JosefK

Топовый автор
Юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ. Товарные знаки, патенты, авторские права — это моя профессия. https://t.me/bchlaw
На Пикабу
Дата рождения: 6 января
ArtemRut AntSergB
AntSergB и еще 8 донатеров
в топе авторов на 91 месте
373К рейтинг 8208 подписчиков 17 подписок 158 постов 151 в горячем
Награды:
самый сохраняемый пост недели самый сохраняемый пост недели лучший длиннопост недели самый сохраняемый пост недели самый сохраняемый пост недели лучший длиннопост недели 5 лет на Пикабу самый комментируемый пост недели лучший длиннопост недели более 1000 подписчиков
4187
Специфический юмор

Пять самых забавных находок недели в реестрах Роспатента

Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте.

Иногда в госреестрах вижу логотипы, которые так и хочется скинуть коллегам в чатик. Показываю лучшие находки этой недели.

Что изображено на этом логотипе:
Всего голосов:
Роспатент одобрил регистрацию этого логотипа и не посчитал его аморальным

Роспатент одобрил регистрацию этого логотипа и не посчитал его аморальным

А этот лого зарегистрировали как бренд посуды:

Похоже, зумеры изобрели свое слово для обозначения паломничества:

Сейчас «Монастыринг» проходит экспертизу в Роспатенте. Бренд хотят зарегистрировать для какого-то шоу.

Как думаете, какое решение должен вынести Роспатент по этой заявке?
Всего голосов:

Казалось бы, под таким названием должна продаваться парфюмерия или алкоголь, но это бренд одежды:

А как думаете, что продается под этим брендом?

Правильный ответ: вино

Если забавно — поставьте лайк посту, поищу еще разных таких штук)

Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда и можно ли сделать так, чтобы об этом никто не узнал — заходите, если интересно.

Показать полностью 5 1
3753
Юризм

Наконец-то! Государство впервые начинает наказывать «звонарей», которые воруют ваши телефонные номера2

Как так получается, что ты заходишь на сайт компании, нигде не оставляешь свой номер, а тебе потом начинают названивать по этой теме?

Как так получается, что ты разговариваешь с одной компанией по телефону, а потом тебе следом звонят еще три другие компании с какими-то дурацкими предложениями по этому вопросу?

Мне пришлось провести целое расследование, чтобы раскрыть этот схематоз. Было много интересного: контрольная закупка, ловля на живца, и даже обращение в Госдуму.

Когда я узнал, как все работает, первая моя реакция была «А что, так можно было?». Оказывается можно. Хотя я тоже сначала не поверил.

От схемы с «перехватом лидов» через сотовых операторов второй год страдают компании и их клиенты. Год назад я рассказывал у нас на Пикабу, как всё это оказалось устроено. И только сейчас мы наконец впервые получили решение Антимонопольной службы на тему этой дряни.

Как это было, что нового и как бороться — давайте расскажу. Только сначала напомню суть этой мерзкой схемы.

«Продажа лидов»: что за схематоз вообще такой

Представьте ситуацию:

— ты ищешь в интернете какой-нибудь товар, например, пластиковые окна. Заходишь на сайты разных компаний

— на сайте одной из компаний оставляешь заявку, чтобы тебе перезвонили и посчитали цену-сроки

— тебе звонят из этой компании, вы общаетесь, все нормально. Кладете трубку

— тут следом тебе внезапно начинают названивать другие продавцы пластиковых окон

Знакомо?

Еще давно маркетологи с нетрадиционной рекламной ориентацией придумали такие специальные виджеты на сайт — они позволяют видеть, кто заходил на их сайт и дернуть из cookie-файлов номер телефона человека, который его не оставлял, чтобы потом названивать. Тут ничего нового нет.

Но вот в последние пару лет технологии говнорекламы шагнули вперед.

Теперь даже необязательно заходить на чей-то сайт, чтобы получить нежелательный звонок непонятно от кого.

Работает эта дрянь так: ты открываешь сайт пластиковых окон, а сотовый оператор за деньги передает другому продавцу пластиковых окон информацию о том, что ты интересовался пластиковыми окнами. А вместе с ней — и твой номер телефона.

Казалось бы, дно говнорекламы пробито. Но потом со дна постучали, а точнее — позвонили

Помимо заходов на сайт, операторы сотовой связи и их посредники с услугами по «продаже лидов» стали сливать информацию еще и о звонках.

Как это выглядит в жизни для обычного человека:

— ты разговариваешь со своим знакомым, он рекомендует тебе обратиться к какому-нибудь конкретному врачу, например, хирургу

— ты не заходишь ни на какие сайты, ничего не ищешь по этой теме в интернете

— просто звонишь врачу по номеру телефона, который тебе продиктовал знакомый

— после твоего звонка тебе начинают названивать колл-центры каких-то мутных клиник со своими «выгодными предложениями» и «акциями»

Ну не жесть ли?

А теперь еще представьте, как выглядит ситуация глазами предпринимателя:

— ты работаешь, вкладываешься в сайт, в рекламу, годами работаешь на портфолио и репутацию

— тебе звонят люди, которые приходят к тебе по рекомендации и хотят поработать именно с тобой

— после вашего общения людям начинают названивать какие-то непонятные мудаки со своими «выгодными предложениями», которые непонятно откуда знают, какой темой интересовался человек

— клиент посылает мудаков на три буквы, а потом звонит тебе с вопросами «почему вы сливаете данные» и «похоже, у вас завелась крыса»

Как вы понимаете, ни одна нормальная компания не будет заниматься такой ерундой с «прозвоном».

