Петербург и Ленобласть
34 поста
Что мы думаем о жизни людей 140 лет назад? Как-то жили, но с гораздо меньшим уровнем комфорта, чем сейчас. Но это иллюзия. Конечно, антибиотиков, мобильных телефонов и телеграм-каналов у жителей Петербурга в 1880-х годах не было. Зато, например, была живая рыба.
Как часто вы видите в продаже и тем более покупаете живую рыбу?
Да, иногда в супермаркетах можно увидеть тесные аквариумы, в которых плавает несколько видов рыб. Но на этом всё. Если вы не рыбак или если у вас на даче нет пруда, в котором вы разводите форель, живая рыба вряд ли часто бывает у вас на столе.
А вот в Петербурге 80-х годов XIX века, если верить известному писателю и краеведу тех лет Анатолию Бахтиярову, было около 30 живорыбных садков на одной только Неве. А ведь такие садки были ещё и на Фонтанке!
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram (там можно записаться на интересные и бесплатные прогулки по Питеру): https://t.me/nbrzh
В большой барже с надстройкой располагались жилые помещения для персонала, склады для солёной, вяленой, копченой, а зимой и мороженой рыбы. Здесь же располагался и магазин, где покупатель мог выбрать себе товар по вкусу - множество видов икры, лещ и осетр, корюшка и ряпушка, миноги и снетки, огромные полутораметровые замороженные белуги. Удивительно, но такие баржи даже отапливались, и очень необычен был вид валящего из возведенной на барже кирпичной трубы дыма.
Рядом с большой баржей стояла одна или несколько поменьше, это и были садки, в которых круглый год «жила» живая рыба. Такая баржа имела прорези посередине, а в них решетчатые стенки и дно для протока речной воды.
Разнообразие живой рыбы тоже было фантастическим: астраханская и северодвинская стерлядь (рыба, о которой мы можем лишь читать в произведениях классиков XIX века), сиг, щука, судак, форель и ерш.
Да, часть этой рыбы ловили в окрестностях Петербурга - в Неве, Финском заливе и в Ладоге, но как живая стерлядь попадала в невскую воду из Волги или Северной Двины?!
Объясним на примере волжской стерляди. Сначала целый месяц она шла от Астрахани до Рыбинска в специальных баржах, подобных описанным выше живорыбным садкам. Такие баржи называли «водовиками». Затем в Рыбинске её перегружали в открытые платформы с водой, чтобы отправить в столицу по железной дроге. Но даже здесь всё было очень непросто. Стерлядь чувствительна к свежести и чистоте воды, поэтому по пути до Петербурга, воду приходилось менять 3 раза в сутки! Колоссальный труд, чтобы посетители модных столичных ресторанов Палкин и Малый Ярославец могли полакомиться деликатесом!
Кстати, известен случай, когда в 1886 году по заказу банкира Блейхредера из Петербурга в Берлин было доставлено 6 живых стерлядей. Во время этой фантастической операции воду, в которой везли стерлядь, меняли 6 раз в сутки! К сожалению, история умалчивает, в какую сумму обошлась такая транспортировка, зато мы знаем цену, которую немецкий гурман заплатил за саму рыбу. Каждая стерлядь стоила ему 100 рублей! Для понимания масштаба цены: по данным «Вестника финансов» (издан в 1911 году) чернорабочий в 1886 году получал 64 копейки за день работы, а слесарь (самая «денежная» рабочая специальность тех лет) - 1 рубль 14 копеек. То есть, у чернорабочего на одну такую стерлядь ушло бы 156 дней труда, а у слесаря - 88.
Возможно, именно из-за того, что в те времена каждый год в один только Петербург доставляли около 25 000 стерлядей, сегодня эта рыба и занесена в Красную книгу как вымирающая.
Мы привыкли как будто бы свысока смотреть на жизнь людей прошлого. Однако, оказавшись в Петербурге конца XIX - начале XX веков, мы поразились бы разнообразию продуктов и их географии, что понятно даже на примере рыбы, которую в Питер везли с Урала и Волги, Белого и Каспийского морей, из Шотландии и Норвегии.
