Сообщество - Духовные практики Востока
Добавить пост

Духовные практики Востока

1 308 постов 1 484 подписчика

Популярные теги в сообществе:

2

23.09.2023 – День рождения Радхи

Шри Рамакришна теперь посвятил себя достижению самых неприступных и головокружительных высот дуалистического поклонения - полному соединению со Шри Кришной как с Возлюбленным сердца. Он считал себя одной из гопи Вриндавана, безумной от тоски по своему божественному Возлюбленному. По его просьбе Матхур снабдил его женским платьем и украшениями. В этом любовном преследовании были забыты пища и питье. Дни и ночи проходили в горьких рыданиях. Острая тоска превратилась в безумное исступление, ибо божественный Кришна начал играть с ним в те старые трюки, с которыми он играл с гопи. Он дразнил и высмеивал, время от времени открывая Себя, но всегда держась в отдалении. Страдания Шри Рамакришны вновь вызвали прежние физические симптомы: жгучее ощущение, выступание крови через поры кожи, ослабление суставов и остановку физиологических функций.

Для того, чтобы постичь Шри Кришну, писания вайшнавы советуют умилостивить Радху и снискать ее благосклонность. Поэтому теперь измученный поклонник обратил свои молитвы к ней. И через короткое время был осчастливлен ее блаженным видением. Он увидел и ощутил фигуру Радхи, погружающуюся в его собственное тело.

Он говорил потом: "Невозможно описать небесную красоту и свежесть Радхи. Сама ее внешность показывает, что она полностью забыла себя в своем страстном влечении к Кришне. Ее кожа была светло-желтой".

Теперь, единый с Радхой, он проявлял великую экстатическую любовь, махабхаву, которая нашла в ней свое полнейшее выражение. Позднее Шри Рамакришна говорил: "Проявление в одном индивидууме девятнадцати различных видов чувства к Богу в книгах по бхакти называется махабхавой. У обычного человека вся жизнь уходит на то, чтобы выразить хотя бы один из них. Но в этом теле <имея в виду себя> возникло полное проявление всех девятнадцати".

Любовь Радхи является предвестницей блистательного видения Шри Кришны и Шри Рамакришна вскоре пережил это видение. Чарующая форма Кришны предстала перед ним и погрузилась в него. Он стал Кришной; он полностью забыл свою собственную индивидуальность и мир; он видел Кришну в себе и во вселенной. Так он достиг конечного осуществления в поклонении Личному Богу. Он пил из источника Неувядающего Блаженства. Боль его сердца исчезла навсегда. Он постиг Амриту, Вечность, вне досягаемости тени смерти.

Как-то раз, слушая чтение Бхагаваты на веранде храма Радхаканты, он погрузился в экстатическое состояние и увидел чарующую форму Кришны. Он увидел сверкающие лучи, исходящие от Лотосных Стоп Кришны в форме толстой веревки, которая коснулась сначала Бхагаваты, а затем его собственной груди, соединяя всех трех - Бога, писание и поклоняющегося. "После этого видения, - говорил он, - я понял, что Бхагаван, Бхакта и Бхагавата - Бог, Поклонник и Писание - на самом деле одно и то же".

Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы

23.09.2023 – День рождения Радхи Кришна, Трансвеститы, Любовь, Пастушка, Чувства, Экстаз, Длиннопост

Радха

23.09.2023 – День рождения Радхи Кришна, Трансвеститы, Любовь, Пастушка, Чувства, Экстаз, Длиннопост

Рамакришна

Показать полностью 2
9

Фоторепортаж. Ступа тысячи будд возводится в Непале

Фоторепортаж. Ступа тысячи будд возводится в Непале Непал, Буддийская Ступа, Строительство, Длиннопост

В Непале в женском монастыре Качо Гакьил Линг при монастыре Копан продолжается строительство необычной по своей форме ступы. При входе в женский монастырь возводится ступа, отчетливо напоминающая главную буддийскую достопримечательность Бодхгаи – храм Махабодхи. Строительство новой ступы посвящено бывшему настоятелю мужского и женского монастырей Копан Кхенсуру Ринпоче Ламе Лхундрупу Ригселу.

В течение почти 40 лет Кхен Ринпоче Лама Лхундруп Ригсел неустанно служил в монастыре Копан, воплощая устремления и обширное видение ламы Еше и ламы Сопы Ринпоче.

Фоторепортаж. Ступа тысячи будд возводится в Непале Непал, Буддийская Ступа, Строительство, Длиннопост

Кхен Ринпоче Лама Лхундруп Ригсел родился в Тибете в 1941 году в бедной крестьянской семье. Будучи ребенком, он поступил в монастырь Сера, а в 1959 г. бежал в Индию от китайского вторжения в Тибет. В Букса Дуар, лагере для беженцев в Северной Индии, куда индийское правительство направило многих монахов, он познакомился с ламой Еше и ламой Cопой Ринпоче. Там же он учился у таких великих мастеров, как геше Рабтен и др. В 1973 г. он был приглашен ламой Еше в Копан для преподавания философии копанским монахам. Он приехал тогда из монастыря Сера на юге Индии, где настоятель разрешил ему отлучиться всего на три месяца, так как он был лучшим учеником. С тех пор он остался в Копане.

