Как то незаметно подкралось окончание сезона мы поставили нашу бабулю на зимовку,сняли с нее все тряпочки и развесили их на просушку в лодочном сарае.
Сезон выдался непростой,бывало всякое и моменты когда было откровенно страшновато,и моменты когда от усталости хотелось выть в голос. Мы попадали в шторма и штили,ходили с минимальным экипажем,нас арестовывали британские таможенники, но и бабуля и экипаж показали себя с лучшей стороны и с честью выкрутились из всех испытаний. Увы,но проект всё ещё находится в подвешенном состоянии, за 5 месяцев в море мы окупили оперативные расходы но не заработали на зимовку и тем более не принесли хоть какой то прибыли судовладельцу. Плюс после гибели грузовой шхуны Де Галлант в мае этого года страховщики не хотят страховать суда подобного типа и это грозит проекту закрытием. Печально,но возможно в следующем сезоне бабуля будет продана и конвертирована в плавучий кабак, а то и вовсе порезана на иголки. P.S. Хочу сказать большое спасибо людям поддержавштм мои посты, это привнесло дополнительный смысл во всю эту эскападу))
Спустя два года решил продолжить повествование про свою карьеру начинающего моряка, предыдущие посты описывали мою практику на речных судах. В этом посте я попал уже на огромный нефтяной танкер, но обо всем по порядку. Первым делом для тех кто забыл кто я и зачем. События описанные в посте происходят в 2021г, тогда я, учился в СГУВТ на факультете эксплуатации судовых энергетических установок на четвёртом курсе из пяти, т. к специалитет все таки. После речных практик я осознал что нужно что то менять и стремиться к большему и поэтому создал анкету и разослал её по разным морским крюингам и компаниям. В тот же день вечером мне позвонили и предложили пройти собеседование на английском языке. Оно представляло собой короткую беседу и общие вопросы. Его я, успешно прошёл и теперь предстоял второй этап собеседования уже с капитаном наставником, механиком и электромехаником. Спустя месяц провели интервью и его я, тоже успешно прошёл как мне сообщили на следующий день и спросили на каком типе флота хочу работать, ответил танкерный. Эти события происходили примерно в феврале, и после этого два месяца никаких новостей не было, я, занимался учёбой. И вот апрельским вечером раздался в десять вечера звонок и мне сообщают что меня уже ждут на судне через три дня) Я начал собирать сумку и заполнять все необходимые документы. Следующие два дня бегал проходил медкомиссии и боролся с неграмотностью медицинских работников. Полетные ддетали переносили три раза, и соответственно пцр я тоже сдавал трижды и один раз даже скатался в аэропорт понапрасну. Но вот уже все позади, и я лечу в Дубай, посадка происходила в фуджейре. Это был первый полет заграницу)
По прилёту встретил меня агент и повёз в гостиницу. Утром дождавшись результата пцр, который брали в аэропорту по прилете, меня повезли в Фуджейру
Вид из окна гостиницы на самое высокое здание в мире.
Смена была на якоре и поэтому нас везли на катере, но т. к я поехал в должности кадета, то никого не менял.
После речных судов, танкер дедвейтом 160 тысяч тонн удивляет своими размерами. Длина 290м, ширина 46 высота надводного борта в балласте около 15 метров.
Каюта меня более чем устраивала, широкая кровать, собственная душевая с туалетом, что ещё нужно) Экипаж состоял из русских и грузинов, поэтому все говорили на русском и проблем с комунникацией не было.
Контракт у меня был на 6 месяцев. Наше судно перевозило сырую нефть из ОАЭ в Сингапур. Летом работать в машинном отделении в персидском заливе не комфортно я вам скажу
По поводу работы, я был прикреплён к, четвертому механику и учился у него всему. В его заведование входило : инсинератор, опреснитель, фекальная система, компрессора воздушные, палубные краны и швартовные лебедки. Со всём этим пришлось столкнуться ибо со всем выходили проблемы.
На рейде в Сингапуре
За полгода на борту на сушу я ни разу не ступил. Ковидные времена, да и причалы были в далеке, либо же выгрузка на другое судно.