Ставьте лайки, оставляйте комментарии - это будет лучшей благодарностью, если вам нравится то, что я делаю!
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Вестибюли метро и петербуржцы, и гости Северной столицы видят едва ли не чаще прочих городских достопримечательностей. Это делает их чем-то обыденным, повседневным. Тем интереснее взглянуть на них глазами художников.
Для объёмного восприятия каждая картина будет сопровождаться фотографией того же места и по возможности того же исторического отрезка.
Другие подборки серии Петербург в искусстве:
Родился в Ленинграде в 1947 году. Его главный профиль - станковая и книжная графика. Наиболее известны его иллюстрации произведений Булгакова. В нашей подборке мы видим его акварельные работы.
Станция метро Балтийская была открыта 15 ноября 1955 года.
Станция метро Горьковская была открыта 1 июля 1963 года.
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Ленинградский художник. Родился в 1936 году, погиб в результате несчастного случая в 1991. Его специализацией были пейзажи, батальные и жанровые картины.
Станция метро Площадь Восстания была открыта 15 ноября 1955 года.
Годы жизни 1941-1995. Ленинградский художник график. Прославился в технике автолитографии. В 2006 году его литографические работы продавались на аукционе Sotheby’s.
Станция метро Политехническая была открыта 31 декабря 1975 года.
Станция метро Чёрная речка была открыта 4 ноября 1982 года.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Трамвай часто называют лучшим видом городского общественного транспорта. Экологичный и экономичный он улучшает городскую среду. Для людей XIX века трамвай казался транспортом будущего. Появляясь в городах, трамвай моментально становился невероятно популярным. В этой статье вы узнаете о ранней истории трамвая в Санкт-Петербурге, а также увидите старинные фотографии.
1. За полвека до появления электрического трамвая в Петербурге функционировали трамваи на конной тяге. Их называли конками. Конка функционировала в Петербурге 54 года: с 1863 года по 8 сентября 1917. Уже тогда было введено ограничение скорости - 11 км/ч.
2. С 1860 по 1863 конка использовалась только для перевозки грузов. В 1863 этот транспорт начал перевозить людей и сразу стал чрезвычайно популярен. За 1864-1865 годы пассажиропоток петербургской конки составил 2 миллиона пассажиров. Конка работала для пассажиров с 9 утра до 11 вечера. В остальное время на ней перевозили грузы.
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
3. С 1895 по 1910 в Петербурге функционировал ледовый трамвай, который в зимнее время ходил по рельсам, проложенным по льду Невы. Это был первый электрический трамвай в Петербурге, скорость достигала 20 км/ч. Движение начиналось 20 января и заканчивалось 21 марта. В среднем за этот срок перевозилось около 900 тысяч пассажиров. За всё время функционирования ледовый трамвай ни разу не провалился под лёд.
Электрический перевоз: Сенат - Румянцевский сквер (Сенатский перевоз). Фото сделано между 1896 и 1900 годами.
4. В 1886 году был запущен паровой трамвай. Его развитию помешало сопротивление владельцев конок, а затем появление электрического трамвая. Паровики передвигались по однопутным дорогам. При этом были предусмотрены разъезды, чтобы трамваи идущие в разных направлениях могли разойтись.
Вид парового трамвая к Политехническому институту в Лесновском участке (перекресток современной улицы Орбели и 2-го Муринского проспекта). 1902 год.
Паровой трамвай Лесной линии (примерно в районе перекрёстка 2-го Муринского проспекта и Болотной улицы). Фото сделано между 1907 и 1913 годами.
5. Последний регулярный рейс парового трамвая состоялся в 1922 году. Но во время Блокады Ленинграда паровик вернулся на улицы города, чтобы перевозить вооружение и грузы.
6. Городской электрический трамвай был запущен 29 сентября 1907 года. До этого монополия на перевозку пассажиров по рельсам, проложенным по суше, была у владельцев конки. Первая линия проходила от Главного штаба по Конногвардейскому бульвару и Николаевскому мосту (сейчас называется Благовещенским) до 8-й линии Васильевского острова.
Открытие первой трамвайной линии. Горожане у трамвайных вагонов на Адмиралтейском проспекте, 16 сентября 1907 года.
