Сообщество - Истории и легенды
Добавить пост

Истории и легенды

136 постов 2 436 подписчиков
2594

Следуй за мечтой

Следуй за мечтой Двач, Япония, Мечта, Скриншот, Было-Стало
Следуй за мечтой Двач, Япония, Мечта, Скриншот, Было-Стало

UPD. История скорее всего вымышленная: #comment_211265225

10

СКАЗКА О ТОМ "ОТКУДА В ТАЙГЕ ПОЯВИЛИСЬ КОМАРЫ И МОШКАРА"

Давным-давно жили в тайге две сестры. Старшая сестра собралась за ягодами и говорит младшей:

- Разведи костер в Юрте, а то Кугомни придет.

Сказала и ушла.

А младшая сестра набрала ракушек на речке, сидит и играет. Совсем забыла про Кугомни и про костер.

А Кугомни ходит по тайге да юрты ищет, в которых костра нет. Боится Кугомни огня и дыма: от огня на нем шерсть горит, а от дыма глаза лопаются. А питается Кугомни кровью; когда сыт бывает, только языки вырывает и в запас откладывает. Зубы у него большие, желтые, язык острый, как шило, на лице шерсть черная, а на руках когти медвежьи. Идет он по тайге и нюхает воздух.

СКАЗКА О ТОМ "ОТКУДА В ТАЙГЕ ПОЯВИЛИСЬ КОМАРЫ И МОШКАРА" Сказка, Мифы, Легенда, Видео, Длиннопост

Видит Кугомни - юрта стоит, в юрте костра нет. Заходит он в юрту, в юрте младшая сестра ракушками играет.

- Ты, девочка, немая? - спросил Кугомни.

- Нет, - ответила младшая сестра.

- Ну-ка, покажи язык, - сказал Кугомни. Высунула язык младшая сестра, а Кугомни схватил его когтями и вырвал.

- Ха-ха-ха! Вот будет у меня теперь вкусный ужин, - засмеялся Кугомни и ушел.

Возвратилась старшая сестра из тайги, видит: младшая сестра сидит и плачет, а говорить совсем не может, нет у нее языка. Догадалась старшая сестра, кто это сделал, и говорит:

- Не плачь, сиди и жди меня. Я пойду твой язык искать.

Пошла она по тайге. Шла-шла - видит: цзали Кугомни стоит, а рядом юрта, в которой он живет. Посмотрела старшая сестра - в юрте никого нет. Открыла она цзали, а там много языков висит. Выбрала она самый свежий. Возвратилась домой, примерила язык младшей сестре, как раз подошел - ее, видно, был. Обрадовалась младшая сестра, что с языком снова стала, и говорит:

- Спасибо тебе, сестра, век твоей доброты не забуду.

Только она сказала это, как явился Кугомни.

- Ты у меня язык в цзали украла? - крикнул он на старшую сестру.

А старшая сестра бросила кусок мяса в ступку и говорит:

- Вон твой язык, возьми его.

Залез Кугомни в ступку за языком, а сестры взяли пестики железные и начали толочь Кугомни да приговаривать:

- Вот тебе, кровожадный Кугомни, не вырывай языки у людей, не пей человеческую кровь.

Так сильно толкли сестры, что Кугомни в пыль превратился. Взяли они эту пыль и бросили на ветер. Только бросили, как из пыли появились комары и мошкара. С тех пор мошкара и комары налетают на людей, кровь пьют, а люди от них дымом избавляются.

СКАЗКА О ТОМ "ОТКУДА В ТАЙГЕ ПОЯВИЛИСЬ КОМАРЫ И МОШКАРА" Сказка, Мифы, Легенда, Видео, Длиннопост
Показать полностью 2
57

Легенда об улейских девушках

Фольклорист и антрополог, соавтор книги «Опасные советские вещи» Александра Архипова рассказывает леденящую душу историю.

Легенда об улейских девушках Мифы, Фольклор, Длиннопост

В любой культуре есть свое представление о страшном. В любой культуре есть свои страшные персонажи и четкие правила, которые надо соблюдать, чтобы тебя не съел демон. И каждый носитель культуры хорошо знает правила: что надо и можно делать, а чего нельзя ни в коем случае.


Такие правила есть и у бурятских групп, которые достаточно сильно различаются между собой. Одно из них: не надо ходить ночью во двор. Когда солнце село, надо закрыть ставни и сидеть дома. А если уж ты оказался во дворе, то следи, чтобы за тобой в дом не проникло маленькое черное существо с одним глазом во лбу, похожее на котенка.


