JosefK

На Пикабу
поставил 57 плюсов и 22 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований

Сообщества:

Награды:
5 лет на Пикабу самый комментируемый пост недели лучший длиннопост недели более 1000 подписчиков
51К рейтинг 2999 подписчиков 241 комментарий 20 постов 15 в горячем
431

Компания запретила своему сотруднику устраиваться на работу к конкурентам после увольнения. А это вообще законно?

«Джон, после расторжения трудового контракта вы не сможете в ближайшие три года работать дантистом в Теннесси. А если откроете свой зубной кабинет, задолжаете Фреду 100 тысяч долларов» — такая фраза может иметь смысл где-нибудь в Америке, но не у нас. То, что в США называют соглашением о неконкуренции, у нас считается нарушением прав человека на свободу труда.


Я юрист по интеллектуальным правам. Регулярно сталкиваюсь с ситуациями, когда компания в попытке защитить свои разработки и документы «запрещает» своим сотрудникам уходить к конкурентам.


Иногда юристы пишут в трудовых договорах, что работник не может уходить к конкурентам во время работы и год-два-три после увольнения.

Только вот нюанс: даже если сотрудник согласится и подпишет договор с этим условием, такое положение будет работать не как закон, а как цыганское проклятие: действует только на тех, кто в него верит.


На самом деле если работник уйдет к конкурентам и бывший работодатель обратится в суд, то суд откажет в иске — условие договора признают недействительным. Работника не заставят уйти от конкурента, никто не будет платить штрафы или компенсации.


Даже если компании договорились не переманивать сотрудников друг у друга, такое положение в договоре между ними не будет иметь силы. Вот история из судебной практики об этом:

Москва, 2020 год. Агрохолдинг нанял консалтинговую фирму, чтобы те настроили систему финансовой отчетности и научили сотрудников холдинга в ней работать. Компании договорились не переманивать друг у друга сотрудников, а за нарушение установили договором штраф в размере годовой зарплаты перешедшего сотрудника.

Спустя полгода в агрохолдинг ушел первый сотрудник консалтинга. Конфликта не случилось, потому что агрохолдинг заранее согласовал переход. Только вот потом вслед за первым сотрудником в агрохолдинг разом ушли еще 24 человека, уже без спроса.

Уменьшившаяся в размерах консалтинговая компания подала в суд и потребовала компенсацию — 41 000 000 рублей. Агрохолдинг не согласился. Первая инстанция удовлетворила иск полностью.

Суд решил так: пункт в договоре был, нарушение очевидно, доказательства есть, а права сотрудников тут ни при чем, потому что договор и штрафы касаются только отношений между компаниями.

Апелляция признала недействительным условие договора и отказала в иске. Суд сказал: этим договором компании ставят в невыгодные условия сотрудников, которые вообще-то на такие условия не подписывались. Каждый человек сам вправе решать, где ему работать. Никакие соглашения между компаниями не должны мешать свободе труда.

Кассация оставила решение в силе, Верховный суд тоже согласился.

Российский работодатель не имеет права указывать сотруднику, где ему работать после увольнения. Трудовые отношения между ними заканчиваются в последний день работы. Это следует из Конституции, закреплено в Трудовом кодексе и подтверждается судебной практикой.


Здесь хочется лихо обобщить: дескать, запрет конкуренции в трудовом договоре не работает. Но я бы не торопился: всё зависит от того, что понимать под словом «работает».


Такое условие соответствует закону? Нет.
Можете ли вы написать его в договоре? Физически — да.
Сработает ли оно в суде? Вряд ли.
А станет ли у вас меньше проблем с сотрудниками? Возможно.

Представьте себя на месте руководителя. У вас работают 100 человек, с каждым из них вы заключили трудовой договор со страшными условиями о неконкуренции.

Как думаете, найдутся ли среди этих людей те, кто задумается об уходе, заглянет в договор и решит лишний раз не рисковать? А те, кто после ссоры с руководством будут неделю-две разбираться в нюансах договора и за это время успеют помириться и передумают уходить? Наверняка.

Суд признает условие о неконкуренции недействительным, но случится ли еще этот суд — вопрос. Есть некоторая вероятность, что трудовая инспекция оштрафует за такой договор, но эти риски можно просчитать.

Обратите внимание на разницу подходов: можно сделать «как правильно», а можно «как выгодно», и не всегда эти действия совпадают. Если вы руководитель компании, то один юрист может вам сказать, что условие о конкуренции незаконно, а потому писать его в договоре нельзя. Другой может посчитать риски и предложить вам самому выбрать подходящий вариант.

«Сделать правильно» и «сделать выгодно» — это два разных подхода к юридической работе. Такой проверочный ход поможет вам отличать хороших юристов от плохих. А вот кто из них кто — решать вам.

И еще один важный момент напоследок: уйти-то можно куда угодно, а вот использовать интеллектуальную собственность бывшего работодателя нельзя. Даже если работник сам ее создал от начала и до конца.

Интеллектуальная собственность — это не только великие изобретения. Внутренние регламенты компании, инструкции, схемы, проекты документов, презентации, тексты, графика — это все тоже может быть интеллектуальной собственностью компании, если по документам все оформлено грамотно.

Но это уже другая история — если интересно, могу рассказать в отдельном посте, как наш закон определяет, кому принадлежат права на результаты интеллектуальной работы, сотруднику или работодателю.


***

Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей». Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ. В канале рассказываю полезные истории из практики для предпринимателей и авторов.

В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Показать полностью
2270

Как дважды потерять деньги на хреновой франшизе

Даже если вы сами никогда и не думали покупать франшизу, наверняка у вас есть знакомый, который уже купил или вот-вот собирается. Давайте как юрист расскажу одну неочевидную штуку, чтобы вы могли вовремя дать знакомому важный совет и спасти его деньги.

Представьте ситуацию: человек купил франшизу, начал работать. Постепенно назревает конфликт — доходы не те, консультируют плохо, помогают мало, поставки задерживают, да что угодно. Спустя год-два-три настает час Х: партнеры ссорятся и франчайзи выходит из сети.


А что значит «выйти из сети»? Ну обычно делают вот что: меняют вывески, переезжают, выходят из внутренних чатов, переименовывают аккаунты в соцсетях. Догадываетесь, что не так?

Как дважды потерять деньги на хреновой франшизе Бизнес, Юристы, Право, Длиннопост

Да про документы многие не думают, вот что не так.


По-хорошему нужно подписать соглашение о расторжении договора. А многие просто перестают платить и общаться, и на этом всё. Мол, я с ними итак столько времени и денег потерял, тут не до бумажек.


Проходит полгода-год и бывший франчайзи обнаруживает в почтовом ящике конвертик. А там досудебная претензия: мол, у нас есть с вами договор, вы обязались платить отчисления за франшизу на 100 тысяч в месяц плюс процент с выручки. Выручки у вас давно не было, но вот миллиончик отчислений накапал, заплатите.


Человек в бешенстве, естественно ничего не платит. Дело доходит до суда.


Позиция истца: у нас есть договор, он не был расторгнут, платежи начислялись, платите.


Позиция ответчика: я перестал пользоваться вашим товарным знаком, ноу-хау и всем, что вы мне давали, значит ничего вам не должен.


Что скажет суд? Практически гарантированно ответ будет такой: если вы по договору получили право использовать какой-то объект (товарный знак или что-то еще), то вы платите за сам факт предоставления этого права. И абсолютно все равно, используете вы этот объект или нет. Неиспользование не освобождает от обязанности платить.

Вот история из судебной практики об этом.

Судебное дело №А35-850/2020.
Предприниматель купил франшизу доставки еды. Заключили «комплексный лицензионный договор». По деньгам договорились на 300 000 рублей паушального взноса и ежемесячные роялти в размере 5% от выручки, но не меньше 5 000 рублей.

Спустя некоторое время в сети начался большой конфликт. Франчайзи жаловались на то, что франшиза сырая, работает плохо, а поддержки нет. Франчайзер отвечал, что все в порядке, и жалуются на поддержку только те, кто или сами не умеют нормально работать, или те, кто хочет обмануть его и не платить роялти.

В итоге часть франчайзи поссорились с франчайзером и заявили о выходе из франшизы. Только вот соглашения о расторжении подписали не все. Роялти продолжали капать и задолженность франчайзи росла каждый месяц.

