Серия «Глупые причины»

Авиакатастрофа из-за запятой: пилоты полетели в неверном направлении

3 сентября 1989 года Boeing 737-241 авиакомпании VARIG готовился выполнить пассажирский рейс маршруту Мараба-Белен (Бразилия). На борту находилось 54 человека: 48 пассажиров и 6 членов экипажа.

Авиакатастрофа из-за запятой: пилоты полетели в неверном направлении Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Происшествие, Ошибка, Катастрофа, Гражданская авиация, Авиакатастрофа, Футбол, Некомпетентность, Длиннопост, Негатив

Тот самый Boeing 737

Расстояние между городами составляло всего 450 километров, поэтому полёт предстоял недолгий, продолжительностью около 50 минут. Курс в плане полёта был указан как 0270, что командир понял как 270°, и ввёл его в бортовой компьютер. В 17:35 самолёт вылетел из Марабского аэропорта и после набора высоты занял эшелон 8850 метров, следуя при этом по курсу 270° строго на запад.

Навигационное оборудование Boeing 737-200 не позволяло определить фактическое местонахождение самолёта. Но в салоне находился пассажир, который ранее неоднократно летал по маршруту Мараба-Белен. Ему показалось странным, что закатное Солнце, находится впереди, а не слева от самолёта, как во время предыдущих рейсов. Пассажир сообщил об этом стюардессе, та передала информацию пилотам, но они не отнеслись к ней серьёзно. Есть версия, что в это время экипаж по самолётному радиоприёмнику слушал трансляцию футбольного матча Бразилия-Чили.

Следующий звонок о том, что полёт идет не по плану, прозвенел через 23 минуты после вылета. Согласно расчётам, до Белена оставалось 165 километров. Экипаж попытался связаться с диспетчером Белен-подход, однако ни на одной из частот сделать это не удалось. Связь с диспетчером была установлена только через другой Боинг, который выступил в качестве ретранслятора. Пилоты запросили смену высоты, так как по расчётам они достигли точки начала снижения. Диспетчер разрешил занять эшелон 6100 метров.

Когда, исходя из пройденного расстояния, лайнер должен был уже находиться неподалёку от Белена, командир решил, что они пролетели аэропорт назначения и развернул лайнер на обратный курс. Прямая связь с Беленом по-прежнему отсутствовала, но через другой самолёт экипаж всё же запросил разрешение на дальнейшее снижение до эшелона 1200 метров. При прохождении эшелона 3050 метров командир выполнил правый доворот на юг, а затем занял эшелон 1200 метров, который сохранял на протяжении 1 часа и 14 минут.

С момента взлёта прошло уже 2 часа и 10 минут, а Белен на горизонте так и не появился. Тогда пилоты поняли, что после вылета они следовали неправильным курсом. После этого они поднялись до 2600 метров, чтобы сориентироваться на местности. Вскоре из-за выработки авиатоплива остановился левый двигатель, а две минуты остановился и правый. К тому времени было темно и отсутствовали какие-либо визуальные ориентиры. Экипаж связался с другими рейсами и успел объявить сигнал бедствия.

Через 3 часа и 10 минут после вылета Boeing 737 жёстко приземлился прямо в джунгли Амазонии. При ударах о деревья пассажирские кресла сорвались со своих креплений, при этом травмировав пассажиров. Один из них, который не был пристёгнут и погиб на месте. Спасатели сразу же приступили к поискам на участке между Марабой и Беленом, но место крушения обнаружить не удалось.

Авиакатастрофа из-за запятой: пилоты полетели в неверном направлении Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Происшествие, Ошибка, Катастрофа, Гражданская авиация, Авиакатастрофа, Футбол, Некомпетентность, Длиннопост, Негатив

На месте катастрофы

Тем временем один из пассажиров, который хорошо ориентировался в дикой местности, обнаружил неподалеку от места падения лайнера экскременты крупного рогатого скота. Тогда группа из четырёх пассажиров направилась в поисках помощи и, пройдя около 40 километров, вышла на ферму. Там была радиостанция, с помощью которой удалось описать примерное место падения лайнера.