Он заботился о постоянно растущей группе монахов и монахинь Копана, и поддерживал реализацию проектов ламы Cопы Ринпоче и ламы Еше. Он также заботился о зарубежных учениках Дхармы, которые приезжали в Копан из Сингапура, Малайзии, Австралии, Европы и Америки и других стран. Лама Лхундруп стал настоятелем, «Кхен Ринпоче» или «Драгоценным настоятелем» монастыря Копан официально в 2001 году, этот титул был присвоен ему Его Святейшеством Далай-ламой XIV, хотя неофициально он занимал эту должность со времени ухода из жизни ламы Еше в 1984 году. В июле 2011 г. из-за прогрессирующего рака желудка, Лама Лхундруп сложил с себя обязанности настоятеля монастыря.

Одним из самых значительных достижений ламы Лхундрупа в Копане стало создание программы изучения философии, которая позволила монахам получить степень геше. Эта программа была официально признана в 2010 году. Благодаря многолетним самоотверженным усилиям ламы Лхундрупа монастырь Копан присоединился к трем великим монастырям линии гелуг (Сера, Ганден и Дрепунг) и Таши Лхунпо в качестве учереждения, в котором монахам присваевается степень геше.

Лама Лхундруп также организовал изучение философии для монахинь женского монастыря Кхачо Гакьил, откуда теперь выпускаются монахини, получившие звание геше. При жизни лама Лхундруп также принял на себя ответственность за курирование монастыря Му в регионе Цум, женского монастыря Рачен, а также монастыря Шедуп Линг в Солу Кхумбу.

Кроме того, лама Лхундруп содействовал учреждению непальского гелугпинского молитвенного фестиваля «Великий монлам», который теперь ежегодно проходит в Копане. А также участвовал в создании непальского образовательного гелугпинского форума, в рамках которого все непальские монастыри, следующие традиции гелуг ежегодно стали собираться вместе для проведения диспутов.

7 сентября 2011 года Кхенсур Ринпоче Лама Лхундруп Ригсел после тяжелой болезни покинул этот мир.

По совету ламы Тхубтена Сопы Ринпоче Кхенсур Лама Лхундруп был кремирован в монастыре Копан. При кремации наблюдались особые знаки, а при демонтаже кремационной ступы было найдено множество драгоценных реликвий (шарира), свидетельствующих о его духовных достижениях.

Лама Сопа Ринпоче, присутствовавший в это время в Копане, даровал общине монастыря наставления о том, что необходимо сделать для скорейшего возвращения нового воплощения учителя. Среди этих советов были следующие:

- В Копане, рядом с местом кремации, необходимо быстро построить ступу. Строительство этой ступы было завершено в 2013 году и в мае в монастыре Копан состоялась церемония освящения памятной ступы ламы Лхундрупа Кхенсура Ринпоче. Лама Сопа Ринпоче возглавил церемонию освящения и открытия ступы.

- Заказать статую по образу и подобию Кхенсур Ламы Лхундрупа, что и было сделано.

- Построить большую ступу Махабодхи, напоминающую храм-ступу Махабудда в Патане (Непал), которая, в свою очередь, создана по аналогии с храмом Махабодхи в Бодхгайе.
Именно эта ступа возводится в эти дни в женском монастыре Кхачо Гакьил Линг, перед новой гомпой.

В новой ступе будут размещены 9000 небольших статуй будд, установленные в изысканных резных нишах, 35 будд покаяния, и полутораметровые статуи будд: Херуки, Майтрейи и Амитабхи.

Ступа, с небольшой гомпой в основании, будет находиться в центре круга коры* (*дорожки для обхождения святого объекта с целью накопления заслуг). Она станет объектом почитания для многих последующих поколений, способствуя сохранению учения Будды в Непале и в этом мире. Ступа будет наполнена драгоценными субстанциями, святыми предметами, такими как сотни томов Учения Будды, тысячами уже готовящихся статуэток Ца-ца, благоприятными подношениями и благовониями, а внешне дополнена барельефами из жизни Будды, символическими украшениями и архитектурными деталями, созданными искусными мастерами из Непала.

Фоторепортаж. Ступа тысячи будд возводится в Непале Непал, Буддийская Ступа, Строительство, Длиннопост

(тут еще ряд фото, мне они показались не очень удачными, поэтому не копирую)

Показать полностью 3
3

Только "женщина и золото" являются препятствием

Только "женщина и золото" являются препятствием Женщины, Духовные практики, Духовность, Йога, Отречение

Учитель: "Мне хочется навестить Ишвара Чандру Видьясагара еще несколько раз. Художник сначала рисует основной контур, а затем не спеша добавляет детали и цвета. Лепщик сначала делает скульптуру из глины, затем сглаживает неровности, затем покрывает известковым раствором, а после всего этого расписывает ее кистью. Все эти шаги должны выполняться последовательно. Видьясагар полностью готов, но его духовная сущность покрыта тонким наслоением. Он сейчас занят исполнением добрых дел; но он не знает, что есть у него внутри. У него внутри спрятано золото. Бог обитает в нас. Если человек узнает это, он чувствует желание оставить всякую деятельность и молиться Богу с жаждой в душе".

Так Учитель разговаривал с М. - то останавливаясь, то прохаживаясь взад и вперед по длинной веранде.

Учитель: "Немного духовной практики необходимо - для того, чтобы узнать, что лежит внутри".

М: "Необходимо выполнять практику в течение всей жизни?"

