
Истории из практики: интеллектуальные права
64 поста
Вы уже слышали истории, как некоторые «особенные» компании регистрируют на себя казалось бы обычные слова, а потом судятся со всеми подряд и требуют миллионные компенсации?
Вот и нас угораздило попасть в такую ситуацию.
Мы прошли эту юридическую войну до конца. Надеюсь, этот опыт поможет вам не попасть в такую историю, или хотя бы выйти из нее с наименьшими потерями.
Если у вас уже есть свое дело, или может быть когда-нибудь появится — это одна из тех историй, которые точно стоит знать заранее. Судов таких с каждым годом все больше и больше.
Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151.
Давайте сначала расскажу в двух словах о том, как вообще работают эти товарные знаки, а затем перейдем к самой истории.
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Санкции за использование чужого бренда немаленькие:
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
блокировка товаров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Весна, утро. Звонит женщина:
— К нам пришла какая-то странная претензия. Требуют миллион рублей за то, что мы продаем детские костюмчики с надписью «Весь в отца». Говорят, мол, эта надпись — их товарный знак.
— А вы давно эти костюмы продаете?
— Да, много лет! У нас небольшая фабрика, мы их сами отшиваем. На Вайлдберриз уже полторы тысячи отзывов. Да и мы же не одни такие. Другие люди тоже эту фразу используют на одежде, что тут такого-то.
Смотрим документы. Выясняется интересное.
Итак, некая компания из Ивановской области действительно зарегистрировала на себя товарный знак «Весь в отца» в Роспатенте.
Обратите внимание, это не просто товарный знак. Это словесный (!) товарный знак.
Получается, компания получила монополию на использование этого названия в любой графике, цвете и шрифте.
В претензии они требуют прекратить все продажи на маркетплейсах и в интернете. «И перевести компенсацию 1000000 на реквизиты» (орфография автора сохранена).
В противном случае угрожают пойти в суд и потребовать 5 000 000 рублей. Про уголовную ответственность тоже не забыли упомянуть.
Дела-а-а…
Почему такую претензию нельзя просто проигнорировать
Если товарный знак зарегистрирован, значит он действует. Суды, полиция и другие госорганы обязаны его защищать. Модерация маркетплейсов тоже.
Когда владелец знака подает в суд, чтобы взыскать компенсацию, в этом суде нет никакого смысла рассказывать, что регистрация незаконна и вообще требования дурные. Суд взыщет компенсацию и даже не посмотрит на такие доводы.
Почему так?
Да дело в том, что если ты считаешь, что знак не должен был быть зарегистрирован — нужно идти оспаривать регистрацию в Роспатент или в Антимонопольную службу.
Но к такому делу нужно очень, очень хорошо подготовиться.
Наш предприниматель отшивает детскую одежду с 2007 года. В 2018 году они с дизайнером придумали и нарисовали новую модельку детского костюма с надписью «Весь в отца».
Придумали, нарисовали, запустили производство. Продавать начали на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Продавали даже оптом другим предпринимателям.
Казалось бы, ну что тут такого — сколько детской одежды продается с самыми разными надписями.
Другая сторона — некое ООО «ИНТОРГ37».
Судя по документам, компания была открыта в 2022 году. В 2023 они регистрируют на себя товарный знак «Весь в отца» и буквально через несколько месяцев начинают сыпать претензиями.
Обороты компании — 300 тысяч рублей в год. В штате компании один сотрудник со средней зарплатой 0 рублей. Уплаченные налоги — 0 рублей.
Как это вообще понимать?
Складывается ощущение, будто компания специально была создана для того, чтобы регистрировать на себя какие-то товарные знаки и наживаться на компенсациях.
Разбираемся детальнее — оказывается компания и правда отшила похожие костюмы с надписью «Весь в отца». Они начали продавать их мелкими партиями.
Слева — продукция нашей фабрики. 100% хлопок, пошив по ГОСТу на собственной фабрике, сертификация качества.
Справа — костюм от владельца знака. Состава нет ни на этикетке, ни на вшивнике, ГОСТа и сертификации нет. А судя по продаже на «Садоводе», никаким отечественным производством там и не пахнет.