Через два дня после крушения спасатели наконец-то обнаружили выживших. Лайнер упал в 1100 километрах южнее Белена. Самолёт был сильно повреждён и частично разрушился. Той же ночью, через 52 часа после катастрофы, были эвакуированы первые раненые. Число погибших к тому времени составило 8 человек, а к моменту окончания эвакуации (63 часа после катастрофы) достигло 12. Ещё 1 пассажир умер от полученных травм позже, но в официальном отчёте он был не учтён как погибший.

Следствие быстро установило, почему в бортовой компьютер был введён неверный курс. Значение «0270» в плане полёта командир понял, как курс 0270°. При этом, в авиакомпании планы полётов составлялись с применением компьютеров. Последняя цифра в значении курса означала десятые доли, но из-за программных ограничений десятые доли не отделялись запятой. Об этом гласил изданный в авиакомпании бюллетень. Таким образом, указанное в плане полёта значение «0270» надо было читать как 027,0°, то есть самолёт должен был лететь курсом 27° на северо-северо-восток. Однако, из-за ошибки командира лайнер направился на 117° левее — на запад.

Эту ошибку мог бы заметить второй пилот, но тот не стал изучать имеющиеся полётные документы, а вместо этого выставил такие же настройки, что и командир. Ошибка поставила всех в тупик, ведь пилоты были достаточно опытными и хорошо отдохнувшими перед полётом, а командир относительно недавно вернулся из отпуска. По мнению психологов, командир мог забыть про неотделяемые точкой десятые доли, так как его отвлекли сторонние факторы (в частности, футбольный матч Бразилия-Чили).

Авиакатастрофа из-за запятой: пилоты полетели в неверном направлении Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Происшествие, Ошибка, Катастрофа, Гражданская авиация, Авиакатастрофа, Футбол, Некомпетентность, Длиннопост, Негатив

Зелёным - фактический маршрут самолёта

Экипаж не придал значения тому факту, что они летят на запад, а не на север, даже после предупреждения от пассажира, так как излишне доверял бортовому компьютеру. Не насторожил пилотов и тот факт, что с диспетчером удалось связаться только через другой самолёт. Когда же пройденное расстояние превысило расчётное, КВС ошибочно посчитал, что они попросту пролетели аэропорт Белена, поэтому лёг на обратный курс.

Далее он попытался поймать чёткий сигнал на Белен, но радиоприёмники при этом были настроены не на радиомаяки, а на общественные радиостанции в Белене. Ориентируясь на слух, пилоты в поисках более чёткого сигнала начали следовать вдоль реки Шингу. Только после этого они поняли, что летят не совсем в ту сторону. Пилоты, осознавая, что заблудились и в какой тяжёлой ситуации они оказались, не стали своевременно предупреждать об этом авиадиспетчера. Кроме того, в ходе расследования было отмечено, что экипаж практически не использовал навигационные карты.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Показать полностью 2

Роковая бочка на Як-40

17 мая 1986 года Як-40 Аэрофлота готовился к вылету из аэропорта Ханты-Мансийска, чтобы совершить облёт после ремонта передней стойки шасси. Экипаж из 5 человек надлежащим образом к полёту не подготовился, так как был вызван в последний момент.

Роковая бочка на Як-40 Авиация, Самолет, Происшествие, Аэропорт, Полет, СССР, Трагедия, Бочка, Ханты-Мансийск, Катастрофа, Авиакатастрофа, Пилот, Як-40, Длиннопост, Негатив

Як-40 вылетел из аэропорта, чтобы выполнить контрольный полёт по кругу, а затем посадку. Когда самолёт занял 6000 метров, экипаж запросил разрешение на выполнение задания в течение 5 минут на данной высоте. Затем, на 390 км/ч и при постоянном режиме работы двигателей было выполнено несколько виражей с креном до 60 градусов. Когда Як-40 выходил из левого виража скорость была снижена до 360 км/ч за счёт отклонения штурвала «на себя» и подъёма носа.


