Сообщество - Книжная лига

Книжная лига

28 273 поста 82 162 подписчика

Популярные теги в сообществе:

119

Сказки скандинавских писателей, которые любили советские дети

Сказки скандинавских писателей, которые любили советские дети

Вопреки разным досужим репликам на тему того, что советские читатели были якобы отрезаны от мировой литературы, в реальности СССР регулярно издавал огромное количество иностранных книг.

Детских книжек это тоже касалось. Особенно в нашей стране любили скандинавскую детскую литературу. Иногда даже складывается ощущение, что советские дети ее читали в куда больших количествах и с куда большим азартом, чем их шведские, норвежские и датские сверстники.

В этой статье хотим вам рассказать о тех скандинавских сказочных повестях, которыми у нас зачитывались лет сорок или пятьдесят назад. Многие из них (а может быть, даже все) вы наверняка тоже читали. Будет здорово, если в комментариях вы поделитесь своими воспоминаниями.

Итак, поехали.

“Малыш и Карлсон”. Астрид Линдгрен

На крыше совершенно обычного дома в Стокгольме живет человечек с пропеллером. Однажды он знакомится с мальчиком, живущим в том же доме. Так начинается их дружба.

Понятия не имеем, зачем мы вам пересказываем сюжет. Это одно из тех произведений. которые вообще не нуждаются в представлении. Разве кто-то у нас не знает Карлсона? Да нет таких вообще!

“Пеппи Длинныйчулок”. Астрид Линдгрен

Книжка шведской сказочницы про сумасбродную рыжеволосую девочку, наделенную фантастической силой, была чуть менее популярной, чем книжка про Карлсона. Но только чуть. Ее тоже расхватывали в библиотеках.

Кстати, в самой Швеции, по слухам, ни Карлсон, ни Пеппи особой любовью не пользовались. А у нас – шли на ура. В 1984 году в СССР даже экранизировали повесть про Пеппи.

“Муми-тролль и комета”. Туве Янссон

Туве Янссон была финской писательницей, а Финляндия к скандинавским странам не относится. Но повести про муми-троллей в оригинале написаны на шведском языке, а на финский и все остальные были переведены. Так что все-таки их можно отнести к скандинавской литературе.

Так вот, книжки про Муми-тролля, Сниффа, Снусмумрика, Фрекен Снорк и прочих забавных и милых обитателей Муми-дола были всегда нарасхват. Их целый цикл, но самой известной повестью была именно “Муми-тролль и комета”.

“Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”. Сельма Лагерлёф

Мальчик Нильс проказничал, за это гном наказал его – уменьшил в размере. Миниатюрный Нильс вынужден отправиться в путешествие вместе с домашним гусем Мартином, который решает присоединиться к стае диких сородичей.

Эту книгу Сельма Лагерлёф писала как учебник по географии Швеции. В нашей стране популярностью пользовался ее очень сокращенный перевод. Можно даже сказать – пересказ.

“Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон”. Ян Улоф Экхольм

Лисенок из нормального лисьего семейства ведет себя совершенно ненормально. Он отказывается разорять курятник и даже заводит дружбу с курицей Туттой Карлссон. Все в шоке – и лисы, и куры. Но потом они все-таки найдут общий язык.

Эту добрую и смешную книжку написал в 1965 году шведский писатель Ян Улоф Экхольм. В СССР повесть издавалась несколько раз. И, кстати, тоже была экранизирована. По ее мотивам снято как минимум два мультфильма и один фильм – лента “Рыжий, честный, влюбленный” режиссера Леонида Нечаева.

“Волшебный мелок”. Синкен Хопп

Сенкен Хопп – норвежская писательница, издавшая в 1948 году сказочную повесть про Юна и Софуса. Юн находит мелок и рисует им человечка на заборе. Человечек оживает, поскольку мелок оказывается волшебным. Ожившего человечка зовут Софус. С этого начинаются их удивительные приключения.

У книги есть еще продолжение, это дилогия. В СССР она вроде бы впервые была издана в восьмидесятые годы в сборнике “Сказочные повести скандинавских писателей”, но сразу пришлась по вкусу советским детям.

“Разбойники из Кардамона”. Турбьёр Эгнер

И еще одна сказка родом из Норвегии. Написал ее Турбьёр Эгнер. Очень милая, веселая и трогательная повесть о трех братьях-разбойниках – Каспере, Еспере и Юнатане. Разбойничают они в городе Кардамон, по соседству с которым живут. И постоянно попадают в разные нелепые ситуации.

У нас эту книгу перевели и издали еще в 1957 году, спустя всего лишь год после ее выхода в Норвегии. А потом переиздали в восьмидесятые.

Ну что ж, на этом остановимся. Хотя список, конечно, неполный. У одной только Астрид Линдгрен можно назвать еще немало повестей, популярных в СССР. И “Рони, дочь разбойника”, и “Мио, мой Мио”, и “Эмиль из Леннеберги”. А что вы вспомните еще?

