AnTyx

На Пикабу
10К рейтинг 22 подписчика 19 подписок 13 постов 9 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
6

Ответ на пост «Переписи населения Эстонской ССР 1989 года и Эстонской Республики 2021 года. Сравнение итогов»1

Добавим статистики по Эстонии.


Ожидаемая продолжительность жизни новорождённого:

1989 > 2020

Общая 70,31 > 78,76

Мужчины 65,55 > 74,36

Женщины 74,68 > 82,77


Индекс потребительских цен - ну тут за 100 принят 97-й год, по состоянию на март 2022-го получилось 248.03. Давайте ещё возьмём март 2002-го - тогда индекс составлял 126.73. То есть за двадцать лет цены выросли в номинале примерно вдвое.


Почему 2002-й? Потому что оттуда самые ранние данные в таблице средней брутто-зарплаты, она повысилась с 366 евро до 1593 евро в первом квартале 2022-го, то есть в 4.3 раза. (При этом подоходный налог за это время упал, а для людей с низкой зарплатой отменён вообще.)


Средняя пенсия в 1992-м году составляла примерно 9.5 евро - ну ладно, это цифры из другого мира, тогда ещё эстонские кроны-то только ввели. В 97-м зато она составляла 65.7 евро, а в 2021-м - 543.3 евро, то есть цены выросли в 2.48 раза, а пенсия - в 8.26 раз.


Объём ВВП вообще по состоянию на 1995-й год (начало таблицы) составлял 2,859 миллиардов евро, на 2021-й - 30,590 миллиардов. Рост в 10.7 раз. В пересчётё на душу населения - примерно так же, от 1 991.9 тысяч евро до 20 193.2 тысяч евро


Объём сельскохозяйственной продукции - самые ранние цифры в базе данных за 1995-й год (289,724 миллионов евро), самые свежие за 2021-й (1,088 миллиард евро). Рост сельского хозяйства в 3,75 раза. Сельское хозяйство прозябает относительно экономики в целом, да. :)


Горнодобывающая промышленность (т.е. добыча сланца) с 91.6 миллионов евро в 95-м до 428.5 миллионов в 2021-м, то есть в 4.67 раза.


Промышленность в смысле производства - с 1,637 миллиарда евро в 95-м до 15,126 миллиардов евро в 21-м, то есть в 9.23 раза.


А почему в евро? Потому что Эстония как ввела крону в 92-м по курсу 8 крон за дойчмарку, так ровно по тому же курсу и перешла на евро в 2011-м, 15.6466 крон за евро. Инфляция - да, конечно была, а вот девальвации за почти двадцать лет не было. :)

Показать полностью
329

Как продают-покупают недвижимость в Эстонии

В своё время пикабушникам понравился мой пост про то, как в Эстонии оформляется покупка-продажа автомобилей (Ответ на пост «Опять про машины»). Волна ненавистнических постов про риэлторов заставила вспомнить, как я несколько лет назад продавал квартиру.


Ситуация была достаточно простая: переехав в Таллинн, я решил продать свою квартиру в Тарту. У квартиры был один владелец - я, неженатый, без детей - и мизерный остаток по ипотеке.


Квартира - однушка-студия с отдельным спальным закутком, совмещённая кухня и гостиная, вообще очень разумная и открытая планировка, благодаря которой на 36 квадратных метрах реально было ощущение простора. Скажем так: мой рекорд был на один день рождения вместить туда 26 отмечающих. :) Квартира покупалась на стадии не то чтобы даже котлована, а хорошей идеи и рендера на сайте застройщика, но под себя, и в студенческом городе такой формат квартиры пользуется стабильным спросом всегда. Но сдавать её, живя в другом городе, было бы неудобно, а чтобы купить квартиру в Таллинне, надо было закрыть лишнее кредитное обязательство.


Итак, процесс.


Шаг 1: Убраться в квартире и сделать красивые фотки. :) Мобильника вполне хватило. Любой человек, следящий за объявлениями, примерно может понять, как именно фотографии делаются. У меня там ещё были некоторые необычные дизайнерские решения, квартира была не стандартной цветовой гаммы новостройки, но я знал, что если кому-то зайдёт - то зайдёт серьёзно. (В момент заказа квартиры мне помог с дизайном художник, вкусу которого я доверял.)