Итоговая картина выглядит так.
Есть фабрика, которая много лет отшивает одежду. Одна модель у них продается особенно хорошо.
Другая компания видит эти продажи. Регистрирует на себя надпись на костюме как товарный знак. Заказывает, видимо, в Китае, похожие по дизайну костюмы.
А затем пытается запретить фабрике продавать ее товар и вдовесок пытается взыскать с них деньги.
Нормально?
Когда ты сталкиваешься с такой ситуацией, одних слов «мы начали продавать это первыми» — мало.
Нужно подтвердить свою позицию внушительной кипой документов.
Работаем с такого-то года — собираем документы о создании компании.
Работаем много, давно и хорошо — договоры о поставках, счет-фактуры и акты, сведения об участии в выставках.
Разработали эту модель одежды — договор с дизайнером, акты и чертежи.
Продавали эту модель одежды — прайс-листы, скриншоты отзывов и так далее.
К счастью, в этом случае все документы удалось собрать. Готовим заявление в Федеральную антимонопольную службу.
Причем здесь Антимонопольная служба
Антимонопольная служба следит за тем, чтобы предприниматели конкурировали между собой честно. Если компания регистрирует на себя товарный знак только для того, чтобы нажиться на других компаниях и вытеснить их с рынка — это недобросовестная конкуренция (сокращенно — НДК).
Доказать НДК непросто. Но если это удается, то это прямое основание для аннулирования чужого товарного знака. А нет знака — нет миллионных компенсаций.
Собираем все аргументы, доводы, подкрепляем это судебной практикой и несем заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Наша позиция — та компания действовала недобросовестно еще при регистрации товарного знака. Они знали про наш товар и специально хотели выжать нас с рынка, забрав себе этот продукт. Для этого знак и зарегистрировали.
Компания считала, что они делали все правильно, и вообще молодцы.
Наш диалог в ФАС был примерно такой:
— А мы не знали про ваши товары.
— Да как же вы могли их не видеть, если вы даже дизайн сделали почти такой же?
— Мы не видели ваши товары в продаже.
— Вы вышли на тот же Озон и ВБ, где мы продаем уже пять лет, алло. Поиск не открывали, да?
— Вы не доказали факт продажи этих товаров.
— Да нате вам скриншоты отзывов, счета-фактуры и акты, пожалуйста.
И так далее. Документы, заседания, заседания, еще документы.
В итоге ФАС принимает решение: недобросовестная конкуренция есть.
Если ужать 24 страницы решения в один абзац, суть решения ФАС такая: компания не могла не знать о наших товарах и выбрала такое название для регистрации не случайно, а специально, чтобы воспользоваться вложениями фабрики в продвижение своего продукта и заработать на этом денег.
Решение антимонопольной службы — это первая победа. Но это еще не все.
Чтобы решить вопрос на корню, нужно аннулировать товарный знак. А у Антимонопольной службы таких полномочий нет. Этим занимается Роспатент.
У Роспатента есть специальный отдел — Палата по патентным спорам. Туда подают возражения против регистрации товарных знаков. Если ты не согласен с чужой регистрацией — нужно обращаться туда.
Берем решение ФАС и пишем возражение в Палату по патентным спорам.
Компания пытается затянуть дело — просит перенести заседания, рассказывает о каких-то документах, которые обязательно предоставит (так и не предоставили).
В итоге Роспатент принимает решение: аннулировать товарный знак «Весь в отца» полностью:
Товарный знак уничтожают так, словно его никогда и не было. В реестр товарных знаков вносят черную метку: «знак прекратил действие».
Ну и всё. Раз знак уничтожен, значит и никаких миллионов никто за него уже не взыщет.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
1. Если у вас есть или планируется какое-то свое дело, обязательно проверяйте с юристом, что насчет товарных знаков
Названия, логотипы, слоганы — практически всё, что угодно может оказаться чужим товарным знаком
2. Если вкладываетесь в развитие своего бренда или продукта — регистрируйте и патентуйте свои разработки на себя
Если этого не сделать, на ваших вложениях будут наживаться все кому не лень. А особо наглые попытаются у вас это еще и отобрать
3. Если получили претензию на много денег — не спешите отчаиваться
Наши законы позволяют доказать свою правоту, и если сделать всё грамотно — шанс победить есть. Надеюсь, что это дело и опыт вам помогут.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.