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 1
3

Кристофер Руоккио «Царства смерти»

Серия Кристофер Руоккио "Пожиратель солнца"

«Царства смерти» – это мрачная, эмоционально насыщенная глава эпопеи о лорде Адриане Марло. Руоккио продолжает развивать свою вселенную, смещая фокус с чисто военных конфликтов на политико‑дипломатические интриги, но при этом не снижает градуса насилия и психологической напряжённости. К этому моменту истории Адриан Марло из наивного аристократа превратился в самого ненавидимого и прославленного человека галактики.

«Царства Смерти» – это самый мрачный, болезненный и психологически сложный том серии. Это уже не книга о войне с инородной расой, а методичное, почти садистское исследование предела человеческой стойкости, цены бессмертия и природы зла. Руоккио буквально стирает своего героя в порошок, чтобы посмотреть, что останется.

Действие разворачивается вокруг дипломатической миссии Адриана в Лотрианское Содружество – государство, находящееся в сложных отношениях с Соларианской Империей. Изначально кажется, что книга сделает упор на переговоры и межкультурное взаимодействие, однако уже вскоре сюжет резко сворачивает в сторону физических и моральных испытаний для главного героя.

Большая часть романа – это история плена, растянутого на долгие годы. Руоккио детально, с почти клиническим, а иногда и садистским вниманием описывает процесс физического и ментального уничтожения человека. Здесь нет места рыцарским подвигам или хитрым побегам в духе предыдущих частей. Это исследование пределов человеческой стойкости, утраты идентичности и природы страдания.

Структурно книга делится на две неравные части: длительный клаустрофобический кошмар плена и затем – динамичный, но не менее трагичный, побег и его последствия. Темп повествования неровный: первая часть намеренно томительна и повторяема, вторая – несется вихрем событий, каждое из которых бьет по герою и читателю с новой силой.

Аристократ-интеллектуал Адриан Марло, который учился манипулировать словами и блестящим умом, здесь сталкивается с реальностью, где его главные оружия – разум и красноречие – абсолютно бесполезны. Его ломают. Систематически и с удовольствием. Это ключевой роман для понимания того, каким «пророком» и «дьяволом» он станет в будущем. Руоккио проводит своего героя через абсолютный ад, чтобы показать, из какой тьмы рождаются те титанические, пугающие фигуры, которыми восхищается и которых боится галактика в более поздних хрониках. Его трансформация мучительна, убедительна и лишена всякой романтики.

Из загадочной угрозы сьельсины превращаются в абсолютно чужеродную, непостижимую, и потому невероятно эффективную силу зла. Их мотивация – не завоевание, а нечто гораздо более пугающее и метафизическое. Руоккио отлично передает их инопланетность, лишенную человеческой логики. Также глазами главного героя мы видим ужасную планету, породившую ксеносов и больше узнаем об их истории. Понравилось мне и описание Лотрианского Содружества, где люди лишены имен, а речь состоит из цитат священной книги.

Стилистически роман выдержан в мрачной, давящей, почти клаустрофобической атмосфере, даже несмотря на космический размах. Проза Руоккио становится аскетичнее и жестче, отражая истощение героя. Длинные и изнурительные описания страданий, впрочем, не кажутся бесцельными. Они выполняют роль ритуала – чтения, которое само по себе является испытанием на эмпатию и выносливость. Сможет ли читатель, подобно Адриану, пройти через это и не очерстветь?

Можно упрекнуть Руоккио в избыточной мрачности, в том, что он затягивает страдания героя до ощущения полнейшего отчаяния. Однако именно эта «избыточность» и является сутью замысла. «Царства Смерти» – это анти-героический роман. Это отрицание всякой романтики войны и славы. Космическая опера здесь используется как инструмент для максимального укрупнения и обнажения трагедии, которая в истории человечества, увы, отнюдь не фантастична.

В романе Руоккио задается главным вопросом: «Что остается от человека, когда у него отнято все: статус, тело, разум, надежду и даже саму смерть?» И единственный возможный ответ, который он дает – это память и воля. Но воля, лишенная всякого благородства, сведенная к чистому, животному «я еще дышу».

Итог: «Царства Смерти» – это блестящая, но невероятно тяжелая книга. Это необходимое чистилище для цикла «Пожиратель солнца», без которого величие и масштаб последующих событий были бы неполными. Она не для слабонервных и не для тех, кто ищет легкого развлечения. Это литературная космоопера высочайшего уровня, которая ставит неудобные вопросы и заставляет сопереживать через страдание. Руоккио доказывает, что жанр может быть не только полем для баталий и политических интриг, но и глубоким исследованием пределов человеческого духа.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 2
11

Франсуа Вийон

Серия Поэзия

Всем привет) предлагаю вспомнить некоторых не особо популярных поэтов, либо познакомиться с ними) например, Франсуа Вийон

Баллада поэтического состязания в Блуа.