Это такое проказливое существо ада. Оно потом доставляет много неприятностей в хозяйстве: шумит в подполе, пугает детей. Если ты не просто пошел во двор, но зачем-то гуляешь ночью по деревне, то обязательно обходи стороной черные двухмерные покачивающиеся тени без ног. Это духи недавно умерших, они называются бохолдой. Пересекать им путь не стоит.


В случае, когда ты идешь по бурятской деревне и встречаешь огромную свинью — нужно быстро обойти ее и посмотреть, если ли у нее хвост. Если хвост есть, то это просто соседская свинья сбежала. А если хвоста нет, то дело плохо. Тебе встретилась гигантская свинья-оборотень, которая хочет выпить твою душу, их называют хамхой. От таких оборотней нужно срочно убегать. Если правила соблюдать, то этих существ можно не бояться. Но существует одно большое исключение. В 2010 году мы приехали в экспедицию за поселком Бохан в Иркутской области. И там мы услышали историю, которая пугала людей по-настоящему.


Давным-давно в деревне Улей жила девушка, которую родители выдали замуж против ее воли. После свадьбы она сбежала назад к родителям и попросила принять ее обратно. Родители на это ответили ей: «Выдана — значит выдана! Живи теперь с ним». И она пошла в сарай и повесилась.


Через какое-то время другая девушка оказалась в похожей ситуации и страшно переживала. И в этот момент к ней явилась первая девушка из Улея и уговорила ее покончить с собой. А потом они вместе уговорили уйти из жизни еще одну девушку, еще одного юношу, а потом еще и еще.

В моменты, когда ты испытываешь сильные душевные терзания, ты начинаешь слышать звуки бурятского танца ёхора, видишь огни, а потом появляются и эти многочисленные девушки, приглашающие тебя танцевать. И те, кто соглашается пойти с ними, — пропадают навсегда.


Они забирают молодых людей, которые испытывают очень сильные эмоции. В тот момент, когда юноши и девушки находятся в крайнем смятении, задумываются о самоубийстве, к ним приходят улейские девушки и затягивают их в свой танец смерти. Они завлекают людей, находящихся в отчаянии, своим радостным хороводом, веселым бурятским танцем, который исполняют на любых праздниках.


При этом их поведение сильно отличается от поведения других демонических персонажей. Они просто вмешиваются в твою жизнь, и с ними ничего нельзя сделать. Единственный способ совладать с ними — это искусственно поддерживать бодрое состояние духа, имитировать веселье.


Люди, которые рассказывают об улейских девушках, часто отмечают, что те не виноваты в своей судьбе. Они не совершали никаких проступков, просто не совладали со своими чувствами. И они забирают тех, кто тоже ослабил эмоциональный контроль, поддался своим эмоциям. Идея, что необходимо изо всех сил контролировать свои эмоции, характерна для бурятско-монгольских культур.

Одна наша информантка рассказывала, как в молодости работала трактористкой. Она работала без сна и отдыха трое суток подряд. Сил у нее уже почти не осталось, но и оставить работу она не могла. Вдруг она услышала звуки ёхора, увидела огоньки вдалеке и поняла, что за ней пришли улейские девушки. Тогда она бросила трактор, убежала в деревню и всю ночь сидела при зажженном свете с друзьями.


В той экспедиции, где мы узнали про улейских девушек, мы попали в одну деревню, где произошла большая трагедия. Молодой человек пришел из армии и через какое-то время покончил с собой. А затем еще один юноша поступил так же. Когда мы приехали в эту деревню, она была словно вымершая. В полдень все ставни были закрыты, никого не было на улице, все безумно боялись. Мы с трудом нашли учителя физкультуры, который пояснил нам, что никто не будет с нами разговаривать, все очень боятся, потому что в деревню пришли улейские девушки.


И совершенно невозможно с ними справиться. Не существует никакого правила, как от них избавиться. Если они придут, они будут забирать и забирать всех, у кого мрачные мысли.


Одни поехали за шаманом, другие поехали за священником, третьи сидели большими компаниями и устраивали пир во время чумы, пытаясь веселиться, потому что всех охватил чудовищный страх. Это как фильм «Звонок». За тобой идет мертвая девушка, и не существует способа ее остановить, потому что волна самоубийств ее привлекла. И это самая страшная история, которую я видела и слышала в своей жизни, потому что, в отличие от остальных историй, эта по-настоящему влияет на поведение людей и по-настоящему пугает.

Проект Arzamas и Bookmate Originals

Такое ощущение, что у нас эти девушки просто распоясались...

Показать полностью
11

ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

Пелике́н — эскимосский и чукотский талисман, представляющий вырезанную из моржового клыка фигурку широко улыбающегося существа, традиционно изображающегося с большими ушами, круглым животиком и длинными, прижатыми к бокам ручками.