Через 14 секунд экипаж начал выполнять бочку. Во время этой фигуры пилотажа самолёт вращается относительно продольной оси. Но штурвал по прежнему был отклонён «на себя». В результате, через 8 секунд самолёт, перевернувшись «на спину», опустил нос вниз и стал терять высоту. Когда скорость достигла 470 км/ч, экипаж уменьшил режим работы всех трёх двигателей и вывел самолёт из вращения. В этот момент Як-40 снижался со скоростью 100 м/с и пилоты начали выводить его в горизонтальный полёт.


На высоте 4500 метров и при скорости 620 км/ч вертикальная перегрузка достигла 5,25 единиц, что в полтора раза выше максимально допустимой (3,4). В этот момент от левой консоли крыла отделился кусок, который врезался в киль и снёс его, вместе со стабилизаторами, рулём высоты и направления. Як-40 остался без управления и начал беспорядочно вращаться. Из-за перегрузок у него оторвало секции закрылков и часть обшивки правой плоскости крыла. В итоге неуправляемый самолёт врезался в землю и полностью разрушился. Все, кто был на его борту, погибли.

Роковая бочка на Як-40 Авиация, Самолет, Происшествие, Аэропорт, Полет, СССР, Трагедия, Бочка, Ханты-Мансийск, Катастрофа, Авиакатастрофа, Пилот, Як-40, Длиннопост, Негатив

Согласно выводам комиссии по расследованию, причинами катастрофы стали грубые нарушения, допущенные экипажем, выразившиеся в выполнении недозволенных манёвров в процессе облёта. Также, грубые нарушения допустил командно-руководящий состав авиапредприятия при организации данного полёта. Кроме того, были отмечены недостатки в воспитательной работе с личным составом, в организации облётов самолётов и контроля за полётами в Ханты-Мансийском авиаотряде.


Видеоверсию этой истории смотрите на Ютубе

https://www.youtube.com/channel/UCbsm93peCOX96s7csdFOogg


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Показать полностью 1

Роковая бочка (катастрофа Як-40 под Ханты-Мансийском)

Для этого видео я нашёл запись, где Як-40 делает бочку!

Текстовая версия будет чуть позже.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Показать полностью

Мандариновый рейс или аварийная посадка из-за ошибки пилота

Решил немного поэкспериментировать с форматом изложения постов и сделал короткую видеоисторию.

Я постарался визуализировать происшествие с Ан-12 под Киевом, о котором писал ранее. Если взлетит - буду делать такие видео регулярно. Текстовые версии продолжу публиковать в обычном режиме.


Всем приятного просмотра. Если вам нравится такой формат - ставьте лайки и пишите комменты, желательно в Ютубе тоже.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/


В Дзен

https://zen.yandex.ru/rumayday

Показать полностью

Вред от сигарет

17 ноября 1990 года Ту-154М авиакомпании “Аэрофлот” выполнял грузовой рейс по маршруту Базель-Москва. Самолёт был пассажирским, однако, в связи с отсутствием других бортов, его загрузили коробками с сигаретами “Winston”. 1217 коробок общим весом 18 тонн были размещены в проходах, между сиденьями и даже в центральной кухне. Плотность была такая, что у экипажа не было возможности попасть в хвостовую часть. На борту находилось 6 человек: КВС, второй пилот, штурман, бортинженер, бортоператор и КВС-проверяющий.

Вред от сигарет Самолет, СССР, Европа, Ту-154, Пилот, Экипаж, Авария, Происшествие, Падение, Пожар, Сигареты, Курение, Длиннопост, Повтор

Ту-154


Первый час полёта прошёл без происшествий. Однако, над Чехословакией бортоператор сообщил капитану о дыме в салоне. КВС-проверяющий сходил в салон и уточнил, что дым идёт из плафонов освещения и из вентиляционных отверстий. Это было похоже на возгорание электропроводки, поэтому экипаж обесточил салоны и выключил систему вентиляции. Также пилоты запросили вынужденную посадку в аэропорту Праги, который находился в 100 километрах.