От жажды умираю над ручьем

Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.

Куда бы ни пошел, везде мой дом,

Чужбина мне – страна моя родная.

Я знаю все, я ничего не знаю.

Мне из людей всего понятней тот.

Кто лебедицу вороном зовет.

Я сомневаюсь в явном, верю чуду.

Нагой, как червь, пышнее всех господ,

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем.

Я жду и ничего не ожидаю,

Я нищ, и я кичусь своим добром.

Трещит мороз – я вижу розы мая.

Долина слез мне радостнее рая.

Зажгут костер – и дрожь меня берет,

Мне сердце отогреет только лед.

Запомню шутку я и вдруг забуду,

И для меня презрение – почет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном.

Но звезды в небе ясно различаю.

Я ночью бодр и засыпаю днем.

Я по земле с опаскою ступаю.

Не вехам, а туману доверяю.

Глухой меня услышит и поймет.

И для меня полыни горше мед.

Но как понять, где правда, где причуда?

И сколько истин? Потерял им счет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не знаю, что длиннее – час иль год,

Ручей иль море переходят вброд?

Из рая я уйду, в аду побуду.

Отчаянье мне веру придает.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Показать полностью
9

«Ревизор» — комедия Николая Гоголя для тех, кто не читал

«Ревизор» — комедия Николая Гоголя для тех, кто не читал

Вчера перечитал «Ревизора» и подумал: Гоголь писал не только про Хлестакова. Это про каждого из нас, когда притворяемся.

Представьте, в маленький город приезжает парень без денег и связей. Он все проиграл и сидит в гостинице на мели. И вдруг ему начинают кланяться, давать взятки, предлагают жениться на дочери городничего. Почему так?

Да потому что все эти чиновники – от городничего до почтмейстера – постоянно воруют и боятся разоблачения. Они боятся так сильно, что готовы принять первого встречного за важного человека.

Смешно и страшно то, что Хлестаков даже не старается! Он просто говорит всякую ерунду: мол, он дружит с Пушкиным, ему суп из Парижа привозят. И сам начинает верить в свою крутость, пока ему дают деньги.

Мы все немного Хлестаковы. Вспомните, как хочется преувеличить свою должность или показать знакомства в соцсетях. Или как боимся признаться, что чего-то не знаем, и начинаем говорить глупости.

Гоголь гениален тем, что показал: дело не в отдельных ворах, а в системе, где все играют в странную игру. Городничий ворует, но считает себя хорошим управленцем. Судья берёт взятки щенками и не думает, что это плохо. Почтальон читает чужие письма – и что тут такого?

Конец пьесы всегда меня поражает. Приезжает настоящий ревизор, и все замирают в ужасе. Но это ненадолго. Они быстро оправятся и продолжат играть свои роли. Как и мы, в общем-то.

Поэтому «Ревизор» – не про прошлое. Это про нас, сегодняшних. Про наш страх разоблачения, про то, как мы хотим казаться, а не быть. И от этого становится не по себе.

Показать полностью

Русская Православная Церковь и книгоиздатели

https://www.patriarchia.ru/document/118983

24 декабря 2025 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент принял членов правления Ассоциации книгоиздателей России во главе с вице-президентом АСКИ О.В. Филимоновым.
Со стороны Ассоциации также присутствовали директор издательства «Наука» М.В. Фомин, главный редактор издательства «Политическая энциклопедия» А.К. Сорокин и директор по развитию издательства «Бослен» А.Р. Бычков.

В своем слове митрополит Климент отметил, что необходимо прилагать совместные усилия, чтобы в издаваемых книгах больше присутствовала духовно-нравственная тематика, противостоять распространяющемуся в обществе злу должен и писатель, и издатель, который тоже несет ответственность за книгу, выходящую в его издательстве. Книга продолжает оказывать большое влияние на современных людей, особенно детей и молодежь.

<...>

Большая часть встречи была посвящена обсуждению соработничества Издательского Совета и Ассоциации книгоиздателей России в организации и проведении культурно-просветительских мероприятий для широкой аудитории, в центре которых будут хорошие книги исторической тематики.

Во встрече также приняли участие заместитель председателя Издательского Совета епископ Козельский и Людиновский Макарий, помощники председателя Издательского Совета иеромонах Августин (Пирогов) и М.А. Киреев.

Русская Православная Церковь и книгоиздатели
Показать полностью 1
12

Век изъятия (4)

Серия Век изъятия

Продолжаем знакомиться с книгой Тима Ву.
Все части выложены в серии.

О вездесущих платформах и опасностях для их создателей

Коротко для ЛЛ: платформизация идёт не только в айти. Господство монополий, однако чревато для самих монополистов социальным взрывом, подобному тому, что произошёл когда-то на Сен-Доминго.

