение питания предварительного усилителя на стабилитроне VD1, оно нормальное:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Подключаем к выходу ТГУ осциллограф, а вход будем трогать пальцем для того, чтобы симитировать источник сигнала:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Как видим, сигнал есть. Значит, неисправность в микрофоне. Разбираем.

Микрофон состоит из капсуля МДМ-71

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

...и тактовой кнопки с нормально замкнутыми контактами - она закорачивает выход капсуля, когда не нажата.

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Подсоединяем вместо капсуля заведомо исправный катушечный микрофон:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

... и звук появился. Даже прогремел, т.к. громкость у усилителя была выкручена на максимум. Вывод: заменяем капсуль в микрофоне и будет нам счастье. А пока заменили все электролиты на новые (и термопасту под транзисторами):

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Зачем их менять? Потому что старые уже почти полностью деградировали:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Ёмкость ещё держат, но беда с утечкой и внутренним сопротивлением.

Усиление поставим на половину, этого хватит за глаза:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Ну и изобретём этому усилителю линейный вход, т.к. штатного, в отличие от АГУ, нет. Для этого нам потребуется штекер DIN-3, 2 сопротивления на 220 кОм, два сопротивления на 100 Ом и провод от наушников с джеком 3.5 мм:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Собираем всё по схеме, заливаем термоклеем сопротивления, уместившиеся в корпусе штекера, и подключаем к источнику звука :)

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Теперь можно и музон в салон гонять :) Поехали ставить аппарат на автобус!

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Раз-два-три! Как слышно?

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Слышно отлично!

На этом всё :) Заценить звучание можно, как всегда, в видео-версии поста: тык.

Пикабу бутылкозвенящий :)

Показать полностью 18

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов

Привет, Пикабу!

Кто чем, а я продолжаю звенеть бутылками. Недавно закончил работы над люминисцентным освещением салона в ЛиАЗ-677 по имени Лёня, восстановлением которого занимается мастерская Вегабус. Поскольку оно в раннем автобусе от позднего отличается лишь некоторыми нюансами, два раза про, фактически, одно и то же пост пилить не буду.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Салон "Лёни"

Ну а кому интересны детали, велкам к просмотру: тыц.

В этом же посте поведую про прогресс в работах по красной "М-ке".

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

ЛиАЗ-677М

После освещения салона я привёл в порядок клавиши выключателей на панели приборов и всех потребителей, к ним подключённых.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Начнём разбираться, за что, согласно электросхеме автобуса, должна отвечать каждая кнопка, с нижнего ряда справа налево (просто в такой последовательности их удобнее подключать к проводке).

Самая правая клавиша нижнего ряда на почти всех модификациях этого автобуса (кроме самой первой) - резерв и никуда не подключена. Кнопка левее - вентилятор кабины, вот он:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Изначально на автобусе вентилятор отсутствовал, владелец автобуса искал его отдельно, ну а я провёл ему (вентилятору) небольшое ТО:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Как видно, внутри - это самый обычный коллекторный двигатель.

Кнопка левее - свет в моторном отсеке. Там для этой цели установлено 2 небольшие лампы накаливания на 10Вт. И если одна лампа присутствовала и горела изначально:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

То второй патрон был отключен, и лампы там не было:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

После какого-то кол-ва исконно-русских фразеологизмов (ну очень неудобно туда лезть) вторая лампа тоже заработала:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Следующая кнопка отвечает за освещение кабины, которое тоже не сразу захотело работать. Нет, лампочка не матовая, просто внутрь проник воздух :)

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Меняем лампочку, разбираемся с забытым предыдущим электриком проводом массы и - да будет свет!

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Самая левая клавиша нижнего ряда на более ранних автобусах отвечала за переключение с обычных фар на жёлтые противотуманные:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Ранний ЛиАЗ-677

Но так как на "М-ке" противотуманок уже не было, то и клавиша осталась без надобности, так что к ней, как и к самой правой, ничего не подключено.

Теперь - верхний ряд кнопок. Правая отвечает за освещение трафаретницы и задней площадки. В части ламп трафаретницы, традиционно, беда с контактом:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Кстати, зацените упоротость конструкции держателя лампы: лампу можно заменить только после того, как открутишь весь держатель, иначе лампа при вытаскивании просто упрётся в резинку:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

В освещении задней площадки прямо флеш-рояль: в одной лампе нет контакта, а во второй есть... но она на 24 вольта, поэтому горит очень тускло.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Исправляем:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Кнопка левее - дежурное освещение салона (маленькие тусклые лампочки накаливания):

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

При включении основного, люминисцентного освещения, напомню, дежурка гаснет автоматически.