Вам когда-нибудь продавали что-то хорошее через спамный звонок? Вот и мне нет. Заходишь почитать отзывы на контору таких звонарей — а там портал в ад.

Как вы относитесь к таким звонкам?
Всего голосов:

Откуда растут ноги схематоза с продажей лидов

Я сам юрист, патентный поверенный. Мы с коллегами из нашей компании занимаемся интеллектуальной собственностью — помогаем предпринимателям и компаниям регистрировать товарные знаки, получать патенты, и защищать свои права в судах.

Работаем уже десять лет, поэтому многие обращаются к нам по рекомендациям.

Когда я сам стал получать первые вопросы от людей на тему «я только с вами общался, а мне тут начали названивать какие-то уроды», я решил разобраться, откуда берутся такие звонки.

Мне пришлось провести целое расследование: контрольную закупку, встречу с мошенниками и так далее.

По итогу выяснилось, что первый уровень схемы — это конторы по «продаже лидов». Мутненькие сайты, которые предлагают покупать информацию о том, кто звонил конкурентам и заходил на их сайты.

Но позже выяснилось, что мутные конторы оказались лишь посредниками. А стоят за всем этим спамом сотовые операторы.

Сервисы «МТС Маркетолог», «Мегафон Таргет» — это те самые сервисы, которые позволяют безнаказанно получать информацию о том, кто звонил вам и кому звонили вы.

Слив номеров упакован в сервис:

А вот дальше информацию от сотовых операторов перепродают разные компании, как например ООО «БИГДАТА», печально известная уголовными делами, инициированными покупателями их франшизы.

Обращение в Госдуму: слив телефонных номеров — это угроза общественной безопасности

От схематоза со сливом номеров страдают предприниматели, компании и их клиенты.

Но это еще не всё. Самая жесть в другом.

Вся эта «система» никак не ограничивает выбор номеров для отслеживания. На мониторинг можно поставить абсолютно любые номера.

Собрать номера всех, кому звонили из военкомата?

Поставить на мониторинг номера полиции?

Выяснить, с каких номеров звонили волонтерам СВО?

Можно представить, что с помощью этого «сервиса» творят мошенники. А если речь идет не просто о мошенниках, а о недоброжелателях из других стран?

В общем, мне надоела вся эта гадость и я написал обращение в Госдуму.

Госдума передала это дело Роскомнадзору, а Роскомнадзор взаимодействует с Антимонопольной службой.

А разве это вообще законно? Как отбрехивались спамеры раньше

До текущего момента звонари считали, что не нарушают закон.

Логика у них была такая: мол, сам по себе номер телефона — это не персданные, да и вообще сотовый оператор передает не сами номера, а некие «хеши» в своем личном кабинете. Эти хеши позволяют связаться с человеком, не видя его номер телефона.

А если, мол, считать хеш или номер телефона персональными данными, то звонари отсылались к согласию на обработку персданных.

Мол, когда ты покупаешь симку или регистрируешься в каком-то сервисе, ты даешь согласие на «передачу данных третьим лицам в рекламных целях». Ну а дальше типа твои данные совершенно законно идут по рукам всяких говнорекламщиков.

Случай, который меняет всё: почему звонарей теперь будут серьезно штрафовать

История развивалась по уже знакомой вам кальке. Человек позвонил нам по вопросу регистрации товарного знака — нужно было проверить название по реестрам Роспатента и зарегистрировать бренд.

Дальше ему начали названивать разные мутные конторы — чёртовы звонари.

Только вот нюанс: к хорошим патентным поверенным люди обращаются именно по рекомендациям. Доверять свои бренды и разработки черт знает кому — так себе история, можно остаться и без бренда, и без денег. Нормальные компании так названивать не будут.

Разговор с этими звонарями записали. Запись и расшифровка незатейливого разговора вместе с заявлением были отправлены в Антимонопольную службу.

Второй звонок был поподробнее.

Антимонопольная служба рассмотрела заявление и вынесла решение:

Суть решения: звонки признаны незаконными, их нужно прекратить, и дальше ФАС разберется, на какую сумму штрафовать звонарей.

Им вменяют нарушение ст. 14.3 КоАП РФ — это штраф от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Но главное тут сейчас даже не сумма и не конкретная история, а то, что эту схему наконец-то признали незаконной.

Как Антимонопольная служба в пух и прах разносит схему «продажи лидов» и объявляет её вне закона

По сути, мы сейчас с вами видим первые решения, где государство четко говорит: названивать человеку таким образом нельзя.

Вот ключевые аргументы из решений ФАС.

Подобный звонок является рекламным. Есть объект рекламирования, есть цель в привлечении внимания к этому объекту — значит это реклама, а не «просто спросить».

У того, кто звонит, должно быть согласие на звонок. Если человек говорит, что не давал согласия на получение рекламы, а у звонаря из доводов только «ну ээ бээ нам партнеры номер передали вы им давали» — ФАС считает, что согласия нет.

Несогласованный рекламный звонок — это ненадлежащая реклама. За такое нарушение наказывают штрафом.