Как можно было догадаться, господство платформ можно увидеть не только в айти. Автор рассказывает о платформизации в здравоохранении США. Это типичная индустрия услуг, которая хорошо дробится до базовой единицы: одного-единственного врача. Глядя на успехи монополизации за последние полтора десятка лет, инвесторы нашли новую потенциальную цель для наращивания прибылей. Лидером в этом отношении был частный инвестиционный фонд WCAS. Их идея была проста: скупить как можно больше независимых практик и объединить их в единое целое, после чего задрать цены. Лучше всего для этого подходили анестезиологи, от услуг которых трудно отказаться и которые выставляют счёт больнице, а не пациенту.

У них стало неплохо получаться. Всё больше практик стали переходить под их крыло. Новые платформы смогли выполнить своё обещание сгенерировать больше денег. У анестезиологов новые доходы были получены, главным образом, за счёт пациентов и страховщиков. По данным одного из исследований, за пять лет они смогли поднять цены на 26%, ничего не меняя в плане услуг. Иногда это выливалось в так называемые «счета с сюрпризом». Например, в один прекрасный день преподаватель ВУЗа получил счёт на 109 тысяч за операцию на сердце. Но не стоит считать, что сами доктора были счастливы сложившимся положением дел: в конечном счёте их заставили больше работать за меньшие деньги. Нечего отлынивать, работать надо с полной отдачей даже тогда, когда молодость уже прошла. Смена длиной в сутки? Почему бы нет! Неудивительно, что при таких обстоятельствах многие доктора захотели покинуть своих «крышевателей» из USAP. Но так просто это сделать не получится: если прочитать написанное мелким шрифтом, то станет ясно, что поблизости работать не получится, по крайней мере, в течение прописанных в договоре двух лет. Федеральная комиссия по торговле попыталась запретить подобные практики, которые отдают крепостным правом. Но эти попытки потерпели неудачу в Федеральном суде.

<a href="https://pikabu.ru/story/vek_izyatiya_4_13541758?u=https%3A%2F%2Fwww.linkedin.com%2Fposts%2Fwoodmancey_current-average-anesthesiologist-salary-postings-activity-7095130992402685952-gRjT%2F&t=%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A8%D0%90&h=24fd83ca1804347700be28ac9cefb6e36cea684e" title="https://www.linkedin.com/posts/woodmancey_current-average-anesthesiologist-salary-postings-activity-..." target="_blank" rel="nofollow noopener">Средняя зарплата анестезиолога в США</a>

Средняя зарплата анестезиолога в США

Платформизация медицины в последние полтора десятилетия привела к росту цен в 1,5 – 3 раза, а качество услуг при этом не улучшилось. Кому это всё выгодно? Конечно, владельцам платформ. Доктора же медленно, но верно превращаются из фриленсеров-профессионалов в работников по найму. В пролетариат.

Ещё одним примером платформизации может служить сдача недвижимости внаём. Миллионы домов, конфискованных за неуплату кредита после кризиса 2008 года, послужили возможностью для тех, кто скупил их по дешёвке. Их брали со скидкой в тридцать, пятьдесят процентов с тем, чтобы сдать потом с выгодой и отбить расходы. К 2016 году 95% просроченных ипотек Fannie Mae и Freddie Mac ушло с молотка в новые платформы по сдаче. Процесс в значительной степени автоматизирован и масштабирован.

Базовая стратегия при сдаче жилья стара, как мир: поднимать выручку и снижать расходы. Они поднимают цены от 7 до 13 процентов в год, и кроме этого ввели кучу разных дополнительных сборов. Владелец трёх кошек вынужден раскошелиться на 1440 долларов в год! В то же время, расходы на управление строго ограничены: мелкий ремонт перекладывается на плечи съёмщиков, и свой персонал минимизирован до предела. Подобные практики привлекли внимание FTC, которая вынудила компанию Invitation Homes вернуть 48 миллионов своим съёмщикам.

Централизация жилищного рынка идёт вразрез с экономической идентичностью американцев. Это положение вещей ново, и чем оно кончится – пока не известно. Стоить, конечно, упомянуть, что до монополизации в этом секторе ещё очень-очень далеко: в то время, как Invitation Homes владеет недвижимостью на сумму в 19 миллиардов, вся жилая недвижимость в Штатах потянет уже на 40 триллионов. Однако автор напоминает, что все большие вещи начинаются с малого.

Двадцать первый век опроверг надежды Фукуямы о конце истории. История развивается по ухабистой спирали. Причиной этого Тим видит экономику. Розовые мечты упустили из виду дестабилизирующее действие дикого капитализма, и частью этого повествования стал рост хищных платформ в технической отрасли и вообще в экономике, что привело к беспрецедентной централизации экономической власти.

