Antropogenez

Antropogenez

ANTROPOGENEZ.RU – крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека.
На Пикабу
поставил 3230 плюсов и 465 минусов
отредактировал 3 поста
проголосовал за 4 редактирования
Награды:
5 лет на Пикабу самый сохраняемый пост недели Антропогенезболее 1000 подписчиков
163К рейтинг 5112 подписчиков 9 подписок 421 пост 407 в горячем
94

Мифы о сахарном диабете: сахар, инсулин, гены и фатализм

Если есть много сахара - будет диабет? Сахарный диабет передается по наследству? Диабет второго типа и инсулинотерапия - это навсегда?

Спикер: Александр Циберкин - врач-эндокринолог, автор блога «Занимательная эндокринология», @fun_with_medicine.


Доклад прозвучал 10 апреля 2022 года на форуме «Ученые против мифов: Пробуждение Пингвохотепа» (организатор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ).

Стенограмма

Показать полностью
288

ТОП-6 научных новостей по версии АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Как исследуют мумии по старым фотографиям раскопок? Защищают ли русалки от коронавируса? Кто оставил отпечатки ладошек в испанских пещерах? Зачем древним рыбакам цилиндрическая голова? И кое-что ещё - в очередном выпуске антропологических новостей от Александра Соколова.

248

Дешифровка египетской письменности. От иероглифов до коптского языка. Ученые против мифов 17

Как впервые был расшифрован древнеегипетский текст? Что означает цвет, которыми писались иероглифы? Что такое "иератика" и "демотика"?

Мастер-класс «Письменность Древнего Египта»


Записано в залах Государственного Музея Изобразительного Искусства им. Пушкина специально для форума "Ученые против мифов. Пробуждение Пингвохотепа" и впервые демонстрировался на форуме 9 апреля 2022 года.


Ведущая: Евгения Анохина, к.и.н., научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина.

Показать полностью
136

Королева каменного века: Дороти Гаррод и превращение археологии в профессию

Королева каменного века: Дороти Гаррод и превращение археологии в профессию Научпоп, Познавательно, Наука, Ученые, Археология, Биография, Антропогенез ру, Призвание, Длиннопост

Дороти Гаррод


Глубокая трещина делит историю европейской археологии на две части. С одной стороны перед нами – герои-исследователи, мужчины и женщины, романтично рисковавшие, чтобы раскопать артефакты в дальних странах, а затем отправить их в европейские музеи, вдали от тех культур, которые их произвели. Эти археологи-любители писали книги о своих приключениях, в которых смешивали впечатления об экзотических путешествиях с глубокими знаниями неевропейской древней истории (впрочем, иногда в книгах встречались и сомнительные гипотезы о прошлом).


С другой стороны мы видим учёных-археологов, путешествовавших к столь же отдалённым местам и страдавших нисколько не меньше, но относящихся к своей работе совершенно иначе. Они руководствовались не жаждой приключений и приобретений, а взвешенным любопытством.


Найти грань между любителями и профессионалами довольно сложно. Обозначилась ли она, когда в конце XIX века Флиндерс Петри разработал сравнительную методику или когда сэр Мортимер Уилер в конце 1920-х предложил систему вертикальных раскопок? На мой взгляд, это могло произойти, когда один человек объединил новые технологии с археологической грамотностью, отказавшись от сенсаций в пользу объективности — так что возврат к прежним методам работы стал уже невозможен. Имя этого человека – Дороти Энни Элизабет Гаррод (1892-1968). Перед тем как стать первой женщиной-профессором в Кембридже, она провела два десятилетия, совершая выдающиеся открытия, которые подтвердили объективную силу научного подхода к археологическим раскопкам и полевым записям.

Королева каменного века: Дороти Гаррод и превращение археологии в профессию Научпоп, Познавательно, Наука, Ученые, Археология, Биография, Антропогенез ру, Призвание, Длиннопост

Дороти Гаррод (в центре) вместе с коллегами — Джорджем и Эдной Вудбери (1928).


