4

История ИИ. Учителям информатики и старшеклассникам

КДПВ

КДПВ

История развития Искусственного Интеллекта

• 1206-1799 - Первые автоматоны и механические вычислители.
• 1800-1899 - Механические компьютеры и программирование.
• 1900-1929 - Этика и мораль "искусственного человека".
• 1930-1949 - Теоретические исследования основ ИИ.
• 1950-1960 - Переход от теории к практике. Первые успехи.
• 1960-1970 - Первая волна практического внедрения.
• 1970-1990 - Доклад Лайтхилла и осмеяние идеи ИИ. «Зима ИИ».
• 1990-2005 - Интернет - большие данные. Вторая волна внедрения ИИ.
• 2006-2015 - Распределённые вычисления. Третья волна внедрения.
• 2016-2025 - Очевидная польза ИИ. Четвёртая волна.

13-18 век. Автоматы и механические вычислители.
• 1206: Аль-Джазари - программируемые автоматы (будильник, автоматоны).
• 1642: Блез Паскаль - механический калькулятор «Паскалина».
• 1671: Исаак Ньютон – уравнение линейной регрессии.
• 1673: Готфрид Лейбниц - арифмометр "Ступенчатый вычислитель».
• 1703: Готфрид Лейбниц - формализация двоичной системы в математике.

19 век. Механические программируемые компьютеры.
• 1804: Жозеф Мари Жаккар - программируемый ткацкий станок на перфокартах.
• 1805: Адриен-Мари Лежандр - метод наименьших квадратов.
• 1822: Чарльз Бэббидж - компьютер для дифуравнений: «Машина различий».
• 1842: Ада Лавлейс - первая программа для : «Машины различий».
• 1847: Джордж Буль - булева алгебра, как основа цифровой логики.

1900-1930. Этика и мораль ИИ.
• 1907: Анри Бергсон «Творческая эволюция» - труд о бесполезности «сильного ИИ».
• 1920: Карел Чапек «R.U.R.» - вопросы рабства, бунта машин и потере человечности.
• 1925: И. Иванов - создание расы человекообезьян с «новым» интеллектом .
• 1927: Вильгельм Райх «Функция оргазма» - вопрос механистичности эмоций.
• 1927: Фриц Ланг - Фильм «Метрополис» - вопрос цифрового рабства.

1930-1950. Теория ИИ.
• 1930: А. Ходжкин и Э. Хаксли – исследования нейронов гигантского кальмара.
• 1933: Владимир Котельников - теорема дискретизации аналогового сигнала.
• 1936: Алан Тьюринг – «Машина Тьюринга».
• 1936: П.С. Александров и А.Н. Колмогоров - топологические основы нейросетей.
• 1943: Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс - математическая модель нейрона.
• 1945: Джон фон Нейман - архитектура фон Неймана, электронные компьютеры.
• 1948: Норберт Винер – «Кибернетика».
• 1948: Клод Шеннон - теория информации.

1950-1960. Первые шаги.
• 1951: Марвин Минский – SNARC. Первая нейросеть со стохастическим обучением.
• 1952: Грейс Хоппер - первый компилятор A-0.
• 1956: Дартмутская конференция. Джон Маккарти - термин «AI - (ИИ)».
• 1957: Фрэнк Розенблатт - перцептрон (первая обучаемая дискретная нейросеть).
• 1957: Ноам Хомский идея "порождающей грамматики" и машинного перевода.
• 1958: Борис Соколов - первая в мире OCR-нейросеть в Московском почтамте.
• 1959: А.А. Расплетин – аналоговая нейросеть на цепях Маркова.

1960-1970. Первая волна.
• 1960: Б. Уидроу и М. Хофф - дельта-правило обучения нейронных сетей.
• 1961: General Motors - Unimate. Первая промышленная робот-рука.
• 1961: А.А. Расплетин - аналоговая нейросеть для ЗСУ-23-4 «Шилка».
• 1964: Дж. Вейценбаум (MIT) – ELIZA: первый чат-бот (имитация психотерапевта).
• 1966: Ч. Розен, Н. Нильссон – SHAKEY: первый автономный мобильный робот с ИИ.

1970-1990. Зима ИИ.
• 1972: Т. Шортлиф, Б. Бьюкенен – MYCIN: экспертная система диагностики болезней.
• 1973: Дж. Лайтхилл - Правительственный отчёт о бесполезности ИИ-технологий.
• 1975: Джон Холланд - генетические алгоритмы.
• 1974: Александр Галушкин - метод обратного распространения ошибки.
• 1984: Колмогоров, Курышев - алгоритмы свёртки методом БПФ.
• 1988: Владимир Паронджанов - гибридный ИИ для МТКК "Буран".
• 1988: Ян Лекун - нейросети на алгоритмах Колмогорова-Курышева (CNN).

1990-2005. Вторая волна. Эскапизм и Большие данные.
• 1992: Дж. Тезауро - TDGammon: Нейросеть, играющая в нарды на уровне чемпиона.
• 1995: В. Вапник и К. Кортес - метод опорных векторов (SVM), как классификатор.
• 1997: IBM Deep Blue - сомнительная победа над Каспаровым в шахматах.
• 1999: Ян Лекун, Корнелия Фергюс, Ян Саакян - создание MNIST dataset.
• 2000: Джеффри Хинтон и Ян Лекун - работы по глубокому обучению
• 2001: Йошуа Бенжио - Вероятностные модели (цепи Маркова и др.) в ИИ.
• 2001: Йоав Фройнд, Роберт Шапире - ансамблевый метод обучения AdaBoost.
• 2002: Пол Виола, Майкл Джонс - Первая успешная система распознавания лиц.
• 2004: Д. Хеффельфарбер - алгоритмы для Ограниченных машин Больцмана (RBM).
• 2005: Alphabet - создание YouTube. Эра получения чужих данных для обучения ИИ.

