Сообщество - Духовные практики Востока
Добавить пост

Духовные практики Востока

681 пост 1 134 подписчика

Популярные теги в сообществе:

5

Презентация книги "Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро. Жизнь и эпоха"

Презентация книги "Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро. Жизнь и эпоха" Тибетский буддизм, Книги, Презентация, Москва

Друзья, в этот четверг, 29 сентября, 19:00, в Москве, в культурном центре "Белые облака", я проведу презентацию этой книги, которую, как уже много раз говорил, считаю главной своей работой. Ну то есть, это не самая трудная была книга для работы, но это именно та книга, которая будет играть существенную роль в развитии буддизма в России ещё очень долгое время... И наделяет её такими качествами конечно же не мой перевод (хотя и он, скажу без ложной скромности, очень хорош😁), а благословение великих мастеров тибетского буддизма, которое она в себе несёт.


Это не будет какая-то скучная лекция (я сам такое не люблю, да мне и ацки лень готовиться, запоминать годы, название тибетских деревень и т.д.), я расскажу вкратце про тибетский буддизм в целом, про традицию ваджраяны в частности, а потом буду просто читать истории и дополнять их своими объяснениями описываемых ситуаций, основываясь на впечатлениях от поездок по святым местам и взаимодействии с тибетскими ламами, а также слушать ваши истории, если вам есть, что рассказать 😉


Также планирую на этом мероприятии опробовать стрим на канале. Это будет пока только аудио, хочу понять, будет ли вам это интересно.


Источник

Показать полностью 1
26

Ганеша — первый шаман

Ганеша — первый шаман Индуизм, Ганеша, Длиннопост
Ганеша — первый шаман Индуизм, Ганеша, Длиннопост

В Непале мне часто попадались изображения Ганапати, держащего редьку; иногда она лежала возле мурти как подношение. Интересное объяснение этому нашлось в книге о гималайском шаманизме: редька (неп. mula) является священным растением слоноголового Бога и на самом деле отсылает к другому корнеплоду, который местные без затей называют дикой редькой (ban mula, daling, belu chare или pangla bung). Шаманы охотно поедают её, так как употребление бан мулы, считается, укрепляет шакти. Внешне же растение напоминает о двойственной природе Ганеши: гладкий корень символизирует человеческое тело, а топорщащаяся "дикая" ботва — животную голову. (Лиственную часть рассматривают и как волосы, тогда бан мула олицетворяет человека вообще.)


Переживший смерть и возрождение, страж и привратник, владыка муладхары (корневого источника целительной, жизненной силы), защитник чакр (охраняя вход в муладхару, Ганапати оберегает последующие чакры), Ганеша стал для шаманов ролевой моделью и первым инициированным.


Отсюда

Показать полностью 2
15

Про кино

Если буддистов спросить, какой фильм про буддизм им нравится больше всего, то в 99% случаев ответ будет — "Маленький Будда" Бернардо Бертолучи. Однако, мой любимый фильм про Будду Шакьямуни не этот.


Да, "Маленький Будда" замечательный фильм, и я его посмотрел раз десять, не меньше. Киану Ривз, который блестяще сыграл принца Гаутаму, полностью раскрыл ту часть эмоциональных переживаний молодого царевича, которая связана с контрастом между роскошной жизнью во дворце и страданиями, от которых даже во дворце не спрятаться.


Однако, на мой субъективный взгляд, основная драма, которую ему пришлось пережить, и которая сыграла решающую роль в его решении посвятить свою жизнь достижению просветления — это не осознание тщетности чувственных удовольствий, а конечно же выстраданный отказ от своей основной кастовой роли царя-воина, на котором лежит ответственность по защите от врагов своего царства, в пользу духовной практики. Мне кажется, что вот это его решение просто не оставляло ему никаких шансов не достичь просветления... Ну то есть... Отказываясь от роли царя-защитника своих подданных, он не мог не вернуться к ним с чем-то получше, с чем-то, что действительно может раз и навсегда защитить их от страдания...


Череда событий и переживаний, которые привели Гаутаму Будду к подобному решению, на мой взгляд, идеально раскрывается в аниме "Будда: Пустыня красная, как ты прекрасна!". Причём аниме это даже не про Будду, его история там не основная, но рассказана так, что аж мурашки... Очень рекомендую к просмотру.


Отсюда

Показать полностью
37

Сикхизм – религия воинов

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

Сикхизм — одна из национальных религий Индии, преимущественно в индийских штатах Пенджаб и Хариана. Большинство сикхов — пенджабцы, образуют компактную этноконфессиональную общность, она оказывает огромное влияние на всю историю Северной Индии.


В период с VII по XIIвека многочисленные исламские набеги на Индию оказали негативное влияние на древнюю религиозную культуру народов северной части полуострова Индостан. Однако в южную часть захватчикам было сложнее проникнуть, и там намного лучше сохранились старинные религиозные традиции. В Пенджабе же до границ с Кашмиром широкое развитие получило новое религиозное течение, в котором индуистские верования причудливо сочетались с элементами ислама.


Считается, что сикхизм сложился в Пенджабе в конце XV – начале XVI веков, а слово «сикх» на пенджабском диалекте означает «ученик». Основателем этой религии считается гуру (то есть «наставник») Нанак, который в юности стал изучать основные религиозные книги других религий – индуизма и ислама. Проштудировав их, он подверг сомнению их традиции и обряды – поэтому принял решение самостоятельно обрести истину и знание. В итоге Нанак создал собственное учение.

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

Родился будущий гуру сикхизма в 1469 году в небольшой деревушке Талаванди, что на берегу реки Рави в штате Пенджаб. Отец его бы сборщиком налогов, что, скорее всего, отложило свой отпечаток и на воспитание юного Нанака, который еще с детства выучил несколько языков. Мальчик не только знал хинди и санскрит, на которых говорят индуисты, но выучил и фарси, и арабский, на которых говорят мусульмане.


Когда он вырос, то считался очень образованным молодым человеком, уже успевшим хорошо изучить основы индуизма и ислама. Казалось бы, этому человеку была предначертана обычная жизнь, которой жили многие люди его сословия: свой дом, жена, дети… Все это у него вскоре появилось, но в 30 лет Нанак вдруг покинул отчий дом и стал аскетом – по сути бродягой, коих в Индии всегда хватало. Он обошел почти всю Индию, бродил и по другим странам, посетил многие святые места. Как утверждают последователи сикхизма, именно в это время он подолгу разговаривал с учеными людьми и мудрецами своего времени.


Наконец будущий учитель сикхов возвратился домой, «обремененный» полученными знаниями. Вскоре он заявил: «Нет ни индуистов, ни мусульман. Так чьей же дорогой мне идти? Я пойду по тропе Бога». И создал собственное религиозное учение. По его представлениям, оно должно было объединить индусов и мусульман, стычки между которыми случались довольно часто.

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

Нанак во всеуслышание заявил, что человеческую душу на пути к Богу должен вести духовный учитель – гуру. Ему отводилась особая роль – научить людей честности и порядочности, доброте и чувству долга. И эту миссию он возложил на себя – по крайней мере, на этапе становления новой религии.


Непосвященному во все тонкости сикхизма не так-то и просто понять это учение, ведь примерно о том же проповедуют и многие другие религии. Но у гуру Нанака со временем нашлось много сторонников и последователей, хотя первая община его учеников, или сикхов, появилась лишь в 1520 году, когда гуру Нанака исполнилось уже почти 50 лет.


Современные сикхи признают десять духовных учителей-гуру. Они оказывают божественные почести священной книге «Гуру Грантх» («Книга учителей»), или «Ади Грантх» («Изначальная книга»). В ней содержатся религиозные гимны, написанные как самим Нанаком, так и его последователями в более позднее время.

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

Центром сикхизма стал город Амритсар. Здесь и сегодня стоит прекрасный и великолепный во всех отношениях Золотой храм – старейшее из всех сикхских религиозных сооружений. Это здание больше напоминает церковь, чем мечеть. А еще на нем лежит незримая печать времен и… тех сражений, которые велись между сикхами и индусами за его обладание. Построенный в 1766 году, он расположился на берегу священного озера, его украшают медные позолоченные надписи из текстов священных рукописей, которые, как бесценные сокровища, хранятся в каждом сикхском храме.


Но сколько бы яростных сражений не разгоралось рядом с храмом и даже внутри него, ему, как и Мекке, удалось сохраниться как священному месту, которому постоянно поклоняются верующие. У сикхов нет ритуального паломничества, но большинство из них в Золотом храме хотя бы раз в жизни да побывали. А вот туристы здесь гости не такие уж и частые – борьба за этот храм продолжается до сих пор, поэтому путешественники в своем большинстве предпочитают оставить Золотой храм в Амритсаре верующим.

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

Одним из самых почитаемых среди сикхов – практически наравне с Нанаком – считается десятый гуру Говинд Сингх, до которого никаких инноваций в религию вообще практически не вносилось. Именно он в 1699 году основал Братство чистых, или хальсу, а также армию хальсы. Все вступающие в братство прибавляли к своему имени имя Сингх (то есть лев) и брали на себя обязательство соблюдать правило пяти «К» - носит длинные волосы и бороду (кеш), штаны особого покроя (качх), гребень (кангха), короткий меч (кирпан) и стальной браслет (кара). К слову, все женщины прибавляли к своему имени слово "Каур" (принцесса). Когда учитель Говинд умер, то самой главной «учебной» книгой сикхов стала считаться книга «Гуру Грантх». Иногда к ее названию еще добавляют слово «Сахиб», то есть «господин».