Дороти родилась в семье сэра Арчибальда Гаррода, который первым изучил, как биохимия и наследственность «переплетаются» и вызывают болезнь. Дедушка археолога – Альфред Гаррод – служил придворным врачом королевы Виктории. Таким образом Дороти росла в высоко интеллектуальной среде. Она и три её брата, казалось, были рождены для великих дел… Но тут на Европу обрушилась Первая мировая война, чтобы задушить поколение Дороти в своей холодной ярости. Два брата будущего археолога погибли на фронте, третий умер от испанки. Тогда Дороти взяла на себя священную обязанность компенсировать их потерю своими достижениями.


Перед девушкой встал вопрос: в какой сфере она применит свой ум и интеллект? Опустошённая потерей трёх братьев (кстати, есть мнение, что во время войны погиб и жених Дороти), она отправилась на Мальту, чтобы провести время с родителями и решить, чему же посвятить свою жизнь. Там, гуляя среди руин, британка заинтересовалась историей человеческого рода и, вернувшись в Великобританию в 1921 году, подала заявку на факультет антропологии Оксфордского университета. В 1922 она уже была во Франции, изучая искусство палеолита вместе с ведущим археологом в области доисторической эпохи – аббатом Анри Брёйлем. Брёйль, наставник с новаторскими для того времени взглядами, возбудил в девушке страсть к палеолиту. Дороти захотела разобраться в сложном происхождении человека, чтобы понять, как мы стали теми, кто мы есть.


Два года, которые она провела с Брёйлем, были для неё богаты не только интеллектуально, но и духовно. Гаррод, которая считала себя истинной христианкой, пришлось провести много времени, чтобы «совместить» историю древних цивилизаций с точкой зрения церкви относительно юности нашей планеты. В то время для неё здравый смысл схлестнулся с догмами и убеждениями её юности, но в конце концов учёной удалось признать, что планете намного больше лет, а человечество пережило сложнейшую эволюцию — и Гаррод смогла продолжить свою работу.


Когда она прибыла на место своих первых раскопок – в Гибралтар, не было никаких гарантий успеха. Пещера «Башня Дьявола», по мнению Брёйля, была «потенциально перспективной», однако для человека, который за три года преодолел путь от новичка до профессионального археолога, вероятность катастрофы была высока. И всё же здесь, в «Башне Дьявола», Дороти и построила свою карьеру. Она нашла череп неандертальского ребёнка, которого окрестила Авелем, тщательно реконструировала его и написала отчёт о своих выводах, ставший примером научной строгости. Дороти – вчерашний новичок – почти мгновенно стала знаменитостью в археологии. Это не только позволило ей ездить на раскопки в разные интересные места, но также и бросило в эпицентр величайшего археологического скандала XX века.


Дело Глозела (The Glozel Affair) столкнуло археологическое сообщество и французского фермера, который, вспахивая своё поле, наткнулся на комнату, заполненную артефактами эпохи Железного века. В 1927 году была создана комиссия по изучению этого места. Гаррод тоже вошла в комиссию, став в ней самым молодым представителем Великобритании. Их вывод заключался в следующем: подавляющее большинство артефактов – не что иное как современные подделки. Благодаря авторитету членов комиссии фермер, адвокат и доктор, которые настаивали на важности найденных реликвий, были разгромлены. Гаррод была уверена, что внесла свой вклад в разоблачение мошенников – и «археологическое место» было закрыто. Однако спустя несколько десятилетий с помощью спектрографического и термолюминесцентного датирования, а также датирования углеродом-14 специалисты установили, что артефакты действительно относились к IV-XIII векам н.э.

