Серия «История информатики.»

9
Вопрос из ленты «Эксперты»

Никогда нельзя недооценивать предсказуемость тупизны (с)

Серия История информатики.

Все мы знаем, как тяжела жизнь универовского препада. Начальство с одной извилиной в стиле прапорщика Задова, студенты-балбесы, подмены эти внезапные: "выйдешь в субботу с 16:00 до 19:30".
Но есть и свет в конце туннеля. Есть свет! И свет этот даёт человечеству искусственный разум. Железный болван, который ещё тупее балбесов-студентов.

Итак, технология:
1. Общаемся в вольном стиле с железным дураком. Находим, где он ошибается.
2. Выясняем почему и как он ошибается. Насколько стабильна ошибка. Насколько повторяема.
3. Даём массовое задание студентам.
4. Бинго!!! 60-70% потока - кандидаты на пересдачу.

Давайте разберём три примера-гроба, причём последний - уже сами.
Классические задания по плюсам:

  1. Отсортируйте буквы предложения "Жаба любила ежа и называла его 'Мой Ёжик'."
    Гроб старый. Ему - лет двадцать, любой робот даст вам код, который будет сортировать неверно. Элементарная задача из книжки Страуструпа становится непреодолимым барьером для студентов. А ведь секрет прост - она была написана тогда, когда в России царила 866-я таблица, все буквы были однобайтными, а заглавная Ё - находилась на своём месте.

  2. Реализуйте оригинальный алгоритм решета Эратосфена.
    Тут ещё проще, хоть это и молодой гроб, примерно десятилетний. Амерский переводчик-гуглист с греческого на математический ( надеюсь ещё кто-то помнит зачем "облизывать гениталий мыши и убивать погонщиков") немножко не понял смысла Никомаховских высказываний и родил свою версию не только перевода, но и алгоритма, а также куска кода ))). Роботы всего мира сожрали это дерьмо, не подавившись.

  3. Ну, а здесь уже сами:

Алгоритм быстрой статистической сортировки по Соломону придумал:
Всего голосов:

А теперь спросите об этом Алису ))))))))))))))))

Показать полностью 1
4

История ИИ. Учителям информатики и старшеклассникам

Серия История информатики.
КДПВ

КДПВ

История развития Искусственного Интеллекта

• 1206-1799 - Первые автоматоны и механические вычислители.
• 1800-1899 - Механические компьютеры и программирование.
• 1900-1929 - Этика и мораль "искусственного человека".
• 1930-1949 - Теоретические исследования основ ИИ.
• 1950-1960 - Переход от теории к практике. Первые успехи.
• 1960-1970 - Первая волна практического внедрения.
• 1970-1990 - Доклад Лайтхилла и осмеяние идеи ИИ. «Зима ИИ».
• 1990-2005 - Интернет - большие данные. Вторая волна внедрения ИИ.
• 2006-2015 - Распределённые вычисления. Третья волна внедрения.
• 2016-2025 - Очевидная польза ИИ. Четвёртая волна.

13-18 век. Автоматы и механические вычислители.
• 1206: Аль-Джазари - программируемые автоматы (будильник, автоматоны).
• 1642: Блез Паскаль - механический калькулятор «Паскалина».
• 1671: Исаак Ньютон – уравнение линейной регрессии.
• 1673: Готфрид Лейбниц - арифмометр "Ступенчатый вычислитель».
• 1703: Готфрид Лейбниц - формализация двоичной системы в математике.

19 век. Механические программируемые компьютеры.
• 1804: Жозеф Мари Жаккар - программируемый ткацкий станок на перфокартах.
• 1805: Адриен-Мари Лежандр - метод наименьших квадратов.
• 1822: Чарльз Бэббидж - компьютер для дифуравнений: «Машина различий».
• 1842: Ада Лавлейс - первая программа для : «Машины различий».
• 1847: Джордж Буль - булева алгебра, как основа цифровой логики.

1900-1930. Этика и мораль ИИ.
• 1907: Анри Бергсон «Творческая эволюция» - труд о бесполезности «сильного ИИ».
• 1920: Карел Чапек «R.U.R.» - вопросы рабства, бунта машин и потере человечности.
• 1925: И. Иванов - создание расы человекообезьян с «новым» интеллектом .
• 1927: Вильгельм Райх «Функция оргазма» - вопрос механистичности эмоций.
• 1927: Фриц Ланг - Фильм «Метрополис» - вопрос цифрового рабства.

