Серия «Гребенное образование»

8

Уроки личной безопасности введут в казахстанских школах с 1 сентября

С 1 сентября во всех организациях образования страны стартуют уроки личной безопасности. Они направлены на формирование у детей практических навыков правильных действий в различных жизненных ситуациях и развитие ответственного отношения к безопасности, сообщает Zakon.kz.

По данным Министерства просвещения РК, уроки охватят все уровни образования – от дошкольных организаций до колледжей. Для каждой возрастной группы предусмотрен отдельный блок:

детские сады – номера экстренных служб, правила поведения на площадках и в игровых центрах;

начальные классы – безопасность на воде и льду, поведение при встрече с незнакомцами, защита от бродячих животных;

средние классы – буллинг, кибербуллинг, опасные интернет-увлечения, отказ от чужих приглашений, формирование ответственности за свои поступки;

старшие классы и колледжи – финансовая грамотность, защита от мошенничества, риски онлайн-игр, безопасные условия труда, знание своих прав и обязанностей, ответственность за собственные действия.

Занятия будут проводить еженедельно в течение 10 минут в рамках классного часа, с повторением темы три раза в год.

"Практика показала, что такие занятия помогают снизить тревожность у детей, формируют навыки безопасного поведения и учат их правильно реагировать на сложные ситуации как в реальной жизни, так и в онлайн-пространстве", – отметила председатель Комитета по охране прав детей МП РК Насымжан Оспанова.

Уроки личной безопасности внедрены в рамках реализации Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы.

P.S. От себя: Опять очередная инициатива ради инициативы. Звучит громко - УРОК, а по факту - тема на классном часу. Вы могли бы их и так спустить на исполнение, но кому-то надо было отчитаться перед начальством, хорошо что не додумались выделить для этого отдельный учебный час.

И еще, почему Мин. Просвещения опять вешает все на учителей. Хотелось бы напомнить, что у вас есть в смежном ведомстве целое Подразделение по делам несовершеннолетних, а за школой закреплен обязательно целый Участковый инспектор по делам несовершеннолетних. Мне вот интересно, чем он целыми днями занимается? Я его в школе видел раз в 5 лет, только тогда, когда что-то случается, и то у него всегда есть острое желание, переложить любой инцидент на классного руководителя.

https://www.zakon.kz/obshestvo/6488168-uroki-lichnoy-bezopas...

Показать полностью
0

Дошкольное образование: какие навыки осваивает ребенок

В Казахстане интерес общества к подготовительным группам и классам для дошкольников растет с каждым годом. Однако уровень такой подготовки в школах и детских садах страны организован не везде одинаково, передает корреспондент агентства Kazinform.

О том, как работают подготовительные классы и группы, рассказала директор департамента дошкольного образования Манара Адамова в программе «Бүгін LIVE» на телеканале «Jibek joly».

По словам специалиста, подготовка к школе организуется не только в классах при школах, но и в группах при детских садах.

— В настоящее время в стране работает около 12 тысяч детских садов, большинство из которых имеют подготовительные группы. Кроме того, при наличии запроса со стороны родителей открываются специальные классы при школах, — отметила она.

Также Манара Адамова остановилась на различиях между подготовительной группой к детскому саду и подготовительным классом к школе.

— В подготовительной группе к детскому саду ребенок может быть с утра до вечера. А вариант при школе организован в формате школьного расписания — примерно четыре часа занятий. Это период адаптации к школе, — пояснила она.

Кроме того, было отмечено, что открытие подготовительных классов зависит от ряда факторов. Класс открывается, если есть запрос от родителей и набирается необходимое количество детей. Однако в крупных городах и мегаполисах, где наблюдается нехватка начальных классов, возможность открытия подготовительных классов при школах может быть ограничена.

— В других случаях никаких юридических препятствий нет. Если поступает заявление от родителей, местные исполнительные органы и администрация школы обязаны открыть подготовительный класс, — добавила директор департамента.

Особое внимание уделяется содержанию подготовки к школе. По словам специалиста, нынешняя система стала более содержательной и ориентированной на конкретные направления по сравнению с прошлым.

— Сейчас возраст поступления в школу установлен на уровне 6 лет, поэтому в подготовительных группах занимаются дети 5 лет. Здесь развивается связная речь ребенка, словарный запас, коммуникативные навыки, умение социализироваться. Кроме того, формируются такие базовые умения, как различение звуков, визуальное узнавание букв, счет до 20, знание геометрических фигур. Самое важное — подготовка ребенка к письму, — подчеркнула Манара Адамова.

По ее словам, главная цель подготовки к школе — адаптация ребенка и формирование учебных навыков. В этот период дети делают первые шаги к чтению и письму, учатся работать в коллективе, соблюдать дисциплину, а также усваивают нравственные качества.

https://www.inform.kz/ru/doshkolnoe-obrazovanie-kakie-naviki...

Показать полностью
6

Штраф и мат. Причины детской брани и ответственность казахстанцев за это

Тема штрафов для родителей за ненормативную лексику детей в общественных местах уже несколько месяцев обсуждается в школьных чатах Казахстана.

Популярность дискуссии во многом объясняется тем, что родители и педагоги признают: нынешнее поколение матерится больше предыдущих. Но на практике штрафы не всегда решают проблему асоциального поведения и не заставляют подростков отказаться от брани.

Tengrinews.kz поговорил с экспертами о том, почему дети начинают материться, что делать родителям и как на такие случаи реагируют школы — звонят ли они сразу в полицию или стараются решить вопрос иначе?

Список ругательств, пожалуйста

Ещё в июне в школьных чатах по всему Казахстану появились сообщения о том, что родители рискуют получить денежные штрафы, в случае если их несовершеннолетние дети будут материться в общественных местах.

Реклама

Эта информация настолько взбудоражила общество, что с предложениями ввести штрафы за мат "как в Казахстане" даже выступили чиновники в России. Но особенно были взволнованы родители внутри Казахстана.

Так что позднее полиции пришлось давать разъяснения: никаких нововведений нет, речь идёт о существующем законодательстве.

Так, начальник управления ювенальной полиции Асет Оспанов объяснял, что в подобных случаях применяется статья 127 КоАП РК — "Неисполнение обязанностей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов ребёнка":

"Если нарушение совершено впервые — на родителей налагается штраф в размере 5 МРП (19 660 тенге в 2025 году). При повторном нарушении — 15 МРП (58 980 тенге). Если правонарушение серьёзное, возможно применение административного ареста до 5 суток. Но это решает суд — он рассматривает все материалы: характеристику семьи, школьные данные, условия проживания. Решение всегда индивидуальное".

Tengrinews.kz направил запрос в МВД Казахстана, чтобы узнать, сколько родителей уже было оштрафовано за матерящихся детей, но таких данных не предоставили.

И ещё много вопросов:

  • Как доказать, что слова ребёнка — это действительно мат?

  • Есть ли какой-то словарь ругательств или утверждённый список, которым пользуются полицейские для составления протоколов?

Очень бы хотелось на него взглянуть. Но, к сожалению, это так и осталось неизвестным.

Зато в министерстве отметили, что, кроме статьи 127, о которой выше говорил представитель ювенальной полиции, ответственность за нецензурную лексику может наступить и в соответствии со статьёй 434 "Мелкое хулиганство".

"Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, квалифицируются как мелкое хулиганство", — пояснили Tengrinews.kz в МВД Казахстана.

Эта статья распространяется как на взрослых граждан, так и на несовершеннолетних, если им от 16-18 лет (в этом случае процесс регулируется главой 9 КоАП).

В качестве наказания могут быть применены меры воспитательного воздействия, например:

  • предупреждения,

  • выговоры,

  • ограничения досуга,

  • общественные работы.

Но могут быть и денежные штрафы. Но если у несовершеннолетнего нет своих ресурсов для оплаты, это должны будут сделать родители.

Наказывают ли ещё где-то в мире за мат?

Наказание штрафами за бранные ругательства несовершеннолетних в общественных местах не ноу-хау Казахстана.

Такие же ограничения действуют во многих странах мира, и, как правило, они регулируются административными статьями, связанными с мелким хулиганством или нарушением общественного порядка. Наказания для детей и подростков тоже предусмотрены, чаще всего это те самые "меры воспитательного воздействия".

Например, в США несовершеннолетних не наказывают напрямую за мат, однако последствия возможны в школах и общественных местах. Учебные заведения вправе дисциплинировать учеников за непристойную лексику, это может быть выговор, отстранение от уроков или общественные работы.

За мат в публичных местах подростков могут привлечь и по статьям о "disorderly conduct" (нарушение порядка), но такие дела нередко оспариваются в судах. В ювенальной системе вместо штрафов обычно применяют предупреждения, обязательные курсы или общественные работы. Финансовых санкций для родителей за матерные высказывания детей в США нет.

Архивное фото, ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Большая часть школьников в Казахстане матерится?

Тема нецензурной лексики среди детей неспроста так взволновала общество в Казахстане. По признанию родителей и педагогов, нынешнее поколение матерится много и часто.

"Думаю, что 8 из 10 школьников сейчас используют ненормативную лексику в общении друг с другом, — говорит Юлия Нестеренкова, нейропсихолог, M.Sc in Psychology, основатель интеллектуального курса для подростков "Know Yourself", которая работает в том числе и в школе. — Я часто слышу нецензурную речь в коридорах школы, и это не всегда даже со злости бывает. Иногда дети просто не замечают того, что произносят эти слова. Делаешь замечание, а они даже не понимают, что было не так сказано".


Юлия Нестеренкова

нейропсихолог

По мнению Нестеренковой, одна из главных причин, по которой современные дети чаще используют ненормативную лексику, в том, что у них есть свободный доступ к Интернету и социальным сетям.

Многие популярные среди детей блогеры, стендаперы часто используют "крепкие" слова. В онлайн-играх тоже очень много нецензурной лексики, тем более что в них играют не только подростки, но и взрослые.

Эксперт поясняет: в Интернете у детей нет общественного контроля со стороны и они предоставлены сами себе.

Кроме того, Нестеренкова указывает и на другие на причины, по которым дети начинают ругаться:

  • Общение в семье — если родители или старшие братья и сёстры матерятся, дети перенимают это поведение.

  • Желание самоутвердиться — дети воспринимают такую лексику как проявление взрослости и самостоятельности.

Нестеренкова подчёркивает: несмотря на то что в целом мат доступен любому, если в семье нет нецензурной брани, то дети будут использовать её реже.

"Если родители покажут, как можно выразить недовольство красиво и с иронией, у ребёнка сформируется навык доносить свои мысли другими словами. Это в первую очередь зависит от семьи и близкого окружения. Потом подключается социализация — детский сад, школа. Чем старше ребёнок, тем чаще он делает выбор, как говорить. Но этому нужно учить на своём примере", — поясняет эксперт.

Кстати, американский исследователь нецензурной лексики Тимоти Джей (Timothy Jay), который более 30 лет исследует природу мата и пишет об этом книги, в интервью СМИ признаётся, что его опросы в американских колледжах показывают, что к матерным словам прибегают 96-97 процентов студентов.

Он утверждает, что в целом дети начинают использовать мат с двух лет, повторяя бранные слова именно за близкими взрослыми, к 3-4 годам это становится осознанным, и к школе они используют ненормативную лексику повседневно.

При этом Тимоти Джей подчёркивает, что речевые привычки детей формируются именно под влиянием взрослых, а не контента, который они потребляют.

"Если 60 процентов родителей используют такую лексику дома, то почему услышать её по телевизору должно быть вреднее, чем услышать от мамы или папы?" — справедливо заметил он в одном из интервью на эту тему.

Мат может быть полезен?

Клинический психолог Анна Сухачёва советует обратить внимание на саму природу нецензурной лексики.

"Почему, несмотря на негативное отношение к матерному языку практически во всех культурах, он остаётся живым? Как матерные выражения и слова могут влиять на психику, например, взрослого человека? Что матерные слова обозначают? Эти вопросы важны, потому что говорить о детях вне контекста взрослых, родителей, невозможно. И для понимания "почему дети матерятся?" в первую очередь ответить нужно на них", — говорит она.


Анна Сухачёва

клинический психолог

По словам Сухачёвой, мат — это не всегда о проявлении грубости, недостатке интеллекта или образования.

Это явление древнее, связанное с сексуальным подтекстом, мат эмоционально заряжен, привлекает внимание, часто работает как антистресс — способ высвободить агрессию, стать "вне общественных норм и правил", затронуть нечто потаённое. Для психики взрослого мат бывает своего рода инструментом разрядки.

Тимоти Джей также обращает внимание на то, что использование матерных слов выходит за рамки нарушения общественного порядка.

Например, в статье "The Science of Swearing", которая была опубликована в Psychological Science: Observer (издание Американского общества психологических наук) говорится о том, что мат не обязательно вреден.

В результате анализа свыше 10 тысяч публичных случаев нецензурной лексики у детей и взрослых исследователи почти не обнаружили негативных последствий и не зафиксировали, что такие случаи приводят, например, к физическому насилию.

Кроме того, мат может выполнять разнообразные функции в коммуникации, он может быть средством выражения эмоций, снятия стресса, элементом юмора или способом сохранить самообладание в трудной ситуации.

Впрочем, несмотря на перечисленные плюсы, Тимоти Джей говорит, что не использует мат в присутствии детей, потому что есть разница между частным и публичным употреблением. Дети ещё не умеют различать социальные контексты (где можно, а где нельзя), и взрослый обязан показывать этот пример.

Сухачёва же обращает внимание и на то, что употребление матерного языка характерно для закрытых мужских сообществ, например, тюрем. В таких сообществах матерные слова приобретают другое значение и даже могут стать осознанным средством выражения неприятия культурных норм и правил.

"Чем большим количеством достоверной информации обладаем мы, взрослые, в данном случае о матерном языке, тем лучше мы можем понять, почему матерятся дети. А значит, тем эффективнее будет наша помощь ребёнку при выборе средств самовыражения. При этом важнейшим условием является эмоциональный контакт между родителем (учителем, другим значимым взрослым) и ребёнком. Уважительное, заинтересованное отношение к ребёнку", — объясняет она.

Как реагирует школа?

Нейропсихолог Юлия Нестеренкова говорит, что нецензурная лексика особенно у подростков может быть сигналом того, что ребёнку требуется помощь. И в этих условиях педагогам важно держать ситуацию под контролем.

Она объясняет: несмотря на то что у администрации школы есть прописанный алгоритм, который включает в себя воспитательную и профилактическую работу совместно с инспекторами школ, радикальные меры применяются очень редко. Это происходит обычно тогда, когда нецензурные высказывания учащихся причиняют вред другим участникам учебного процесса.

"Если это системное поведение и оно не поддаётся коррекции, если родители не реагируют или есть органические нарушения, то другие дети, конечно, не должны этого терпеть. В школах есть служба психолого-педагогического сопровождения, в которую входят несколько специалистов. Ситуации разбираются там. Если работа ведётся, социальный педагог видит, что семья идёт на контакт, понимает процесс, тогда с разрешения родителей можно дальше искать причины — какие личные проблемы у ребёнка. Но если родители не идут на контакт и никаких перспектив нет, действует алгоритм: через инспектора вопрос передаётся на комиссию по делам несовершеннолетних. Если и тогда родители не идут навстречу, возможны предупреждения или штрафы, но это уже самые крайние меры", — рассказывает эксперт.

По её словам, если педагог сам стабилен, то у него хватит ресурсов, чтобы в ответ на нецензурную лексику школьника не использовать этот же приём, а попытаться удержать ситуацию под контролем, вывести ребёнка из этого состояния и затем разбираться с ним наедине. Возможно — при помощи других педагогов, психологов, а также с вовлечением родителей.

"Если ребёнок так себя ведёт, то, возможно, ему нужна помощь, но он не знает, как об этом сказать и кому. Очень важно в этот момент педагогам не позорить его, не отчитывать прилюдно, а поговорить один на один. Можно обратиться к педагогу-психологу, который поможет разобраться в ситуации. Здесь важно задавать много наводящих вопросов: может быть, он влюблен или поссорился с друзьями. Когда человеку хорошо, он не будет провоцировать ситуацию", — говорит Нестеренкова.

Она поясняет, что чаще всего доверительная беседа после агрессии успокаивает ребёнка.

"У меня был случай: ребёнок пожелал смерти педагогу. Она была в шоке. Когда мы разбирались, выяснилось, что он был эмоционально несдержанн, потому что хотел рассказать что-то на уроке, его проигнорировали, и он в ответ сорвался. Педагог хотела написать служебную записку директору, но когда мы разобрались, ребёнок сразу понял, что поступил неправильно, и искренне извинился", — рассказывает психолог.

Как вести себя родителям, если дети матерятся?

Что касается эффективности такой меры, как штрафы за матерящихся детей, по мнению Нестеренковой, в некоторых случаях это может быть оправданно:

есть дети, для которых брань становится нормой и которые не поддаются коррекции.

"Если подросток открыто посылает учителя и считает это нормой, то это уже вопрос воспитания, и ни о какой толерантности тут речи быть не может. Но такие дети — это крайние случаи, таких меньшинство", — говорит нейропсихолог и сотрудник школы.

Впрочем, если родителям поступила жалоба на ребёнка или они даже получили штраф за их поведение, то крайне важно правильно отреагировать на такое происшествие.

"Самое главное, не проваливаться в стыд за то, что он плохой родитель, дать себе и ребёнку право на ошибку. Но для этого нужно, чтобы у родителя были собственные ресурсы, чтобы он чувствовал почву под ногами. Если не хватает сил, навыков и понимания, то лучше обратиться к психологам — школьным или частным", — объясняет эксперт.

Также она подчёркивает, как важно спокойно и без унижений донести до ребёнка, что есть правила семьи и общества и за их нарушение будут санкции. В качестве санкций может быть помощь по дому или в школе, но главное — договорённость и понимание, что правила нарушать нельзя.

Анна Сухачёва советует применять к детям разного возраста разные методики.

"Если речь идёт о малышах дошкольного возраста, для которых мат — просто повторение за родителями или сверстниками с целью удивить, шокировать взрослых (а может, и вовсе без цели), работает стратегия спокойного реагирования с негативным уклоном. Без наказаний, эмоционального накала и угроз. "Ты сейчас сказал слово некрасивое, нечистое. Оно твоему личику и ротику не подходит — ты как будто запачкался".

"Можно предложить вытереть ротик (и делать так каждый раз, спокойно, с неодобрением). Можно воспользоваться методами, например, сказкотерапии — рассказать историю про малыша, ротик которого из-за некрасивых слов стал таким грязным, что перестал открываться. Так, что слушать его трудно стало даже маме", — рассказывает психолог.

Что касается детей старшего возраста, то, по мнению Сухачёвой, здесь самое главное — научить ребёнка осознанности.

"Можно сказать: "Да, я понимаю, что так говорят твои друзья и известные в онлайн-мире личности. Однако действительно ли этот способ единственный для выражения твоих разных глубоких чувств? Готов ли ты к этому способу, способу закрытых, чаще всего мужских сообществ (здесь будет уместно вместе как можно больше узнать о значении матерных слов, ситуациях употребления). Ребёнок, который ощущает собственную значимость, ценность, вероятнее всего, выберет путь "не как все" — внутренней силы и достоинства ему хватит на то, чтобы оставаться собой и выбирать другие формы самовыражения", — считает она.

По словам эксперта, уместным будет задать вопрос себе и ребёнку, что с ним происходит, если раньше он никогда не матерился.

Возможно, это демонстрация чего-то: непринятия правил, условностей, потеря ощущения "самости".

"Если ребёнок говорит, что иначе его не будут принимать за своего (распространённая причина), хотя матерные слова ему не близки, тут, вероятнее всего, будут работать проговорённые правила и возможные последствия. "Мат неприемлем дома. В общественных местах. Проблемы из-за твоего мата будут у меня. Мне бы хотелось, чтобы ты действительно смог показать себя достаточно взрослым, чтобы не создавать проблем", — советует Сухачёва.

Впрочем, учитывая мнения психологов-экспертов, о будущих проблемах такого рода семье придётся задуматься ещё тогда, когда ребёнок совсем маленький и только учится выражать свои чувства и эмоции.

https://tengrinews.kz/article/shtraf-mat-prichinyi-detskoy-b...

Показать полностью
730

Ответ на пост «Как вы относитесь к ментальной арифметике?»2

Для молодых родителей объясню почему ни в коем случае нельзя отдавать ребенка на ментальную арифметику в младших классах.

Проведу аналогию со скорочтением. Скорочтение предполагает быстрое прочтение материала, без глубокого погружения в стилистику текста. Важно только понимание, то есть ребенок читает как бы по диагонали проглатывая слова. Например, описание дуба у Льва Толстого на 3 страницы превратится для такого чтеца в ад. Скорочтение подходит для технической литературы, но не для художественной. По аналогии рассмотрим математику.

Ментальная арифметика так же позволяет считать по диагонали, не вдумываясь в детали. В первом и во втором классе это выглядит очень круто, ребенок буквально рвет сверстников на части на уроках математики. У него складывается впечатление, что математика это механический процесс, посчитай быстро получишь "пять".

Но в это время, его одноклассники обучаясь в рамках классической школы развивают более глубокие навыки, а не только технику счета. Они видят в вычислениях закономерности, в процессе вычисления проводят аналогии с окружающими их процессами и т.д. Как говорится спешка нужна только при ловле блох.

И вот наступает тема Решение задач. И наш отличник вдруг превращается в троечника, так как здесь нет механических вычислений, здесь надо прочитать задачу, причем как минимум два раза! Понять ее смысл, понять что дано и что спрашивают, а потом еще и нужно решить пользуясь формулами, которые оказывается надо еще и учить, и скорость здесь не главное (не путать скорость с рациональность решения)! Дальше демотивация, падение с небес в ударники, разочарование, непонимание родителей и т.д.

Против ли я ментальной арифметики - нет не против. Всему свое время, как и скорочтение, ментальная арифметика должна изучаться в средних классах. Вы даёте ребенку молоток, так объясните ему куда и когда им надо бить.

4803

Ответ на пост «"Столько терплю! Хамло!": в школе Туапсе учительница пнула ногой ученика»8

Как думаете, те взрослые, которые сидят в психушке, или тюрьме они в школу ходили? Так почему общество не может с ними справиться и изолирует их, а школьного учителя оставляют один на один с будущим наркоманом, насильником, убийцей, психом, социопатом, забирают любые механизмы воздействия на ученика, и требует воспитать нормального гражданина, а его родителей, полицию, врачей освобождают от ответственности за его будущее, и наделяют их возможностью что-то ещё и требовать с учителя. Доколе??!!!

Ответ на пост «"Верните дядю Вову!" "За дядю Вову!" "Нам нужен дядя Вова!"»2

Может уже переименуете пед. фак. в Отряд самоубийц))

29

Ответ на пост «Куда катится наша школа? Что ждет нас дальше?»9

Скажу честно, я рад, что образование катится к чертям. Я своих детей частично уже воспитал, частично еще воспитываю. Будут внуки, то же буду драть в три шкуры. А чем меньше у моих детей будет конкурентов, тем больше у них будет возможностей. А вы же, дышите своим чадам в попку, ругайте учителей, занимайтесь развитием внутреннего мира и духовной гармонии, а мы пока физику и алгебру с языками будем учить.

82

Ответ на пост «Учительницу из Новосибирской области после доноса заставили удалить свадебное фото с мужем на фоне храма»2

Вопрос скрепным родителям школьников, почему в своем стремление к скрепам и в борьбе за моральный облик учителя и школы, вы до сих пор не вышли с требование запретить такие термины, слова и названия в школе, как многочлен, одночлен, однородные члены, эбонитовая палочка и действия с ней, которые выполняются шерстяной тряпочкой (срам то какой!), озеро Титикака, а так же западные словечки Important ("важный") и pedestrian ("прохожий"). Мне кажется эта тема достойна общественного резонанса, а со стороны министерства должны быть извинения!

Отличная работа, все прочитано!