_________________________________
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте.
Иногда в госреестрах вижу заявки, которые так и хочется скинуть коллегам в чатик. Вот лучшие находки этой недели.
Ароматочка, Арома Точка, или всё же Аромат…
Еще более прямо:
Рестораторы всегда умеют удивить:
ООО «Пушка Настюшка», учредитель по имени Анастасия так назвала свой бар:
Кафе для тех, кто любит добавку:
Если забавно — поставьте лайк посту, поищу исчо еще разных таких штук)
Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.
Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда и можно ли сделать так, чтобы об этом никто не узнал — заходите, если интересно.
В каждом госоргане есть цели на год и плановые показатели. В четвертом квартале эти планы начинают гореть. Если уметь этим пользоваться, то нужные решения от госорганов можно получить в два-три раза быстрее и дешевле.
Я патентный поверенный. Товарные знаки, патенты, авторские права — это моя профессия. Давайте расскажу лайфхак из своей отрасли: на примере товарных знаков, как сэкономить 3-4 месяца и примерно сто тысяч рублей.
Этот пост особенно вам пригодится, если вы в этом году подумывали о регистрации собственной торговой марки — названия или логотипа своей компании и ее продуктов.
Один из главных показателей, которыми гордится Роспатент — сроки проведения экспертизы. По итогам каждого года Роспатент фиксирует выполнение целевых показателей — можете заглянуть в последний годовой отчет.
Четвертый квартал для экспертизы — это гонка в режиме «до конца года надо успеть».
На практике средний срок экспертизы по товарным знакам — 5-7 месяцев. Но в четвертом квартале мы можем получить решения буквально за 3-4 месяца, а то и быстрее.
Обычно такую регистрацию называют «ускоренной», и одни только госпошлины по ней в пять раз больше обычных.
А в четвертом квартале у нас есть высокий шанс получить ускоренную регистрацию просто так.
Вот для примера ссылки на реестр по заявкам августа-сентября разных лет.
Pinty — подали 31 июля, решение 14 декабря, считайте 4 месяца заняла экспертиза. Joy&Salut — 3 месяца. Примерно те же сроки у SarZen, Gastrofish, Pink. O'Lini, Elsan и многих других.
Еще быстрее, прошли экспертизу, например, «Шахматика», обложка «Пиши, сокращай» и «Lumisate». А «Главхозторг» подали в сентябре, получили решение в октябре.
Конечно, подача заявки в сентябре-октябре не гарантирует решение до конца года.
Если уже есть много сходных знаков, то работа по предварительным отказам и письмам-согласиям как ни крути займет дополнительные месяцы.
Но в общей массе тенденция по ускорению экспертизы в четвертом квартале есть, она приятная, и ей имеет смысл пользоваться.
Отдельный плюс — более лояльное отношение экспертизы к заявкам в четвертом квартале.
Задача эксперта — найти основания для отказа в регистрации. Но когда все горит и времени мало, оснований, как правило, находится меньше, чем обычно.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
Если вы в принципе собирались регистрировать товарный знак, то этим имеет смысл заняться в ближайшие неделю-две. Тогда экспертиза по вашей заявке как раз придется где-то на ноябрь-декабрь.
Получается, у вас будет высокий шанс получить регистрацию быстрее, чем обычно, и не переплачивать за это госпошлины. Да и вероятность успеха в целом выше.
Я думаю, что такая история в четвертом квартале не только с Роспатентом, а со многими госорганами. Если у вас есть такой опыт по другим направлениям — расскажите в комментариях, интересно где еще картина такая же.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме:
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
_________________________________
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
В день, когда мы услышали про «Орешник», кто-то сразу отправился в Роспатент, чтобы зарегистрировать это название на себя.