Ответственность за ненадлежащую рекламу несет «рекламораспространитель». ФАС проверяет, кому принадлежит телефонный номер, с которого прошел рекламный звонок. Если он принадлежит самой конторе — штрафуют контору, если посредникам по «продаже лидов» — штрафуют их.

Отдельно ФАС обращает внимание на очень интересный момент: согласие на получение рекламы действует только в отношении конкретного распространителя.

Это значит, что все вот эти «партнеры передали» и «где-то там согласие подписал на передачу третьим лицам» идут лесом.

Что значит для нас с вами

Если вас задолбали спамеры со своими звонками, теперь есть способ их наказать.

Для этого нужно записать звонок и обратиться в Антимонопольную службу. Суть заявления — требуем признать рекламу ненадлежащей, прекратить нарушение и привлечь к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.

Где физически находятся звонари — все равно, заявление подается по месту жительства получателя звонка.

Что ж, начало хорошее. Дальше будем смотреть, на какие суммы конкретно будут штрафовать спамеров и какая практика будет в разных регионах нашей страны.

Если вас тоже бесят спамные звонки — лайкните этот пост, будем бороться с этой пакостью вместе.

Вообще я юрист по интеллектуальным правам — товарные знаки, патенты, все такое. Но тут приходится заниматься вопросом персональных данных.

Если вам интересно, чем закончится эта история, получится победить спамеров или нет — можете подписаться на мой тг-канал «Клуб правообладателей». Вообще это канал с моими заметками для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Но теперь буду рассказывать в канале еще и про это, надо же как-то с этим справиться. Ну а там посмотрите, может и канал мой вам пригодится, там много чего полезного публиковал — недавно вон целую методичку запилил по компенсациям и штрафам, кто на чем ошибается и как не влететь.

Если вы сталкивались с такой историей — расскажите, что у вас было? Как-то удалось с этим справиться?

Показать полностью 9 1
277
Юризм
Серия Истории из практики: интеллектуальные права

Самая частая и фатальная ошибка тех, кто что-то создает

На первый взгляд может показаться, что патенты — это история про какие-то супер-прорывные инновации. Лазерный двигатель, вакцина от всех болезней, или суперкомпьютер — не меньше.

На самом деле многие патенты — это небольшие, но важные улучшения существующих технологий. Какая-нибудь зубная щетка с встроенной подачей пасты или полотенце с магнитной клипсой тоже может стать запатентованным решением.

Даже если вы не профессиональный ученый, возможно вы тоже когда-нибудь придумаете какую-то клёвую штуку и подумаете «А может запатентовать?».

И вот здесь многие люди совершают одну и ту же ошибку. Патенты бывают разные, а самая распространенная ошибка — одна.

Я патентный поверенный, юрист именно по таким делам. И когда я рассказываю о патентах на вебинарах или вживую, у меня на презентации всегда есть вот такой вот слайд:

Самая частая и фатальная ошибка тех, кто что-то создает

Почему так? Да потому что обжигаются на этом многие.

На первый взгляд слайд может оказаться не очень понятным. Но это важный опыт, поэтому давайте расскажу подробнее. А заодно разберем, что такое «авторская льгота» и как её увеличили в этом году.

Типичная история, как человек теряет свою разработку и деньги

Человек придумал что-то новое. Например, какую-то техническую штуку или дизайн продукта. Что дальше обычно происходит?

Придумал — надо сделать опытный образец. Сделал, работает. Клёво, надо попробовать продавать.

Дальше летит тестовый сайт, а то и лот на маркетплейс. Стартуют первые продажи. Производство идет на поток. Реклама, выставки, все дела.

Спустя год-два-три появляются конкуренты. Они копируют эту штуку, начинают продавать тоже самое. У нашего автора продажи падают — ну или растут не так бодро, как хотелось бы.

Возникает мысль — а может запатентовать? Получить патент, запретить конкурентам копировать, а может и взыскать с них компенсацию. Звучит отлично.

Только вот уже поздно.

Всё. Допущена фатальная ошибка.

Автор не знал главного: Роспатент может отказать в выдаче патента из-за собственной публикации самого автора

Когда мы подаем в Роспатент заявку на изобретение или дизайн (промобразец), Роспатент проводит экспертизу. Один из главных вопросов — является ли эта штука из заявки новой.

Новизну проверяют по всем доступным публикациям в мире. И речь не только патенты. Это еще и публикации в любой прессе, по всему интернету, в том числе даже посты в соцсетях и лоты на маркетплейсах.

И вот представьте: эксперт находит публикацию, которая сделана еще до подачи патентной заявки. В этой публикации раскрыта ровно та штуковина, которую хочет запатентовать наш заявитель.

Что должен сделать эксперт Роспатента? Отказать в выдаче патента.

Даже если эту публикацию сделал сам автор — это ничего ровным счетом не меняет.

Решение в патентной заявке же не новое, получается. Заявку подали на то, что уже давно раскрыто и опубликовано. Отказать.

Надеяться, что эксперт ничего не найдет, не стоит. Например, мне однажды так ссылались на диссертацию студента из Перу (хотя казалось бы, где они вообще ее только достали).

Из этого правила есть только одно исключение — в народе его называют «авторская льгота».

Смысл такой: если публикация и правда сделана самим автором/заявителем, то есть специальный срок, в течение которого автор все-таки может еще подать заявку и не словить отказ.