Спустя два года франчайзер пришел в суд и потребовал заплатить: за это время набежало 160 тысяч, плюс 70 тысяч неустойки за просрочку оплаты. Франчайзи ответил, что все это время комплексом прав не пользовался и выручки от этого никакой не имел, поэтому платить ничего не будет.

Суд удовлетворил иск в полном объеме. Апелляция и кассация решение поддержали. То есть «использовал, не использовал — все равно плати». Параллельно шел еще десяток аналогичных судов по другим франчайзи, которые закончились тем же.

Мораль: вознаграждение по лицензионному договору уплачивается за само по себе предоставление права, а пользуется им на деле лицензиат или нет — не имеет значения.


Я уже видел несколько десятков таких историй.


В последней человек потерял почти 900 тысяч рублей — именно во столько денег ему обошелся вот этот листик А4:

Как дважды потерять деньги на хреновой франшизе Бизнес, Юристы, Право, Длиннопост

Суть была такая: человек открыл кафе, название для него выбрал просто какое понравилось. К патентному поверенному не обращался, по базам товарных знаков и заявок это название никто грамотно не проверял.


Спустя год оказалось, что это название еще бог знает когда было зарегистрировано как товарный знак компанией из другого города. Не патентные тролли, а вполне работающая компания. Они узнали о непрошеном одноименном кафе, отправили ему претензию и потребовали компенсацию, несколько миллионов.

В итоге вопрос решили миром: вместо миллионов здесь и сейчас заключили лицензионный договор на 30 тысяч в месяц с каждой точки.


Прошло еще несколько лет. Кафе превратилось в сеть из пяти заведений, и владелец решил продать бизнес.


И вот неловкий нюанс: юристы, которые занимались «куплей-продажей бизнеса», сделали договоры по помещениям и оборудованию, а вот про интеллектуальную собственность даже не вспомнили. ha-ha, classic


Ни уведомлений, ни расторжения, ни допсоглашения — просто перестали платить, и всё.

Правообладатель спустя несколько месяцев заметил неладное. Еще бы: до этого ему приходили примерно по 150 тысяч в месяц, а теперь не приходят.


— Где деньги?

— А я бизнес продал, вашим знаком больше не пользуюсь, все вопросы к новым владельцам

— Нет, друг, договор у нас лично с тобой, а не с ними, поэтому сейчас нам платишь ты, а там посмотрим


Претензии, суд, пока туда-сюда, сумма требований выросла под миллион. А правообладатель прав: пока договор не расторгнут, право предоставляется, за это надо платить.

В итоге по исполнительному листу у человека списали деньги со счета. Он же вел бизнес, поэтому было, что взять.


А новым владельцам кафе пришлось делать ребрендинг, потому что договориться с правообладателем они уже не смогли.

Мораль: если получаете право использовать что-то за деньги, то не забывайте потом фиксировать в документах прекращение права. Иначе сумма продолжит капать, и рано или поздно за ней могут прийти.
Если вам такой разбор суда показался интересным — ставьте «вверх», буду писать еще о таких делах, благо их за годы работы набралось немало.


Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей». Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ. В канале рассказываю вот такие полезные истории из практики для предпринимателей и авторов.

В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Показать полностью 2
499

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова

Можно ли взять и скопировать чужие статьи без спроса? А если поменять в них пару слов местами? Начать их продавать? Нельзя? А если нарушитель из другого города или даже страны, то что ты ему сделаешь?


Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный. Спасибо, что тепло приняли мой прошлый пост с историей из практики — как американская компания пыталась взыскать с наших 15 млн рублей за нарушение прав на дизайн. Пост вышел в «Горячее», а в комментариях мы разобрали много вопросов. Надеюсь, было интересно и, главное, полезно.


Сегодня — следующая занимательная история из моей практики. На примере этого дела мы разберем, как на практике защищаются авторские права и что можно сделать, если ты что-то создал, а у тебя это что-то спёрли.


Как-то раз мне написал Максим Ильяхов. Максим — редактор, возможно вы знаете его по книге «Пиши, сокращай» или сервису «Главред». Еще у Максима есть рассылка «Продвинутый курс Главреда». Это 50 писем о редактуре, каждое письмо — отдельная статья о том, как сделать свой текст еще лучше. За восемь лет работы рассылка собрала несколько тысяч читателей.


Однажды один хитрый товарищ решил нажиться на труде Максима: скопировал десяток писем из его рассылки, поменял несколько слов местами, подписал своим именем и начал продавать.

Выглядела эта дичь вот так:

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова Закон, Право, Бизнес, Судебные приставы, Юристы, Адвокат, Длиннопост

«Миша» в примере превратился в «Даурена», смешно.

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова Закон, Право, Бизнес, Судебные приставы, Юристы, Адвокат, Длиннопост

«Игорь» превратился в «Айдара», «Виталий» — в «Алмаса», а «самодур» — в «заносчивого собеседника». Видимо товарищ решил, что если взять чужие статьи и поменять там имена в примерах, то авторское право всё, не работает. Ну-ну.


Как оказалось, «автор» этой рассылки — один гражданин из Казахстана. Судя по его сайту, мастер на все руки — консультант, маркетолог, ментор, пиарщик, блогер, теперь еще и редактор.


Максим сначала сам написал нарушителю: мол, уважаемый, поступаешь некрасиво, удали. Уважаемый письмо получил, но проигнорировал. Где-то здесь должен быть мем «я в другом городе, что ты мне сделаешь».


Сделаешь.


Ладно б он просто скопировал и опубликовал бы что-то там на торрентах — заблокировали бы, да и всё. Но тут наглость неимоверная: подписать чужую работу своим именем и начать продавать. Айдар, Алмас, Даурен, — ну просто гениально.


Находим нарушителя. По казахским базам выясняем адреса, явки, пароли. Досудебную претензию нарушитель тоже игнорирует, готовимся к суду.


В суде нам предстоит доказать три аспекта:

1) авторство — Максим автор исходных писем, исключительное право его

2) факт нарушения — именно этот человек скопировал письма и использовал их без спроса

3) обосновать размер компенсации — сколько хотим денег и почему

Авторство.

Да, по закону авторское право возникает само по себе и не требует никаких регистраций. Но в случае спора в суде нужно доказать, что именно ты — автор.


Для этого мы находим исходники статей в облачном хранилище и электронной почте — там видно дату создания и отправителя. Делаем скриншоты, заверяем (если интересно, про доказывание авторства в подобных делах у нас тут на Пикабу был отдельный пост).


Нарушение.

Проводим контрольную закупку — получаем письма со статьями от нарушителя на почту. Заверяем эти письма у нотариуса (у казахского оказалось втрое дешевле, чем у российского с последующим переводом). Делаем запрос доменному регистратору, чтобы доказать, что сайт и письма исходят именно от этого человека. Затем сопоставляем каждое письмо из рассылки нарушителя с оригинальными письмами.


Из всей рассылки нарушитель спёр 12 писем, остальные уже анонсировал, но типа «еще не дописал» (клавиши «CTRL» и «C» сломались, не иначе).


Письма поменяны между собой местами, местами слегка перефразированы заголовки, местами чуть-чуть отличаются слова. Но это нам не мешает: копирование и переработка слишком очевидны, чтобы кому-то пришло в голову их отрицать (кроме нарушителя). Экспертизу для доказывания переработки не делаем, чтобы не тратить лишние деньги.


Финальный лоск: для рассылки писем Максим пользуется почтовым сервисом, и в его личном кабинете мы находим данные об отправке писем на почту нарушителя. Сервис показывает дату отправки каждого письма и историю взаимодействия — сколько раз и когда письмо открывали. Это станет нашим аргументом на случай «ой, да я просто сам написал примерно то же самое».

Видно город, имейл, ай-пи, и все даты:

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова Закон, Право, Бизнес, Судебные приставы, Юристы, Адвокат, Длиннопост

Компенсация.

За нарушение исключительного права на произведение в России можно взыскать убытки или компенсацию.


Убытки нужно считать и доказывать, это редко когда удается — бог его знает, сколько точно ты бы заработал, если бы нарушения не было. Наш закон это учитывает, поэтому вместо привычных убытков дает специальный инструмент — компенсацию.