Королева каменного века: Дороти Гаррод и превращение археологии в профессию Научпоп, Познавательно, Наука, Ученые, Археология, Биография, Антропогенез ру, Призвание, Длиннопост

Гаррод на "Международном симпозиуме раннего человека", Филадельфия, март 1937


Тем не менее благодаря делу Глозела Гаррод превратилась из знаменитости в одного из влиятельнейших специалистов по палеолиту. В 1929 году она начала свою работу в Вади-эль-Мугхара на горе Кармель – исследование, которое продлилось полтора десятилетия и которое в результате привело к извлечению 87 тыс. каменных орудий и первого неандертальского скелета, найденного за пределами Европы. А ещё команда Дороти совершила поистине поразительное открытие пяти мужских, двух женских и трёх детских неандертальских скелетов возрастом до 80 тыс. лет. Терпеливо работая со своей группой, которая почти полностью состояла из женщин-исследователей и местных жителей, Гаррод тщательно документировала результаты раскопок и в итоге «заполнила» доисторическую хронологию важными находками, благодаря которым мы лучше знаем прошлое своего рода.


Археологическое сообщество не могло проигнорировать успех такого масштаба. Поэтому, когда в 1939 году Дороти подала заявку на должность профессора в Кембридже, ей не отказали. Кстати, этот университет считался бастионом господства мужчин и ни одной женщине прежде не удалось удостоиться профессорского звания – особенно в области археологии, где традиционно доминировали мужчины. Женщины всего мира праздновали штурм этого бастиона девушкой с безупречной репутацией – и Гаррод не оставалось ничего другого, кроме как пойти на то, за что сражалась – из блестящего руководителя экспедициями стать преподавателем университета и главой кафедры. Но такая смена деятельности не осчастливила Дороти.


Променяв независимость на престижную должность в университете, Гаррод выступила в поддержку женщин-учёных, но цена этого поступка для неё самой была велика. Она была счастлива, а её ум сиял ярче всего, когда Дороти занималась раскопками, работала с хронологией, внедряла новейшие технологии, чтобы добиться более точных результатов. Жизнь в Кембридже, наоборот, была бесконечным кругом управления отделом, ублажением хрупких эго профессоров и лицезрением того, как студенты время от времени зевают от скуки во время её не самых удачных лекций. Да, Дороти – наглядный пример того, что не каждый блестящий учёный – отличный оратор. О своей страсти к раскопкам она говорила монотонным голосом в лекционном зале.


Тем не менее Гаррод преподавала в течение 13 лет, пока в 1952 году не вышла на пенсию. Правда, за время своей профессорской деятельности она сделала перерыв во время Второй мировой войны – тогда Дороти служила в Женском вспомогательном корпусе британских ВВС в подразделении анализа фотоснимков. И да – женщина вышла на пенсию как только смогла – и лишь для того, чтобы наверстать упущенное в археологических раскопках. Она переехала во Францию и начала тесно сотрудничать с двумя другими женщинами-археологами, Жермен Анри-Мартен (Germaine Henri-Martin) и Сюзанной Кассу де Сен-Матурин (Suzanne Cassou de St. Mathurin). Их называли «три грации» – и вместе коллеги добились многого. В частности, они обнаружили искусство палеолита в гроте Рок-о-Сорсье в начале 1950-х, а ещё благодаря их усилиям была сохранена ливанская пещера Рас-эль-Кельб, которую планировали уничтожить и на её месте проложить путь к двум тоннелям в 1959 году. Каждое лето Гаррод проводила в экспедициях, а зимой жила в Париже вместе с Сен-Матурин. Во время посещения Кембриджа в 1968 году Дороти перенесла инсульт, а через несколько месяцев умерла в доме престарелых в возрасте 76 лет.


Стремление женщины к успеху появилось благодаря примеру, который подала ей семья, а также переживаниям из-за того, что она оказалась единственной выжившей из столь многообещающего поколения. Она применяла все доступные ей научные методы, чтобы построить строгие хронологии в местах раскопок по всей Европе и на Ближнем Востоке. Дороти прибегала к воздушной разведке и радиоуглеродному датированию, чтобы убедиться в достоверности полученных результатов. В то время как книги её современников сверкали экзотическими метафорами, рукописи Гаррод отличались сухостью и множеством технических подробностей. Именно Дороти показала, что археологии пора избавиться от своего «романтического прошлого». Её пример самопожертвования и отказа от любимого ремесла для того, чтобы утвердить место женщины в академической археологии – это пример вынужденной и трагической необходимости, о котором стоит помнить всем, кто идет по её стопам.