7. Городской голова Николай Резцов объявил об открытии электрического трамвайного движения только после того, как лично проехал туда и обратно по первой линии. Путь от Главного штаба до конечной на 8-й линии Васильевского острова занял всего 7 минут.
Открытие первой линии трамвая. Городской голова Николай Резцов (с окладистой белой бородой и в чёрном пальто) присутствует на церемонии освящения.
8. Первый маршрут электрического трамвая вопреки логике носил не 1-й, а 4-й номер. 1-й номер был запущен только спустя два года в 1909 году. Первые петербургские электрические трамваи производились английской фирмой Brush. Также для первой линии были заказаны трамваи производства подмосковных заводов в Коломне и Мытищах.
Трамвай на Невском проспекте (между Большой и Малой Морскими улицами). Фото сделано между 1907 и 1910 годами.
9. В 1908 году, через год после открытия, протяженность маршрутов составляла 58 километров двойного пути, а пассажиропоток 230 тысяч пассажиров в день. К 1912 протяженность трамвайных путей вырастет до 119 километров. Движение начиналось в 7:30 и заканчивалось в 23:00.
10. В Ленинграде был период, когда котов часто называли семёрками из-за того, что у 7-го маршрута трамвая было два зелёных сигнальных огня, напоминавших кошачьи глаза. С самого момента запуска трамвайного движения в Санкт-Петербурге, установилась практика идентификации маршрутов не только с помощью номера, но и с помощью маршрутных огней-софитов. Разным номерам соответствовало разное сочетание цветов (синего, красного, зелёного, жёлтого и белого). Это делалось как для удобства стрелочников, так и для удобства пассажиров - разноцветные огни рефлекторов издалека было видно лучше номеров.
А здесь можно увидеть Топ-3 зданий Петербурга, которые изменились до неузнаваемости.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Один из самых необычных и красивых храмов Петербурга. Собор, внешний облик которого, словно нетипичен для Северной столицы. Храм-памятник с трагичной историей. Посмотрим, как он выглядел в прошлом.
Полное название храма - Храм Воскресения Христова на крови. Построен на месте, где в результате покушения террористов революционной организации «Народная воля» 1 марта 1881 года (здесь и далее до Революции даты указаны по старому стилю) был смертельно ранен император Александр II.
Годы строительства: 1883 - 1907.
Архитекторы: Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).
Вид на место, где теперь стоит Спас на Крови. Мало-Конюшенный и Театральный мосты, 1831-1833 гг. Гравюра Джона Гобера по картине Алексея Горностаева.
Уже на следующий день после смерти Александра II Городская дума обратилась к Александру III с просьбой разрешить возвести на месте цареубийства часовню или памятник. «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню», - таким был ответ Александра Александровича.
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Однако на период проектного конкурса было решено поставить временную часовню. Её разработал знаменитый петербургский архитектор Леонтий Бенуа.
Результаты первого конкурса не устроили Александра III, и он высказал пожелание, чтобы визуальный облик храма напоминал русские церкви XVII века, а внутри отдельным пределом было оформлено место гибели. Но и работы второго конкурса были императором отклонены. И лишь по результатам третьего конкурса была выбрана совместная работа архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатий (Малышева) в русском стиле, но с оговоркой, что проект будет отдан на доработку под наблюдением архитектора Давида Гримма.
Интересно, что торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, а окончательное утверждение проекта только 1 мая 1887 года.
Сам храм был готов уже во второй половине 90-х годов XIX века, однако мозаичные работы отложили освящение храма до 19 августа 1907 года. И принимал собор уже другой император - Николай II.
На фото выше: Освящение собора Воскресения Христова. Император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, члены императорской фамилии, дворцовый комендант В. А. Дедюлин (во втором ряду свиты, крайний справа у стены собора) и военные чины направляются в храм. 19 августа 1907 года.
Удивительно, но собор не был открыт для свободного посещения, попасть туда можно было только по предъявлению пропуска. Ещё более странно, что находился он в ведении министерства внутренних дел. Также это был единственный, наравне с Исаакиевским, храм Петербурга, содержание которого обеспечивало государство.