Дешёвые деньги, финансовое дерегулирование, консолидация компаний наполнили нас уверенностью в том, что всё будет хорошо, и мы избежим бед прошлого века. Но история учит нас, что всё повторяется, и что чрезмерная централизация обычно приводит либо к краху, либо к долгой стагнации. А также что слишком много богатства в слишком немногих руках может привести к насильственной революции.

В этой связи достаточно вспомнить историю некогда процветавшей французской колонии Сен-Доминго. К концу XVIII века эта «жемчужина Антилл» производила 40% сахара и 60% кофе, которые потреблялись в Европе. Владельцы хорошо организованных плантаций были сказочно богаты. Но богатство это базировалось на жёстком рабстве, а общества с высоким уровнем неравенства всегда хрупки. Жизнь на сахарных плантациях была совсем не сахар. Люди мерли, как мухи. Но плантатору всегда было дешевле завезти новых рабов, чем следить за здоровьем старых.

В августе 1791 года рабы Сен-Доминго подняли восстание после того, как на тайном богослужении раздался раскат грома, который приняли за добрый знак. Гражданская война длилась 14 лет. В 1804 году мятежники смогли установить контроль над островом и провозгласить независимость свободной республики Гаити. Рабство было торжественно отменено после того, как последние европейцы были вырезаны. Но наследие прошлого довлело и продолжает довлеть над несчастным островом. Репарации бывшей метрополии и владельцам плантаций платили аж до 1947 года, и сумма их доходила до 80% всей выручки Гаити. Жемчужина Антилл стала одной из беднейших стран Западного полушария.

<a href="https://pikabu.ru/story/vek_izyatiya_4_13541758?u=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259C%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B4%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5_%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F_%25D1%2581_1648_%25D0%25BF%25D0%25BE_1814_%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4&t=%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%B5%D0%BD-%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE&h=0322fc2999671e0c6c0afc97330554e73cbde795" title="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%..." target="_blank" rel="nofollow noopener">Восстание рабов в Сен-Доминго</a>

Восстание рабов в Сен-Доминго

Эта история должна послужить уроком того, что богатство и экономический рост могут быть достигнуты в условиях дисбаланса. Но ценой успеха является большой риск и хрупкость подобной системы. Таких историй – несть числа. Можно вспомнить царизм в России, промышленные экономики развитых стран в двадцатых-тридцатых годах прошлого века или сырьевые экономики Латинской Америки. Да, платформенная экономика имеет другую форму, но её траектория такая же хрупкая. Она проходит в опасной близости к подъёму авторитаризма.

Дорога к авторитарному государству пролегает через дисбаланс экономической власти. Прав был фон Хайек, который писал, что дорога к рабству прокладывается чересчур рьяным правительством. Однако опасным бывает не только правительство, но и его отсутствие. Сначала монополизируется экономика. Затем она разделяется на победителей и проигравших. Последних всегда намного больше. В обществе накапливается недовольство. Начинается поиск козлов отпущения, в число которых часто входят иммигранты, меньшинства, жадные элиты. Следующим шагом является крах демократии, когда правительство не может или не хочет ответить на недовольство населения адекватным образом. И вот тогда появляется чья-то сильная рука, которая обещает решить проблемы. И надо сказать, что многим из них удавалось чего-то добиться, по крайней мере на начальном этапе. Можно вспомнить молодых Муссолини, Уго Чавеса или Каддафи. Однако в долгосрочном плане авторитарные диктаторы слишком часто работают в минус. Они превращают долгую дорогу к рабству в автомагистраль.


Итак, зло названо по имени. Оно имеет облик монополии, будь то в экономике или во власти. Мы ещё убедимся в ходе дальнейшего повествования, что наш автор призывает к умеренности и балансу, к системе сдержек и противовесов. Однако при всей похвальности такого желания стоит заметить, что монополия – это желанная цель любого частного бизнеса. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Власть монополии может разрушить только сильное государство, но сильное государство способно на ещё большие злоупотребления. Эту дилемму ещё никому в истории не удалось решить удовлетворительным способом, потому что движущей силой этих злоупотреблений являются неистребимые человеческие пороки, такие как жадность и властолюбие. Бороться с ними можно лишь через воспитание, а воспитание должно корениться в идеологии, с которой в наше безыдейное время дефицит. Так что баланс будет достигнут естественным способом: через авторитаризм, войны и революции. Утешает лишь то, что на обломках старого мира можно будет построить новый, хоть немного более справедливый, чем наш.

Показать полностью 2
14

Что почитать, посмотреть и послушать на новогодних каникулах

Новый год — это отличный момент для того, чтобы найти время на себя. Не хочу в этом материале останавливаться на стандартных вещах в стиле погулять в парке, пересмотреть всего «Гарри Поттера» или испечь имбирное печенье. Это и без меня вам предложит каждая вторая подборка. Я, в свою очередь, постараюсь поделиться тем, что интересного удалось найти в 2025 году.