История

Существует чукотская легенда о том, как человек, которого преследовали несчастья, копая яму для хранения мяса, нашёл в земле фигурку пеликена, и с тех пор ему во всём стала сопутствовать удача. Происхождение пеликена долгое время оставалось неизвестным. Пеликен считался северным божеством-тотемом, иногда его называли духом тундры, обитающим под землёй, а статуэтка «божка-талисмана» представлялась «символом древнего чукотского искусства». Согласно исследователю чукотско-эскимосского искусства В. А. Антроповой, пеликены «никогда не служили предметом культа». Исследователи указывают, что слово «пеликен» (в переводе с чукотского языка — «раздутоживотый») не имеет исторических соответствий ни в чукотском, ни в эскимосском языках.

ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео

Флоренс Претц

Согласно исследованиям историков Чукотки середины — второй половины XX века, авторство изначального образа принадлежало американской учительнице рисования и книжному иллюстратору из Канзас-Сити штата Миссури Флоренс Претц (англ. Florence Pretz), в начале XX века совершившей путешествие в Японию и по возвращении изготовившей из дерева фигурку, напоминающую понравившееся ей изображение японского божества Хотэя. 6 октября 1908 года Претц получила патент на художественное изображение. Затем патент был продан художницей чикагской корпорации, и фигурка стала символом The Billiken Company of Chicago. Персонаж получил имя Билли Кен (Билликен) и вскоре приобрёл широкое распространение

во всех штатах Америки.


В 1911 году петербургский «Синий журнал» сообщал, что у американских автомобилистов «имеется свой божок-талисман „Билли Кен“»,который пользуется популярностью не только у водителей: Изображение божка встречается почти на каждом шагу: в булавках для галстука, в медальонах, на брошках, браслетах, в будуарах, во многих рабочих кабинетах. Фабрикант, выпустивший божка на рынок, нажил громадное состояние и обеспечил мастерицу, изобретшую фигуру, еженедельной пенсией в 20 долларов…


Спустя три десятилетия, в 1945 году американский антрополог и этнограф Дороти Джон Рэй совершила путешествие в Ном, на Аляску и обнаружила там широкое распространение талисмана. Истоки скульптурного изображения местные жители не могли объяснить. По свидетельствам эскимосов, записанных Дороти Рэй, первая на Аляске фигурка была  изготовлена из моржового клыка в 1909 году молодым эскимосским резчиком Ангоквасхуком (прозвище Счастливый Джек) по просьбе владельца местного магазина эскимоса Коптурока («Большая Голова») — по образцу, привезённому торговцем на Аляску. С Аляски фигурка попала на Чукотку. Иностранное имя было адаптировано к чукотскому языку, в котором отсутствует звонкий звук «б», таким образом, на Чукотке билликен превратился в пеликена.

ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео
ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео
ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео

Художественные особенности

…Если посмотреть в целом на всю историю билликена-пеликена, нельзя не подивиться странной метаморфозе. Забавная фигурка в умелых руках эскимосов существенно преобразилась. По какой бы причине ни произошла утрата отдельных деталей, художественная выразительность образа только усилилась. Он стал более лаконичным и обобщённым, в некотором роде монументальным. И — удивительно! — весьма похожим на статуэтки из раскопок.


Н. Н. Диков

Исследователь искусства Чукотки Т. Б. Митлянская описывает пеликена как «геометризованную, условную, в виде прямоугольного блока обнажённую человеческую фигуру с плоскими, прижатыми к туловищу руками, большой головой и огромным ртом, растянутым в улыбке».

Первые пеликены. 1909 Первые эскимосские фигурки буквально следовали оригиналу Флоренс Претц, но постепенно косторезы стали отходить от него, и пеликен обретал эскимосские черты, «характерные для древнего, давно ушедшего в прошлое ритуального искусства Северо-Восточной Азии». С течением времени статуэтка стала напоминать эскимосские скульптурные изображения охранителей домашнего очага I тысячелетия н. э.