2006-2015. Третья волна. Распределённые вычисления.
• 2007: Иэн Бак, Дэвид Кирк - NVIDIA CUDA 1.0 - многопроцессорная система для ИИ.
• 2007: Эндрю Ын - Google Brain (кластеризация кошек и собак, проблема фоссы).
• 2009: Руслан Салахутдинов - Многослойные помехоустойчивые автокодировщики.
• 2010: Фей-Фей Ли - создание базы данных ImageNet 14 млн. изображений.
• 2010: ABBYY FineReader - нейросетевые алгоритмы распознавания документов.
• 2010: ЦРТ (Говорящая мышь) - первый нейросетевой синтез речи (TextToSpeech).
• 2012: А. Крижевский, И. Суцкевер, Дж. Хинтон - сеть глубокого обучения AlexNet.
• 2013: Д. Хассабис, Ш. Легг - самообучающаяся нейросеть для игры в Atari-игры.
• 2014: Ян Гудфеллоу - Генеративно-состязательные сети (GAN).
• 2015: И. Суцкевер, О. Виньяльс - Модель преобразования (sequence2sequence).

2016-2025. Четвёртая волна. Практическое применение.
• 2017: Ашвин Васувани - архитектура Transformer (текст в картинку).
• 2017: PROMT - безконтекстный переводчик (смерть гуртовщиков мыши).
• 2018: Алек Рэдфорд (OpenAI) - нейросеть GPT-1.
• 2018: ЦРТ (Говорящая мышь) - голосовой ассистент «Маруся».
• 2019: Юрий Буров, Дмитрий Ветров - Байесовское глубокое обучение.
• 2020: Том Браун (OpenAI) - нейросеть GPT-3.
• 2020: PROMT - гибридная нейросеть для смыслового перевода любых языков.
• 2021: Илья Суцкевер - Codex (основа GitHub Copilot).
• 2022: Компания Cognitive Pilot - роевой интеллект для наземных агродронов.
• 2023: Сэм Альтман, Илья Суцкевер- нейросеть GPT-4.
• 2024: Элон Маск (xAI) – нейросеть Grok-1.5.
• 2025: Компания Cognitive Pilot - роевой интеллект для сельскохозяйственных БЛА.

Текущее состояние. Что умеет ИИ.
• Высококачественный перевод в реальном времени.
• Полноценное распознавание и синтез речи.
• Полноценное распознавание документов.
• Распознавание лиц и голосов.
• Управление автономным транспортом.
• Глубокий поиск в сети и энциклопедических базах.
• Создание простых связанных текстов.
• Обобщение информации для генерации отчётов.
• Создание простейших компьютерных программ.

• Решение узкоспециальных задач
• Защита важных информационных систем
• Управление роем сельхоздронов
• Поиск и анализ аномалий по фото
• Экономический анализ
• Прогнозирование

Прогноз развития. 2026-2030. Чего ждать от новых ИИ.
• Мультимодальность - распознавание и генерация всех видов информации.
• Миниатюризация и удешевление ИИ, (сейчас ИИ для трактора стоит 1,5 млн. руб.).
• Индивидуализация чат-ботов. Модели GPT 5+ это личные предпочтения и эмоции.
• Специализация ИИ - помощников. Личные репетиторы, ассистенты, советники.
• Решение основных морально-этических и юридических вопросов. Новые законы.

Правила сообщества

ВНИМАНИЕ! В сообществе запрещена публикация генеративного контента без детального описания промтов и процесса получения публикуемого результата.


Разрешено:


- Делиться вопросами, мыслями, гипотезами, юмором на эту тему.

- Делиться статьями, понятными большинству аудитории Пикабу.

- Делиться опытом создания моделей машинного обучения.

- Рассказывать, как работает та или иная фиговина в анализе данных.

- Век жить, век учиться.


Запрещено:


I) Невостребованный контент

  I.1) Создавать контент, сложный для понимания. Такие посты уйдут в минуса лишь потому, что большинству неинтересно пробрасывать градиенты в каждом тензоре реккурентной сетки с AdaGrad оптимизатором.

  I.2) Создавать контент на "олбанском языке" / нарочно игнорируя правила РЯ даже в шутку. Это ведет к нечитаемости контента.

  I.3) Добавлять посты, которые содержат лишь генеративный контент или нейросетевой Арт без какой-то дополнительной полезной или интересной информации по теме, без промтов или описания методик создания и т.д.


II) Нетематический контент

  II.1) Создавать контент, несвязанный с Data Science, математикой, программированием.

  II.2) Создавать контент, входящий в противоречие существующей базе теорем математики. Например, "Земля плоская" или "Любое действительное число представимо в виде дроби двух целых".

  II.3) Создавать контент, входящий в противоречие с правилами Пикабу.


III) Непотребный контент

  III.1) Эротика, порнография (даже с NSFW).

  III.2) Жесть.


За нарушение I - предупреждение

За нарушение II - предупреждение и перемещение поста в общую ленту

За нарушение III - бан