Шаг 2: Выложить объявление на сайты о продаже недвижимости. Их на всю страну два с половиной: kv.ee и принадлежащий тому же владельцу city24.ee, и конкурент kinnisvara24.ee. (На сегодняшний день вроде арендные квартиры ещё много выкладывают на Фейсбук Маркетплейс, но мне было неактуально.) По состоянию на август 2021-го первый из них обнаглел и требует за 30 дней аж 55 евро, последний - гораздо более разумные 7,5 евро + всякие плюшки типа поднятия объявления в топ за дополнительные деньги. На практике смысла в плюшках мало, клиент найдёт ваше объявление по поиску. Я кроме фоток выкладывал ещё таблицу коммунальных платежей по месяцам за последний год - в Эстонии коммуналка дорогая, особенно отопление, этот вопрос всё равно будет интересовать любого покупателя.


Шаг 3: Отбиться от шквала звонков и мейлов риэлторов (по-местному - маклеров), несмотря на специальную пометку в объявлении "Маклеров прошу не беспокоить, копировать объявление не разрешаю". В зависимости от вашей степени цинизма и злости можно (нужно) крыть звонящих по телефону маклеров матами, пишущим на мейл - отвечать, что вы не давали им согласия на обработку ваших личных данных в целях коммерческих предложений, и что следующий мейл отправляется в Инспекцию по защите данных. Риэлторы в Эстонии - ещё более бессмысленная профессия, чем в России, судя по пикабушным постам. (Дочитаете - поймёте почему.)


Шаг 4: Ответить реальным интересующимся покупателям. Как правило, разговор простой: квартира ещё не продана? Когда можно придти посмотреть? Я устраивал просмотры блоками, приезжал в город в субботу и назначал встречи с интервалами в полчаса. Квартира пустая, скрывать нечего. Примерно на этом же этапе всяческие авантюристы с предложениями типа поменять квартиру на хутор в лесу плюс убитый БМВ Х5 посылаются туда же, где их уже ждут риэлторы (но не в таких грубых выражениях, ибо с любителей спрос другой, чем с профессионалов).


Шаг 5: Нашёлся покупатель, посмотрел квартиру, через пару дней прислал письмо с предложением купить на три тысячи дешевле объявления, плюс все расходы по оформлению сделки оплачивает он. Объявление было выставлено примерно по рынку и аналогичным квартирам в районе, но моей квартире было уже десять лет без ремонта, так что я подумал денёк, и согласился. (Говорят, обычно на вторичном рынке расходы по оформлению делятся пополам.) Покупатель был с наличкой, с его стороны никаких банков и ипотек в сделке не участвовало. При этом он оформлял квартиру на маму. :)


Шаг 6: я пишу письмо своему ипотечному менеджеру и говорю: хочу продать квартиру, покупатель есть, надо будет представителя к нотариусу, кстати нет ли у вас свободного номерка к нотариусу в скором времени? А то куда покупатель звонил - все говорили что дикие очереди. У банка ВНЕЗАПНО нашёлся дружественный нотариус в том же здании со свободным временем на следующей неделе. С меня в качестве "штрафа" за досрочное расторжение ипотеки взяли сумму, равную процентам по платежам за три месяца. Ну или я мог предупредить о закрытии ипотеки за три месяца без "штрафа".


Шаг 7: Помощник нотариуса присылает мне и покупателю анкету, которую нужно заполнить. Анкета элементарная: данные о квартире (адрес, кадастровый номер), цена и была ли предоплата, дата передачи ключей и дополнительные условия типа фиксации счётчиков, паспортные данные меня и покупателя, включая наличие супругов; передаётся ли квартира с мебелью, и если да, то перечень; есть ли съёмщики. Они сами там проверяют юридический статус квартиры, это обязанность самого нотариуса.


Шаг 8: в назначенное время у нотариуса встречаемся я, покупатель с мамой, представитель моего банка. Ранее этим днём мы с покупателем были в квартире, зафиксировали счётчики, он убедился, что всё на месте. К этому моменту я уже успел закончить свой договор с интернет-провайдером и поставщиком электроэнергии, а покупатель - перевести деньги за квартиру на депозитный счёт нотариуса. Нотариус зачитывает составленный им договор купли-продажи-закрытия ипотеки, разъясняет мне и покупателю тонкости и обязанности (представитель банка считается профессионалом, который и так всё знает), и мы с трёх сторон его подписываем. Я отдаю покупателю ключи.


Шаг 9: я оплачиваю в кассу нотариуса пошлину за закрытие ипотеки (что-то около 30 евро). Остальные расходы оплачивает покупатель, так договорились.


Шаг 10: позднее тем же днём мне на почту падает копия договора и выписка из регистра недвижимости с цифровыми подписями, а на банковский счёт - деньги, минус остаток по ипотеке. Всё.


Шаг 11: Следующим февралём я делаю в интернете налоговую декларацию, указываю что продал квартиру (там уже стоит такая отметка), но так как я в ней жил сам, то не должен платить подоходный налог с разницы между покупной и продажной ценой. Такое можно делать не чаще чем раз в два года.