До революции храм не был приходским (именно поэтому его посещение не было свободным). Но 11 января 1920 года по распоряжению отдела юстиции Петросовета и несмотря на протесты настоятеля протоиерея Петра Липорского, вокруг храма был сформирован приход.
30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм. В 1931 году было вынесено решение разобрать храм. К счастью реализация этого решения была отложена. В 1938 году решение о разбора было принято повторно, но началу работ затем помешало начало Великой Отечественной войны.
Во время блокады Ленинграда в храме разместили морг. В 1961 году верхолазами реставрационных мастерских в центральном куполе храма был обнаружен 240-мм немецкий фугасный снаряд массой 150 килограмм. В ходе сложнейшей операции его извлекли и уничтожили.
Светлая страница в истории храма открылась в 1970 году, когда в здании храма Спаса на Крови был организован филиал музея «Исаакиевский собор», ведь благодаря директору этого музея в соборе, который к тому моменту находился в аварийном состоянии, были проведены реставрационные работы. Они будут продолжаться вплоть до конца 90-х годов, когда завершится первый этап.
Только 19 августа 1997 года, спустя ровно 90 лет со дня освещения, собор открылся для посетителей.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Почти детективная история, пожалуй, самого странного названия улицы на карте Санкт-Петербурга.
Первая ассоциация, которая приходит любому, кто видит вывеску с таким названием, гуляя по Петроградке — это, конечно, разбойник Бармалей.
Вторая ассоциация (у погружённых в историю Петербурга) - некий англичанин по имени Бромлей.
Одна из этих ассоциаций ошибочна. И как вы думаете, какая?
Конечно, никакого англичанина Бромлея не было. В сети можно найти много видео, в которых даже очень знаменитые петербургские гиды уверенно рассказывают про этого мифического англичанина. Но это не более чем народная этимология.
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
В конце XVIII века на этой улице, на месте, где теперь стоит дом под номером 5, был другой дом. В нём жили Андрей Иванович с женой Агриппиной Ивановной и детьми — Василием, Анисьей и Иваном. И все они были Бармалеевыми. В XIX веке отпрыски этой забавной фамилии продолжали жить на этой улице. И это зафиксировано в адресных книгах тех времён.
Стоит сказать, что порой в дореволюционном Петербурге улицы получали названия не в честь знаменитых или великих людей. Мы можем найти множество названий улиц, образованных от прозвищ, имён и фамилий ничем не примечательных домовладельцев или, например, первых людей, которые поселились на этой улице. К таким улицам можно отнести Замшину улицу и Карташихину улицу.
Кстати, важно понимать, что эти улицы не названы «в честь» и не являются «улицами имени такого-то». Это совсем другой случай: не родительный падеж, а устаревшая краткая форма притяжательного прилагательного. Поэтому именно Замшина улица и Бармалеева улица, а не улица Бармалеева и улица Замшина.
Но как появилась такая необычная и даже забавная фамилия Бармалеев?
Если мы обратимся к словарю Даля, то найдём там слово «барма», которым называли неясно невнятно говорящего человека. Отсюда же, кстати, бормотун. От слова «барма» происходит и глагол «бармолить». В XVIII веке во многих словах безударная «о» превращалась в «а». И человек с плохой дикцией легко мог получить прозвище Бармалей, от которого затем и образовалась фамилия.
И разбойник Бармалей «родился» именно на этой улице.
В начале 20-х годов прошлого века два друга Корней Чуковский и Мстислав Добужинский, гуляя по Петроградке, как и мы с вами обратили внимание на необычное название улицы. И именно Корней Иванович и нафантазировал никогда не существовавшего англичанина Бромлей в качестве объяснения странного названия. А вот Добужинского такое скучное объяснение не устроило. Живой ум художника тут же нарисовал образ «кровожадного, беспощадного, злого разбойника Бармалея». Уже позже Чуковский вспомнит об этом и в 1923 году напишет, а в 1925 году опубликует стихотворение «Бармалей». Затем в 1930-х и 1940-х выйдут сиквелы этой истории: повесть «Доктор Айболит» (1936) и сказка в стихах «Одолеем Бармалея» (1942).