Ну а последние три кнопки справа налево: люмы на корме, люмы в центре и люмы в передней части салона.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

Каждый раз, как вижу рабочие люмы, прямо душа радуется :)

Ну и венегрет из винтов, которыми были прикручены кнопки, заменил однотипными болтами:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 2: выключатели панели приборов Реставрация, Электрика, Ретро, Лиаз-677, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Ретротехника, Автоэлектрика, Познавательно, Винтаж, Длиннопост

На этом с клавишами на приборке - всё. Далее в нашей программе, собственно, восстановление самой приборки, которое в настоящий момент уже продвинулось довольно далеко, так что, кому интересен проект, подписывайтесь :)

Как всегда, этот пост в формате видео тут: тыц.

Всем добра :)

Показать полностью 17

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса

Привет народ! Пока красный 677М из предыдущего поста плавно перемещается в тёплый бокс, мне посчастливилось поработать с, пожалуй, самым старым из сохранившихся ныне 677-х - 1975 года выпуска. До начала реставрации, которую ведёт мастерская ВегаБас, он выглядел вот так:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

В этом автобусе многое сделано не так, как в поздних моделях, которые застали большинство из пикабушников, в т.ч. и автор сего опуса. Например, в более поздних 677-х генератор, реле-регулятор напряжения и выпрямитель - это одно составное устройство, именуемое просто "генератор". Оно и генерирует ток, и следит за напряжением бортовой сети, и превращает переменку, выработанную, собственно, генератором, в постоянку, нужную для батареи автобуса.

Генератор Г-286В, которым комплектовались поздние ЛиАЗ-677М выглядит так:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Однако в те года, когда выпустили автобус, о котором наш пост, элементная база была гораздо более отсталая и громоздкая, поэтому чтобы не делать генератор величиной в 10-литровую бочку, устройство выработки электроэнергии этого автобуса разделено на 3 отдельные части:

1) собственно, генератор. Трёхфазный. Переменного тока. Звать - Г2Б. Ничего кроме обмоток и сердечников в нём нет:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

2) реле-регулятор. Звать РР-5. Нестандартное даже для своего времени, как и генератор: у генератора 2 катушки возбуждения, каждой из которых реле рулит независимо. Функция - следить за напряжением (не более 14.5В) и током (не более 50А) заряда батареи:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост
Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

3) ну и выпрямитель, т.к. трёхфазную переменку надо преобразовать в постоянку. Звать 120ГТ18Я3. Селеновый. Вот такой вот здоровый ящик:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

К сожалению, сей выпрямитель (как, в прочем, и генератор с реле-регулятором) исправным до наших дней не дожил: часть пластин осыпалась:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

ну и одну из фаз коротнуло:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Чертим сборочную схему и разбираем селеновый столб для дефектовки.

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Вот так выглядит исправная пластина (это один селеновый диод):

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

А вот это один из примеров неисправных (стоит смотреть не на грязь, а на съеденный слой металлизации в месте крепления левой прижимной шайбы):

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

После дефектовки имеем всего 5 пластин из 18 с абсолютно нормальными характеристиками, 6 пластин с расформованным переходом (что это значит - поясню дальше) и 7 пластин безнадёжно испорченных. Мда, не густо. Нужны доноры. С величайшим трудом удалось достать вот эти два. Состояние - мусор. Но это всё, что удалось найти в наше время, т.к. выпуск их прекратили очень давно.

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Разбираем и их. После разбора имеем ещё 8 пластин с нормальными характеристиками, а остальные 5 пластин доберём из лучших из расформованных. Лучшие отберём по падению напряжения в обратном включении - чем большее, тем пластина лучше:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Хоть эти пластины и пропускают ток в обратном направлении, но это ещё можно исправить. Дело в том, что в селеновых элементах просто от долгого лежания на полке происходит расформирование P-N перехода, после чего пластина начинает хуже пропускать ток в прямом направлении, а напряжение пробоя в обратном резко падает, из-за чего обратный ток возрастает. Это состояние обратимо через процедуру, которая называется формовкой селенового элемента. Самый простой способ сформовать элемент - это пропустить через него переменный ток через небольшую нагрузку, например, лампочку от ёлочной гирлянды. Тоже, кстати, из 70-х:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

До формовки пластина пропускает в обратном включении аж 4 вольта:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

После формовки - всего полтора:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Учитывая, что приложенное напряжение - 20В, результат достойный. Сформовав все пластины, чистим контактные элементы от краски (кроме пластин, ибо смывка краски разъедает селеновый слой) и собираем столб взад:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост
Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Собранный столб проверяем, красим эмалью, чтобы загерметизировать и подключаем к автобусу:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Заводим двигатель и...