Не скажу что время прошло быстро, все таки полгода. Особенно долго шли последние два месяца. Получив бесценный опыт и промоушен на четвёртого механика я успешно поехал домой с того же порта где и была посадка По пути домой первый раз посетил Москву. Времени было совсем немного, решил поехать в сити.
Не стесняйтесь оставлять комментарии и задавать вопросы, по возможности буду отвечать. Следующая часть выйдет как будет настроение) Материала скопилось досиаточно за последние три года.
Подскажите сколько стоит образование Инженер-судомеханик за рубежом? Например в Канаде? Ходил по их сайтам ничего толком не нашел. Сразу говорю вопрос из праздного любопытства. Сам никуда не поеду и вообще не студент и не моряк
Вы хотели про деньги? Ну, пускай будет про деньги. Не так интересно и не так душещипательно. Но вопрос есть и его надо закрыть. Тем более, что у меня великая радость - операционные доходы в этом сезоне наконец-то превысили операционные расходы. На целых 200 рублей. Но впереди ещё 5 недель активного сезона и я рассчитываю, что эта цифра будет только расти.
Сразу проговорим несколько вещей.
Во-первых, активный сезон в разгаре, а яхта у меня меньше года, поэтому полную выкладку конкретно по этой лодке я вам сейчас не дам. Но в водномоторке я не первый год и в ценах я ориентируюсь.
Во-вторых, все цифры, которые я привожу основаны на ЛИЧНОМ опыте владения КОНКРЕТНОЙ ЯХТОЙ в КОНКРЕТНОМ РЕГИОНЕ. Не надо меня учить, что хранить лодку на огороде дешевле, а купить её в условном Новороссийске можно за миллион. Я рад за вас, что у вас такие цены. У нас нет.
И в-третьих, для тех, кто не читал предыдущие записи - лодка покупалась не для бизнеса, я не собираюсь заработать на ней все деньги мира. Да, я вожу туристов, но вожу их немного. Это проект "самоходной дачи" для собственного удовольствия и в всё, что я жду от него по финансам - чтобы он мог содержать сам себя и не тянул деньги из семейного бюджета. Зарабатываю я в другом месте.
Смотри, яхта на кэшбэк из Пятерочки!
Начнём с покупки. Сегодня специально пошарился по площадкам с б.у. техникой. Яхту в размере до 10 метров (25-30 футов) вполне реально взять до двух миллионов. Да, она будет не новая. Да, к ней надо будет приложить руки. Скорее всего придётся перелопатить пару десятков вариантов. Возможно вы найдёте её не сразу и не в своём регионе. Но кто ищет - то найдёт. Моей лодки на момент покупки вообще не было в продаже ни на одной из площадок (прошлогоднее объявление на ЮзедБоатс не в счёт, оно тогда уже протухло на полгода) В диапазоне 32-37 футов что-то похожее на яхты начинается от 5 лимонов. Смотря лодки в условной Турции не забывайте про растаможку - 30% от рыночной стоимости
Я свою яхту купил за 2 200 000 вечнодеревянных российских денег. Откуда я их взял? Перестал ныть, оторвал жопу от дивана, пошёл и заработал.
Вопреки расхожему мнению, обязательных расходов не так уж и много. Фактически это только стоянка и налоги. Но особо прижимистые и за стоянку могут не платить, поставив лодку на вечное хранение у себя на огороде.
Атвичаю, у меня катер есть, у бабушки в деревне стоит
Стоянка. Конкретно в нашем порту стоянка на воде мне обходится в 34 000 рублей в месяц. Сюда входит место у понтона с пальцем (никаких мурингов, стоим как белые люди), место для хранения кильблока на берегу, парковочное место для автомобиля на территории, свет, вода, вывоз мусора. Можно немного сэкономить, если увезти кильблок (с катером я так и делал, он влезал ко мне в машину, а вот от яхты телега очень большая и увезти/привезти её получается дороже, чем хранить на месте). Активный сезон у нас длится около четырех месяцев. Оставшиеся 8 месяцев лодка стоит на берегу в этом же порту. Тут тариф зависит от размера крейсера, у меня получается около 10 000 в месяц. Вариант увезти лодку из порта и поставить на хранение где-то ещё я рассматривал, но выигрыш по деньгам минимальный (если вообще будет), а заморочек куча даже с маленьким катером, не говоря уже про яхту.