По дизайнерским решениям этот срок — год. По техническим решениям (изобретения и полезные модели) — раньше был полгода, а теперь тоже год. Буквально пару месяцев назад изменение закона вступило в силу. (п. 4. ст. 1352 ГК РФ, п.3 ст. 1350 ГК РФ).

Применить авторскую льготу — не самая простая история. Например, доказать кем именно сделана публикация надо еще постараться.

Короче, мораль: сначала патентная заявка, а потом уже публикации, реклама и прочие радости жизни.

А если очень хочется попробовать сначала попродавать, то учитывайте дедлайны на патентование — год с момента первой публикации. Если это упустить — считайте, что подарили свою разработку конкурентам.

Конечно, если очень нужно получить патент, то можно крепко удушиться с экспертизой Роспатента на тему реальных дат публикаций, полноты раскрытия решения и прочих занимательных вещей. Иногда это дает свои плоды. Но лучше до этого не доводить.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

И еще нюанс — по товарным знакам (брендам) никаких авторских льгот вообще нет.

«Я придумал это название раньше» и «я первый свой сайт так назвал» почти никогда не помогают. Но это уже другая история.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме

@bchlf

Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

________________________________

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

Сначала они требовали с нас 200 000 рублей, потом 5 000 000, а на суде смеялись нам в лицо

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

Просто жесть: что было в конверте, который пришел нам из украинского суда

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

Показать полностью 1
881
Специфический юмор

Пять самых забавных находок недели в реестрах Роспатента

Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте.

Иногда в госреестрах вижу логотипы, которые так и хочется скинуть коллегам в чатик. Показываю лучшие находки этой недели.

Логотип кофейни от идейных последователей «ЁбиДоёби»:

Скорее всего Роспатент откажет в регистрации — название слишком аморально

Скорее всего Роспатент откажет в регистрации — название слишком аморально

А это хлебобулочный комбинат пытается присоседиться к модным трендам:

Кто-то: «шаурма» или «шаверма»
Тем временем в Роспатенте:

Судя по сайту компании, там уже не только «шоурму» продают во всю, но и даже франшизы шоу-рмичных

Судя по сайту компании, там уже не только «шоурму» продают во всю, но и даже франшизы шоу-рмичных

А этот магазин модной оптики со смелым названием вы могли видеть в Москве:

Магазин подается как не просто магазин, а fashion concept store. Какой fabric, какие details!

Магазин подается как не просто магазин, а fashion concept store. Какой fabric, какие details!

Если вы уже сто раз видели «Слепую курицу» и ничего нового для вас тут нет, то тогда держите первый логотип «Слепой курицы» — он был не настолько модным

Это бренд клининговой компании:

Судя по всему, идейные последователи фигуранта одной из прошлых подборок:

Если забавно — поставьте лайк посту, поищу еще разных таких штук)

Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда и можно ли сделать так, чтобы об этом никто не узнал — заходите, если интересно.

Показать полностью 6
552
Специфический юмор

Пять самых забавных находок недели в реестрах Роспатента

Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте.

Иногда в госреестрах вижу логотипы, которые так и хочется скинуть коллегам в чатик. Показываю лучшие находки этой недели.

Как думаете, кто автор?

Конечно, это от «Ёбидоеби». Новый бренд на рынок выводят, видимо.

К слову, в регистрации самого «Ёбидоеби» Роспатент отказал, посчитали слишком аморальным.

В тему «И точки» помнятся мне такие заявки:

Ароматочка, Арома Точка, или всё же Аромат…

А тут уже у кого-то черный юмор — реальная регистрация бренда похоронного бюро:

А этой пародии на «фикспрайс» отказали в регистрации:

А вообще этих заявок на «… — и точка» — сотни.

Дело в том, что когда маркетологи «Вкусно — и точка» придумывали это название, они то ли просчитались, то ли не посоветовались с юристами и не проверили название…

Короче, эти маркетологи оказались далеко не первыми, кто придумал название «… и точка».

Еще в 2019 году предприниматель из Владивостока зарегистрировал для своего кафе название «Еда — и точка».

И когда бывший Мак пришел в Роспатент с заявкой на регистрацию «Вкусно — и точка», Роспатент оказался перед выбором:

1) решить, что «Вкусно — и точка» слишком похоже на существующий «Еда-и точка!» и отказать в регистрации «Вкусно — и точка». Тогда всей сети пришлось бы менять название с «Вкусно — и точка» на какое-то другое

2) решить, что «Вкусно — и точка» не похоже на «Еда-и точка!» и зарегистрировать «Вкусно — и точка». Такая регистрация открыла бы дорогу куче других брендов с названием «… и точка»

В итоге Роспатент решил пойти по второму пути. Порешали, что названия «Еда-и точка!» и «Вкусно — и точка» достаточно сильно отличаются.

Вот так и получилось, что теперь все подряд регистрируют на себя «что-то там — и точка» и никто им это особо не запретит.

Если забавно — поставьте лайк посту, поищу еще разных таких штук)

Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда и можно ли сделать так, чтобы об этом никто не узнал — заходите, если интересно.

Показать полностью 6
1250
Серия Истории из практики: интеллектуальные права

По всей стране началось: Роскомнадзор приступил к проверкам и начал рассылать первые требования по новым законам5

Наверняка вы слышали про очередные изменения в законах по части персданных. С 1 сентября ввели кучу новых правил и повысили штрафы — местами до 15 000 000 рублей.