Шахматы. Фишер против Спасского и не только

2024-2025 годы затянули меня вместе с женой, а потом и отцом, в шахматы — началось все с пары партий в кофейнях, потом доски дома, а следом все перешло в онлайн с тысячами «битв» за это время. И тут же случайно в этом году подряд попались два подкаста, которые рассказывают одну историю, но с разных сторон. В них вещают не только о самих шахматистах Бобби Фишере и Борисе Спасском, но и развитии спорта в двух противоположных идеологиях.

Сергей Минаев рассказывает в своем подкасте, который можно прослушать по ссылке, про американскую часть. Там и про самого Фишера, который отличился не только в шахматах, ведь он был очень своеобразным человеком. Подкаст «Время и деньги» раскрывает эту же историю со стороны Спасского, рассказывая заодно о том, как были устроены шахматы в СССР. И с точки зрения обычных людей, и бюрократии, и экономики. Здесь даже больше про жизнь в Союзе, чем про сами шахматы. Послушать выпуск можно по этой ссылке.

Возможно, после этих выпусков вы сами захотите сделать пару ходов конем.

Юмористические рассказы Зощенко

Михаил Зощенко — мастер сатирического жанра. Современный мир часто толкает нас к короткому формату: что в текстах, что в видео. Возможно, это когнитивное искажение, но мне кажется, что спустя годы Зощенко получает гораздо меньше внимания, чем заслуживает. Его рассказы — это своеобразный памятник слома эпох, когда страна переходила от монархии к социализму.

В качестве примера предлагаю прочитать один короткий рассказик под названием «Монтер» от 1927 года:

Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важней в театре – актер, режиссер или, может быть, театральный плотник. Факты покажут. Факты всегда сами за себя говорят.

Дело это произошло в Саратове или Симбирске, одним словом, где-то недалеко от Туркестана. В городском театре. Играли в этом городском театре оперу. Кроме выдающейся игры артистов, был в этом театре, между прочим, монтер – Иван Кузьмич Мякишев. На общей группе, когда весь театр в двадцать третьем году снимали на карточку, монтера этого пихнули куда-то сбоку – мол, технический персонал. А в центр, на стул со спинкой, посадили тенора.

Монтер Иван Кузьмич Мякишев ничего на это не сказал, но в душе затаил некоторую грубость. Тем более что на карточку сняли его вдобавок мутно, не в фокусе.

А тут такое подошло. Сегодня, для примеру, играют «Руслан и Людмила». Музыка Глинки. Дирижер – маэстро Кайман. А без четверти минут восемь являются до этого монтера две знакомые ему барышни.

Или он их раньше пригласил, или они сами подошли – неизвестно. Так являются эти две знакомые барышни, отчаянно флиртуют и вообще просят их посадить в общую залу – посмотреть на спектакль. Монтер говорит:

– Да ради бога, медам. Сейчас я вам пару билетов устрою. Посидите тут, у будки.

И сам, конечно, к управляющему.

Управляющий говорит:

– Сегодня выходной день. Народу пропасть. Каждый стул на учете. Не могу.

Монтер говорит:

– Ах так, – говорит. – Ну, так я играть отказываюсь. Отказываюсь, одним словом, освещать ваше производство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важней и кого сбоку сымать, а кого в центр сажать.

И сам обратно в будку. Выключил по всему театру свет, замкнул на все ключи будку и сидит – флиртует со своими знакомыми девицами.

Тут произошла, конечно, форменная неразбериха. Управляющий бегает. Публика орет. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потемках не взяли. А бродяга, главный оперный тенор, привыкший всегда сыматься в центре, заявляется до дирекции и говорит своим тенором:

– Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз, – говорит, – темно – я ухожу. Мне, – говорит, – голос себе дороже. Пущай ваш монтер поет.

Монтер говорит:

– Пущай не поет. Наплевать на него. Раз он в центре сымается, то и пущай одной рукой поет, другой свет зажигает. Думает – тенор, так ему и свети все время. Теноров нынче нету!

Тут, конечно, монтер схлестнулся с тенором.

Вдруг управляющий является, говорит:

– Где эти чертовы две девицы? Через них наблюдается полная гибель. Сейчас я их куда-нибудь посажу, леший их забодай!

Монтер говорит:

– Вот они, чертовы девицы! Только не через их гибель, а гибель через меня. Сейчас, – говорит, – я свет дам. Мне энергии принципиально не жалко.

Дал он сию минуту свет.

– Начинайте, – говорит.

Сажают тогда его девиц на выдающиеся места и начинают спектакль.

Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом сложном театральном механизме.

Конечно, если без горячности разбираться, то тенор тоже для театра – крупная ценность. Иная опера не сможет даже без него пойти. Но и без монтера нет жизни на театральных подмостках.

Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я – тенор. Нечего избегать дружеских отношений. И сымать на карточку мутно, не в фокусе!

_______________

Сборники рассказов можно найти и в библиотеках, и на разных сайтах в сети. Один из сборников можно открыть по этой ссылке.