После получения разрешения на посадку, КВС-проверяющий приказал пилотам приступать к аварийному снижению, а сам отправился в салон для борьбы с пожаром. Вместе с бортоператором они разрядили огнетушители в вентиляционные отверстия. Однако, толку от этого не было, задымление усиливалось. Тогда они предположили, что горит либо двигатель №2, либо хвостовой технический отсек.


В это время пилоты из-за стресса вместо аварийного снижения, которое требовал КВС-проверяющий, приступили к нормальному. Когда тот вернулся в кабину, он увидел что скорость снижения составляет всего 10 м/с, вместо ожидаемой 60 м/с, а лайнер находится на высоте 7000 метров. Тогда он ещё раз приказал пилотам приступить к аварийному снижению. В это время бортинженер доложил, что горят все сигналы о неисправности всех двигателей, но температура и обороты в норме. КВС-проверяющий приказал выключить двигатель №2.


Между тем дым начал проникать в кабину пилотов. Вскоре в его клубах исчезла приборная панель. Для проветривания пришлось открыть форточки. Экипаж надел кислородные маски, но из-за волнения все забыли переключить микрофоны в положение «Маска». Теперь диспетчер не слышал их докладов, а сами члены экипажа с трудом общались между собой. На высоте 2700 метров, благодаря просвету в облаках, пилоты смогли сориентироваться на местности. Однако, на 2000 метрах борт снова попал в слой облаков. Когда сработала сигнализация опасного сближения с землёй КВС-проверяющий снял маску и приказал пилотам выводить самолёт из снижения. На высоте 200-150 метров Ту-154 вышел из облаков. Экипаж, осмотрев местность, решил садиться на вспаханное поле.


Самолёт коснулся земли через 13 минут с момента первого сообщения о пожаре. Сразу после касания горящий Ту-154 врезался в полутораметровую насыпь асфальтированной дороги. В это время по дороге ехал автомобиль, который успел затормозить прямо перед лайнером. При ударе оторвалась носовая стойка шасси, а самолёт подскочил вверх и врезался в провода ЛЭП, разрушившись на несколько частей. При этом, передняя часть фюзеляжа с находящимся в ней экипажем до того как остановиться совершила три оборота. Тем не менее, все шестеро человек на борту выжили и сумели выбраться самостоятельно. КВС отделался переломом рёбер, второй пилот травмой головы, а штурман переломом ключицы. Самолёт приземлился на территории Чехословакии в районе деревни Дубенец. Груз (сигареты) был, по большей части уничтожен в пожаре. То, что уцелело растащили местные жители.

Вред от сигарет Самолет, СССР, Европа, Ту-154, Пилот, Экипаж, Авария, Происшествие, Падение, Пожар, Сигареты, Курение, Длиннопост, Повтор

На месте происшествия


Комиссия по расследованию пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной пожара стало размещение груза с сигаретами на бортовой кухне в центральной части фюзеляжа. Одна из коробок от вибрации при взлёте включила расположенный под столешницей тумблер электрической плиты. Из-за этого стоявшая прямо на плите коробка с сигаретами нагрелась, а затем и загорелась.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Показать полностью 2

Дикий пассажир

Дикий пассажир Авиация, Самолет, Катастрофа, Авария, Крушение, Авиакатастрофа, Африка, Крокодилы, Курьез, Полет, Нарушение, Паника, Негатив

Безопасность полётов сейчас обеспечивается на самом высоком уровне. Если раньше в самолёт умудрялись пронести аж автоматы (Месть), то сейчас изымают даже бутылку воды. Однако, в Африке свои правила. Иногда пассажиры провозят весьма экзотические вещи, которые могут стать причиной трагедии.


25 августа 2010 года самолёт Let L-410 Turbolet местной авиакомпании «Filair», следовал в город Бандунду из провинции Центральное Конго (Демократическая республика Конго). На борту находилось 18 пассажиров, 3 члена экипажа и крокодил. Это не опечатка. Один из пассажиров вёз его в сумке. Во время захода на посадку в аэропорту Бандунду, самолёт внезапно потерял управление и рухнул на дом примерно в 1 километре от взлетно-посадочной полосы. 20 человек погибло, выжил только один пассажир.