Учитель: "Нет. Но вначале нужно быть энергичным. После этого нет нужды работать в поте лица. Кормчий встает и крепко сжимает руль, пока лодка борется с волнами, шквалами, сильным ветром, или пробирается по излучинам реки, - но он расслабляется, миновав их. Как только лодка пройдет излучины и кормчий почувствует попутный ветер, он сидит спокойно и только придерживает руль. Потом он разворачивает парус и достает свою трубку. Подобно этому, искатель наслаждается миром и покоем, миновав валы и шквалы "женщины и золота".

Некоторые рождаются со свойствами йогов, но они тоже должны быть осторожными. Только "женщина и золото" являются препятствием - они заставляют их отклоняться от пути йоги и тянут их в мирское. Вероятно, они имеют некоторое желание наслаждаться. Удовлетворив свое желание, они снова направляют свои умы на Бога и так обретают снова свое прежнее состояние ума, годное для практики йоги.

Ты когда-нибудь видел пружинную снасть для ловли рыбы под названием "сатка-кал"?"
М: "Нет, господин, не видел".

Учитель: "Ими пользуются в нашей округе. Один конец бамбукового шеста втыкают в землю, а другой пригибают стяжкой с защелкой. С этого конца свисает в воду леска с крючком, с насажанной наживкой. Когда рыба хватает наживку, бамбук резко распрямляется и возвращается в свое вертикальное положение.

Вот еще, - возьми чаши весов, например. Если на одну сторону кладут груз, одна стрелка отходит от другой. Нижняя стрелка - это ум, а верхняя - Бог. Их совмещение есть йога.

Пока ум не стал устойчивым - не может быть йоги. Именно ветер мирского постоянно беспокоит ум, который можно сравнить с пламенем свечи. Если это пламя совершенно не колеблется, тогда говорят, что человек достиг йоги.

Только "женщина и золото" являются препятствиями на пути к йоге. Всегда анализируй, что ты видишь. Что в теле женщины? Только такие вещи, как кровь, плоть, жир, внутренности и прочее. Почему человек должен любить такое тело?

ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
Глава 4
«СОВЕТЫ ДОМОХОЗЯЕВАМ»

Показать полностью
5

Лекция Андрея Терентьева пройдет в Санкт-Петербурге

Лекция Андрея Терентьева пройдет в Санкт-Петербурге Буддизм, Санкт-Петербург, Приглашение

Издательство «Нартанг» приглашает на встречу с Андреем Терентьевым, которая пройдет в северной столице 26 сентября. После лекции запланирована сессия вопросов и ответов.

Начало в 19:30 (мск).

Адрес: г. Санкт-Петербург, буддийский культурный центр «Зелёная Тара», ул. Большая Зеленина, д. 1/44. Вход в арку с Малого пр., метро Чкаловская. Дальняя дверь по правой руке.

Также будет организована трансляции в Zoom и на Youtube-канале издательства «Нартанг».

Вход свободный.

Андрей Терентьев — советский и российский буддолог, переводчик. Кандидат исторических наук. Автор сотен научных статей по буддизму. Изучает и практикует буддизм более 45 лет. Андрей известен в России как издатель буддийских классических текстов (прежде всего, Ламрим Ченмо Чже Цонкапы).

Показать полностью
3

История духовного развития Индии - история народа, идущего на завоевание высшей Реальности

История духовного развития Индии - история народа, идущего на завоевание высшей Реальности Адвайта, Индия, Майя, Реальность, Цель, Народ, Мир

Ганга у Дакшинешвара

Как известно, вся тысячелетняя история духовного развития Индии есть история бесчисленного народа, идущего на завоевание высшей Реальности. Все великие народы мира, в сущности, имеют одну и ту же цель, явную или скрытую: они — завоеватели, идущие из века в век на приступ этой Реальности, частью которой они сами являются, которую они охватывают, по которой взбираются, падают время от времени, истощенные, и затем, переведя дух, снова устремляются вперед, пока не овладеют ею или не погибнут. Только все они видят разные стороны этой Реальности. Она точно огромная крепость, обложенная со всех сторон многочисленными армиями, лишенными связи друг с другом. И каждая из них имеет свою тактику и свои орудия войны. И каждой приходится изобретать собственные методы атаки и приступа.

Западные расы штурмуют главным образом бастионы, внешние укрепления — всю сеть физических сил природы, которой они хотят овладеть, чтобы познать управляющие ею законы и направить их против внутреннего города, чтобы сдалась вся крепость.

Индия действует иначе. Она идет прямо к цели, атакуя начальника невидимого Генерального штаба, управляющего всем из центра. Реальность, к которой она стремится, трансцендентальна. Но не вздумайте противопоставлять реализм Запада идеализму Индии. Это два реализма. Индусы по существу своему реализаторы. Они не хотят удовлетворяться абстрактной идеей; чтобы постигнуть ее, они охотно прибегают к приемам чувственного овладения. Им надо видеть, слышать, осязать, попробовать на вкус идею. Богатство их чувственных восприятий, необычная сила фантазии и способность воплощать интуицию в видимый образ далеко превосходят эти же способности на Западе. Имеем ли мы право их отвергать именем нашего разума? Разум кажется нам путем всеобщим, безличным и объективным, открытым для всех людей. Так ли это? Объективен ли он? В какой степени это верно относительно того или другого человека? Не имеет ли разум границ, поставленных ему личностью? И разве не ясно, что «реализации» индуистского разума, которые кажутся нам сверхсубъективными, нисколько не являются таковыми в Индии, где они представляют логический результат научных методов (или тщательного экспериментирования), проверенный веками и должным образом зарегистрированный? Каждый из великих религиозных духовидцев указывает своим ученикам путь, неизменно ведущий к одним и тем же прозрениям… Не заслуживают ли как их, так и наши методы приблизительно одинаковой доли мудрого скептицизма и веры на слово?