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Зарядка пошла! Очередная старинная старь ожила :)

Больше инфы, как всегда, в видео: https://dzen.ru/video/watch/653e8da95109d81c96823f68

Пикабу познавательно-бутылкозвенящий :)

Показать полностью 20

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона

Привет, Пикабу! Что-то я в последнее время серьёзно так угорел по ретротехнике на колёсах, даже подписался на ремонт проводки в одном пепелаце. А вот, собственно, и он:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Всем знакомый "автобус из детства" ЛиАЗ-677М с интегрированными в трансмиссию "бутылками" 😅

Начнём ремонт с простого: с освещения в салоне автобуса. Как я раньше уже упоминал в своих статьях, оно тут было двух типов: слабое "дежурное" на лампах накаливания, которое, по задумке разработчиков, должно было гореть только при выключенном двигателе, и основное яркое люминисцентное, требующее для работы запущенного двигателя, которое в 99% случаев в этих автобусах не работало в принципе (но раз я до него добрался - работать будет всё, хочет оно того или нет 😆).

Для ремонта нам понадобится доступ:

1) к выключателям на торпеде

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

2) к панели предохранителей (которая пока представляет собой мечту энтомолога):

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

3) к преобразователям БПА3, которые находятся за люком на потолке кабины автобуса:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

БПА3 обеспечивают высокое напряжение для работы люминисцентных ламп

Начнём с того, что приведём в порядок преобразователи БПА3 и несколько модифицируем их (зачем - объясню далее), для этого их надо демонтировать с панели автобуса и телепортнуть (тяжёлые, кстати, блин) в мастерскую.

Самое первое, что нужно делать ВСЕГДА при их реставрации - это менять фазосдвигающий конденсатор между выводами Н2 и Н4, т.к. родные МБМ очень ненадёжные, даже если и дожили до наших дней, умудрившись не взорваться и не потерять ёмкость. Я меняю на плёночный на 2кВ 100нф.

К сожалению, качество изготовления блоков БПА3 на заводе ТАТЭ (мир праху) год от года падало, представляя собой к 90-м годам весьма безрадостную картину. Вместо электроизоляционного лака пластины трансформатора покрыты какой-то дешёвой краской, которая вовсю шелушится, причём покрыты ей только с торца, изоляционную функцию, по сути, не выполняя, но зато обеспечивая красивый вид для ОТК.

Сами пластины - ржавые, что, видимо, также было с завода, т.к. автобус нигде не плавал, а конденсата на этих блоках не образуется.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Каркас катушки треснут...

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

С электроизоляцией шпилек тоже всё плохо:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

В общем, будем сейчас превращать это убожество в нормальное изделие. Для начала, покроем все пластины (достаточно с одной стороны) электроизоляционным лаком:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Шпильки заново заизолируем при помощи термоусадки (в кадр не попало), после чего приступим к модификации. Для чего же это надо? Всё просто: преобразователь в исходном виде способен зажечь только советские лампы ЛБ20, выпуск которых давно прекращён:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Лампы ЛБ20 горят от преобразователя БПА3

А вот если попробовать зажечь современные лампы, то ничего не получится:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

А вот лампы Philips зажигаться отказываются

Т.к. лампы это расходник, то надо иметь возможность его менять. ЛБ20 достать, конечно, ещё можно, но весьма сложно. К счастью, есть способ заставить БПА3 зажигать все лампы, а не только ЛБ20. Для этого надо повысить напряжение на обмотке С1-С2, домотав в неё 300 витков проводом ПЭТВ 0,4. После такой модификации современные лампы для этого преобразователя уже не проблема:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Ставим модифицированные преобразователи обратно на панель, а саму панель - на её место под крышей автобуса:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Теперь надо подключить назад всю проводку. Для этого вытаскиваем все люминисцентные лампы и прозваниваем все провода, начиная от провода между двумя плафонами группы. Попутно вытащим и все 21Вт лампочки из дежурки, которые в автобус установили во время эксплуатации:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Лампы такой мощности со временем прожигают в пластиковых плафонах дырки, т.к. плафоны рассчитаны на лампы мощностью не более 10Вт.