Сходство пеликенов XX века c древней эскимосской статуэткой, обнаруженной в 1963 году при раскопках Чинийского могильника, было отмечено историком и этнографом Н. Н. Диковым. Исследователи указывают на трансформацию образа в соответствии с древними чукотско-эскимосскими традициями: Местная традиция переродила пришедшее извне изображение. Традиционное понимание материала и привычная трактовка человеческой фигуры обусловили

специфические черты скульптуры пеликена. …Лицо пеликена приобрело в какой-то мере национальные черты, правда, гиперболизированные. При следовании эскимосскими и чукотскими косторезами общей традиции, существуют разные школы изображения пеликенов,

и у каждого мастера фигурка приобретает свои индивидуальные черты. Мода на пеликенов, распространившаяся в городах СССР в 1960—1970-х годах, нашла отражение в рассказе Ю. Рытхэу. Роль пеликена в жизни Чукотки упоминает писатель Сергей Тюленев в своей книге "Улыбка пеликена". Языковед А. А. Бурыкин отмечает, что миф о тотеме поддерживается чукчами и в XXI веке, что находит отражение, в том числе в чукотской поэзии


В 2010 году на Чукотке учреждена выставка-ярмарка «Пеликен», представляющая изделия народных художественных промыслов.


В 2016 году в Парке национальной культуры и отдыха села Лаврентия установлен памятник пеликену с надписью:


Пеликен — языческий символ, почитаемый чукчами и эскимосами, хранитель домашнего очага, пожирающий человеческую зависть, глупость, житейские неурядицы и нехорошие мысли, переваривающий всю эту поставляемую в изобилии людьми пищу в своём безразмерном животе. При этом он остаётся непорочным и чистым в помыслах и поступках, излучает смех, добро и справедливость. Приносит радость, богатство и удачу. Существует поверье, что потерев по часовой стрелке вокруг пупка Пеликена, человек становится удачливым и неуязвимым для тёмных сил

ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео
ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео
ПЕЛИКЕН - БОЖОК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Чукотка, Мифы, Легенда, Длиннопост, Видео
Показать полностью 7
99

Банши - вестники смерти. Ночные плакальщицы. Кельтская (ирландская) мифология

Банши является персонажем ирландской мифологии, девушкой, которая приходит в дома обреченных на смерть людей. Она своими плачем и стонами оповещает, что час кончины близок.

Ирландцы считают, что образ банши уникален в мировой культуре, но здесь все-таки можно провести параллели. К примеру, есть валлийский Анку и германский Клаутерман, даже сравнивают поведение славянского домового перед смертью членов семьи.

Само слово банши (banshee) является англоязычным. В ирландской мифологии эти существа называются немного по-другому (bean sídhe). Первая часть слова переводится как женщина, вторая же – «ши» или «сид» – потусторонний мир. Также «ши» можно перевести как холмы, и тогда получается, что это – женщина с холмов или «женщина из ши».

Почему же холмы? Дело в том, что по ирландской мифологии люди на островах появились еще до всемирного потопа. После долгих странствий они прибились к Ирландии, но всемирный потоп смыл их. Затем были различные переселенцы, которые сменяли друг друга. Последними же пришли дети Миля или гойделы. Историки считают, что они приплыли из Испании, но тогда думали, что они прямиком из страны мертвых.

С этим народом связан один миф. Так один гойдел решил построить огромную башню. С ее помощью он увидел новую землю и решил рвануть к ней. Однако у него не сложились отношения с проживающим там народом туатов, и он был убит. У убитого остался дядя, по имени Миль. И он решил отомстить. В итоге, туаты были истреблены, а Ирландия заселена сыновьями Миля. Остатки же туатов скрылись в потустороннем мире, входы в который были расположены в холмах. С тех пор существует две Ирландии: человеческая и потусторонняя. Так туаты стали сидами или ши – народом холмов.

К этому племени приписывают и банши. Стоит отметить, что у банши было и много других предназначений. В зависимости от региона, это существо могли описывать: как красивую молодую девушку с длинными белокурыми или золотистыми волосами в длинном плаще с капюшоном, банши также могла быть и маленькой старушкой, тоже с длинными волосами, реже этого духа награждали черными волосами, темной или цветной одеждой, головной убор упоминается редко, также плащ доходил до пяток, часто же банши ходила босой. Существует еще шотландская банши в окровавленной одежде, предвещающая смерть у реки. Есть также банши, которые навлекают смерть, банши – красавицы-призраки, банши – уродливые старухи и банши – суккубы.

Также центральным образом банши является фэйри или фея, но в настоящих народных преданиях они появляются редко. Эти банши получили распространение в литературе 19 – 20 века. Так существует заколдованный лес из артуровских легенд, который был населен ими. Одну из них звали жестокосердной дамой. Произведение было написано английским поэтом-романтиком Джоном Китсом. Эта банши завлекала рыцарей, вселяла в них любовь и страсть, затем бросала людей, и они без воли к жизни в одиночестве бродили по холмам.

В ирландской традиции фэйри – это существа, живущие сообществами, а банши же является одинокой персоной. В ирландской мифологии банши могут быть не совсем одинокими: они связаны с ирландскими родами либо семьями. Обычно эта связь – наследственная, даже считают, что банши является прародительницей этого рода. Обычно вестников смерти имеют семьи, чьи фамилии начинаются на «О» или «Мак».

