Сообщество - Книжная лига

Книжная лига

22 836 постов 78 702 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Детство.Главы 26-27

Глава 26.

Вокруг была всепоглощающая тьма.

Послышался голос Виктора:"Очнись,Логан!"

-Ты же наконец нашел смысл жизни.Живи,Логан,-сказала Маргарет.

-Не покидай меня,брат,-сказал Виктор.

Логан открыл глаза.Рядом с ним сидели грустный Виктор и плачущая Маргарет.

Заметив,что Логан очнулся,Виктор радостно крикнул:"Он жив!",-и резко обнял Логана.

Виктор широко улыбался,он выглядел очень счастливым.

-Логан!,-сказал он.

Виктора оттолкнула девушка-целитель и с недовольным лицом сказала:"Я еще не закончила.Не мешай",-ноги Виктора уже были исцелены.

Логан посмотрел по сторонам.Все стояли вокруг него.

-Мы победили,Логан,-сказал Виктор широко улыбаясь,-Теперь,мы свободны.

Все зрители,вся охрана и весь обслуживающий персонал арены,были мертвы.Маги были свободны.

Из толпы вышел мужчина в очках,чьи волосы будто были разделены на две части:одна черная,другая полностью белая.Он был в отличном костюме темно-фиолетового цвета.

-Меня зовут Дентон,-сказал мужчина.

Виктор,Маргарет и Логан обратили на него внимание.Впрочем как и все остальные.

-Я глава Оставшихся Англии,-продолжил Дентон.

-Оставшихся?,-сказал Виктор.

-Мы,маги,которые желают изменить сегодняшний мировой порядок.Мы хотим создать мир без притеснения.Мир,в котором маги смогут жить нормальной жизнью.Мир,где нас перестанут истреблять лишь за то,кем мы родились.

-Короче говоря,-начал Виктор,-Вы оппозиция Великой Церкви.

-Это так,-сказал Дентон.

-Повстанцы,-сказал Логан.

-Вернемся к делу,-сказал Дентон,-Насколько я знаю,все эти люди вокруг,к вам прислушиваются.И именно вы повели их в бой,-целительница закончила,Логан был полностью здоров,-Такие кадры очень ценны для нас.Поэтому я предлагаю,присоединяйтесь к нам,-и протянул правую руку.

-Отказываюсь,-сказала Маргарет.

-И я,-сказал Виктор,-У меня дела.

Дентон опустил руку.

-А ты,Логан Рид?

Логан оперся на плечо Виктора и они медленно поднялись.

-Благодарю за предложение,-начал Логан улыбаясь,-Но,я не могу бросить этого паренька,-он посмотрел на Виктора,тот улыбнулся,-Поэтому я...

-Мы можем помочь найти тех,по чьей вине умерли твои мать и сестра,-сказал из толпы Брин.

Логан был шокирован услышав это.

-Твоя мать лежала при смерти потому что на нее напали.Она умерла и через год твоя сестра повесилась из-за своего отчима,-продолжал Брин,с каждым словом Логан был шокирован все сильнее и сильнее,-Мы можем найти их всех.Тебе нужно лишь,присоединиться к нам,-Логан поник и опустил голову,его переполняли сомнения.

Немного опечаленный Виктор посмотрел на него,улыбнулся и сказал:"Ты хочешь этого.",-Логан резко повернулся к нему,-"Все твои чувства кричат об этом.Иди."

Логан был полностью ошарашен и сказал:"Но...Брат...",-на его глаза навернулись слезы.

-Мы еще встретимся,брат,-сказал,продолжая улыбаться,Виктор,-Я обещаю.

По щекам Логана потекли слезы.Он обнял Виктора.Виктор обнял в ответ.Логан стоял,заливаясь слезами,а Виктор продолжал улыбаться и обнимать его.

Все начали подниматься в особняк.Брин шел рядом с Виктором,Логаном и Маргарет.Виктор нес статую на правом плече.

Брин спросил:"Ты ведь антимаг,Виктор?Почему в бою с Фергусом,ты не пользовался антимагией?"

Виктор улыбнулся и сказал:"Тогда бой был бы слишком скучным."

Брин удивился,потом рассмеялся и сказал:"Ты и правда псих.Не зря тебя прозвали Бедствием.",-и продолжил смеяться.

Виктор шел,продолжая улыбаться.

Когда они вышли на улицу,там была глубокая ночь.На небе стояла полная луна.Не было ни облачка.Звезды,сегодня,казались особенно яркими.Наверное потому что он не видел их несколько лет.

Когда Виктор и Логан вышли из особняка,они обнаружил,что Маргарет пропала.Ее искали везде,но даже Виктор не смог ее почувствовать.Куда и почему она исчезла,парни не понимали.

Поместье сожгли дотла и все начали расходиться.Виктор и Логан снова обнялись и разошлись в разные стороны.Виктор,со статуей на плече,в гордом одиночестве пошел в сторону города.С его лица не сходила улыбка.

-Стойте!,-услышал Виктор крик сзади.

Он повернулся.В его сторону,уже запыхавшийся,бежал парень который просил у них автографы.

Он подбежал и сказал:"Могу я пойти с вами?Пожалуйста.",-Виктор был обескуражен,-"Я был главой клуба ваших фанатов.Но присоединяться к Оставшимся,не лучшая идея как по мне.Поэтому я решил последовать за своим кумиром.И если вы..."

-Как тебя зовут,парень?,-перебил его Виктор.

-Зигмунд.

-Послушай,Зигмунд.Сейчас,я должен идти один.И нам придется расстаться.Но мы обязательно встретимся в будущем,друг,-сказал Виктор.

Парень завороженно слушал.

-Я все понял,-сказал Зигмунд.

Парни попрощались и разошлись.

-Не думал,что у меня когда-нибудь появится такой преданный фанат,-подумал Виктор и продолжил свой путь.

Через несколько дней,на пепелище пришли Сильвер и Борден.

-Черт возьми,-начал удивленно Сильвер,-Вот это сходили на задание.

Виктор шел по дороге,продолжая улыбаться.Вдруг он остановился и поставил статую.Снял с шеи золотой медальон и открыл его.

Перед Виктором появился Кристоф.

-Ты свободен,-сказал улыбаясь Виктор,-Я сдержал свое обещание.Теперь твоя очередь.

Кристоф пристально посмотрел на него.

Глава 27.

Во время боя с Кристофом.

-Давай поговорим,Виктор Шмидт,-сказал Кристоф.

-Я отказался от этой фамилии,-сказал Виктор.

-Прости,что задел тебя,-сказал Кристоф,-Ради чего ты сражаешься,Виктор?

Виктор снова улыбнулся и сказал:"Чтобы сбежать."

-Прекрасно.Тогда я хочу предложить тебе сделку,-Виктор внимательно слушал,-Ты вытащишь меня отсюда.А я расскажу где находится твой дед,-Виктор сильно удивился,-Да,я хорошо знаю всю твою семью.Именно поэтому я попросил о бое с тобой.Твоего отца,Герхарда.Твою мать,Амалию.И твоего деда,Фрица,-Виктор был ошарашен,он чувствовал,что Кристоф говорит правду,-Почему это так тебя удивляет?Что ты вообще знаешь о Фрице,Виктор?

-Отец рассказывал,что он исчез давным давно.Еще до моего рождения.А бабушка умерла от болезни,-сказал Виктор.