Показать полностью
198

Ответ на пост «Замена железнодорожного моста за четыре дня»2

А вот такой туннель под мостом делали летом 2020-го в эстонском городе Тарту.

Ответ на пост «Замена железнодорожного моста за четыре дня» Мост, Строительство, Железная дорога, Быстро, Было-стало, Работа, Инженерия, Таймлапс, Эстония, Тарту, Тоннель, Ответ на пост, Длиннопост

Ситуация: одна из главных улиц города с практически непрекращающимся (днём, по крайней мере) движением. Перпендикулярно ей - железнодорожный виадук с тоже довольно активным движением. Следующие места, где можно пересечь железную дорогу, далеко - поток туда не перенаправишь.

Задача: сделать по обе стороны существующего узенького тоннеля (на две машины в каждую сторону, плюс пешеходу боком просочиться) надо построить удобные, широкие пешеходно-велосипедные проходы.

Ответ на пост «Замена железнодорожного моста за четыре дня» Мост, Строительство, Железная дорога, Быстро, Было-стало, Работа, Инженерия, Таймлапс, Эстония, Тарту, Тоннель, Ответ на пост, Длиннопост

Туннели строятся отдельно на бетонном заводе, привозятся и примеряются к насыпи. Затем каждый из них по очереди продавливается сквозь насыпь - земля откапывается по мере толкания туннеля. Всё это без полной остановки ни автомобильного движения (перекрывали по одной стороне за раз, сужая туннель до одной полосы в каждую сторону), ни железнодорожного (как пассажирские поезда, так и длинные составы с цистернами российской нефти на экспорт).

Ответ на пост «Замена железнодорожного моста за четыре дня» Мост, Строительство, Железная дорога, Быстро, Было-стало, Работа, Инженерия, Таймлапс, Эстония, Тарту, Тоннель, Ответ на пост, Длиннопост

Ну тут, конечно, не четыре дня, а по неделе на каждую сторону ушло. Продавливали туннели по три-четыре метра в день.

Ответ на пост «Замена железнодорожного моста за четыре дня» Мост, Строительство, Железная дорога, Быстро, Было-стало, Работа, Инженерия, Таймлапс, Эстония, Тарту, Тоннель, Ответ на пост, Длиннопост

Плюс ещё строят удобный вело-мост, чтобы можно было переехать с одной стороны дороги на другую, не мешая машинам.

Ответ на пост «Замена железнодорожного моста за четыре дня» Мост, Строительство, Железная дорога, Быстро, Было-стало, Работа, Инженерия, Таймлапс, Эстония, Тарту, Тоннель, Ответ на пост, Длиннопост

Все фотографии с сайта города: https://www.tartu.ee/et/uudised/fotod-riia-vaksali-jalakaija...

Показать полностью 4
107

Ответ на пост «Усилитель лесного шума»1

А вот общественные усилители лесного звука по тому же принципу, на юге Эстонии


Установлены в 2015-м году в результате конкурса, который организовало государственное лесничество среди первокурсников Художественной академии. Задумывались как "лесная библиотека" - как прочитать книгу природы? Кроме усиления звука леса, могут использоваться как небольшая сцена для проведения выездного урока природоведения, или как ночлег для непривередливого путника - они установлены на туристической тропе. (Но можно и на машине подъехать, я там был несколько лет назад.)


Вот они на гугльмапсе: https://goo.gl/maps/FzuwspsCKERomwhB8

Ответ на пост «Усилитель лесного шума» Усилитель, Лес, Наушники, Баян, Эстония, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «Усилитель лесного шума» Усилитель, Лес, Наушники, Баян, Эстония, Ответ на пост, Длиннопост
Показать полностью 2
72

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии»1

Привет триатлетам от мото-охраны! :)


В этом году охраняли Айронмэн Таллинн. Он конечно не экстрим, но этим августом более-менее к нему приблизился. Многие участники понаехали заранее и отсиживались в карантине в отелях, только чтобы не пропустить старт - им очень уж свербило, а это был один из немногих оставшихся айронмэнов в сезоне, и в качестве исключения выдавали разрешения на въезд даже участникам из-за предела ЕС.


Сбор мотоциклистов у озера - в 6.30. Стартовый выстрел - 6.45. Нам холодно в полной экипировке и дождевиках. Триатлеты все в гидрокостюмах, которые по регламенту разрешены только если вода ниже 15 градусов. Не знаю, сколько она была по факту, но на следующий день в "любительском" триатлоне четыреста метров плавания заменили на четыреста метров бега, для обычных людей вода не подходит.