Для настоящего научного ума нашего времени даже ошибка, если она добросовестна и совершается всеми, есть уже относительная истина. Если видение искажено, важно знать, в каком направлении происходит это искажение, и искать причины его в некоторой более отдаленной и более высокой реальности.

Всеобщее верование Индии — то определенное, то неясное — заключается в том, что все существующее существует только благодаря универсальному Уму, единому и неделимому, имя которому — Брахман. В нем рождаются различные облики разнообразных предметов, наполняющих Вселенную. И Вселенная обязана своей реальностью этому универсальному духу, который является ее идеей. Мы, индивидуальные умы, составляющие неотъемлемую, органическую часть космического Духа, мы воспринимаем идею Вселенной, многообразной и изменчивой, но мы ей приписываем независимое реальное существование, пока мы не возвысимся до познания единого Брахмана. Нас вводит в заблуждение Майя, Иллюзия, которая, не имея начала и существуя вне времени, заставляет нас считать вечной реальностью то, что есть лишь поток преходящих образов, истекающих из невидимого источника — единственно существующей Реальности.

Ромен Роллан
Жизнь Рамакришны

Показать полностью
6

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини»

Санскритолог, переводчик и исследователь текстов тантры Андрей Игнатьев о современных тантрических учителях.

— Андрей, тема нашего разговора сегодня непростая, вполне возможно, что кого-то она заденет или вызовет споры, но ее стоит поднять, и тема эта — современные учителя тантры. Сейчас появилось очень много учителей тантры, которые предлагают различные курсы, практики и даже есть понятие нео тантра. Что это: дальнейшее развитие классической тантры или это все от ума и еще один способ зарабатывать деньги на доверчивых ищущих людях?

АИ: Эта тема тоже меня давно интересует, поскольку я изучаю классическую индуистские тантру, и понятно, что феномен неотантризма меня тоже не может оставить равнодушным. Сразу скажу, что феномен это весьма сложный и неоднозначный. И давать оценку всему ему весьма сложно.

Вообще, феномен неотантризма возник в Америке еще до Первой мировой войны. Был там такой бизнесмен Пьер Бернар, который основал тантрический орден Америки. Вскоре этот орден прославился у американской прессы, которая начала писать о том, что жители соседних домов постоянно наблюдали в окна мероприятия, организуемые Бернаром. И видели они там обнаженных людей, которые танцевали и веселились. Понятно, что в тогдашней Америке это было воспринято в штыки, вызвало скандал, и уже в 20-е годы Бернар вынужден был распустить свой орден. И потом он жил уже как обычный человек и с темой тантризма он больше не связывался.

Рассвет неотантры относится к 60-м годам прошлого века. И связан он с хиппи, с сексуальной революцией и с ростом интереса ко всему восточному и экзотическому.

Первоначально это больше все-таки были какие-то энтузиасты, которые курили анашу, занимались групповым сексом и так далее. При этом отмечу, что это все это было не на коммерческой основе, то есть этим занимались просто люди, протестующие против тогдашней пуританской американской морали. Но в конце концов нашлись такие ловкие дельцы, которые все это быстро поставили на коммерческие рельсы.

И здесь я бы прежде всего хотел отметить небезызвестного Ошо Раджниша, которому принадлежит такая фраза, что «Rolls-Royce никоим образом не противоречит духовности».

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

И с тех пор неонтантризм прочно ассоциируется с каким-то платными семинарами, ретритами, курсами, тантрическими банями и так далее.

Хотя тоже замечу, что неотантризм до сих пор бывает очень разным.

Я, как исследователь, люблю все раскладывать по полочкам, и я здесь бы тоже выделил разные категории, разные течения неотантризма.

Кстати еще Андре Паду, знаменитый французский индолог предложил такой термин «тантрисанты». Звучит конечно это несколько смешно для нас по-русски, но в его книге «Понять тантризм» он этот термин использует для обозначения тех людей, которые себя именуют тантриками, но с точки зрения классической тантры, ими не являются.

И вот я бы выделил мягкий неотантризм, и более жесткий. В чем их отличие? Приверженцы мягкой неотантры обычно ограничиваются разговорами об отношениях, какими-то «обнимашками», обменом энергиями на мысленном уровне и так далее. А вот жесткий неотантризм – это всякие оргии, свингер-вечеринки, тантрические бани. Это все более жесткая форма неотантры.

Далее отмечу, что некоторые приверженцы, некоторые наставники неотантры все же пытаются в чем-то ориентироваться на традицию. Они изучают тексты тантры, т.к. они совмещают собственные изобретённые ими практики с какими-то реальными практиками из тантрического учения. Т.к. они интересуются традицией.

А другие просто используют слово «тантра» как вывеску для сугубо каких-то своих «самопальных» практик и никакого интереса к классическому тантризму вообще не проявляют.