-А ты знаешь почему он исчез?,-сказал Кристоф,Виктор внимательно слушал,-Потому что твой дед,тоже был магом,-Виктор был в шоке,-Его магия была очень похожа на твою.Единственным отличием является лишь то,что он не владел антимагией,-Виктор просто замер в ступоре,-И я знаю...,-все,что говорит Кристоф,правда,-Где он сейчас.

Виктор стоял в шоке,но спохватился,выдохнул и успокоился.

-А ради чего сражаешься ты?,-спросил Виктор улыбнувшись.

-У меня есть сын,-сказал Кристоф,-И я хочу вернуться к нему.Вот ради чего я сражаюсь.

Виктор улыбнулся шире и сказал:"Я согласен."

Кристоф отдал Виктору медальон,внутри которого фотографии его жены и сына,оба блондины.Создал своего клона.Материализовал вокруг себя куб и уменьшил его до очень маленьких размеров.Залез в медальон и Виктор закрыл его.После чего убил клона.

Виктор и Кристоф стоят на дороге.Статуя рядом с ними.

Кристоф создал карту,на которой было отмечено место.Виктор взял ее и посмотрел.

-Франция значит,-сказал он улыбаясь,-Рад был сотрудничеству,Кристоф,-и протянул руку.

Они пожали руки.

-И я,-сказал Кристоф.

-Передавай привет сыну,-сказал Виктор,продолжая улыбаться.

-Обязательно передам,-сказал Кристоф и они разошлись.

Спустя несколько дней,Виктор добрался до места.Он оказался посреди леса.Возле маленькой,разваливающейся лачуги.Виктор никого не чувствовал.Осмотрел лачугу и все вокруг.Ничего.

Виктор задумался:"Неужели чувство все-таки можно обмануть?"

-Ну и черт с ним,-сказал Виктор и пошел,-Итак,повстанцы меня не интересуют.Чем бы мне заняться?

Сказал Виктор и пошел вперед.В будущее.Статуя до сих пор была с ним.


Приветствую всех читателей.Благодарю за такую огромною поддержку в виде плюсов.Спасибо всем вам.Первая глава следующего рассказа будет опубликована завтра в сообществе фантастов,в это же время.Всех подписчиков и заинтересованных моей историей прошу завтра перейти туда и оценить ее.Обращаясь к вам хочу сказать:Дальше будет только лучше.Я обещаю.

Всем Великой удачи и спасибо за внимание.

Август Грейзер.

Показать полностью

Приручение Смигола (не Голлума) 2

Фродо спускает Сэма на верёвке с Эмин Муйла, а потом спускается сам – абсолютно лидирующая роль, он всё держит в своих руках. Даже описание того, как он действует, внушает полную уверенность в его силах и в том, что он целиком контролирует ситуацию. Можно сравнить со ступенями Кирит Унгола, где они оба поднимаются самостоятельно, но Сэм поддерживает Фродо морально, и Горой Судьбы.


Но при этом он разрешает Сэму попробовать изловить Голлума. Сэм посчитал,что справится, Фродо даёт ему возможность это сделать. На самом деле с Голлумом нужно было что-то решать – с таким чудом у себя на хвосте по дороге в Мордор надо было разобраться. Если вспомнить главу «Великая река» - они тогда ещё его караулили.
Несколько раз он подбирался к Фродо, тот даже видел его глаза. И вот теперь настал момент встречи лицом к лицу.

Ещё один нюанс. Фродо предлагает Сэму поспать, и в этот момент замечает Голлума. (На перевале будет ситуация наоборот).

`What's that? ' he whispered. `Look over there on the cliff!'
Sam looked and breathed in sharply through his teeth. `Ssss!' he said. 'That's what it is. It's that Gollum! Snakes and adders!* And to think that I thought that we'd puzzle him with our bit of a climb! Look at him! Like a nasty crawling spider on a wall.'

КК: – Это еще что такое? – он перешел на шепот. – Смотри! Вон там, на обрыве!
Сэм посмотрел и тихо свистнул сквозь зубы:
– Псст! Вот так так! Это же Голлум! Закусай его гадюка!* А я-то, дурак, радовался – не спустишься, дескать! Ему, негодяю, хоть бы хны. Вы только гляньте. Что твой паук на стенке!

Они продолжают зеркалить друг друга даже в кратких диалогах по делу, а Сэм сравнивает Голлума с пауком. Сэм ничего ещё не знает про Шелоб, но облик Голлума действительно напоминает паука и будет напоминать, когда в нём брал верх именно Голлум, а не Смигол. В главе «Логово Шелоб» будет сказано, что он “worshipped her” – обожествил её. Ну и какой идол, такое и служитель, он ей уподобился в облике.


*Сэм, ругаясь на появление Голлума, употребляет странное выражение: snakes and adders! Это игра слов. Как его перевести, я не придумала, если честно. Такого ругательства в английском языке нет, это переделанное название всем известной игры Snakes and Ladders – Змейки-лесенки. Игра пришла в Англию из Индии, где имела религиозное и воспитательное значение. На поле с нарисованными змеями и лестницами, где змеи символизировали пороки, а лестницы добродетели, если фишка попадала на нижнюю ступень лестницы, она перемещалась наверх, а если попадала на голову змеи, возвращалась к её хвосту. Сэм выкинул букву, и лестницы – ladders превратились в гадюк – adders. Весьма точная характеристика и Голлума и их положения и всего «игрового поля» четвёртой книги. Хотя всё-таки лестницы там тоже будут, и в прямом и в переносном смысле. Но Сэм в своей шутке им места не оставил. В каждой шутке есть доля шутки…
Голлум не знает, что хоббиты его слышат и видят, и им представляется возможность вот так сразу заглянуть ему в душу. Он не притворяется, не осторожничает, плюётся, шипит, проклинает всех и вся, хоббитов, лунный свет, и ищет Прелесть.

Сэм пытается его поймать, но Голлум оказывается проворнее и сильнее. Фродо уже вынимал Жало из ножен, он участвовал в стычке с орками в Мории, но вот так встретиться лицом к лицу не с неизвестным орком, а с противником, имя, даже оба имени и историю которого он хорошо знает, такое с Фродо впервые. Голлум принёс ему очень много неприятностей, это он навёл на его след сауроновых слуг, Фродо знает о нём как о злобном создании, которое знается с орками, из-за него орки убили нескольких эльфов, охранявших его и проявлявших к нему милосердие, он сам опасается Голлума и видит, насколько он сильный противник, он без труда только что одолел Сэма. Но Фродо всё-таки не убивает его на месте, он грозит ему Жалом и требует отпустить Сэма. Что тот и делает.

Things would have gone ill with Sam, if he had been alone. But Frodo sprang up, and drew Sting from its sheath. With his left hand he drew back Gollum's head by his thin lank hair, stretching his long neck, and forcing his pale venomous eyes to stare up at the sky.
`Let go! Gollum,' he said. `This is Sting. You have seen it before once upon a time. Let go, or you'll feel it this time! I'll cut your throat.'

Сэму пришлось бы несладко, будь он один. Но Фродо, выхватив Жало из ножен, бросился на помощь. Левой рукой он сильно запрокинул голову Голлума назад, схватив его за жидкие прямые волосы, вынуждая его направить взгляд блеклых, полных злобы глаз, прямо в небо.
«Отпусти, Голлум», - сказал он. - «Это Жало. Однажды ты его видел. Отпусти, или сейчас отведаешь. Горло перережу».