Если истории названий петербургских улиц найдут отклик у читателей, эта рубрика получит продолжение!
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Санкт-Петербург - уникальный город. Самый северный город планеты Земля с населением больше миллиона человек. Но даже в уникальном городе есть здания, сооружения и явления, которые выделяют этот город на фоне остальных городов мира.
Да, это субъективный список. Но для каждого пункта я привёл причины, по которым называю его уникальным. Если вы знаете другие уникальные чудеса в Петербурге, буду рад почитать о них в комментариях.
Всего в Петербурге 18 разводных мостов. Кто-то скажет, что в Чикаго их в два раза больше. Но только в Петербурге мосты в период навигации разводят каждую ночь и по два раза! Таких мостов девять: Володарский, Александра Невского, Большеохтинский, Литейный, Троицкий, Дворцовый, Благовещенский, Биржевой, Тучков.
Именно поэтому в Северной столице разводка мостов стала настоящим культурным явлением. Миллионы туристов каждое лето собираются вдоль набережных и в лодках и катерах в акватории Невы, чтобы увидеть настоящее инженерное чудо. Более того, разводные мосты Петербурга - это не только чудо инженерной мысли, часто это ещё и настоящие архитектурные шедевры!
Да, во многих городах мира реки закованы в гранит. Но именно Петербург стал первым городом на планете, где береговую линию крупной реки полностью облицевали гранитом на протяжении десятков километров (около 30 километров гранитных набережных в границах города). И всё это вручную!
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Добавляет уникальности набережным Невы и то, что это не просто утилитарная защита берега, а элемент городской композиции. Петербург - это город «лицом к воде». Ещё Пётр мечтал, чтобы Нева и другие реки и каналы были главными транспортными артериями новой столицы. Поэтому в Петербурге набережные исторически рассматривались как способ усиления перспективы - они открывают вид на шпили и купола, мосты и острова. Поэтому проектирование набережных в Петербурге доверяли выдающимся архитекторам.
Да, белые ночи есть и в других городах России. Да, белые ночи есть в Финляндии, Швеции, Норвегии, Канаде, на севере Эстонии и на Аляске. Но только в Санкт-Петербурге это чудо природы сочетается с рукотворными чудесами архитектуры и притягивает миллионы восторженных туристов. Только в Петербурге это не просто природное явление, это ритуал, традиция, культурное явление. Поэтому именно Петербург это мировая столица белых ночей.
Почему не Эрмитаж? Потому что именно Русский музей это крупнейшая в мире коллекция русского изобразительного искусства. Крупнейшая в мире коллекция национального искусства. Ни один музей мира не показывает эволюцию национального искусства столь масштабно и последовательно, как Русский музей.
Во многом поэтому в 2021 году Русский музей стал вторым по посещаемости музеем мира после Лувра.
Строить надо так, чтобы 150 лет спустя потомки не верили, что ты мог это построить. Видимо, так думал Монферран, создавая своё великое творение. Инопланетяне, великие цивилизации прошлого - кому только не приписывают создание Исаакия. И пусть это чушь, но такие мифы и теории заговора многое говорят о величии Исаакиевского собора.
112 монолитных гранитных колонн. Один из самых больших храмов планеты. Один из самых больших золотых куполов и вообще куполов в мире. Один из самых высоких.
Кто-то скажет: «Всего лишь один из?». Но вспомните в каких условиях Монферран строил этот величественный храм! Зыбкий грунт, болота, близость Невы. Всё было против. Нельзя здесь же не упомянуть и выдающегося Августина Бетанкура, чей инженерный гений сделал задумку русского француза реальной.
Исаакиевский собор в 1896 году.
Главный архитектурный стиль конца XIX - начала XX веков. Стиль - революция. Свежее дыхание в мировой архитектуре. Стиль, предопределивший всё развитие архитектуры XX и XXI веков.
И нигде в мире нет такой концентрации архитектуры в стиле модерн, как в Петербурге на Петроградской стороне. Даже Париж здесь проигрывает.