Некоторые исследователи также считают, что банши прикреплены и к семьям викингов и англо-норманнов, которые переселились на земли Ирландии до XVII века. Считается, что даже, если человек переехал на другой континент, в определенный час его все равно найдёт вестник смерти.

Показать полностью 1
83

Сталинград глазами оккупантов. До... и после

Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост
Сталинград глазами оккупантов. До... и после Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Кавалерия, 1942, 1943, Длиннопост

Отрывок из документального военно-исторического романа Летят Лебеди.

Военно-исторический роман «Летят Лебеди» в двух томах.

Том 1 – «Другая Война» 500 страниц

Том 2 – «Без вести погибшие» 750 страниц.

Сброшу всем желающим на электронную почту абсолютно безвозмездно.

Пишите мне в личку, weretelnikow@bk.ru давайте свою почту и я всё вам отправлю (профессионально сделанные электронные книги в трёх самых популярных форматах)

Есть печатный вариант в твёрдом переплете.

Могу выслать почтой в любую точку планеты Земля (кроме Северного и Южного Полюсов)

П.С. Вышлю всем пикабушникам, кто напишет, без исключений, потому, если не видите на почте, просто зайдите в папку "спам"

------------

Больше писем можно увидеть здесь:

https://родина-моя.рф/news/661-stalingrad.html

и здесь:

https://vpravda.ru/kultura/zdes-vozduh-pahnet-stalyu-no-eto-...

о кавалерии здесь:

https://history.wikireading.ru/73487

Показать полностью 11
6

ЛЕГЕНДА - КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗЛЫЕ ДУХИ l ДВЕ ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ

Глава четвёртая

Порождения чёрных мыслей

К лодочнику-сказочнику мы прибегали еще не раз. Слишком необычно и оттого так интересно было узнавать о чукотских злых духах. В нашем городе мы никогда не встречали ничего подобного. А здесь, на Чукотской земле, всё было возможно, и мы с сестрёнкой решили: если нам вдруг и встретится кэлы, мы будем знать, как его победить.


- А отчего вообще злые духи появились? – спросила Тася.


Лодочник Ротчын (в переводе с чукотского «другой берег») вздохнул и задумался.


- Аны мэй (с чукотского «вот послушай». Так говорят, когда хотят обратить внимание собеседника), бабка соя вот что об этом говорила. Давным-давно Творец создал мир и наполнил его разными живыми существами. И последними сотворил он людей. Творец дал им способность говорить, дал разум. Но люди этот дар обратили друг против друга. Они стали плохо говорить о других, появились чёрные мысли. От чёрных мыслей и чёрных слов зародились первые кэльэт (злые духи – множественное число от слова кэлы). Теперь людям надо быть очень осторожными: не делать зла, не думать плохо и не говорить лишнего, чтобы не вызвать новых духов. Вот кстати, вы знаете, почему собака больше не говорит, а только лает?


Мы, конечно же, не знали, и Ротчын уселся поудобнее и принялся рассказывать.

ЛЕГЕНДА - КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗЛЫЕ ДУХИ l ДВЕ ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ Легенда, Сказка, Мифология, Чукотка, Север, Видео, Длиннопост
ЛЕГЕНДА - КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗЛЫЕ ДУХИ l ДВЕ ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ Легенда, Сказка, Мифология, Чукотка, Север, Видео, Длиннопост

Чукотская сказка

Почему собака больше не говорит

Когда-то собака разговаривала как человек. Днём и ночью болтала без умолку! И всегда всем была недовольна. Постоянно выговаривала хозяину: то он не так сделал, то не так сказал. И вот однажды собака поссорилась с хозяина с хозяйкой. Наговорила женщине, будто бы муж её плохо про неё отзывался. Узнал об этом хозяин, разозлился и привязал собаку к кочке. А сам скочевал в другое место.


Кэлы бродил по старым стоянкам кочевников, искал, чем бы поживиться, и увидел собаку.


- Бедненькая, кто же тебя здесь оставил на привязи? – интересуется кэлы.


- мой хозяин, - отвечает собака. – Я всего лишь чуть-чуть с хозяйкой поболтала, а он разозлился и бросил меня здесь.


- Ну, покажи, куда твои хозяева скочевали, - сказал кэлы и развязал собаку.


Собака по аргишному пути (это путь кочёвки. Аргиш – весь скарб, погруженный на нарты и готовый к кочёвки; вереница нарт.) привела кэлы к стоянке хозяина, и злой дух сразу напустил на обитателей яранги болезни. Ох как плохо стало людям! Вскоре вышел хозяин из яранги, увидел болтливую псину и сразу всё понял. Привязал собаку к нарте и отреза её злой язык.