И опасный противник внезапно превратился в скулящее пресмыкающееся создание. И он был в таком плачевном состоянии, что увидев его, Фродо испытал к нему жалость, о которой говорил Гэндальф. Когда-то он сожалел о том, что Бильбо его не убил. Но вот наступил момент, когда Голлум у его ног, а в руках у Фродо меч. Ему предоставляется возможность исправить "оплошность" Бильбо, уже принёсшую столько бед. Но одно дело говорить, а совсем другое исполнить. Фродо отличается исключительной добротой, он видит перед собой существо, искалеченное Кольцом духовно больше, чем физически, и испытывает к нему жалость. Да, это была искренняя безусловная жалость, а не это вот: «Мне нужно верить, что его можно вернуть, тогда и меня можно», что перечеркнуло всю суть замысла Толкина о Фродо. Куда вернуть, Фродо возвращаться не собирался. Вообще. Совсем. Он даже, как мы выясним в следующей главе, не верил, что дойдёт до цели. Но чтобы почувствовать жалость, ему нужно было встретиться с Голлумом и своими глазами увидеть, что с ним сотворило Кольцо. И сделать выбор такой же, как когда-то Бильбо. Голлум был угрозой для него, он жил только одним желанием – заполучить свою Прелесть назад. И вот в такой опасной ситуации для Фродо всё равно перевешивает жалость и милосердие. А Фродо несёт Кольцо, между прочим. И Кольцо на это решение повлиять не может.

`Very well,' he answered aloud, lowering his sword. 'But still I am afraid. And yet, as you see, I will not touch the creature. For now that I see him, I do pity him.'

КК: – Быть по сему,– вслух ответил хоббит, опуская меч.– Правда, я еще боюсь. И все же, как видишь, я решил не трогать его. Ибо я повстречался с ним лицом к лицу, и мне стало его жалко.

Понятно, что он мог думать о том, что с ним произойдёт нечто подобное, но про «вернуть всё как было» - нет, в книге он, простите, не наивный дурачок. Он прекрасно понимал, на что подписался, и что дорога будет в один конец. Если он в какой-то мере ассоциировал Голлума с собой в будущем, то он чисто психологически должен был испытывать к нему ещё большее отторжение – «я не такой и таким не буду» и презрение. Но это не влияет на его к нему отношение – он обращается с ним строго, но никогда не унижает. Во время разговора с Гэндальфом в Бэг Энде он трижды открещивался от Голлума, а в этой главе, пожалев, принял его таким, какой тот есть.

Но есть ещё разница между тем, что мог думать Фродо, и что вытекает из логики развития персонажей, был ли Голлум его «тёмной тенью» или нет. Между тем, с чего начинал свой путь с Кольцом Голлум и тем, с чем Фродо, пролегает пропасть. Оба получили Кольцо в свой день рождения, это значит, что их судьбы были с ним тесно связаны. Но Голлум начал с убийства из-за Кольца, Фродо же несколько лет жил в одном доме с предыдущим владельцем Кольца, знал о нём, но никаких мыслей завладеть Кольцом у него не возникало. А когда он узнал, что это такое, то принял это бремя из любви к миру, и сопротивлялся злу до самого конца. Голлум - это часть души Смигола, полностью порабощённая Кольцом, маленький кусочек Смигола ещё остался, но он сам изначально был с гнильцой. В отличие от чистого душой и помыслами Фродо. Мог Фродо стать в конце пути как Голлум? Да ни при каком раскладе! В фильме, кстати, всячески подчёркивается эта идея, что Фродо прямая дорога в Голлумы. А я не вижу в книге никаких предпосылок для этого. Даже в Мордоре там другое развитие событий с Фродо. То есть кто друг для друга Голлум и Фродо? Ответ в следующей главе. Но по сути Голлум это не «тёмный вариант Фродо», он скорее его полная противоположность, а это, как по мне, не одно и то же.

Сэм здесь называет Голлума «it», как называют животных или вещи. И здесь же употребляет слово «sneak», которое потом ещё прозвучит в конце этой части. У него несколько значений, от «красться» до «доносить». Фродо же сразу употребляет местоимение «he», которое относится к людям. И отказывается от весьма жестокого предложения Сэма связать Голлума и бросить его.

У Фродо другой план – он хочет заставить Голлума помогать себе. И прямо отвечает на его вопрос о том, куда они идут – В Мордор. И когда он говорит об этом, он впервые называет его Смиголом.

Frodo looked straight into Gollum's eyes which flinched and twisted away. `You know that, or you guess well enough, Sméagol,' he said, quietly and sternly. `We are going to Mordor, of course. And you know the way there, I believe.'
`Ach! sss! ' said Gollum, covering his ears with his hands, as if such frankness, and the open speaking of the names, hurt him.

КК (здесь не точный перевод, но я привожу его для экономии времени. Пояснения внизу. Мои переводы там, где отсутствует указание на других переводчиков (КК, ГриГру и КистяМур):

КК: Фродо посмотрел Голлуму прямо в глаза, те забегали и скользнули в сторону.
– Ты и сам знаешь, а не знаешь, так догадываешься, Смеагол, – спокойно и сурово произнес Фродо. – Мы идем в Мордор. Это ясно и так. Полагаю, ты знаешь дорогу?
– А! Ш-ш-ш, – зашипел Голлум, затыкая уши, словно откровенность Фродо сделала ему больно и он не мог слышать слова „Мордор“, произнесенного вот так вот, вслух, без обиняков.

Names. Не только произнесение вслух названия Мордор причиняло ему боль. Ему причиняло боль слышать своё собственное имя!
Фродо весьма жёстко ведёт разговор с Голлумом, игнорирует его ужимки и попытки уйти от темы, и от ответов, и требует от него показывать ему дорогу. Но при этом не унижает его, не обвиняет, и очень хорошо его понимает, когда тот начинает вдруг разговаривать с кем-то (как он только что похожим образом обращался к Гэндальфу), он знает, к кому обращается Голлум. К Саурону, тот так же как Фродо постоянно чувствует Око.

'Don't look at us! Go away! Go to sleep!'
`He will not go away or go to sleep at your command, Sméagol,' said Frodo. `But if you really wish to be free of him again. then you must help me...'

КК:
– Не гляди на нас! Уйди! Уходи спать!
– Он не уйдет и не заснет по твоему повелению, Смеагол, – вмешался Фродо. – Но если ты и вправду хочешь от него освободиться, ты должен мне помочь.

Don't ask Sméagol. Poor, poor Sméagol, he went away long ago. They took his Precious, and he's lost now.'
`Perhaps we'll find him again, if you come with us,' said Frodo.
'No, no, never! He's lost his Precious,' said Gollum.
'Get up! ' said Frodo.

КК: Не проси Смеагола. Бедный, бедный Смеагол! Он давно, давно ушел! У него отобрали С-сокровище, и Смеагол потерялся. Теперь его не найти.
– Может, если ты пойдешь с нами, он и отыщется, – сказал Фродо.
– Нет, нет, никогда! – скорбно отозвался Голлум. – Он потерял свое Сокровище.
– Встань! – велел Фродо.