Это коснулось вообще всех предпринимателей и все компании. Если у тебя есть свой сайт — ты с 99% вероятностью уже «оператор персданных».

Штош. Вот мне как юристу и приехало первое «письмо счастья» из Роскомнадзора.

Ситуация: студия растяжки, Тюмень. Никто из клиентов никуда не жаловался. РКН провел «проверочное мероприятие» чисто по своей инициативе. По итогу прислал крайне занимательные требования.

Конечно, РКН местами удивил так удивил.

Давайте покажу, что напроверял РКН, на что они обращают внимание и как не попасть на новые штрафы. Сначала кратко напомню детали изменений, а потом покажу конкретное предписание.

Изменения в законах по части персданных коснулись практически всех

Проверьте себя:

— Есть форма обратной связи на сайте?
— Собираете заявки через соцсети?
— Ведете базу клиентов в CRM?
— Работаете с юрлицами (записываете ФИО контактных лиц)?
— Используете Google Analytics или Яндекс.Метрику?

Если ответ хотя бы на один вопрос «да» — значит эта история касается и вас.

А использование гугл-аналитики, к слову, по нынешним меркам — трансграничная передача персданных в недружественную страну. Если еще не отключали — отключите.

За что теперь штрафуют: конкретные суммы

Персональные данные — это любая информация, по которой можно определить человека. ФИО, телефон, email. Если их обработка идет неправильно, этого уже достаточно для штрафа (ст. 13.11 КоАП РФ).

100-300 тысяч рублей — за неуведомление Роскомнадзора о начале обработки. Да, теперь нужно официально уведомлять власти, что наш сайт собирает контакты.

100-300 тысяч рублей — за сбор данных без согласия пользователя или за избыточный сбор. Например, на сайте нет правильной галочки для выражения согласия на обработку персданных, или документы по персданным составлены неверно.

1 000 000 - 15 000 000 рублей — за утечку персональных данных. Сумма зависит от масштаба утечки

Первая «ласточка» — Роскомнадзор проверил сайт предпринимателя и выдал предписание

Раньше мы читали новые изменения в законах и только предполагали, как Роскомнадзор будет их применять.

Сейчас Роскомнадзор запустил проверки предпринимателей и начал выдавать требования по устранению нарушений.

Одно из первых требований получил предприниматель из Тюмени. У него студия растяжки. У студии есть обычный сайт-лендинг, через который собирают заявки от клиентов.

Никто никуда не жаловался: Роскомнадзор провел проверку сайта по своей инициативе и прислал «письмо счастья».

Давайте посмотрим, на что указал Роскомнадзор, чем могут обернуться найденные нарушения и как их устранить, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Расскажу обо всех пунктах, которые отметил РКН и покажу скриншоты из этого документа.

На сайте нет «галочки» для того, чтобы пользователь подтвердил согласие на обработку персданных

По закону предприниматель должен ознакомить посетителя сайта с политикой по персданным и получить согласие. На практике чаще всего на сайтах делают так:

  • под кнопкой «оставить заявку» просто ставят ссылки на эти документы

  • ставят ссылки и галочку «ознакомлен», которая по умолчанию уже стоит

  • ставят ссылки и галочку «ознакомлен», но чтобы заявка отправилась, на галочку нужно кликнуть

Как я рассказывал в прошлых обзорах, варианты «просто ссылки» и даже «предустановленная галочка» — это не является правильным подтверждением согласия.

Роскомнадзор считает, что посетитель сайта, который оставляет заявку, должен иметь возможность вручную ставить галочку, подтверждающую согласие.

Вот как это выглядит не просто в теории и законах, а в требовании Роскомнадзора:

Если на сайте стоит Яндекс.Метрика, то нужно уведомлять посетителей о ее использовании и получать на это согласие

Как показала практика, Роскомнадзор действительно вычитывает документы по обработки персданных на сайте.

В этом случае Роскомнадзор не увидел в документах положений об использовании Яндекс-Метрики. А они там должны были быть.

Роскомнадзор проверяет содержание политики обработки персданных

Условия в политике по персданным не должны идти вразрез с тем, что написано в текущей редакции наших законов.

В этом случае Роскомнадзор обратил внимание на неправильно установленный срок обработки персданных:

Роскомнадзор проверяет фотографии сотрудников

На сайте студии растяжки есть фотографии тренеров. И Роскомнадзор посчитал, что раз фотографии это тоже персданные, то предприниматель должен подтвердить, что его тренеры давали согласие на их использование.

При этом Роскомнадзор указал, что на сайте нет ни подтверждения наличия согласия от тренеров, ни запрета третьим лицам использовать эти фотографии.

Роскомнадзор проверяет, уведомлял ли предприниматель об обработке персданных

У Роскомнадзора есть специальный Реестр операторов, осуществляющих обработку персданных.

По сути, сейчас каждый предприниматель должен уведомить Роскомнадзор об обработке этих самых данных. В противном случае — штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

Как показывает практика, Роскомнадзор действительно проверяет, подавал ли предприниматель такое уведомление или нет:

Чем может обернуться такое требование

На исполнение требований Роскомнадзор дает всего 10 рабочих дней. За это время нужно успеть внести все правки в сайт и документы, и уведомить об этом РКН.