Сами люминисцентные лампы объединены в 3 группы по 2 соседние лампы, каждая из которых подключается к одному из 3-х преобразователей БПА3. Всего ламп в салоне 6.

Тестировать сначала будем на одном блоке БПА3:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Расключили проводку

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Подключаем провода к генератору (клеммы в плохом состоянии, но мы это исправим позже)

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Временно подключаем тестируемую группу ламп к нижнему правому выключателю

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Запускаем двигатель...

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

... и первая пара ламп загорелась. Это победа!

Далее подключаем остальные блоки БПА3. Во время этого выясняется, что, в одном из предохранителей нет контакта между губкой и клеммой.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Такие косяки в этом автобусе - явление частое. Вроде две металлические детали надёжно механически связаны, а вот электрического контакта нет.

Наконец, всё подключено, тестируем:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Одна лампа не горит. А всё почему? Потому что в патронах тоже всё закисло. Демонтируем все патроны и несём в мастерскую на реставрацию.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Сам патрон представляет собой довольно интересную конструкцию. Возможно, он уникален для этого автобуса, нигде больше таких не встречал. Патрон имеет осевое подпружинивание, за счёт чего держит лампу более плотно (лампа ставится в распор между двумя патронами, каждый из которых давит на неё своей пружиной) и замок, отличный от офисных светильников, который разблокируется при нажатии кнопки на патроне.

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Патрон люминисцентного освещения в разборе

После реставрации патроны отлично работают и более не имеют проблем с контактом.

Установим патроны на место, обжав провода наконечниками НШВИ:

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Финальная проверка: при остановленном двигателе в салоне горит дежурное освещение

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

Но стоит двигатель завести, дежурка гаснет автоматически и загореается основное, люминисцентное освещение. Нраицца 😁

Ремонтируем проводку в ретроавтобусе ЛиАЗ-677М. Часть 1: освещение салона Лиаз-677, Реставрация, Электропроводка, Освещение, СССР, Ностальгия, Сделано в СССР, Воспоминания из детства, Познавательно, Технические решения, Общественный транспорт, Длиннопост

На этом с освещением салона - все, ну а я поехал ремонтировать проводку дальше. Подписывайтесь, будет интересно (а кому-то, возможно, полезно).

P.S. эта статья в формате видео (тоже подписывайтесь 😁): https://dzen.ru/video/watch/64f350fde354032802e78d60

Пикабу бутылкозвенящий 🌚

Показать полностью 24

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4)

Продолжаем обзор поколений аудиосистем в автобусе ЛиАЗ-677. На этот раз рассмотрим тот агрегат, с которого всё начиналось: АГУ-10-3.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Это самый тяжёлый аппарат из 4-х, весит, согласно бирке 2 кило и изготовлен в 1969 году.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Он подаёт признаки жизни: весело светит лампочкой и даже усиливает звук. Вот, как надо делать технику! Но годы, увы, не пощадили девайс: кто-то отбил один из переключателей, да и потенциометр регулировки громкости еле контачит. Разбираем девайс.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

К сожалению, медь платы поела ржа, это надо будет восстановить.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Внутри видно много массивных элементов. Размеры их характерны для тех годов, даже в АГУ-10-4 всё было уже гораздо компактнее.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

К сожалению, в процессе эксплуатации колпачёк индикаторной лампы немного поплавился, но снаружи этого не видно, поэтому оставляем его работать дальше.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Вытаскиваем плату из корпуса и меряем электролиты большой ёмкости.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Увы, электролиты подсохли, один высох совсем: осталось 30мкф из 500 номинальных. Будем менять все электролиты: мелочь даже проверять не нужно, точно высохли.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Готово. Теперь докинем под транзисторы термопасты, которой там никогда не было, но которая там не помешает.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Далее чистим потенциометр и меняем сломанный тумблер.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

По схеме: также, как в АГУ-10-4, тут имеем несколько каскадов класса А и выходной класса АБ с разделительными трансформаторами.