Фродо и Сэму сразу выпал шанс проверить Голлума. При малейшей возможности Голлум попытался сделать ноги, чего они и ожидали. Слаженность действий, понимание друг друга с полувзгляда – насколько же они «настроены» друг на друга! И снова пригодившаяся эльфийская верёвка вдруг дала такой неожиданный эффект, что Голлум выразил готовность дать Фродо какую угодно клятву, только чтобы он освободил его от неё. Здесь порадовало, что Сэм, оказывается, не так уж сильно и затянул узел у него на ноге, даже едва ли достаточно, то есть он больше пытался выглядеть суровым, чем был на самом деле.
А вот дальше начинается хтонь.

Голлум вдруг предлагает, что поклянётся Фродо на Прелести, что в свою очередь оказывает на Фродо странный эффект. До этого он действовал достаточно хладнокровно, но при упоминании Прелести не то, чтобы теряет самообладание, но реагирует очень эмоционально, настолько, что произносит вслух начало надписи на Кольце. И в тот же момент понимает, что Кольцо – единственный способ хоть как-то подчинить себе Голлума, ограничить его в желании нанести им с Сэмом вред, и тем самым получить возможность спасти ему жизнь.

Но дать возможность Голлуму поклясться здесь и сейчас НА Кольце – это здесь и сейчас потерять его как хотя бы относительно более-менее вменяемого члена общества. Он, неся Кольцо сам, и видя перед собой Голлума, разделанного Кольцом под орех, прекрасно понимает, что едва увидев Кольцо, Голлум распрощается со своей кукухой, которая у него и так сильно набекрень, на веки вечные, и они получат себе в проводники конченого одержимого маньяка, и не спасёт никакая клятва. Нельзя давать возможности Голлуму видеть Кольцо ни в коем случае (машем ПиДжею ручкой, у него Голлум оказался кремень – столько раз перед ним Кольцом трясли и размахивали, а он держался, молодчина). Поэтому Фродо предлагает ему в ответ поклясться Кольцом.

И говорит нечто вообще жуткое. КТО или ЧТО это говорит?

'No! not on it,' said Frodo, looking down at him with stern pity. 'All you wish is to see it and touch it, if you can, though you know it would drive you mad. Not on it. Swear by it, if you will. For you know where it is. Yes, you know, Sméagol. It is before you.'

«Нет, не на Нём», - ответил Фродо, глядя на него сверху вниз с суровой жалостью. – «Всё, что ты хочешь, это увидеть и коснуться Его, хотя прекрасно знаешь, что Оно сведёт тебя с ума. Не на Нём. Если хочешь клясться, клянись Им. Потому что ты знаешь, где Оно. Да, Смигол, ты знаешь. Оно перед тобой!»

И в этот же момент Сэм видит первый раз сияющую фигуру, скрытую серой тенью.

For a moment it appeared to Sam that his master had grown and Gollum had shrunk: a tall stern shadow, a mighty lord who hid his brightness in grey cloud, and at his feet a little whining dog. Yet the two were in some way akin and not alien: they could reach one another's minds. Gollum raised himself and began pawing at Frodo, fawning at his knees.
'Down! down! ' said Frodo. `Now speak your promise!'
`We promises, yes I promise!' said Gollum. 'I will serve the master of the Precious. Good master, good Sméagol, gollum, gollum!' Suddenly he began to weep and bite at his ankle again.
'Take the rope off, Sam!' said Frodo.

КК: На мгновение Сэму померещилось, что хозяин внезапно вырос, а Голлум, наоборот, уменьшился. Там, где только что стоял Фродо, высилась суровая тень – тень могучего властителя, который ослепил бы мир своим сиянием, если бы не окутавшее его серое облако. У ног грозной тени скулила какая-то жалкая собачонка. И вместе с тем в чем-то эти двое были, как ни странно, сродни – и понимали друг друга без слов. Внезапно Голлум вскочил и принялся прыгать около Фродо, то ластясь к его коленям, то пытаясь, как собака, встать передними лапами ему на грудь.
– Прекрати! – велел Фродо. – Клянись!
– Мы клянемся, да, да. Клянусь! – отозвался Голлум. – Я буду теперь служить Хозяину Сокровища. Хозяин хороший. Смеагол тоже хороший, голлм-голлм! – И вдруг он снова разрыдался и потянулся к веревке, пытаясь ее перекусить.
– Сними веревку, Сэм, – приказал Фродо.

Сияющая фигура, скрытая облаком, которую Сэм видит в тот момент, когда вместо Фродо уже говорит Кольцо. Ходячий парадокс. Сияющие белые одежды это символ праведников и мучеников. Фродо, соглашаясь на поход в Мордор, жертвовал своим «я» и своей душой. Прекрасно понимая это. Он шёл не просто на смерть, многие на войне идут на смерть, он шёл в ад. Ему Гэндальф ещё в Тени Прошлого, в Шире, выдал весь расклад. Кольцо сломает и перемелет любого и в конце пути захватит Хранителя полностью.

На Совете у Элронда совсем не просто так все мудрые и сильные сидели глазки в пол. Они не смерти боялись, они боялись вот этой участи. Никому невозможно было устоять по условиям задачи, конец для всех был бы один, но кому-то нужно было идти в Мордор с Кольцом и вот это вот всё. Кому-то нужно было подвергнуть себя добровольно этому надругательству над собой и своей душой, отдать себя злу на заклание, повесив эту гирю на шею, сопротивляясь ей по дороге изо всех сил, только усугубляя этим свою участь. И никто не мог гарантировать, что жертва будет не напрасной. Мученичество Фродо заключалось именно в том, что ради других он взял Кольцо и пошёл на это, зная об исходе заранее, «the ring will posess him».

Идя с кольцом к Ородруину он осознанно приносил себя в жертву, парадокс заключался в том, что не только весь полный сопротивления и страданий путь, а и финальный, абсолютно закономерный слом – это и есть самая что ни на есть жертва своим «я» и своей душой, осознанная (тогда ещё, в Шире, он проговаривает там, в разговоре с Гэндальфом всё, что как он понял, его ждёт, а понял он всё верно) и добровольная: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Хотел он сломаться? Конечно, нет! Но это было неизбежно. Невозможно было Фродо выстоять, мощь Саурона, заключённая в Кольце, помноженная на противодействие его воли, а он ведь продержался до самого Саммат Наура. И он не думал, что выстоит, если бы думал, то как Боромир пал бы гораздо раньше. При этом «It is before you» это свидетельство того, что кольцо взялось за работу и какая-то часть Фродо уже поглощена им. Виноват в этом Фродо? "Это будет происходить медленно, если взять Кольцо с целью его хранить", сказал Гэндальф. Но это будет происходить, от этого не спасёшься никак и никак не предотвратишь. Происходит то, что должно происходить. Это вина Фродо? Нет!

Судя по всему эти видения, хоть и связанные с Кольцом, отражали реальную суть персонажей, ведь и Сэм с Кольцом виделся оркам эльфийским богатырём – его подвиги вполне тянули на такое сравнение, да и то, что Фродо как сияющую фигуру видит именно Сэм, говорит о том, что это не обман и не чары. Потом об этом будет очень интересный намёк. Фродо жертвует собой из любви к другим. И в начале четвёртой книги начинается его путь к мученичеству, о чём говорит образ сияющей фигуры, увиденной Сэмом, хотя Фродо продолжает себя вести на этот момент как активный традиционный герой-рыцарь, поэтому фигура ещё скрыта облаком. А где мученик, там будут и последователи.

