Lost Records: Bloom and Rage или прекрасная упущенная возможность!
Что ж, могу сказать, что я пытался запустить игру сразу после релиза, но... Не пошло. Не пошло, потому что видеокарта была слабой для UE5. И не пошло, потому что в моей голове подобная продукция от DONTNOD - это всё-таки детектив - подростковый или с молодыми и взрослыми персонажами. Есть тайна, которую надо раскрыть. За дело!
Но нет, вся первая кассета о ничегонеделании. Пухленькая девчонка слоняется по классическому для DONTNOD маленькому городку и пытается себя занять тем, что пытается всё заснять. ОК, перепевочка Макс Колфилд снова в деле. И, конечно, она по жизни омежка, и страдает от этого. Но тут ничего неожиданного, классика жанра. Потом Суонн начинает дружить с другими и в этом милом занятии мы проводим всё своё время. На дворе 1995, параллельно повзрослевшие юные создания решили вспомнить былое и вот мы перетираем, как они тусили, болтали. Мы вспоминаем, вспоминаем и вспоминаем, но даже не пытаемься открыть коробку, которая в настоящем времени хранит страшную тайну их милого, незамутнённого детства!
Всё бесконечно мило и лампово, то есть, точно так, как должно быть, но... Когда уже? Ну?! Ну, блин! Да, чтоб вас! Хватит сопли жевать! Нет? Ну и пошли вы... Как-то так я воспринимал Lost Records во время первого прохождения. К слову, тогда я не закончил даже первую кассету. Просто ждал одно, получил другое.
Потом я купил видеокарту, которая может запускать UE5 на максималках, разве что всё-таки с DLSS и решил попробовать добить тайтл, потому что я в принципе играл во все игры DONTNOD после первого сезона Life is Strange.
Ну что ж, получилось! В этот раз я прочувствовал, может, не всё, но многое из того, что пытались донести до меня разработчики. Где-то на экваторе первой кассеты я понял, что дело вообще не в коробке, не в детективе, не в тайне, а именно в том, на что я махнул рукой до того. Бессмысленность оказалась... Просто хорошим времяпрепровождением со своими друзьями. По крайней мере, с таким настроем можно включить первую кассету и получить удовольствие. Нужно вспомнить с кем вы тусили по жизни, с кем дружили в безоблачном детстве, когда всё было круто, кайф и прикольно. Идеально, если у вас был не один друг, а двое. Вас было четверо? Вот прям влитую! Пятеро! Тоже пойдёт. Нор-рмально!
Особенно игра зайдёт тем, кто вырос в 80-90х, когда шариковой ручкой вертели кассеты, интернет был не только лишь у всех, а вместо флешек и SSD на сотни гигабайт были дискеты и компакт диски :)
Игра для девочек? Ну, конечно, девчачьи разговоры в прошлом и в настоящем тут есть. Точно помню разговор про тампоны и совершенно дурацкое решение одной мамы в виде... памперсов или вроде того =\ Но такое лишь иногда, а в остальном можно представить компанию пацанов.
В конце первой кассеты мы немножко получаем мешком по голове. Правда, я уже кое-что подозревал, но подружки, судя по всему, вообще не вдупляли, поэтому полный шок, ужас, трепет и более чем жизненный смысл. Вот! Чёртова коробка ещё не открыта, в настоящем сорокалетние дамы льют сопли и об этом я ещё кое-что вам скажу, но смысл последних сцен первой части просто отличный! Я был почти счастлив, потому что чувствовал потенциал, который можно развить во второй части!
А что? Все игры DONTNOD, какие я знаю после истории Макс и Хлои - это социальные драмы, которые призваны обратить внимание на те или иные банальные, но важные проблемы общества, взрослых и подростков. Подростковый бунт на фоне внезапной гибели близкого, буллинг, ПТСР после войны, хрен с ним, но расизм в южных штатах одной сверхдержавы, алкоголизм отца из Awesome Adventures of Captain Spirit, трагедия по потере ребёнка и трансгендерность, попытки найти своё место в жизни и даже, кажется, синестезия в творении от Deck Nine и многое, многое другое.