Текст для тех, кто устал от нейросетей. И, да, он про вторую Бундеслигу — это футбольная лига в Германии

В обычной ситуации я бы не стал делиться таким текстом, но ещё осенью я провел эксперимент. Этот материал я отправлял тем людям, которые и от футбола, и от спорта достаточно далеки. Особенно от второй Бундеслиги. И получил от них позитивные отзывы. Сам текст написан так, что ты просто не можешь от него оторваться! Это просто какая-то магия, а, возможно, он просто создан живыми людьми, а не алгоритмами. И поэтому так привлекает. Оставляю ссылку на материал, а сам скрещу пальцы в надежде, что он вам понравится.

Бонусом хотел бы поделиться ещё двумя ссылками. Спортс.ру во время больших спортивных событиях рассказывает о странах, географии, экономике и других интересных вещах через команды участниц соревнований. Во время ЧМ-2022 вышло 100 таких текстов, доступных по этой ссылке. А после Евро-2024 появилось ещё 80 материалов, доступных по этой ссылке. Если вам вдруг нечего читать, то вы можете узнать про жизнь The Beatles в Гамбурге, союз албанской и итальянской мафии или почему сенегальцы поклоняются баобабу. До лета у вас есть время прочитать все тексты, потому что с ЧМ-2026 их количество сильно вырастет.

Трио из Stand Up

Начать этот блок хочется фразой: когда смешно, тогда не страшно. Конечно, все равно страшно, но хотя бы настроение становится немного лучше. Не буду здесь долго разгоняться. Последние годы женский Stand Up забирает себе намного больше внимания, поэтому в списке только дамы:

Юлия Ахмедова. Её концерт вышел в 2025 году, но материал был написан ещё до 24 февраля 2022 года. И так получилось своеобразное путешествие в прошлое. Здесь и далее ссылки на YouTube-концерты.

Мария Маркова. Если Ахмедова была раньше самой популярной женщиной в жанре, то теперь это место по-тихоньку пытаются забрать другие дамы. Здесь все очень субъективно, но из них мне ближе всего именно юмор Марковой. Ссылка.

Айна Мусина. Российская аудитория не очень хорошо её знает, потому что она из Казахстана и выступает в основном в Астане. Кстати, советую в целом посмотреть канал местного Stand Up клуба — там много крутых комиков. Мусина, в свою очередь, в своих выступлениях настолько близка сразу ко всем народам бывшего СССР, что это и стало её фишкой. Ссылка.

***

Список получится не самым большим, но если мне удалось помочь вам с интересом провести пару-другую часов времени на предстоящих новогодних каникулах — я буду рад. Если же у вас все расписано, то просто сохраните эту страницу в закладки. Вдруг найдется нужное время и настроение. Друзья, буду рад если вы поделитесь в комментариях своими находками в комментариях или ответных постах — это будет очень круто!

«Вник и рассказал» — проект, где вы найдете аналитические материалы о разных сферах экономики и жизни общества. Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу и Boosty.

Показать полностью 4
21

Он нам не герой? Что не так с персонажем Отелло

В «Отелло» с первых сцен создается впечатление, что главный герой — выдающийся военачальник. Венецианский сенат срочно вызывает его для защиты Кипра от турецкой угрозы, Дож обращается к нему как к «доблестному Отелло» ("Valiant Othello"). Звучит неплохо, но если присмотреться внимательнее к тексту пьесы, возникает странное ощущение: а где, собственно, доказательства военного таланта? Никто не упоминает ни одной его победы, ни одного блестящего сражения, ни одного примера стратегического мастерства.

Он нам не герой? Что не так с персонажем Отелло

Если мы попробуем найти в пьесе хоть одно конкретное описание битвы, которую выиграл Отелло. Хоть один пример его тактического таланта. Хоть одну победу. Что мы обнаружим? Практически, ничего. Ничего, кроме слов. Сам Отелло рассказывает Дездемоне красивые истории о «волнующих происшествиях на море и на суше», о побегах от смерти, о плене и рабстве. Более похоже на биографию авантюриста, а не полководца. Даже в плену он был у пиратов, а не у вражеской армии. В своих рассказах он упоминает «людей, чьи головы растут ниже плеч» — типичная небылица путешественника той эпохи. Если Отелло врет об антропофагах, почему мы должны верить остальным его историям?

А знаменитая фраза "She loved me for the dangers I had passed, and I loved her that she did pity them" — «она меня полюбила за перенесенные опасности, а я ее за сострадание к ним» — разве не странное основание для брака? Юная Дездемона влюбилась не в человека, а в его рассказы об экзотических приключениях.

Более того, единственная военная операция, которая есть в пьесе, вообще не требует от Отелло никаких действий. Турецкий флот, который должен был атаковать Кипр, и навстречу которому выдвигается Отелло, разбивается бурей, и в полном составе идёт на дно. «Наши войны закончены», — радостно сообщают в начале второго акта. Природа услужливо всё сделала за него.

