Сообщество - Психология | Psychology
Добавить пост

Психология | Psychology

7 758 постов 43 014 подписчиков
50

Что такое синестезия? Сериал "Мозг. Вторая Вселенная"

Научно-документальный сериал "Мозг. Вторая Вселенная" рассказывает о малоизученных явлениях работы мозга, над пониманием которых бьются современные ученые.

В первой серии мы расскажем о синестезии - редком явлении, благодаря которому человек может воспринимать дополнительные сенсорные ощущения. Например, уникальный для каждой буквы или слова цвет, не связанный с цветом шрифта. Люди с синестезией совершенно здоровы, но их восприятие окружающего мира сильно отличается от восприятия большинства.

Что такое синестезия? Сериал "Мозг. Вторая Вселенная" Мозг, Сознание, Синестезия, Видео
Показать полностью 1
72

Эффект Баадера-Майнхоф

Эффект Баадера-Майнхоф Заложники, Розыгрыш, Мозг, Иллюзия, Внимание, Психология, Знания, Психотерапия, Длиннопост, Когнитивные искажения, Феномен Баадера-Майнхоф

Представьте ситуацию: ссора супругов. Жена попросила мужа прибить полку, а муж срывается на крик:

Сколько раз можно повторять мне одно и то же?! Я же сказал, что сделаю, дай с работой закончить! Рекламу эту дурацкую еще по телеку крутят!

(по телевизору как раз был сюжет, связанный с полками).

А жена мужу:

Я всего лишь второй попросила, напомнила. Че орать-то?

И ведь она правда всего второй раз ненавязчиво попросила, а вот муж стал заложником эффекта Баадера-Майнхоф.


Другой пример. Вы, наконец-то, купили себе платье, о котором мечтали полгода: то размера не было, то найти не могли, то еще что-то. Оно и понятно, ведь платье шикарное, да и цена на него привлекательная, а вот подходит оно не всем. И вот вы купили его, и что случается потом? Вы видите это платье в каждом магазине и чуть ли не на каждой женщине. Он повсюду. И вас уже начинает это все порядком раздражать: и сам факт, что теперь оно такое доступное, и само платье, потому что оно теперь уже не такое привлекательное и уникальное. И вообще все вас бесит. Но на самом деле вы встречаетесь с этим платьем не чаще, чем до покупки. Просто мозг вас разыграл.

Эффект Баадера-Майнхоф – это когнитивное искажение. Альтернативное название – иллюзия частотности. Суть в том, что если человек недавно узнал какую-то информацию, а потом встретился с ней повторно за короткий период времени, то ему кажется, что он слишком часто сталкивается с этой информацией.

Почему у феномена такое название? В 1994 году в одной из американских газет была опубликована заметка о банде Баадера — Майнхоф. После чего в редакцию поступило письмо, где один из читателей пожаловался на то, что теперь везде только и слышит об этих преступниках. Обращение было опубликовано. Вслед за ним в редакцию поступили аналогичные письма. Так и был открыт этот феномен.

Почему возникает иллюзия частотности:

Наше внимание всегда работает избирательно. Оно концентрируется только на том, что важно и актуально для нас в настоящее время. Все остальное становится фоном. Возможно, прямо сейчас в нынешнем фоне есть то, что скоро станет единственным значимым объектом для вас. А то, что важно сейчас со временем станет фоном. Например, вас начнет преследовать описание феномена Баадера-Майнхоф.

Люди склонны искать подтверждение тому, что считают правильным, важным, значимым. Например, человек хочет пойти на какой-то концерт, но в то же время его что-то останавливает. И вдруг везде и всюду он слышит об этом концерте: перед офисом появился баннер, в газете написали о грядущем событии, друг рассказал, что в прошлом году ходил на похожее выступление. И вы решаете: «Это знак! Мне нужно туда пойти». На самом деле вы просто очень хотели туда пойти, и мозг помог вам решиться.