В XVII— XVIII веках Пенджаб являлся составной частью империи Великих Моголов. О том, что на этих землях существует большая сикхская община - на северо-западной границе – монархам было хорошо известно. И это их беспокоило, поэтому противостояние было неизбежным. А из него в итоге вместо мирной религиозной общины вдруг появилась военизированная мощная и могущественная организация – собственно, тогда-то сикхи и приобрели тот воинственный дух, который с той поры стал с ними ассоциироваться. Постепенно сикхизм превратился в религию воинов.

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

Самые главные сикхские праздники – это торжества по поводу рождения или смерти одного из десяти гуру. Праздники, отмечающие рождение или мученическую кончину одного из наставников, называют гурупурб, а все остальные - мела («ярмарка»). Все праздники включают «Арханд патх» - непрерывное чтение «Гуру Грантх Сахиб». Удивительное дело, но эти непрерывные чтения длятся двое суток – 48 часов. Постоянных дат торжеств нет – из года в год они меняются, поскольку сикхи пользуются лунным календарем.


Так, например, в декабре - январе отмечается День рождения гуру Говинда. А в июне – июле – годовщина смерти гуру Арджуна. Последнего, кстати, особо чтят за то, что он собрал воедино все религиозные трактаты учителя Нанака. Эта книга и стала называться «Гуру Грантх».


Но не нужно думать, что сикхи игнорируют общие индуистские праздники. Отнюдь нет – например, они широко, как и во всей Индии, отмечают в ноябре индуистский праздник Дивали, или Праздник светильников. Пожалуй, это один из самых зрелищных индийских праздников. Иногда его отмечают целых пять дней. Как правило, кульминация наступает на четвертый день, когда во всех домах страны, на улицах и в храмах зажигается множество огоньков, фонариков, электрических гирлянд, светильников. Вокруг все усыпано мириадами сверкающих огней, а сами индийцы бегают по улицам, размахивая бенгальскими огнями. Повсюду взрываются петарды, а вечернее небо усыпано всполохами, идущими от фейерверков, - оно усыпано миллионами сверкающих искр.

Сикхизм – религия воинов Индия, Религия, Сикхи, Длиннопост

В ноябре сикхи отмечают один из главных своих праздников – День рождения основателя религии гуру Нанака. Праздник похож на другие сикхские торжества – непременно читается «Гуру Грантх Сахиб». А годовщина этой священной книги, как правило, отмечается в августе. Непременно проходит торжественная церемония – как и во время большинства сикхских праздников – «Тропа Акханда». Сначала саму книгу относят на специально отведенное место в храме, или гурдваре, - низкий стол на возвышении. Люди сидят на полу и внимают чтецу, одетому в белые одежды и голубой тюрбан. Другой чтец сидит слева от первого – в любой момент он готов сменить его, чтобы продолжить чтение. Один человек просто физически не сможет читать два дня подряд без остановки…


В целом же верования сикхов довольно просты, хотя в них - глубокий смысл: Бог недоступен человеческому пониманию, но он является единственной подлинной реальностью, а все остальное - иллюзия. Бог может иметь много имен – все они священны. Лучший путь к постижению Бога лежит через ритуальное повторение этих священных имен, пение хвалебных гимнов и медитации под руководством гуру.


Источник

Показать полностью 6
6

Меч

Меч Непал, Катманду, Индуизм, Магия, Меч

Центральная часть Катманду была выстроена в форме меча, лезвие образовывали храмы Матрик (богинь Матерей - супруг богов мужского пантеона) Махавидий и Йогинь, увенчанные на острие Кала Байравом на центральной площади - вся композиция должна была обеспечивать магическую защиту жителей.


Отсюда

Показать полностью
38

Достигший

Достигший Йогины, Скелет, Арт

Отсюда

Показать полностью 1
6

Йог на тигровой шкуре

Йог на тигровой шкуре Йогины, Чакры, Живопись

Отсюда

Показать полностью 1
13

Реинкарнация 2

Среди приверженцев великих религий мира большинство христиан, иудеев, мусульман отвергают переселение душ. О, конечно, было время, когда и христиане верили в трансмиграцию. Ориген и другие Отцы церкви принимали ее, пока Юстиниан не предал анафеме верящих в перевоплощение и предсуществование души. Что касается евреев, можно видеть, что в Каббале идея трансмиграции играет наиболее важную роль. Фактически каббалисты создали свою теорию, поскольку посредством других не могли объяснить происходящего в мире. Напомним основные положения религий, не принимающих трансмиграции, а значит, поддерживающих доктрину единственности рождения: Бог создал душу из ничего к моменту рождения, которое является первым и последним для каждого, мы не существовали до того и были внезапно созданы Богом, а после смерти каждый из нас продолжит жить на небесах или в аду, чтобы наслаждаться или страдать там вечность. Среди современный спиритуалистов мы тоже встречаем сторонников теории единственности рождения. Но есть также миллионы и миллионы людей во всем мире, кто верит в переселение душ, и здесь они находят утешение, успокоение, примирение со своей жизнью, ответы на вечные вопросы о смысле существования.