Есть ещё одна стоянка на воде, куда можно поставить яхту (и ещё две маленьких, куда яхта не встанет, но вот небольшой катер вполне), но порядок цен отличается не сильно, у нас на данный момент спрос на стоянку сильно превышает предложение, лодок много, а во второй по величине бухте мира нет места, где можно построить лодочную станцию.
Почти дом на колёсах
Сюда надо добавить ещё услуги крана. В прошлом году за такую лодку они брали 10 000 за операцию, а в этом году внезапно решили брать по 25 000. Это тот самый "коэффициент барыжности", которым так славится наш регион. Захотели и подняли ценник в два с половиной раза. И "рука рынка" тут не работает, такими операциями занимается один картель и даже если они будут драть по 100к за операцию, их услугами всё равно придётся пользоваться.
Налог зависит от мощности мотора и от региона, в котором стоит на учёте лодка. Поскольку мотор тут маленький, налогов получается около 2 000 рублей в год. А вот маленький катер с двумя движками по 150 сил тянул почти на 60 000 в год.
ИТОГО округляем до 270 000 в год обязательных расходов. Это те деньги, которые яхта забирает вне зависимости от того, пользуюсь я ей или нет.
Дальше начинаются эксплуатационные расходы. Если на яхте куда-то ходить, то на неё придётся тратить дополнительные деньги. Во-первых, топливо. Даже если ходить только под мотором (а работая с туристами под парусами не находишься - тайминги никто не отменял), то получается сильно дешевле, чем на катере. На один из самых популярных маршрутов продолжительностью 8 часов у меня уходит 15 литров дизтоплива (катер на том же маршруте съедал около 100 литров, а людей на него помещалось в два раза меньше). Даже с учётом того, что солярка у нас уже давно стоит больше 80 рублей, получается очень экономично и я наконец-то могу позволить себе просто сесть на яхту и пойти на рыбалку в одного на весь день, не думая, что я сейчас спалю бочку топлива. С начала этого сезона ушло дизтоплива на 12 000 рублей. И по моим прикидкам, спалю ещё примерно столько же. В прошлом году столько улетало за пару дней.
Пока катеристы заказывают бензовоз, я демонстративно гуляю по пирсу с одной канистрой
Техобслуживание сводится к замене фильтров и масла в движке. У меня стоит дизель Янмар, на него подходит расходка от автомобилей и небольшой строительной техники (уточно, что, например, на многие версии "божественной Вольво-Пенты" автомобильный масляный фильтр не подобрать, там свой фильтр-картридж, который стоит что-то порядка 10 000 за штуку). Мне же замена двух фильтров (масло + топливо) и масла выходит порядка 7 000 рублей и производить её надо раз в 250 часов. Примерно столько у меня за этот сезон и получится. И раз в пару лет рекомендуют менять крыльчатку импеллера, но и она на этот мотор стоит какие-то копейки.
Мелкий ремонт, по опыту, забирает ещё тысяч 20 в сезон. Это лампочки, проводка, шланги, саморезы, хомуты, герметик и прочая мелочёвка.
Если вы думаете, что ветер бесплатный - спросите у яхтсменов, сколько стоят паруса
Довольно дорого стоят паруса (и ремонт и покупка новых, они далеко не вечные), но мне повезло, у меня есть некоторый запас, а пользуюсь я ими не так чтобы активно. Поэтому пока парусным вопросом даже не задавался.
Важнейший элемент любой яхты - кладовка на берегу
И, естественно, должна быть какая-то заначка на непредвиденные расходы и внезапный ремонт, от которых никто не застрахован.