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед

Небольшая передышка, и вот первый вышел из воды. Мото-охрана превращается из кавалерии в драгунов, разлетается по сектору - один-два человека на каждый перекрёсток. По радио вызывают подмогу на первый большой перекрёсток, где с приозёрной дороги выезжают на городскую: поворот девяносто градусов, куча болельщиков, и припаркованные с ночи машины на внутреннем радиусе. Триатлет на велике может вообще не видеть вокруг себя ничего, поэтому стою со свистком и флажком, показываю куда поворачивать. Благо тут же рядом комиссар, вдвоём вполне нормально контролируем ситуацию. Приходит водитель первой после перекрёстка машины - он тоже из стаффа - комиссар дружески обкладывает его хренами, тот так же дружески извиняется и убирает машину. :)


Слышу по рации, что один из наших разбился - не смертельно, но довольно неприятно; первый вызов скорой помощи за день.

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед

Основная масса выехала на дорогу, перекрёсток можно оставить пешим волонтёрам. В седло и на трассу: мой сектор - ближний к городу, субботнее утро, куча народу пытается выехать из ближних деревень в Таллинн или наоборот. Пешие останавливают машины на выезде на трассу и ждут мотоциклиста; моя задача - выяснить, куда человеку надо, как наиболее эффективно его довести до выезда из зоны моей ответственности, потому что основной въезд в Таллинн с запада перекрыт до шести часов вечера наглухо. Это - самая весёлая часть работы мото-охраны: пока первые триатлеты не успели доехать до разворота (о чём мне сообщат в шлем по рации), собираю по две-три машины и говорю: прижаться за мной и ехать с моей скоростью, не отставать! О дорожной полиции не беспокоиться, полицией сегодня служим лично мы!


Инфа в шлем: последний вышел из воды. Возвращаюсь на старт и забираю фотографа, теперь я - медиабайк. Фотограф второй раз в жизни на мотоцикле, но инструктаж впитывает хорошо. Пока на трассе велосипедисты более-менее кучкуются, ездим и собираем кадры с стабилизированного штатива. Потом для меня расслабон: фотограф по основной специальности - оператор квадрокоптера, так что он собирает материал, а я спокойно стою на обочине и фоткаю проезжающих коллег на телефон. Редкая возможность, тем более при целом айронмэне!

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед

У фотографа умирает дрон. Ещё ни разу не видел чувака с дроном, у которого тот работал бы без глюков, от любителей до профессионалов. Ну ладно, пока я медиабайк, имею право оставить трассу; для начальника отряда меня пока что не существует. Везу фотографа в центр Таллинна за сменным дроном. По пути у меня почему-то отключается командная рация, но медиабайку это не принципиально - меня не вызывают на подмогу на сложные ситуации. Делаем круг по трассе, а этот круг - 90 километров, с остановками на съёмку по полчаса. Фотограф доволен, я подкидываю его до финишного центра, где он переходит на съёмку бегунов. Иду в командную палатку, забираю там энергобатончики, мне перезагружают и настраивают рацию. Два часа дня, и я снова поступаю в распоряжение начальника отряда. Отправляют на средний сектор - выезжаю по велотрассе, по тем дорожкам, куда обычно мотоциклам ходу нет.


На секторе относительно спокойно, присоединяюсь к коллегам, которые контролируют прибрежный перекрёсток с пересадочным пунктом: большие пригородные автобусы ссаживают здесь пассажиров, которых дальше везут маршрутки - их ещё кое-как можно пускать на одну трассу с велосипедистами. Вожу машины по одному и тому же отрезку в шесть километров. Льёт дождь. У меня дождевик внутренний (пристёгивается к защитной экипировке изнутри), но пока что более-менее держится.

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед

В шлем приходит инфа, что последний велосипедист начал второй круг. Надо его дождаться, после него можно снимать блокпосты и открывать дороги. Четыре часа вечера, низкие облака, дождь, реально начинает темнеть. Проезжает дед с номером таким-то - в шлеме слышна инфа из штаба, что он из возрастной категории 80-84... Нет, не последний. Наконец появляется последний, за ним едет машина с комиссаром, дальше - скорая помощь, в хвосте - автобус-труповозка (забирает в тепло сошедших с трассы триатлетов и их велосипеды). Пристраиваюсь за последним, дед с удалой подстриженой бородкой и британским флагом на форме.