Возьмем хотя бы название наставника в классической тантре, где он именуется Гуру — духовный учитель. А у неотантриков обычно лидера именует мастером, или там проводником, или вообще тренером. Тренер – звучит, конечно, очень смешно. Это примерно православного священника назвать тренером христианства. Ну примерно так.

Вообще неотантрики бывают иногда очень забавными, смешными и очень пафосными, прямо как из советского журнал «Крокодил» — такие юморные типы.

Ну, обычная форма их деятельности – это организация семинаров, ретритов за плату. Хотя не всегда. Бывают такие энтузиасты, которые просто собираются своими компаниями и какой-то коммерцией они не занимаются. Такое тоже имеет место.

Бывает еще, когда мастера собираются и проводят более крупные мероприятия, именуемые фестивалями. Например, в нашей стране известен фестиваль «Тантрис», который много лет проводили в Крыму. Но сейчас связи с известными событиями его перенесли в другое место.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

Фестиваль «Тантрис»

Так что, как я сказал, неотантра бывает весьма разная. Здесь очень много зависит от самих мастеров, потому что кто-то из них интересуется традицией, кто-то что-то из нее берет. И поэтому в каком-то смысле неотантра может считаться продолжением классической традиции.

Но кто-то из ученых относится очень критично к любой неотантре и отказывает таким людям в вправе называться полноценными тантриками. То есть здесь тоже есть разные подходы. Но все же конечно в такой неотантрической среде, по моим наблюдением, преобладает именно такой самопал. То есть какие-то собственные измышления, построения, практики, которые от классическая тантры весьма далеки. По крайней мере это наблюдается именно в российской среде.

— Что такое вообще тантра — религия ли это? Должен ли человек, передающий тантрические знания быть индуистом, верить в индуистских богов?

Начнем с того,, что такое религия. Религия – это, как говорят словари, во-первых, вера в каких-то богов, в существ сверхъестественных, и так же поклонение им. То есть религия включает два элемента: вера в божества и поклонение им. Если мы откроем любой тантрический текст — классической индуистской или буддистской тантры, то там мы сразу видим, что это сугубо религия и ничто иное.

Там говорится о том, что нужно поклоняться Кали, поклоняться Таре, поклоняться Шиве. И все действия, которые там предписываются, они относятся именно к поклонению этим божествам.

Тантризм не представляет собой что такое самостоятельное. То есть тантризм — это мистическое течение в рамках либо индуизма, либо буддизма. Бывает еще джайнская тантра, но она малоизвестна.

Ты не можешь быть просто самим по себе тантриком. То есть ты либо принадлежишь к индуистскому тантризму, либо к буддистскому.

Вот, например, суфизм – это мистическое течение в рамках ислама. И невозможно быть суфием, не будучи мусульманином. Хотя, конечно, есть такие фантазеры, которые заявляют, что они не мусульмане, а суфии. Звучит тоже очень забавно.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

» Тантрические практики поклонения божествам — они весьма трудные, сложные, и далеко не каждый их может совершать»

Кстати, при этом некоторые мастера неотантры из кожи вон лезут, утверждая, что тантра — это не религия. Почему люди это делают – понятно. Они заинтересованы в том, чтобы максимально расширить свою аудиторию. Потому что если назвать тантру религией, то, например, христиане туда уже не пойдут. А если сказать, что тантра – это не религия, а какая-то абстрактная духовность, то почему бы и не позаниматься ею в удовольствие.

А кроме того, практики поклонения божествам — они весьма трудные, сложные, и далеко не каждый их может совершать. Здесь нужно терпение, нужно изучать правильное произношение мантр, и вообще много чего знать, приобретать определённые предметы для культа. Понятно, что массу людей это отпугивает. А просто потереть там друг друга в бане, веничком — это просто и приятно. И вот такая тантра – она общедоступная и понятная.

Поэтому многие мастера и говорят, что тантра – это не религия, а это баня, это массаж, отношения, гармонизация отношений мужчины и женщины и так далее.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

— Андрей, а как вообще человек становится тантрическим учителем? должен ли он получить для этого посвящение, пройти определенные обряды? И может ли человек, который не был в Индии и не получал никаких посвящений учить тантре других людей? И тем более готовить новых учителей?

В классической индуистской тантре не только, чтобы быть учителем, а вообще, чтобы стать настоящим тантриком, необходимо посвящение, на санскрите именуемое «дикша». В Куларнава-тантре прямо так и сказано: без дикши нет мокши. То есть нет освобождения.

И тем более посвящение необходимо, чтобы стать гуру. Есть разные виды посвящений. Вот Андре Паду в своей книге «Понять тантризм» тоже это все очень хорошо описывает.

Также, например, чтобы стать православным священником, чтобы тебя посвятили в сан, недостаточно просто хорошо знать Библию, историю церкви и так далее. Точно также, чтобы стать тантрическим гуру необходимо получить специальное посвящение. И стать частью это вот цепи преемственности — парампары на санскрите.