После крушения пожара не возникло, из-за чего появилась версия, что у самолёта закончилось топливо. Однако, благодаря показаниям выжившего удалось выяснить, что произошло на самом деле. Как было указано выше, один из пассажиров вёз в сумке в салоне настоящего живого крокодила. Во время захода на посадку крокодил выбрался из сумки и пополз по салону. Пассажиры во главе с бортпроводником в панике ринулись к кабине пилотов. Из-за этого у самолёта сместился центр тяжести и нарушилась балансировка. В итоге экипаж потерял управление и L-410 потерпел крушение.


Любопытно, что непосредственный виновник трагедии, крокодил, выжил. Однако, спасатели, работавшие на месте крушения, зарубили его мачете.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Показать полностью

Мандариновый рейс

12 декабря 1990 года Ан-12Б выполнял рейс из Батуми в Киев. На борту было 5 членов экипажа, 12 пассажиров и 12 тонн мандаринов (к новогодним праздникам).

Мандариновый рейс Авиация, Происшествие, Самолет, Посадка, СССР, Украина, Пилот, Ошибка, Невнимательность, Косяк, История, Длиннопост, Негатив

Ан-12


При подлёте к аэропорту назначения экипаж получил информацию о слабом обледенении в облаках. Поэтому во время снижения второй пилот решил включить противообледенительную систему (ПОС) крыла. На щите рядом с тумблерами ПОС были расположены стоп-краны, которые служат для прекращения подачи топлива в двигатели. Второй пилот принял стоп-краны за тумблеры ПОС и удивился, увидев что они находятся во включённом положении, но при этом не горят зелёные индикаторы. Он списал всё на неисправность, и прибегнул к проверенному способу её устранения: выключил все тумблеры чтобы затем их снова включить.


Но тут внимание всех членов экипажа привлёк резко изменившийся звук работы двигателей, затем они просто остановились. При этом незафлюгированные воздушные винты перешли в режим авторотации, создавая аэродинамическое сопротивление. В итоге скорость полёта снизилась с 450 до 370 км/ч, а скорость снижения выросла до 15 м/с. Крайний левый винт сразу же зафлюгировали вручную, остальные система зафлюгировала автоматически.


Экипаж не мог понять в чём дело. Они попытались запустить два двигателя, но из-за стоп-кранов, перекрывавших подачу топлива, у них ничего не вышло. Для экономии электричества в аккумуляторах, командир приказал отключить все противообледенительные системы. Второй пилот отключил обогрев внешних направляющих аппаратов, винтов и коков, а также выключил отбор воздуха от двигателей, однако забыл про обогрев хвостового оперения. После этого предпринимается ещё попытка запустить один из двигателей, которая также заканчивается неудачей.


Только на высоте 1800 метров бортинженер замечает перекрытые стоп-краны. Но заряда аккумуляторов для запуска двигателей уже недостаточно. До аэропорта оставалось 10 км, однако из-за низкой облачности и неработающего по причине отсутствия энергии радионавигационного оборудования стало понятно, что самолёт посадить не удастся. Командир увеличил скорость снижения чтобы чтобы после выхода из облаков иметь запас скорости для манёвра. На 120 метрах пилоты увидели землю и поле, но из-за плохой видимости полностью разглядеть его не смогли. Тем не менее, командир принял решение садиться на это поле.


Самолёт с выпущенными шасси и убранными закрылками коснулся земли, пробежал 150 метров, а затем ударился двигателем о пригорок, в результате чего тот отделился вместе с частью левого крыла. После этого на скорости 140 км/ч он промчался под линией электропередач и над глубоким кюветом. В конце концов, Ан-12 ударился средней частью фюзеляжа о насыпь автодороги, из-за чего тот разломился пополам. Пожара не возникло.

Мандариновый рейс Авиация, Происшествие, Самолет, Посадка, СССР, Украина, Пилот, Ошибка, Невнимательность, Косяк, История, Длиннопост, Негатив

Было ранено 14 человек на борту, но при этом никто не погиб. Мандарины тоже пострадали и рассыпались по полю.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Забывчивость и невнимательность

Иногда причины катастроф бывают поразительно глупыми. И с этой глупостью часто бок о бок идут невнимательность и забывчивость…


19 мая 1978 года Ту-154Б Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Баку—Ленинград. На борту находилось 134 человека. В кабине, кроме командира (совершал свой первый полёт в этой должности), второго пилота, штурмана и бортинженера присутствовал бортинженер-инструктор.

Забывчивость и невнимательность Авиация, Авиакатастрофа, Самолет, СССР, Ту-154, Забывчивость, Невнимательность, Проверяющий, Трагедия, Происшествие, Ошибка, Длиннопост, Негатив, Баян

Ту-154


Пока самолёт пролетал над Калининской (Тверской) областью на высоте 9600 метров, бортинженер-инструктор и второй пилот увлечённо обсуждали работу систем управления. В этот момент никто не заметил как падают обороты двигателей. Вскоре они и вовсе остановились, а следом отключились генераторы. Органы управления лайнером оказались обесточены. Пилоты обнаружили проблему с генераторами когда самолёт накренился вправо и у него начала падать скорость.


Только после парирования крена, спустя минуту с момента отключения генераторов, экипаж выяснил, что причина происходящего – остановившиеся двигатели. Для сохранения скорости на уровне 500 км/ч, пилоты начали снижение, подав сигнал бедствия и попутно пробуя запустить движки. Но пять попыток оказались неудачными. Тогда на высоте 5 км попытались запустить вспомогательную силовую установку. Но и это им не удалось, так как установка могла использоваться только на высоте до 3 километров.


Ближайший аэродром находился в городе Бежецк на расстоянии 65 километров. Командир понял, что без двигателей до него не дотянуть и решил садиться на местность. Дело было днём и экипаж разглядел внизу подходящие ячменные и картофельные поля. Бортпроводники и пассажиры были проинформированы о ситуации, они пристегнули ремни и приготовились к жёсткой посадке.

Забывчивость и невнимательность Авиация, Авиакатастрофа, Самолет, СССР, Ту-154, Забывчивость, Невнимательность, Проверяющий, Трагедия, Происшествие, Ошибка, Длиннопост, Негатив, Баян

Салон Ту-154


При приземлении самолёт правым крылом врезался в дерево и покатился по полю 150 метров. Затем он оторвался от земли, пересёк лесополосу, срезав деревья, пролетел ещё 650 метров и снова покатился по полю, разрушаясь во время движения. У него подломилась правая стойка, оторвались правое крыло и двигатель. Затем он пересёк грунтовую дорогу и канаву. В этот момент оторвались передняя и левая стойки шасси и часть левого крыла. Наконец, фюзеляж остановился (в 1518 метрах от места первого касания), развалился на три части и загорелся.

Экипажу удалось эвакуировать почти всех пассажиров. Однако, 7-летней девочке креслами зажало ноги. Экипаж не смог её вытащить и вынужден был покинуть горящий самолёт. Мать девочки до последнего пыталась её освободить и погибла вместе с ней в огне. Также погибли ещё два пассажира. 27 человек получили ранения, остальные не пострадали.


Расследование установило причину отключения двигателей. Она была до ужаса нелепой. Дело в том, что бортинженер-инструктор решил проверить внимательность обычного бортинженера и отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак. Обычный бортинженер этого не заметил, а бортинженер-инструктор, за разговорами, об этом позабыл. Расходный бак на Ту-154Б использовался для всех трёх двигателей. Это являлось конструктивным недостатком, так как при отсутствии в нём топлива они глохли.


Суд приговорил бортинженера-инструктора к 3 годам лишения свободы за преступную халатность (был освобождён досрочно по амнистии). КВС был уволен из Аэрофлота.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!