И ещё очень значимый и интересный момент – клятва Кольцом. Голлум клянётся самым дорогим, что для него существует на свете. Он клянётся служить Повелителю Прелести. Если исходить из логики этой клятвы, если он её нарушит – Прелесть он потеряет окончательно или более того – это может стать причиной её гибели. Однако он не называет Повелителя Прелести по имени, что потом приведёт к тому, о чем предостерегал его Фродо – Прелесть будет побуждать его извратить клятву. К чему всё это приведёт – увидим. Однако пока Фродо – Повелитель прелести, а Голлум действительно начинает служить ему.
А Фродо этой клятвой даёт ему шанс на спасение.

Крохотный отряд пополняется новым участником, бывшим в прошлом хоббитом. Так что у всех троих гораздо больше общего, чем им самим кажется на первый взгляд. Это произошло по решению Фродо, причём ни Сэм, ни Голлум не в восторге от этого решения, но обоим деваться некуда – Сэм слишком уважает Фродо, чтобы с ним спорить, да и знает прекрасно, что это бесполезно, а Голлуму Фродо не оставил выбора. Лидер маленького отряда – Фродо. Лидер безусловный, принимающий решения, неподвластный чьему бы то ни было влиянию. Безоговорочный авторитет для Сэма и внушающий страх хозяин и Повелитель Прелести для Голлума. При этом несущий ответственность за обоих. (Привет, ПиДжей).

In the deep of night under hard clear stars they set off. … They faded swiftly and softly into the darkness. Over all the leagues of waste before the gates of Mordor there was a black silence.

Глубокой ночью под ярко сияющими звёздами они отправились в путь. … Быстро и незаметно их фигуры слились с темнотой. Над всей необъятной пустошью перед вратами Мордора стояла мёртвая тишина.

Звёздное небо над головой и нравственный закон внутри (с)

Показать полностью

Обзор романа Чайны Мьевиля «Посольский город»

Для тех, кто знаком только с трилогией о Нью Кробюзоне, «Посольский город» станет полной неожиданностью. Безумная фантазия автора на месте, но лавкрафтовщина и берроузовщина сведена к минимуму. Акцент здесь сделан совсем на других вещах.

Обзор романа Чайны Мьевиля «Посольский город» Обзор книг, Рецензия, Книги, Что почитать?, Литература, Фантастика, Космическая фантастика, Писатели, Постмодернизм, Посоветуйте книгу, Зарубежная литература, Длиннопост

О сюжете

Человеческая цивилизация активно колонизирует космос. Сюжет книги разворачивается в самой отдаленной колонии. Коренное население планеты имеет настолько отличный от человечества язык и настолько другое мышление, что наладить контакт с туземцами оказалось очень непростой задачей. Единственные, кто могут объясняться с ариеканами (местной расой) парные идеально одинаковые клоны, синхронизированные между собой и обладающие высоким уровнем эмпатии. Такие клоны становятся послами. Посол — ключевая фигура для колонии, так как выживание на планете напрямую зависит от биотехнологий подаренных и обслуживаемых ариеканами.

Хрупкое равновесие между колонистами и местными жителями нарушается с прибытием нового посла. Составляющие его клоны имеют некий скрытый изъян, рассинхрон, оказывающий странное психофизическое воздействие на ариекан. Пообщавшиеся хотя бы раз с послом инопланетяне впадают в наркотическую зависимость от их голоса. Они готовы на все, чтобы получить новую «дозу».

Что это? Роковая ошибка или хитрая провокация со стороны правительства, решившего взять под контроль своенравных колонистов? Главной героине, девушке по имени Ависа предстоит распутать паутину заговора и спасти посольский город от гибели.

Впечатления

«Посолький город» более серьёзное и, несмотря на свой небольшой объем, тяжеловесное произведение, чем «Вокзал потерянных снов» и «Шрам». Автор не ставит себе задачу эпатировать читателя, хотя шокирующих эпизодов и в этой книге хватает с избытком.

Мьевиль детально и достаточно подробно знакомит нас с посольским городом и его обитателями, а также с особенностями мышления ариекан. Ощущается, что роман свой фантаст сочинил не без влияния философов постмодернистов. Сама идея расы, не разделяющей означаемое и означающее, не воспринимающего симулякры — это как живая иллюстрация к их теориям. Столкновение с абстрактными понятиями, ложью, метафорами вызывает панику и агрессию у местного населения колонии. Но, благодаря мудрым действиям главной героини ариекане выходят на новый виток развития своего языка.

Поначалу «Посольский город» читается тяжело. Вся книга — это такой политический детектив, повествование разворачивается неспешно и почти все построено на диалогах и размышлениях. Но постепенно мир Мьевиля насыщается красками и деталями, сюжет приобретает напряжение и динамику и на последних страницах несётся галопом. Необычная книга точно заслуживающая внимания.

Много интересного о книгах есть также на нашем канале. Ссылка на канал в профиле.

Показать полностью 1

Рассказ

Для тех, кто не может прочитать, залил аудио рассказ на ютуб и прикрепил его и здесь, и (чуть ниже)

Любимое воспоминание моего детства — это возвращение моего папы с учений.

Это было целое событие! Мне давали первому с разбега запрыгнуть папе на шею и прижаться со всей силы к папиной небритой щеке. И острые звездочки на шинели, царапали так по-родному!

Потом было торжественное вручение подарков на кухне.

Маме обычно разные платочки, а мне редкие тогда игрушки–индейцев(даже сейчас еще они сохранились, почти все, вместе с украшением коллекции — вигвамом!).
Ну а дальше был ужин, обычно папина любимая картошка в мундире с селедкой и с замороженным и тонко нарезанным белым салом.
Разошлись мои родители странным и для меня абсолютно непонятным образом. Мне только-только исполнилось шесть лет. Я был слишком мал и не мог понять, отчего, когда я входил к ним в комнату, они внезапно замолкали, и никто из них не мог смотреть мне в глаза. Потом кто-то из них, чаще это был папа, брал меня на руки и пытался со мной играть. Как раньше втроем, взявшись за руки, уже не гуляли. А мне так нравилось поджимать ноги и просить папу с мамой побежать, так быстро, как ветер!
Теперь гулял со мной кто-то один.
Потом папа ушел. Забиравшая меня из садика мама - поведала:
— Папа ушел к другой тёте, и мы не будем больше жить вместе, но ты, сынок, не расстраивайся, теперь у нас все будет очень хорошо!
Говорила, что скоро жизнь наша чудесным образом изменится. Я ей не сказал ни слова. Не заплакал. В голове у меня повторялся один и тот же вопрос:
— Как может быть лучше без папы? Как?

Странная жизнь совсем без папы продолжалась около месяца.

Папа стал приходить к нам в октябре для того, чтобы погулять со мной. Каждую субботу в одиннадцать. Я видел, что он чувствует себя крайне неловко. Впрочем, так же, как и мама. Мне очень хотелось взять папу за руку. Подвести его к мамочке. Взять маму другой рукой, вложить их руки друг в друга и попросить их улыбнуться. И случится чудо — они помирятся!

И всё станет, как было раньше! Папа улыбнется краешком губ, мама заразительно засмеется, и мы побежим все вместе, вприпрыжку по первому снегу! Но я так и не решился этого сделать. О чём сожалею и по сей день.
Мы с папой гуляли, иногда молча, иногда болтая обо всем на свете.
Возле дома отец всегда останавливался и говорил:
— Сын, — или, иногда — «сынулина», — Береги мамулю. Она чудесная. Или:

— Сынуля, читай книжки. Скоро школа и я не хочу, чтобы меня ругали из-за тебя.