Отличие компенсации в том, что ее не нужно точно доказывать до копейки. Можно попросить любую сумму в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов, примерно обосновать суду, почему считаешь эту сумму соразмерной масштабам нарушения, а дальше уже судья сам решит, сколько денег взыскать.


В Казахстане закон работает примерно так же, как у нас (жду шутку про «тоже скопировали»). За нарушение авторских прав можно просить компенсацию на наши деньги примерно от 40 тысяч до 5,5 млн рублей. А теперь — внезапный поворот.


Вместо того, чтобы просить компенсацию за всю рассылку разом, мы ведь можем потребовать компенсацию за каждую отдельную статью.

А почему нет? Каждая статья — это самостоятельное произведение. Спер — бы одну, была бы одна компенсация. Спер две — две. А у нас тут 12 статей, вот пусть и платит за каждую. На госпошлину по местным законам цена иска не влияет.


В общем, насчитали мы в сумме больше чем на полмиллиарда тенге: 525 млн за нарушение исключительных прав на 12 статей, 12 млн морального вреда и еще немного на юристов и нотариуса. В рублях это все в сумме примерно около 70 миллионов. Похоже, это был один из самых крупных исков по интеллектуальным правам в истории Казахстана.


Конечно, мы особо и не рассчитывали на удовлетворение иска в таком объеме. Тут смысл не столько в деньгах, сколько в том, чтобы наказать обнаглевшего нарушителя. Поэтому мы решили так: хорошо, если получится взыскать где-то полмиллиона-миллион, но в иске мы напишем максимально возможный размер компенсации, чтобы товарищ не расслаблялся.

Подали в суд.

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова Закон, Право, Бизнес, Судебные приставы, Юристы, Адвокат, Длиннопост

В суде нарушитель наконец-то объявился и вышел на контакт (до этого он, скорее всего, думал, что про него просто забудут). Начинается классическая история: «ой, а я не знал», «а я думал, что если опубликовано в интернете, то копировать можно» и «столько денег нет, отстаньте».


Под напором доказательств гражданин все-таки признает нарушение. После стадий «отрицание» и «гнев» начинается стадия «торг»:

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова Закон, Право, Бизнес, Судебные приставы, Юристы, Адвокат, Длиннопост

Мы потребовали в суде 500 млн тенге, нарушитель предлагает заплатить 200 тысяч тенге и извиниться. Больше похоже на очередную наглость, чем на какое-то деловое предложение. А извиняться надо было раньше, а не игнорировать сообщения Максима и досудебную претензию.


В итоге после нескольких заседаний мы сходимся на цифре в 4 000 000 тенге. На тот момент в рублях это было что-то около 700-800 тысяч. Подписываем мировое соглашение. 40 дней, 4 000 000 тенге, время пошло.


В отведенный срок нарушитель не платит ни копейки. Связываемся, слушаем оправдания, подписываем допсоглашение на новый срок, договариваемся, что этот перенос последний и других сроков не будет. В новый срок нарушитель тоже не платит.


Терпение заканчивается, мы получаем исполнительный лист и обращаемся к судебным приставам. Выясняется, что наш ментор, маркетолог и редактор работает на вполне себе обычной работе и за зарплату. Из этой самой зарплаты приставы начинают удерживать деньги и перечислять их Максиму в счет погашения долга:

Скопированные статьи, суд в Казахстане, иск на полмиллиарда тенге: как я защищал авторские права Максима Ильяхова Закон, Право, Бизнес, Судебные приставы, Юристы, Адвокат, Длиннопост

В день, когда я пишу этот пост, расчет еще полностью не закончен. Приставы уже перевели примерно полмиллиона тенге и продолжают присылать деньги каждый месяц.

Выводы коротенько:

1. Копировать чужие статьи без спроса нельзя. Подписывать своим именем — тем более.

2. Авторское право в России и Казахстане работает. Просто не само. Чтобы защитить свои права и получить своё, нужно доказать авторство, факт нарушения и обосновать размер компенсации. Это может быть долго, но оно того стоит.

3. За нарушение авторских прав можно наказать. Если нарушитель — неизвестно кто, то проще заблокировать его и обойтись без судебного спора. Но если нарушитель наживается на вашем труде и вы знаете кто это, взыскать с него компенсацию — вполне посильная задача. Даже если он в другой стране.

Если вам такой разбор суда показался интересным — ставьте «вверх», буду писать еще о таких делах, благо их за годы работы набралось немало.


Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там я рассказываю всякие полезные штуки для предпринимателей и авторов. В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Показать полностью 6
650

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

В интернете то и дело попадается назойливая реклама сервисов по «регистрации» авторских прав. Хитрецы ловят людей на дешевизне и иллюзии простоты: дескать, заплати тысячу рублей, нажми три кнопки, и всё — олл райтс резёрвд.

Я юрист по интеллектуальным правам, и  могу сказать точно: на самом деле никакой регистрации авторских прав не существует. Давайте раз и навсегда разберемся почему так и как с этим жить.


Скажу сразу: авторские права — это не только про книги, песни и фильмы. Даже если вы не художник или артист, а просто работаете в офисе, вы все равно регулярно сталкиваетесь с объектами авторских прав. Например:

→ картинки для постов в соцсетях

→ статьи на сайте

→ да и сам сайт тоже

→ брендбук компании и всё, что там внутри нарисовано

→ любые фотографии, даже если это фото вентилятора для карточки на маркетплейсе


В общем, практически всё, что люди создают творческим трудом, защищается авторским правом. И эти права кому-то принадлежат.


Авторские права возникают сами собой, прямо в момент создания произведения. Поставили точку в черновике статьи — всё, вы автор. Щелкнули затвором фотоаппарата — автор. Ваш сотрудник сохранил проект нового рекламного баннера — теперь он автор.


Здесь может показаться, мол, как-то слишком просто звучит. Дескать, неужели и правда никаких регистраций не надо? Никаких пошлин, никаких экспертиз?


Не-на-до. А если кто-то будет с вами спорить, ответ такой: «Друг, открывай Гражданский кодекс. Статья 1259, пункт 4, веди пальчиком:

«Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».


Тогда возникает вопрос: а если никаких регистраций не требуется, то что же это за орлы такие предлагают «регистрировать» авторские права? Сейчас объясню, на чем они играют.


Да, авторские права возникают сами по себе. Но если вам когда-нибудь придется их защищать, то нужно будет доказать, что эти права у вас вообще появились.


Как доказать, что вы автор? Можно по старинке: кто указан автором на оригинале или экземпляре произведения, тот и считается автором. Если вы художник и рисуете маслом на холсте — способ великолепный. Только вот кисточек с красками я рядом не вижу, есть только компьютер и офисные приложения.


Конкретизируем вопрос: как доказать авторство, если в вашем случае оригинал не отличить от жалкой копии?

«Никак, всё пропало, вот они несовершенные российские законы»? Тихо-тихо, все нормально — способов масса, и, к слову, во всем мире логика работы авторских прав примерно такая же.


Вот три классических способа:

— показать исходник (редактируемый файл, файл в оригинальном разрешении)

— принести документы (договоры, приложения, акты и так далее)

— позвать свидетелей (люди, которые были рядом с вами, когда вы работали)


Есть еще один способ — депонирование. Логика такая: человек сдает экземпляр в архив-депозитарий, а тот выдает ему документ, мол, Иван Иваныч такого-то числа принес нам такое-то произведение. На этом смысл документа заканчивается: никаких экспертиз архив не проводит — новизну и оригинальность не проверяет, авторство не удостоверяет. Просто фиксирует сам факт наличия произведения на такую-то дату, и всё.


Депозитарии бывают разные, и единого на всю страну у нас нет. Роспатент как депозитарий принимает только компьютерные программы и выдает на них свидетельства. Есть несколько окологосударственных депозитариев вроде Российского авторского общества «Копирус». Вообще ничего не мешает и просто заверить подпись на экземпляре произведения у любого нотариуса, правовой смысл процедуры будет тот же.


Тут-то и возникает почва для частных инициатив различной степени паршивости.

Разные умельцы выдают самодельные «авторские свидетельства», «свидетельства о регистрации» и прочие «регистрационные документы», а люди им верят и платят деньги. При этом абсолютно никаких прав такая регистрация не создает.