Из того, что потратил на свою яхту я и что мне предстоит потратить в ближайшее время:
- Картплоттер. Я купил хороший картплоттер с эхолотом. Да, можно поставить на телефон навионикс или ездить "по приметам", но ни к чему хорошему это не приведёт. 120 000 рублей.
- Тузик. Он же резиновая лодка. Регулярно возникает необходимость сойти на берег. У нас даже есть пара турмаршрутов с высадкой. Для этого нужна лодка. Она обошлась мне в 56 000 рублей. Маленький подвесной мотор у меня уже был, его покупать не пришлось (но вообще такой тырчик стоит сейчас 25-30 тысяч)
Главная задача тузика - чтобы можно было свою яхту снаружи пофотать )))
- Уют и быт. Мне пришлось купить в яхту всю посуду, постелить ковёр, пледы на диваны, затариться полотенцами, бытхимией и расходниками. На это ушло порядка 15 000 рублей единоразово и около 3 000 рублей каждый месяц.
- "Конфетный сбор" - работая с туристами приходится регулярно покупать чай, печеньки, конфеты, воду в маленьких бутылках. Мой напарник даже предлагал вводить для детей повышающий коэффициент, потому что два ребенка на борту могут за 8 часов уничтожить припасов на несколько тысяч. Не съесть, а именно уничтожить (например, открыть 20 бутылок с водой, отпить и каждой по глотку и потом поставить обратно к новым будто так и было). Хотя, взрослые тоже так делают, чего уж тут. В этом году на поддержание запаса печенек улетело около 10 000 рублей. Сюда я не считаю продукты, из которых мы готовим еду для туристов, это отдельная статья расходов, не относящаяся к содержанию лодки напрямую.
- Безопасность. Лодка должна быть укомплектована спасательными средствами. Часть мне досталась от предыдущего хозяина, ко кое-что пришлось докупить. А именно: часть пиротехники (у нее есть срок годности, её надо менять раз в 5 лет), на что ушло 8000 рублей; два спасательных круга по 5000 рублей (их должно быть три, один у меня был); 4 спасательных жилета по 2500 рублей (с лодкой мне досталось 8, итого получается 12).
- Рация. Поскольку основная рация установлена в каюте, то работать с ней очень неудобно. Вопрос решился покупкой "болтушки" слегка б.у. за 10 000 рублей.
- Перешив салона. Будущей зимой придется потратиться и заказать новые подушки на диваны, им уже совсем плохо, причём как чехлам, так и наполнителю. По прикидкам, выйдет мне это тысяч в 30-40.
- Шкотовый стопор. У меня сломался один из блоков шкотовых стопоров (это такая штука, которая позволяет фиксировать верёвки, которыми управляются паруса). Всего их на яхте 4, два тройных и два двойных (всего на 10 верёвок). У меня полностью сломан один тройной, а остальные требуют как минимум техобслуживания, а в перспективе замены. Цены на них начинаются от 40 000. Есть вариант дешевле, у нас научились печатать эти штуки на 3д-принтере, но что-то я сомневаюсь в их надёжности.
- Замена части верёвок. Их надо периодически менять, у меня сейчас на замену просятся два фала и топенант. Вариантов два - можно купить импортную "дайниму" по 2000 за метр или сделать то, от чего "тру-яхтсменов" начинает натурально корёжить и плющить - купить веревки отечественного производства (да, у нас делают неплохие яхтенные веревки). Я именно так и поступлю, тем более, что на этой лодке и так почти все веревки не "фирма". Займёт это примерно 10 000 рублей.
- Переделка электросистемы. Хочу заморочиться и полностью переделать систему электропитания, поставив пару больших лиферов и переложив всю обвязку. Штатная проводка не рассчитана на большое количество потребителей и даже с имеющейся электроникой я рискую однажды остаться без света. А в планах у меня ещё поставить якорную лебедку и электрический смыв в туалет (простите, в гальюн). Заложил туда 300 000 рублей, но точно не в этом году.