Запомнился мне один из вечеров, когда он, подводя меня к дому, сказал следующее:

— То, что я тебе сейчас скажу, ты, мой сын, должен запомнить сам и передать своему сыну! Книги — они живые. У каждой книги своя жизнь. И созданы они для того, чтобы отвечать на вопросы. Читай умные книги, и они дадут тебе ответ на любой вопрос. Они научат тебя всему, что надо уметь в жизни! Например, как вырасти честным и сильным, чтобы все вокруг считали тебя настоящим мужчиной. И ты всегда сомневайся в том, что тебе говорят люди! И не важно, кто это, то ли учителя, то ли друзья во дворе, то ли соседи — не сомневайся только в тех книгах, которые ты читаешь!

И потрепав волосы у меня на голове, сказал на прощание, как говорил всегда:
«Ну, беги, давай»!

Папа уходил в сторону автобусной остановки, а мелкий снег падал и падал на его красивую военную серую шинель, припорашивая шапку и офицерские погоны со звездочками. Хотелось крикнуть ему вслед, побежать, прижаться к нему, обхватить за ноги, и слыша такой родной и знакомый запах папы, который замешивался из запаха военной формы, крема для обуви, табака, кожаной портупеи, и закричать во весь голос:

«Папочка, не уходи! Как плохо мне без тебя, папуля! Хочу, хочу, чтобы было все как раньше!». И заплакать, плакать, не переставая, капая слезами на серую, любимую безупречную офицерскую шинель. И избавиться от душевной боли, переживая вновь и вновь присутствие на плече сильные отцовские руки. Но я не делал этого. А просто смотрел, как он уходит. Снежинки падали на меня, на мое лицо, поднятое в немой мольбе к темному небу, и таяли, смешиваясь со слезами, которые бежали по моим щекам.

Всё было неправильно. Так не должно было быть. Но было.
Жизнь продолжалась. Как-то весной мы с папой и его друзьями поехали на пикник. Папа предложил мне поиграть в нашу любимую, на природе игру, и мы начали играть в первопроходцев — пробрались через очень густые и сложные заросли и вышли на красивую песчаную полянку и, пройдя по ней, подошли к воде. Я услышал звук моторной лодки, повернул на звук голову и увидел, мечту мальчишек моего двора, идущую по течению серебристую моторную лодку-казанку, с тремя мужиками в ней. Они тоже заметили нас и, перекинувшись какими-то словами, резко изменили направление и направили лодку в нашу сторону. Папа взял меня за руку, резко меня развернул и пошел в сторону зарослей. Я услышал звук того, как лодка уткнулась в песчаный берег, и заглох мотор.

Самый рослый из них спрыгнул в воду первым и крикнул:

«Э, мужик, стоять, сигареты у тебя не будет?».
На ходу повернув голову назад, увидел, что к нам бегут трое.
Им было может по двадцать, может чуть больше лет. Длинные волосы и в расклешенных джинсах.
Сын, не надо оборачиваться, идем быстрее, это шпана, не связываемся, — очень тихо сказал папа и мы ускорили шаг.
«Эй, ты че, мужик не понял, кому я сказал стоять! Сигаретой угости!» — прозвучало уже за самой моей спиной.
Мы остановились. Папа повернулся назад. И очень тихим голосом — я не помню, чтобы мой папа разговаривал таким тихим голосом — ответил:
Лезгинку станцуешь — дам тебе сигарету.
— Чего-чего, — произнес парень с заячьей губой
— Это ты кому сказал, — прохрипел гнусавым голосом третий мужик с грязными длинными волосами и плюнул папе под ноги зеленой соплей.
Она приземлилась в нескольких миллиметрах от папиных кроссовок. И сразу стала покрываться желтыми песчинками. Они нас взяли в полукруг, оттеснив нас от спасительных, по моему разумению, зарослей.
Позади нас искрился быстрым течением Иртыш. Папа плавно переместил меня себе за спину, резко пригнулся ко мне и прошептал в ухо:

— Когда начнется драка, беги в кусты, понял? — И уже громким голосом сказал:
— Да, все трое станцуйте и получите это, — и он бросил перед ними початую пачку папирос.
— Да ты совсем борзый, а мужик, — сказал гнусавый, и из его рта полилась грязная ругань.
— Будешь ругаться при ребенке, в угол поставлю, сосунок! — От того, что папа резко повысил голос, двое парней, подбежавшие к первому, даже немного отодвинулись.
— Вижу ты мужичок, борзый, да? Да мы сейчас и тебя и твоего недоноска поимеем! — Сказал кто-то из них, и парни загоготали.
— А ну, ботаник, кошелек сюда или зарежем обоих. Так понятнее? — гундосый засунул руку в карман и достал выкидной нож. Послышался сухой и резкий металлический звук, — это открылось его лезвие, — давай по-хорошему — останетесь живы, нет — и тебя зарежем и сынка твоего в свидетелях не оставим!
Длинноволосый парень прыгнул ко мне и схватил за шиворот. Папа резко с разворота ударил его своей ногой куда-то между пяткой и серединой его кеда. Послышался странный тихий звук, как будто под водой ломают сухую веточку, лохматый охнул и начал заваливаться на подкосившуюся ногу и потянул меня за мою рубашку за собой. Рубашка начала с меня слазить, налезла на голову и закрыла мне видимость. Лохматый повалил меня на песок, и попытался встать. Но нога его не слушалась, и у него получилось только встать на колени. И он вдруг закричал:
— «Губа», он мне ногу поломал — мочи его!
Парень с заячьей губой, звериным чутьем, вдруг понял, что папа один — сильнее их всех, да и не боится их, несмотря на ножи в их руках, и скорее всего проигрыш стаи неизбежен. Он крикнул гундосому:
— Гуня, мочи его!
Гундосый сунул руку с ножом папе в лицо, а парень с заячьей губой в два прыжка оказался возле меня и приставил нож к моему горлу.
Я почувствовал холодный металл возле шеи, перегар, смешанный с потом и вонью несвежей одежды. Ноги меня перестали слушаться, и я оцепенел.
Папа увидел, что произошло, и поднял руки, одновременно говоря:
— Всё мужики, всё, ваша взяла, только не трогайте сына!
Гундосый засмеялся, подошел к папе сбоку. Папино внимание было сосредоточено на мне и парне с заячьей губой. И я увидел, что гундосый отводит руку для удара ножом за папиной спиной и папа этого просто не видит! Я закричал что есть силы, даже не закричал, а завизжал, завыл и из моего горла вылетело:
— Папа, сзадиииии..!
Одновременно я схватил лезвие возле своего горла двумя своими ручонками, немного отвел от себя нож, и укусил, что есть мочи за кисть с грязными ногтями и татуированной буквой «С», и с точкой между большим и указательным пальцем! Боли я не чувствовал. Чувствовал попытку «заячьей губы» вырвать из моих рук свой нож, который уже стал липким от моей крови. Он бил меня второй рукой по голове, а я продолжал издавать звук похожий одновременно на звериный рык и словосочетание «папа, сзади!».
Оседая на песок, я увидел, что папа неведомым образом присел и с разворота ударил гундосого в кадык, одновременно перехватывая кисть, в которой был нож. Гундосый всхлипнул и как столб рухнул возле ног папы, который продолжал держать его за кисть. Выхватив из обмякшей руки гундосого «финку», папа одним прыжком оказался возле нас и стал наносить «заячьей губе» удары ножом гундосого, которые глухими ударами отдавались в мою спину через обмякшее тело бандита..
От невыносимой боли в руках и голове, у меня потемнело перед глазами, и я стал проваливаться в бездонную черную пропасть..
Когда я пришел в себя, то почувствовал, что я раздетый лежу на самом берегу Иртыша, и меня моют холодной водой и ощупывают теплые папины руки. Боль пришла внезапно и везде. Болели ладони, даже не болели, а горели огнём, и любое мое движение приносило резкий взрыв боли. Болело ухо и правая часть головы. Правый глаз отек и не хотел полностью открываться.
Папа внимательно меня осмотрел и сказал:
— Все в порядке, сынулина, все в порядке, все позади, мы справились.
Я увидел, что два его друга спешно закидывают что-то в овраге свежесрезанными крупными ветками. Он перехватил мой взгляд и сказал:
— Сын, на этом свете достаточно мусора и среди людей, трех из них ты видел. Это шпана. Отбросы. Это не люди. Не жалей их. Просто запомни, что их нельзя бояться! Им нельзя показывать слабину. Нельзя подняв руки сдаться. Зло, как бы оно не выглядело, и в каком количестве бы не было, должно мгновенно получать отпор. И не важно, сын, что возможно зло выглядит сильнее, чем ты. Важно не сдаваться. Ты сейчас живешь, потому что твои русские предки никогда не сдавались! Помни, когда заканчиваются силы – остается характер. Побеждает не сила. Побеждает дух. Бог не дает сильным храбрость, Бог дает храбрым силу! Промолчишь, испугаешься, отдашь деньги и будешь оправдывать себя, что главное выжить, значит, ты зря живешь на этой планете, значит ты трус. Значит ты не мужчина. Ну а те, кто может убить или изнасиловать ребенка просто не должны ходить по этой земле. Ты не струсил. Я горжусь тобой. А сейчас мы поедем к нашему соседу, дяде Леше в больницу, и он зашьет тебе все твои боевые раны, — и папа улыбнулся.
Зашивали меня довольно долго. Папа не отводил глаз с рук дяди Леши, а я не сводил глаз со своего папы! Я смотрел и смотрел на него. Меня распирало от гордости, что у меня такой папа! Как в кино, он справился со всеми! Как самый настоящий герой! Как в тех книжках, которые он мне читал на ночь о русских богатырях! И это все мой, мой папочка!
Жаль, что никому из моих друзей нельзя было об этом рассказать.
А мне так хотелось поделиться нашей общей победой! Рассказать всему свету, что мой папа настоящий герой, как в кино!
Но он попросил меня молчать. До тех пор, пока у меня не появится сын.