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав Право, Малый бизнес, Бизнес, Юристы, Идея, Закон, Длиннопост, Авторские права

По сути, когда какие-то сервисы или компании предлагают вам «зарегистрировать» авторские права, происходит следующее: вы отдаете деньги частной компании, она кладет произведение в свой частный архив, а взамен отдает вам какую-то самодельную бумажку. С таким же успехом можно «заверить» произведение печатью любой ООО «Рога и Копыта».


Чтобы происходящее выглядело презентабельнее, «частный депозитарий» обмазывают рекламным соусом. Например, могут наворотить умных слов про блокчейн и инновационность, или другой вариант — преподнести как что-то страшно международное а-ля «международный реестр авторских прав». Да, за рубежом таких умельцев тоже пруд пруди, еще больше, чем у нас.


На деле же никто не знает наверняка, поверит ли суд бумажке из частного «депозитария». Убедительной судебной практики по таким делам еще не накопилось. Да и вообще, исключительное право на произведения действует как минимум 70 лет, а проживет ли очередной лигалтех-блокчейн-стартап хотя бы пять — большой вопрос.

Отдельный котёл в местах с повышенным температурным режимом заготовлен для тех, кто пытается подменить своими филькиными «регистрациями авторских прав» получение прав на те объекты, которые действительно нужно регистрировать.

О чем я: все это время мы говорили только про объекты авторских прав — произведения. Но авторские права это одно, а патентные права и товарные знаки — совершенно другое, три разных мира. И если по закону авторские права возникают без всяких регистраций, то вот право на изобретение или товарный знак возникает исключительно после госрегистрации и никак иначе. Нет регистрации — нет и права.

Так вот, самые страшные обманщики — это те, кто пытаются своей «регистрацией» заменить настоящую регистрацию в Роспатенте.

Классика жизни: предприниматель хочет зарегистрировать товарный знак, обращается к патентному поверенному — это такой аттестованный Роспатентом специалист, грубо говоря как нотариус или адвокат, только в сфере интеллектуальных прав. Тот проводит проверку и выясняет, что куча похожих знаков уже давно зарегистрированы — надо менять название, чтобы не нарушить чужие права. Менять название не хочется, и вместо этого предприниматель начинает ходить по другим юристам и искать «вариантики».

Рано или поздно «вариантик» находится: умельцы предлагают ему «зарегистрировать товарный знак» не в «нашем бюрократизированном Роспатенте», а в каком-нибудь святейшем международном реестре прав в Германии — да еще и в три раза быстрее.

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав Право, Малый бизнес, Бизнес, Юристы, Идея, Закон, Длиннопост, Авторские права

Слова звучат красиво, предложение выглядит помпезно, деньги обмениваются на красивую бумажку. Естественно, никаких прав эта «регистрация» не дает. Только вот по факту предприниматель продолжает работу под обозначением, которое на самом деле нарушает чужие права. Как вы понимаете, хорошего конца в таких историях не бывает.

Итого: никакое депонирование само по себе не дает вам авторских прав. Не стоит переоценивать значимость полученного из депозитария документа.


Даже если речь идет про нормальный депозитарий, свидетельство из него — это не какое-то супер-доказательство авторства, а просто одно из возможных. Никакое доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, и чем больше разных доказательств наличия права у вас будет, тем надежнее. Те, кто не знает об этом, отдают деньги обманщикам, а потом еще и проигрывают суды.


Если вы автор — храните исходники, если вы заказчик автора — подписывайте и храните договоры, акты и приложения к ним (потому что если нет договора, то и права не перешли, писал недавно про это отдельный пост).


Так что если какие-то люди придут просить у вас деньги на «регистрацию авторских прав» — гоните их, насмехайтесь над ними, и, конечно, не давайте им ничего.
Потому что никакой регистрации авторских прав не существует.


Если вам интересны такие разборы интеллектуальных прав — ставьте «вверх», буду писать еще о всяких таких вещах, благо за годы работы довелось столкнуться много с чем.


Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там я рассказываю всякие полезные штуки для предпринимателей и авторов. В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Показать полностью 2
8840

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась

Как в России защищают дизайн? Работают у нас авторские права или нет? А что если я случайно придумал что-то похожее на чужую работу?


Я юрист по интеллектуальным правам, и недавно мне довелось поучаствовать в одном необычном судебном деле. Речь пойдет про крупные компании, но история пригодится даже тем, кто работает в небольших фирмах или только начинает бизнес — неважно какой, закон в части дизайна работает везде примерно одинаково.


Итак, одна большая американская компания делала краскопульты и продавала их по всему миру. Однажды американцы обнаружили, что в России продаются аппараты с похожим, как они посчитали, внешним видом.

Игра «найдите десять отличий», американский аппарат слева, наш — справа:

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась Бизнес, Малый бизнес, Российское производство, Импортозамещение, Идея, Право, Длиннопост

Если ужать сто страниц искового заявления с приложениями в три строки, то позиция американцев была такой:


→ дизайнер нарисовал аппараты по нашему заказу, поэтому права на дизайн принадлежат нам;


→ российская компания без спроса использовала этот дизайн для своих товаров: цвет и форма очень похожи;


→ по российским законам дизайн это объект авторских прав, и за нарушение можно взыскать от 10 тысяч до 5 млн рублей.


В итоге американцы потребовали 15 000 000 ₽ — пять с производителя и еще по пять с двух его контрагентов. Интересы американцев взялась представлять одна из известнейших московских юрфирм.


Казалось бы, все пропало: дизайн и правда похожий, у американцев куча денег на юристов, вот большая и грозная претензия со ссылками на законы и решения судов. Да?

Нет.

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась Бизнес, Малый бизнес, Российское производство, Импортозамещение, Идея, Право, Длиннопост

Берем претензию, собираем документы и заныриваем на неделю в глубины отечественной судебной практики. Выплываем, выдыхаем и вываливаем здоровенный ответ.
Аргументов — вагон, загибайте пальцы:


1. Американцы не доказали, что права на дизайн вообще принадлежат им: надо было хотя бы показать договор с дизайнером и акты, а их не было, всё только на словах. А вообще-то с этого надо было начинать


2. Компания указывала на переработку их дизайна, но никакого подтверждения этой переработки не было. Экспертизу не проводили, переработку установили сами «на глазок». Иногда так можно, но не в этом случае


3. Аппарат технически сложный, поэтому его внешний вид обусловлен по большей части техническими особенностями. Грубо говоря, у машины должно быть четыре круглых колеса, чтобы она ехала нормально, а не потому что дизайнер такой затейник


4. Нужно учитывать степень свободы творчества дизайнера. Если колеса должны быть круглые, то наше поле для творчества разве что в рисунке диска колеса. Так и у нас — сопло, рукав и ножки есть у каждого такого аппарата, а на комбинацию элементов дизайнер особо не влияет


5. Нужно учитывать весь ассортиментный ряд изделий. Продолжая аналогию с машинами — для меня Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Land Cruiser 150 две принципиально разных машины, а для моей жены они одно и то же, потому что беленькие. Так и здесь: для случайного прохожего эти краскопульты может и одинаковые, но для информированного покупателя это два разных устройства


6. Американцы докопались до синего цвета наших аппаратов, но у них самих нет исключительного права на использование синего цвета для этих устройств. Есть такая редкая штука, как цветовой товарный знак — типа зеленого цвета Сбера или розового Ваниша. Только вот у этой компании ничего зарегистрировано не было


7. У истца нет патентов на промышленные образцы. Вообще-то, кто хочет защитить внешний вид изделия, тот идет и патентует промышленные образцы. Компания этого не сделала — что, не больно то и важен был дизайн?


8. Мы не использовали товарные знаки компании. Если бы мы хотели производить страшный контрафакт, то, наверное, мы бы использовали знаки американцев. У нас же нигде и слова не было про их бренд. У нас свой бренд, и используем мы его везде огромными жирными буквами — и при желании не перепутаешь.


9. Размер компенсации никак не обоснован: для расчета компенсации по-хорошему нужно учитывать десятки разных факторов, подтверждать расчеты и всё такое. А американцы попросили пять миллионов с каждого просто потому что а почему бы и нет. Вообще-то так это не работает


Начинаются судебные заседания. Американцы понимают, что лажанули с доказыванием права и приносят в суд ни много ни мало — целый аффидевит.