Источник: https://womenyoushouldknow.net/dorothy-garrod-archaeology/


Перевод: Екатерина Шутова

Показать полностью 2
81

Сказ о том, как Пётр картошкой и табаком прорубал окно в Европу

Царь Пётр построил столицу на болоте? Первый пригласили иностранных инженеров? Рубил мужикам бороды? Был огромного роста?

Спикер: Ксения Чепикова — dr.phil., историк, популяризатор, автор книг «Человек, научивший мир читать», «Продюсер Коперника», «Наука ненависти», а также ряда публикаций по истории науки, образования, книгопечатания, картографии.

Доклад прозвучал 9 апреля 2022 года на форуме «Ученые против мифов: Пробуждение Пингвохотепа»

Стенограмма

Показать полностью
106

Спать как Штирлиц, как Леонардо или не спать совсем?

Правда ли, что недосып приводит к психическим заболеваниям, а 1 час сна до полуночи равен 2-м после? Поможет ли хорошая подушка выспаться и можно ли спать "интервалами"?

Спикер: Михаил Полуэктов — к.м.н., доцент, доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, заведующий отделением медицины сна Сеченовского Университета, президент Российского общества сомнологов, автор более 300 научных статей и монографий, популярных книг «Загадки сна» и «О храпе всерьез».


Доклад прозвучал 9 апреля 2022 года на форуме «Ученые против мифов: Пробуждение Пингвохотепа».

Стенограмма

Показать полностью
245

Проповедник-плоскоземельщик Волива против астрономов

Фрагмент статьи Александра Соколова «Город плоскоземельцев»

Есть великие личности, чьи имена золотыми буквами вписаны в пантеон науки – смелые первооткрыватели, упорные исследователи, Ученые с большой буквы. И есть персонажи, чья черная тень для многих тысяч людей надолго заслонила Солнце Разума – настоящие магистры лженауки, которых безо всяких выборов стоило бы принять в Академию ВРАЛ. Возможно, мы посвятим им отдельную рубрику «Академия ВРАЛ. Начало». А пока что, для затравки, расскажем про одну легендарную личность, на фоне которой завзятые мракобесы типа Германа Стерлигова кажутся безобидными котятами.


“Мы не позволим Слову Господню
капитулировать перед безбожными астрономами”.
“Эволюция - всего лишь комар по сравнению со злом,
причиняемым учением Коперника”.


Уилбур Гленн Волива

Свои идеи Волива жаждал посеять как можно шире, поэтому ездил по миру с проповедями, посетив, в том числе, Северную Африку, Индию и Китай. В какой-то момент он даже планировал совершить кругосветное путешествие вдоль Антарктики, вблизи предполагаемого ледяного ободка Земли, чтобы неопровержимо подтвердить свою теорию. Проповедник полагал, что будет двигаться не вокруг Южного полюса, а вокруг всего «земного круга», поэтому такой вояж займёт как минимум 6 месяцев. Когда в 1929 году авиатор Ричард Берд собрался пролететь над Южным полюсом, Волива разослал в издания разных стран телеграммы с призывом остановить полет, потому что самолёт Берда непременно улетит за ледяной край мира. Когда Берд таки успешно пересек Южный полюс, Волива отказался верить в это, ведь Южный полюс не существует, и Берд, вероятно, просто пролетел вдоль барьера, опоясывающего плоский мир.


Всех астрономов Волива считал "бедными, невежественными, самодовольными дураками". «Я возьму слово Божье и уничтожу любого астронома на Земле меньше чем за 30 минут», - утверждал он, и даже хвастался: “Я могу разнести в пух и прах любого человека в мире в интеллектуальной битве. Я не встречал ни одного профессора или студента, который знал бы хоть на миллионную долю больше по любому вопросу, чем я». А однажды во время юридической перепалки в зале суда он крикнул: "Каждый, кто борется со мной, идет ко дну. Попомните, что я говорю! Кладбище полно тех, кто пытался одолеть Воливу. Эта кучка тоже отправится на кладбище. Бог всемогущий покарает их". И, говоря о планах, обещал: "Я только начинаю свою настоящую работу. Я буду евангелизировать остальную часть Соединенных Штатов, а затем Европу".