Несвоевременное исправление — штраф до 90 тысяч рублей по п.5. ст 13.11 КоАП РФ.

При этом далеко не факт, что даже выполнив требования Роскомнадзора предприниматель не получит штрафов за выявленные нарушения.

Ведь факт нарушения выявлен и он уже состоялся. Нельзя исключать вероятность того, что за первым требованием придет второе.

Поэтому имеет смысл проверить себя заранее, чтобы не получать такие требования вовсе.

Что должно быть на сайте: 4 обязательных элемента

1. Политика обработки персональных данных

Документ должен содержать:

  • общие цели;

  • цели сбора персональных данных;

  • правовые основания обработки персональных данных

  • объем и категории обрабатываемых данных, категории субъектов персональных данных;

  • порядок и условия обработки персональных данных;

  • актуализация, исправление, удаление и уничтожение данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.

2. Согласие на обработку персональных данных

Отдельный документ. Это письменное подтверждение, что человек готов передать свои данные.

3. Правильные чекбоксы под всеми формами

Раньше все ставили «Отправляя заявку, вы соглашаетесь...». Теперь так нельзя.

Как должно быть:

  • Отдельная галочка под каждой формой

  • Галочка НЕ проставлена по умолчанию

  • Без галочки форму отправить невозможно

  • В тексте ссылки на политику и согласие

4. Уведомление об использовании cookies

Всплывающее окно о том, что сайт использует куки для аналитики и улучшения работы.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если нужно проверить ваш сайт по части персданных — напишите мне в телеграм. Заодно проверим по части товарных знаков — там тоже компенсации до 10 миллионов рублей увеличивают.


Писать сюда:
@bchlf

Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

________________________________

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

Сначала они требовали с нас 200 000 рублей, потом 5 000 000, а на суде смеялись нам в лицо

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

Просто жесть: что было в конверте, который пришел нам из украинского суда

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

Показать полностью 7
9061
Специфический юмор

ООО «Бнал», ООО «Тъебись» и ООО «ЧКО»: ТОП самых забавных названий российских ОООшек2

Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте.

Наверняка вы видели мои посты с разными забавными названиями и логотипами из Роспатента.

Сегодня давайте покажу свою подборку самых занимательных названий ОООшек. Погнали.

ООО «ЧКО»

ООО «Бнал»

ООО «Боже какой мужчина»

Я же дотошный юрист — поэтому я проверил название каждой ОООшки по реестрам. Да, это все реально существующие компании.

ООО «Май гад» — их таких даже не одна:

Несколько компаний с одиозными названиями уже успели поменять свои имена. Но интернет все помнит:

Проверил все названия с этой картинки — да, все компании с такими названиями правда есть.

А вот ООО «Тъебись», кстати, нет. Зато есть ООО «Тсталь»:

Это тоже реальное название компании:

И это тоже настоящее:

А вот компанию с таким названием открыть не дадут:

Ну и напоследок — самое длинное название, которое я видел:

Если забавно — поставьте лайк посту, поищу еще разных таких штук)

Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда, почему в Роспатент хлынули заявки на регистрацию брендов для свингерских вечеринок, и как не попасть на повышение госпошлин. Заходите, если интересно.

Показать полностью 19
91
Юризм
Серия Истории из практики: интеллектуальные права

Новое Постановление Правительства: пошлины за регистрацию товарных знаков в Роспатент вырастают в десятки раз — но не для всех

Возможно, у вас или вашего знакомого когда-нибудь появится какое-то собственное дело — а может и уже есть.

Если ваше название будет хоть немного оригинальнее, чем «Шаурма» для шаурмы или «Кафе» для кафе, то рано или поздно вы придете к регистрации своего бренда в Роспатенте.

Только вот теперь стать владельцем бренда станет в разы дороже — если не знать, где и как можно сэкономить.

В минувшую пятницу внезапно вышло новое Постановление Правительства. И вступает оно в силу уже на этой неделе.

Я юрист по товарным знакам, поэтому пришлось разобраться во всех деталях. Давайте сначала расскажу в двух словах о том, как вообще работают товарные знаки, а затем покажу ключевые изменения по пошлинам:

  • что происходит

  • кого касается

  • как сэкономить

  • как вообще все это повлияет на нас с вами

Коротко: как сегодня работают товарные знаки в России

Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.

Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.

Сегодня в России уже больше 950 000 товарных знаков, а каждый год на регистрацию подают еще около 140 тысяч новых брендов. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Санкции за использование чужого бренда немаленькие:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)

  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)

  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)

  • блокировка товаров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях

  • иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)

Важный момент: товарный знак защищает не само по себе название, а использование этого названия для конкретных товаров и услуг. Важно не только ЧТО зарегистрировано, но и НА ЧТО.

У каждого товарного знака есть две главных составляющих:

  1. обозначение

  2. перечень товаров и услуг

Обозначение — это то, ЧТО регистрируется как знак. Название, логотип, этикетка, а иногда даже голограмма или цвет.

Практически все, что может выделить товар на рынке, может стать товарным знаком. Если только не нарушает требования закона и не слишком похоже на уже существующие знаки.

Перечень товаров и услуг — это то, НА ЧТО регистрируется знак. Услуги кафе, разработка сайтов, кроссовки или аккумуляторы — да всё, что угодно.

Товарный знак защищает не просто само по себе название, а использование этого названия в бизнесе для конкретных товаров и услуг.

Так выглядит обозначение и его перечень в Реестре товарных знаков РФ

Так выглядит обозначение и его перечень в Реестре товарных знаков РФ

Практически все существующие товары и услуги собраны в Международном классификаторе товаров и услуг — МКТУ.

МКТУ делит товары и услуги на 45 классов — одежда, образование, общественное питание и так далее. Внутри каждого класса «живут» сотни самых разных товаров и услуг.

Каждый, кто хочет зарегистрировать свой бренд, выбирает вместе с юристом нужные классы и конкретные товары по этому самому справочнику.

Перечень товаров и услуг — важнейшая часть товарного знака. Дело в том, что после подачи заявки «расширить» перечень уже нельзя, а работает знак только в отношении тех товаров, которые прямо указаны в перечне.

Если упустить какие-то нужные товары-услуги, то меньшая из бед — придется потом регистрировать товарный знак заново, и тратить еще столько же времени и денег. Бывают сценарии и гораздо хуже.

Например, при регистрации упустили нужные товары, конкурент под похожим брендом вышел на рынок, а помешать ему нельзя — знак бессилен. Или и вовсе конкурент зарегистрировал знак на «упущенные» товары и услуги на себя со всеми вытекающими в виде блокировок, взысканий компенсаций и так далее.

Как считались госпошлины раньше

Раньше при регистрации товарного знака мы платили четыре госпошлины:

  1. За подачу заявки — 4000₽ + 1000 ₽ за каждый класс МКТУ после первого

  2. За проведение экспертизы — 13000₽ + 2500₽ за каждый класс МКТУ после первого

  3. За регистрацию товарного знака — 18000₽ + 2000₽ за каждый класс МКТУ после пятого

  4. За выдачу бумажного свидетельства 3 000 ₽ — необязательно, можно обойтись и бесплатным электронным

Сложу за вас — 35 000 рублей получался минимальный размер госпошлины за регистрацию товарного знака.

Как видите, вся логика расчета пошлины строилась на количестве классов МКТУ.

Большинство предпринимателей регистрировали свои знаки на 3-5 классов МКТУ и получали в сумме пошлину в 40-60 тысяч рублей.

Например, для маркетингового агентства вроде как достаточно зарегистрировать товарный знак только на услуги в сфере рекламы.

Но что, если через несколько лет агентство начнет проводить свои вебинары, мероприятия или запустит айти-сервис? Это все обязательно должно быть учтено в товарном знаке.

Вот поэтому при регистрации и важно не просто смотреть, что компания продает сегодня, но и вникать в планы развития.

Зарегистрированный знак действует 10 лет, и никаких ежегодных пошлин за поддержание регистрации в силе нет. Продлить регистрацию можно в последний год действия знака и стоило это 22 000₽ + 3 000 ₽ за каждый класс МКТУ после пятого.

Как все изменилось

Теперь к пошлинам за товарные знаки добавилось новое слагаемое:

«+500 ₽ за каждое наименование товара или услуги в одном классе, свыше 10»

Теперь там, где раньше за 2 500 ₽ можно было добавить класс целиком и собрать себе все товары-услуги внутри класса, теперь можно взять только 10 конкретных товаров-услуг. А за все остальные придется доплачивать по 500 ₽ за каждое.

Та же история коснулась и продления товарных знаков. Теперь помимо 22 000 ₽ + 3 000 ₽ при продлении нужно будет так же платить по 500 ₽ за каждую позицию внутри каждого класса, свыше 10-й.

Теперь, чтобы сэкономить при регистрации или продлении знака, юристам нужно будет правильно и аккуратно выбирать товары и услуги. Нужно будет собирать только самые нужные позиции с учетом текущих продуктов бренда и перспектив его развития.

Ошибки будут стоить очень дорого. Если упустить какой-нибудь товар, то в лучшем случае знак спустя несколько лет придется регистрировать заново на новые товары-услуги. А это новая экспертиза, новая пошлина, и вся регистрационная процедура заново.

В худшем случае ошибка с перечнем может привести к проигрышу в суде в случае столкновения с нарушителем, а то и к регистрации бренда конкурентом на упущенные товары и услуги.

Зачем это все сделали

Конечно, любые изменения в расчете госпошлин делаются в первую очередь для того, чтобы собирать больше денег в бюджет.

Но в случае с товарными знаками есть и другая сторона медали.

Представьте: в стране под миллион действующих товарных знаков, и из них большая часть зарегистрирована на те товары-услуги, которые фактически не используются в бизнесе.

В итоге регистрации висят и осложняют жизнь другим предпринимателям.

Например, хочешь ты зарегистрировать знак «Ромашка» для своего интернет-магазина.

А сделать этого не можешь, потому что какое-то рекламное агентство зарегистрировало себе «Ромашка» на рекламные услуги, а следом до кучи в том же 35 классе МКТУ зацепило еще и услуги по розничной торговле, которые им на самом деле триста лет не нужны.

В итоге приходилось или менять название, или договариваться с владельцем знака о регистрации, или аннулировать неиспользующийся товарный знак через суд.

По сути, у нас в стране было принято подавать заявки не на отдельные виды товаров, а целиком на все позиции из нужного класса МКТУ.