Да, во многом это стечение обстоятельств, ведь Париж застраивался на протяжении сотен лет. А Петроградская сторона со времён «переезда» центра Петербурга на Адмиралтейскую часть и Васильевский остров, оставалась в дремоте до начала XX века, пока не был построен первый постоянный мост к ней - Троицкий. Символично, но Троицкий мост строила именно французская фирма Батиньоль, а в закладке моста участвовал президент Франции Феликс Фор. И всё это ради того, чтобы Петроградская сторона отобрала у французской столицы пальму первенства в соревновании главных скоплений архитектуры модерна!
Не спешите писать про Арсенальную, станции в Чунцине и Пхеньяне. Речь идёт о средней глубине станций и перегонов. В Петербурге этот показатель составляет около 60 метров, а более 90% станций петербургской подземки являются станциями глубокого заложения. И вот такое не снилось ни Пхеньяну, ни Чунцину.
Включая этот пункт в список, я понимал, с какой горькой усмешкой его будут читать петербуржцы живущие в Кудрово, Ржевке и Пискарёвки. Но рекорд есть рекорд.
Не вошли в список:
Приходилось выбирать. Можно сказать, резать по живому. Поэтому, к моему огромному сожалению, в список не попала улица Зодчего Росси - единственная в мире пропорциональная улица (где ширина улицы совпадает с высотой домов, а длина ровно в 10 раз больше). Жалею я и том, что не нашлось места в списке Стрелке Васильевского острова - месту, где потрясающе соединяются творение природы и дело рук человеческих, апофеоз симметрии и символ победы человека над природой.
К счастью, не попали в список Лахта-центр и Зенит-Арена.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Главная площадь Петербурга. Один из самых узнаваемых архитектурных ансамблей планеты. И один из самых интересных периодов советской живописи - 1950-е: время возражения к лирике и свету.
Для объёмного восприятия каждая картина будет сопровождаться фотографией того же места и по возможности того же исторического отрезка.
Краткая справка по названиям:
С 1736 по 1772 год это место было известно как Адмиралтейский луг - название связано с расположенными поблизости Адмиралтейскими верфями.
С 1766 года в обиход горожан входит название «Дворцовая площадь», данное в честь Зимнего дворца (построен в 1754–1762 годах).
С октября 1918 по 13 января 1944 года площадь называлась Площадью Урицкого — в честь одного из организаторов штурма Зимнего дворца во время Октябрьской революции.
Другие подборки серии Петербург в искусстве:
Бернштейн Эммануил Бенцианович (1914 - 2003) - советский график, историк искусства, художник-архитектор. В годы Великой Отечественной войны занимался натурными зарисовками разрушенных и сохранившихся памятников архитектуры в освобождённых городах.
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Цветков Виктор Александрович (1920 - 2009) - представитель ленинградской школы живописи. Родился в семье иконописца Цветкова Александра Леонидовича, у которого и получил начальное художественное образование. Специализировался на жанровых картинах. Также писал пейзажи и картины на историко-революционную тему.
Ведерников Александр Семёнович (1898 - 1975) - педагог, график и живописец, представитель ленинградской пейзажной школы. Отличительными особенностями его стиля называют принципиальное использование «быстрого письма», значимость силуэта при размытых контурах предметов, а также использование мягких тональных гамм.
Химич Юрий Иванович (1928 - 2003) - архитектор и художник, мастер архитектурного пейзажа. Эта картина - образец раннего периода его творчества из серии ленинградских акварелей. Архитектурное образование помогало Химичу сохранять уважительное и трепетное отношение к натуре, при этом не изменяя своему стилю. Как отмечают исследователи его творчества, он вырабатывал новые стили и техники под конкретную изобразительную задачу, а не пытался «подчинить себе натуру».
Купецио Ксения Конрадовна (1911 - 1997) - график, мастер пейзажа и натюрмортов. Во время Великой Отечественной войны работала плакатистом, сотрудничая с Окнами ТАСС. После войны сосредоточилась на акварельных работах с видами городов СССР, наибольшую известность получили серии, посвящённые Москве и Ленинграду.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
Дома - это язык, на котором с нами говорит город. И иногда внешний вид зданий говорит об ушедших эпохах больше, чем факты учебников. Сегодня мы увидим, как менялись эпохи на примере перестройки трёх зданий Петербурга.