Конечно, можно задаться вопросом, что если учителя следуют этой парампаре, то кто же тогда был первым учителем, и как он получил посвящение? Это тоже, конечно, интересный вопрос, поскольку все эти линии, вся их история теряется в глубине веков.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

«Парампара» — «непрерывная традиция», т.е. она обозначает непрерывную линию передаваемого знания от гуру к ученику

Что касается вопроса о том нужно обязательно посещать для получения дикши Индию, то кстати здесь можно сказать, что для того, чтобы быть классическим тантриком, в Индии быть вообще не обязательно. То есть посвящение необходимо, а Индию для этого посещать совсем не обязательно, потому что уже в Средние века индуистский тантризм вышел за пределы Индостана, индийского субконтинента, и распространился вплоть до Индонезии. На Бали до сих пор следы его сохраняются. Точно также ваджраяна, позхднее ставшая известна как тибетский буддизм, она не в Тибете появилась. Она появилась именно в Индии и потом пришла на Тибет. И оттуда далее распространилась в другие страны.

Поэтому можно быть тантриком на Северном полюсе, или на Марсе при желании.

Но вот посвящение с точки зрения тантры, оно необходимо. Хотя тоже обращу внимание, что согласно исследованиям американского индолога Джул Мак-Дэниэл, которая долго общалась с бенгальскими современными тантриками, что многие среди них в наше время какого-то официального посвящения не имеют и не имеют даже гуру. Обычно они ссылаются на то, что им во сне явилась богиня Кали и дала это посвящение. Это называется “свапна-дикша” или посвящение во сне. То есть это такая некая отговорка на случай, если нет формального посвящения, то можно такое посвящение получить от божества во сне. И таких тантриков сейчас тоже много даже в самой Индии.

И здесь возникает такой момент: человек может иметь какое-то формальное посвящение, но при этом в душе тантриком-то не быть. Есть даже такой термин в ранних тантрах “нирбиджа дикша”, т.е это дикша, которую человек получает, но потом ничего такого не делает, никакой садханой или никакой ритуальной практикой не занимается. Или наоборот: можно в душе быть тантриком, иметь такое мировоззрение, но при этом не иметь формального посвящения.

На этот вопрос наши источники не отвечают.

Вообще, институт посвящений видимо возник не случайно. Потому что когда есть какое-то сообщество людей, то, конечно, они стремятся оградить себя от какой-то основной массы через института такого вступления, чтобы кто попало тантриком или там священником себя не называл. Чтобы в это сообщество входили только поверенные люди.

Это мое предположение как историка, который изучал жизнь таких вот разных сообществ, которые себя пытаются как-то оформить и ограничить от всех остальных.

— Ты сейчас сказал, что тантра вышла за пределы Индии. И мы действительно видим, что раньше центром тантризма был юго-восточный регион Азии — Индия, Непал. А сейчас стало очень много учителей тантры из Израиля, США. Как ты думаешь — действительно ли центр тантры сместился или это все игра на человеческих страстях?

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

Неотантриков очень много в США, Западной Европе, особенно Испании

В свое время Агехананда Бхарати, известный ученый и тантрик в одном лице, говорил, что “если тантра имеет будущее, то оно не в Индии, оно в Америке”. Говорил он это еще где-то в 60-70-е годы прошлого века, потому что он верил, что реальная тантра сможет прижиться в Америке и вообще на Западе.

Связано это было с тем, что тогдашние власти Индии к индуистскому тантризму относились неодобрительно. А сейчас нынешние власти Индии относятся к нему еще более враждебно, потому сейчас там правит партия Бхааратия джаната парти, и по духу ей ближе рамаизм, такой моралистический пуризм — никакого там вина, никакого мяса, никакой эротики. Поэтому, конечно, тантра у них вызывает неприятие. И поэтому тантрики чувствуют себя в других странах более комфортно, нежели чем в современной Индии.

Кстати, еще до этого, в 70-80-е годы тантрикам в Западной Бенгалии очень доставалось от коммунистов. Потому что в ту пору у власти там находилась одна из коммунистических партии Индии, и коммунисты тантриков преследовали вплоть до того, что устраивали погромы, избиения и так далее. Сейчас, к счастью это прекратилось, потому что коммунисты там сошли на нет. Видимо таким образом они как бы были наказаны за свою такую политику воинствующего атеизма.

Но вообще, классические формы тантры прижились в западных странах. Там есть серьезные приверженцы тантризма в классической форме, как индуистского тантризма, так и буддийского. Но все же они, конечно, составляют меньшинство по сравнению с любителями неотантризма, причем зачастую в самой вульгарный его форме.

Вот у нас в стране в свое время была такая деятельница — Юлия Варра. Она в Москве долгое время вела свою деятельность — устраивала всякие свингер-вечеринки и т.д. Обычно неотантра в таких вот формах в основном и распространяется.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

Юлия Варра

И Агехананда Бхарати был, наверное, тоже очень разочарован этим, потому что хотя классическая тантра и проникла в западные страны,  как-то она не стала очень популярна. И у большинства людей при слове “неотантра” сразу возникает образ такой разгульной вечеринки, или же что-то о психологии отношений, гармонизации семьи, ну вот такого психоложества, связанного с гендерными отношениями.

— Андрей, а как понять, что перед тобой действительно настоящий учитель тантры, а не какие-то самозванцы или инфоцыгане? На какие критерии обращать внимание?

Вообще, это вопрос сложный. И раньше я сразу бы ответил, что отличие в том, что у самозванцев какой-то сугубо коммерческий подход, потому что настоящий тантрик, гуру не будет особо наживаться на своих учениках. Для на него главное — это передача знаний, выполнение ритуалов и так далее. А  для неотантриков — главное, чтобы им побольше заплатили, и тогда любые эти практики будут доступны.

