Угольная отрасль: как сотни миллиардов уходят в никуда
В юности, читая книги на экономическо-политическую тему, всегда удивлялся: ну как это - приватизировать прибыли и национализировать убытки? Как это происходит, ну, кроме как в явно уголовно наказуемых схемах? А вот как. Прям эталонная иллюстрация, как одних схема возносит в список Forbes, а другие платят за весь этот чад кутежа из своего кармана. В конечном счёте - мы, как рядовые потребители.
Отличная статья, раскрывающая, что бывает, если возить огромные массы товара с низкой добавленной стоимостью за тысячи километров. Вместо переработки его на местах добычи. Пара цитат оттуда для затравки.
Объем перекрестного субсидирования, то есть недополученной РЖД выручки, которую компенсируют другие грузоотправители, достигает по разным оценкам 300 миллиардов рублей ежегодно. По данным ИЭРТ, прямой убыток РЖД в 2024 г. от перевозок угля составит 127,3 млрд руб. и 62 млрд руб. — по итогам шести месяцев 2025 г
Именно эти дотации, а не врожденная конкурентоспособность, позволили углю нарастить экспорт на 420% с 2000-х и занять 93% всего прироста инфраструктуры на восток. Мы построили тысячи километров путей для убыточного груза, создав гигантскую инфраструктурную ловушку.
В экспертном сообществе говорят о необходимости смены парадигмы давно... но эти голоса тут же глушатся восторженным "вы видели, какой у нас объём экспорта?" А если это не действует, то начинаются манипуляции "да вы, твари, тысячи людей оставить без работы хотите!"
Куда там спонсируемому автовазу...