И я дал ему слово и его сдержал.
Я не видел больше своего папу. Через неделю он уехал в Польшу. А еще через три месяца папа погиб. На учениях у одного из его солдат выпала боевая граната из рук, и он, не раздумывая прыгнул на нее и прикрыл собой, своим телом, всю свою роту.

Стрелковая рота это сто один человек. Сто один сын, которого ждали дома отец и мать. И сколько из них бы погибло или было ранено, если бы мой отец не проявил мужество, знает один Бог.

К нам домой пришло сто одно письмо со словами, которые нельзя читать без слез и сейчас. Они пришли к нам со всех концов страны. Храню их и иногда перечитываю...
Мама не поехала на похороны. Ей было некогда. Она была занята сборами к переезду. Ну а потом мы переехали в Крым, где я и живу со своей семьей. Я, супруга и мой сын, который носит имя моего отца...
Портрет папы висит в красивой рамке, на стене рядом с иконами в моем доме. Улыбаясь уголками губ, он смотрит на меня из далекого прошлого.
Не всегда я могу смотреть ему в глаза. Я не совсем такой, как он. В моей жизни бывало, что я не связывался и иногда терпел быдло, бывало, терпел и хамство. Не наказывал немедленно негодяев. Я добро без кулаков. Когда папа погиб, ему было тридцать один, как сейчас мне. Я тоже стал военным, но меня одолевают мысли, что я уже не стану таким настоящим, таким правдолюбивым, таким сто процентным русским офицером, каким был он. Иногда я просыпаюсь по ночам, мокрый от слез, и, понимая, что мне снился сон, в котором я все-таки смог закричать — «Папочка, не уходи!». Догонял его и прыгал к нему на руки, а он, поднимая меня смеялся, щурясь и улыбаясь такими родными и добрыми глазами, говорил:
— Ну что ты, сынулина… Конечно, не уйду…

Показать полностью 1
Книжная лига
Серия Правильные сказочные герои

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино

Вернул Мюнхгаузена взрослым человек с псевдонимом Григорий Горин. Произошло это в 1976 году.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Горин начинал как КВН-щик и хохмач-юморист, даже его псевдоним был замаскированной шуткой - он расшифровывался как "Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность".

Однако к середине 70-х Григорий Горин явно перерос и КВН, и эстрадные монологи в стиле "Хочу харчо!" и даже своего постоянного соавтора Аркадия Арканова.

Он начинает работать соло и сочиняет пьесы, которые вскоре сделают его одним из самых популярных драматургов страны - "Тиль", "Забыть Герострата!", "Дом, который построил Свифт", "Поминальная молитва", "Счастливцев-Несчастливцев", "Шут Балакирев" и многие другие.

Пьеса, которую он сочинил в 1976-м по просьбе актера Владимира Зельдина, называлась "Самый правдивый".

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

В 1979 году Марк Захаров снимет по ней фильм "Тот самый Мюнхгаузен", который станет одним из самых ярких, самых точных и самых талантливых маркеров времени.

Для большинства поклонников "Тот самый Мюнхгаузен" - напоминание о молодости.

Даже не молодости. В середине семидесятых мы были подростками.

И я вам больше скажу - несмотря на засилье старичков в Политбюро, все наше общество было тогда каким-то подростковым.

Наивным до ужаса.

Радикальным до глупости.

Не умеющим просчитывать последствия до идиотизма.

Эмоциональным до истерик.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Это был реальный заповедник розовых пони и понадобились девяностые, чтобы мы хоть немного повзрослели.

А "Тот самый Мюнхгаузен" остался в нашей культуре зеркалом этого непуганого общества. Не замечали, что это, по сути, подростковый фильм?

Во-первых, вся композиция фильма полностью соответствует мироощущению подростка - вокруг меня одни дураки, которые меня не понимают, один я такой умный, чуткий и талантливый, стою, красивый, в белом пальто.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Но композицию еще можно пережить, это, в конце концов, наследие великой литературы девятнадцатого века с ее культом "лишнего человека".

Но фильм не ограничивается тем, что главный герой два с лишним часа демонстрирует подростковый запредельный эгоизм и тинейджеровскую же категоричность и нетерпимость к чужому мнению.

Авторы фильма, ничтоже сумняшеся, объявляют эту позицию не только допустимой - но единственно верной, единственно возможной для любого приличного человека.

Центральная мысль фильма "Тот самый Мюнхгаузен" - нужно всегда оставаться самим собой, отвергать любые компромиссы и упрямо стоять на своем, как бы ни страдали от этого твои близкие.