Слово умное, суть простая: это зафиксированные американским нотариусом свидетельские показания. Грубо говоря, дизайнер клянется мамой, что нарисовал дизайн сам и передал исключительное право на него компании. Как и большинство американских документов, выглядит внушительно — много страниц, много печатей, размашистые подписи. Начинается вот так:

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась Бизнес, Малый бизнес, Российское производство, Импортозамещение, Идея, Право, Длиннопост

Дальше несколько судебных заседаний.  В итоге суд выносит решение в нашу пользу. Судья соглашается с большинством наших доводов.


Нам решение нравится, американцам — нет. Они идут в апелляцию.


Американцы: суд неправильно оценил аффидевит, дизайн наш, этот дизайн — творчество, а еще качество аудиозаписи заседаний плохое, поэтому отмените решение.


Мы: нет (и еще километр обоснования, почему нет).


Апелляция: Решение первой инстанции — норм. Есть огрехи в терминологии, но по существу решение правильное.



Занавес, готовимся к третьему раунду. Кассация — Суд по интеллектуальным правам (храни его Бог, мой любимый суд, кроме шуток).


Американцы: все суды неправы. Автор из США, произведение создано в США, поэтому возникновение авторских прав регулируется американскими законами.


Мы (ехидно): возникновение прав или переход прав от дизайнера к компании тоже?


Кассация: во-первых, из аффидефита буквально следует, что дизайнер передал права на чертежи и фотографии, а не на «дизайн» и «фирменный стиль». А во-вторых, да, ответчик прав — наши законы требуют заключать договор по отчуждению права в письменной форме. Истец этого не сделал, не доказал, значит и право у него не возникло.



После победы в нашем деле развалились и другие судебные дела. Американцы пытались взыскать с других дистрибьюторов 50+ миллионов рублей, но не получилось.


А потом мы еще запатентовали промобразцы, чтобы таких вопросов вообще больше не возникало. Потому что когда Роспатент патентует дизайн как промышленный образец, эксперты проверяю его на мировую новизну и оригинальность. Значит, если есть патент, то дизайн считается новым и оригинальным.


Мораль для нас с вами:
1. Если у заказчика нет правильного договора с дизайнером — значит и прав у него нет, защищать в случае суда нечего
2. Хотим защитить дизайн — патентуем промышленные образцы
3. «Большие шкафы громко падают» — даже большая и грозная претензия может получить отказ.

Если вам такой разбор суда показался интересным — ставьте «вверх», буду писать еще о таких делах, благо их за годы работы набралось немало.

Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там я рассказываю всякие полезные штуки для предпринимателей и авторов. В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.


Отдельно отмечу, что дело было начато задолго до истории про Свинку Пеппу и связанных с ней (неудачных) попыток ущемления интеллектуальных прав иностранцев. Поэтому считаем победу чистой и записываем ее на свой счет. Номер дела в базе арбитражных судов: А40-236520/2020

Показать полностью 3
860

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей

Раньше я слышал про поддельные интернет-магазины, которые получают деньги и пропадают. Но теперь жулики работают хитрее и масштабнее: в интернете появилась целая подпольная схема, в сети которой несколько десятков, если не сотен, подставных интернет-магазинов.


Я — юрист, и пока полиция и прокуратура расследуют это дело по нашим заявлениям, расскажу, откуда берутся жулики, как их распознать и что делать покупателям, если деньги уже ушли. Заодно разберемся, как предприниматели могут защитить себя от подделок.

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Длиннопост

Как-то раз ко мне обратился предприниматель. Его интернет-магазин «Бутик Полной Моды» работает с 2011 года — продают недорогую женскую одежду больших размеров. У магазина больше 90 тысяч подписчиков в соцсетях, а с 2015 года бренд магазина зарегистрирован в Роспатенте как товарный знак.


Недавно с магазином начали происходить странные истории. Позвонили несколько недовольных покупателей и потребовали вернуть деньги, при этом покупатели все как один рассказывали: заказали платье, а спустя неделю получили посылку с песком.

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Длиннопост

Сначала подумали, что содержимое посылок подменяют на почте. Техподдержка магазина кинулась искать продажи в базе, но таких клиентов там не значилось. В базе не было ни телефонов, ни почт пострадавших.


Начали разбираться. Выяснилось, что в интернете появились мошенники, которые делают одностраничные лендинги, лепят на них логотип «Бутик Полной Моды», а затем запускают рекламу, собирают заказы и рассылают «посылки».


Таких сайтов мы нашли несколько десятков и выглядят они почти одинаково:

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Длиннопост

Сделали контрольную закупку — и правда, пришла ночнушка с песком. Потом мы проводили еще несколько контрольных закупок по разным доменам и каждый раз почерк мошенников оставался неизменным.


В посылке всегда лежало два предмета: дешевый аналог «товара» и что-нибудь еще для веса. Вместо платьев присылали копеечные китайские ночнушки, халаты, передники разных размеров. Если в заказе было несколько позиций, то вместо второго или третьего платья в посылке лежало что-нибудь дешевое и поломанное: игрушки, наушники, термос. В нескольких посылках мы обнаружили вставные челюсти. Да, тоже не новые.


В чеке наложенного платежа получателем денег значилось некое ООО «ПИМ Почта».

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Длиннопост

Полезли искать в интернете, кто это такие. По запросу «ПИМ Почта» интернет разрывался отзывами в духе «заказал рюкзак — получил пакет», «заказал лазерный дальномер — прислали рулетку». Оказалось, что «Бутик Полной Моды» — не единственный магазин, который попал под удар жуликов, аналогичные схемы проворачивают и с другими магазинами.


Менеджер «ПИМ Почты» по телефону говорит, что их компания не имеет никакого отношения ни к «интернет-магазинам», ни к «товарам». Компания позиционирует себя как посредника, который помогает интернет-магазинам принимать платежи и отправлять посылки.


Кроме «ПИМ Почты» получателем платежа иногда бывает ЗАО «Сервис дистанционной торговли». Отправителем является в большинстве случаев ООО «Пост Сервис», иногда ООО «Комфорт», ООО «Стелс», ООО «Фортис», LLC «Parcels Pro», ООО «Николь».


Сейчас мы подали заявления в полицию, прокуратуру и антимонопольную службу, чтобы госорганы разобрались, кто на самом деле является организатором всей этой схемы.


Как распознать мошенников

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Длиннопост

Когда мы с вами видим такой сайт, у нас срабатывает внутренний блокировщик рекламы — мы сразу понимаем, что это развод. Но жулики специально создают сайты с товарами, которые интересны старшему поколению.


Даже если ваши папа или бабушка прекрасно разбираются в интернетных делах, расскажите им историю, как люди заказывают в интернете платье, а получают наволочку, вставную челюсть и кучку песка. Даже если бабушка отмахнется и скажет, что никогда бы не попалась на такой дурацкий развод — лучше лишний раз предупредить.


За последние пару недель я видел, кажется, с полсотни подобных сайтов. Вот что их объединяет:


Слишком простой сайт. Среди всех страниц я не видел ни одного полноценного интернет-магазина с каталогом товаром, сортировкой, поиском и корзиной. Сайты мошенников — это одностраничные лендинги, сделанные по одной кальке.


Для заказа нужно ввести только номер телефона. Адрес уточняют во время звонка по номеру телефона. Видимо это сделано для того, чтобы заявку можно было оставить как можно проще.


Оплатить заказ можно только наложенным платежом. На сайте мошенников нельзя оплатить картой, к нему не подключены платежные системы.


Доставка только через Почту России. Менеджеры не предлагают доставку до пункта выдачи, нет возможности заказать доставку курьером.


Пока посылка едет, покупателя уговаривают забрать ее с почты. У мошенников настроена система смс-оповещений: пока посылка едет к заказчику, на номер телефона приходят смс с обещанием бонусов: скидки на новые товары, пополнение счета на 200-300 рублей.

«Я заказала платье, а получила кусок ткани и полкило песка»: как интернет-мошенники организовали конвейер по обману покупателей Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Длиннопост

Если кто-то из ваших знакомых ждет посылку, а ему приходят такие смски, посоветуйте ему просто не забирать посылку с почты. По сути это последний шанс не отдать деньги мошенникам.