Не поддерживаемый даже американскими креационистами, Волива испытывал отвращение к «так называемым фундаменталистам, которые изгнали мошку эволюции, но проглотили верблюда современной астрономии», и считал себя «единственным человеком в США, который верил в Библию», а также «единственным истинным фундаменталистом во всём мире».

Проповедник-плоскоземельщик Волива против астрономов Познавательно, Научпоп, Ученые, Наука, История, Антропогенез ру, Александр Соколов, Плоская земля, Длиннопост

Статья 1928 года, посвященная учению Воливы о плоской Земле. Источник: The Bismarck tribune, May 10, 1928


Одна из самых известных пиар-акций Воливы – объявленная им премия 5000 долларов любому, кто опровергнет теорию плоской Земли. Как писал Волива в 1928 году, его предложение остается в силе до 1935 года, когда ввиду близости конца света уже будет неважно, плоская Земля или нет, ибо в этот момент “монстры эпохи джаза получат своё в виде высоковольтного тостера, выложенного огнём и серой”.


Деньги так и не удалось получить никому, «хотя многие пытались». Любые доводы разбивались об отточенную демагогию проповедника. Круглая тень от Земли на Луне? Но у плоской тарелки тоже круглая тень. Кругосветное путешествие Магеллана? Разумеется, Магеллан объехал вокруг Земли, так же как игла путешествует вокруг граммофонной пластинки. Другие планеты круглые, поэтому наша планета тоже должна иметь сферическую форму? Ничуть. Корова - животное с рогами, но разве прочие животные тоже обязаны быть рогатыми? Журнал “Современная механика” иронически писал в 1931 году, что получить 5 тысяч долларов смог бы разве что космический путешественник, сфотографировавший нашу планету с расстояния нескольких тысяч миль. Ах, наивный автор “Современной механики”!

Проповедник-плоскоземельщик Волива против астрономов Познавательно, Научпоп, Ученые, Наука, История, Антропогенез ру, Александр Соколов, Плоская земля, Длиннопост

Статья в “Современной механике” о премии, учрежденной Воливой, 1931 год. Источник: https://web.archive.org/web/20120205001209/http://blog.modernmechanix.com/2006/05/19/5000-for-proving-the-earth-is-a-globe/


В 1925 году в городке Дейтон, Теннесси, начался знаменитый «Обезьяний процесс». Судили учителя Джона Скоупса, который демонстративно нарушил закон Батлера, запрещавший преподавание теории эволюции в школе. Волива примчался в Дейтон, желая выступить в качестве свидетеля обвинения. Для Воливы представлявший сторону обвинения консервативный политик Уильям Дженнингс Брайан был недостаточно хорош, поскольку тот смел считать, будто Земля – шар. «Если он отрекся от современных теорий биологии, то обязан отречься и от современных теорий геологии и астрономии, как мы», - сетовал Волива. Увы, выступать в суде пастырю из Сиона не позволили. Между тем полагают, что у Воливы были амбициозные планы: он неоднократно предлагал Брайану коалицию на выборах в президенты Соединенных Штатов, на совместной платформе уничтожения ересей эволюции и сферической Земли. По замыслу проповедника, Брайан должен был стать президентом, а Волива - вице-президентом страны. Увы, Брайан умер через пять дней после окончания суда над Скоупсом.


Можете теперь представить, что лилось в уши бедных детишек в приходских школах Сиона, полностью подконтрольных Теократической партии Воливы. Не нужно пояснять, что какая-то там эволюция - доктрина о том, что «человек – это разновидность амёбы» - предавалась анафеме вместе с глобусами. Ученики узнавали, что солнце это диск диаметром 32 мили, находящийся на расстоянии 2700 миль от Земли, а небеса – это твердый купол, на котором светила закреплены подобно люстрам на потолке. В классах висели карты плоской Земли, с Северным Полюсом посередине и антарктическими льдами, охватывающими мир белым кольцом.