Почему бы не добавить к этому ряду столкновение детства с осознанием факта неизлечимой болезни у твоего друга? Нечто подобное уже было в арке альтернативной вселенной, где Макс спасла отца Хлои от ДТП, но трагедия случилась с самой Хлоей. А там ведь ещё сумели поднять тему эвтаназии! Кратко, но ёмко! Почему бы не сделать игру, где можно подробно поговорить и изучить тему рака и конкретно дегенеративной лейкемии? Более чем полезная тема!
Нет. Фиг вам. Полный провал! Ну, может, почти.
Как мне оценивать вторую кассету? Есть сериал "Очень странные дела". Я не смотрел, но слышал и в целом получил представление. И вот, кажется, со слов тех, кто смотрел сериал, вторая кассета практически идеальна в качестве подростковой истории с мистикой!
Внимание! Спойлеры! Возможно, мне надо воспринимать обе и особенно вторую кассету, как историю о ложных воспоминаниях, которыми героини защищаются от настоящей трагедии? Ведь, если Бездна - это всего лишь придуманный образ, значит, подростки нечаянно убили взрослого человека и убежали, чтобы забыть? Забыть обо всём и даже о том, что они дружили, потому что сам факт дружбы ворошит прошлое и поднимает ил со дна? В таком случае Lost Records можно понять как неплохую психологическую драму в жанре магического реализма. Напомню, что магический реализм отличается от фэнтази тем, что там непонятно есть ли вообще магия, колдовство, волшебство или нам показалось?
Но мне кажется, история просто загублена, идея ушла вникуда, потому что неизвестные нам проблемы внутри самой студии вынудили сократить хронометраж, а, значит, переписать историю.
О чём я и почему так строг? Итак, мы узнаём, что наша подруга больна лейкемией, она неизбежно скоро умрёт. Мы ничего не сможем поделать никаким образом. И главное - мы ошиблись, потому что общались, тусили и играли с нею, как с равной и поэтому её состояние ухудшилось. Ужасно, но... Мне кажется или первая мысль должна быть о том, как я могу помочь? Да, я совершил ошибку, но лишать человека общения тоже нельзя. Нельзя лишать человека общения, но оно должно быть по правилам! Открываем незабвеннейший Google или даже наш Яндекс и узнаём who is лейкемия!
Лейкоз — это злокачественное заболевание кроветворной системы. При нём в крови повышается содержание белых кровяных телец — лейкоцитов. Они имеют аномалии развития, не могут выполнять свои функции, но из-за активного деления вытесняют из крови нормальные.
слабость, упадок сил, повышенная утомляемость;
бледность кожи и слизистых;
потеря веса и аппетита, тошнота и рвота, не облегчающие состояние;
суставные и головные боли;
частые простуды и другие инфекции;
повышенная температура тела без явных причин;
ухудшение свертываемости крови, синяки и гематомы даже при небольших ушибах, частые кровотечения из носа, кровоточивость десен;
увеличение лимфоузлов, печени, селезенки;
одышка без нагрузок.
Ну и вдогонку...
Результат снижения иммунитета:
человек становится восприимчив к вирусным и бактериальным инфекциям, включая пневмонию, бронхиты;
даже обычные заболевания у людей с лейкозом протекают намного тяжелее и дольше.
Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, сценаристы почти не потрудились показать картину болезни. В первой кассете только кровотечение из носа в финале. Чтобы интрига была! Во второй расщедрились на пару сцен с кашлем Кэт и один раз у неё был жар - это песчинки и два штриха по сравнению с тем, что можно было придумать, написать, нарисовать и отыграть при захвате движений!
Но главное, что в финале первой кассеты Дилан, старшая сестра Кэт говорит только о том, что ей нельзя напрягаться. Напрягаться! В вашей жизни есть люди с пониженным иммунитетом? Кто-нибудь, кто старается избегать ОРВИ и любых инфекционных заболеваний? Их все стараются избегать, но часто люди машут рукой и думают, что обойдётся, потому что в целом они здоровы и уж как-нибудь. Они, может быть, и как-нибудь, но из-за них человек с ослабленным иммунитетом может оказаться на грани жизни и смерти, попасть в реанимацию, а то и... Просто подумайте об этом, о том, что банальность может свести кого-то в могилу.
Таким образом для Кэт вопрос не в том, что она напрягалась. А как насчёт опасности общения даже безо всякого напряжения? Как насчёт подхватить инфекцию от подруг, которые были переносчиками, но даже не заболели? Такая дружба без понимания ситуации, без правил и мер предосторожности могла тупо убить Кэт!
Но получилась дурацкая ситуация, когда финал первой части дал жару всем персонажам, все вроде бы всё осознали, но... Все озабочены только собой! Никто из милейших подружек не озаботился найти книжечку про лейкемию, чтобы что-нибудь там почитать! Суонн просто переживает. Нора хочет устроить побег из Шоушенка, а Отэм тиха и пришиблена, потому что оказалось, что смерть - это не страшная байка. Ужас-ужас! Надо срочно забыть! Уйти далеко-далеко и забыть. Пусть смерти снова не существует. Кто-нибудь с проблемой работать будет? Никто.
Что далее? Участь её семьи. Она вроде бы есть, но её нет. Старшая сестра срывается на саму Кэт и на подруг, Дилан кричит о том, что пытается заботиться о младшей сестре, но та бьёт по рукам. Если мы сможем поговорить с Дилан, мы узнаем, что она стала девушкой плохого, нехорошего Кори, потому что "у меня должно быть что-то своё". Таким образом мы получаем очень незавидную участь старшей сестры, которая буквально растворяется в поручениях от родителей и заботах о смертельно больной.
Что ещё? А как насчёт отца и матери Кэт, и того же Кори? Про отца с матерью пара реплик, в которых их только упоминают! Сама Кэт говорит, что на ферме она общалась только с оленями. Вообще в такой атмосфере неизлечимо больной может и покончить с собой. Родители чай пили? Нет, работали. По сути, здесь можно нарисовать ситуацию, как в том самом первом сезоне Life is Strange, где Хлоя страдала в одиночестве без отца, а Дэвид и Джойс тоже страдали от своих ран, но вынуждено тащили лямку, чтобы дом не ушёл с молотка. Можно показать родителей Кэт не только, как неких сухих, бесчувственных ортодоксов, но и как пару, которая горбатиться изо всех сил в том числе, чтобы у дочери были лекарства и какие-нибудь процедуры? А что происходит в семьях больных? Там складывается ситуация, когда родные и близкие могут выть не меньше больного! Больше того, складывается ситуация, о которой в развязке второй кассеты говорит Кори!
Туда же обвинение больных в эгоизме. Порой отчаяние больного абсолютно, потому что смерть абсолютна. Оп и нет тебя, ты не вернёшься, перестанешь существовать. И ты пытаешься залить этот ужас и так, и сяк, и эдак. А вокруг тебя у людей есть свои нужды и интересы. Так и начинается ужасный конфликт в котором никто не виноват и все виноваты во всём.
Смотрели когда-нибудь молодёжную мелодраму "В метре друг от друга"? Парень и девушка полюбили друг друга, но им не то что до свадьбы нельзя, им даже целоваться нельзя, им даже просто прикоснуться к друг другу нельзя, потому что у обоих иммунная система ни к чёрту. Поэтому и он. и она в больнице. Но даже там они затевают роман и даже небольшой бунт, потому что невмоготу! Чувства!
У них чувства, но из-за них все на ушах, а врачи глотают свои таблетки, чтобы не помереть от инфаркта.
Что же Кори? В финале первой кассеты он напомнил мне Дэвида Мэдсена, того самого отчима-мудоотчима Хлои, который в начале как будто бы всех ненавидел, всем угрожал, всех давил, всех обвинял и буквально воплощал в себе то ли неадеквата, то ли солдафона из "Цельнометаллической оболочки". Кто-то сразу всё понял и проникся им очень быстро. Кому-то всё показали и прямым текстом пояснили впоследствии. И вот мы узнали Дэвида с другой стороны, узнали о том, как он страдает после войны, узнали, что его агрессия - это маска, за которой несчастный и одинокий мужчина пытается защитить всех, но особенно падчерицу и жену.
Про Кори нет ничего. В одной реплике, в одном действии он вроде совпадает с портретом молодого мужчины, который просто пытается быть опорой для девушки и хозяйства. И тут же он превращается в неадеквата, который переходит все грани. И никакой истории, которая могла бы его раскрыть!
Мне, например, показалось, что вся Lost Records в сущности о тех, кого обычные люди зовут неудачниками. Суонн, Отэм, Нора, Кэт, Дилан и Кори - все как один страдают, потому что ничего не значат, когда каждому хочется быть кем-то! Это совершенно естественное желание обрести некую самость, своё значение, возможности, место в жизни. Тут нет ничего такого за что можно бы упрекнуть. Но, если нам больно и очень больно, мы можем самоутверждаться за счёт других или цепляться за некую ситуацию, в которой видим хоть какое-то, но спасение.
И вот Суонн, которая готова сказать что угодно, лишь бы девчонки приняли её в свою компанию. И вот Дилан, которая видит, что Кори перегибает, но нуждается в нём, потому что из-за родителей, из-за сестры чувствует себя никем и лишённой жизни. Вот Кэт, которая осознаёт, что умрёт буквально в условном завтра или, может быть, послезавтра. Она рвётся в жизнь нормального человека, но знает, что все тусовки и прочее не для неё. Жизнь уже вычеркнула её из жизни.
А вот Кори, который... Где-то в игре была записка или вроде того, из которой следовало, что он отчаянно боится потерять своё место на ферме. Что делать? Работать и быть максимально своим для этой семьи. А, значит, заботиться о семье. Но страх всё равно стоит за спиной и вот он куражиться над теми, кто не может ему ответить!
Согласитесь, я рисую совсем другую историю? Что мы получили? Если честно, воплощённую мечту о триумфальной победе подросткового бунта! Как будто в арку Хлои Прайс пришла мистика, а Макс убедила Джойс встать на сторону дочери, чтобы избавиться от проклятого отчима! И не просто избавиться, а аж...
На всякий случай хочу сказать, что я совершенно не против Кэт как персонажа, я понимаю её даже, когда она явно перегибает и не думает о слишком очевидных последствиях. Я понимаю её, потому что лейкемия слава Богу меня обошла, но по ряду иных причин в детстве я как раз был болезным домашним мальчиком с пониженным иммунитетом. Все эти многобукв о том, что игра получилась бинарной - либо осуждении тупых подростков, либо о сочувствии к умирающей, когда всё могло быть намного сложнее и полезнее для среднего игрока.
Напоследок хочу сказать, что даже, если забыть мистику и лейкемию, останется история о том, что можно или нельзя (в зависимости от выбора игрока) войти в одну реку дважды. К лучшему или к худшему я прошёл на концовку, которую в сети посчитали худшей. Сначала из бара ушла Нора. Попытка вернуть её не увенчалась успехом, хотя я старался несколько раз. Потом ушла Отэм. В самый интересный момент, когда я думал, что уже всё решено и сейчас мы вместе откроем эту коробку. После титров я сделал открытие, что оказывается не смог помочь ей с панической атакой, когда на самом деле помог. Ладно... Суонн осталась одна с капсулой времени.
И, знаете что? Я не могу назвать такой конец худшим! В своё время в обсуждении других сюжетов и первого сезона Life is Strange многие мечтали о том, что вот эти вот персонажи встретились, чтобы не расставаться уже никогда. А я писал о том, что отдаляться и даже расставаться - это нормально. Жизнь меняется, жизнь требует то учиться, то работать, то работать и учиться одновременно, то в одном городе жить, то в другом, мы что-то узнаём, меняем своё отношение к самому дорогому, без чего когда-то мы не могли жить. Мы можем встретиться с теми, кого знали, но только для того, чтоб узнать, что мы больше несовместимы. И не важно были у нас ошибки или нам благодарны и не за что упрекнуть.
Хотя, возможно, когда-нибудь я перепройду Lost Records с особым тщанием, чтобы иначе взглянуть на какие-то вещи и просто свести подружек через года, чтобы они вместе открыли коробку, которая предназначена всем. Возможно, я перепройду. С другой стороны, а зачем? Так бывает и это абсолютно нормально.