С тех пор собака не разговаривает, а только лает. И людям, которые ведут пустые разговоры, замечают: «Много болтаешь, как собака лаешь».

ЛЕГЕНДА - КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗЛЫЕ ДУХИ l ДВЕ ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ Легенда, Сказка, Мифология, Чукотка, Север, Видео, Длиннопост

Чукотская сказка

Почему нельзя сор оставлять

Давно это было. Одна семья собралась перекочевать на другое место. Разобрали ярангу, погрузили аргиш в нарты.

Хозяин говорит жене:


- Пока буду ловить оленей, собери весь сор с нашей стоянки и сожги.


Женщина так и сделала, но забыла подобрать кустик от подстилки для шкур – он остался лежать на месте, где раньше стоял полог.

Уехали люди, а вскоре на это место пришёл злой дух. Кэлы любит бродить по старым стоянкам. Увидел он кустик от подстилки для шкур, подобрал его и спрашивает:


- Бедненький, кто тебя здесь оставил?


А кустик отвечает:


- Это хозяйка, Я ей столько лет верой и правдой служил, оберегал шкуры, чтоб те не промокли на сырой земле, а она даже не потрудилась сжечь меня.


- Ой-ой, как нехорошо! Покажи-ка мне, куда хозяева поехали?


И показал кустик аргишный путь, по которому скочевали люди. Кэлы нашёл по этому пути новую стоянку людей и напустил на них болезни.


С тех пор все чаучу («оленный человек», чукча, разводящий оленей) знают: когда люди собираются кочевать, со старой стоянки необходимо весь мусор тщательно собирать и сжигать

ЛЕГЕНДА - КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗЛЫЕ ДУХИ l ДВЕ ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ Легенда, Сказка, Мифология, Чукотка, Север, Видео, Длиннопост
ЛЕГЕНДА - КАК ПОЯВИЛИСЬ ЗЛЫЕ ДУХИ l ДВЕ ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ Легенда, Сказка, Мифология, Чукотка, Север, Видео, Длиннопост
Показать полностью 5
21

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ

Улу Тойон (якут. Улуу Тойон; от тюрк. — «великий господин»)— антропоморфный глава злых духов (абасы), обитатель верхнего мира, покровитель шаманов в мифологии якутов

Улу Тойон является отцом воронов, при этом сам нередко предстаёт в обличье ворона, в связи чем его называют величайший великий ворон господин.

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео

Ассоциативная связь ворона и данного божества основывается на том, что по якутским поверьям ворону не свойственно спать, а зрение позволяло видеть сразу все миры, и всякий,

съевший глаз этой птицы, не сможет уснуть. С помощью ворона Улу Тойон передал огонь людям, наделил последних душой (якут. сүр) при этом оставаясь незримым для смертных.

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео
УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео

Являясь покровителем шаманов, Улу Тойон вершит справедливый суд, разрешая споры и наказывая обидевших того или иного шамана людей.

Дети Улу Тойона и его жены Буус Дьалкын хотун (c якут. — ледяная госпожа с развалистой походкой) — главы девяти племён духов в южном небе, в мифах нередко связаны с животными,и маленьким детям.

В сети я наткнулся на статью, где автор причисляет Улу Тайона к числу Абасы то есть к злым духам и божествам т.к. к нему обращаются черные шаманы как к источнику болезни,

он может наслать на человека одержимых зверей, и наслать пургу. другие же утверждают что его следует причислять к числу Айыы то есть к жителям верхнего мира так как по легендам

он послал людям огонь, вершил справедливый суд и к нему часто обращались за помощью шаманы лекари.

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео
УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео

Я, человек который всю свою жизнь прожил на северах, поэтому могу утверждать на 100 % что на севере нет злых и добрых духов, есть человеческие поступки. И север видит эти поступки,

вот вам два примера из жизни которые я наблюдал лично:

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео

В середине мая наступил сезон охоты, и многие охотники уезжают далеко из села примерно километров за 30, в такое время пурга это редкость и поломка техники не страшна,

особенно если едешь не один, можно надеяться на подмогу. мой хороший знакомый не был исключением и поехал на охоту со своим "товарищем". На обратном пути у моего знакомого развалилась ходовка,

на месте ремонтировать не представлялось возможным, технику тоже не оставишь, жалко. поэтому было принято решение оставаться рядом со снегоходом и вызывать подмогу.

с этой целью в село отправился его товарищ и по приезду, прежде рассказать о случившемся, опрокинул пару стаканов с мужиками в гараже, даже не намекнув на то что человеку нужна помощь

благо были другие охотники которые забрали моего знакомого из тундры и вернули домой.

прошло немного времени, как этот горе спасатель обламывается прямо на том же месте, только вот его никто не привез, ему пришлось идти пешком по мокрому снегу и воде, после чего полежать в больнице с воспалением легких

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео

Что касается одержимых зверей, на ум сразу приходит история которая произошла с моим старшим братом. Однажды летом они с товарищами поехали на рыбалку, с собой взяли ружья так как не раз бывало

что медведи забредали на запах рыбы и рвали сети. Немного выпив и расставив сетку, они заметили как на другом берегу шел медведь, он не планировал трогать сеть, просто шел своей дорогой, мужикам из соседнего балка показалось хорошей идеей

пострелять немного в зверя, показать какие они серьезные охотники и привезти домой хищника. увидев что зверь рухнул, стрелки прекратили огонь и решили дать медведю истечь кровью перед тем как подходить к нему.

Мой брат знал что за убийство медведя могли быть серьезные проблемы, поэтому они сели в домике и начали доставать тормозки. сети были расставлены поэтому они просто сидели и отдыхали, наступила ночь,

как вдруг моего брата разбудили друзья, на улице грохотали выстрелы, "Опять" подумал он. когда они вышли на улицу перед ними была странная картина ночи были белые, и поэтому они сразу заметили

что медведя нет на том месте где он был, он лежал чуть дальше, судя по следам, загнанный зверь пытался уйти подальше от людей и попытаться зализать раны. Огонь продолжался минут 5. Убедившись что никому ничего не угрожает и это не пьяная перестрелка все вернулись в балки опрокинули пару стопок за упокой зверя и легли спать. сквозь сон моему брату снилось что стреляли еще раза два.

УЛУ ТОЙОН - ГЛАВА ПАНДЕМОНИУМА ЯКУТИИ Легенда, Мифология, Мифы, Якутия, Чукотка, Длиннопост, Видео

Утром в балок залетел ошалевший товарищ моего брата, судорожно посмеиваясь он предлагал выйти всем на улицу. картина была страшная, рубиройд, обшивка соседнего балка была сорвана, весь домик вокруг был измазан пятнами крови и следами когтей,

сети изорваны в клочья а дверь в домик уничтожена в труху, самое страшное что балок брата с товарищами находился в 10 метрах, но ни сам домик ни сети небыли тронуты, горе охотники крепко спали и никто не слышал как в дом рвался дикий зверь

так как все остались живы, я думаю Север дал этим дуракам 2 шанс, показав что они не такие уж и недосягаемые со своими ружьями и деревянными домиками.

Возвращаясь к нашей теме, не знаю существует ли Улу Тайон на самом деле, но Север всегда славился своей справедливостью по отношению к людям, возможно именно эти черты и вложены в легенды об Улу Тайоне

Показать полностью 8
8

ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух

Ана́дырь — город на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа. Самый восточный город России, находится в пограничной зоне.

Сегодня я хочу поведать вам легенду о центральном городе Чукотского АО, наверное каждый кто приезжал в Анадырь задавался вопросом "почему город в одном месте, а аэропорт в другом?", об этом и пойдет речь в данной статье

Глава третья

ЧЕГО БОЯТСЯ ЗЛЫЕ ДУХИ

Чукотское небо - особенное. Мы прилетели в Анадырь, и оно чуть не прихлопнуло нас, словно чугунная сковородка. Чёрное и тяжёлое, оно лежало прямо на верхушках сопок, клубилось тяжёлыми облаками и делало окружающий мир совершенно плоским. Тогда мы не оценили этот подарок Чукотки. Таська даже испугалась, что небо нас раздавит, и никак не хотела выходить из здания аэровокзала. Зато ночью небо разлилось зелёной мерцающей рекой.

Всполохи колыхались, как праздничные ленты, а сквозь них бриллиантами проглядывались звёзды. Мы вышли из аэропорта, спрятали носы в шарфы и ждали, что же будет дальше.

ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео

- Бежим! - весело крикнула мама. - Полетим на такси!

На берегу нас ждало что-то совершенно невиданное. Кабина громоздилась не на колёсах и не на гусеницах, а на гудящей чёрной юбке. Судно на воздушной подушке!

Мы забрались внутрь и действительно полетели - над водой, чуть прихваченной льдом, на другой берег, где стоял город Анадырь.

- А зачем так странно сделали? - спросил я у лодочника, когда мы переправились.

- Что сделали?

- Ну, аэропорт на одном берегу, а город - на другом. Удобнее же, когда всё рядом.

- Ах, это! - он рассмеялся. - Знаешь, это для того, чтобы в город не попали злые духи.

Они совершенно не умеют преодолевать водные преграды. А уж перевозить я их точно не собираюсь! Пусть идут в обход Лимана!

- Злые духи? Они боятся воды?

- Скорее, просто не понимают, что с ней делать, - задумался наш проводник. - Мне про это бабка моя рассказывала. А уж она -то в этом разбиралась. Её звали Гивэвнэут,

а имя это на чукотском значит "Сведующая", "Знающая". Вот послушайте её сказки!

ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео

Чукотская сказка

ЛИСА И ЗЛОЙ ДУХ

Весной река поднялась сильно Кэлы (злой дух который постоянно всем вредит) хотел было перейти её, но не смог. Стал думать Кэлы, как ему быть. Увидел на том берегу Лису.

- Эй, Лиса, скажи, как перейти реку?

- Ой-ой, все, кто хотел эту реку перейти, сначала выпивал из неё всю воду. Когда река обмельчает, тогда и переходи.

- А ну-ка, я попробую.

И Кэлы начал пить. Долго пил, что аж живот вздулся. В конце концов устал и лёг на спину.

- Как дела? - спросила Лиса.

- Мне надоело, я не могу больше. Видишь, как живот мой наполнился, - отвечает Кэлы.

- Ну и ну! Посмотри-ка, воды в реке стало меньше.

- Неужели?

-Да, еще надо немного отпить, и ты перейдёшь реку.

Обрадовался Кэлы и принялся пить снова. Так долго пил, что опять устал и лёг на спину. Живот выше головы поднялся. Как раз в это время задул ветер.

Прошлогодние листочки сорвались с кустов и рассыпались по тундре. Один листочек упал на живот Кэлы. От ветра листочек дрожал и шевелился. Кэлы испугался,

что он живот проткнёт, и хотел поймать листочек руками. Кэлы резко хлопнул по животу, и тот лопнул. Вся вода в реку обратно вылилась. А хитрая Лиса довольная

пошла домой - так она победила злого духа.

ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео
ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео
ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео
ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео
ЛЕГЕНДА - ПОЧЕМУ АНАДЫРЬ ОКРУЖЁН ВОДОЙ l Чукотская сказка - Лиса и Злой Дух Легенда, Длиннопост, Сказка, Чукотка, Анадырь, Север, Видео
Показать полностью 7
131

Страшная сказка коренных народов Севера

В одной землянке вечером собрались дети. Дети играли и много смеялись. Один мальчик-сиротка уговаривал товарищей не смеяться:

- Тише, нельзя ночью смеяться, а то бог придет и съест нас!

Но дети не слушались и еще громче смеялись.

Сиротка услышал топот и сказал: - Тише, тише, кто-то идет! Топот стал сильнее. Мальчик закрыл дверь. Бог обхватил землянку и стал искать дверь, но не нашел. Потянул он в себя воздух, и двери распахнулись. Бог взглянул в землянку, и дети сразу умерли - кто смеялся, тот и остался с открытым ртом, кто прыгал - так и застыл на одной ноге. Только сиротка спрятался и остался жив.

Бог поставил его перед собой. Мальчик упал на шкуры.

- Встань скорее! - сказал бог. - Прикидываешься, что ты мертвый? Разве ты хочешь умереть?

- Я тебя боюсь, ты меня съешь!

- Нет, я тебя не съем. Лучше мы с тобой поиграем в прятки - хочешь? Прячься хорошо, если я тебя найду - зарежу, а если ты меня найдешь - тоже зарежешь!

Спрятался бог за полог, мальчик его сразу нашел,

- Подожди, - сказал бог, - дай я тебя поищу!

Ищет бог мальчика долго-долго. Выбился из сил и говорит:

- Выходи, я не могу тебя найти. Где ты?

- Вот я, - сказал мальчик и выглянул из-под ноги бога. У бога были мохнатые ноги, и мальчик держался за волосы.

- А, вот ты где! Давай еще раз сыграем. Спрятался бог в притвор. Мальчик увидел бога по

огромным глазам. Потом мальчик спрятался в щель, и бог его опять не нашел.

- Выходи!

Мальчик вышел, и бог сказал:

- Ну ладно, точи нож!

Когда нож был отточен, мальчик ударил бога ножом в грудь, но не сильно. Тогда бог вырвал из груди нож, размахнулся, с силой ударил себя ножом и упал.

Умер бог, а мальчик ушел в соседнее стойбище.

Показать полностью
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества,
пользователей — и читайте персональное «Горячее».
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.
Отличная работа, все прочитано!