Внимание, анекдот.
Мои фанаты чаще всего задают мне два вопроса: "кто ты такой?" и "с чего ты взял, что мы твои фанаты?!".
Давайте вкратце познакомимся.
Я - человек, продвигающий и защищающий идею высказывать своё мнение о чём-либо в такой форме, будто у собеседника в руках находятся бритва и ваш ребёнок, а вы, соответственно, на некотором удалении и можете взаимодействовать с ним только своей речью.
Я сам не всегда в состоянии действовать в соответствии с этой идеей: я груб и несдержан, что многие из моих собеседников, увы, периодически испытывают на себе.
Грубость - это одно из проявлений слабости характера, и не существует оправданий, чтобы не работать над исправлением этого.
По мере сил я стараюсь победить в себе склонность к грубости и помочь в этом окружающим.
Теперь переходим к вопросу.
да как людям такое вообще в голову приходит!?
Рассказываю, как такое приходит людям в голову.
Будет долго, но последовательно, можете налить чайку или даже завернуть бутербродик.
Прочтение займёт у вас примерно 15-20 минут.
Написание стоило порядка четырёх часов, плюс больше 13 лет размышлений на тему.
Если какие-то места вызывают сомнения или вопросы - пожалуйста, отмечайте где-нибудь и в конце обязательно задайте.
Я рассчитываю на достижение понимания в рамках написанного.
Во-первых, почти все мы, люди, привязаны к грубым телам: к своему телу и телам близких людей.
Грубое тело - это то, которое сделано из мяса. Это наша "машинка", через которую мы можем взаимодействовать с этим миром.
Привязаны - означает как буквальное нахождение в пределах данного тела, так и в переносном смысле, наше беспокойство за благополучие этого тела и желание во что бы то ни стало получать от этого тела удовольствие, а именно - покой, безопасность, комфорт, радость от его красоты и здорового состояния, радость от достижения целей с помощью тела. Если что-то из указанных вещей нарушается - мы начинаем испытывать страдания и прилагать усилия для прекращения страданий.
Во-вторых, почти все мы привязаны к тонким телам: тело ума, разума, праны, как минимум. Может есть ещё другие, не знаю.
Ум мы чувствуем как "моё настроение", "мой характер", "мои желания". Ум также называют телом желаний.
Разум мы чувствуем как "моя точка зрения", "моя воля", "мои устремления/убеждения".
Прана к данному вопросу почти не относится, пока раскрывать не будем. Ниже я дам пример с автомобилем во дворе - просто знайте, что в этом случае конфликт возник на уровне праны.
В третьих, многие из нас находятся примерно на уровне животных в смысле осознания себя отдельно от состояния своих грубых и тонких тел.
Такая же ситуация с заблаговременным осознанием последствий своих действий, в частности, взаимодействий с телами окружающих людей.
Если хотите, вот примеры такого взаимодействия:
"Неумеренно жрал торты, а тело почему-то стало весить центнер",
"Ударил соперника в драке, а он почему-то упал затылком о камень и умер",
"Переспал со случайной знакомой - почему-то получил ЗППП, а она забеременела",
"Расслабился стопариком, поехал домой, очнулся почему-то в реанимации",
"Назвал мента собакой режима, а он почему-то задержал",
"Назвал жену су...ой, а она почему-то обиделась",
"Послал русский военный корабль на..., оттуда почему-то прилетела ракета",
"Назвал исламского радикала грязной свиньёй, он почему-то взялся за нож и взорвался".
Животное не может мыслить в отрыве от своих насущных желаний и потребностей, не может мыслить "за себя и за того парня".
Мы легко переходим в состояние дискомфорта и страдания, если кто-то чужой трогает наше грубое тело (например, просто встанет рядом, возможно даже без касания), тем более, если ударят, особенно, если сознательно. Мы начинаем в той или иной мере испытывать чувство враждебности по отношению к этому человеку.
Мы также легко входим в состояние враждебности, когда кто-то трогает наше тонкое тело. Отсюда - все вопли вокруг т.н. "токсичности", "абьюза", в т.ч. "обесценивания", "критики", "оскорбления".
Это просто действие механизма* оскорблений. Просто неаккуратное, болезненное касания одного из тонких тел.
* механизм, или закон природы, или просто существующие закономерности - кому как удобно, главное, что это работает и делает это всегда одинаковым образом.