Показать полностью 2
385

Мне никогда не объясняли, откуда взялись люди

Американская журналистка Ольга Хазан признаётся, что в школе ей никто не рассказывал об эволюции человека. Как и многим другим американским школьникам.

Мне никогда не объясняли, откуда взялись люди Научпоп, Наука, Ученые, Познавательно, Образование, Теория эволюции, Происхождение человека, Биология, Длиннопост

Вот что я помню об уроках биологии в своей государственной школе в Техасе: мы узнали всё, что можно, о цикле Кребса. В жару мы собирали жуков и держали их в баночках от жидкости для снятия лака. Насколько я помню, мы так ничего и не узнали о происхождении человека.


Большинство учёных считают, что существа, которые в будущем стали людьми, отделились от общего предка с шимпанзе – нашими ближайшими нынешними родственниками – около 6 млн лет назад. Мы не изучали эту часть – «обезьянью» часть. То есть нашу общую родословную с другими приматами. Я закончила школу примерно 20 лет назад и не уверена в своих воспоминаниях, но я связалась со своими одноклассниками – и все они подтвердили, что ничего не помнят об изучении эволюции человека в нашей школе.


Уроки биологии были у меня только в 9 классе – они оказались настолько скучными, что я даже не помню имя своего учителя (я запросила имя в моём школьном округе, но мне ничего не ответили). По большей части мои преподаватели были религиозными, хотя, вроде бы, они придерживались стандартов государственной школьной программы. Однажды один из учителей показал нам схему человеческого глаза. А потом заявил, что сложность глаза – убедительное доказательство существования Создателя.


У меня было немного других возможностей узнать об эволюции человека. Пасторы евангельской молодежной группы, которую я посещала вне школы, говорили мне, что, возможно, люди и динозавры ходили по Земле в одно и то же время. По их мнению, ничего нельзя знать наверняка – потому что углеродному датированию не стоит доверять.


В самом деле, «углеродное датирование» не поможет оценить возраст динозавров. Радиоуглеродный анализ годится для оценки возраста останков, которым не больше 50 тыс. лет. Динозавры вымерли более 60 млн лет назад (прим. переводчика).

Моя история не уникальна. Согласно опросу 926 учителей биологии, проведённому в 2007 году, 13% из них говорят на уроках о креационизме и «разумном дизайне». А вот большинство преподавателей не выступают ни за креационизм, ни за эволюционную биологию. Эти «осторожные 60%», пишут политологи из Пенсильвании Майкл Беркман и Эрик Плутцер в статье 2011 года, «не являются сильными сторонниками эволюционной биологии и не являются явными сторонниками антинаучных альтернатив» (Плутцер сейчас проводит новый опрос – кстати, он сообщил мне, что предварительные данные показывают: мало что изменилось с 2007 года). А ещё мы помним недавние примеры школьных администраторов, которые сомневаются в необходимости преподавания теории эволюции. Так, в прошлом году в Аризоне три кандидата, претендующие на пост государственного школьного инспектора, заявили, что хотели бы, чтобы детей обучали «разумному дизайну». В 2017 году член школьного совета штата Юта предложила рассказывать как о разумном замысле, так и о дарвиновском происхождении.


По словам Плутцера, некоторые среди «сомневающихся 60%» преподают эволюцию только в контексте молекулярной биологии, а не макроэволюции видов (кажется, то же самое было у меня в школе). Другие дистанцируются от материала, даже когда говорят студентам, что те будут проходить стандартизированный тест. «Их главная задача – не обидеть учеников или их родителей, говоря о науке так, будто она бросает вызов религиозной вере, – считает Плутцер. – И я думаю, что в некоторых случаях у самих учителей есть сомнения».


А ещё некоторые учителя предлагают ученикам разные взгляды на теорию эволюции и предлагают им составить собственное мнение. «Но имеется ли у 15-летнего школьника достаточно знаний, чтобы отвергнуть тысячи рецензируемых научных работ?» – пишут Беркман и Плутцер в своей статье.