Но сейчас я бы так уже не сказал, потому что немало стал наслышан о современных тантрических гуру в той же Индии. Есть многочисленные рассказы о том, как какая-нибудь группа поехала, например, в Варанаси, нашла какого-то бабу, и вот этот баба с них брал деньги за каждый шаг, за каждое слово. Как-то вообще это очень неприятно.

Поэтому сейчас к неотантризму я стал относиться получше, смотря на таких вот представителей классической тантры, которые оказываются такими же коммерсантами, если не хуже.

— Существует укоренившееся мнение, что тантра — это про секс. И современные учителя тантры рекомендует использовать различные нововведения — противозачаточные средства, всякие вещи из секс-шопов. Насколько все это соответствует духу тантры?

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

Буддийское божество Джамбхала (Кубера), Тибете, 18–19 века. В буддийской тантре, также как индуисткой могут присутствовать сексуальные практики.

Да, конечно, как ты сказала, очень многие думают, что тантра — это секс и ничего более. Сразу скажу, что действительно в тантре, в индуистском тантризме секс может присутствовать. То есть сексуальные ритуалы, их описание мы находим реально в источниках, и в реальной жизни они тоже практикуются. Но при этом замечу, что они вовсе не составляют всего объема тантры. Они могут занимать, ну процентов 10.

А для неотантриков зачастую вся тантра сводится сугубо к сексу в той или иной форме. В реальной индуистской тантре секс хоть и присутствует, но занимает весьма ограниченное место. И, кстати, не во всех течениях тантризма он есть. То есть существуют такие течения внутри тантры индуистской, где секса вообще никакого нет, и нет сексуальных ритуалов. Либо они там совершаются сугубо мысленно.

Вот например, в Вамачаре — это путь левой руки в тантре — там сексуальные ритуалы присутствуют, а в Дашкиначаре (путь правой руки) их нет.

Кроме того, еще важно заметить, что в индуистской тантре помимо Эроса, есть еще и Танатос — то есть две могучие силы, которые будоражат человеческое существо*

* Эрос и Танатос – это две антагонистические категории по Фрейду, первая из которых влечет человека к жизни, вторая – к смерти (- Ред.)

И там даже этого Танатоса еще, может быть, больше, чем Эроса. Об этом пишет Джул Мак-Дэниэл, что как раз-таки в бенгальском тантризме символика смерти, разрушения, гибели — там этого гораздо больше, нежели эротики. А если эротика там и есть, то она, скажем так, совсем негламурная. Это не какие-то девочки в колготках в фитнес-центрах. Это могут быть женщины, которые даже могут напугать западного неотантрика, потому что больше они могут быть похожи на Бабу-Ягу, какие-нибудь свирепые Дакини*.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

*Дакини — демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали

Поэтому любители западного неотантризма обычно тему Танатоса игнорируют полностью. Для них тантра — это только Эрос, какое-то развлекалово, веселье, бани, массажи, фитнес и так далее. Но классической тантре все это чуждо.

Что касается всяких контрацептивов, средств для предохранение от беременности, то конечно в Индии этого раньше вообще не было, об этом никто не знал. И конечно, если были сексуальные обряды, то могли рождаться и дети. Но при этом наши источники, как правило, эту тему обходят стороной.

Хотя есть и исключения. Например в кашмирской шиваизме есть такое понятие “йогини-бху”, то есть ребенок, рожденный йогини, когда оба его родителя является тантриками и зачинают его в состоянии самадхи. И он при этом уже с рождения обладает высоким уровнем сознания и сразу становится тантриком.

Согласно преданию, известный кашмирский философ Абхинавагупта был как раз таким вот йогини-бху. То есть его мать была тантрической йогини.

Далее еще в Маханирване-тантре также описывается ритуал зачатия ребенка. При этом используется тантрические мантры.

Но все же подавляющее большинство текстов эту тему игнорирует и никак не освещает.

А поскольку современные люди не хотят иметь никаких последствий, то, конечно, неотантрики могут призывать использовать такие средства, чтобы детей не было. Ну а раньше, в древности, этого не боялись — чем детей больше было, тем лучше. И 5 и 10 детей — в принципе это было нормально. Тогда людей видимо эта тема не так беспокоила, как наших современников.

Да и вообще, тема “тантры и секса” получила в западных странах даже такое комичное развитие. Там возникли даже такие течения неотантры, называемые “гей-тантра”, “лесби-тантра”, “БДСМ-тантра” и так далее.  У нас до этого не дошло, в вот во Франции и в Америке уже есть такие центры.

Андре Паду, сам француз, в своей книге высмеивает это явление, потому что настоящей тантре присущ именно акцент дуальной полярности мужского и женского. То есть мужчина должен быть стопроцентным мужчиной, а женщина — стопроцентной женщиной. Об этом, кстати, сказано в Шакти Сангама тантре, мой перевод которой недавно вышел.

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини» Индуизм, Тантра, Тантрический секс, Интервью, Видео, YouTube, Длиннопост

«Настоящей тантре присущ именно акцент дуальной полярности мужского и женского»

Но, конечно, неотантриком все не указ, и они придумывают те формы тантры, которые можно коммерческие раскрутить.