1930-1950. Теория ИИ.
• 1930: А. Ходжкин и Э. Хаксли – исследования нейронов гигантского кальмара.
• 1933: Владимир Котельников - теорема дискретизации аналогового сигнала.
• 1936: Алан Тьюринг – «Машина Тьюринга».
• 1936: П.С. Александров и А.Н. Колмогоров - топологические основы нейросетей.
• 1943: Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс - математическая модель нейрона.
• 1945: Джон фон Нейман - архитектура фон Неймана, электронные компьютеры.
• 1948: Норберт Винер – «Кибернетика».
• 1948: Клод Шеннон - теория информации.

1950-1960. Первые шаги.
• 1951: Марвин Минский – SNARC. Первая нейросеть со стохастическим обучением.
• 1952: Грейс Хоппер - первый компилятор A-0.
• 1956: Дартмутская конференция. Джон Маккарти - термин «AI - (ИИ)».
• 1957: Фрэнк Розенблатт - перцептрон (первая обучаемая дискретная нейросеть).
• 1957: Ноам Хомский идея "порождающей грамматики" и машинного перевода.
• 1958: Борис Соколов - первая в мире OCR-нейросеть в Московском почтамте.
• 1959: А.А. Расплетин – аналоговая нейросеть на цепях Маркова.

1960-1970. Первая волна.
• 1960: Б. Уидроу и М. Хофф - дельта-правило обучения нейронных сетей.
• 1961: General Motors - Unimate. Первая промышленная робот-рука.
• 1961: А.А. Расплетин - аналоговая нейросеть для ЗСУ-23-4 «Шилка».
• 1964: Дж. Вейценбаум (MIT) – ELIZA: первый чат-бот (имитация психотерапевта).
• 1966: Ч. Розен, Н. Нильссон – SHAKEY: первый автономный мобильный робот с ИИ.

1970-1990. Зима ИИ.
• 1972: Т. Шортлиф, Б. Бьюкенен – MYCIN: экспертная система диагностики болезней.
• 1973: Дж. Лайтхилл - Правительственный отчёт о бесполезности ИИ-технологий.
• 1975: Джон Холланд - генетические алгоритмы.
• 1974: Александр Галушкин - метод обратного распространения ошибки.
• 1984: Колмогоров, Курышев - алгоритмы свёртки методом БПФ.
• 1988: Владимир Паронджанов - гибридный ИИ для МТКК "Буран".
• 1988: Ян Лекун - нейросети на алгоритмах Колмогорова-Курышева (CNN).

1990-2005. Вторая волна. Эскапизм и Большие данные.
• 1992: Дж. Тезауро - TDGammon: Нейросеть, играющая в нарды на уровне чемпиона.
• 1995: В. Вапник и К. Кортес - метод опорных векторов (SVM), как классификатор.
• 1997: IBM Deep Blue - сомнительная победа над Каспаровым в шахматах.
• 1999: Ян Лекун, Корнелия Фергюс, Ян Саакян - создание MNIST dataset.
• 2000: Джеффри Хинтон и Ян Лекун - работы по глубокому обучению
• 2001: Йошуа Бенжио - Вероятностные модели (цепи Маркова и др.) в ИИ.
• 2001: Йоав Фройнд, Роберт Шапире - ансамблевый метод обучения AdaBoost.
• 2002: Пол Виола, Майкл Джонс - Первая успешная система распознавания лиц.
• 2004: Д. Хеффельфарбер - алгоритмы для Ограниченных машин Больцмана (RBM).
• 2005: Alphabet - создание YouTube. Эра получения чужих данных для обучения ИИ.

2006-2015. Третья волна. Распределённые вычисления.
• 2007: Иэн Бак, Дэвид Кирк - NVIDIA CUDA 1.0 - многопроцессорная система для ИИ.
• 2007: Эндрю Ын - Google Brain (кластеризация кошек и собак, проблема фоссы).
• 2009: Руслан Салахутдинов - Многослойные помехоустойчивые автокодировщики.
• 2010: Фей-Фей Ли - создание базы данных ImageNet 14 млн. изображений.
• 2010: ABBYY FineReader - нейросетевые алгоритмы распознавания документов.
• 2010: ЦРТ (Говорящая мышь) - первый нейросетевой синтез речи (TextToSpeech).
• 2012: А. Крижевский, И. Суцкевер, Дж. Хинтон - сеть глубокого обучения AlexNet.
• 2013: Д. Хассабис, Ш. Легг - самообучающаяся нейросеть для игры в Atari-игры.
• 2014: Ян Гудфеллоу - Генеративно-состязательные сети (GAN).
• 2015: И. Суцкевер, О. Виньяльс - Модель преобразования (sequence2sequence).

2016-2025. Четвёртая волна. Практическое применение.
• 2017: Ашвин Васувани - архитектура Transformer (текст в картинку).
• 2017: PROMT - безконтекстный переводчик (смерть гуртовщиков мыши).
• 2018: Алек Рэдфорд (OpenAI) - нейросеть GPT-1.
• 2018: ЦРТ (Говорящая мышь) - голосовой ассистент «Маруся».
• 2019: Юрий Буров, Дмитрий Ветров - Байесовское глубокое обучение.
• 2020: Том Браун (OpenAI) - нейросеть GPT-3.
• 2020: PROMT - гибридная нейросеть для смыслового перевода любых языков.
• 2021: Илья Суцкевер - Codex (основа GitHub Copilot).
• 2022: Компания Cognitive Pilot - роевой интеллект для наземных агродронов.
• 2023: Сэм Альтман, Илья Суцкевер- нейросеть GPT-4.
• 2024: Элон Маск (xAI) – нейросеть Grok-1.5.
• 2025: Компания Cognitive Pilot - роевой интеллект для сельскохозяйственных БЛА.

Текущее состояние. Что умеет ИИ.
• Высококачественный перевод в реальном времени.
• Полноценное распознавание и синтез речи.
• Полноценное распознавание документов.
• Распознавание лиц и голосов.
• Управление автономным транспортом.
• Глубокий поиск в сети и энциклопедических базах.
• Создание простых связанных текстов.
• Обобщение информации для генерации отчётов.
• Создание простейших компьютерных программ.

• Решение узкоспециальных задач
• Защита важных информационных систем
• Управление роем сельхоздронов
• Поиск и анализ аномалий по фото
• Экономический анализ
• Прогнозирование

Прогноз развития. 2026-2030. Чего ждать от новых ИИ.
• Мультимодальность - распознавание и генерация всех видов информации.
• Миниатюризация и удешевление ИИ, (сейчас ИИ для трактора стоит 1,5 млн. руб.).
• Индивидуализация чат-ботов. Модели GPT 5+ это личные предпочтения и эмоции.
• Специализация ИИ - помощников. Личные репетиторы, ассистенты, советники.
• Решение основных морально-этических и юридических вопросов. Новые законы.

Показать полностью 1

Чёт ностальгнулось прям

Серия История информатики.

За пет-проекты пост.
Ностальгнулось, глянул чё как. Наткнулся на картинку моего пета давней давности.
Делалось для среднего такскать класса.
Не у всех была возможность купить двухлазерный привод за охренилириард баксов с технологией ДискТату или ЛэйблФлэш. Да и болванки под них стоили x20 от обычных.
Бедненький, он ведь так и остался без красивого интерфейса.
Жаль его. Так и помер в силу неактуальности дисковых носителей.

Да. Это картинка лазером на рабочей стороне компакт-диска. Не ДискТату и не ЛэйблФлэш.

Да. Это картинка лазером на рабочей стороне компакт-диска. Не ДискТату и не ЛэйблФлэш.

Не оставляйте своих петов без красивого интерфейса. Даже если знаете, что они помрут.

44

Ковокс? Нет. Раньше

Серия История информатики.

Если меня спрашивают, когда на ПК появилась полноценная реалистичная музыка, я уверенно говорю: "спектрумы, середина восьмидесятых".
Мне в ответ начинают затирать про IBM-PC, параллельные порты, кубик плейер и скримтрекер.
Не верьте этим людям. Они выросли в период аудиокассет и не знали иных носителей цифровой информации.
Сегодня я вам расскажу, с чего начиналась ПК-музыка и почему демосценщики готовы сжечь ковоксеров живьём, а затем, изнасиловать их пепел и снова сжечь.
Итак, восьмидесятые. 84-85 год. По миру победоносно шествует господин Синклер со своим домашним персональным компьютером за 102 рубля. Напомню, МК-85 тогда стоил 140.
Магнитофоны. А их тогда нет. Дефицит. Да, бобинники на 19 есть у меломанов и в студиях. Но дома у большинства обычные вертушки и куча затёртых пластинок с кукарачей и хафананой, купленных в магазине мелодия.

Да-да ребятки, ДиДжей Бобо с его БэЛэЭм-апскёртами и чивавой, как и Бой Джордж с песней о НКР появились гораздо позже.

Итак ...
Восьмидесятые.
В СССР начало развала. Экономика, подорванная антиалкогольной реформой и афганской войной начинает умирать. Везде плакаты про нетрудовые доходы, пищевые отходы и выключайте свет.
Но компьютер спектрум - дёшево. "ааааа привези мне из англии", "привези мне из японии", "говорят в таллине в магазинах продаются"... Тысячи оригиналов, миллионы копий, десятки миллионов копий с копий.

Персональный компьютер Бейсик, Владивосток, завод Радиоприбор, 80-е - 90-е. Цена 240 руб.

Персональный компьютер Бейсик, Владивосток, завод Радиоприбор, 80-е - 90-е. Цена 240 руб.

Но магнитофоны ...
Их нет. Дефицит головок. Никто не хочет железо в головках (режет высокие).
Все хотят пермаллой. СССР заказывает головки в японии.
Япония не справляется. Цены на магнитофоны уже серьёзны.

Магнитофон ВЭФ-287. Госцена - 380 руб. У спекулянтов - 500. Напомню: з/п инженера - 120.

Магнитофон ВЭФ-287. Госцена - 380 руб. У спекулянтов - 500. Напомню: з/п инженера - 120.

Но у людей есть вертушки. Не у всех, конечно корветы, но массово - есть.

Проигрыватель виниловых (и шеллачных) пластинок. Корвет-001. Топ Советской аудиотехники.

Проигрыватель виниловых (и шеллачных) пластинок. Корвет-001. Топ Советской аудиотехники.

Такая проблема (магнитофоны вместо винила) реально имела место не только у нас.
Весь мир в неё упал.
Ну, не весь, конечно. Япония, Англия и ФРГ такой проблемы не имели, поскольку приорат местного бизнеса - превыше всего. А вот остальной мир: США, латиносы, канада и прочие очень хотели программ для новых компьютеров, которые уже купили.
Как оказалось, в тетрис не слишком интересно играть, если перед этим нужно два часа без ошибок набирать код на бейсике.
Конечно-ж решение проблемы было найдено.
И нашли его производители грампластинок.
Ведь программа это звук, а звук-это программа. Когда мама инструктирует тебя на тему покупки картошки в магазине, разве не программа это?

Такой вот он - компьютерный звук.

Такой вот он - компьютерный звук.

Практически все тогдашние* компьютеры имели встроенный аудиоканал и программное обеспечение для приёма кода. Да медленно. Да, не без помех. Но он был. И да - успешно работал. Погуглите прерывание 15H на IBM-PC.

Операционная система Free DOS для IBM-PC.

Операционная система Free DOS для IBM-PC.

Винил с кодом и музыкой пополам?
Было и такое. Загружаешь программу с пластинки в компьютер и вуаля, у тебя на телеке мегаспецэффекты под полноценную музыку с винила.
Наоборот? Да легко. Грузишь с пластинки игрушку, а пластинка тебе саундтрек под неё рисует.
Да, была рассинхронизация. Да иногда ты проходил уровень, раньше, чем заканчивалась композиция. Но боже мой, как-же это было круто.

Виниловые пластинки с компьютерными программами, играми и музыкой для ZX Spectrum.

Виниловые пластинки с компьютерными программами, играми и музыкой для ZX Spectrum.

Конечно, аудиокассеты быстро (лет за пять, спасибо японцам они умеют в быстро и много) вытеснили винил, ведь пластинку не положишь в нагрудный карман, не спрячешь на ней секстетрис от родителей. Но это был отдельный, особый период:

Ты.
Компьютер.
Вертушка.
Полноценный тяжёлый (очень тяжёлый) саундтрек и маленький киберноид, который плюётся огненным ядом в непослушных растений.

И вы мне тут будете про ковоксы и саундтреки из борды рассказывать?
Нет уж. Это я вам расскажу.
А заодно фильму посоветую. Нравится она мне. Cмотрите, не обляпайтесь:

Показать полностью 6 2

Краткая история информатики

Серия История информатики.

Для тех, кто любит поподробнее, но не слишком.

0045 г. н. э. ⦁ Апостол Пётр (др. Рим) – сформулировал постулат о важности длительного хранения и резервирования данных, издал «соборное послание», объясняющее порядок ведения церковных метрических книг и их дубликатного резервирования. На сегодняшний день собрание метрик (церковных книг), хранящихся в Ватикане, является крупнейшей в мире базой данных по популяционной статистике человечества. Ежегодное чествование Петра в христианском мире отмечают 29 июня.

0620 г. н. э. ⦁ Исидор Севильский (вгот. Испания) – ввёл понятия физического эталона, каталогизации данных, литературной ссылки и энциклопедической гиперссылки. Считается святым покровителем сети «Интернет». В его честь 4 апреля (4.04) отмечают «Всемирный день Интернета».

1206 г. ⦁ Аль-Джазари (араб. Артукиды) – представил изобретения, ставшие прообразом современных кодовых замков (арабский замок), маятниковых часов и программируемых автоматов (роботов). Построил первые в мире программируемые часы, способные бить в заданное время (будильник) и несколько человекоподобных роботов, исполнявших простейшие музыкальные произведения по заранее заданной программе.

1645 г. ⦁ Блез Паскаль (Франция) – изобрёл и создал первый механический калькулятор: счётную машину Паскаля, позволявшую складывать и вычитать большие целые числа без ошибок. В его честь назван один из языков программирования (Паскаль).

1673 г. ⦁ Готфрид Лейбниц (Германия) – изобрёл и создал первый полноценный механический калькулятор: «Арифмометр», позволявший выполнять основные четыре операции (сложение, вычитание, деление, умножение) над целыми числами и дробями без ошибок. Арифмометры серийно выпускались во всём мире до середины 1970-х годов. В 1703 году опубликовал книгу «Объяснение двоичной математики», показавшую, что любые вычисления могут быть сведены к двоичной форме записи.

1804 г. ⦁ Жозеф Жаккар (Франция) – изобрёл перфокарты и создал первое программируемое промышленное устройство: ткацкий станок, плетущий рисунок на ткани по заданной программе. В его честь, ткани с плетёным рисунком называют Жаккардовыми тканями. Перфокарты были стандартными носителями данных в вычислительных системах 40-х – 70-х годов прошлого века.

1822 г. ⦁ Чарльз Бэббидж (Англия) – разработал и построил первый механический компьютер: «Малую разностную машину Бэббиджа», предназначенную для вычисления астрономических и математических таблиц. В 1833 году разработал конструкцию первого механического компьютера с изменяемой программой: «Аналитической машины».

1832 г. ⦁ Павел Шиллинг (Россия) – изобрёл и продемонстрировал электромагнитный телеграф, передающий сигналы в виде двухбитовых последовательных кодов, технология Шиллинга была украдена и запатентована в США Самуэлем Морзе (1840). Систему кодирования алфавита двухбитными звуковыми кодами переменной длины, традиционно называют «Азбукой Морзе».

1842 г. ⦁ Ада Лавлейс (Англия) – написала программу для «Аналитической машины Бэббиджа». Считается первым в мире программистом. В её честь назван язык программирования «Ада».

1847 г. ⦁ Джордж Буль (Англия) – развивая идеи Лейбница, изобрёл формальную двоичную логику и доказал, что любые математические действия могут быть выражены в двоичном виде при помощи восьми простейших логических (не арифметических) операций. В его честь двоичную логику называют «Булевой алгеброй».

1860 г. ⦁ Антонио Меуччи (США) – в 1860 году изобрёл и в 1871 году запатентовал устройство для передачи голоса по проводам: «Телефон». Переданные им, с целью массового производства, в «Американскую Телеграфную Компанию» чертежи были похищены 1873-м году Александром Беллом (США). В 1876 году после того, как Меуччи отказался продлевать патент, Белл запатентовал телефон на своё имя и организовал массовое производство и использование телефонных аппаратов.

1872 г. ⦁ Жан Бодо (Франция) –изобрёл телеграфный аппарат, передающий и принимающий параллельный пятибитовый сигнал со скоростью 760 букв в минуту, что было в 10-12 раз быстрее, чем при использовании «азбуки Морзе». В его честь названа основная единица скорости информационного потока: «Бод (Baud)– количество букв передаваемых за секунду». Разработанная Бодо таблица пятибитовых телеграфных кодов: «код Бодо», является основной для современных кодовых таблиц.

1882 г. ⦁ Эмиль Берлинер (США) – изобрёл и запатентовал аппарат для записи и воспроизведения звука – граммофон и его основной носитель – граммофонную пластинку. В период 60-х – 70-х годов XX века граммофонные пластинки были распространённым средством хранения цифровой информации в малых и средних вычислительных системах.

1890 г. ⦁ Григорий Игнатьев (Россия) – разработал устройство, позволявшее использовать существующие телеграфные провода для телефонной связи на дальние (до 1000 км) расстояния. Игнатьев считается автором международной телефонной связи.

1895 г. ⦁ Гульельмо Маркони (Италия) – изобрёл и в 1897 году запатентовал передающую и приёмную радиоаппаратуру. В 1897 году построил первую, постоянно работающую радиостанцию. В 1901 году провёл первый сеанс радиосвязи между Европой и США на расстояние 3200 км. С этого момента начинается эпоха межконтинентальной беспроводной передачи данных.

1922 г. ⦁ Борис Речеулов (СССР) – изобрёл и запатентовал устройство для записи и воспроизведения звука – магнитофон и его основной носитель – магнитофонную ленту. С 60-х годов XX века магнитофонная лента - основной носитель информации в больших вычислительных системах. На конец 2020 года ёмкость стандартной кассеты составляла 580 ТБайт. В 80-х – 90-х магнитная лента также была самым распространённым средством хранения данных для персональных компьютеров.

1933 г. ⦁ Владимир Котельников (СССР) – сформулировал и доказал «Теорему Котельникова»: основной математический алгоритм оцифровки аналоговых сигналов. Этот математический принцип используется для работы современных компьютеров со звуком и изображениями.

1936 г. ⦁ Алан Тьюринг (США) – полностью описал простейший, полноценно программируемый компьютер: «Машину Тьюринга». В 1941 году создал первый в мире программируемый компьютер, предназначенный для взлома шифров германского командования. Автор «теста Тьюринга» на искусственный интеллект и понятия «Тьюринговской полноты» (полноценности компьютера). Логотип компании Эппл служит напоминанием о том, как американские чиновники довели этого гения до самоубийства.

1939 г. ⦁ Говард Эйкен (США) - изобрёл и реализовал архитектуру ЭВМ с использованием электронного арифметико-логического устройства с раздельной системой хранения данных и команд, названную позднее “Гарвардской архитектурой”. В 1944-м году изобрёл для хранения данных перфоленту – аналогичный перфокартам носитель информации. Процессоры с его архитектурой (SHARC-ADSP) используют для сверхбыстрой цифровой обработки звука и изображения.

1945 г. ⦁ Джон фон Нейман (США) - изобрёл и описал общедоступную архитектуру ЭВМ с объединённой системой хранения команд и данных арифметико-логического устройства. “Принстонская архитектура” втрое медленнее Гарвардской, однако требует меньшего количества физического оборудования. Она является основой современных персональных компьютеров.

1948 г. ⦁ Норберт Винер (США) – сформулировал, доказал и опубликовал основные положения кибернетики (науки о самоорганизующихся и самоуправляющихся автоматических системах). Его работы стали основой для развития современной вычислительной электроники.

1948 г. ⦁ Клод Шеннон (США) – сформулировал понятия объёма информации, бита (как минимальной информационной единицы) и информационной мощности. Вывел основные уравнения информационной мощности, насыщенности, достаточности и информационной энтропии.

1952 г. ⦁ Грейс Хоппер (США) - разработала первый в мире компилятор: программу, переводящую написанное на языке близком к естественной речи и стандартной математической записи в двоичные машинные коды. Считается автором идеи человекочитаемых языков программирования.

1956 г. ⦁ Джек Волдер (США) - разработал и опубликовал «Алгоритм Волдера», позволяющий быстро вычислять в двоичной системе сложные тригонометрические функции (sin, cos, tg). Этот алгоритм является одним из двух основных алгоритмов работы современных математических сопроцессоров (FPU).

1956 г. ⦁ Израиль Акушский и Давлет Юдицкий (СССР) - разработали и опубликовали алгоритм, позволяющий быстро вычислять в двоичной системе сложные логарифмические и показательные функции (log, ln, exp, x^y). Этот алгоритм является одним из двух основных алгоритмов работы современных математических сопроцессоров (FPU).

1957 г. ⦁ Ноам Хомский (США) – сформулировал основные языковые принципы «романской группы» языков. «Порождающая грамматика Хомского» на сегодняшний день является единственным методом, позволяющим полноценно переводить человеческую речь, в доступные вычислительным системам, примитивные понятия.

1957 г. ⦁ Леонид Куприянович (СССР) – изобрёл устройство для беспроводной голосовой связи: карманный мобильный телефон и обеспечивающее его работу оборудование (сотовые базовые станции). С 1964-го до 2011-го года мобильная сотовая связь по системе «Алтай» была доступна на территории СССР для членов правительства и аварийных служб.

1957 г. ⦁ Фрэнк Розенблатт (США) – изобрёл и реализовал первую в мире модель обучаемой нейронной сети: «перцептрон», ставшую основой для дальнейшего развития технологий искусственного интеллекта.

1958 г. ⦁ Борис Соколов (СССР) – изобрёл и реализовал первую в мире систему роботизированной сортировки почты на основе нейронной сети распознающей текст. Почтовые роботы-сортировщики повсеместно использовались в СССР до 1990 года, когда были уничтожены приказом М.С. Горбачёва в качестве жеста доброй воли по отношению к европейским почтовым сервисам.

1958 г. ⦁ Джек Килби (США) - изобрёл «чип» (интегральную микросхему), описав принципы объединения электронных компонентов на общей полупроводниковой подложке, что заложило основы для современного фабричного процесса проектирования и производства микрочипов.

1958 г. ⦁ Анатолий Китов (СССР) – разработал и реализовал самый мощный в мире суперкомпьютер «М-100». С 1959 года продвигал идею реализации глобальной компьютерной сети (интернета) на всей территории СССР и полной компьютеризации страны. В 1962 году разработал основные принципы и алгоритмы работы с большими данными (Big Data) и машинного обучения (Data Science). В настоящее время его идеи стали очень популярны.

1960 г. ⦁ Марвин Минский (США) – году сформулировал, реализовал и опубликовал первую модель обучаемой (программируемой методом проб и ошибок) системы искусственного интеллекта (нейронной сети). В 1980 году сформулировал и реализовал идею о размножении компьютерных программ, как генетических агентов (компьютерные вирусы).

1960 г. ⦁ Бернард Уидроу и Маршиан Хофф (США) – разработали первый в мире алгоритм целенаправленного обучения нейронной сети: «дельта-правило», ставший основой для обучения искусственного интеллекта до появления алгоритма Галушкина.

1961 г. ⦁ Джеймс Бьюи (США) - изобрёл практическую реализацию архитектуры безрегистровых электронных вычислительных систем, основанную на электрических вентилях и двоичной логике Буля: “FPGA – архитектуру”. В отличие от Принстонской и Гарвардской архитектур, вычисления в FPGA-схемах произвдятся мгновенно, однако, будучи единожды запрограммированным, их функции не могут быть изменёны.

1964 г. ⦁ Пол Баран (США) – в 1964 году, развивая идеи Китова, предложил сетчатую структуру расположения узлов проводной связи и разработал принципы пакетной передачи данных, что стало основой для формирования архитектуры «Интернета».

1964 г. ⦁ Виктор Глушков (СССР) – разработал и реализовал идею автоматизированных промышленных производств и промышленных роботов. В 1965 году создал первый в мире персональный компьютер «МИР».

1966 г. ⦁ Джеймс Рассел (США) – изобрёл и разработал устройство для хранения цифровых данных на сменных оптических дисках «CD-ROM», «компакт-диск», «DVD». В период 1990-х - 2000-х годов оптические накопители являлись самыми популярными сменными носителями в информационно-вычислительных системах.

1967 г. ⦁ Алан Шугарт (США) – изобрёл и реализовал метод хранения информации на сменных гибких магнитных дисках - дискетах и соответствующее оборудование. В 80-х – 90-х годах прошлого века дискеты были основным средством хранения и обмена информацией для персональных компьютеров.

1968 г. ⦁ Дуглас Энгельбарт (США) – продемонстрировал сразу пять своих изобретений: компьютерную мышь, интуитивный оконный графический интерфейс, текстовый редактор, видеоконференцию и цифровую реализацию гиперссылок Исидора Севильского – гипертекст (текст с возможностью расстановки ссылок на другие, мгновенно доступные тексты). Его изобретениями мы пользуемся до сих пор.

1968 г. ⦁ Маргарет Гамильтон (США) – разработала первую отказоустойчивую программу для автоматического полёта человека на луну. Добилась признания программирования отдельной профессией. Сформулировала принципы отказоустойчивости компьютерных программ.

1973 г. ⦁ Гарри Бун (США) - запатентовал микропроцессор: интегральную схему, объединяющую арифметико-логическое устройство (АЛУ), несколько ячеек памяти (регистры), электрические линии адресации и доступа к памяти и внешним устройствам (системная шина и порты ввода-вывода).

1973 г. ⦁ Винтон Серф и Роберт Канн (США) – разработали и реализовали набор правил обмена данными в компьютерных сетях, получивших название TCP/IP (Протоколы Соединения и Передачи и Межсетевые Протоколы). Эта разработка до сих пор используется для связи компьютеров в сети «Интернет». Серфа и Канна называют «отцами Интернета».

1973 г. ⦁ Кеннет Хоттон (США) – изобрёл и разработали устройство для хранения данных на жёстких магнитных дисках «винчестер», «жёсткий диск». С 1980-х до 2010-х годов жёсткие диски были основными внутренними устройствами хранения данных для персональных компьютеров.

1974 г. ⦁ Александр Галушкин (СССР) – разработал и реализовал основной метод обучения нейронных сетей: «Обратное Распространение Ошибки». Все современные алгоритмы обучения искусственного интеллекта основаны на этом методе.

1975 г. ⦁ Деннис Хэйес (США) – изобрёл, разработал и стал выпускать устройство для связи компьютеров и передачи данных по телефонной линии: «модем». Стандартные современные модемы и их систему команд называют Хэйес-совместимыми.

1976 г. ⦁ Билл Гейтс и Пол Аллен (США) – основали компанию Microsoft, занимающуюся разработкой компьютерных программ: операционных систем MS-DOS (1977), MS-Windows(1985), Windows NT (1993), офисного пакета MS-Office (1990). На сегодня, программные продукты компании Microsoft являются самыми популярными в мире.

1977 г. ⦁ Стив Джобс, Стив Возняк и Рональд Уэйн (США) –создали первый серийный образец и организовали массовое конвейерное производство (продано 6 млн. штук), доступных среднему классу ($1250), персональных компьютеров Apple II, с цветной графикой и цифровым звуком.

1980 г. ⦁ Фудзи Масуока (Япония) – изобрёл и разработал устройство хранения данных на быстродействующих твердотельных накопителях «SSD-память», «SSD-диск». С 2010-х годов и по сей день твердотельные накопители являются самыми популярными внутренними носителями во всех современных информационно-вычислительных системах.

1982 г. ⦁ Клайв Синклер (Великобритания) – организовал разработку и серийное производство самого доступного и массового в мире персонального компьютера: ZX Spectrum ($150 против $1250 за Apple II и $3005 за IBM-PC). Доступность этого компьютера, цветная графика и цифровой звук сделали его основой индустрии компьютерных развлечений 1980-х годов. Для этого компьютера было создано более 20 000 игр. Создание «Демок» - компактных программ для Spectrum, воспроизводящих впечатляющие изображения и полноценный звук, до сих пор является популярным «спортом» среди программистов.

1984 г. ⦁ Том Дженнингс (США) – создал программное обеспечение и разработал принципы организации частных компьютерных сетей, при помощи модемов и телефонных линий, а именно, всемирную сеть «Фидонет», включавшую сервисы электронной почты, форумов, новостных каналов и публичного распространения файлов. До появления широкополосного «Интернета» (1996) эта сеть была основным средством цифровой связи в мире.

1984 г. ⦁ Национальный научный фонд (США) – создал общедоступную компьютерную сеть «NSFNET», которую в дальнейшем (с 1996 года) и стали называть «Интернетом». Теперь эта сеть является основным средством цифровой связи в мире.

1985 г. ⦁ Владимир Паронджанов (СССР) – разработал высоконадёжный визуальный язык программирования «ДРАКОН», предназначенный для ядерной, космической и военной отрасли. Беспилотный полёт космического корабля «Буран» в 1988 году подтвердил высокое качество языка. На сегодняшний день все визуальные языки и среды визуального программирования без создания программного кода (No Code - языки) используют логику и принципы языка «Дракон».

1987 г. ⦁ Владимир Пентковский (СССР, США) – разработал процессор «Эль-90», явившийся прототипом линейки процессоров «Intel Pentium Pro». C 1993 года эмигрировал в США. На основе разработанной им архитектуры процессоров «Pentium» до сих пор выпускаются основные процессоры большинства персональных компьютеров.

1988 г. ⦁ Ян Лекун (Франция) – разработал методы обучения нейронных сетей основанные на выделении характерных особенностей входных данных: «Свёрточные нейронные сети». Совместно с Хинтоном и Бенжио считается создателем искусственного интеллекта.

1996 г. ⦁ Джеф Хокинс (США) – разработал полноценное независимое вычислительное устройство миниатюрного размера «карманный компьютер», «наладонник». Первые карманные компьютеры имели небольшой объём памяти и низкое быстродействие, однако работали до трёх недель на одном комплекте батарей. В 1990-х – 2010-х они стали весьма популярны до появления смартфонов.

1999 г. ⦁ Амир Бан, Дов Моран и Оран Огдан (Израиль) – разработали сменный внешний накопитель данных на твердотельных интегральных схемах – «флеш-диск», «флешка». С конца 1990-х и по настоящее время «флешки» являются самым распространённым носителем для обмена информацией.

2001 г. ⦁ Кампания NOKIA (Финляндия) – разработала устройство полноценно объединяющее мобильный телефон и карманный компьютер: «смартфон». С начала 2000-х смартофоны стали весьма популярны и на сегодня являются самыми распространёнными вычислительными устройствами в мире.

2006 г. ⦁ Кампания NVIDIA (США) – разработала технологию CUDA и выпустила, векторный (шейдерный) процессор GeForce со 128 вычислительными ядрами. Выпуск этого процессора сделал возможным параллельные вычисления на персональных компьютерах, что послужило развитию технологий и алгоритмов нейронных сетей и систем искусственного интеллекта.

2007 г. ⦁ Джефри Хинтон (США) – опубликовал и применил, основанный на алгоритмах Галушкина, метод «Параллельного Обратного Распространения Ошибки». Совместно с Лекуном и Бенжио считается создателем искусственного интеллекта.

2009 г. ⦁ Йошуа Бенжио (Канада) – опубликовал и применил, основанный на идеях Лекуна и Хинтона, метод «Глубинного обучения нейронных сетей». Совместно с Лекуном и Хинтоном считается создателем искусственного интеллекта.

2014 г. ⦁ Ян Гудфеллоу (США) – разработал, опубликовал и применил, алгоритмы «Генеративных нейронных сетей». Считается создателем «творческого» искусственного интеллекта, способного писать тексты и рисовать изображения.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества