Герои прошлых лет
22 поста
22 поста
3 поста
В Волоколамском р-не Московской обл. есть большое село Ярополец. Селу, пожалуй, 1000 лет. Названием обязано, скорее всего, старорусскому понятию «охотничье поле». До времен Ивана Грозного входило в состав новгородской земли. Расположено вдоль левого берега красивой речки Лама.
Впервые я побывал в Яропольце в 1975, тогда местный совхоз был подшефным научного центра, где я работал. То есть, это было одним из мест, куда городскую публику то и дело направляли «на картошку». Не столько красота того места меня поразила, сколько насыщенность историческими объектами и событиями.
Да чего уж через столько лет стыдиться, любили мы распить бутылочку, сидя возле могилки гетмана Петра Дорошенко на крутом речном бережке. Могилка тогда представляла собой лежачий серый камень, чуть возвышавшийся над почвой, с плохо видной надписью. Откуда-то мы знали, что гетман этот был за турок, против Московии, но в конце концов его то ли поймали, то ли купили. И доживал он свою жизнь, получив в качестве пенсиона от московской казны вот это большое село в собственность.
Внутри павильона виден могильный камень
Повезло мне познакомиться там с человеком примерно моего нынешнего возраста, который работал начальником одного из отделений совхоза, а до этого был последним председателем местного колхоза. В 60-е годы колхозы в тех местах ликвидировали и учредили совхозы. Видимо, уловив мой интерес, этот человек (имени его я, к сожалению, не помню) устроил мне экскурсию по Яропольцу и окрестностям. Ниже по течению реки, за селом, в полях то тут, то там стояли мощные бетонные ДОТы. Это был печально известный из истории ВОВ укрепрайон, который в 1941 году немцы преодолели с неожиданной легкостью. Видимо, при планировании этой линии обороны была допущена какая-то важная ошибка. Или немцы оказались хитрее.
Повреждений от попадания снарядов на дотах вокруг Яропольца нет. Версия, что они были построены позже 1941 года, ошибочна.
Были мне показаны остатки фундамента маленькой электростанции на правом берегу реки. К ним можно было подойти по старинной плотине. Благодаря плотине в том месте получился небольшой пляж. Про эту электростанцию мой гид рассказал, что она была первой, построенной при Советской власти, в 1918 году.
И еще рассказал, что, когда в конце 40-х годов где-то в идеологических верхах было принято решение увековечить память «лампочки Ильича», предшественник моего знакомого на посту председателя колхоза провел собрание колхозников, на котором народ решил, что им не надо такой славы. Мол, будут ездить тут всякие комиссии, да делегации, суету создавать. Представляете, колхозный устав не был пустым звуком! Мемориал «первой лампочке» были вынуждены сделать в другом селе.
На картине В.Б. Скуридина изображено выступление Ленина на открытии первой электростанции. Но местом, где удалось создать мемориал "первой лампочке", указывется соседняя д. Кашино.
В 80-е годы, когда старые колхозные законы уже не действовали, вблизи бывшей поставили красивую новую станцию-музей и сделали новую плотину.
От старой плотины вверх по склону речного берега тянулся старинный парк, из него вход в красивую усадьбу. После смерти гетмана Дорошенко владели селом его сыновья. Один из них породнился с семьей Загряжских. Со временем его часть села перешла к этой семье.
Загряжские же к концу XVIII века породнились с Гончаровыми, будущими родственниками А. С. Пушкина. При них и появилась эта усадьба в том виде, как сохраняется поныне. Считается, что Пушкин бывал здесь дважды. Последние десятилетия в ней располагается дом отдыха Московского авиационного института.
Второй сын гетмана продал свою долю графу Григорию Чернышёву. Этот граф был из «выскочек». Свой титул получил от Петра I, у которого служил в денщиках. (Ох уж эти петровские денщики! Один другого лучше. Как-нибудь напишу про них) Сын же его, Захар, уже самостоятельно дослужился до звания генерала-фельдмаршала. При нем был построен огромный усадебный комплекс, называвшийся «Русский Версаль». В строительстве поучаствовали и иностранные, и наши архитекторы.
Мой собеседник привел меня в ту усадьбу. Она стояла в развалинах. Такая она и до сих пор, даже хуже. Уж больно велик усадебный комплекс и сложен для реконструкции. Мой гид подвел меня к фамильному склепу Чернышёвых. Это был довольно большой параллелепипед. Крыша его представляла собой толстую бетонную плиту. И плита эта стояла не ровно, а немного сместившись в бок.
- Видишь, плита сдвинута? Когда немцы в 1941 пришли сюда, они хотели взорвать склеп. Но, не рассчитали, мало взрывчатки заложили, только плита сдвинулась. - сказал он мне - А знаешь, почему хотели взорвать?
Я не знал.
- Потому что этот Чернышёв в 1760 году взял Берлин! Вот они и помнили.
Теперь в Яропольце есть краеведческий музей. Наверное, все мной рассказанное можно узнать и увидеть в нем. Но!
Еще там было небольшое школьное здание, построенное во времена Столыпина. Если правильно помню, на фасаде была цифра 1908. Здание было каменное, но все перекрытия уже сгнили и оно давно не использовалось. И нескольких из нас, командировочных, послали это здание доламывать. Когда через много лет я посмотрел фильм «Особенности национальной рыбалки», в конце фильма, где его герои распили наполеоновский коньяк, я чуть не прослезился, вспомнив Ярополец моей молодости.
Ребята, которые ломали полы в бывшей школе, в подполе нашли неполный ящик с бутылками водки, штук пять или шесть, уж не помню. Это была 30-градусная «Рыковка». Первая советская водка, выпущенная после долгого сухого закона при председателе Совнаркома А.И. Рыкове. Сухой закон ввели еще в 1914 году, а отменили во времена НЭПа. Нас, командированных, было тогда в совхозе человек 50. Большинство в тот день работали в полях. Им ничего не досталось. Может, авторам фильма кто-то про наш случай рассказал, а может просто «на нашем месте так поступил бы каждый».
Фильм-победитель Каннского фестиваля 1952 г. с участием Джины Лоллобриджиды и Жерара Филипа.
В основе сюжета кинофильма об удачливом солдате Фанфане Тюльпане, курьезом захватившем штаб вражеской армии, лежит одноименная пьеса, написанная и поставленная в середине ХIX века. Но откуда взялся сюжет захвата вражеского штаба? Сам автор пьесы - Поль Мерис, его придумал или воспользовался случаем из военной истории Франции?
Поль Мерис (1818-1905)
Ага, был такой случай. Только штаб захватывали не французы, а, наоборот, это они «изменили» своему врагу, покинув поле боя столь поспешно, что не успели его предупредить об отмене сражения.
Чуть отвлекусь и расскажу, что богатый архив мемуарно-литературных произведений замечательной персоны французской истории - Теодора Агриппы д’Обинье (1552-1630), был запрещен во Франции к публикации на протяжении более 200 лет. Слишком много нелицеприятных для французов подробностей, вплоть до бытовых, содержит этот бесценный источник истории Франции.
Теодор Агриппа д"Обинье
Первые публикации мемуаров д’Обинье во Франции относятся ко времени 2-й Французской республики (1848-1852 г.г.). Именно с этого времени темы из этих мемуаров стали встречаться в произведениях Гюго, Моруа и, конечно, А. Дюма. При этом многие французские авторы сознательно игнорировали этот источник из патриотических соображений.
Но личность Агриппы достойна отдельного исследования, а сейчас приведу лишь описание одного военного эпизода из 4-й книги «Приключений барона де Фюнеста», написанной д’Обинье по горячим следам после события и послужившего темой для пьесы П. Мериса.
В 1625 году французская армия численностью 14 тысяч плюс 2 тысячи конницы сошлась на территории Швейцарии с примерно такой же германо-испанской армией в формате полемики о том, чья вера в Христа истиннее. Есть разночтение в подробностях между материалом Агриппы и другими источниками, как случилось, что испанский полк под командой баварского полковника Готфрида Паппенгейма оказался на фланге объединенной армии. Агриппа указывает, что накануне сражения полк был перемещен на фланг. Есть и другие сведения, что полк прибыл к месту сражения последним, с опозданием, потому и оказался на краю линии.
Паппенгейм, талантливый вояка, оставил след в военной истории, но об этом эпизоде военные историки вспоминают неохотно. Из-за опоздания командование полка не было ознакомлено ни с планами командования армии, ни с ситуацией на поле предстоящего боя вообще. Просто не было времени, так как полк встал на свое место лишь вечером накануне сражения. Именно это и беспокоило господ полковых офицеров, которые после раннего отбоя собрались подкрепиться перед завтрашним «делом». Так, междусобойчик, пока командир спит. По мере того, как уменьшался полковой запас алкоголя, тактический опыт офицеров все больше входил в противоречие с обстановкой, в которой они случайно оказались. И уже в начале ночи собрание пришло к единому мнению, что без выяснения того, как устроена линия противника, вступать в бой не правильно.
Сколько могло быть офицеров в полку XVII века? Два, три десятка? Вот все эти, покинув место пикника, в чем были (а были они в том, что в те годы носили под верхней одеждой, потому что отдали мундиры чистить перед боем) отправились на сторону неприятеля. Об оружии они тоже не позаботились, ибо воевать в ночи не собирались, а пошли просто так, посмотреть на диспозицию.
Им пришлось перейти вброд речушку, отделявшую одну армию от другой. Что делали в это время часовые французов, нигде в истории не сказано. Сказано лишь, что когда полураздетые и мокрые люди, громко переговаривавшиеся на испанском языке, стали бродить по сонному лагерю, будить спящих солдат и спрашивать, где палатка их командующего, началась паника. Не сразу, но пьяницы нашли палатку французского командующего. Но расспросить кого-либо о том, что их интересовало, они не смогли, палатка была уже пуста. Французская армия «отступила», как пишет Агриппа, «от озера Комо до самой Траоны, прихватив еще на всякий случай лишнее лье». В этой палатке, утомленные предпринятой акцией, господа баварско-испанские офицеры и заночевали.
Озеро Комо. Швейцария.
Перед рассветом Паппенгейм обнаружил, что на построении полка отсутствуют его офицеры. Ночные дежурные доложили, что офицеры ушли за реку. Не обращая внимания на то, что происходило в лагере, готовившемся к бою, Паппенгейм во главе полка бросился через реку выручать своих офицеров. Кои и были найдены сонными посреди брошенного лагеря французов.
Изумленный командующий германо-испанской армией, готовый отдать приказ об атаке, в последний момент увидел на месте противника штандарт одного из своих полков! Так полк испанцев под командой баварца обратил в бегство целую армию и захватили 11 пушек.
Герой пьесы и кинофильма - Фанфан, был солдатом. И у Паппенгейма, впоследствии генерала, как указывают историки, была кличка: «Солдат».
Парусник Сэндбах, названный в честь совладельца одной из английских верфей, где он был построен в середине XIX века, не ставил скоростных рекордов, не обходил вокруг земного шара. Всю свою долгую, полувековую службу он ходил по одному и тому же маршруту: Бристоль-Британская Гвиана - Бристоль. Этот "океанически автобус" был так важен для жителей южноамериканской колонии, что стал визитной карточкой маленькой страны, впервые появившись на ее почтовой марке еще в 1853 году
Периодически появлялись новые почтовые марки с изображением этого парусника. А через 20 лет, на очередном выпуске марок в честь парусника, появилась надпись на латыни:
gamus petimusque vicissim что в переводе: хожу туда и обратно.
Когда судно состарилось, местные, гвианские жители, разобрали его, буквально, на сувениры. В каждом доме появились на память кусочки обшивки судна или какие-то мелкие предметы с него. Это произошло в первые годы ХХ века. Но легендарный парусник продолжал изображаться на почтовых марка и позже.
А в чем же рекорд? Марки Британской Гвианы не отличаются разнообразием сюжетов. Вот и получилось, что никогда за всю историю филателии ни одному предмету не выпускались марки так долго подряд, без перерыва, как паруснику Сэндбах. Последний выпуск состоялся в 1927 году, через 74 года со дня первого.
Чарлз Буковски (1920-1994)
Небритый хмырь Буковски действует на меня как радиопередатчик на приемник. Я принимаю его сигналы, его стиль, его ритм и всю ту ебучую херню, которой он густо наполняет свои тексты. Я начинаю думать как он, говорить как он.
Эх, не вовремя! Я сидел в фойе суда, ждал вызова на слушание дела и читал его «Записки старого козла». Вот меня вызвали. Я стою перед судьёй и говорю:
-Этот обдолбанный истец, как чистый провинциальный лох, вступил в отношения с кредитором, а теперь втирает Высокому Суду, что не его подпись стоит под кредитным договором и что он не станет платить грёбаному банку, который существует чтобы окучивать наивных обкурков. И еще имеет наглость просить Высокий Суд охолонить судебного пристава, который, якобы, оправдывая своё название, пристаёт к лоху с недобрыми намерениями…
Секретарь суда поворачивает ко мне своё лицо, и я вижу, что ее глаза распахнуты, как очко свингерши. Судья прерывает меня легким ударом молотка о стол:
- Вы удаляетесь из зала суда и на вас налагается штраф 1000 рублей за неуважение к суду! – говорит он мне, а его глаза смеются и губы кривятся, будто он только что сплюнул чью-то сперму.
Вот блядство! И еще за этот сборник рассказов обтруханного пьяницы я заплатил 200 рублей!
В начале нынешнего века многие страны Европы лишились собственной валюты. Ей на смену пришел Евро. Сейчас евро-монеты выпускаются во всех странах Евросоюза, что дает возможность членам союза на реверсах этих монет выражать собственную оригинальность-самобытность.Такие монетки стали предметом коллекционирования.
Но, поделив 2 на 2, не трудно прийти к выводу, что самобытности и оригинальности у современных евро-монет стало вдвое меньше, чем у прежних.
Особенно жалко ушедших в прошлое греческих монет. Они отличались хорошим, тыжеленьким металлом, качественной чеканкой и, особенно, своими сюжетами. Поглядите, к примеру, на эту прелесть
А вот еще один уникальный признак греческих монет. Обычно на монетах применяется изображение выпуклым рельефом. Человеческие головы изображаются в профиль. Лишь изредка - в анфас. Потому что - нос! Эта, самая выступающая часть лица, её ж как-то нужно разместить в сюжете, чтобы она не начала при обращении монеты стираться раньше всего. Интересно бы выглядел герой, чьей памяти посвящена монета, со стёртым носом! Поэтому изготовление монеты с изображением анфас - это особый признак качественной работы и граверов, и монетного двора. Не все монетные дворы готовы на такое заморочиться.
Например, в большой серии юбилейных монет СССР мне помнится всего три-четыре подобных изделия. Вот одна из них: монета с портретом Х.Ниязи. Качество изображения - так себе.
А вот греки не пугались трудностей. Посмотрите на эти две монеты, посвященные одна - поэту Д.Соломосу, другая - государственному деятелю Д.Калергису.
Особенно на той монете, что поменьше, нос поэта выделяется так, что чуть не вылазит за обод гурта монеты. Он так сильно выступает, что при сканировании, видите, даёт блик. Притом, что эти монеты, в отличие от советских юбилейных, выпускались массовым тиражом и находились в интенсивном обороте, греки не сомневались в качестве металла - торчащие носы затереть было не просто.
К 70-летию прекращения деятельности.
Марк: Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
Лука: И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
Иоанн: Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
Дюрер, XVI в.
Теотокопулос, XVII в.
Сюжет изгнания торгующих из храма много веков был популярен у живописцев.
Запрет на занятие церковью коммерцией был неоднократно утвержден декретами на различных церковных соборах: на Арльском в 314 году н. э., на Никейском в 325-м, на Карфагенском в 345-м, в Эксе в 789-м, на одном из т.н. Латеранских соборов в XII веке. На этом соборе было также провозглашено, что ростовщики подлежат отлучению от церкви.
К этому вопросу не возвращались до 1839 г, когда было сформулировано понятие ростовщичества, как совершение таких операций, при которых прибыль существенно выше, чем от обычных коммерческих операций. Таким образом был сделан первый шаг к легализации коммерции в недрах церкви, но он не привел к финансовым результатам.
К началу ХХ века ватиканские дела пришли в плачевное состояние. Из-за изменения мировоззрения обывателей перестали приносить доход продажи индульгенций, всяческих культовых атрибутов, вроде плачущих икон и кровоточащих распятий. Единственным существенным доходом оставались добровольные пожертвования верующих.
При этом, то очередной папа оказывался мотом, то настолько наивным, что хранил казну в сундуке. Помог Ватикану выйти из кризиса Муссолини. Он забрал в госсобственность все бездарно управлявшееся имущество Ватикана вместе с накопившимися обременениями. А взамен выплатил приличную по тем временам сумму – 81 миллион долларов в эквиваленте. Обнадеженный таким поощрением, папа Пий XI решил пустить деньги в рост. Для этого он сделал правильный ход – нанял грамотного финансиста из светских. Им стал Бернардито Ногара.
1870-1958
Этот человек поставил папе жесткие условия, и у папы хватило сообразительности принять их.
Выдержки из письменного соглашения Б. Ногары с папой Пием XI:
1. Всякие вложения, которые он сочтет нужным осуществлять, должны быть полностью свободны от каких-либо религиозных или доктринальных ограничений;
2. Он может по своему усмотрению инвестировать ватиканские средства в любом месте во всем мире.
«И все закрутилось». Ногара получил в управление 50 миллионов долларов. Первые вложения он сделал в предприятия военного комплекса и в производство презервативов. Затем скупал акции лидеров американского рынка. Правильно почуяв приближение большой войны и укрепление доллара. Скупал он и «тонущие» банки, которые затем продавал Муссолини в обмен на госконтракты на поставку оружия. Не только в Италию, но и в фашистскую Германию. С которой при этом договорился о не прекращении экспорта оттуда пожертвований верующих. В некоторые годы Второй мировой войны только этот денежный поток из Германии достигал эквивалента 100 миллионов долларов.