Вот, например, у нас, в наших условиях, популярна тантрическая баня, тоже такой наводел. А вот в Аргентине популярна тема тантры и танго. То есть там можно тантру развивать, танцуя танго. То есть неотантризм становится на национальную почву в каждой стране, и что-то такое придумывают, чтобы зацепить местную публику.

Подводя итог, можно сказать, что да в тантре может быть секс, могут быть сексуальные ритуалы, но они не занимают всего этого пространства ритуального. Там много других практик — мантры, янтры, мудры, пуджи — все это там присутствует. Кроме того, кроме Эрос в тантре всегда соседствует с Танатосом, то есть с темой разрушения, смерти, погибели. Это тоже там есть.

— Андрей, ну и в завершение: в чем опасность лже-учения тантры как для ученика, так и для самого лже-учителя? Существует же понятие кармы. Твое мнение об этом?

Вопрос это весьма простой. Потому что, если мы откроем Куларнава тантру, то увидим, что авторы этой тантры, которая была создана тысячу лет назад, уже предвидели современную ситуацию. Там так и написано, что все эти учителя-невежды, учителя, которые обманывают или что-то придумывают, которые обирают своих учеников — они все попадают в Нараку, то в индуистский ад. И ничего хорошего их не ждет.

В Куларнава тантре есть очень хорошая фраза, которая меня полюбилась. Там сказано, что есть много учителей, которые освобождают своих учеников от богатств, но есть мало учителей, которые освобождают их от страданий.

Очень точно сказано. Посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, когда стало много всяких курсов тантры, семинаров ретритов. Плати деньги —  и сбудется любая твоя фантазия, любой твой каприз. А вот какой-то серьезной религиозной мистической практики бывает мало. Увы, сейчас положение такое.

И авторы Куларнава тантры эту ситуацию предвидели и отразили это в своем замечательном произведении. Поэтому согласно классической тантре, таких псевдо-гуру и их последователей ничего хорошего не ждет. Их ждут всевозможные мучения за то, что они распространяли ложные знания и обманывали людей.

Источник

Показать полностью 10
4

Праздник Бога Ганеши

В эти дни, по всему миру индуистские общины отмечают Ганеша чатуртхи, традицию всенародного празднования которого заложил просветитель и борец за независимость Индии - Бал Гангадхар Тилак. Проходят празднования и в Москве.

Праздник Бога Ганеши Ганеша, Исккон, Праздники, Индуизм, Адвайта, Москва, Длиннопост

Тилак

Тилак и Свами Вивекананда питали друг к другу глубокое взаимное уважение и почтение. Они случайно встретились во время поездки в поезде в 1892 г., и Тилак пригласил Вивекананду в свой дом.

Праздник Бога Ганеши Ганеша, Исккон, Праздники, Индуизм, Адвайта, Москва, Длиннопост

Вивекананда

Когда Вивекананда умер в молодом возрасте, Тилак выразил глубокую скорбь и посвятил ему статью в газете Kesari. Тилак сказал о Вивекананде следующее:

"Ни один индуист, сердцем переживающий за интересы индуизма, не может не скорбеть по поводу самадхи Вивекананды. Вивекананда взял на себя бремя вечно нести знамя философии Адвайты всем народам мира и донести до них понимание истинного величия индуистской религии и индийского народа. Он надеялся, что благодаря своему образованию, красноречию, энтузиазму и искренности выполнение этой задачи увенчается успехом, так как он заложил для нее надежный фундамент; но с самадхи Свами эти надежды исчезли. Тысячу лет назад другой святой, Шанкарачарья, воскресил славу и величие индуизма. На закате XIX века вторым Шанкарачарьей стал Вивекананда, явивший миру славу индуизма. Его работа еще не завершена. С его смертью мы упускаем нашу славу, нашу независимость, всё".

Праздник Бога Ганеши Ганеша, Исккон, Праздники, Индуизм, Адвайта, Москва, Длиннопост

в Москве 19.09.2023

Праздник Бога Ганеши Ганеша, Исккон, Праздники, Индуизм, Адвайта, Москва, Длиннопост

в Москве 19.09.2023

Праздник Бога Ганеши Ганеша, Исккон, Праздники, Индуизм, Адвайта, Москва, Длиннопост

в Москве 19.09.2023

Показать полностью 5
7

В дацане Бурятии ламы освятили статуи Будды Майдари

В дацане Бурятии ламы освятили статуи Будды Майдари Буддизм, Бурятия

16 сентября в Шибертуйском дацане Бичурского района Бурятии провели освящение статуи Будды Майдари (Майтреи). Ширээтэ ламы и ламы Буддийской традиционной Сангхи России совершили обряд под руководством Дид Хамбо-ламы Дагбы Очирова.

Статуя выполнена мастером Анатолием Шоболовым. Высота скульптуры выше 3 метров 50 см. Статуя сделана на средства верующих Шибертуйского дацана.

- Считается, что каждый, кто встретится с статуей Будды Майдари, имеют шанс встретиться с ним, - сообщили в пресс-службе Сангхи.

Напомним, что в отличие от других будд Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами являются: золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы. Согласно учению Махаяны Будда Майтрея пребывает в обители Тушита, проповедует там учение небожителям в ожидании времени, когда сможет сойти на Землю. Перед его рождением на планете Земля вырастет и распустится цветок невообразимой красоты – Удумбар.

Источник

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!