- Электрогальюн. Если для себя - блаж и нафиг не нужная вещь. Но если я планирую продолжать работать с туристами, гаджет категорически необходимый. Как показывает практика, если на унитазе больше одного органа управления, то справиться с ним не может даже человек с двумя высшими техническими образованиями (а попросить помощи у экипажа стыдно и мы регулярно отмываем содержимое унитаза даже от потолка, ибо оставшись несмытым, всё это добро радостно разлетается на волнах). Комплект для переделки унитаза стоит примерно 25 000, а новый унитаз целиком от 40 000 рублей.
А ещё надо покрасить корпус. И переделать кринолин. И обновить леера. И поставить солнечные панели. И сделать якорный ящик. И ещё список на тысячу страниц, ибо яхта - она как дача. Ремонт в ней нельзя закончить, его можно только прекратить.
Ну что же, пост про яхту вызвал некоторый интерес, поэтому продолжим.
В обсуждении довольно чётко выделились три основных типа комментариев:
Откуда деньги? (сюда же идут комменты типа "хотел бы я тоже не работать и чилить на яхте). Подробный ответ на этот вопрос будет отдельной записью, я стараюсь вести максимально подробную бухгалтерию и считаю всё, что потратил и заработал. Но деньги посреди сезона не считают, да и сразу отвечать на самый популярный вопрос как-то не спортивно. Поэтому тянем интригу. Скажу лишь, что яхта куплена на честно заработанные (частично в кредит), работаю я на обычной работе обычным работником, 5\2 и получаю там весьма среднюю зарплату.
Бомбления дачников. Простите, ежели кого обидел. Не испытываю неприязни к любителям грядок, хотя отрицать не буду, слово "дача" вызывает у меня вьетнамские флешбеки из детства. Почему сравниваю именно с дачей? Потому что для меня моя яхта на данный момент решает ту же задачу, что для большинства решает дача - возможность с пользой и на свежем воздухе провести выходные. И бюджет примерно сопоставим
Расскажи про яхту, что за проект, скокажрёт и скокапрёт. Вот этим, пожалуй, сегодня и займёмся.
Яхта у меня интересная. Прям как я люблю - старая, редкая и с историей. Нет, это не "советский самострой", ка предположили некоторые. Но в своём роде действительно "крафтовый хендмейд". Лодка 1983 года, японская. Построена на верфи TSUBOI YACHT и называется YOKOYAMA 32 - по фамилии конструктора и размеру (32 фута). Если верить источникам, то этот самый Йокояма был известным японским гонщиком и конструктором гоночных яхт, которых по его чертежам построено довольно приличное количество. Мой корпус носит заводской номер 0098.
Гоночное прошлое многое объясняет. Например, то, что у яхты "гоночное" парусное вооружение - дробное и с бакштагами. Кто понял, тот понял, а кто не понял - подробно объяснять не буду, долго, скажу так - такая конструкция эффективнее в плане гонки (позволяет очень точно настраивать паруса и "выжать максимум" из любого ветра), но ощутимо геморройнее в плане "почилить под парусами", поскольку требует больше работы от экипажа. Также у меня нет автопилота, подрулек, закруток, лейзи-бэгов и прочих "помогаторов" которые есть на столь любимых комментаторами чартерных яхтах из Турции. С одной стороны это делает лодку намного надёжнее, с другой даёт дополнительную нагрузку на экипаж. Не очень большую, но всё же.
Кокпит. Места много, но диванов, на которых будут возлежать дамы с бокалами мартини тут нет
Ещё из гоночного прошлого растёт очень широкий, но неглубокий кокпит, который вопреки первому впечатленью оказался довольно удобным и салон, в котором нет ничего лишнего. Если кто не в курсе, то на небольших (да и на больших, чего уж тут) яхтах часто присутствует ощущение, будто ты забрался в бабушкин чулан - внутри всё деревянно-тряпочное и очень тесно. У меня же довольно просторно. Мебель есть, но строго необходимый минимум.
Собственно, начнём румтур. В носовой части уютно расположилась кладовка. И нет, это не форпик, это просто кладовка. Она не отделена от основного объёма салона водонепроницаемой переборкой. Форпика тут нет, как нет и якорного рундука (я хочу его сделать). На многих яхтах здесь располагается спальное место на двух человек, но здесь она меньше по длине и спальник сюда не влезает. Зато прекрасно помещается буквально всё нужное барахло - жилеты, пара канистр с топливом, верёвки, запасные и штормовые паруса и даже складной столик.
Наверняка в корабляцком языке есть специально слово для обозначения хламовника
Около кладовки расположен гальюн, он же туалет. Унитаз с механическим смывом, прокачной. Т.е. чтобы удалить результаты своего творчества за борт, надо несколько раз покачать туда-сюда ручку помпы, с чем у большинства гостей возникают серьезные трудности (серьезно, люди с двумя высшими образованиями не могут нормально смыть за собой). Не особо помогает даже инструкция с картинками.
Технологии, непостижимые простыми людьми
Далее за деревянной переборкой начинается основной салон. Тут суровый минимализм - два дивана, под которыми расположились топливный и водяной баки, за ними небольшие рундуки. Сверху две откидные койки из нержавейки, обтянутые парусиной. Мы проводили эксперимент, дядя ростом в 185 сантиметров и весом под 120 кило вполне нормально там помещается. Стационарного стола нет. Судя по старм картинкам когда-то был раскладной, но он давно утерян. И пока я не сделал новый-красивый его роль вполне успешно выполняет туристический столик из китайского магазина.
Если что, то это не шест для стриптиза, это основание мачты
И с другой стороны (вид в корму)
Дальше по правому борту идёт камбуз (кухня), который представляет собой некоторое количество полочек и ящиков пля продуктов и посуды, раковину с двумя кранами (из одного идёт забортная вода, из другого пресная, оба с механическим приводом) и газовую плиту на подвесе, которая позволяет готовить при качке. Почему плитка на одноразовых баллонах? Потому, что пропан в многоразовые у нас можно заправить далеко не везде, а эти продаются даже в самой глухой деревне. Ещё я купил автомобильный холодильник-морозильник на 30 литров.
По левому борту напротив камбуза расположился капитанский (или штурманский) стол. Здесь панель управления электрикой, рация, экран радара и дублирующие навигационные приборы.
Прямо посередине салона находится двигатель. Он внутри вот этой большой красной тумбочки. Двигатель интересный и совсем не гоночный. Родной двухцилиндровый моторчик на 15 лошадей давно помер от старости и был заменён на трехцилиндровый дизель мощностью аж 30 лошадей. В обычных условиях такой мощный мотор небольшой яхте не нужен, но на Камчатке, с её непредсказуемыми ветрами, сильными течениями и скалами он прям в тему. В этом году запас мощности пару раз уже выручал меня в неприятных ситуациях. Да, за счёт веса и большого неубирающегося винта я несколько потерял скорости под парусами, но оно того стоит.
Дальше в корму располагаются два "гробика" - это спальные места - заползайки. И над ними ещё две откидные полки. Тесновато, но жить можно. За двигателем между "гробиками" есть ещё небольшое пространство, где можно оборудовать ещё одну кладовку под всякое, надо только придумать как спрятать выхлопные шланги и тросы управления двигателем и редуктором.
Если бы Дракула был яхтсменом, он спал бы именно тут
Запас топлива 50 литров, запас пресной воды 50 литров.
Расход топлива - за полный ходовой день чисто под мотором - литров 25-30. Автономность спокойно увеличивается канистрами практически неограниченно.
Где-то там есть земля. Но это не точно
Средняя скорость под мотором - 6-7 узлов, по ровной воде можно и 8 (умножаем на 1.8 и получаем километры в час), что для такого типа лодок считается весьма неплохим результатом.
Про историю лодки будет отдельный пост, в этом и так уже многабукав. Но если интересно, раньше эта лодка называлась Эмма и по сочетанию "яхта Эмма Камчатка" гуглится некоторое количество интересных материалов.
Петь в расческу, заполнять корзину на маркетплейсе, кататься на стуле. Или найти занятие, от которого загорятся глаза и сильнее забьется сердце. Пройдите тест на идеальное хобби и найдите единомышленников!