Самая сильная похвала в адрес Отелло как командира исходит от Монтано, который действительно служил под его командованием: "For I have served him, and the man commands like a full soldier" — «Ибо я служил под его началом, и этот человек командует как настоящий солдат». Но это может означать, что при Отелло был порядок в части, жалование солдатам платилось вовремя и они были всем обеспечены.

Зато мы прекрасно видим, как он "справляется" с ролью губернатора Кипра. В первую же ночь его собственный назначенец, лейтенант Кассио, устраивает пьяную драку, чуть не убив прежнего начальника — Монтано. Отелло ничего не знает о происходящем, и не контролирует ситуацию. А когда приходит на шум, не понимает, что это интрига Яго, хотя мог бы и заподозрить неладное. Хороший командир должен бы чувствовать своих людей, понимать, кто чего стоит, видеть закулисные игры и вычислять предателей. Разве нет? Отелло не видит ничего.

Яго сам говорит об Отелло с убийственной точностью: «Мавр свободной и открытой натуры, который считает людей честными, если они только кажутся таковыми, и будет так же нежно водим за нос, как осёл». Это характеристика не военачальника, а простака.

А знаменитое военное хладнокровие, о котором так много говорят? Где оно? Тот же Яго с иронией вспоминает, что Отелло не потерял самообладания, когда пушечное ядро — "from his very arm puffed his own brother" — «у него под боком разнесло в куски его родного брата». Но отсутствие эмпатии к смерти близкого человека — это скорее психопатия, чем профессионализм. В личной жизни от этого хладнокровия не остается и следа. Отелло падает в эпилептический припадок от ревности (причем Яго говорит, что это уже второй припадок за день), публично бьет жену перед венецианским посланником, кричит о том, что изрубит ее на куски.

Обратите внимание на слова венецианского посланника, аристократа Лодовико о репутации Отелло: он называет его «достаточным во всех отношениях». Не великим, не блестящим, а достаточным, то есть годным к службе. Это очень посредственная похвала. А когда Лодовико видит, как Отелло ведет себя на Кипре, он не может поверить, что это тот же человек, которого он видел ранее в сенате.

Вернемся к Отелло. Он требует от Яго «видимых доказательств» измены Дездемоны — «give me the ocular proof» — и прямо угрожает ему в случае, если тот не сможет этого сделать: «Thou hadst been better have been born a dog / Than answer my waked wrath» — «Лучше бы тебе родиться собакой, чем познать мой пробудившийся гнев».

Однако он принимает в качестве таких доказательств совершенно дурацкий пересказ Яго будто бы подслушанного им сна Кассио, и историю с платком.

Настоящий военачальник должен уметь анализировать разведданные, проверять информацию, допрашивать свидетелей. Отелло не делает ничего из этого. Он не спрашивает Кассио ни о чем, он не требует никаких объяснений у Дездемоны, и она до самого конца ничего не понимает. Он не ищет реальных свидетелей, но слепо верит Яго на слово.

Так был ли Отелло великим полководцем?

У венецианского сената были вполне прагматичные причины назначить именно его на Кипр. Во-первых, основной военачальник Марк Люциус уехал во Флоренцию — и некого больше послать на такое задание. Во-вторых, это решит щекотливую ситуацию с сенатором Брабанцио: раз тесть и зять ссорятся, лучше отправить одного из них подальше от другого. Отелло к тому же лоялен, он не венецианец (а значит, не замешан в местных политических интригах) — идеальный вариант для временного назначения губернатором.

Сам Отелло говорит о себе: "Rude am I in my speech, and little blessed with the soft phrase of peace" — «Груб я в своей речи и мало благословлен мягкими фразами мира». Но это явная ложь или манипуляция, потому что его речь в той же сцене изысканна и поэтична. Возможно, эта ложная скромность — способ показать сенату, что он не будет с ними спорить?

Он нам не герой? Что не так с персонажем Отелло

Даже отец Дездемоны, Брабанцио, видя происходящее, ясно формулирует истинное положение дел так: «If such actions may have passage free, / Bond-slaves and pagans shall our statesmen be» — «Если таким действиям будет дан свободный ход, рабы и язычники станут нашими правителями». В его восприятии назначение Отелло — не признание таланта или военных заслуг, а опасный прецедент, означающий понижение уровня общественных стандартов.

В конце концов, Шекспир показывает нам человека, чья изначальная репутация построена на его же словах, а не на делах. Изначально Отелло предстает очень внушительной фигурой. Но когда дело доходит до настоящего испытания, он проваливается. Он не может отличить правду от лжи, не контролирует эмоции, не способен мыслить рационально в стрессовой ситуации. И это заставляет задуматься: так был ли он когда-нибудь тем великим военным командиром, каким его до сих пор по-умолчанию считают?

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества