Начну с того, что я очень люблю поезда. С самого детства когда спрашивали как мы будем добираться из города P в город N автобусом или поездом, я всегда выбирала поезд. Для меня ребенка поездка на поезде это всегда было невероятное приключение: деревянные лавочки по которым можно скакать, страшный тамбур с переходом между вагонами, а ещё челночницы с пирожками по 7 рублей, в общем полный набор детской радости на 3 часа.
Одно время даже я хотела "быть водителем поезда", но девочек в машинисты не берут.
И тут в 2020 я, благодаря короне и карантину, потеряла работу, прожрала все накопления и вернулась к маме под крыло, потому что нет работы-нет денег на съем, а у мамы всяко найдется место на диване и лишняя тарелка супа. В конце лета, когда мир понемногу начал приходить в себя, я решила что хватит сидеть на маминой шее и отправилась на поиски работы. Главным критерием было официальное оформление, чтобы в случае пиздеца как в марте, я бы получила хоть что-то от государства, а не хуй от ИПешника, который не любит платить нологи на подчинённых.
На этом моменте можете начать кидаться тапками. Я среднестатистическая девица из среднестатистической семьи. У меня нет особых талантов для поступления на бюджет, у меня нет особой красоты и золотой пизды для того чтобы захомутать богатенького парня, а у моих родителей нет ни денег ни связей для того чтобы обеспечить учебу в местном ВУЗе, богатого мужа или хотя бы теплое местечко со вкусной зарплатой. И именно поэтому я работала с 18 лет, в основном в продажах во всяких магазинчиках в ТЦ, потому что туда берут всех без опыта, без корочек и без особых амбиций. Разумеется не официально. Мне было плевать официально или нет, лишь бы была денюжка, потому что кушать хочется всегда. И если бы не блядский карантин, то я так бы и не думала о соц.гарантиях и жила бы сегодняшним днём.
И вот, просматривая вакансии на хэхэ.ру, я натыкаюсь на вакансию разъездного кассира в местном филиале РЖД. Хули нет, подумала я. С деньгами я работала, с терминалами наличной и безналичной оплаты тоже, поезда люблю. Позвонила, записалась на собеседование на следующий день. На собеседование мне сообщили, что все не так просто и никто не выпустит меня в поезда без тайных знаний, которые получить можно за 2 недели бесплатного обучения прямо тут, в их учебном центре переквалификации. Я почесала репу, посоветовалась с маман. Я хоть и взрослая деваха, но не посоветоваться с ней не могла, потому что если я соглашусь на эту авантюру, то все время от начала учебы до получения первой зарплаты (а это месяца полтора как минимум) содержать меня, великовозрастную кобылушку, должна будет она. Взамен я получу(если получу) работу со всеми социальными плюшками типо больничных, отпусков, декретов и отчислениями в ПФР. Маман согласилась и я записалась на эти курсы переквалификации.
Двухнедельное обучения состояло из двух частей: теории и практики. По неделе на каждую. К первому дню обучения я должна была купить методичку, по которой буду заниматься. Купила, хули поделаешь. Впоследствии она мне пригодилась.
Нас на обучении было 7 человек(запомните эту цифру, это важно). Мы не были первыми, но должны были быть последними. Как объяснила кураторша филиала РЖД, ВВППК очень давно не проводил наборов персонала, потому что всем всего хватало, но 2020 спутал им все карты: треть сотрудников - пенсионеры, были отправлены домой на карантикулы, плюс пустили новое направление, которое должно было заменить метро и автобусы в отдельной взятой части города N. Отсюда и возник кадровый голод.
Суть обучения состояла в том, что мы полторы недели(не считая выходных) торчим в учебном центре с 9 до 17 и впитываем знания. Знаний было не особо много. Кассиру нужно уметь обращаться с техникой, знать льготы, знать станции и уметь заполнять 4 журнала отчёта.
Следующая неделя - практика. Тебя прикрепляют с опытному кассиру и отправляют по маршрутам, преодолевать свою скромность, чужое хамство и набивать руку.
Потом экзамен. Если его сдашь, тут же отправляешься в отдел кадров, где тебя зачисляют в штат и снимают мерки для формы.
Не работа, а сказка, думала я. Особенно после того как нам рассказали как начисляется зарплата.....
Часть про денюжки всегда самая интересная.
Есть оклад, который состоит из суммы за час работы умноженной на собственно часы работы. Пусть час стоит 100рэ, в месяц по КЗОТу - 160 часов, это 16 000 голый оклад. + премия, которая состоит из процента с плана. Допустим план на месяц 200к и с него 10% премия - 20 000. Шикарно, скажите вы! Но есть одно НО, если не сделаешь план - премию снимают. Даже если ты сделал 199 500, то все равно ни хрена не получишь.
Не переживайте, мои юные падаваны, говорит нам кураторша, всегда можно взять подработку и добрать необходимое. У нас очень удобный график для того чтобы брать подработки.
Теперь я расскажу вам о графике.
Пригородными электричками часто пользуются рабочие, которые на них и добираются до мест работы. Я бы даже сказала, в основном ими пользуются рабочие. Ну и сезонно студенты. Поэтому график работы электричек подстроен под рабочий день с временным запасом, чтоб шахтер Вася не только успел в свою шахту, но и приехал туда не взмыленным и может быть даже успел попить чайку и потрепаться с МарьВанной из столовки.
Самая ранняя электричка у меня уходила в 4:55. Поезд туда полтора часа, 15 минут остановка на конечной, и обратно полтора часа. 8:20 я свободна аки ветер. Рабочий день у шахтеров начинается, а у меня пока перерыв. Следующий мой поезд в 12:50. Я могу идти домой и там подрыхнуть, могу заняться своими какими-то делишками. Кассиршам, что живут по пути следования поезда проще - им не нужно ехать на конечную и они просто спрыгивают на своей остановкк. Если я прихожу к отправлению поезда в 4:50, то моя наставница, которая живёт посередине, садится на поезд в 5:45 и сходит так же на полпути. Следовательно у нее больше перерыв, но и меньше рабочих часов.
И именно поэтому в пригородных поездах редко можно встретить контролёра в утренние и вечерние часы.
Маленькие секретики от старой опытной кассирши, которая 40 лет проездила в пригородных поездах будут в следующем посте.