Если идёт оскорбительное воздействие на что-либо, то мы устроены реагировать на это через цепочку, связывающую наше тонкое тело с оскорбляемым объектом.
"Гондурас - гон...ны" - нормально, то есть безболезненно, если я не житель Гондураса. В противном случае - оскорбительно.
"Ефросинья - шалава" - безболезненно, если Ефросинья - не я или мои родственники, возлюбленные, друзья или любой человек, к которому есть привязанность.
"Попы - (трам-пам-пам)" - безболезненно, если я не верующий человек или, по крайней мере, не верующий в оскорбляемой традиции.
Реакция на боль в тонком теле совершенно не отличается от реакции на боль в грубом - человек стремится дать сдачи, возвратить боль обидчику. Так действует ложное эго, то есть отождествление себя со всеми этими страдающими телами, а в нашем невежественном обществе ещё лучше - отождествление себя только с грубым телом, и полное игнорирование тонких даже в форме концепции.
По вышеизложенному вопросов и уточнений нет?
Тогда давайте продолжим. Будет ещё несколько определений, без которых нельзя.
Невежественный человек - это человек, находящийся под влиянием силы невежества.
Всего есть три силы, влияющих на весь материальный мир в той или иной комбинации: благость, страсть, невежество.
Невежеству характерны, помимо прочих, следующие качества:
1. Желание всегда быть правым (хорошим, уважаемым, почитаемым) невзирая на истину и не интересуясь ею. Последствия: подтасовка и выборочное восприятие фактов, обструкция чужого мнения, воинственность.
2. Нежелание, избегание познания истины. Нежелание, избегание, отрицание любых фактов, мнений или точек зрения, идущих вразрез с собственным мнением.
3. Желание решать конфликты силовым образом.
4. Вера в собственную безнаказанность, безнаказанность недостойного поведения, т.н. "кто сильнее, тот и прав". Отсутствие веры в справедливость и потребности в ней, либо ложные представления о справедливости.
5. Желание намеренно совершать оскорбления. Удовольствие от оскорблений, достигших цели.
6. Склонность к прочим видам греховного поведения и стремление оправдать, защитить такое поведение как совершенно необходимое, свойственное человеку и единственно возможное.
Теперь мы немного познакомились с качествами невежества.
Пожалуйста, постарайтесь ответить на вопрос: встречали ли вы в своей жизни невежественных людей?
Для меня ответ однозначен - да, безусловно, встречал, иногда даже в себе. Каждый человек имеет, в той или иной мере, влияние этой силы на себя. Исключение, уменьшение этого влияния - сложная и кропотливая работа, требующая хотя-бы минимальных познаний по теме и значительных волевых усилий. Думаю, вы тоже встречали таких людей.
Теперь прошу вас ответить на следующие вопросы:
знаете ли вы предел терпения этого человека?
знаете ли вы, к чему и насколько он привязан тем или иным типом своего тела?
может ли высказанное вами мнение вызвать у этого человека чувство страдания?
если да, то может ли это чувство заставить человека нанести вред себе, окружающим или вам?
учитывая ответы на предыдущие вопросы, стоит ли выгода от высказывания вашего мнения возможных последствий?
если стоит, то возможно ли оптимизировать стоимость достижения цели, то есть добиться поставленной цели более дешёвым способом?
Приведу пример.
Вы въезжаете во двор и хотите проехать к своему подъезду. К сожалению, поперёк дороги встал на аварийках чёрный ВАЗ 2115.
Ваше мнение заключается в следующем: по бокам от этой машины достаточно места, если она примет вправо, я смогу объехать слева и продолжить движение. Водитель, совершивший эту остановку, некомпетентен и недальновиден, к тому же, плох характером, раз не позаботился о моём удобстве.
Вы можете высказать это мнение несколькими способами.
Один из них - на две секунды нажать на клаксон. Через три-пять секунд при отсутствии эффекта - повторить.
Есть вероятность, что в машине никого нет (водитель забежал в подъезд полминуты назад) или что машина тронется и отъедет.
Также есть вероятность, что после третьего сигнала двери откроются, и из машины выйдет четверо зарёванных ветеранов чеченской кампании, у которых только что в реанимации скончался раненый друг. Возможна конфликтная ситуация.