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Единственное существенное отличие - отсутствие регулировки громкости на линейном входе. Немедленно это исправляем:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

Теперь осталось зачистить и залакировать заново плату:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

... и девайс снова в строю! Готов хоть сейчас снова на маршрут :)

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 2/4) Ретро, Обзор, Ремонт техники, Автобус, Лиаз, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Сделано в СССР, Ремонт, Реставрация, Электроника, Техника, Длиннопост

P.S. Послушать его звучание можно на видео:

https://dzen.ru/video/watch/63b6d5b6e774c36888e2b61d

В следующий раз, наверное, реанимируем нерабочий АГУ-10-4 :)

Показать полностью 16

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4)

Привет, Пикабу. Пока топовые юзера репостят репосты репостов баянов из ОК, я тихой сапой продолжу дело того самого "тёплого лампового" Пикабу, ну а вы, пожалуйста, не ленитесь, и оцените, заходит ли вам такое :) .

Коль уж в прошлый раз так хорошо зашёл пост про освещение в "автобусе детства" (ссыль, если что: Про свет в "луноходе" ), настало время замолвить пару слов за звук в 677-м (и я вовсе не о тех, набивших оскомину, бутылках).

Да, как и со светом, звук там почти никогда не работал (или был исправен, но не использовался), но, тем не менее, с завода он в этом автобусе был. В салоне были установлены сначала 6 широкополосных, динамиков 1ГД-18 (весьма неплохие по качеству звучания для того времени, кстати), интегрированных в световые короба:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

После отказа от световых коробов и сокращения люминисцентных ламп вдвое, динамики переехали сначала на потолок салона в том же количестве:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

А потом их количество тоже сократили (до четырёх) и переселили на бывшие трафаретницы "вход/выход" над дверьми:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

В таком виде, собственно, большинство из тех, кто катался на этом пепелаце, их и застали.

Ну а теперь поговорим за "сердце" этой системы - аудиоусилитель. Было их несколько моделей (а точнее - 4, на фото - синзу вверх по годам выпуска):
АГУ-10-3 (на германии), АГУ-10-4 (на германии), АГУ-10-4 (на кремнии) и ТГУ (на кремнии)

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Располагался девайс на приборной панели в кабине водителя:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Поскольку уместить рассказ про все 4 модели усилителей в один пост крайне сложно, начнём рассказ с модели АГУ-10-4 на кремнии. Кстати, оцените юмор авторов девайса в названии :) Почему с него? Ну, потому что он в моей коллекции самый печальный. Прям максимально печальный:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Ну, ничего страшного, и не такое восстанавливали. Поехали!
Первое, что надо сделать при ремонте - это достать схему устройства. Вот она:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Ничего особо уникального в ней нет: селектор источника звука (микрофон/линейный вход), 3 каскада класса А (транзисторы Т1, Т2, Т3), и 4-й, выходной, каскад класса АБ (транзисторы Т4, Т5). Из необычного (для более современной техники) - только пара разделительных трансформаторов в цепи выходного каскада, эдакое наследие ламповой техники.

Восстановление начнём с того, что демонтируем все элементы с платы, отмоем её и зачистим окислы на медных дорожках:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Родные эллементы постараемся по максимуму спасти, поэтому займёмся зачисткой их выводов:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Транзистор Т2, увы, превратился в кусок пластика, а у Т3-Т5 поплыли характеристики. Меняем их и собираем всё по схеме назад (электролиты, естественно, тоже все под замену):

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Теперь займёмся трансформаторами, ибо они тоже все сгнили. Разберём, зачистим и перелакируем заново все пластины сердечника, перемотаем обмотки на заново напечатанные на 3D принтере каркасы и соберём всё взад:

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

И, о чудо, куча хлама ожила :)

Какими были аудиосистемы в советских автобусах (часть 1/4) Ретротехника, Лиаз-677, Познавательно, Аудиотехника, Ностальгия, Технические решения, Общественный транспорт, Автобус, Электрические схемы, Видеообзор, Ремонт, Длиннопост

Кроме восстановления работоспособности я его несколько модифицировал:

1) уменьшил номиналы конденсаторов C6 и C7 до 1,5 нф, чтобы немного уменьшить безжалостный срез ВЧ составляющей звука

2) уменьшил номиналы R16, R17 до 10 ом, чтобы уменьшить ток покоя выходного каскада (был аж около 500мА).


Такая вот "балалайка" стала снова в строй. Кстати, весьма злая: выходная мощность 10Вт :)


Более подробно процесс ремонта можно посмотреть на видео:

https://dzen.ru/video/watch/62f9ff5abf82ae1c60b31e38


Пикабу познавательный :)

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!