Главным принципом Ногары было отсутсвие брезгливости, если пахло деньгами. Некоторые авторы инкриминируют ему даже связь с советским КГБ. Хотя у меня это вызывает сомнение хотя бы потому, что во время его активной деятельности эта организация называлась иначе, что упускают из внимания западные сторонники этой версии. Известно также, что в послевоенные годы отношения между Ватиканом и СССР были хуже некуда. Вспомним вопрос, который однажды в шутку задал Сталин: "Сколько у Ватикана дивизий?".
Ногара формально отстранился от дел в 1954 году, оставив своим последователям казну в 2 миллиарда долларов. По нынешним ценам это раз в сто больше. «Вторым по важности для церкви после Христа» назвал Ногару один из его современников-епископов.
Так случилось, что в прежние годы я был знаком с двумя бывшими учениками странной художественной студии, размещавшейся в 60-70-х годах прошлого века в одном из Сретенских переулков Москвы. Руководителем этой студии был человек по кличке "Русский сувенир". Была и вторая кличка - "Вася-фонарщик". От этих моих знакомых я и услышал историю этого человека.
Человек и Вещь Человек собирал Вещи. Собирательство было его страстью. В остальном Человек не был благополучным. У него не было образования, не было специальности. Он перебивался случайными заработками на неквалифицированных работах.
Вещи Человек не покупал, он их выпрашивал. Ездил-бродил по дальним городкам и деревням, стучался в дома и спрашивал: "Не отдадите ли?". И люди отдавали.
Его коллекция Вещей была одной из лучших в стране. Некоторые из Вещей он позже продавал, чтобы жить.
Василий Яковлевич Ситников (1915-1987)
Но самые лучшие Вещи оставались с ним. Одна - самая любимая Вещь, висела над диваном, на котором Человек спал. Эта Вещь была так хороша, что многие пытались ее выторговать. Считалось, что ей больше 200 лет.
Однажды к Человеку пришли люди из "компетентного органа" и сказали: "Отдайте коллекцию государству!".
- Ну, хорошо, после моей смерти - ответил Человек.
- Нет, сейчас! - сказали пришедшие.
- Но я не смогу жить без этих Вещей"
- Если не можете жить здесь, уезжайте - ответили ему.
И Человек уехал, а Вещи остались и разошлись по музеям и запасникам.
Ту самую, любимую Человеком Вещь, было решено перед направлением в музей отдать реставраторам. И во время реставрации выяснилось, что Вещи не 200 лет, а больше - почти тысяча! Вещь немедленно поместили в самый главный музей таких вещей и занесли в список ЮНЕСКО, как мировое достояние.
Жители многоэтажки в бедняцком квартале Нью-Йорка пожаловались в полицию, что из одной квартиры распространяется отвратительный запах. Полицейские вскрыли дверь и вынесли полуразложившийся труп.
Администратор многоэтажки, которому пришлось заняться уборкой освободившейся квартиры, недоумевал: зачем жилец заполнил ее ненужными, отслужившими свой срок вещами. Зачем-то он собирал их по помойкам города. Одному ему понятным образом сортировал, подбирая то по цвету, то по конфигурации все эти пластиковые предметы. Администратор не был знаком с жильцом и не знал про такую страсть - собирательство.
Посетители Музея древнего искусства им. А. Рублёва, что на берегу московской речки Яуза, обязательно задерживаются у древнейшего экспоната - иконе до-монгольского периода. Возле экспоната висит табличка: "Дар В.Я.Ситникова".
И напоследок немножко хороших картинок
Когда-то давно прочел я в каком-то филателистическом издании что на Западе среди филателистов существует такая игра: ставить на обычные марки оригинальные самодельные надпечатки, наклеивать эти надпечатанные марки на конверты и посылать друг другу. Много лет спустя мне подарили кучу шведских погашенных марок. Так, сувенир, чтоб было чем заняться на досуге - отпаривать их от обрывков конвертов, рассматривать... И среди похожих марок попалась одна со странной надпечаткой. Надпечатка мелкая, качество оттиска плохое. Никак не удавалось рассмотреть, что же на ней изображено. Наконец догадался глянуть под микроскопом. И вам, наверное, разглядеть сюжет не удастся. Поэтому поверте мне. На снегу разложена подстилка, на подстилке лежит женщина (надеюсь, так), над ней - мужчина. В общем, вы поняли: секс в заснеженном лесу.