Сегодня у нас на повестке дня Аляска — а кто сегодня на самом деле владеет «Аляской»?
Я юрист по товарным знакам. Давайте вместе заглянем в интересные госреестры, посмотрим и разберемся, как вообще получилось, что у «Аляски» есть свои владельцы.
Заодно расскажу пару моментов, которые точно пригодятся вам на случай, когда будете выбирать название для какого-нибудь своего дела.
Пока президенты решают геополитические вопросы, российские предприниматели и компании уже давно поделили «Аляску» между собой в Роспатенте.
Речь идет о товарных знаках. В качестве товарного знака регистрируют названия и логотипы. Смысл регистрации — получить право на использование названия в бизнесе и не дать получить его конкурентам.
В Роспатенте сегодня под миллион действующих товарных знаков. Кто использует свое название без регистрации — скорее всего нарушает чужие права.
Санкции бывают разные — от блокировок в интернете до многомиллионных компенсаций и уголовных дел. Поэтому так много предпринимателей регистрируют свои бренды на себя.
Вот как обстоят дела с Аляской:
Я насчитал порядка 50 регистраций разных «Алясок».
Но как они все существуют между собой, если товарные знаки не должны повторяться, а иск может прилететь даже за использование просто очень похожего названия?
Регистрация товарного знака — это не «запатентовать слово». Знак регистрируется не просто сам по себе, а на конкретные товары и услуги.
Один и тот же бренд может принадлежать разным компаниям, если они работают в разных сферах и не конкурируют друг с другом.
Мороженое «Чистая линия» и косметика «Чистая линия», шоколадки «Dove» и шампуни «Dove» — так и с «Алясками».
Если товары не пересекаются, потребители не путаются, то и конфликта нет.
Совет: если вы регистрируете свой знак, если получили претензию или иск — в любых вопросах с товарными знаками, обращайте внимание не только на то, ЧТО зарегистрировано, но и НА ЧТО зарегистрировано. Это всегда важно.
Есть такой дурацкий совет у маркетологов — мол, возьмите карту мира и выбирайте себе любое звучное название какого-нибудь города или места.
Юристы же, когда видят такие названия, хватаются за голову.
Зарегистрировать «географическое» название в Роспатенте крайне сложно. А если этого не сделать, то предприниматель будет вкладываться в бренд, который юридически ему не принадлежит.
Это как построить дом на чужом участке и оставить его без дверей — рано или поздно им начнет пользоваться кто попало. Поэтому даже с такими названиями рано или поздно встает вопрос о регистрации — и тут она осложняется очень сильно.
Дело в том, что у Роспатента есть порядка двух десятков оснований для отказа в регистрации бренда.
Первое основание для отказа, которое возникает у эксперта при виде «географии» — риск обмана покупателей
Скажем, бренд «Вкус Петербурга» — может ли покупатель ожидать, что под этим брендом он купит товар, произведенный в Петербурге?
Если предприниматель и его конфеты не имеют отношения к городу на Неве, то эксперт Роспатента скорее всего откажет в регистрации «Вкус Петербурга».
Второе — если на рынке уже работают десятки предпринимателей под названием «Париж», «Париж» не зарегистрируют на кого-то одного.
И это не только потому что товары этих компаний не имеют ничего общего с французским производством, но и потому что таких названий так много, что какого-то конкретного продавца по такому названию не выделишь.
Помню, как-то раз довелось регистрировать бренд «Альшань» — это такой поселок в Орловской области.
Роспатент нам отказал, и мы пошли оспаривать отказ в Палату по патентным спорам.
В итоге регистрации смогли добиться только благодаря полученному письму из Альшанской администрации о том, что они не против нашей регистрации.
La Lima — это не только город в Гондурасе, но и теперь бренд одежды.
Роспатент посчитал, что из-за такого названия покупатели могут думать, что одежда сделана в Гондурасе, а наш предприниматель — из Калмыкии. В итоге пришлось доказывать эксперту, что обычный россиянин и слыхом не слыхивал про такой далекий и маленький город.
«СОЧИДАР» — а вот тут обошлось без споров с Роспатентом.
Но это стало возможным только благодаря тому, что название долго выбирали и в итоге придумали такое, в котором город читается не так очевидно.
«Алтайская крынка» получила отказ со ссылкой на «Алтайский мед».
И эксперту Роспатента поначалу было не особо важно, что «крынка» — это про молоко, а «мед» — это про мед, и товары совсем разные.
Тогда в 2017 году нам удалось убедить экспертизу и получить регистрацию. А вот сейчас правила по «географии» серьезно ужесточили.
Большинство сегодняшних «Алясок» — это старые регистрации, которые появились 5-10 лет назад.
Товарные знаки с похожими и даже одинаковыми названиями могут спокойно сосуществовать — если зарегистрированы на разные товары и услуги
У Роспатента есть пара десятков оснований для отказа в регистрации, и «география» — один из самых сложных. Если есть возможность выбрать другое название без «географии» — лучше без нее.
Даже если Роспатент отказал в регистрации — это еще не конец. С отказом можно поспорить, и если сделать это правильно — заветная регистрация состоится
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме:
@bchlf
Посмотрим, не зарегистрировал ли кто-то такое же или похожее название раньше, попадает ли название под ограничения закона и какие вообще есть риски-перспективы.
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.
_________________________________
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Сегодня в России больше миллиона товарных знаков — названий и логотипов. Но сколько же из них числятся за компаниями и ИП, которых уже давно «нет в живых»?
Невероятно, но факт: эти бренды никто автоматически не аннулирует.
«Мертвые» регистрации могут висеть и осложнять всем жизнь годами.
— Пивнуху открываю, хочу название «Пивбург»! — Занято! — «Пивотека»? — «Занято»! — Пивхаус? — Занято! — Да твою мать! — Свободно!
Для кого-то это шутки, а для меня это — работа :) Я ж юрист по товарным знакам, проверка и регистрация брендов это моя профессия.
«Такое название уже занято…» — сегодня расскажу, как с этим бороться. Если у вас уже есть какое-то свое дело или может быть когда-нибудь появится — эта история вам точно пригодится.
Сначала в двух словах расскажу про товарные знаки, а потом перейдем к самой истории.
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Главное правило: судам и госорганам абсолютно все равно, знал нарушитель о чужом товарном знаке или нет.
Представьте ситуацию: компания регистрирует товарный знак «Ромашка», работает под ним несколько лет, а затем банкротится. Что дальше будет с этим знаком?
А ничего.
Товарный знак регистрируется на десять лет. Ежегодные пошлины за поддержание знака в силе, как за патенты, платить не надо. Никакой автоматической сверки между базой действующих компаний и базой знаков Роспатента нет.
Получается знак «Ромашка» будет числиться в реестре Роспатента все десять лет, пока сам собой не истечет.
Получается, если вы захотите зарегистрировать «Ромашка» или даже просто какое-то очень похожее название на себя, Роспатент вам откажет со ссылкой на уже существующий знак. И будет прав.
В итоге сегодня в реестре Роспатента висят десятки тысяч знаков, которые принадлежат давно закрывшимся компаниям и ИП.
Именно из-за этих старых знаков предприниматели так часто слышат от юристов «ой, ну такое название уже занято, зарегистрировать его на вас не получится».
И казалось бы, юристы правы: в реестр заглянули, такой знак и правда уже есть.
Но неужели с этим нельзя ничего сделать?
Можно.
«Белый Ветер» — это производитель приправ и специй. Компания собиралась выходить на Вайлдберрис.
Руководитель компании понимал: идти на маркетплейс без собственного товарного знака опасно.
Если выяснится, что название на товаре нарушает чужие права, то карточки товара заблокируют, сам товар утилизируют, да еще и спишут стоимость «услуги по утилизации» с продавца. Не говоря уже о рисках взыскания огромных компенсаций.
Мы стали проверять название «Белый ветер» по реестрам Роспатента, чтобы разобраться, можно его зарегистрировать или нельзя. И нашли проблему.
Как оказалось, название «Белый ветер» давно было зарегистрировано одноименным концерном. Название полностью совпадало, классы пересекались.