Теория трансмиграции, или метемпсихоз, как ее называют многие философы, являясь самобытной, учит о переселении души из одного тела в другое после смерти, или другими словами, это значит, что душа после пребывания в одном конкретном теле на протяжении определенного времени покидает его к моменту смерти, чтобы продолжить существование, получая дальнейший жизненный опыт, в другом теле — будь то человек, животное или ангел, — которое готово принять эту душу. Причем сторонники метемпсихоза считают, что вполне возможно после пребывания в ангельском обличье снова вернуться на человеческий план, а затем родиться в виде животного. К тому же переселяющаяся субстанция, обладая вполне определенными качественными и количественными характеристиками, выбирает себе форму согласно своим вкусам, желаниям и склонностям. Подобная идея преобладала среди древних египтян, которые считали, что отлетевшая после смерти душа тысячелетия путешествует от одного тела к другому, стараясь обогатиться опытом всех существ на каждой стадии жизни.


А вспомнив греческих философов, мы тоже обнаружим сторонников теории метемпсихоза или переселения душ. Это Пифагор, Платон и их последователи. Пифагор говорит: «После смерти рациональный ум, освободясь от уз тела, становится эфирным и переходит в некую область, где пребывает, пока не отсылается назад, чтобы обитать в каком-либо другом теле человека или животного. Претерпев ряд очищений и став достаточно совершенным он перемещается к богам, возвращается к вечному источнику от которого и произошел. Платон тоже поддерживал метемпсихоз. Конечно, мы не можем точно сказать, откуда к Пифагору и Платону пришли такие идеи. Кое-кто считает, что они изучали египетские доктрины. Другие думают, что прямо или опосредованно они почерпнули теорию трансмиграции в Индии. Используя мифологический язык, Платон описывал в «Федре» причины рождения душ на том или ином плане, человеческом или животном. Платон же говорит: «Десять тысяч лет должно пройти до времени, когда душа сможет вернуться к месту своего исхода, поскольку она не может вырастить свои крылья за меньший срок»; «В конце первого тысячелетия души добрых и злых собираются вместе вытягивать жребии и выбирают себе тела согласно склонностям характеров. Они могут взять то, что им понравилось». То есть вместо того, чтобы получить жизнь, являющуюся естественным следствием свершенных подвигов или злодеяний, им позволено выбирать свой жребий, сообразуясь с полученным опытом и наклонностями. «Те, кому человечество внушает отвращение, предпочитают рождаться животными, такими как лев или орел. Другие рады испытать судьбу в человеческом обличье».


Но, надо сказать, теория трансмиграции, описанная Платоном, имеет некоторое отличие от подобной теории, существовавшей в Индии его времени. В идее Платона, как мы это уже отмечали, душам позволено выбирать свой жребий, согласно опыту и вкусу, но без учета свершенных подвигов или злодеяний. Платон умалчивает о законе, которому подчинены души. Но мыслители и философы древней Индии полагали, что каждая индивидуальная душа направляется непреложным законом, получая тело в соответствии с содеянным, и вовсе не имеет свободного выбора предстоящей жизни. Они открыли универсальный закон причины и следствия, действия и противодействия, названный в санскрите термином КАРМА, из которого знаем: за каждой причиной тянется следствие сходной природы, а каждое действие порождает подобное же противодействие, и наоборот, каждая реакция есть результат действия или причины сходного характера. И всегда соблюдается равновесие, гармония между причиной и следствием, действием и противодействием. Этот закон Кармы теперь принят в качестве фундаментальной истины современной науки, называемой разными именами: закон причинности, закон компенсации, закон возмездия, закон действия и противодействия, но все они имеют отношение все к той же идее: каждая причина должна порождать подобный себе результат, а каждое действие — подобное себе противодействие.


СВАМИ АБХЕДАНАНДА

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Реинкарнация 2 Реинкарнация, Метемпсихоз, Перевоплощение, Платон, Юстиниан, Христианство, Душа, Смерть, Карма, Длиннопост
Реинкарнация 2 Реинкарнация, Метемпсихоз, Перевоплощение, Платон, Юстиниан, Христианство, Душа, Смерть, Карма, Длиннопост
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!