«Город строится, что-то состарится, что-то оспорится» - цитата из классики.
Первая половина XX века была эпохой великих перемен. Особенно это заметно в нашей стране. Ещё более заметно в Петербурге, который за 10 лет с 1914 по 1924 сменил три имени: Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Менялись и дома.
На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIRByk
Братья Башкировы, заработавшие огромное состояние на мукомольном производстве в Самаре, искали способы приумножить капиталы. Решение было выбрано нетривиальное: они заказывают у знаменитого архитектора Сергея Гингера проект скейтинг-ринга. Катание на роликах тогда (шёл 1910 год) обретало всё большую популярность у богатой публики столицы Империи. Тем удивительнее, что, построенный на самом модном тогда Каменноостровском проспекте спортивный дворец, «не выстрелил».
После революции здание пришло в запустение. Апогеем этого стала «кошачья фабрика» в стенах бывшего Спортинг-паласа: беспризорники отлавливали бродячих котов, которых затем пускали на шкурки, а потом продавали.
Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh
В 1930 году здание решают перестроить. Часть снести, а вот скейтинг-ринг сохранить, переделав в зрительный зал на 2200 человек. Такую сложную и нестандартную задачу доверили архитекторам Евгению Левинсону и Оскару Мунцу. И справились они блестяще. Помимо зала, дом культуры объединил под одной крышей кинотеатр, лекционные и танцевальные залы, библиотеку и другие многочисленные клубные помещения.
Кому-то эта мысль покажется крамольной, но вместо пусть и красивого, но довольно вторичного здания Спортинг-Паласа Левинсон и Мунц создали настоящий шедевр конструктивизма. И это при том, что в том виде, в каком они его задумывали, реализовать проект им, к сожалению, не дали.
На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIRAyu
Немецкая реформаторская церковь была построена в 1862-1865 годах по проекту архитектора Герольда Боссе в стиле псевдоготики (также можно встретить версии о романо-готическом стиле). Важная архитектурная доминанта была высоко оценена, как обычными горожанами, так и профессионалами. В журнале «Зодчий» её называли одним лучших сооружений Петербурга, отмечая выдержанность, благородство, простоту и грациозность постройки.
Советские руководители Ленинграда так не считали, и в 1930-х её полностью перестроили. И если конструктивизм ДК Ленсовета из прошлого пункта это бесспорный шедевр, здесь уже возникают вопросы.
На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIvQ-5
Отец архитектора Германа Гримма - Давид Гримм - был руководителем стройки реформаторской церкви из предыдущего пункта. И если отец был одним из создателей неорусского стиля в архитектуре, то сын стал мастером модерна, при этом смело вплетая в революционные модерновые решения черты традиционной русской архитектуры (присмотритесь к музею Суворова на Кирочной 43).
Церковь преподобного Алексия Человека Божия (1906 - 1911) - это уникальный пример православного храма, исполненного в модерне. Модерновых кирх в Ленобласти немало. А вот православных храмов в этом стиле на всю страну можно пересчитать по пальцам.
Но снова 1930-е. Очередное решение о перестройке. Однако наш список составлен не хаотичным образом. Первый пункт был перестройкой удачной. Второй - скорее, неудачной. Здесь же - вопрос невероятно сложный.
И сложен он из-за личности архитектора, на которого была возложена задача перестройки. Демьян Фомичёв - это настоящий self-made man. Родившись в маленькой деревне в Костромской губернии, он ушел во главе бригады плотников односельчан в Петербург, где окончил школу, которая готовила техников-архитекторов. А впоследствие поступит и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
До революции он будет много строить в Петербурге, в основном в главном стиле той эпохи - модерн. А когда эпоха сменится, сумеет перестроиться сам.
Было ли ему в радость, перестраивать уникальную церковь? Думается, нет. Но и возможности отказаться тоже не было. Всё, что он мог сделать, - выполнить задачу так, чтобы у принимающих не возникло ни вопросов, ни претензий, но при этом сохранить всё, что возможно сохранить. И Демьян Галактионович справился.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh