Лига образования
Оборачиваемость товара в Excel. Делаем интерактивный дашборд. Пошаговый курс
Данный курс находится ТУТ.
В данном курсе вы научитесь делать автоматический и интерактивный дашборд с расчетом оборачиваемости в Excel. Мы вместе пройдем весь путь от сырых данных до красивого отчета. Поговорим о том, что такое оборачиваемость товаров, зачем она нужна, о чем говорит, а также по шагам соберем формулу расчета этого показателя.
Как найти строки в Excel с соответствием другому массиву
Текстовая версия урока ТУТ.
Урок на вопрос от @npblrck0k
Оставляйте свои вопросы и пожелания к урокам, самые интересные разберем в следующих видео.
Почему французских королей мы называем Людовиками, хотя по-французски они Луи?
Имя Людовик германское, что логично, потому как франки, заселившие Францию, и перешедшие на народную латынь, будущий французский язык, изначально были германцами.
Оно происходит от древнегерманского Chlodovech (Hludowig) и состоит из двух частей: "(h)lut", "hlud" ("громкий, известный, славный") и "wic", "wig" ("борьба, битва"). Первая часть происходит от праиндоевропейского *ḱlutós ("славный, известный"), от корня *ḱlew- ("слух, слава"). Именно от этого корня происходят эти самые слова: "слух", "слава", а ещё "слово" и "славяне".
Вторая часть происходит от ПИЕ *weyk- ("преодолевать, бороться, побеждать"), что дало у нас, например, слово "век". Кажется символичным, что это означает у нас в том числе жизнь ("на своем веку"). Жизнь - борьба, как говорится.
И вот целое: Chlodovech, Hludowig - в русском языке передаётся как Хлодвиг.
Германское имя Chlodovech попало в латынь и превратилось в Clodovicus (в латинском языке нет звука [х], и ещё добавляется фирменное окончание). Кроме того, латынь частенько старалась избавляться от сочетания двух согласных в начале слова, поэтому из Clodovicus вскоре сделали Ludovicus. Так Хлодвиг стал Людовиком.
Тем временем во французской стороне начали происходить немыслимые метаморфозы с языком, люди начали безудержно выкидывать лишние звуки, и Хлодвига переделали в Кловиса. Он до сих пор по-французски Clovis.
А тот латинский вариант, который Ludovicus, пошел по другому, ещё более безумному пути: превратился в Lodevis, потом Looïs, а потом и Louis, что читается как Луи.
Ну а в России прижилось более латинизированное имя Людовик, по крайней мере для тех, кто отметился в истории ещё во времена, когда латынь была международным языком дипломатии. Как только на первые роли вышел французский, все известные Луи стали Луи.
П.С. А ещё есть Людвиг, Луис, Льюис, Луиджи и Алоизий, и всё это тоже бывший Хлодвиг :)
Что такое диаграмма Ганта?
Диаграмма Ганта — это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана и графика работ по проекту. Она состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени, каждая из которых представляет отдельную задачу в составе проекта.
Основные элементы диаграммы Ганта включают полосы задач, временную ось и метки ключевых моментов (вехи). Вертикальная ось диаграммы служит перечнем задач, а на самой диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, ключевые моменты и текущий момент времени.
Ставьте лайк, если хотите уроки по построению такой диаграммы в Excel и DataLens.
Школа в России и школа в СССР: что изменилось и правда ли раньше учили лучше
В 2022 году Россия отказалась от Болонской системы в высших учебных заведениях. Идут разговоры и о том, что среднее образование тоже нужно реформировать. Есть инициативы вернуться к «советской системе». Каким было советское образование и чем оно отличается от российского, узнали у педагога с 40-летним стажем Людмилы Клюс.
Список предметов
В советской школе
Учебная программа не раз менялась в зависимости от потребностей страны. На заре существования СССР преподавали по адаптированным программам гимназий. Из учебного курса исключили закон божий, древнегреческий и латынь, оставив только те предметы, которые могли иметь практическое применение. Кроме того, сохранялось чистописание, то есть умение красиво и разборчиво писать чернильным пером. Тогда об этом не задумывались, но эта практика развивает мелкую моторику и способствует развитию мыслительных способностей. В СССР потребность в чистописании была сугубо прикладной.
С 30-х годов в школе стали уделять повышенное внимание математике, физике, черчению: стране нужны были будущие инженеры, строители, конструкторы. В это же время в школьный курс вошли начальная военная подготовка (НВП), физкультура, ориентированная на сдачу нормативов, и немецкий язык. Также преподавалось рисование: умение сочетать цвета, строить композицию и так далее.
В российской школе
В современной школе появились некоторые новые предметы, которых не было в СССР: семьеведение и основы религиозной культуры и светской этики. Некоторые другие предметы за ненадобностью исключили из списка. Так, с развитием цифровых технологий отпала необходимость красиво писать. С 2008 года в общеобразовательных школах нет астрономии (ее официально исключили из программы, но школы могут по желанию включать ее в расписание).
Часть предметов изменилась. На уроках изобразительного искусства теперь сквозь пальцы смотрят на неумение рисовать, так как на них больше изучают основы мировой художественной культуры. Аналогично на уроках музыки сейчас на первом плане не способность петь, попадая в ноты, а умение разбираться в стилях.
На уроках родного языка дети из республик также изучают свои национальные языки, в российских регионах — русский язык или риторику.
Вместо начальной военной подготовки (НВП) появился курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). С текущего года он называется «Основы безопасности и защиты Родины». По сути, эта программа объединила НВП и ОБЖ.
Методика преподавания
В советской школе
Учебная программа была единой для всех. Плюсом было то, что при переводе в другую школу или даже в другой регион ученику не приходилось сдавать разницу в дисциплинах: и предметы, и учебники были одинаковыми.
В то же время общая для всех программа ставила перед учителем сложную задачу, ведь способности учеников были разными. Поэтому не редкостью были переэкзаменовки, оставление на второй год и, конечно, бесплатные дополнительные занятия.
Как правило, заниматься со слабым учеником оставался учитель. Но иногда в качестве общественной нагрузки «подтянуть» отстающего одноклассника поручали кому-то из отличников.
В позднем СССР, в девяностых и нулевых, учитель мог просто дать слабому ученику более легкое задание. Например, на уроке английского такой ребенок мог письменно переводить текст со словарем, пока остальной класс занимался изучением грамматики и зубрил неправильные глаголы.
В российской школе
После распада СССР появилось множество учебников, особенно по гуманитарным дисциплинам. Зачастую они противоречили другу. Поэтому у выпускников девяностых и более позднего времени разный объем знаний по одинаковым предметам. Современный федеральный образовательный стандарт устанавливает перечень знаний, которые должен усвоить ученик. Но учителям оставлено право решать, как составлять рабочую программу. С одной стороны, это хорошо, потому что у педагога остается некоторая творческая свобода. С другой стороны, такой подход позволяет недобросовестным учителям злоупотреблять свободой.
Базовый школьный курс сильно упростился, чтобы большинство учеников смогли сдать ЕГЭ. Если взять советский учебник по арифметике, окажется, что задачи в нем под силу не каждому взрослому. Современные материалы и программа составлены с таким расчетом, чтобы экзамен смогли сдать даже самые неподготовленные из учеников. Из-за этого страдают более способные учащиеся. В профильные классы с углубленным изучением соответствующих предметов принимают либо в старшей школе, либо в гимназиях и лицеях. В то же время задача подготовить детей к ЕГЭ стоит перед учителем уже с первых классов. Из-за этого, например, детей тренируют анализировать произведения, совершенно не подходящие им по возрасту.
При этом содержание самих вопросов ЕГЭ по многим предметам заметно упростилось. В 2004 году, когда единый экзамен сдавали не во всех регионах, вопросы теста нередко выходили за курс стандартной школьной программы.
Давать ученикам индивидуальные задания, соответствующие их уровню, больше нельзя. Если же ребенок так и не понял тему, ему остается рассчитывать на помощь родителей или репетиторов. Учителям по закону запрещено оставлять детей на дополнительные занятия.
Учителя
В советской школе
В раннем СССР в школах нередко преподавали люди, знающие предмет, но не имеющие представления о педагогике. Чаще всего это касалось учителей по истории, географии, рисованию и иностранному языку. Начальную военную подготовку обычно вели офицеры запаса.
После Отечественной войны появилось много педагогических вузов. Профессия стала считаться престижной. Поэтому даже юный педагог мог рассчитывать на то, что в самой отдаленной деревне он будет пользоваться уважением.
За счет того, что действовала система распределения, учитель, окончивший московский вуз, легко мог оказаться, например, в Воркуте или Караганде.
Авторитет учителя был высоким не только среди учеников, но и среди их родителей. За плохую успеваемость ребенка мать и отца могли вызвать в школу. В свою очередь, и учителя старались оправдать ожидания. Для того чтобы заинтересовать своим предметом, педагоги самостоятельно искали дополнительные материалы, готовили какие-то макеты, иллюстрации и так далее.
В российской школе
В современных школах даже по неосновным предметам, таким как музыка и физкультура, должны работать люди с педагогическим образованием. Без диплома о профессиональной подготовке просто не примут на работу. Ужесточились и другие критерии. Например, современные преподаватели должны предоставлять справки об отсутствии судимости и каждый год проходить медосмотр. В то же время желающих работать в школе не так много: эта деятельность считается непрестижной.
В педагогические вузы нередко идут те, кто не смог поступить на другую специальность. Часто родители жалуются, что учителя просто не любят детей и не понимают их. А ученики зачастую недовольны скучной подачей предмета, хотя сейчас технических возможностей для того, чтобы разнообразить рутину, гораздо больше, чем раньше. Увлекательными уроками с изучением дополнительного материала могут похвастаться в основном гимназии или частные школы. Сужается простор для творчества и необходимость подготовки к экзаменам.
Воспитательная работа
В советской школе
Школа должна была не только учить, но и растить будущих строителей коммунизма. Воспитание выражалось не только в том, что в зависимости от возраста школьники были октябрятами, пионерами и комсомольцами, но и, например, в системе шефства. Это значило, что подшефные учащиеся организованно посещали фабрики, заводы, военные части и другие учреждения, чтобы посмотреть, чем занимаются взрослые той или иной специальности.
Еще в школах проводились уроки политинформации. Степень их интересности менялась с течением времени. Например, в 60-70-х можно было услышать лекцию о происках ЦРУ в странах Африки, а в перестройку — пересказ газеты.
Кроме того, во многих школах было трудовое воспитание. Дети выращивали овощи на пришкольном участке, помогали с ремонтом, дежурили в столовой и так далее.
Учителя должны были следить за поведением и успеваемостью детей, при необходимости воздействовать на родителей.
Связь школы с родителями была сильнее, чем сейчас. Матери и отцы могли спрашивать об успеваемости и поведении, но и учитель мог при необходимости даже прийти домой к ученику.
В российской школе
«Движение первых» призвано стать аналогом пионерии, но судить о его результатах пока рано.
С недавнего времени появились «Разговоры о важном». Также возвращается трудовое воспитание: отработка во время каникул и дежурство по классу. Ко всему этому зачастую негативно относятся сами дети, их родители и даже учителя.
Экзамены
В советской школе
До середины 50-х экзамены сдавались после каждого класса. Это было наследием гимназии. Впоследствии экзамены были только в выпускных классах. По русскому языку и математике они сдавались письменно, по остальным предметам — устно. Результаты могли повлиять только на итоговую оценку в аттестате. Единых требований к экзаменам не было, поэтому обычно их сдавали все.
В российской школе
С середины нулевых ученики выпускных классов сдают стандартизированные основной государственный экзамен (ОГЭ) после 9-го класса и единый государственный экзамен (ЕГЭ) после 11-го. Результаты ЕГЭ учитываются при поступлении в вузы. Поэтому учащиеся нацелены на то, чтобы научиться решать тесты и правильно писать сочинения, а не на развитие кругозора. То есть значение экзамена стало более прикладным, что не может не отражаться на преподавании.
Где образование лучше: в СССР или в России
Советское образование по многим параметрам превосходило российское. В частности, учителя более ответственно относились к своим обязанностям, программу не требовалось упрощать, чтобы ее поняли все ученики. Погружение в некоторые предметы (рисование, чистописание) было более качественным, а обучение в целом не было нацелено лишь на то, чтобы школьники могли сдать экзамены.
В то же время государство и общество за прошедшие годы изменились, поменялись и задачи, которые стоят перед школой. Проблемы современного образования нельзя решить, просто отменив ЕГЭ и вернув советские учебники. Каждая система образования хороша для своей страны и своей эпохи.