IronFeliks

IronFeliks

Пикабушник
Дата рождения: 20 августа 1989
поставил 5277 плюсов и 85 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
более 1000 подписчиковС Днем рождения, Пикабу!5 лет на Пикабу
57К рейтинг 1682 подписчика 180 подписок 100 постов 50 в горячем

Продолжение поста «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?»

Этот пост короткий. Фактически - анбоксинг приехавшего мне аппарата НИВЛ и немнождко шутеечек в процессе. Записал только сегодня, когда негативные эффекты от очередной порции семаглутида сошли на нет.

Ответ prapor35 в «Долги в стране»

ГОСУДАРСТВУ МЕНТ ДОЛЖЕН ОБХОДИТЬСЯ ДЕШЕВЛЕ ВОРА.

Государство есть структура, которой граждане делегируют часть своих прав и денежных средств в обмен на безопасность. По большому счёту, государство есть гигантская страховая контора, которая страхует нас от множества возможных житейских неурядиц — начиная с банального гриппа и кончая убийством. Наша страховая премия — это наши налоги и наше согласие на то, что государство будет регламентировать нашу жизнь. Но на сегодняшний день многие свои функции страховая компания «Государство» исполняет ни шатко, ни валко. Причина — не в государстве как таковом, и не в людях, распоряжающихся от имени государства, причина — в изначально неверной практике.

Что мы видим сегодня? К примеру, нас ограбили. Мы заявляем в полицию, сиречь, направляем страховой компании «Государство» (далее по тексту СК «Государство») извещение о страховом случае. СК «Государство», при этом, в отличие от нормальных страховых компаний, только пытается поймать вора, но никак не возместить нам ущерб, предлагая нам получать с вора ущерб самим. Если государство в лице правоохранительных органов вора таки поймало — оно его лишает свободы, вынуждая нас же, потерпевших, этого вора содержать на протяжении нескольких лет, причем содержать не только вора — но и тех, кто этого вора сторожит. Ведь все деньги государства — есть добровольно переданная нами часть прибавочной стоимости, которую мы произвели. Согласно официальной статистике ФСИН, кормежка и физическое содержание вора (место, одежда, медпомощь, etc.) — это лишь одна пятая от всех расходов. То есть охрана вора обходится государству как содержание ещё четырех воров.  Если же государство вора не поймало — мы остаемся вообще ни с чем, при этом страховая премия нам не возвращается. Кроме того, как давно известно, тюрьма перевоспитать может лишь тех, кто и без тюрьмы бы перевоспитался. По большому счёту, мы, граждане, сами содержим мощнейшие криминальные университеты, через которые проходят сотни тысяч человек — причем за наш же счёт. Мы за свои деньги учим воровать@убивать тех, кто по выходу из тюрьмы будет грабить и убивать нас же, а вернувшись в свою «alma mater» — будет учить тому же новые поколения «первоходов».

Есть ли выход из этого порочного круга? Есть.

Для начала, нужно изменить саму систему наказания.  Сегодня мы назначаем наказание в виде изоляции от общества, отбыв которое человек возвращается в общество, будучи лишь озлобленным, но не исправившимся. Убытки, причиненные преступлением, реально не возмещаются, поскольку, если даже (что бывает далеко не всегда) с преступника и удается взыскать  ущерб от самого преступления, весь сопутствующий ущерб (расходы на поиск, доказывание вины, работу оперов, следователей, прокуроров, судей, ФСИНовцев) не только не взыскивается — а даже не рассматривается как ущерб. Между тем, сопутствующий ущерб, например, в случае не очень крупной кражи, может многократно превысить ущерб от самого преступления.

Какой должна быть новая система наказания? А весьма несложной. Суды должны назначать не срок лишения свободы — а сумму подлежащего возмещению полного ущерба. Рассмотрим на конкретном примере. Есть Вася Пупкин. Вася Пупкин обворовал продуктовый магазин, принадлежавший Петру  Пузикову, украв из кассы Х рублей, причинив сопутствующего ущерба (сломанный замок, взломанная касса, испорченные и взятые продукты, расходы на приведение магазина в порядок) на Y рублей. СК «Государство», получив претензию от Петра Пузикова, сразу же выплачивает Петру Пузикову сумму ущерба X+Y (поскольку Петр Пузиков честно выплачивал свою страховую премию в виде налогов), получая право регрессного требования с Васи Пупкина. Следователь с зарплатой A в месяц и 180 рабочими часами в месяц затратил на поиск Васи Пупкина Z часов. Соответственно, СК «Государство» заплатило следователю за поиск Васи А/180*Z. Оперативные сотрудники с зарплатой D и всё теми же 180 рабочими часами в месяц задержали и оформили Васю за F часов. Итого расходы на оперативных сотрудников составили  D/180*F. По той же схеме рассчитанные расходы на прокурорских работников на этапе предварительного следствия составили Е. На этапе суда СК «Государство» заплатило судье M, секретарю суда N, прокурору V, адвокату C, свидетелям, вызванным в суд, R. И в итоге судья присуждает Васе Пупкину обязанность возместить СК «Государство» сумму S по формуле S=(X+Y+(A/180*Z)+(D/180*F)+E+M+N+V+C+R)*H, где Н — коэффициент опасности деяния (КОД). Логично, что КОД за кражу или неуплату налогов намного меньше, чем штраф за убийство или теракт. Если у Васи такие деньги есть — Вася выплачивает их и выходит на свободу с чистой совестью. В следующий раз Вася очень серьезно задумывается, а стоит ли пытаться украсть, если потом с него сдерут сумму, намного превышающую доход с кражи. В итоге почти все довольны — СК «Государство» вернула себе затраченные деньги, Пётр Пузиков получил возмещение ущерба. Недоволен один Вася — он заплатил дважды — сначала в виде страховой премии, пока был законопослушным гражданином, потом — возместил реально затраченные на него деньги. Но Вася виноват сам и сам себе злобный Буратино.