Как вернуть деньги, если вы получили такую посылку


Редким покупателям удается вернуть деньги. По рассказам тех, у кого получилось, возврат идет по такому сценарию:


1) Пишем претензию на электронный адрес компании, указанной в чеке получателем денег.

2) Компания дает отписку, мол, мы просто платежная система, а не магазин.

3) Требуем дать контакты магазина, угрожаем жалобой в полицию, прокуратуру и Роспотребнадзор

4)Получаем контакты «магазина», отправляем претензию на его электронный адрес, в претензии указываем реквизиты своего счета для возврата денег.

5) Если интернет-магазин не возвращает деньги, то составляем онлайн-жалобу в МВД, Прокуратуру и Роспотребнадзор.

6) Отправляем в магазин повторную претензию и прилагаем документы о подаче жалоб в госорганы.

7) Получаем письмо от магазина с смешными извинениями за «пересортицу» и предложение вернуть деньги.


Что делать предпринимателям, которых копируют жулики


К сожалению, быстро решить такую ситуацию юридически не получится. Дело в том, что самый быстрый вариант — блокировка доменов через Роскомнадзор — тут не подойдет, потому что нет нарушения авторских прав. Жулики обычно не нарушают авторские права — копируют только название магазина и ничего больше.


Но у нашего магазина есть зарегистрированный товарный знак в Роспатенте. Благодаря этому мы подключили к делу Федеральную антимонопольную службу, чтобы притянуть жуликов к ответственности за нарушение чужого товарного знака.


Жулики специально присылают копеечные товары, чтобы уйти от уголовной ответственности в гражданскую плоскость. Их позиция — «нет, мы не мошенники, мы просто случайно ошиблись товаром».


В нашем случае «случайно ошиблись» уже двести раз: «Бутик Полной Моды» получил больше двухсот обращений от пострадавших людей. При этом гидра продолжает плодиться — каждую неделю появляется еще 2-3 поддельных сайта на новых доменах.


Когда проблему невозможно решить юридически, ее нужно решать организационно.

Компания разместила на всех своих ресурсах уведомления о мошенниках. Помимо собственных заявлений в госорганы, магазин помогает потерпевшим составлять и подавать претензии в госорганы.


К счастью, в нашей ситуации у магазина есть долгая история, лояльная клиентская база и возможность помогать пострадавшим. Если бы этого не было, какой-нибудь маленький магазин такая ситуация могла бы просто сломать. Представьте: итак кризис, а тут еще и внезапно наваливается больше сотни недовольных покупателей с требованиями и угрозами. Потом, конечно, люди понимают, что к чему, но на объяснения и помощь уходит немало времени.


Если вам эта история показалось интересной, нажмите вверх, а как мы получим ответы из госорганов, я тогда напишу пост о том, какие меры сработали, а какие нет. Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Бизнес-юрист», там я пишу всякие полезные штуки для предпринимателей — разбираю ошибки и рассказываю, как не наступить на всякие грабли, которых в нашем законодательстве разбросано немало. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный, заходите, если интересно.


Сейчас адвокат ведет дело в полиции и прокуратуре, а я занимаюсь производством в антимонопольной службе. Кроме этого через Мосгорсуд мы в порядке эксперимента попробуем притянуть копирование наших водяных знаков с логотипом к нарушению авторских прав. Если это получится — мы заблокируем хотя бы домены с логотипом.

Показать полностью 6
2221

Выиграть суд и остаться в убытке на 46 000 рублей: занимательная история одного российского суда

Жил-был фотограф. Как-то раз один небольшой интернет-магазин скопировал пару его фотографий и опубликовал их на своем сайте, без разрешения. С сайта фотки просочились на несколько рекламных плакатов и флаеров магазина. Фотограф это дело увидел, расстроился и пошел в суд.


В суде он потребовал взыскать 200 000 рублей: по сто тысяч за каждую фотографию. Магазин и до суда был готов заплатить несколько десятков тысяч, но вот к требованию в двести штук жизнь его не готовила. Завязался судебный спор. И тогда никто не мог представить, что этот простой спор займет почти три года.


Суд имеет право уменьшать компенсацию по своему усмотрению. Человек может попросить хоть пять миллионов, но суд посмотрит на дело, на среднерыночные цены, заглянет в глаза участников и сам решит, какая компенсация будет справедливой. Так произошло и тут. Суд решил, что истцу хватит и 20 000 рублей.


Фотографу не хватило. Он пошел обжаловать решение суда в апелляцию. Там ему отказали. Третий суд, кассация, тоже сказала, что суды посчитали все разумно и справедливо. Двадцать тысяч — и ни копейкой больше.


Тогда фотограф решил взыскать с нарушителя свои расходы на суды — и снова пошел в суд.

Вот тут началась свистопляска, ради которой весь этот пост.


Суд шел почти три года. Юристы фотографа строчили документы стопками и ходили в десяток заседаний, доказательства нарушений искали частные детективы. В итоге фотограф заявил, что за три года он потратил на суды 470 000 рублей. Суды решили, что это перебор и приняли к расходам только 170 000 рублей. Но из этих 170 000 с ответчика взыскали только 17 000. Почему? Следите за руками.


Фотограф сначала требовал 200 000 рублей, а в итоге получил только 20 000. Получается, сказали суды, требования фотографа были обоснованными только на 10%. Поэтому расходы суд признает, но вместо 170 000 рублей, суд взыскивает с нарушителя в десять раз меньше: 17 000 рублей.


Дальше — круче. В новый суд идет уже ответчик, и тоже требует взыскать расходы. Да, взыскать расходы с победившего истца, вы все правильно поняли. Логика такая: раз требования фотографа признали только на 10%, то значит на 90% он был не прав. Вот пускай и компенсирует 90% расходов ответчика.


В новом суде ответчик заявляет, что потратил на суды 295 000 рублей. Из них суды признают только 92 000. И тут в деле вспоминают про Постановление Пленума Верховного суда:

«судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано»

В итоге суд взыскивает с фотографа в пользу нарушителя 90% его расходов на суды — 83 000 рублей. Занавес.


Арифметика трех лет судов:

+20 000 рублей компенсации

+17 000 рублей на возмещение судебных расходов

-83 000 рублей на компенсацию судебных расходов ответчика

Итог: 46 000 рублей убытка для стороны, которая выиграла суд.


Мораль? А нет ее, тут у каждого свое мнение обо всей этой истории. С одной стороны, нарушение не должно быть поводом наживаться на нарушителе, с другой стороны странно, когда победившая сторона остается в убытке. Но что есть, то есть, и лучше об этом знать.


Если вам такой разбор показался интересным, ставьте вверх, буду писать еще о всяком таком. Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Бизнес-юрист», там я пишу всякие полезные штуки для предпринимателей — разбираю ошибки и рассказываю, как не наступить на всякие грабли, которых в нашем законодательстве разбросано немало. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный.


Вот ссылка на судебное дело, если кому-то интересно почитать мотивацию судов и ссылки на законы. Только аккуратно — это у нас тут с вами один пост, а там только решений почти на сто страниц :)

Показать полностью
2963

Занимательная арифметика для любых переговоров

Звонит мне знакомый программист на днях.
— Слушай, мы тут нашли крутого заказчика в Британии, можешь мне срочно прямо сегодня сделать для него договор на английском языке? Ну там с приложениями, все дела.
— Ну, кхм, если бросить всё и заняться прямо сейчас, то могу.
— Ок, сколько времени и денег нужно?
— Четыре часа и десять тысяч рублей.
— Блин, долго и дорого чего-то, а можешь сделать за пять тыщ, но за два часа?


В общем, работа так и не состоялась, зато у меня появился универсальный ход для любых переговоров.

123

Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет

Итак, вы придумали гениальную бизнес-идею, которая несомненно принесет вам миллиарды. Запускать сам бизнес некогда: нужно срочно продавать франшизу. Я юрист по интеллектуальной собственности и сегодня расскажу о том, как насобирать паушальные взносы с доверчивых граждан и выйти сухим из воды.


Допустим, у вас уже готов Продающий Сайт. Идеальные мужчины с фотостока презентуют франшизу, которая должна окупиться за два месяца. Каждый экран трясется анимированными кнопками «заказать прямо сейчас» и расстреливает посетителя очередью всплывающих окошек. Тикающий таймер обратного отсчета отбивает последние часы финансового благополучия будущих франчайзи.


Прежде чем разбираться в том, как правильно оформить документы, чтобы не загреметь в тюрьму, убедимся, что у нас есть все, что нужно для пути к успеху за чужой счет.

Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет Франшиза, Бизнес, Юристы, Мошенничество, Длиннопост

Звучное название компании. Подойдет что-нибудь иностранное и внушительное в духе «Глобал что-то там». Нет, регистрировать это название как товарный знак в Роспатенте не нужно. Сам факт того, что господин, жаждущий обогащения, размышлял над выбором названия чуть больше десяти минут, создает исключительное монопольное право на этот бренд, а также гарантирует, что никто другой во всей стране не додумался до такого оригинального названия.


Продающая презентация. Чтобы доказать неоспоримую сверхдоходность франшизы, пускаем в ход тяжелую артиллерию — белых человечков на фоне растущих графиков. Тогда никто не заметит ошибки, опечатки и отсутствие фактов, белые человечки прикроют.

Цифры и факты — удел скучных ботаников, которым нет места в бизнесе. Вместо этого разбавим презентацию картинками с машинами, деньгами и часами, так веселее. Картинки возьмем в Гугле или из чужого инстаграма, от них не убудет.


Отзыв довольного франчайзи. Это задачка посложнее, но она вполне по силу будущему фавориту Форбс. Понадобится реквизит: пачка денег (не обязательно настоящих), машина (достаточно соседской) и сценарий хвалебной оды (подойдет отзыв с чужого сайта). Остается снять трясущимися руками вертикальное видео и все, социальное доказательство успеха готово.


Успешный инстаграм. Кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы: лич-ный-бренд. Используем подарочный сертификат на фотосессию трехлетней давности, разбавим фотографиями из семейных отпусков и успешная страница готова. Останется только закупить лайков: подойдут самые дешевые арабские фейки, которые будут восторгаться вашими успехами по 50 копеек за коммент. Cool bro!


Ну что ж, котомка с продающими презентациями заброшена за спину, нога занесена на путь к успеху, счет в банке жаждет паушальных взносов. Один вопрос: а вдруг посадят? Чтобы все прошло гладко, нам понадобится слабоумие и отвага, а также знание некоторых нюансов отечественного законодательства.


1. Заключаем с франчайзи договор на консультационные услуги

Гражданский кодекс предусматривает для франшизных отношений договор коммерческой концессии. Для этого договора нужно иметь зарегистрированный товарный знак, передавать его по договору, регистрировать передачу в Роспатенте, а потом контролировать качество продукции франчайзи, чтобы знак не аннулировали. В общем опять эти бюрократы понавыдумывали черт знает что.

Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет Франшиза, Бизнес, Юристы, Мошенничество, Длиннопост

Вместо громоздкой коммерческой концессии лучше просто заключить договор на консультационные услуги: быстро, регистрировать ничего не надо, ответственности никакой. А покупателю мы объясним это тем, что передаем наш многолетний опыт и сакральные знания, а значит оказываем ему консультации — образовательные услуги. Благодаря этому, если у франчайзи не взлетит бизнес, возвращать ему деньги не придется. Ну проконсультировал и проконсультировал.


2. Договор заключаем на чужого ИП

Нет смысла тратить 800 рублей на пошлину за регистрацию себя в качестве ИП. Реквизиты ИП нужны только для того, чтобы получить паушальный взнос и тут же его снять, поэтому можно просто стрельнуть реквизиты у знакомого. Как говорил Тони Роббинс: «Чем тратить 800 рублей на госпошлину, лучше купить 1500 лайков в инсте».


Когда покупатель франшизы спустя пару месяцев обнаружит, что остался без денег и без бизнеса, он побежит с нами судиться. Там выяснится, что договор фактически заключался с другим человеком, поэтому мы в этом деле станем ненадлежащим ответчиком и к ответственности нас не призовут. Судиться в итоге будут с ИП из договора. Если его найдут.


3. О гарантиях не писать, а если писать то размыто

На все вопросы о гарантиях можно отстреливаться цитатами из бизнес-пабликов ВКонтакте. Бизнес — это риск, а кто не рискует, тот не пьет, йоу. Если все-таки припрёт, то можно написать о гарантиях так, чтобы они внушительно звучали, но воспользоваться ими было нереально.

Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет Франшиза, Бизнес, Юристы, Мошенничество, Длиннопост

«Как складывать договоры? » — задача, достойная Перельмана. Может быть автор имеет в виду общую сумму гонораров, предусмотренную договорами, а может быть общее количество договоров. На тот случай, если речь все-таки о деньгах, можно наподписывать кучу левых договоров, речь-то идет только о заключенных договорах, а не об исполненных.


4. Не писать в договоре никаких точных данных

Бизнес — это подвижность. Большие неповоротливые акулы, маленькие юркие рыбки. Ты должен меняться каждый день. И договор — это рамки, которые только сдерживают. Если пишем про обучение — не прописываем его порядок. Пишем про выездные тренинги — не указываем их объем. Устанавливаем в договоре дополнительную плату — не пишем ни цену, ни формулу расчета.

Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет Франшиза, Бизнес, Юристы, Мошенничество, Длиннопост
Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет Франшиза, Бизнес, Юристы, Мошенничество, Длиннопост

Те обещания, которыми пышет наш продающий сайт, совсем не нужно раскрывать в договоре. Ведь сайт — это сайт, а договор — это договор. Договор это так, просто формальная бумажка для виду, ничего больше. А деньги, кстати, товарищи франчайзи, закидывайте на карту, ага. И в примечании напишите еще «возврат долга», а то сами знаете, какое у нас государство.


5. Передавайте в договоре непередаваемое

Франшизный договор — это одна из самых сложных юридических конструкций, поэтому мерзкие юристы отказываются делать его бесплатно. Но все знают, что если человек умеет читать слова длиннее семи букв, то он уже и сам себе неплохой юрист. Короче, скачиваем шаблон из интернета и дописываем туда свои представления о должном. Шаблонные фразы перемежаем словами из свежего сериала про американских юристов — час делов, договорчик готов.

Как кинуть франчайзи и не загреметь в суд: пошаговое пособие для тех, кто идет к успеху за чужой счет Франшиза, Бизнес, Юристы, Мошенничество, Длиннопост

Неважно, что для того, чтобы передать ноу-хау, нужно внедрить режим коммерческой тайны, подготовив кучу документов. Неважно, что брендбук нарисовал фрилансер без договора и права не передавались. Неважно, что товарный знак не зарегистрирован. Неважно, что деловая репутация не передается в принципе. Важно только стремление к успеху и вера в себя.


Товарный знак — это отдельная история. Кто-то тратит полгода и 50-60 тысяч рублей на регистрацию своего логотипа и названия в качестве товарного знака. Успешным франчайзерам это ни к чему. За полгода нужно будет насобирать денег и успеть пропасть, регистрировать товарный знак тут решительно некогда.


Когда потом выяснится, что наше название «Глобал что-то там» уже десять лет как занято другой компанией, то отдуваться за нарушение исключительного права на товарный знак и платить компенсации по 500-700 тысяч будут франчайзи, а не мы. Мы в это время где-то за пределами страны будем пить джус, не выходя из бассейна.

______________________________________


Да, у меня накипело. К сожалению, каждый абзац в этом посте основан на реальных событиях. На самом деле все это было бы смешно, если бы не было грустно. Каждую неделю-две я вычитываю очередной франшизный договор или разбираюсь в какой-нибудь франшизной истории. Порой мне показывают договоры, которые настолько расходятся с рекламой франшизы, что я просто диву даюсь. В общем, если мой пост поможет хотя бы одному человеку не попасть на удочку мошенников, то значит он написан не зря.


Возможно, вам пригодится мой маленький Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там нет ни рекламы, ни продвижения, просто я на досуге пишу истории из своей практики, разбираю юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь писать просто и понятно.