Теперь вы знаете, что такое эффект Баадера-Майнхоф. Как использовать полученные знания? Например, напоминать себе о том, что если что-то кажется вам навязчивым и раздражающим, то, возможно, на самом деле оно не такое уж и навязчивое. Какая еще практическая ценность у этих знаний? Например, вы перестанете ждать знаков судьбы и начнете объективно, критически разбираться в вопросах «А нужно ли оно мне вообще?».

В общем, это знание – еще одно вложение в копилку осознанности. Мы с вами много говорим о токсичности и о том, как не дать себя обмануть, не дать собой манипулировать, но ведь еще важно научиться не обманывать самих себя, подружиться со своим разумом.

Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp

Бесплатная группа поддержки для людей которые пережили психологические травмы: https://www.facebook.com/groups/ToxRoditeli

Показать полностью 1
51

Психотерапевтические раскопки

Что можно найти на своей карте в ходе психотерапевтических раскопок

Психотерапевтические раскопки Психология, Археология, Раскопки, Клад, Длиннопост
Психотерапевтические раскопки Психология, Археология, Раскопки, Клад, Длиннопост
Психотерапевтические раскопки Психология, Археология, Раскопки, Клад, Длиннопост
Психотерапевтические раскопки Психология, Археология, Раскопки, Клад, Длиннопост
Показать полностью 4
237

Ты виноват в том, что над тобой издеваются

Ты виноват в том, что над тобой издеваются Психология, Травля, Негатив, Длиннопост

Мы живем в обществе наполненным насилием. Одна из самых мерзких его форм является идея «Сам виноват».


Над ребёнком издеваются в школе? Сам виноват, надо давать отпор!

Над девушкой совершенно сексуальное насилие? Сама виновата, не надо давать повода мужикам!


В уличной драке пытался кого-то защитить? Сам виноват, не надо было лезть!

И еще десятки, если не сотни «сам виноват». У многих людей такая «логика» вызывает искреннее недоумение: «Какой рассольник нужно иметь в голове, чтобы так думать?». Кто в здравом уме будет обвинять жертву в том, что она пострадала?

Оказывается, в основе такой позиции лежит сложная цепочка мотивов, чрезвычайно прагматичных по своей природе. Главная цель — успокоится, и снизить внутреннее напряжение. Я перечислю три наиболее частые причины. Они могут присутствовать и в чистом виде, но чаще всего они взаимно переплетаются друг с другом в причудливых пропорциях. Каким же образом такие «виноватчики» успокаиваются?


Первая причина: они защищают иллюзию контроля над собственной жизнью.

Давайте предположим, что ребёнок всё-таки не виноват в том, что над ним издеваются в школе. Травля не вызвана его действиями, и он не давал повода для насилия. А это значит, что насилие над ним совершается по причинам, которые лично от него не зависят. Он на эти причины не влияет, и НЕ КОНТРОЛИРУЕТ.

Человек постоянно идентифицирует себя с окружающими, иначе говоря, ставит себя на их место. Каждый из нас, слушая какую-либо историю, думает: «А как поступил бы я, оказавшись на месте героя?». Если «виноватчики» поставят себя на место жертвы травли, и признают, что жертва не виновата в насилии, им придется признать БЕСПОМОЩНОСТЬ жертвы. Им придется признать что они живут в Мире, в котором какая-нибудь гнида может совершить зло безо всякого повода, просто потому, что гниде того захотелось. Им придется признать, что такое зло случайно, и никак не зависит от их собственных действий. В конце концов им придется признать, что такое случайное зло может произойти и с ними, и они ничего не смогут сделать, чтобы уберечь себя.

Чрезвычайно неприятная мысль, не так ли? Но «виноватчики» уже придумали «элегантное» решение — жертва сама виновата! А это значит, что жертва не беспомощна, и могла побороть зло или не столкнуться с ним. А значит зло не случайно, оно зависит от моих действий, и если я буду делать все «правильно», то со мной такого никогда не случится, и я никогда не окажусь на месте жертвы. Я не беспомощен, я управляю своей жизнью!

Бадум-бац! Иллюзия контроля восстановлена, и «виноватчик» успокаивается. Однако тут появляются другие люди, которые считают, что жертва не виновата… Да как они смеют так считать! Да надо было хулиганов ножом припугнуть, надо было им колени поломать, да я бы этих псов бы… Дальше обсуждение скатывается в фантазии о справедливом возмездии, пока реальную жертву продолжают макать головой в унитаз.


Вторая причина: Снятие с СЕБЯ ответственности за решение.

«Слабым и нуждающимся надо помогать». Очень полезное для социума убеждение, которое, однако, может стать вредным, если будет возведено в абсолют. Как только слово «НАДО» становится императивом, пропадает вся искренность, и помощь превращается в неудобное тягло. Не важно, хочу ли я или не хочу, практично это или нет, разумно или глупо — НАДО ПОМОГАТЬ!

Эта идея воспитала не одно поколение тунеядцев, которые удобно садятся на шею и весело болтают ножками, ловко прикидываясь слабыми и беспомощными. На каждое действие есть противодействие, и противодействием для нездорового альтруизма является «перевод стрелок».

Мол «Знаешь, друг, я бы тебя на шее понес, но погода сегодня не летная, и обувщик, падла-зараза, такую неудобную обувь продал! Ходить в ней просто невозможно!». Всегда можно сослаться на некие «внешние» обстоятельства. Разумеется, непреодолимой силы.

Когда «виноватчик» слышит про насилие над жертвой, в его голове появляется председатель партийного собрания, который, шевеля бровями-гусеницами строго восклицает: «Слабым надо помочь!». Но вот беда — помогать то не хочется! Ну какое мне дело до какого-то девочки, которую ткнули линейкой в глаз. Мне своих проблем хватает! Но председатель не сдается «Партия сказала надо, комсомол ответил — Есть!». Классический невроз, противоречие в картине мира. Внутреннее напряжение нарастает, стресс увеличивается, усталость накапливается…


«Виноватчик» находит решение — так ведь нету слабого! Жертва сама виновата, не надо было лезть! А значит и помогать ей не нужно, пусть сама разруливает! А я останусь хорошим!


Председатель медленно садится в кресло, закуривает трубку и задумчиво говорит: «Имеет смысл… Вопрос с обсуждения снимается!».


Третья причина: Разрядка с помощью агрессии.

Есть три базовые реакции в ответ на угрозу — замирай, беги и бей. Кто-то, столкнувшись с «неприятным», входит в состояние оцепенения, и ждет, пока «неприятное» само по себе исчезнет. Кто-то бегает, прячется от неприятного в надежде на то, что «неприятное» устанет и оставит в покое. А кто-то атакует «неприятное», стремясь уничтожить саму угрозу.

Можно предположить, что разумнее атаковать не жертву, а обидчиков, ведь угроза исходит от них. Однако обидчики обладают одним очень неприятным свойством — они могут ответить. Если у них есть сила на агрессию к жертве, значит будет и сила на агрессию к защитнику. А у жертвы силы нет, и ответить она не может. А успокоиться как то надо…

«Ты сам виноват, что тебя макнули головой в унитаз! Зачем ты начал с ними спорить? МОЛЧИ! Не спорь, терпи, не обращай внимания, не провоцируй, и тогда они тебя не будут трогать! Да и в конце концов, неудивительно, что на тебя нападают, ты посмотри во что ты вырядился! Кто так одевается?! Если бы ты был НОРМАЛЬНЫМ, тогда никто тебя бы не трогал!

Опля, проблема «решена» и по шапке получать не пришлось! Можно расслабится, и пойти проверять тетради. А вечером устрою взбучку собственным детям, а то чо я одна страдаю!»


Таким образом можно заключить, что люди, перекладывающие вину на жертв насилия, прагматично решают несколько личных задач:

1. Они сохраняют иллюзию контроля над собственной жизнью, убаюкивая себя мыслью «Со мной такого точно не случиться!»;

2. Они сохраняют «лицо» и снимают с себя обязанность помогать жертве, потому что жертва «сама виновата»;

3. Они успокаиваются с помощью агрессии по отношению к жертве, поскольку жертва не может ответить;


Разумеется, есть и другие причины, но их мы обсудим как-нибудь в другой раз.

Показать полностью
15

Пиф-паф и ты убит

Наконец-то я закончил писать эту длинную статью. Надеюсь, что со временем смысл не утерялся и идею до читателя я донести смогу.


Я работаю с детьми и косвенно с их родителями. На данный момент тема оружия  очень актуальна и многие мамы, а иногда и папы обеспокоены. В этой теме я постараюсь объяснить почему все мальчики в какой-то момент вооружаются пластиковыми пистолетами и «воздушками» и почему родители должны относиться к этому спокойно. Как пример возьму случай из своей практики, имена и фамилии, конечно, выдумаю другие.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Фрау Вольф еще не вошла в гостиную, когда у нее над головой начали летать пластиковые снаряды. Сын Лука, 9 лет, в своей стихии. С помощью своего игрушечного пистолета Nerf, стреляющего снарядами под давлением воздуха, он защищает свой дом от преступников. Его не волнует, что его мать не чувствует себя особенно комфортно в роли захватчика. По крайней мере, до тех пор, пока она не запрёт его любимую игрушку на весь оставшийся день в ящик. Увлечение Лука оружием в настоящее время вызывает большие страхи в этой семье. Фрау Вольф описывает себя и своего мужа как пацифистов, на что я отвечаю, что им придётся серьезно отнестись к фундаментальному интересу сына к оружию и войне. Однако родители огорчены увлечением сына этим оружием и по задача помочь им найти общий язык со своим ребёнком. Лука хотел бы смотреть фильмы о войне и хотел бы стрелять во врага в компьютерных играх. «Мы думаем, что он слишком молод для этого. И мы не хотим поощрять его увлечение оружием», - говорит мне фрау Вольф. Потому что когда она видит своего сына, бегущего по дому со своим игрушечным пистолетом, в ее голове снова и снова всплывают ужасные образы кровавых убийств. В главной роли её любимый Лука.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Фрау Вольф уверена: пластиковое оружие сделает из её сына агрессора. В этом вопросе эксперты дают полную ясность: многочисленные научные исследования, в том числе работа Института воспитания в Тюбингене, касались вопроса о том, делает ли агрессивным игра в войну. Вывод: прямая причинно-следственная связь между игрой с игрушечным оружием и моделями поведения, ориентированными на насилие, не может быть доказана. Ребенок учится насилию и агрессивности не через ролевую игру, а через настоящее насилие. Если бы каждая детская игра с оружием превращала людей в бандитов, все мальчики превратились бы в головорезов. Тем не менее, большинство родителей чувствуют себя неуютно, когда видят, как их дети стреляют в кошку, дерево или даже своих братьев и сестер, даже если это делается только палкой, превращенной в оружие. Фрау Вольф задаёт конкретный вопрос: есть ли способы держать оружие подальше от семьи?

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

И здесь ответы экспертов тоже предельно ясны: подавляющее большинство мальчиков в возрасте от четырех до десяти лет в той или иной форме будет интересоваться оружием. Потому что оружие - это часть реальности. Я не знаю ни одной культуры, в которой нет оружия. Дети во всем мире видят, что люди вооружаются пистолетами, копьями, стрелами или мечами. Оградить от этого детей просто не выйдет. Злого волка в сказке Красная Шапочка застрелил охотник. Полицейские в каждой детской книжке носят пистолет. Рыцарь без меча так же немыслим, как пират без сабли или комикс «Астерикс» без массового сражения. А новости, где детские уши слышат и глаза видят, что где-то стреляли или что-то взорвалось.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Поскольку оружие присутствует в нашем обществе, нет никаких сомнений в том, будут ли дети использовать оружие в своей игре или нет. И они это делают. Вопрос только в том, как они это делают. Это вопрос, который, в частности, должны задать себе родители с потомством мужского пола. Потому что и здесь эксперты сходятся во мнении: мальчики особенно интересуются оружием. Это также связано с психологией, с тем, что мальчики открыто сталкиваются со своими конфликтами и рассматривают их как средство проявления власти и впечатления других. У нас это ассоциируется с мужеством. У девочек в большинстве случаев всё иначе. Поэтому их вряд ли интересуют символы агрессии, такие как мечи или игрушечный пистолет. Поэтому преимущественно мужчины работают в таких профессиях, как полиция, военные или в службе безопасности, в том числе и с оружием. Мальчики начинают играть эти роли в своих играх. Я всегда говорю, что родители обязаны помнить, что у их детей нет таких же ассоциаций с оружием, как у них самих. Для детей оружие - это часть приключенческой игры. Они чувствуют себя сильными со своим оружием и спасают мир. И они имеют дело с такими терминами, как «хорошо» и «плохо». Более того, я призываю родителей больше расслабляться, когда дело касается оружия. В жизни мальчиков просто есть период, когда силовые игры важны для развития их уверенности в себе и развития личности. И это включает в себя оружие. Если такие игры категорически запретить, от этого они станут только привлекательнее.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Большинство родителей хотят воспитывать детей без игрушечных пистолетов. Однако многие знают, что их сыновья настолько увлечены оружием, что при необходимости делают его сами. Одна такая мать рассказывала мне, что ее мальчик в итоге делал пистолеты из хлеба. В случае купленного игрушечного оружия должно быть ясно, что это символическое изображение. Они ни в коем случае не должны выглядеть реальными и с этим наблюдается большая проблема.

Это также имеет юридическое значение в большинстве странах Европы. Потому что имитация, холостая стрельба и пневматическое оружие, которое можно ошибочно принять за настоящее огнестрельное оружие с 2008 года рассматриваются как настоящее оружие в пересмотренном законе Австрии об оружии. Причина: они неоднократно использовались как угрозы и совершения преступлений, создавая опасные ситуации.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Если ребенок все еще мечтает об игрушке, которая выглядит как настоящая, эта история из США может помочь в качестве сдерживающего фактора: вооруженный юноша был застрелен полицейским. Офицер слишком поздно понял, что у него был только обманчиво настоящий, игрушечный пистолет. Помимо совета избегать использования оружия, которое выглядит слишком реальным, у экспертов нет под рукой волшебной формулы того, как должно выглядеть здоровое использование оружия в семье, в детском саду или в начальной школе. Причины, по которым оружие так важно для детей, просто слишком разные. Один из них хочет стать сильнее, другой просто хочет принадлежать к группе, третий интересуется технологиями, лежащими в основе.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Основная задача родителей - продолжать разговаривать с ребенком, чтобы узнать, почему его интересует оружие. Если ребенок не может выразить свое восхищение словами, родители могут подыграть и сами выяснить причины. Однако, если ребенок блокирует такой интерес, родители должны обратить на это внимание. То же самое происходит, когда оружие все еще интересно для ребенка в тот момент, когда друзья уже преследуют другие интересы или когда оружие становится их единственным хобби. Если родители замечают, что их ребенок воплощает в жизнь фантазии о власти с помощью оружия и что им нравится создавать страх в других или даже ранить детей или животных оружием, они обязательно должны поговорить с ребенком - и, если необходимо, со специалистом.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост

Поддержание тесного контакта особенно важно для детей старшего возраста, которые заменяют деревянный меч или игрушечный пистолет виртуальным оружием в компьютерных играх. Родители могут полностью отказаться от таких игр-стрелялок, но дети по-прежнему часто ими увлекаются. Мне повезло больше. Так как я сам играю в разные игры, от онлайн шутеров до градостроительных стратегий, и могу не только поддержать разговор и понимать о чём речь, а ещё и «зарубиться» в ту же Destiny/FIFA/Age of empire/любую другую игру. И это даёт преимущество в завоевании доверия и уважения. Подростки охотно идут к тем, кто понимает их без лишних/с минимум вопросов.

Так вот, вместо того, чтобы оставлять детей одних в виртуальном мире оружия, родители должны сесть вместе с ними за компьютер и попробовать разобраться в том, что мотивирует их детей играть. В большинстве случаев это в основном вопрос конкуренции, желания победить.

Если родители находят шутер слишком реалистичным, жестоким или кровожадным, они могут лучше оправдать запрет после участия. Тут надо быть осторожным. Посмотреть просто из-за спины своего чада несколько раз и потом с чистой совестью сказать «твои мультики дрянь» - плохая идея. Ваш поддельный интерес ради результата (запрета) сразу вычислят и эффект будет обратным. Поэтому если дети важны, не поленитесь изучить тот мир, в котором они живут. Тем более, что когда вы играете вместе, вы замечаете, как ребенок реагирует на контент и когда что-то становится для него невыносимым. Ни один психолог и эксперт не заменит этот опыт.

Фрау Вольф недавно купила вместе с Лукой стопку книг. Ее сын хотел знать, как изменилась технология оружия со времен мировых войн и где какое оружие производится сегодня. Теперь они вдвоем просматривают новое чтиво. И они много обсуждают, почему в мире все еще так много войн и почему конфликты не всегда разрешаются ненасильственным путем. «Приятно и очень неожиданно для меня видеть, что мой Лука интересуется этой стороной оружия», - говорит мне его мать.

Пиф-паф и ты убит Философия, Психология, Подростки, Дети, Оружие, Родители, Семья, Воспитание, Родители и дети, Педагогика, Длиннопост
Показать полностью 9
57

Психологический капитал

Откладывайте деньги – один из лучших непсихологических советов для психологического здоровья. У него много очевидных преимуществ: ты можешь позволить себе психолога, можешь не тревожиться из-за потери работы и чувствовать себя более независимым от партнёра. Также финансовая независимость напрямую связана с ответственностью за свой выбор.


Вот возьмём Игоря. В детстве мама постоянно ему всё запрещала. Она запрещала ему трогать зеркало в лифте, игрушки в магазине или на детской площадке, приговаривая:


– Если ты что-нибудь сломаешь, нам с папой придётся за это платить.


Каждое такое повторение вбивало гвоздь в гроб личной ответственности маленького Игоря. Он всё сильнее начинал верить, что не может ничего выбрать или пробовать, ведь в случае неудачи расплачиваться будет кто-то другой, да ещё и попирать его «плохой» выбор.


Когда Игорь повзрослел, он стал бояться своих желаний. Он боялся выкладывать музыку, которую пишет. Боялся написать девушке, которая ему нравится. Боялся купить новую машину. Почему? Потому что продолжал считать, что за «плохой» выбор его осудят. Кто? Маленький Игорь, который ждёт, когда же мама придёт платить за его ошибки.


Что Игорю делать?


В первую очередь научиться ошибаться и привыкнуть, что больше никто не осудит его выбор. Для этого придётся и музыку выкладывать, и девушек приглашать, и машину покупать. Причём делать всё это без ожиданий, чтобы научиться совершать (внимание!) неправильный выбор и обратить внимание: мама не даст за него подзатыльник.


Но что не менее важно, Игорь должен осознать, что за свои косяки он теперь может заплатить сам. Заплатить буквально – бумажками с городами. Для этого ему нужны работа и подушка безопасности. Без них он подсознательно останется ребёнком, который считает, что ошибаться нельзя, ведь за ошибки придётся платить старшим, а ему останется чувство вины.


Собственные деньги чертовски важны. Важны деньги заработанные и в идеале отложенные. Важны деньги, которые помогают понять: за ошибки буду (и могу) заплатить я сам, а не родители. Пока мы не чувствуем финансовую независимость, мы продолжаем бояться, что после купленного сырка Б.Ю. Александров влетит мама и обвинит в растратах.


Деньги – критерий способности нести ответственность. Как минимум материальную, что уже неплохо.

Психологический капитал Текст, Психология, Деньги, Совет, Мысли, Длиннопост
Показать полностью 1
25

Мужское и женское

Патриархат в семье – это плохо. Плохо как минимум для воспитания будущих поколений. Особенно для воспитания девочек.


Если именно отец говорил «как надо», единолично распоряжался семейным бюджетом и вообще был этаким божеством в семейниках и с пивом, то для маленькой девочки образ мужчины становится эталонным. И она будет искать его в окружающем мире, когда вырастет.

Что в этом плохого? Плохо здесь избегание личной ответственности.


Если ты привыкла, что в семье всем (в том числе женщиной) распоряжается мужчина, то и искать будешь мужчину, который будет распоряжаться тобой. Из этого вытекают убеждения:


– Я не буду говорить о том, что мне не нравится, чтобы не расстраивать мужчину.

– Я должна быть красивой и сексуальной ради него, даже если мне это не нравится!

– Я не знаю, что нравится мне, но мужчина объяснит.


Пока кто-то ушёл писать, что я неолиберальный анархофеминист, скажу вам, что матриархат плох для психики ребёнка по тем же самым причинам.


Например, ко мне обращался молодой человек (будем звать его Макс), который вырос в семье, где царил матриархат. То есть в семье, где папа, двухметровый кабан с бородой, беспрекословно подчиняется маме, которая распоряжается бюджетом, принимает решения, что купить/где отдыхать, и выносит приговор о наказании и поощрении.


Макс обратился ко мне с проблемой тревожности в отношениях:


– Меня беспокоит, что все мое внимание уходит на попытки построить отношения и найти партнёра. В своей голове я уделяю мыслям на эту тему очень много времени, и на этом фоне возникает сильная тревожность: «А получится ли? А что, если? А вдруг не понравлюсь?» При этом я хочу направлять силы и внимание на работу и на свое развитие.


Как я сказал, причина зацикленности на отношениях в том, что Макс с детства впитывал два убеждения:


– Решения должна принимать женщина.

– Если я останусь без женщины, то не смогу разобраться, как эту жизнь прожить.


Логично, что с такими убеждениями главный приоритет Макса – найти партнёра, чтобы тот научил уму разуму (как мама папу). По словам Макса, в детстве ему больше всего не хватало строгости отца. Не хватало примера того, что мужчина тоже способен принимать решения и нести за них ответственность.


Чтобы такая модель неисчерпаемой самодостаточности появилась сейчас (независимо от пола), мы должны учиться:


1. Через стресс принимать тревожные решения (в которых сомневаемся) и ошибаться: «Ну хреновые ты выбрал диски, ну бывает. Продашь на Авито, возьмёшь новые».


2. Нарушать собственные ожидания в отношении партнёров. Другими словами, сразу честно говорить им о том, что тебе не нравится, и не делать того, чего мы не хотим, но «должны», потому что так будет лучше для всех (кроме тебя).


Итак, ещё раз.


Не важно, кто главный – мама или папа. Важно, что кто-то берёт бразды правления, а другой остаётся ведомым. И никогда ни для одного ребёнка это не останется без последствий. Когда видишь подчинение, учишься подчиняться или подчинять. Когда наблюдаешь равновесие, у тебя только один выбор: искать баланс.

Показать полностью
27

Знакомо?

Знакомо? Картинка с текстом, Мемы, Картинки, Мужчины, Доверие, Отношения, Тонкий юмор, Возраст
Показать полностью 1
76

Как рассказать о смерти?

Пикабу помогай.

Ситуация такая. Одна семья заболела ковидом, маму (пожилая бабушка по сути) и ее дочь положили в больницы разные. Дочь умерла, бабушка в больнице будет находиться ещё больше недели точно, в красной зоне - то есть к ней никак не попасть. Бабушка у родственников по телефону спрашивает как там дочка, дозвониться по понятным причинам не может до нее. Долго держать в тайне не получится. Если говорить что нет связи, то сама будет придумывать себе что-то. Говорить что все хорошо - неправильно, и опять же почему дозвониться не может спросит. Но и по телефону сказать опасно - пожилая бабушка останется с этой новостью одна, без родных, а ещё и больная, хоть и на поправку идёт.

Как быть в такой ситуации, чтобы бабушке как можно меньше вреда нанести? Понятное дело, что хоронить придется без бабушки, но как мягче сообщить?


Надеюсь, правильное сообщество выбрал, в общую ленту не хочется постить.

70

Психосоматика. Все болезни от нервов?

Психосоматика. Все болезни от нервов? Медицина, Психология, Болезнь, Стресс, Эмоции, Длиннопост

Вы слышали фразу "все болезни от нервов"? Думаю да, я - много раз. Имеет ли она какую-то рациональную основу? В большинстве случаев нет. В большинстве, но не всегда. Есть группа заболеваний, которые действительно возникают из-за нарушения функций нервной системы. Называются они психосоматическими болезнями.
Болезненные ощущения в участке сердца, живота или спины, нарушение пищеварения (тошнота, рвота, диарея), ощущение кома в горле, утрудненное дыхание - только некоторые из жалоб, которые предъявляют больные с психосоматикой. Жалобы всегда пестрые, разнообразные и сопровождаются депрессивным настроением, тревогой и страхом. Единственное, что обьединяет россыпь этих жалоб - отсутствие каких-либо изменений в данных обследований. Такие пациенты часто перебрасываются от одного специалиста к другому, проходят множество исследований, при которых выявить ничего не удается. Чем больше врачей разводят в бессилии руками, тем более укрепляется человек во мнении, что он серьезно болен и, вполне возможно, неизлечим. Депрессия становится глубже, социальные контакты рушатся, пациент полностью сосредоточивается на своей проблеме, что еще сильнее усиливает симптомы.
Большим заблуждением является мысль, что такие больные симулируют. Это в корне неправильное мнение. Симптомы их реальны, только вызваны нарушениями нервной системы. Курс психотерапии и успокоительных препаратов зачастую полностью избавляет пациента от всех симптомов.
Зреет логичный вопрос: в чем причина психосоматических расстройств? По этому поводу есть теории и эти теории с душком философии.

  Homo sapiens sapiens, такое название имеет наш вид в общей классификации царства животных. Человек разумный немало преуспел в развитии социума,  относительный мир и стабильность общества поддерживается многочисленными этическими и юридическими нормами, которым мы обязаны следовать, если хотим оставаться членами этого общества. Но здесь проблема: несмотря на мирное и социальное сознание, тело наше сохранило животные рефлексы, которые спасали нам когда-то жизнь. 
  Любая стрессовая ситуация, допустим, на нас кричит начальник, запускает каскад реакций, направленных на активный ответ "бей или беги". При этом увеличивается давление, сердцебиение учащается, расширяется зрачок, происходит изменение в работе пищеварительной системы. Если в этот момент мы укусим или ударим начальника, то испытаем радость, а за ней - спокойствие.
Понятно, что сделать это мы не можем, потому мы эмоционально жалуемся коллегам или громко хлопаем дверью или что-то еще - любое действие, направленное на реализацию защитной реакции. Это хорошо, все произошло физиологически. Человек отреагировал на раздражение, успокился и пошел себе дальше. Такой вид стресса называется эустресс. Но, к сожалению, так происходит далеко не всегда.

Бывают ситуации, когда после получения раздражения, наше тело готовится к удару или бегству, мобилизирует все резервы, но мы не даём этому выхода в силу культурных особенностей или своей излишней вежливости. Естесственная реакция подавляется - дистресс. По крайней мере, нам так кажется, на самом же деле, нервная система продолжает оставаться в  возбужденном состоянии, вместе с ней мобилируется и эндокринная (гормональная) система.

Эти две системы регулируют деятельность всего нашего организма, и их чрезмерная активность заставляет все органы, несмотря на то, что угроза уже давно ушла, пребывать в состоянии повышенной боевой готовности. Чем дольше в таком состоянии находится организм, тем больше резервов он затрачивает. Такое положение дел рано или поздно приведет к истощению и нарушению функций, что будет проявляться у человека в виде множества симптомов.

Показать полностью 1
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества,
пользователей — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.
Отличная работа, все прочитано!