Некоторые учителя могут даже говорить об эволюционных идеях – таких как естественный отбор и микроэволюция. Но они пропускают часть, которую пропустил мой класс – «обезьянью» часть. Причина не удивительна. «Креационисты не переживают о влиянии эволюции на размеры и форму клювов вьюрков на Галапагосских островах, –говорит Гленн Бранч, заместитель директора Национального центра научного образования, который поддерживает преподавание эволюции в школах. – Их беспокоит, были ли люди созданы по образу бога».


По словам Бранч, причина, по которой в разных школах настолько разное преподавание биологии, заключается в том, что у учителей есть много возможностей «персонифицировать» материал. Государственные стандарты разнятся, и местные школьные советы разрабатывают учебные планы согласно этим разнящимся стандартам. Учителя забирают эти планы и уходят готовить планы уроков. А потом идут в свои классы. Они учат детей согласно плану или нет? Трудно узнать наверняка.


По словам Бранча, если учитель солидарен с ценностями общества, родители не станут жаловаться на материал, предлагаемый студентам. Если же родители жалуются – скажем, им кажется, что учитель неправильно говорит о религии в классе, – то директор может заставить учителя изменить подход. Если же директор в этой ситуации поддержит учителя, то это может стать началом судебного процесса.


Пока что суды занимают «светскую» сторону. За последние 40 лет во всех основных делах в федеральных судах США «проиграл креационизм». И даже самые рьяные креационисты не выступают против эволюции. Возьмём, к примеру, Discovery Institute, который позиционирует себя как «образовательная и исследовательская организация», где числится порядка 40 учёных – многие из них считают, что ключевые моменты жизни и сама Вселенная свидетельствуют о разумном замысле, а не о неуправляемом процессе. Вице-президент института Джон Уэст написал мне, что, по его мнению, лучший подход к изучению эволюции человека в государственных школах – это «дать учащимся точное понимание современной науки, включая рассказ о нерешенных проблемах и областях, в которых у учёных продолжаются разногласия».


По словам Бранча, отсутствие знаний об эволюции человека затруднит для врачей понимание устойчивости к антибиотикам некоторых бактерий. Или для фермеров – нюансов сельского хозяйства. Я отношусь к этому предположению со скепсисом – в Техасе много замечательных врачей и отличных фермеров. Когда я училась в старших классах, интернет не был так доступен, как сегодня – но, тем не менее, информация об эволюции была в свободном доступе. Сейчас это стало ещё проще.


Настоящая проблема «неизучения» эволюции человека в старших классах – разочарование от того, что ты не знаешь то, что знают другие люди. Государственная школа должна давать американцам возможность понять реальность, в которой мы живём. А ещё цель образования – показать нам, как мы попали туда, где находимся сегодня. К сожалению, для многих школьников это остаётся непонятным.

Источник: https://www.theatlantic.com/education/archive/2019/09/school...


Перевод: Екатерина Шутова

Показать полностью
142

Крошка сын к отцу пришел: эко-био — хорошо? Чем опасна бытовая химия?

Можно ли заменить моющие средства содой и уксусом? Эко-средства лучше вредной химии? Спирт в санитайзерах опасен?

Денис Байгозин – химик-разработчик, руководитель образовательного направления компании MELScience. Автор 20 статей и патентов в области физической и биоорганической химии, блогер @blogximika.


Научно-просветительский Форум «Ученые против мифов. Пробуждение Пингвохотепа»

09-10 апреля 2022 г.

Стенограмма

Показать полностью
270

Прямые потомки древних египтян, не имеющие к ним никакого отношения»: антропология жителей страны пирамид

Кому генетически ближе древние египтяне? Копты — прямые потомки древних египтян? Древние египтяне были европеоидами?

Спикер: Ирина Решетова — к.и.н., сотрудник группы физической антропологии Отдела теории и методики ИА РАН, автор более 80 научных статей и 5 монографий.


Вредный оппонент: Станислав Дробышевский — к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, автор книги «Достающее звено».

Стенограмма

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!