Есть другие способы. Короткое нажатие клаксона достаточно для того, чтобы собеседник успел считать только начало вашего мнения. Это уменьшает побочные эффекты без вреда для достижения вашей цели.
Вы также можете выйти, подойти к неудобной машине, заглянуть вовнутрь - если ли кто, и, постучав в окно, словами озвучить содержательную часть своего мнения. Как в сериале, вроде бы, "обратная сторона луны 2" - водитель-попаданец затупил на светофоре, и стоящий сзади водитель вышел, постучал в окошко и сказал "Товарищ! Уже зелёный!". Можете ли вы представить себе такое в наше время?
Рассудите сами, какой из способов более оптимален, а какой - более часто используется.
Есть интересный феномен, я называю его "синдром Рембо", который часто встречал у себя и окружающих.
Суть в том, что при умозрительной оценке угрозы в состоянии гнева человек преувеличивает свои силы, ум и везение.
Что значит "выйдут четыре афганца? А я их травматом, баллончиком, вообще я сам инструктор по АРБ, просто перееду их машиной" - вот лишь немногие варианты реакции на данный пример.
По этой причине, для предупреждения бесполезного синдрома Рембо, я отдал в руки вашему собеседнику вашего ребёнка. Ребёнок одновременно представляет большую ценность для любого здорового человека, и также значительно зависим от взрослого человека, в чьём расположении находится. Часть вопроса мы разобрали? Давайте прервёмся на юмор.
Немного классики. Анекдоты про бритву.
Парикмахер спрашивает клиента:
— За какую футбольную команду вы болеете?
— За ту же, что и вы.
— Но ведь вы не знаете, за кого я болею.
— Да, но ведь у вас в руках бритва…
Хе-хе, вот же трус-приспособленец, дальше:
— Сёма, почему ты со своим парикмахером говоришь только о погоде?
— А что, ты хочешь, чтобы я беседовал о политике с человеком, который водит бритвой у меня по шее?
Здесь про политоту, образ становится ярче, верно? Опасная, режущая бритва.
Теперь мой любимый, про выдёргивание из контекста:
На суде идет допрос свидетеля. Судья:
— Свидетель, вы говорите, что были у подсудимого за час до убийства им собственной тещи. Не произвел ли он на вас впечатления человека невменяемого?
Свидетель:
— Да вроде нет, нормальный был мужик…
Судья:
— И как он выглядел?
— Весь белый такой, даже на губах пена, бритва в руках…
— Ну вот, а вы говорите… Так что же он потом—то делать начал?
— Ну бриться начал.
Вернёмся к теме страдания:
Вернувшись однажды пораньше домой, Педерсон заглянул в спальню, потом пошел в ванную, взял опасную бритву и стал править ее на ремне.
— Дорогой мой! Что ты собираешься делать? — нежным голосом спросила его явно чем — то смущенная жена.
— Если те мужские ботинки, которые торчат из—под кровати пустые, то я побреюсь…
Немного о полезных клоунах:
— Здрасьте, вы клоуна вызывали?
— Вызывали, вызывали!
— Где пацан?
— В ванной.
— Что делать?
— Ваша задача: развеселить, поднять настроение и отнять у него опасную бритву!
Что, снова "опасная"?! То есть бритвы бывают ещё и безопасные?
Выходит депутат из Госдумы, и к нему обращается бабулька:
— Милок, помоги, пожалуйста! Купи у меня электробритву, а? Денег не хватает на маслице с хлебушком…
Стало депутату жалко бабульку, достал он пару тысяч и отдал ей за бритву. Через недельку бабулька опять встречает его и говорит: — Милок, купишь у меня чайник?
Депутат:
— Ты, бабка, меня с бритвой обдурила! Не работает она!
Бабка:
— Вот нашёл проблему! Во—первых, я тебе и не обещала, что она будет работать! А во—вторых, половина твоих дурацких законов тоже не работает. И ничего, живём!
Достаточно.
Давайте теперь вернёмся в начало.
Итак, представьте, что у вашего собеседника в руках ребёнок и бритва.
Он не обязательно маньяк-убийца.
Мы исходим из того, что это нормальный человек - возможно, он просто парикмахер.
Возможно, он просто делает свою работу - модную нынче стрижку с пробриванием полосочек по бокам.
Бритва в его руках может быть не "опасной", а вовсе электрожужжалкой.
Он изначально настроен к вам нейтрально или даже положительно.
Вы оставили ребёнка, заняли для него очередь и отошли по делам, разговаривая с ним по громкой связи.
Вы можете представить такие вводные, это даже усилит эффект от моего предложения.
Теперь мы готовы к тому, чтобы высказать этому человеку своё мнение.
Помните о том, что если ваше мнение, даже лестное для собеседника, будет не слишком уместным - он может отвлечься, рука дрогнет и причёска ребёнка будет испорчена.
Помните о том, что если ваше мнение будет для собеседника излишне неприятным, он может прервать работу на половине, вернуть вам деньги и выпроводить ребёнка вон. Судитесь с ним потом или ищите другого парикмахера.
Помните о том, что ваше мнение может быть для человека категорически неприемлемым. Оно может в грубой форме задевать любой из объектов, к которому привязан этот человек. В ответ собеседник может начать говорить с вами строго, затем повысить голос, ругаться на вас.
В крайнем случае вы можете спровоцировать собеседника на то, что он дождётся вашего возвращения, чтобы ударить вас и привет синдром Рембо, господа рукопашники.
В исключительном случае - могу вас поздравить. Вы талант, и умудрились сказать человеку что-то настолько тяжёлое, что он решил оторваться на вашем ребёнке: отругать вас при нём, отругать его, наорать на него, отвесить ему леща за вас, нанести увечье, убить или даже надругаться. Начиная с четвёртого варианта в этом случае вы должны понимать, что собеседник также жертвует собственной свободой и комфортной жизнью, чтобы наказать вас за ваше мнение.
Как видите, в нашей цепочке рассуждений такой вариант стоит на последнем месте по вероятности, также прописаны возможные причины, подводящие к такому маловероятному развитию событий.
Думаю, вы можете представить ситуации и слова, которые могут подходить под этот шаблон.
Но вот необходимость произнесения этих слов и возможные альтернативы - вопрос открытый.
Если ваше мнение может быть настолько "травмоопасным", но его совершенно точно необходимо высказать именно в такой форме, невзирая не последствия - тогда приготовьтесь к худшему и высказывайте. И пусть цель, если вы достигнете её, оправдает все понесённые потери.
Мы никогда не можем знать, как и в какой момент могут проявиться последствия сказанного нами, поэтому предлагаю взять пример с сапёров и относиться к окружающему пространству деликатно и осмотрительно. Просто на всякий случай.
Спасибо за внимание.
Буду рад комментариям по теме, уточнениям и дополнениям, найденным опечаткам и противоположным мнениям.
P.S.: Исходный диалог, где я впервые озвучил данную формулу. Содержательная часть мало интересна, гораздо интереснее смотреть на людей, проявленных в речи, накапливать, обобщать и делать выводы.
Можете видеть, что общественность в целом идею не оценила (соотношение +10 к -83 ) и большей частью трактовала по последнему варианту.
Что уже многое говорит об изначальном умонастроении общественности, особенностях её мышления и привычном пути разрешения конфликтов.
Были высказаны многократные подозрения в моём желании убивать детей, в желании домогаться детей, в сумасшествии, жестокости и далее по тексту.
О справедливости данных заявлений, пожалуйста, судите сами. Теперь материала достаточно.
Если возникнет желание подискутировать на отвлечённые темы, включая религию, политику и так далее - добро пожаловать, но помните про свою цель и оценивайте путь её достижения трезво.
P.P.S.: Приём этот всё-таки рекомендую взять на вооружение и иногда использовать. Как я описывал выше, это не ущемляет ни вашего чувства собственного достоинства, ни права иметь и высказывать своё мнение, зато значительно сокращает диапазон возможных последствий.
Также улучшает качество вашей жизни.
P.P.P.S.: Вчера я находился в ситуации, несколько похожей на описанную в первом абзаце.
Около двух часов разговаривали о жизни и политике с братом, который сейчас живёт в Харькове.
У меня была только моя речь, у меня было крайне неприятное собеседнику личное мнение о происходящем и у меня была цель - по сути, отговорить его от гордого самоубийства об сами знаете что, потому что у него жена и две дочки, которым он нужен, хоть и забыл об этом.
Время покажет, справился ли я с задачей, но надеюсь, что да.