Казалось бы, тупик. Но копаем глубже
Заход в реестр налоговой показал, что концерн «Белый ветер» закрылся несколько лет назад. Получается компании уже не было, а ее знак продолжал действовать и мешал нам.
По нашим законам в таком случае в Роспатент можно подать заявление для аннулирования такого знака.
В теории звучит просто. Мол, подаешь заявление, аннулируешь мешающий знак, потом подаешь свою заявку и получаешь регистрацию и всё.
Ну-ну.
А что если пока ты будешь аннулировать чужой знак, кто-то другой подаст свою заявку на тот же «Белый ветер»? А ты тут такой красивый как раз расчистил дорогу конкурентам.
Что если объявится руководитель закрывшейся компании и «совершенно случайно» найдет договор, по которому права на этот знак были давно переданы другой компании или ему лично?
Эти и другие риски есть всегда, и их нужно учитывать.
В этой ситуации нужно было делать так:
Сначала подали в Роспатент заявку на регистрацию своего знака «Белый ветер»
Только после этого обратились за аннулированием знака ликвидированной компании
Получили предварительный отказ Роспатента — и рассчитали сроки дела и ответов так, чтобы решение об аннулировании того знака было вынесено до решения по нашей заявке, а не после
Получили решение о прекращении охраны старого «Белого ветра»
Получили положительное решение экспертизы по нашему «Белому ветру»
В итоге регистрация нового «Белый ветер» состоялась. И специи спокойно поехали на Вайлдберрис без риска блокировок, утилизаций и штрафов.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме:
1) Если вы придумали название, а оно уже занято, нужно копать глубже — вполне возможно, что мешающие знаки можно аннулировать.
2) Если при проверке названий смотреть только реестр знаков, то выбирать название можно до китайской Пасхи — найти идеально свободное название сейчас почти невозможно, миллион знаков уже есть в реестре.
3) В большинстве случаев задача не в том, чтобы найти стопроцентно уникальное название, а в том, чтобы найти способы устранить препятствия для регистрации хорошего названия.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте. Иногда в госреестрах вижу заявки, которые так и хочется скинуть коллегам в чатик. Вот лучшие находки этой недели.
Кому-то звезда Мишлен, а нам с вами такая:
Еще одно «пельменное»:
Продолжаем тему с общепитом. «Бардак» — это не то, что мы думали, а…
А это мерч, кто-то футболки такие продает:
Интересно, кто-то реально будет носить такую футболку?
Если забавно — поставьте лайк посту, поищу еще разных таких штук)
Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.
Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда и можно ли сделать так, чтобы об этом никто не узнал — заходите, если интересно.
«У меня просто одна форма обратной связи на сайте. Да кому я нужен?» — так думают многие. Тем временем с 1 июня Роскомнадзор кратно поднял штрафы и планирует запустить бот для автоматического сканирования нарушений.
Новый закон касается не только компаний, но и обычных физлиц. Давайте посмотрим, что что стало известно спустя два месяца работы и кучи звонков с вопросами в РКН.
Вообще жесть, конечно.
Читаю этот закон и складывается впечатление, что даже записная книжка в телефоне попадает под «сбор и хранение» персональных данных.
Персональные данные — это любая информация, по которой можно определить человека.
ФИО, телефон, email. Если их обработка идет неправильно, этого уже достаточно для штрафа.
100-300 тысяч рублей — за неуведомление Роскомнадзора о начале обработки. Да, теперь нужно официально уведомлять власти, что ваш сайт собирает контакты.
100-300 тысяч рублей — за сбор данных без согласия пользователя или за избыточный сбор. Например, для консультации достаточно имени и телефона, а компания зачем-то просит паспортные данные.
1-15 миллионов рублей — за утечку персональных данных. Сумма зависит от масштаба:
До 10 тысяч пострадавших — 3-5 млн рублей
До 100 тысяч — 5-10 млн рублей
Свыше 100 тысяч — 10-15 млн рублей
1-3% от годовой выручки компании в случае повторной утечки
Проверьте себя:
— Есть форма обратной связи на сайте?
— Собираете заявки через соцсети?
— Ведете базу клиентов в CRM?
— Работаете с юрлицами (записываете ФИО контактных лиц)?
— Используете Google Analytics или Яндекс.Метрику?
Если ответ хотя бы на один вопрос «да» — значит эта история касается и вас.
А использование гугл-аналитики, к слову — вообще трансграничная передача персданных в недружественную страну. Если еще не отключали — отключите.
Конечно, вряд ли Роскомнадзор ожидает, что каждый человек с записной книжкой в телефоне теперь начнет вести «обработку персональных данных» по всем требованиям закона.
Но если у вас есть свой сайт, этим вопросом. точно стоит заняться.
1. Политика обработки персональных данных
Документ должен содержать:
общие цели;
цели сбора персональных данных;
правовые основания обработки персональных данных
объем и категории обрабатываемых данных, категории субъектов персональных данных;
порядок и условия обработки персональных данных;
актуализация, исправление, удаление и уничтожение данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.
2. Согласие на обработку персональных данных
Отдельный документ. Это письменное подтверждение, что человек готов передать свои данные.
3. Правильные чекбоксы под всеми формами
Раньше все ставили «Отправляя заявку, вы соглашаетесь...». Теперь так нельзя.
Как должно быть:
Отдельная галочка под каждой формой
Галочка НЕ проставлена по умолчанию
Без галочки форму отправить невозможно
В тексте ссылки на политику и согласие
4. Уведомление об использовании cookies
Всплывающее окно о том, что сайт использует куки для аналитики и улучшения работы.
Как будут штрафовать?
Говорят, что Роскомнадзор вот-вот запустит бот для автоматического сканирования нарушений в сфере персданных. Но пока что официальной информации о запуске бота не было. Скорее всего, при запуске бота штрафы станут массовыми.
Кого освободили от подачи уведомления в Роскомнадзор?
Тут всего три исключения: обработка вручную без средств автоматизации; работа с информационными системами для обеспечения безопасности и обработка данных в целях транспортной безопасности.
А если на сайте нет формы обратной связи?
Не важно, компания собирает персданные через сайт или еще как-то. Даже если выясняет их через мессенджер и вносит в свою CRM — политика и согласие все равно нужны. Хотя с помощью сайта их делать гораздо проще.
Что делать, когда компания взаимодействует с персональными данными клиентов своих клиентов?
Тут два варианта. Первый в лоб, сложный: заключать с каждым контрагентом допсоглашение на передачу персданных, при этом у каждого контрагента должен быть соответствующий пункт в политике.
Второй вариант попроще: попросить направлять клиентам ссылку на ваш сайт, где клиенты сразу будут оставлять заявку вам напрямую.
1: Подготовить документы — политику и согласие на обработку персданных
2: Добавить правильные чекбоксы под все формы на сайте
3: Подать уведомление в Роскомнадзор через их официальный сайт
Если нужно проверить ваш сайт на соответствие новым требованиям — напишите мне в телеграм.Посмотрим, проверим, если найдем риски — предложим решение.Заодно проверим по части товарных знаков — там тоже компенсации до 10 миллионов рублей увеличивают.Писать сюда: @bchlf
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.
___________________________________________________________
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Я юрист по товарным знакам, занимаюсь проверкой и регистрацией брендов в Роспатенте. Иногда в госреестрах вижу заявки, которые так и хочется скинуть коллегам в чатик. Вот лучшие находки этой недели.
Взяли бы такой сыр?
Отечественная замена «Хэппи-милу»:
А это бренд какого-то магазина:
Тут человек не стал заморачиваться и подал в Роспатент фотку надписи от руки:
С такой работой, как у меня, ненароком можно стать и…
Если забавно — поставьте лайк посту, поищу еще разных таких штук)
Если интересно, зачем на самом деле нужны товарные знаки, авторские права и патенты, как ими грамотно пользоваться — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.
Из недавнего: рассказывал как самому стать владельцем бренда и можно ли сделать так, чтобы об этом никто не узнал — заходите, если интересно.