Ведь что происходит в фильме, в чем основной конфликт, из-за чего весь сыр-бор? Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен давно разбежался со своей официальной супругой Якобиной фон Мюнхгаузен, она живет с неким Рамкопфом, он - с любимой женщиной по имени Марта.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Но жениться на ней Мюнхгаузен не может, поскольку супруга не дает ему развод. Вдруг у барона появляется шанс сделать любимую женщину счастливой - поговорив с женой на повышенных тонах, "герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю! Всех — на волю!»".

Осталась формальность - зафиксировать развод в суде. И что же делает наш герой?

Подписывает документы, проставив дату "32 мая". После чего пускается в долгие и путанные объяснения о том, что он, гений эдакий, открыл для человечества лишний день, который собрался из лишних секундочек за долгие века.

Мысль о том, что прождавшее много веков человечество можно порадовать, например, завтра, а сегодня позаботится о любимом человеке, ждущим счастья много лет - даже не приходит ему в голову.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Разумеется, тот факт, что осчастливленное человечество внезапно не сильно радуется подарку, вызывает у благодетеля натуральную подростковую истерику:

— Вообще-то… — замялся Томас, — не очень, господин барон, первого июня мне платят жалованье…

— Ты не понял, — недовольно поморщился барон. — Появился лишний день, глупый. А вы рады новому дню? — обратился он к музыкантам.

— Смотря на что он падает, — ответил за всех скрипач. — Если на выходной, то обидно, а если, скажем, на понедельник, то зачем нам два понедельника?…

— Убирайтесь! — гневно крикнул барон. Томас и музыканты поспешно удалились.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

И только Марта, это святая женщина, почему-то не убивает этого идиота на месте, а тихо и спокойно объясняет ему - почему он патентованный чудак на букву "М".

— Я люблю тебя, — растерянно и тихо сказал Мюнхгаузен.

— Я знаю, милый, — вздохнула Марта. — Но ради меня ты не хочешь поступиться даже в мелочах… Помнишь, когда мы встречались с Шекспиром, он сказал: «Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного…»

— Но потом добавил: «Препятствия любви только усиливают ее».

— У нас их чересчур много, этих препятствий, — улыбнулась Марта сквозь слезы. — Они мне не по силам… Господи ну почему ты не женился на Жанне д'Арк? Она ведь была согласна… А я — обыкновенная женщина. Я не гожусь для тридцать второго мая.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Проблема в том, что "Тот самый Мюнхгаузен" наглядно демонстрирует кредо творческих людей. А они в подавляющем большинстве действительно именно так и живут - ставя во главу угла себя, собственные потребности и желания, не желая ничем поступаться и не приемля никаких компромиссов. Так было, есть и будет, не зря же говорят, что за каждым реализовавшимся талантом стоит женщина, посвятившая ему жизнь и отказавшаяся во имя его от себя.

Этот эгоизм обусловлен требованиями профессии, это, если хотите, профессиональное заболевание. Чтобы создать что-то не великое даже, а хотя бы талантливое, творец должен быть сосредоточен исключительно на работе, на воплощении собственных чаяний и желаний и забивать на все, мешающее процессу.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Но, честно говоря, я бы все равно с большим интересом посмотрел ремейк "Того самого Мюнхгаузена", где случившиеся события были бы увидены глазами Марты. А потом еще один - снятый с точки зрения Якобины фон Мюнхгаузен, несомненно умной и неординарной женщины, слишком поздно понявшей, что в творческой семье может быть только одна звезда, а "второй не быти".

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Но что толку рассуждать о несуществующем? Как говорят украинцы: "Маємо те, шо маємо".

А маем мы фильм, сомнительный этический посыл которого вполне уравновешивается талантом, с которым он сделан.

Там великолепный сценарий с диалогами, разошедшимися на поговорки. Там эталонная работа режиссера, делающего после "Обыкновенного чуда" второй шедевр подряд.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Там гениальная музыка молодого Рыбникова, которая сейчас наверняка крутится у вас в голове - "Тадам-тадам-тадам там-там тадам-там-там". Наконец, там блестящий актерский состав, целое созвездие талантов, где каждая звезда на своем месте - от Олега Янковского, играющего лучшую свою роль, до крошечного эпизода Семена Фарады и его реплики: "Да, война это... война".

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Наконец, как всякий талантливый фильм, "Тот самый Мюнхгаузен" невероятно многослоен и многозначен.

Да, можно рассматривать его как гимн творческому эгоизму. А можно - как оду чудесам в скучном мире.

И то, и другое будет абсолютной правдой.

Отрочество - это не только время обид и истерик. Это еще и время надежд.

Надежд и веры.

Поэтому картина "Тот самый Мюнхгаузен" просто пропитана ожиданием света, убежденностью в победе добра и искренней верой в чудо.

В то, что невозможное возможно и дорогу в небо можно отыскать даже в самом душном мире.

Почему "Тот самый Мюнхгаузен" - подростковое кино Советское кино, Сказка, Детская литература, Мюнхгаузен, Тот самый Мюнхгаузен, Длиннопост

Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!

________________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Показать полностью 13

Ответ на пост «Пожалуйста,не выбрасывайте книги»16

Почти каждая моя поездка в деревню заканчивается примерно так...

Ответ на пост «Пожалуйста,не выбрасывайте книги» Книги, Благотворительность, Текст, Просьба, Волна постов, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «Пожалуйста,не выбрасывайте книги» Книги, Благотворительность, Текст, Просьба, Волна постов, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «Пожалуйста,не выбрасывайте книги» Книги, Благотворительность, Текст, Просьба, Волна постов, Ответ на пост, Длиннопост
Показать полностью 3

Помогите подобрать книгу

Решила подарить себе на ДР электронную книгу, бюджет в районе 20 тысяч. Когда то давно была уже, Азбука, но через несколько лет интенсивного пользования увы сломалась (даже чехол развалился, зачитала))). Теперь читаю с телефона, удобно, но не всегда, хотелось бы приобрести книгу. Пошла смотреть на маркетах, глаза разбежались)))
Возможно уже были подобные просьбы или обзоры, если есть ссылки буду благодарна.
Основное требование - щадящие для глаз технологии, возможность беспроводной передачи данных, хороший ресурс работы, всеядность форматов.

Книги для Детей - "Как закалялась сталь"

🌟 Внимание, юные искатели приключений! 🌟

Готовы ли вы отправиться в захватывающее путешествие вместе с Павлом Корчагиным? Погрузитесь в страницы "Как закалялась сталь" - невероятной истории, которая вдохновит вас на подвиги и научит ценить дружбу, мужество и упорство!

📚 Что вас ждет? 📚

🔧 Увлекательные приключения: Присоединяйтесь к Павлу в его удивительных приключениях, где каждый день приносит новые испытания и захватывающие события!

💪 Сила духа: Узнайте, как молодой герой преодолевает трудности, закаляя свой характер и становясь сильнее с каждым днем.

🤝 Дружба и взаимовыручка: Исследуйте важность настоящей дружбы и поддержки, когда Павел и его друзья помогают друг другу в сложные времена.

🌟 Уроки мужества и стойкости: Откройте для себя ценности мужества и стойкости, когда Павел учится преодолевать страхи и неудачи на пути к своей мечте.

Вдохновляющая история для детей

"Как закалялась сталь" - это не просто книга, а настоящий источник вдохновения для юных читателей. Она научит вас, что трудности можно преодолеть, если верить в себя и своих друзей.

Получите свою копию сегодня и отправляйтесь в незабываемое путешествие с Павлом Корчагиным!

Отличная работа, все прочитано!