Но что делать, если Вася у нас несостоятельный должник? А мы его закрываем в трудовую колонию. Где Вася должен отработать сумму долга, причем отработать рыночным образом — принеся прибыль в размере своего долга. При этом, из доходов Васи мы вычитаем расходы на охрану и кормежку Васи, вычитая за кормежку предпоследним, перед погашением основного долга. Вася не хочет работать — Васю перестают кормить. В итоге Вася, дабы не умереть голодной смертью, должен работать. Если Вася пытается отобрать еду у других заключенных — к Васе приставляют охрану, расходы на которую опять же вычитаются из Васиных доходов. Если Вася принципиальный «вор в законе» и предпочитает умереть голодной смертью, но не работать — долг перейдет на Васиных наследников в размере полученного наследства. Если Вася всё же помер, не отработав, а наследства нет или не хватает — долг Васи СК «Государство» списывает как свой убыток. В итоге Вася сидит ровно столько, сколько возвращает долги. Если Вася придумал крутой стартап, быстро заработал деньги и вернул долги — Вася отсидел мало. Вася пинает балду и работает плохо, так что едва хватает на кормежку и охрану — Вася сидит долго. При этом Вася долей, остающейся после покрытия текущих расходов на кормежку, охрану и минимальное погашение долга, распоряжается сам. Хочет — направляет всё заработанное на погашение долга, обходясь стандартной  пайкой, стремясь побыстрее выйти на свободу; хочет — кладет себе на счёт для использования после выхода на свободу, хочет — ест рябчиков с ананасами, но сидит, соответственно, дольше.  А ещё есть Коля, который осуждён за коррупцию, и Саня, осуждённый за теракт. У них суммы долга такие, что им не выплатить его никогда — и сидеть им, что логично, до конца жизни.

Плюсы этой схемы — преступники оплачивают свои преступления сами, да ещё и содержат весь репрессивный аппарат, позволяя государству направлять собранные с граждан страховые премии на что-то более ценное. Кроме того, никаких «криминальных университетов» нет — положение осужденного по загруженности мало отличается от жизни на воле, за исключением того, что он сам кормит своих надзирателей. Мотивов вернуться за решетку у преступника минимально —  работать приходится так же, как и на воле, а радостей жизни за эту работу достается сильно меньше.

Минусы тоже есть — обеспеченные граждане смогут официально  откупиться от тюрьмы, но тоже, до определенного уровня. В случае рецидива КОД растет настолько быстро, что от третьего или четвертого преступления откупиться сможет разве что Билл Гейтс, да и то останется на бобах.

Другая сторона проблемы — как исчислять расходы времени следователя, судьи, и прочих? Следователь, приступая к работе с делом, пишет на отдельной бумажке, приобщённой к делу, время начала работы и время её завершения. Если следователя поймали на «перехлесте» времени — следователь сам становится преступником. Вдобавок, есть метод материальной стимуляции следователя. Зарплата следователя состоит из двух частей — небольшого оклада и крупной премии. Размер премии зависит в том числе и от объема похищенного. Для получения всей премии необходимо, чтобы причиненный ущерб был равен обращенному взысканию. То есть, по делам, расписанным следователю, ущерб равен X. Следователь нашел не всех, и взыскал (решением суда) только 20% от похищенного. От премии он тоже получит только 20%.  Но если следователь довел за год дело до суда, то всю недополученную премию (ведь каждый месяц исчисляли из пропорции похищенное/раскрытое) он получает немедленно. Как следствие — есть мотив раскрывать дела — получишь больше, и мотив принимать заявления — раскроешь больше — получишь больше. Всё равно в итоге всё оплатит вор.

Показать полностью

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?»

Мне почти 35. Главная и почти смертельная проблема - лишний вес, я вешу триста десять килограммов. Перемещаюсь с большим трудом, любой выход дальше километра - уже на пределе. В жару умираю.

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

Я с троюродным племянником - парень почти 190 см ростом

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

Пузо в фас

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

Пузо в профиль

Жирел постепенно, поэтому достаточно долго я успевал разгонять мышцы и поддерживать свои физические возможности.

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2007

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2008 год

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2012

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2014

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2016

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2017

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2018

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2019

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2020

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2021

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2022

Ответ на пост «Сколько вам лет и какая у вас сейчас самая большая проблема в жизни?» Проблема, Истории из жизни, Работа, Текст, Ожирение, Полнота, Ответ на пост, Длиннопост, Фотография

2023

Проблемы начались в 2019, когда уже не мог забежать на третий этаж сталинки, прыгая через ступеньку. Вес был на тот момент около двухсот кг. После полугода самостоятельных попыток - пошел к врачу. В самом начале 2020... Успели найти вариант - лечение тестостероном. Как выяснилось - это было ошибкой... Сразу надо было идти на бариатрию, но кто бы о ней знал...

В общем, сначала год с хвостиком был убит на тестостеронотерапию, затем столько же на попытки сделать бариатрию по ОМС, затем ещё полтора - платно в одном из центров... А все все рос и рос, и чем дальше - тем быстрее - мне все труднее становилось двигаться, я всё меньше двигался, вес рос всё быстрее.

И в феврале 2024 года, когда я оказался у родственников в Питере, выяснилось, что бариатрия на таком весе невозможна - анестезиологи отказываются такому весу давать наркоз. Платная клиника просто гоняла меня по кругу бессмысленных анализов, ожидая либо пока у меня кончатся деньги, либо пока я сам не помру - что этим летом вполне вероятно. Прошлым летом, при весе 280+/- , я четырежды попадал в больничку с перегревом и гипертоническим кризом - разогревался на жаре до 40 градусов, давление улетало за 380.

Месяц беготни по питерским врачам, всплывшее тяжеленное апноэ, отказ даже в установке желудочного баллона: у баллона есть примерно 10% риск порваться - а это почти гарантированная острая кишечная непроходимость. В моем случае - это мучительная смерть от непроходимости, потому что наркозить меня не возьмется ни один анестезиолог - наркоз рассчитывается от веса, плюс основной наркозирующий препарат - пропофол - жирорастворим и накапливается в жировых тканях. То есть ввести-то в наркоз можно. А как достать обратно?

В итоге - последний шанс, последняя попытка. SiPAP - терапия, плюс Семавик.

Посмотрим, что получится.

Показать полностью 15

Ответ на пост «В Твиттере пересказывают пословицы и крылатые выражения с помощью канцелярита»

В случае отсутствия установленных фактов привлечения священнослужителя по любой из частей ст. 20.1 КоАП РФ или фактов наличия (в том числе снятой/погашенной) судимости по ст. 213 УК РФ, выдача вышеуказанному священнослужителю личного нарезного короткоствольного оружия "3-линейный револьвер образца 1885 года", индекс ГРАУ 56-Н-121 является нецелесообразной.

Высадка пассажиров женского пола (в том числе и в не предназначенных для этого местах) из гужевого транспорта приводит к снижению нагрузки на тягловый скот.

Прекращение жизнедеятельности представителя семейства псовых соответствует его статусу.

Допускается любые типы поименования объекта, в случае отсутствия попыток применить объект по назначению названия.

Выражаю свое письменное согласие на применение ко мне мер физического воздействия в мое отсутствие.

Рационально использование судов большого водоизмещения на линиях большой протяженности.

На лице, совершившем преступление, предусмотренное ст. 158 УК РФ, воспламенился головной убор.

В случае, если изолированное резкое поднятие местности с выраженными склонами и подножием не совершает пространственного перемещения к лицу, которое, по утверждению арабской религиозной мысли, является последним пророком, вышеуказанному лицу следует самостоятельно переместится к изолированному резкому поднятию местности.

Ценность женской половой клетки круглой или овальной формы, заключенной в скорлупу, значительно возрастает к религиозному празднику, празднуемому в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

На лиственных деревьях из рода тополь семейства ивовых не произрастают плоды, характерные для рода цитрусовых, семейства рутовых.

Допускается издание громких естественных звуков самкой крупного рогатого скота, принадлежащей иным лицам, принадлежащая же Вам самка крупного рогатого скота обязана соблюдать молчание.

Соблюдение религиозных ритуалов лицами, имеющими установленные в надлежащем порядке диагнозы, предполагающие снижение или недостаточное развитие интеллекта приводит к закрытым черепно-мозговым травмам вышеуказанных лиц.

Не подлежит отложению деятельность двух видов - родоразрешение и опорожнение кишечника.

Лицо, которому причинены телесные повреждения, не приведшие к утрате трудоспособности, подлежит обмену на двух лиц, каковым вышеуказанные или иные телесные повреждения причинены не были.

Ответ на пост «В Твиттере пересказывают пословицы и крылатые выражения с помощью канцелярита» Twitter, Скриншот, Пословицы и поговорки, Крылатые фразы, Длиннопост, Ответ на пост
Показать полностью 1

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас"

Иногда самые эффективные вещи строят люди, которые вообще не представляют себе, как оно должно работать.

К примеру, основу благоденствия Юга США в конце 18 - начале 19 века, хлопкочесальную машину, сделал Илай Уитни, которому было лень идти смотреть, как там негры вручную хлопок шелушат. И до него пытались, делали машины с пальцами, повторяющими движения пальцев негров - эффективность была никакая.

И в общем, когда Холодная война начала разгораться, у американов дело дошло до дела, а именно - возникла надобность "дотянуться" до территории СССР ракетой с исконно американской земли. Американы никогда не были дураками, и понимали, что даже при наличии ядрёной боньбы очень не факт, что удастся остановить очень хорошо обученную, очень хорошо, а главное, плотно и многослойно оснащенную, имеющую четырехлетний опыт самой изнурительной войны в истории человечества Советскую Армию, вдобавок, подпираемую хорошо отлаженным и полностью стоящим на военных рельсах тылом. Не говоря уж о том, что в головы генералов, за исключением самых забубённых, типа Кёртиса ЛеМэя, начала приходить мысль, что после плотной атомной бомбежки разбомбленное восстанавливать очень долго и дорого, а прибылей с этих мест не видать и вовсе до морковкина заговенья. В итоге могла оказаться ситуация, что "дядя Джо" мог, в теории, взять всю Европу, а останавливать его было бы нечем - Советы уже продемонстрировали не раз и не два, что вместо любой разбитой и уничтоженной дивизии они могут выдвинуть из глубины страны ещё две, экипированных, оснащенных и обученных не хуже, и надавать истощенному мясорубкой противнику по рогам. А вот достать этот самый тыл... Было нечем. Стратегические бомбардировщики это хорошо и круто, Америка в них была впереди планеты всей, но вставал вопрос, насколько хватит даже не самих бомбардировщиков, а главного - боевого духа у экипажей. 25% потери в подразделении ставили часть на грань бунта. А у русских была многочисленная и опять-таки опытная истребительная авиация. И насобачившиеся за годы войны строить хорошие, годные машины авиаконструкторы, ухитрявшиеся совмещать вылизанную аэродинамику и могучие моторы.

В итоге, стало понятно, что нужно что-то, способное дотянуться прямо с территории США до советских тылов, и, желательно, беспилотное. То есть - ракета.

Трофеев американы хапнули хорошо - им достался и главный конструктор немецкой программы, и полный комплект техдокументации, и сами ракеты. Но поначалу, как это им и свойственно, американы решили сходить не туда. Будучи хорошими самолетостроителями, они решили начать с крылатой ракеты. Основания у них были - опыт применения Фау-1 и Фау-2 ясно показывал, что "единичка" была эффективнее - каждая из 2419 ракет, долетевшая до Лондона, убила и ранила в среднем 10 человек, в то время как каждая из 517 ракет Фау-2, долетевших до всё того же Лондона, убила и ранила в среднем лишь троих. При том, что цена Фау-1 и Фау-2 различалась чуть ли не на порядок.

Так началась программа МХ-77х. В рамках подпрограммы МХ-771 "Мартин" строил крылатую ракету "Матадор", подпрограмма МХ-775 досталась "Нортропу", строившему сразу два проекта крылатых ракет, "Конвейру" (Convair, Consolidated Vulti Aircraft) же досталась программа МХ-774, тоже из двух частей - "крылатой" и "баллистической". В "Конвейре" хорошо понимали, что ресурсов и инженеров им хватит только на что-то одно - и приняли решение - не пытаться бодаться с конкурентами на их поле. И сосредоточились на баллистической компоненте.

Другой проблемой стало то, что "Конвейр" не получил из немецких трофеев ничего - ни одного инженера, ни единого листа техдокументации. К тому моменту "немецкий след" в американском ракетострое был очень силен, а уж после того, как 24 октября 1946 года трофейная ракета "Фау-2" взлетела на 188 км и привезла первый в истории фотоснимок Земли с орбиты - немецкая конструкторская школа стала непререкаемым авторитетом.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

Тот самый снимок.

Главной бедой "немецкой школы конструирования", причем хоть чего, хоть кораблей, хоть танков, хоть самолетов, была традиционная немецкая тяга к прочности и надежности, пусть даже в ущерб весовому совершенству и мощности вооружения. В итоге Фау-2 над формулой Циолковского совершала жуткое и изощрённое насилие. Формула Циолковского отвечала ей сторицей - когда Королёв "обработал напильником" Фау-2 (а по факту, построил принципиально новую ракету частично в габаритах и на сильно модифицированном движке) - то дальность стрельбы выросла разом почти вдвое, до 600 км.

Фактически, Фау-2 была ракетным самолетом без крыльев - прочный фюзеляж, подвесные баки, полет до цели "одним куском", из-за чего фюзеляж дополнительно упрочнен и покрыт термозащитой, чтобы переживать вход в плотные слои.

Всего этого в "Конвейре" не знали. Всё, что у них было - это пара рисунков и основные размерности, тоже присланные чуть ли не в виде записи на клочке газетной бумаги.

И, лишенные давления готовых идей, инженеры начали генерировать свои. Они пошли от от печки, от задачи. Задача - закинуть контейнер с полезной нагрузкой на заданную дистанцию. Контейнер должен долететь до земли целым.

От этого и начали плясать. Формула Циолковского инженерам, конечно, была известна, и задачей было минимизировать сухой вес ракеты (следствие из формулы Циолковского гласит, что при равном запасе одинакового горючего и одинаковых двигателях меньше весящая на старте ракета улетит дальше). Поэтому было принято гениальное решение - отбрасываем всё лишнее! Включая сам корпус ракеты, потому что в верхних слоях атмосферы, после отключения двигателя, он ни на что положительно не влияет, а на входе создает дополнительное сопротивление, потому что его поперечная нагрузка, отношение веса к поперечному сечению, меньше, чем у головной части, и поэтому он играет роль плохого - но парашюта. Сравните, как падает лом и как падает лист бумаги - у лома поперечная нагрузка очень высокая, а у листа бумаги - минимальная. Чем меньше поперечная нагрузка - тем меньше терминальная скорость падения - то есть максимальная скорость, до которой гравитация может разогнать тело в данной атмосфере. А чем быстрее летит головная часть, - тем дальше она улетит. Вдобавок, уж коли мы отбросили более нам не нужный корпус ракеты - так зачем его теплозащитой защищать? Сгорит? Да и хрен бы с ним, всё равно после выработки топлива - это всего лишь куча бесполезного металла!

Дальше - больше. Если нам не нужно защищать теплозащитой корпус, если корпус не должен выдерживать вход в плотные слои, то зачем нам делать его слишком прочным? Достаточно, чтобы он не развалился под тягой двигателя и от набегающего потока воздуха, пока мы пробиваем атмосферу! Поэтому сделаем баки несущими, пусть стенка бака и обшивка будут единым целым. Правда, возникла проблема - достаточно толстые стенки бака, чтобы держали вес ракеты, весили немало. И тогда инженерам "Конвейра" пришла в голову мысль. Топливо - жидкость. А жидкости почти несжимаемы! Вот пусть топливо само себя и несет, тогда прочность стенок бака можно делать лишь достаточной для удержания давления топлива. А чтобы ракета не сложилась под весом самой себя по мере выработки топлива - будем освободившееся место наддувать газом - совсем как мягкий дирижабль.

В итоге к январю 47 года у "Конвейра" была вполне годная и даже вроде как летающая ракета. Проблемой была лишь низкая точность и маленький забрасываемый вес.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

Итог МХ-774

Но тут вмешалась политика. В 47 году ВВС США подверглись серьезной реформе, сменилось руководство - и сменились приоритеты. На первый план стало воспрепятствование Советам наслать на Америку армады стратегических бомбардировщиков с атомными бомбами - всем стало ясно, что долго монополию на ядерное оружие Америке не удержать. Поэтому на первый план вышли средства ПВО, а разработка МБР была исключена из списка приоритетов. В июне 47 года программу закрыли, три ракеты, которые "Конвейр" успел сделать - экспериментально запустили. У одной отказал двигатель через минуту после пуска, две другие разрушились на высоте - данные об атмосфере в верхних слоях были неточными, и ракеты попросту сложились в полете из-за недостаточного давления наддува.

Программу свернули, но Карл Боссарт продолжал в инициативном порядке и за счёт фирмы работы в направлении баллистических ракет.

В 51 году, после поступления информации о том, что Советы ведут лихорадочную работу в области дальнобойных баллистических ракет и вот-вот испытают свою первую полноценную атомную бомбу (бомба была сброшена на Семипалатинский полигон 18 октября 1951 года с самолета Ту-4), программу разработки МБР решили вернуть. Сменившееся поколение управленцев не очень доверяло немцам вообще и фон Брауну в частности, кроме того - существовало корпоративное противостояние между ВВС США и армией. Поэтому в январе 1951 года была открыта программа МХ-1593, по которой безусловный приоритет был отдан "Конвейру". К тому моменту группа баллистических ракет на "Конвейре" состояла всего из десяти человек, включая самого Боссарта, но ни Боссарта, ни его боссов это не смущало. Боссарт параллельно с разработкой развернул натуральную охоту за кадрами по всем США, и к 60 году отдел баллистических ракет "Конвейра" составлял 12000 человек сотрудников. Но это было потом, а у истоков - стоял Боссарт и девять его энтузиастов...

Из архива Боссарта спешно извлеклись все наработки по программе МХ-774. Было решено задействовать всё, что только можно, ради ускорения разработки. Поэтому - разработку начали буквально минимумом кадров. Проект получил название "Атлас".

Работы изрядно затормозили метания заказчика по вопросу боевой нагрузки. Рассматривалась и неядерная ГЧ, и ядерная, и только к 1953 году ВВС США определились - термоядерная головная часть весом в 3600 кг. Такой забрасываемый вес требовал сложной пятидвигательной схемы, что вызывало у Боссарта обоснованные подозрения в ненадежности. Плюс, тяжеленная головная часть "съедала" весь профит от легкой конструкции ракеты. Выход был один - многоступенчатая схема. У Боссарта были серьезные сомнения в возможности запуска двигателя на высоте (напомню, тогда запуск двигателя на старте с второй-третьей попытки считался вариантом нормы). И тогда Боссарту пришла в голову гениальная, без дураков, идея.

Двигатели жрут топливо, и ракета облегчается на глазах. Вдобавок, конструкция двигателя для работы на высоте и у земли сильно отличается, эффективные "внизу" двигатели стремительно теряют эффективность на высоте, а хороший высотный двигатель у земли развивает просто оскорбительную по величине тягу. Поэтому... Да, зажжем все движки у земли, а затем, как только поднимемся повыше, облегчимся, и выйдем за зону эффективности "приземных" движков - сбросим их к чертовой матери! Двигатель - штука тяжелая, жрут они как не в себя, а пользы - мало. Вот и пошли они к чертям! А оставшееся топливо эффективно потратят высотные двигатели. Поэтому оба маршевых движка крепились не к самой ракете - а к "юбке"-переходнику, и после отсечки трубопроводов юбка вместе с двигателями соскальзывала по направляющим вниз, стягиваемая давлением набегающего воздуха на обтекатели разгонных движков, в то время как высотные двигатели уводили саму ракету вверх.

Эта схема давала огромные бонусы. Не надо морочиться со сложным разделением ступеней, беспокоиться о риске удара отделяющейся ступени по верхней или боковой, особенно, если случатся проблемы с отсечкой двигателя первой ступени, и резко облегчившаяся ступень "догонит" вторую. Тут двигатели догнать ракету не могли никак - топливо им взять просто неоткуда.

Начали проектировать пятидвигательную ракету с двумя сбрасываемыми двигателями. Но тут на первый план вышли атомщики, уменьшившие головную часть до 680 кг. И тогда Боссарт с радостью выкинул сложную и трудноуправляемую связку из трех высотных движков. В их надежности были большие сомнения - из-за необходимости вписаться в габариты, двигатели были упиханы как сельди в бочку, температурный режим агрегатов был на грани критического, а ещё много проблем создавала принципиальная невозможность упихнуть полноценное управление соплом каждого двигателя в столь малый объем. В итоге малейший рассинхрон в тяге приводил бы если не к кувырку - то к неминуемому промаху.

Ещё одной проблемой стало неприятие "странной" конструкции многими чиновниками. Господствовала мысль, что "этот воздушный шарик развалится в полете". Скептицизм был настолько велик, что в параллель к разработке "Атласа" конкурентам "Конвейра", "Мартину", была поручена разработка "традиционной" ракеты. "Мартин" справится с заданием, построив ракету "Титан", которая тоже послужит космосу, но это уже совсем другая история.

В итоге разработка периодически начинала буксовать на месте. Вдобавок, продолжались нелады с отработкой "высотного" двигателя. Дело шло медленно, и в начале 57 года Боссарт решил начать испытания без высотного движка. Так появился "Атлас-А". По сути, это был летающий макет, с двумя двигателями LR-89 тягой по 75 тонн каждый, весовым макетом высотного двигателя и телеметрической головной частью вместо боеголовки. Первый пуск произвели 11 июня 1957 года, ракета успешно ушла со стартового стола, но через минуту полета один из двух движков оторвался. Парировать такой перекос тяги было невозможно, и прототип начал "фигурять" по небу, выписывая в воздухе неистовые антраша. Поскольку был неиллюзорный риск, что ракета упадет на жилые дома - её взорвали самоликвидатором, но телеметрия с борта шла до последней секунды существования головной части. Пуск был признан частично успешным, но главное - все скептики, критиковавшие "недостаточную прочность" наддувной конструкции, были посрамлены. Все опрошенные эксперты в один голос признавали, что те невероятные фортеля с такими продольными и поперечными перегрузками, которые вытворял отказавший "Атлас" в небе над Флоридой, не пережила бы ни одна ракета "традиционной" схемы, развалившись на куски ещё на первом же вираже.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

"Атлас-А" на старте. Хорошо видно отсутствие центрального двигателя.

Второй пуск так же завершился аварией, и снова из-за двигателя, но теперь стал понятен источник проблем. Двигатели отправили на доработку.

5 октября 1957 года Америка проснулась в изменившемся мире - СССР вывел на орбиту первый спутник. Началась космическая гонка.

Боссарт надавил на смежников, заставив ускорить работы по двигателям - и 12 декабря 1957 года третий "Атлас-А" поднялся на 120 км и улетел аж на 990 км, разом побив все рекорды американских ракет по дальности.

До середины 58 года проводили испытания систем наведения, пустив на это все оставшиеся "Атласы-А". К тому моменту высотный двигатель LR-105 довели до ума, и 2 августа 1958 год "Атлас-Б" в трехдвигательной компоновке улетел на 4200 км. 28 ноября того же года "Атлас-Б" улетел на 10540 км и официально стал полноценной МБР.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

Старт "Атласа-Б". Хорошо виден третий двигатель.

А уже 18 декабря состоялся дебют "Атласа" как полноценной космической ракеты - "Атлас-Б" успешно вывел на орбиту прототип спутника связи SCORE (Signal Communications by Orbiting Relay Equipment).

"Атлас" недолго прослужил в качестве МБР - появившиеся твердотопливные "Минитмены" выжили и его, и его конкурента "Титана" с боевых позиций.

В итоге образовалось большое количество, почти три сотни, неиспользованных МБР. Пускать их под пресс было бы расточительством, и "Конвейр" принял решение - переделать их в космические ракеты!

Причем "Конвейр" снова обскакал конкурентов из "Мартина". Пока "Мартин" пытался бороться с "Минитменами", создавая ампулизированную версию "Титана" на некриогенных компонентах, "Конвейр" предложил свои услуги НАСА. А НАСА очень нуждалось в хорошем носителе. После полета Спутника-3 (здоровенной по тем временам дуры, размером и весом с легковушку) выяснилось, что у НАСА нет ни одной подходящей ракеты, чтобы поднять человека. Даже предельно облегченный алюминиевый бидончик "Меркурия" единственная отработанная до терпимого уровня безопасности ракета "Редстоун" (разработки всё того же Вернера фон Брауна) могла вывести только на суборбитал.

"Конвейр" спешно допилил ракету до терпимых стандартов безопасности - история 18 мая 1959 года, когда второй экземпляр "Атласа-Д" рванул сразу после старта на глазах охреневших от такого подарка судьбы астронавтов из первой Семерки, и язвительного комментария Гаса Гриссома "Вы серьезно собираетесь запихнуть нас в эту штуку?", заставила инженеров пересмотреть целый ряд мелких технических решений. Но итогом шести беспилотных пусков стал полет 24 мая 1962 года Джона Гленна. Особенностью этих стартов было то, что на орбиту выходила практически вся ракета целиком - на Землю падали только разгонные двигатели. Кроме "Атласа" так не мог и не может никто.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

Джон Гленн летит в космос

Параллельно "Конвейр" переделывал свои ракеты для целого ряда задач. Наверно, ни одна другая ракета не носила столько разнообразных разгонных блоков. Первым стал неудачный "Атлас-Эйбл". Три старта, закончившихся аварией - но ни одного по вине самого "Атласа".

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

Атлас-Эйбл с Пионером П30. Вторая ступень не завелась, Атлас отработал идеально.


Следующим этапом был "Атлас-Аджена". Этот вариант оказался удачливым и долгоживущим, 109 пусков, из них 93 удачных - он летал по программе "Джемини", выводя мишени для стыковки самого "Джемини", но главная его миссия и успех - первичное изучение Луны. Именно "Атлас-Аджена" вывел к Луне и Лунар Орбитеры, и Рейнджеры, без которых была бы немыслима программа "Аполлон". Да и для глубокго космоса было сделано многое - Маринер-2 и -5 пролетели мимо Венеры, Маринер-3 и Маринер-4 - мимо Марса, а "четверка ещё и сделала первые фотографии Марса вблизи.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

"Атлас-Аджена" с Лунар Орбитер-4

Но апофеозом стал, конечно же, "Атлас-Центавр". О "Центавре" я уже писал, "Атлас" 142 раз стартовал с "Кентавром", 127 раза - успешно. Именно "Атлас-Центавр" и "Атлас-II-Центавр", отличавшийся удлиненными баками и более мощными двигателями первой ступени, но всё той же полутораступенчатой схемой вытащили на себе значительную часть научной программы НАСА.

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

"Атлас-Центавр" выводит "Сервейор-10"

Воздушный шарик на орбите, или уникальная РН "Атлас" NASA, Космос, Космонавтика, Длиннопост

Старт "Атласа-II-Центавр". Видно, насколько длиннее баки первой ступени.

И ещё один рекорд тоже принадлежит "Атласам". Это рекорд самого длительного хранение ракеты-носителя.

5 декабря 1986 года на орбиту вышел спутник ФЛТСАТКОМ-7. Его вывела ракета, пролежавшая 21 год на складе, с 1965 года. Это был период, когда из-за аварии Челленджера у НАСА образовался дефицит носителей. И вот, старую ракету вытащили со склада, обслужили - и она успешно отработала.

Последний "классический" "Атлас" взлетел 25 апреля 1997 года, последний "Атлас IIAS" 31 августа 2004. С ними в историю ушла эпоха полутораступенчатых ракет.

Поскольку опрос почему-то не создается - два комментария для выбора следующей темы внизу.

Показать полностью 9

Маленький гигант большого космоса. Разгонный блок "Центавр"

Что приходит на ум при словах "Символ космической программы Соединенных Штатов Америки"? Мощнейший из летавших комплекс Аполлон - Сатурн-V, единственный, сумевший вывести людей за границы земного притяжения? Величественный Спейс Шаттл, первый по настоящему многоразовый корабль? В общем - да. Но их всех не было бы, или они были бы совсем другими, если бы не он - маленький трудяга, вытащивший на себе основную научную программу НАСА на начальном этапе космического пути, да так и продолжающий нести свою службу, вот уже почти три четверти века.

Маленький гигант большого космоса. Разгонный блок "Центавр" Космический корабль, Космос, Двигатель, NASA, Длиннопост

Разгонный блок Центавр.

Глядя на его историю, можно подумать, что старик Врунгель был прав, и как вы яхту назовете - так она и поплывет. Центавр - это и рабочая лошадка НАСА, выполняющая самую ответственную задачу - итоговый доразгон полезной нагрузки, и, при этом, он эффективный управленец, способный самостоятельно рулить всем полетом ракеты, начиная от отрыва от стартового стола и до того момента, когда полезная нагрузка отделится и начнет свой самостоятельный, порой длящийся десятилетиями, полет. Сочетание двух функций, так же, как в мифологическом кентавре соединялось человеческое и лошадиное.

На самом деле, большего трудяги и универсала, чем Центавр - стоило бы поискать. Он настолько хорош, настолько удачна его в общем-то несложная конструкция - что он летал буквально на всех проектах НАСА, которым только удавалось оторваться от Земли. Даже в Сатурне отметился, хотя и только двигателями.

Маленький гигант большого космоса. Разгонный блок "Центавр" Космический корабль, Космос, Двигатель, NASA, Длиннопост

Кстати, о двигателях. Центавр немыслим без своего двигателя - RL-10, почти гениального произведения Рокетдайна. Это относительно простой и очень эффективный двигатель на цикле фазового перехода.

Как известно, что чем больше давление в камере сгорания - тем при прочих равных эффективнее двигатель - а самый легковесный способ повысить это самое давление - это накачать в камеру сгорания компоненты топлива насосом. Насос надо чем-то приводить, и опять же, самый легкий тип привода (а формула Циолковского жесточайшим образом стимулирует нас использовать оборудование минимального веса) - это турбина. Но турбине для работы нужен газ, и его желательно где-то взять. Обычный двигатель открытого цикла предполагает, что часть топлива сожгли в отдельной камере сгорания, получившимся газом прокрутили турбину и выбросили отработанный газ за борт. Так работает, например, масковский Мерлин. Минусы понятны - у нас лишний вес газогенератора и лишний риск (хоть и очень маленький), что генератор взорвется. С другой стороны, турбину приходится делать относительно жаростойкой - температура рабочего тела высока, достигает сотен градусов. Но любой ракетный двигатель нуждается в охлаждении сопла - нет толком материалов, способных выдержать околозвездную температуру химической реакции в камере сгорания. И вот тут возник вопрос - а почему бы не использовать это самое тепло для разогрева газа для подачи на турбину? Так и работает двигатель на цикле фазового перехода - очень, очень холодный жидкий водород (всего 20 градусов Кельвина, всего на 20 градусов теплее абсолютного нуля) подается в трубки, обвивающие сопло. И там этот газ разогревается, забирая тепло от сопла, разогреваясь на сотни градусов и расширяясь в многие разы - увеличивая давление. И вот этот "горячий" газ и идет на турбину. Почему Горяий в кавычках? Потому что он горячий для нас - пара-тройка сотен градусов цельсия. А для материала турбины этот газ весьма холодный - даже намного более простую автомобильную турбину крутят газы температурой в 800+ градусов. В итоге турбину можно делать простую и относительно недорогую. А ещё двигатель имеет жесткое ограничение на максимальную тягу - площадь сопла может прогреть до рабочих температур только конечное количество газа. Если газа попадет больше - его температура и давление будут ниже, турбина не разовьет большую мощность и в камеру сгорания не попадет лишнего окислителя. В итоге двигатель чисто технически не может выйти на запредельные значения давления. Отрицательная обратная связь работает безотказно.

Маленький гигант большого космоса. Разгонный блок "Центавр" Космический корабль, Космос, Двигатель, NASA, Длиннопост

Но зачем тогда вообще нужны все эти двигатели закрытого цикла, все эти сложнейшие турбонасосы сверхвысоких давлений и температур? Ведь есть такая удобная и простая схема1

К сожалению, в дело вступает крайне неприятный закон. Закон квадрата-куба. Для роста количества прогреваемого газа площадь сопла должна расти быстрее, чем мощность двигателя. В итоге точка равновесия, в которой схема с фазовым переходом уравнивается по массовой эффективности с традиционной схемой - это около 9 тонн тяги. Всё, что больше - уже эффективнее газогенераторные турбонасосные схемы. RL-10 как раз на самой границе. В зависимости от модификации - от 6800 кгс у самых ранних до 11.2 кгс у последних версий, в которых для максимальной тяги использовали множество ухищрений. Другой плюс этого двигателя - он малочувствителен к загрязнению. Проводили эксперимент - в бак насыпали куски обшивки - и двигатель успешно отрабатывал на стенде. Для газогенераторных двигателей попадание посторонних предметов в газогенератор приводит к взрыву в 95% случаев.

В итоге удачный двигатель и удачная система управления, а так же модульная схема - обеспечили Центавру очень, очень долгую жизнь. И скорее всего - ещё не раз и не два старый безотказный трудяга понесет в космос полезную нагрузку.

Маленький гигант большого космоса. Разгонный блок "Центавр" Космический корабль, Космос, Двигатель, NASA, Длиннопост

Старый, но не бесполезный!

Показать полностью 4

Ответ на пост «На охоту»

"Хозяин! Хватай карабин и пошли! А это ссыкло пусть и дальше трясется! МЕ-Е-Е-ДВЕ-Е-ЕДЬ!!"

Пёс мой, карабин мой, тэг "мое".

Ответ на пост «На охоту» Юмор, Картинка с текстом, Собака, Ответ на пост
Показать полностью 1

Незаменимый Шаттл

В предыдущих постах я обещал разъяснить - почему Шаттл незаменим. Обещания надо выполнять.

Вообще, почему Шаттл стал именно таким, каким мы его знаем? Ну ведь всем же понятно, что сейчас, что должно быть тогда, что нерационально строить систему, которая по весу вытягивает практически столько же, сколько русский "Протон", а на старте стоит намного дороже.

Дело в том, что Шаттл должен был стать частью целой системы, включавшей и станции, и космические буксиры, и прочее. И возить грузы он должен был в обе стороны - не только вверх, но и вниз. А Шаттл и Буран - единственные, кто мог спускать какой-то серьезный груз с орбиты вниз.

Вообще проблема посадки тяжелого груза занимала мысли людей задолго до космоса. В первую очередь с военными целями, конечно. Ничто не может сравниться по скорости переброски с переброской по воздуху. Доходило до забавного - к танку пытались приделать крылья и таскать за самолетом. В Союзе это пытались сделать с легким танком Т-60 (проект А-40, он же КТ-40. "Крылья танка"), англичане экспериментировали с Baynes Bat.

Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост
Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост

Итог был плачевный - аппараты были тяжелые, с отвратительной аэродинамикой, для них требовались пилоты высочайшего класса. Есть легенда, что пилотировавший этот самый А-40 летчик Анохин, после посадки процитировал Чкалова: "Садиться на этой штуке - всё равно, что целовать тигрицу - и опасно, и никакого удовольствия."

Многочисленные испытания, тесты и эксперименты показали - максимальная масса полезной нагрузки, которую можно относительно безопасно (и без применения систем, чей вес становился сопоставим с весом самой ПН) приземлить на парашюте на грунт с перегрузкой, не превращающей всё находящееся внутри в фарш - что-то около 8-10 тонн. Да, тот самый комплекс "Кентавр", система парашютной посадки для БМД-1, позволяющая посадить броню вместе с экипажем. И то, для посадки требовался целый каскад парашютов и реактивная система дотормаживания. Эта проблема, кстати потом аукнулась Энергии - из 65 с половиной тонн "сухого" (сразу после отделения от Энергии) веса одного блока А (боковые блоки) 14.7 тонн (22%, более чем пятая часть веса!) приходилась на систему спасения блока. Из этих четырнадцати целых, семи десятых тонн до Земли долетало 13.3 - без малого полторы тонны составлял вес топлива систем посадки - реактивных систем ориентации и посадочных двигателей. Хорошо было разработчикам Шаттла - выгоревший боковой бустер падал на 23 м/с, больше 80 км/ч в океан. Что бы сделалось пустой металлопластиковой бочке? А вот ни один ЖРД такой подарок судьбы как удар об воду на 80 км/ч не переживет. Ну и вдобавок. ванны с соленой водой ни одному ЖРД на пользу не пойдут - даже если оперативно выловить - вода попадет внутрь, заполнит все, куда только сможет просочиться - и оставит после себя соль. То есть - разбираем движок по винтику и долго-долго его моем. А потом - заново собираем. Учитывая затраты и сложности возникает мысль - а не дешевле новый сделать? Даже Маск свои случайно севшие на воду ступени (известно минимум два случая. когда ступень Фалькона успешно приводнялась прямо в океан) восстанавливать не стал.

Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост
Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост
Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост

И вот здесь Шаттл был незаменим - он мог вообще без дополнительных ухищрений, практически бесплатно (поскольку выведение Шаттла означало доставку на орбиту полезной нагрузки), вернуть на Землю 14.5 тонн груза. Лишь бы груз влез в грузовой отсек. Не требовалось ни сложной системы ориентации, ни системы деорбитирования, ни теплозащиты, ни каскада парашютов, ни посадочных двигателей, ни какой-то остроспецифической упаковки. Буквально можно было спустить груз, упакованный только в картонные коробки. Вдобавок, из-за высокого по космическим меркам аэродинамического качества перегрузки на спуске Шаттла колеблются в районе 1.5G. Сравните с 3-4G при "штатной" посадке Союзов или Драконов и до 8G - если Союз "сорвался" в спуск по баллистической, есть у них и такой режим посадки. А главное - отсутствует финальный удар об Землю. Посадочная скорость Союза в момент посадки что-то около 5 м/с. Это плюс-минус восемнадцать километров в час, все равно, что на велосипеде въехать в стену. Много что хрупкое такого подарка судьбы может и не пережить. А Шаттл возвращался весьма мягко и плавно, аккуратно касаясь полосы с минимальной вертикальной скоростью.

Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост
Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост

И второй момент. в котором Шаттл был незаменим. Это выведение больших хрупких грузов. Перегрузки в полете ракеты объясняются простой физикой - большая часть веса каждой ступени ракеты - это топливо. А двигатели имеют мощность, чтобы поднимать всю конструкцию целиком, да ещё и с запасом. К примеру, к моменту разделения пакета блоков первой ступени ракеты-носителя "Союз" РН весит около 107 тонн - а пять двигателей, 4 РД-107, и 1 РД-108 дают 480 тонн тяги. Лети ракета в вакууме - ускорение равнялось бы 4.3G, но ракета летит там, где ещё есть атмосфера - и перегрузки поменьше.

В среднем РН имеют пиковые перегрузки в 3-4G. Шаттл же имел предельную перегрузку в 3G, а при недовесе и использования специфических траекторий выведения (более затратных по расходу характеристической скорости, но менее нагруженных) - и вовсе мог ограничиться теми же 1.5G, как и на посадке.

Так вот. Без Шаттла мы не можем вывести на орбиту достаточно большую солнечную панель. Нет просто у нас кораблей, способных выводить плавно, и при этом обеспечить доставку сложенной панели до МКС безопасно, и ещё и привезти экипаж и системы поддержки (Канадарм), чтобы правильно всё это смонтировать. Поэтому сейчас, без Шаттла - нам даже не построить аналог МКС, сможем построить что-то поменьше и похуже - китайская станция Тяньгун - примерно потолок возможного для человечества на сегодня - потому что повторить даже ФГБ, функционально-грузовые блоки, детища без дураков гениального Челомея - мы, увы, не можем. Даже лежалую "Науку" мы чинили только потому, что построить с нуля не могли. А без ФГБ нам даже аналога Мира не видать как своих собственных ушей.

Остается надеяться на Маска с его Старшипом. Ну или на появление ещё одного истинного фанатика космоса с деньгами.

И ещё. После пуска комплекса "Энергия-Буран" НАСА задумались о проблеме "а как бы нам приспособиться выводить нагрузку на орбиту - не таская девяностотонный Шаттл?" А то русские сейчас влезут на рынок...

И даже такой проект был. Предполагалось, что когда двигатели Шаттлов начнут окончательно сдуваться - то их в последний раз используют в одноразовой схеме выведения контейнера с полезной нагрузкой на орбиту.

Незаменимый Шаттл Космический корабль, Космос, NASA, Шаттл, Космонавтика, Длиннопост

Но, поскольку конкурент тихо умер вместе со страной - то и проект Shuttle-Cargo благополучно уморили.

Следующий пост будет о Центавре и RL-10.

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!