Если вы когда-нибудь сами или ваши знакомые сталкивались с подозрительными франшизами, напишите о них в комментариях. Я патентный поверенный РФ и у меня есть доступы к полным официальным базам товарных знаков и патентов, поэтому я могу посмотреть и рассказать, что там происходит на самом деле.
Показать полностью 6
3592

Как продавцы франшиз манипулируют подменой понятий

Пока модные предприниматели фоткаются с арендованными Ламборгини в Дубае, я занимаюсь проблемами, о которых не пишут в блогах про успешный успех. Я — юрист. Работаю только с бизнесом: товарные знаки, патенты, франшизы, договоры, споры, суды и всё такое.


Иногда ко мне приходят ребята с горящими глазами и приносят на проверку договор на покупку франшизы. Кажется, они не понимают, что почти во всех франшизах есть один большой подвох, о котором не принято говорить. Через меня прошло несколько десятков споров по франшизам, и похоже, что этот нюанс не так очевиден, как мне казалось.


Знаете, бывают такие люди, которым если пришла в голову очередная «сверхприбыльная» идея, то обратить их внимание на подводные камни новой затеи очень сложно. Наверняка и у вас есть такие знакомые.


Чтобы объяснить, в чём дело, я написал небольшой пятиминутный рассказ. Понимаю, что это непривычный формат для подобных историй, но что, если так и правда лучше, чем привычные занудные лонгриды с цитатами из законов?

_________________________

Тусклый свет настольной лампы освещал ювелирную мастерскую Мойши. Он сидел за столом и обдумывал план открытия такой же мастерской в соседнем городе. Перед ним лежал листок со списком:


Задачи:


Найти помещение под мастерскую (три месяца, 30 тысяч шекелей).

Поставить мебель и оборудование (90 тысяч шекелей).

Нанять управляющего (5000 шекелей).

Нанять трёх рабочих (10 тысяч шекелей в месяц).

Организовать рекламу в местных газетах (20 тысяч шекелей в месяц).

Похоже, что на запуск уйдёт не меньше 200 тысяч шекелей, почти полугодовой доход мастерской. Помимо расходов Мойшу пугали риски: если в другом городе дело не пойдёт, деньги улетят в трубу. Наёмный управляющий мог всё разворовать, рабочие могли распугать клиентуру, реклама могла не окупиться, да и мало ли вообще причин, по которым дело может прогореть.


Кроме того, по расчётам Мойши получалось, что как ни крути, придётся два-три месяца прожить в Хайфе, чтобы запустить мастерскую и поставить дело на поток.


Дверной колокольчик прервал раздумья. В мастерскую зашёл Абрам, старший брат и компаньон Мойши.


— Таки над чем вы так тяжело думаете, Мойша? — спросил он.


— Мой дорогой брат, наша мастерская последний год как будто замерла. Похоже, мы исчерпали весь рынок и нам некуда больше расти. Если мы хотим зарабатывать больше, нам нужно открыть филиал мастерской в соседнем городе.


— И в чём вы таки видите здесь сложности?


— Нам нужно потратить кучу денег и прожить в Хайфе минимум три месяца, чтобы наладить дело. Если у нас не получится, мы останемся без денег и с множеством ненужных вещей. При этом, даже если всё пойдёт в гору, я не представляю, как сделать так, чтобы местный управляющий не проводил заказы мимо кассы, а рабочие не воровали.


— Мойша, вы смотрите на дело с неправильной стороны, — усмехнулся Абрам. — Я могу сделать так, чтобы этот ваш местный управляющий потратил собственные деньги на открытие нашей мастерской, сам купил оборудование и нанял рабочих, сам сделал нам рекламу и сам следил за тем, чтобы у нас не воровали. Риски он тоже возьмёт на себя.


— Ну что вы такое говорите, Абрам, это невозможно, — устало ответил Мойша. — Вам придётся обыскать весь мир, чтобы найти такого глупца.


— Мой дорогой Мойша, нам совершенно не нужен глупец, скорее наоборот. Нам нужен смекалистый и расторопный гой, который поверит в наше дело. Нам нужно просто подобрать правильные слова. Прежде всего, мы не будем называть его «местным управляющим» и «региональным директором». Вместо этого мы назовём его «предпринимателем», сейчас это в моде. Такое звание вселит в него ощущение, будто он действует в собственных интересах, а именно это нам и нужно больше всего. Нашу мастерскую в другом городе мы назовём «бизнесом», а затраты на открытие — «инвестициями». Вкладывать деньги, конечно, будет он, свежеиспеченный предприниматель, ведь это будет его собственный «бизнес», — улыбнулся Абрам. — А взамен мы будем называть его не «работником», а «партнёром». Должностные обязанности наёмного управляющего мы впишем в условия «партнёрского договора», так что делать он будет всё то же самое, только за свои деньги и под свою ответственность. Каждый месяц он будет платить нам за право работать с нами, это мы назовём «роялти». Сам же вместо зарплаты он будет получать «прибыль». Изначально мы просчитаем систему так, чтобы наш «предприниматель» зарабатывал примерно столько же, сколько мы платили бы наёмному местному управляющему. Иногда меньше, иногда больше, но это же «бизнес», — ухмыльнулся Абрам, — а если дело не пойдёт, то мы не будем платить зарплату ни ему, ни его рабочим. Вместо этого мы скажем, что бизнес — это всегда риск. Крах дела спишем на его неопытность. Вина будет за ним, поэтому он не станет требовать от нас компенсации потерянного. Наша задача только в том, чтобы рассказать ему, как вести наши дела. При этом мы скроем от него некоторые детали, чтобы он не смог работать без нас. И да, он сам приедет к нам ради этого из Хайфы, нам ехать к нему не придётся. Чтобы он не раскрыл наш план, мы назовём это каким-нибудь умным словом, пускай это будет «франшиза».


Мойша перевёл взгляд на исписанные листы, на Абрама и снова на листы. План Абрама решал все задачи одним махом. Он казался превосходным, просто идеальным.


— Мойша, я ещё не закончил, а вы уже выглядите удивлённым, — посмеялся Абрам, — так вот, кроме всего, мы сделаем так, что наш гой-предприниматель ещё и приплатит нам сверху приличные деньги ещё до того, как начнёт что-то «зарабатывать».


— А это как же вы назовёте? — Мойша встал из-за стола и взялся за голову.


— «Паушальный взнос», — ответил Абрам.


Через неделю в газете «Вестник Хайфы» блестело свежее объявление:


«Продаётся франшиза известной ювелирной мастерской “Мойша, Абрам и партнёры”! Станьте предпринимателем и откройте свой бизнес по отработанной методике! Гарантированная прибыль от 10 тысяч шекелей в месяц! Только одна франшиза на весь город, успейте раньше других! Хватит ждать, начните зарабатывать прямо сейчас!».


Тираж газеты ещё не успел уйти с прилавков, а телефон в мастерской Абрама и Мойши уже разрывался от звонков.

_________________________

Это был экспериментальный пост, поэтому мне особенно важно ваше мнение: как думаете, стоит продолжать? На vс.ru вроде вчера зашло, вот подумал, что вдруг родному Пикабу такие дела тоже будут интересны, как думаете? Не только же мне по клавиатурам стрелять из дробовиков))

Тем временем мои прошлые статьи в более привычном формате в сумме собрали почти 20 тысяч читателей:

«Что недоговаривают юристы при регистрации товарных знаков».

«Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд».


Я сам не ожидал, что статьи привлекут такой интерес аудитории, поэтому я проникся и запилил отдельный Telegram-канал «Бизнес-юрист» (@bchlaw). Там буду разбирать ошибки предпринимателей, которые обращались ко мне. Возможно, это поможет кому-то из читателей не наступить на чужие грабли и сэкономить деньги, время и нервы.


Меня раздражают публикации о бизнесе с копипастой из пластмассовых американских книжек, тривиальными советами и цитатами законов на лист А4. Вместо этого я лучше расскажу о том, что происходит в реальной жизни — откуда берутся проблемы обычных русских предпринимателей и небольших компаний, как эти проблемы решаются и как бы в них вообще не вляпаться.


У меня нет подручных копирайтеров, продвигальщиков или ещё кого-то, если честно, даже не разбираюсь особо, как работает продвижение в Telegram. Зато у меня есть истории и опыт, о котором почему-то обычно не рассказывают. Давайте, в общем, попробую запуститься и в Telegram, а там посмотрим. Вчера утром у меня было уже целых три подписчика, сегодня чуть больше :)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!