Проверяем вытащенный подальше на обочину разбитый байк коллеги, который навернулся с утра: ехали в паре, ведущий притормозил у пункта кормёжки проверить ситуацию, ведомый не заметил, экстренное торможение, перелетел через руль, сломал руку. В таллиннской больнице сказали - хирург посмотрит в понедельник. Коллегу жена отвезла в родной Тарту (2,5 часа езды), там большая университетская больница, в тот же вечер и прооперировали. Байк на свалку - разбит корпус мотора, все жидкости вытекли.

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед

Как единственный некурящий, и при том халявивший полдня с фотографом, остаюсь присматривать за дедом-последним, остальные уезжают вперёд. Деду ехать полкруга, время отсечки для велосипедистов - шесть вечера... успеет? Останавливается у автобусного павильона. Комиссар спрашивает - всё? Нет, не всё - просто холодно! Блин, тут и мне холодно, а у меня между ног четыре цилиндра и 998 кубиков, и я в термобелье и трёх слоях кордуры, а дед - в обтягивающем комбезе! На остановках девочки из скорой помощи поят деда горячим чаем, комиссар дарит ему ветровку эстонского клуба триатлонщиков, и вместе сооружают ему утепление - разрезают "космические" спасательные пледы на куски, обтягивают ноги и скрепляют изолентой, обрезки набивают в ветровку.


Наконец мы снова в городе. Дед впереди, за ним колонна из мотоциклов, комиссар-скорая-труповозка в хвосте. Дед еле держится; на виадуке я кричу ему по-английски: "Последний подъём!" Он оглядывается с благодарностью, из последних сил нажимает и взбирается на вершину; отсюда до финиша под горку.

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед



Последний километр параллельно велотрассе идёт сегмент беговой дорожки. Наша колонна сигналит и накручивает моторы вхолостую; бегущие триатлеты аплодируют последнему финишёру - здесь нет слабаков, здесь уважают каждого, кто смог! Перед красной дорожкой, где нам пора сворачивать, дед слезает с велосипеда, оборачивается, и кланяется нам. Приятно, чёрт побери!

18.45. Мото-охрана свой рабочий день закончила. По два бака на мотоцикл сожжено. На макароны сил не остаётся. Зато у нас тоже есть заветные футболки - не финишер, всего лишь волонтёр, но всё равно есть, чем гордиться!

Кстати, завтра с утра - сбор у озера в семь-тридцать. Нам ещё предстоит охранять любителей.

Ответ на пост «Как я проходил экстремальный триатлон в Норвегии» Триатлон, Путешествия, Истории из жизни, Мото, Волонтерство, Ответ на пост, Длиннопост, Велосипед
Показать полностью 7
6142

Ответ на пост «"Вам сложно, да?!"»4

Была похожая ситуация, причём с контекстом.


Взял в начале (2019-го) года по дешёвке билеты на Туркиш Эйрлайнс на август, Рига-Стамбул-Баку и Тбилиси-Стамбул-Таллинн. Из Баку в Тбилиси решил ехать на поезде, ночь езды, взял билет в СВ (по европейским меркам там всё равно дёшево). Пришёл, сел - в купе женщина, попросила поменяться местами с другим купе, тот же класс, просто в следующем вагоне. Она ехала с сыном, а места были только по отдельности, целое купе купить не успели. Попросила вежливо, поэтому я согласился, мне не принципиально, но только чтобы мне не надо было там что-то устраивать и договариваться. Женщина сама общалась с проводницами, те не хотели почему-то это разрешать (она сказала что взятку хотят, ХЗ), но в конце концов с каким-то маленьким скандалом всех убедила...


Проводница ещё пыталась меня отговорить, потому что, цитирую, "в том купе какой-то стрёмный китаец, ни на одном языке не разговаривает." Стрёмный китаец оказался японским дедушкой, который совершенно адекватно говорил по-английски, альпинист-пенсионер в ветровке с логотипом базового лагеря Эвереста, ехал покорять кавказские вершины. :)


Прекрасно отдохнул в Грузии, и вот самолёт в Стамбул вылетает в три часа ночи. Я только после экскурсии, забрал чемодан, доехал до аэропорта, меня вырубает, сажусь в самолёт - в ряду уже женщина с ребёнком, ребёнок на моём месте у окна. Ни извините, ни пожалуйста, ничего. Тут уже у меня кончилось терпение, показал ей на билете, сел у окна, ребёнок ударился в истерику, яжмать его громко "успокаивала", рассказывая какой дядя плохой. :) Потом ещё пришёл какой-то мужик, стал на меня наезжать, почему я не уступаю место ребёнку.


Вот именно этот контраст мне запомнился. Если бы, как в первом случае, попросили вежливо, я бы наверное согласился, тем более всё равно ночной перелёт во тьме. А подход "яжмать поэтому все должны и я даже спрашивать не буду" - пресекать без стыда.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!