А сколько товаров внутри класса, один или сто — уже не важно. Поэтому многие добавляли весь перечень товаров из конкретного класса к себе в заявку. Экономического смысла «резать перечень» попросту не было.

В итоге перечень в типичная заявка выглядел огромным полотном товаров и услуг, большая часть из которых в действительности не использовалась и только осложняла жизнь другим компаниям:

Такие полотна текста — типичная история в перечнях товаров-услуг. И едва ли бренд реально используется в отношении абсолютно каждого товара из этого огромного списка

Такие полотна текста — типичная история в перечнях товаров-услуг. И едва ли бренд реально используется в отношении абсолютно каждого товара из этого огромного списка

С новыми пошлинами стоимость регистрации знака «на всё подряд» вырастет на несколько сотен тысяч рублей. Но если подходить к выбору товаров-услуг правильно, этих затрат можно избежать.

А как в других странах

Роспатент справедливо отмечает, что пошлины на регистрацию интеллектуальных прав в России значительно ниже, чем в зарубежных странах, даже в соседних. Так и остается даже с учетом текущего повышения.

Практика взимания пошлин за каждый товар и услугу в перечне уже давно используется в Китае — там каждая позиция обходится примерно в 10 долларов.

В США доплат за отдельную позицию нет, но при подаче заявки тебе нужно доказать, что ты действительно продаешь такие товары. В противном случае знак тебе никто не зарегистрирует.

Все это делают как раз для того, чтобы уменьшить количество регистраций брендов, которые по факту не используются в бизнесе для каких-то отдельных товаров и только мешают другим предпринимателям, которые были бы рады взять такое же или похожее название себе, а не могут.

Что это значит для нас с вами

Вот пять ключевых последствий.

1. Пошлина действительно вырастет

Уложиться в десять товаров-услуг кажется легко только тем, кто никогда по-серьезному не сталкивался с защитой товарных знаков в судах.

Чтобы реально защитить интересы компании и учесть перспективы развития бренда, десяти позиций мало кому хватит. Скорее всего счет будет идти на 30-50 позиций в среднем, что добавит к пошлине 10-20 тысяч рублей.

2. Цена ошибки становится кратно больше

Если Роспатент отказывает в регистрации товарного знака, пошлину за экспертизу никто не возвращает. Приходится подавать новую заявку и платить все заново. Больше пошлина — больше цена риска.

3. Дурная экономия может привести к провалу

Товарный знак регистрируют не просто ради красивой бумажки, а для того, чтобы получить работающий на практике инструмент защиты своего бренда. Да, ради экономии нужно будет «чистить перечень».

Но если случайно убрать хотя бы одну нужную позицию, или, например, не учесть однородные товары или обобщенные формулировки, то регистрация может оказаться вовсе бесполезной, а то и опасной для самого владельца.

4. Возможно, экспертиза станет быстрее

Сейчас «чисткой перечня» по сути занимаются эксперты Роспатента. Им присылают заявки на все позиции класса МКТУ, а они смотрят существующие регистрации и разбираются, на какие товары знак можно зарегистрировать, а на какие нельзя.

Это огромный объем работы, и теперь его по сути перекладывают с экспертов Роспатента на юристов предпринимателей: хочешь сэкономить — подготовь «чистый» перечень сам.

Возможно, благодаря этому изменению, нагрузка на экспертов Роспатента станет меньше, и экспертиза будет проходить быстрее. Но с другой стороны, заявок подают с каждым годом все больше и больше, поэтому как будет на практике — посмотрим.

5. Через 3-5 лет подобрать свободное название для бизнеса станет чуть легче

Изменения в пошлинах больше всего ударят по патентным троллям — компаниям, которые регистрируют бренды на кучи товаров и услуг, ничего по факту не производят и только судятся с другими предпринимателями, наживаясь на компенсациях. Теперь их «работа» сильно осложнится.

Кроме того, и обычные компании перестанут регистрировать знаки на сотни товаров и услуг разом. А изменение пошлин при продлении товарных знаков приведет к тому, что и действующие товарные знаки здорово «подсохнут» в части перечня.

Все бы это могло привести нас к выводу о том, что регистрировать знаки через несколько лет станет проще из-за меньшего количества пересечений с другими знаками.

Если бы не одно но: общий рост количества заявок, который идет год от года последние десять лет и не планирует снижаться. Поэтому я думаю, что в лучшем случае изменение пошлин не облегчит поиск свободных названий, а не даст попасть в ситуацию, где «вообще всё уже занято».

Что делать сейчас

Изменения вступят в силу 4 октября 2025 года.

Времени на раскачку нет — это проекты законов публикуются заранее и есть время подготовиться. А тут пошлины изменили Постановлением Правительства — опубликовали в пятницу, через неделю вступает в силу.

Если очень постараться, за это время можно успеть подать свою заявку на регистрацию. Тогда можно пройти по старым ставкам.

Если у вас есть свой товарный знак, и его срок действия истекает не позже 03.10.2026, то продлить знак можно тоже по старой ставке пошлины.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме

@bchlf

Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

________________________________

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

Сначала они требовали с нас 200 000 рублей, потом 5 000 000, а на суде смеялись нам в лицо

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

Просто жесть: что было в конверте, который пришел нам из украинского суда

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!