
Минутный город
11 постов
11 постов
29 постов
14 постов
13 постов
7 постов
23 поста
4 поста
Ранее в книге "Минутный город":
Аллочка тыкала кистью в палитру, оставляя на смеси ультрамарина и сажи тревожные вмятины. За окном лил дождь, а Мио лежал, свернувшись в клубок у её ног.
— Да, это город счастья, но почему здесь все люди счастливые? — внезапно спросила она, глядя в окно, где разноцветные огоньки сливались в мозаику.
Ассистент ответил ровным тоном, будто цитировал энциклопедию:
— Счастье человека напрямую коррелирует с двумя основными факторами — любовь и единение.
Любовь. Слово ударило о холст. Аллочка невольно мазнула по небу на эскизе.
— Ты сильно не умничай, ладно? Коррелирует… Про единение вроде понятно. Ты имеешь в виду единение с людьми? — она сильнее сжала кисть, как бы пытаясь ухватиться за суть.
— Полное единение и любовь ко всему, — поправил ассистент.
— Любовь ко всему? — повысила голос Аллочка, резко встав и смахивая тряпку с колен. — Как можно полюбить камень? Тот булыжник, что постоянно попадается под ноги, когда я бегаю по утрам. Как я могу его полюбить?!
— Вы любите Мио? — спросил ассистент. — Он тоже не биологический организм.
— Конечно, я его люблю! Он помогает мне рисовать картины. И он... такой миленький, — расплывшись в улыбке, ответила Аллочка.
— Камень не имеет интеллекта, но он хранит миллиарды лет истории вселенной. Он участвовал в рождении звёзд и является важной частью общей материи.
Аллочка замерла. Капля дождя за окном медленно сползала по стеклу, повторяя траекторию её вчерашнего мазка.
— Ты хочешь убедить меня полюбить камни? — широко раскрыв глаза, спросила она.
Внезапно она выбежала на улицу. Мокрая трава леденила босые ноги. Подхватив серый булыжник с клумбы — тот самый, о который она постоянно спотыкалась на пробежках, — прижала его к груди.
— Ты живой? — прошептала. — Если живой… подай знак!
Камень оставался ледяным, но под пальцами Аллочка вдруг ощутила… вибрацию. Тонкую, как дрожь комара в паутине.
— Что это? — воскликнула она, рассмеявшись и прижав камень к щеке. — Ты был когда-то звездой? Горячим, светящимся… А теперь… лежишь здесь и мешаешь мне бегать!
Прибежал Мио и начал бегать вокруг, делая кульбиты в воздухе. Аллочка улыбнулась, присела у дерева, положила камень рядом с собой и задумчиво уставилась в небо. Она просто смотрела и ни о чём не думала. Время пролетело незаметно. Начинало темнеть. Вечерний парк задышал прохладой. Последние лучи солнца цеплялись за верхушки старых деревьев. Раскинувшись на потёртом пледе, Аллочка наблюдала как Мио носится за светящимся голубым мячом. Он был похож на причудливую летучую мышь, которая парит над землёй. Его большие сенсорные уши задорно подрагивали, когда он останавливался и начинал движение. Мио мог светиться неоновыми узорами, и сейчас он был похож на живой арт-объект, танцующий в наступающей темноте.
— Мио, лови! — крикнула Аллочка, подбрасывая мяч. Он молнией метнулся вверх, перехватил его и завис в воздухе, издавая довольный звуковой сигнал — нечто среднее между чириканьем и тихим гудением. Аллочка рассмеялась. Мио был её островком спокойствия — технологичный друг, который никогда не требовал прогулок в дождь и не портил тапки. Ещё важнее было то, что он идеально понимал её настроение и во всём её поддерживал.
Творческий порыв внезапно захватил Аллочку, как волна. Её взгляд упал на прореху в листве, где зажигались первые смелые звезды на небе. Неожиданно вспомнился подарок Матильды — ночная ультрамариновая гуашь. Она ждала особого момента для ночных экспериментов с краской и похоже, что сегодня был тот самый случай. «Вот бы порисовать этими красками прямо сейчас, под наступающими звёздами, вместе с Мио. Схватить этот ультрамарин и выплеснуть ночь на бумагу.» — подумала она и тут же скомандовала, резко вскакивая.
— Мио, мне надо срочно домой!
Питомец резко приземлился рядом. Его сенсоры вопросительно мигнули голубым.
— Я сбегаю за красками и мы будем с тобой рисовать. Жди меня здесь! — сказала Аллочка и убежала.
Быстро собрав всё необходимое в рюкзак, она вернулась и начала раскладывать. Доставая из рюкзака складной мольберт, бумажный блокнот на жёсткой основе, баночку для воды и кисти, Аллочка почувствовала, как адреналин щекочет кончики пальцев. Она выбрала небольшой лист плотной бумаги, достаточно большой, чтобы развернуться, но не громоздкий. И с почти религиозным трепетом, извлекла тюбик с краской «Ультрамарин полночный». Название звучало как обещание.
Тьма сгустилась окончательно. Фонари парка бросали жёлтые островки света далеко в стороне. Под сенью старых деревьев царил полумрак. Аллочка выдавила на палитру щедрую порцию краски. Она была не просто синей, а по-настоящему глубокой — как омут, как космическая бездна, как сама ночь, сгущённая в пигмент.
«Мио, свет! — скомандовала Аллочка, макая широкую плоскую кисть в воду, а затем в краску. — Режим… лунного света!»
Мио тихо взмыл в воздух и завис чуть позади и слева от мольберта. Его корпус вспыхнул изнутри, но не ярким голубым, как во время игры, а мягким, рассеянным серебристо-фиолетовым сиянием. Он стал живым, парящим источником света, идеально подсвечивающим палитру и лист бумаги, не слепя глаза. Это был не просто свет, а настоящий лучик творческого озарения. Волшебство началось. Аллочка сделала первый мазок. Широкая полоса густого, сочного ультрамарина легла на бумагу. Она ахнула про себя. Краска ложилась бархатисто и при этом обладала удивительной кроющей силой, слегка просвечиваясь.
Она работала быстро, почти интуитивно. Широкие мазки создавали фон в виде темной бездны. Потом, более тонкой кистью она стала вытягивать силуэты деревьев на дальнем плане, используя почти чистый цвет, лишь слегка разбавляя его для создания далёкой дымки. Мио, словно чувствуя её потребности, плавно перемещался, меняя угол освещения. Когда Аллочке нужно было увидеть деталь, свет становился чуть ярче и холоднее, а когда она наносила фон, он приглушался до таинственного мерцания.
— Левее, Мио, чуть-чуть, — шептала она, вжимаясь в процесс. — Да, так. Идеально.
Мио послушно смещался, а его мягкое сияние скользило по влажной бумаге, выхватывая из тьмы рождающийся мир. Аллочка добавила каплю белил, создав призрачные лунные блики на воображаемой речке внизу листа. Тончайшей кистью наметила звезды — не точки, а крошечные вспышки света, используя почти чистый белый, но с легчайшей подцветкой ультрамарином, чтобы они не казались инородными.
Она забыла о времени и о холоде, подступающем от земли. Были только она, кисть, гипнотизирующий ультрамарин и верный Мио, создающий световую сцену для этого ночного действа. Его мягкое гудение сливалось с шелестом листьев, становясь саундтреком творчества. И вот, последний мазок. Аллочка отступила на шаг, вытирая кисть о тряпку. Мио, словно понимая важность момента, завис неподвижно, направив свой фиолетово-серебристый свет прямо на картину.
Аллочка замерла. Лист бумаги больше не был просто бумагой. Он был окном. Окном в бесконечно глубокую, насыщенную синеву ночи. Деревья были не нарисованными силуэтами, а стали темными стражами, растворяющимися в бесконечности. Звезды не просто светились — они дышали холодным светом, а лунная дорожка на воображаемой воде казалась настоящим путём в иное измерение. Ночная ультрамариновая гуашь раскрылась во всей своей мистической мощи, а свет Мио придал ей невероятный объем и таинственное мерцание. Это был не эскиз, не набросок. Это был законченный, дышащий ночью шедевр. Эмоция, пойманная в момент падения с кисти, застывшая в совершенной гармонии цвета и света.
(Спасибо большое за лайки и комментарии, которые помогают продвигать книгу!)
Вечерний ресторан был наполнен мягким светом люстр, отражающимся в хрустальных бокалах. Вика сидела за столиком у окна, её длинные ноги были изящно скрещены, а в руке она держала бокал с красным вином. Вика знала, что выглядит безупречно: чёрное платье, обтягивающее фигуру, лёгкий макияж, подчёркивающий её природную красоту. Она ждала его, молодого преуспевающего финансиста.
Он вошёл в ресторан с уверенностью человека, привыкшего к вниманию. Его взгляд сразу же нашёл её, и на его губах появилась лёгкая улыбка. Вика ответила ему тем же, но её улыбка была тщательно продумана — достаточно тепло, чтобы заинтересовать, но не слишком, чтобы не показаться слишком доступной.
— Вика, — произнёс он, подходя к столу. — Ты выглядишь… ослепительно.
— Спасибо, Пол, — она слегка наклонила голову, играя с ободком бокала.
Он сел напротив, его глаза изучали её с явным интересом. Вика видела, что он хочет от неё, но не собиралась быстро сближаться.
— Ну что, как твой день? — спросил он, заказывая бутылку дорогого вина.
— Обычно, — ответила она, делая вид, что зевает. — Работа, скучные встречи… Ничего интересного.
— Ты слишком красива, чтобы скучать, — он улыбнулся, но в его глазах читалось что-то большее.
— Ты знаешь, как сделать комплимент, — Вика притворилась, что смущается, но внутри она была холодна, как лёд. Она знала, что ему нужно, и она знала, как это использовать.
Ужин прошёл в лёгкой беседе, но подтекст был ясен обоим. Пол намекал на то, что мог бы предложить ей больше, чем просто ужин в дорогом ресторане. Вика же играла свою роль идеально — она была загадочной, но не слишком, доступной, но не до конца.
Они вышли на улицу.
— Может, зайдём ко мне? — предложил Пол. — У меня отличный вид на город.
Вика сделала паузу, как будто раздумывая. Она знала, что это момент истины.
— Ты знаешь, Пол, — начала она, глядя ему прямо в глаза, — я не из тех девушек, которые легко поддаются на такие предложения.
— Я понимаю, — он улыбнулся, но в его голосе появилась нотка раздражения. — Может быть, ты сделаешь для меня исключение?
— Возможно, — она улыбнулась, но её глаза оставались холодными. — Но только если ты сделаешь исключение для меня.
— О? И что ты имеешь в виду? — он поднял бровь, явно заинтересованный.
— Я слышала, у тебя есть яхта. Можешь меня покатать на ней? — её голос звучал невинно, но она знала, что он понимает намёк.
Пол засмеялся:
— Ты хитрая, Вика. Мне это нравится.
— Я просто знаю, чего хочу, — она пожала плечами, играя с кончиками своих волос.
— И чего же ты хочешь? — он подошёл ближе, его голос стал тише.
— Ты знаешь, чего я хочу, — она посмотрела на него, её взгляд был полон обещаний. — Но ты должен заслужить это.
Он засмеялся снова, но на этот раз в его глазах появилось уважение.
— Ты играешь в опасную игру.
— А ты любишь риск, — она улыбнулась, зная, что уже почти выиграла этот раунд.
Они сели в его машину и Вика знала, что её план работает.
(Спасибо большое за лайки и комментарии, которые помогают продвигать книгу!)
Ездил на днях в Абхазию и решил выложить фотки для вас. Мало ли, кто-то также как и я любит такие виды и дорожные просветы.
Это по дороге в Пицунду.
Подумать только, не так давно тут были болота и повсюду была малярия. Наши умельцы завезли эвкалипт, который высосал излишки влаги, а пихта создала уникальный микроклимат.
В результате, Пицунда стала жемчужиной курортного и санаторного отдыха. Тут чистое море и восхитительный воздух.
Предыдущие главы книги "Нексус":
Глава 27. Мозговой штурм
Глава 28. Случайно не случайная встреча
Пол стоял в своём кабинете и смотрел в окно. «Как же всё навалилось», — думал он. Непредвиденное увеличение расходов, задержки с возведением нового дата-центра, постоянные проблемы с персоналом. «Я нанял управляющего и плачу ему за решение всех этих проблем, но такое чувство, что всё приходится решать самостоятельно. Это изматывает, чертовски изматывает», — подумал он, закрыл окна кабинета, позвонил на ресепшен, отдал распоряжение, чтобы его не беспокоили, запер дверь на ключ, включил музыку, закрыл глаза и расслабился. Тут же в сознании появился Шаолинь, окутанный дымкой.
Пол шагал по гравийной дорожке сада, сжимая в кармане телефон. Экран мигал уведомлениями о котировках. «Почему я согласился на эту авантюру?» — бормотал он, вспоминая слова отца: «Найди мастера. Он обучит тебя тому, чему не учат в школе».
Монах сидел у пруда, наблюдая за карпами. Его поза напоминала неподвижный камень, готовый в любой миг стать бурным потоком.
— Ты опоздал на семь минут, — сказал мастер, не оборачиваясь. — Но это неважно. Важно то, что ты до сих пор торопишься.
Он подал Полу бамбуковый ковшик:
— Наполни его из водопада.
Пол подставил ковш под струю. Вода выбила ковш из рук.
— Почему не получается? — взорвался он.
— Потому что ты борешься, — усмехнулся мастер. — Дай воде войти в ритм.
Только на пятый раз, замедлив дыхание, Пол уловил момент и наполнил ковш.
— Мусаси писал: «Побеждает тот, кто сливается с ритмом противника, чтобы нарушить его».
Пол открыл глаза.
— В бизнесе есть моменты, когда надо быть камнем, а когда лучше быть водой. Всё рушится? Нужно не бежать, а замедлиться. Если видишь хаос вокруг, значит тебя захватил ритм, который ты не понял.
Пол открыл деловую почту, прошёлся по письмам, нажал «отправить» на последнем письме и замер. Экран монитора, мерцающий цифрами, внезапно потерял резкость. Звуки клавиатуры, смешки коллег и гул кондиционеров сплелись в монотонный звук, как будто кто-то вывернув регулятор времени наизнанку. Его рука, всё ещё сжимающая мышку, онемела.
Лифт, улица, толпа — всё двигалось рывками, как в старом фильме. Он шёл, не чувствуя асфальта под ногами. Ритм города, обычно давящий, теперь казался абсурдным. Люди вокруг метались, как муравьи. Он медленно дошёл до парка, который встретил его тишиной. «Двадцать четыре формы Тай-чи», — всплыло в памяти обрывком из разговора: «Это не просто набор упражнений, а символ гармонии души и тела через познание ритма».
Стопы прилипли к земле, колени согнулись, словно под тяжестью невидимого плаща. Ладони раскрылись вверх, принимая вес воздуха, дыхание замедлилось. Мир сузился до микроскопических ощущений. Руки плавно описали полукруг. Пол представил, будто толкает воду, но не ладонями, а костями. Медленнее, ещё медленнее. Мышцы дрожали от непривычки. Казалось, он начал чувствовать каждый атом своего тела. Шелест листвы слился с шумом в ушах. Руки сомкнулись перед грудью, пальцы находились в миллиметрах друг от друга. Пространство между ними пульсировало.
Когда он закончил упражнение и руки опустились вдоль тела, он вдруг услышал город. Сирены, смех детей, звон велосипедного звонка — всё встроилось в единый узор, как ноты. Он присел на скамейку, прикрыл глаза и в сознании тут же всплыл мастер Линь Шэн Лун, у которого Пол тихо спросил:
— Что такое пустота?
Мастер остановился у низкого стола, где стояла черная чаша для чая. Её гладкие стенки отражали пламя свечи, как тёмное зеркало.
— Ты видишь эту чашу? — спросил он, не глядя на Пола. — Она ценна не материалом, а пустотой внутри. Только благодаря ей, она может быть наполнена.
Мастер поднял чашу и резко выплеснул чай в жаровню. Пар поднялся к потолку.
— Теперь она пуста, но разве стала бесполезной?
Пол пожал плечами:
— Её можно снова наполнить.
— Нет, — Линь Шен Лун повернул чашу вверх дном. — Теперь её пустота стала невидимой. Ты, как и многие другие, путаешь пустоту с отсутствием. Пустота — это потенциал, как небо, которое вмещает солнце и шторм, не становясь ими.
Сосны гнулись от ветра. Мастер взял деревянный меч и принял стойку.
— В бою, если ум забит мыслями, то ты слеп. Пустота — это не слабость, а готовность.
Он взмахнул мечом так, что лезвие зависло в воздухе, словно разделяя время на «до» и «после».
— Видишь? Меч остановился, но импульс продолжается. То, что исчезло, всё ещё меняет мир.
Пол попробовал повторить. Его удар был резким, но после движения тело будто обрубалось.
— Ты заканчиваешь удар, не оставляя места для следующего, — поправил его Линь. — Пустота это мост между действиями. Пустота это не отсутствие, — Это пространство, где рождаются решения. Как зимнее поле кажется мёртвым, но под снегом зреет новый урожай.
Пол открыл глаза. В кармане жужжал телефон. Надо было идти в офис. Он лёгким движением руки залез в карман и отключил его. Тут же снова закрыл глаза и перед ним появился мастер.
Линь Шэн Лун ждал его у ворот, одетый в простую серую робу. Его лицо напоминало отражение в замёрзшем озере — безмятежное, но глубинное.
— Ты принёс с собой бурю, — сказал мастер, указывая на грудь Пола. — Послушай.
Тишина. Через секунду Пол снова подумал о том, что надо посмотреть уведомления в телефоне…
В чайном домике мастер подвесил к потолку бронзовый колокол, но не ударил в него.
— Тишина — это не когда нет звука, а когда звук становится частью тебя.
Пол закрыл глаза, ожидая чего-то. Ничего. Лишь собственное дыхание.
— Ты ждёшь, — усмехнулся Лун. — А настоящая тишина — это когда ожидание растворяется.
Мастер коснулся колокола пальцем. Звук родился не ударом, а вибрацией воздуха — тонкой, как паутина. Пол вздрогнул.
— Сегодня ты не произнесёшь ни слова, — объявил Лун, ведя его к ручью. — И не подумаешь.
Пол закатил глаза.
— Это невозможно.
Мастер продолжил:
— Мысли это крик обезьян в клетке, а тишина это ключ.
Они сели на мокрые камни. Лун опустил руку в воду, заставив поток обтекать ладонь. Пол повторил. Холод обжёг кожу, но через минуту пальцы онемели.
— Ты снова говоришь внутри, — вздохнул Лун. — Слушай ручей. Он не думает о том, куда течёт.
Измученный Пол шёл за мастером через бамбуковую рощу. Внезапно Лун остановился:
— Слышишь?
Тишина. Чем дольше Пол вслушивался, тем больше звуков возникало:
— Шелест листьев…
— Нет. Глубже.
— Жужжание насекомых…
— Ещё.
Пол стиснул веки и услышал бит. Это был сигнал его собственного сердца.
— Между ударами есть пауза, — прошептал Лун. — Вот где живёт тишина.
Мастер вывел его на скалу над долиной.
— Совы охотятся в тишине не потому, что боятся шума, а потому, что каждый звук раскрывает их.
Пол стоял, чувствуя, как ветер проникает сквозь одежду. Городские огни мерцали вдали как падающие звезды.
— Твои планы проваливаются не из-за плохих чисел, — сказал Лун. — А из-за шума в голове.
Пол хотел возразить, но вспомнил обет молчания. Вместо слов он кивнул.
Возвращаясь в храм, Пол споткнулся. Мастер подхватил его за локоть:
— Видишь? Когда ум кричит, тело слепнет.
Пол открыл глаза и попытался поймать паузу между сердцебиениями. Сначала у него ничего не получалось, но потом в ней возникла микроскопическая щель, в которой не было страха перед завтрашним днём или сожалений о прошлом.
(Спасибо большое за лайки и комментарии, которые помогают продвигать книгу!)
Ранее в книге "Минутный город":
Утро встретило Аллочку колючим ветром и монотонным писком Мио.
— Три километра, всего три, ну это же не смертельно, — мысленно уговаривала себя она, то и дело спотыкаясь. Мио подпрыгивал рядом, весело забегая вперёд и как бы помогая сделать очередной шаг.
Тут в голову полезли вчерашние слова Матильды.
— А может, и правда я счастлива? — подумала Аллочка под ритм шагов, отбивающих такт вопроса. — Вот так просто спросили, и я поверила? Ну зачем я сказала Матильде, что я счастлива?
Парк плыл мимо. Повсюду стояли деревья с облетевшей корой, похожие на оголённые нервы. Аллочка резко свернула к озеру, где вода отражала небо кусками, как разбитая палитра.
— Что за чушь? — она замотала головой, сгоняя капли пота. — Разве счастье — это галочка в ответе? «Да, Матильда, счастлива, как дурочка на карнавале!»
Аллочка пнула камень.
— Может, правда надо… выключить мозг? Перестать думать…
Она вдруг представила себя пустой рамой. Ни тревог, ни вопросов, а только ветер, гуляющий сквозь деревянные планки. Легко? Да. Но… страшно.
— Счастье без мыслей — это как картина без замысла, — прошептала она, замедляясь. — Просто мазня. Красивая, яркая… и мёртвая.
Внезапно впереди мелькнул рыжий кот. Он сидел на парапете, вылизывая лапу, равнодушный к миру. Аллочка остановилась, переводя дух.
— Вот он идеал! — фыркнула она. — Спроси его: «Ты счастлив?». Он просто уйдёт, потому что не поймёт вопроса.
— А ведь Матильда права, — подумала она, снова начиная бег. — Нужно не думать о счастье, а чувствовать его.
Она ускорилась, ловя ритм:
— Когда ноги горят…
— Когда лёгкие рвутся…
— Когда ветер бьёт в лицо…
— …а ты летишь навстречу жизни!
Аллочка закончила пробежку и направилась домой. Её охватил невероятный творческий порыв. Она взяла свежий холст, поставила на мольберт вверх ногами, прищурилась и начала водить кистью с ультрамарином по белому полю. В голове пульсировал вопрос:
— Может быть, счастье это когда не надо отвечать на вопрос да или нет?
Она писала портрет незнакомки, начав с подбородка. Нос упирался в верхний край картины, а глаза плыли вниз, как два озера расплавленного янтаря. Как странно… давать жизнь лицу с конца.
— Вот и я, — подумала Аллочка, смешивая киноварь с белилами. — Все начинают строить своё счастье с детства, а я с вопроса Матильды. И пытаюсь дорисовать начало.
Она решила поэкспериментировать и взяла кислотно-зелёный, лимонный и фуксию. Аллочка писала тени на лице незнакомки так, как будто светило три солнца с разных сторон. Тень от носа стала ядовито-розовой, а провал под скулой окрасился в электрик-лайм.
— А вдруг, счастье это отсутствие правил? — спрашивал мазок.
— Или это умение их нарушать? — шептала кисть.
Пальцы запахли гуашью и кофе. За окном дождь застучал по крыше, а в мастерской родилась целая вселенная, где тени запели фальцетом. Аллочке нужны были новые эксперименты. Дальний план полез вперёд, заслоняя лицо незнакомки. Всё росло на картине, как грибы после дождя, корешки закричали алой акриловой плазмой, а ближний стул слетел вниз и завис над головой героини, будто гильотина.
— Счастлива ли я? — Аллочка отбросила кисть. — Что если ответ этот хаос? Ложная перспектива, где близкое давит, а далёкое лезет в глаза…
Левая половина лица незнакомки стала полупрозрачными слоями охры и умбры. Правая окрасилась в рваные мазки, синяково-фиолетовые пятна и чёрные царапины.
— Вот оно, моё счастье! — Аллочка провела пальцем по холсту. — Полу покой или полу буря, полу да, полу кто знает…
Вдруг она встала на руки перед мольбертом. Кровь ударила в голову, а перевёрнутый портрет наконец обрёл правильные черты. Искажённые, но… цельные.
— Вааааау! — выкрикнула она, падая на ковёр. — Может быть счастье это просто сменить точку зрения?
Аллочка дописывала картину, сидя на полу. Мио молча наблюдал за ней.
— Знаешь Мио, что я только что поняла? — Она мазнула по холсту последним штрихом — золотой каплей в уголке перевёрнутого глаза. — Счастье не рисуют прямыми линиями. До него доходят… самостоятельно.
Она встала, перевернула холст и ахнула. Незнакомка исчезла. На полотне бушевал абстрактный шторм. Кислотные тени стали лучами, пробивающими тьму. Сломанная перспектива стала лабиринтом, ведущим к свету. Две половинки лица превратились в землю и небо в момент грозы. А в центре, где должен был быть рот, пылало маленькое солнце из золотой краски.
— Эврика! — вскрикнула от радости Аллочка. — Иногда посмотреть на мир под иным углом это так здорово!
(Спасибо большое за лайки и комментарии, которые помогают продвигать книгу!)
Решил я тут отвлечься от работы и сходить в лес. Подышать свежим воздухом и грибов заодно пособирать!
Это дорожка здоровья на Красной Поляне. Зачётное место!
Это горная речка рядышком.
Беленький. Красавец, а?
А это сатанинский гриб. С виду не скажешь... На дубовик похож. На самом деле, это один из самых ядовитых грибов.
Срезаем. Уже что-то не то... цвет бахрамы настораживает! Дальше больше!
Смотрите, место среза начинает синеть...
Прямо на глазах.
Что имеем через несколько секунд.
Некоторые утверждают, что его яд разрушается при термической обраоботке, а другие говорят что результаты его распада ещё более токсичные. Сам я пробовал его варить в небольших количествах и живот побаливал после употребления. Так что не советую!
Вот эти красавцы выглядят получше. Сам предпочитаю белые и дубовики с лисичками. Эти просто красивые очень.
Ну и лисички на последок. Ещё совсем маленькие. Ещё у нас бывают чёрные лисички. Но видимо ещё рано. Будут позже.
Друзья, эта статья написана для того, чтобы аккумулировать данные и поделиться опытом рекламы своих книг с помощью видеоклипов. Многие понимают силу видео для рекламы книги, но не многие понимают как это можно сделать совмещая с писательской деятельностью.
Из-за нехватки времени, знаний или денег на создание промо ролика, он часто получается слишком коротким или некачественным. Из-за этого он не получает широкого охвата и, как результат, теряется среди миллионов других на сайтах видеохостинга. Книга опять остаётся без внимания. Попробуем проанализировать как это можно исправить.
Собрать рекламный ролик из разрозненных видео это всё равно что склеить увлекательный трейлер из самых ярких сцен фильма. Задача состоит в том не чтобы показать всё, а в том, чтобы вызвать любопытство и желание узнать больше.
Подготовка и планирование. Самый важный этап! Определяем цель и ключевое сообщение.
Что зритель должен понять и почувствовать после просмотра?
Примеры. Заинтриговать сюжетом, показать личность автора, вызвать доверие если книга нон-фикшн и рассказать о запуске предзаказа.
Ключевое сообщение может быть в виде одной короткой фразы. Например, «История Тихони или как стать профессиональным хакером» или «Узнайте, как создать классное приложение и вывести его на рынок».
Пишем сценарий и делаем раскадровку.
Не нужно снимать всё подряд. Планируем, какие кадры нам нужны.
0-3 секунд это яркий крючок. Самый интригующий вопрос, кадр, цитата.
3-15 секунд Раскрытие конфликта. Кто герой? В чем его проблема или цель?
15-25 секунд. Нарастание действия. Кульминационные моменты, обещание зрелища.
25-30 секунд. Развязка и призыв к действию. Название книги, обложка, ссылка для покупки.
Собираем видеоматериал. Что снимать.
Для художественной литературы нужны драматичные взгляды в камеру, чтение самых напряженных отрывков за кадром, символические предметы в виде старой карты, ключа, письма и смена эмоций на лице персонажа.
Правило 5 секунд. Снимаем каждый план не менее 5-7 секунд, чтобы был запас для монтажа.
Технические параметры, длительность и разрешение.
Оптимальная длительность рекламного видеоклипа составляет 30-60 секунд. Это стандарт для рекламы в соцсетях YouTube Shorts, TikTok и других. Первые 3 секунды решают, досмотрит ли человек ролик до конца. Наш «крючок» должен быть именно в этом диапазоне.
Разрешение FullHD или 1920×1080 пикселей. Это стандарт для большинства платформ. 4K или 3840×2160 отлично, но не обязательно. Ориентация лучше вертикальная или 9:16. Это нативный формат для мобильных устройств, которые сегодня лидируют в просмотре контента в интернет.
Монтаж и как компоновать клипы. Ритм и темп. Наш главный инструмент — это смена кадров.
Начало, где разумен более размеренный монтаж и кадры идут по 2-3 секунды.
Середина и кульминация, где можно ускорить темп! Быстрая смена планов по 0.5-1 секунды создают напряжение и драйв.
Конец, где можно снова замедлиться, чтобы показать обложку книги и призыв к действию.
Режиссировать видеоряд нужно под бит музыки. Смена кадров или появление текста должны попадать в основные акценты трека. Это создаёт гипнотический эффект и профессиональное ощущение.
Используем текстовые вставки и субтитры. Многие пользователи смотрят видео без звука! Все ключевые фразы, цитаты из книги, имя автора и название должны быть в виде текста на экране. Шрифт должен читаться легко и соответствовать жанру книги (готический для хоррора, строгий для бизнеса, изящный для романтики).
Переходы. Не увлекаемся кричащими эффектами вроде «вертушки» или «вспышки». Самые лучшие переходы — это простая резкая склейка, затемнение иди совпадение движения, где завершение одного движения в кадре плавно переходит в начало движения в следующего.
Музыка может здорого помочь, ведь она управляет эмоциями зрителя. Жанр книги это и жанр музыки.
Триллер/Детектив. Мрачная, атмосферная, с напряженным нарастающим битом (эмбиент, дарк-поп).
Любовный роман. Лиричная, эмоциональная музыка (нежная фортепианная или оркестровая композиция, инди-поп).
Мотивация/Бизнес. Энергичная, вдохновляющая, с мощным ударным битом (эпик-кал, электро-хаус, индастриал).
Фэнтези/Приключения. Эпическая, оркестровая музыка (похожая на саундтреки к фильмам).
Где брать музыку. Бесплатные библиотеки YouTube Audio Library или Epidemic Sound по подписке. Ищем по настроению и жанру. Сам я находил там много интересного, но иногда лучше вставить свою. Важно убедиться, что у музыки есть лицензия для использования в рекламных целях. Она называется коммерческая лицензия.
Финальные штрихи и призыв к действию.
Позыв к действию. Это то, что зритель должен сделать после просмотра. В самом видео текстом и голосом произносим «Купить/Читать книгу по ссылке», «Узнать больше на сайте», «Оформить предзаказ». В описании под видео обязательно продублировать активную ссылку на сайт или маркетплейс, где продаётся книга.
Цветокоррекция и фильтры. Можно использовать единый фильтр для всех кадров, чтобы связать их визуально и задать нужную атмосферу. Например, холодные тона для триллера или тёплые для романтики.
Программы для монтажа найдёте сами. Говорят, очень классный редактор от adobe для начинающих. Сам я пользуюсь blender из-за его масштабируемости и постоянных обновлений, но для новичка он сложен в освоении. Его освоение с нуля сожрёт очень много времени!
Важно смотреть много трейлеров к книгам и фильмам и анализировать как они сделаны. Какой там был крючок? Как менялся ритм в клипе? Какая играла музыка фоном? Это лучший источник вдохновения и копирования рабочих тем для быстрого создания классного клипа и быстрой раскрутки книги. По мнению многих, клипы это самый доступный, надёжный и рабочий инструмент для раскрутки начинающего писателя и его творчества!
Отывок из книги «Хакер»:
Парализующий и сковывающий движения страх объял Ганеша перед входом в полицейский участок. Он постоял несколько секунд нерешаясь сделать движение, но наконец пересилил себя и вошёл. Оказавшись внутри, он огляделся. Это был участок в одном из самых грязных районов Бомбея. Пахнуло сыростью и гнилью. Серые унылые стены как будто сразу надавили и стало невыносимо гадко внутри.
В углу участка сидел худющий человек в ободранной одежде, скованный ржавыми кандалами, пристёгнутыми к решётке. Он был тощий как скелет. Перед ним на грязном полу лежала пустая жестяная миска. Он не просил и не смотрел по сторонам, а просто сидел, уставившись в пустоту, покорный своей участи. Всё это оказало на Ганеша неизгладимое впечатление. Внутри всё сжалось, а сердце бешено застучало, выпрыгивая из груди.
«Я могу оказаться на его месте», — тут же подумал он. «А ведь я просто хочу спросить совета».
Минутное замешательство. Где тут говорить? Кому? Все эти люди в форме казались ему одинаково чужими и опасными. Обречённость. Мысль о том, что он предаёт Раджеша, была чудовищна, но мысль о том, что он падает в яму не по своей вине была ещё хуже.
«Я ведь просто пришёл спросить совета как мне быть», — продолжал мысленно повторять про себя он.
Один из полицейских, толстый и плотный, заметил его и лениво махнул рукой.
— Эй, ты! Кто такой? Чего надо? Пришёл сдаваться?
Смех его коллег прозвучал как скрежет металла.
Ганеша подошёл, ёжась и переминая в руках свою рубаху.
— Я… мне нужно поговорить. Один человек… мой друг…
Полицейский приподнял густые брови, с интересом разглядывая Ганеша, как бульдог рассматривает новую игрушку.
— О? Сдаёшь друга? Интересно. И за что нам можно его привлечь? — он растянул слово «друг» с насмешкой.
Ганеш замялся, нервно перебирая край своей рубахи.
— Нет! Я просто пришёл спросить у вас как мне правильно поступить. Друг попросил меня купить улицу и перевёл мне денег.
— Говори как есть! — резко крикнул толстяк. — Откуда у него деньги?
— Я не знаю точно, — ответил отводя глаза Ганеша.
— Ты что, будешь с нами тут в игры играть? — выкрикнул второй полицейский помоложе, указывая рукой на прикованного бедняка. — Щас сядешь рядом с ним. Хочешь? Устроим!
От такого резкого громоподобного голоса у Ганеша взорвалось всё внутри. Это именно то, чего он так боялся. Паника и страх объяли его и он выпалил всё что знал.
— Он кого-то взламывает, ходит в интернет кафе и обманывает людей по телефону. — добавил в спешке он смотря то на одного, то на другого полицейского. — Я не знаю подробностей! Мне только рассказывали друзья, что видели его там. Клянусь! Я очень боюсь, что меня посадят вместо него!
Ганеша выпалил всё на одном дыхании. Его голос дрожал от искреннего ужаса. Полицейские переглянулись. Толстяк многозначительно хмыкнул и откинулся на спинку стула.
— Слушай, друг, — сказал он, и в его голосе внезапно появилась поддельная, продажная отеческая забота. — Мы понимаем твоё горе. Очень благородно с твоей стороны прийти и предупредить. Но видишь ли… чтобы мы могли что-то сделать, нам нужны доказательства и факты, а не просто страхи. Это же требует ресурсов, понимаешь?
Его напарник, помоложе и потоньше, кивнул, подхватывая тему.
— Фамилия!
— Шарма! Меня зовут Ганеш Шарма!
— Да нет, твоего друга!
— Раджеш Кумар!
— Так вот мистер Шарма, для того чтобы найти и приструнить твоего друга Раджеша Кумара, нам нужны ресурсы. Бензин для машин, время следователей… И потом, если этот твой друг такой могущественный, он может быть опасен и для нас. Нам нужно быть осторожными. Нам нужна… гарантия.
Толстяк улыбнулся, обнажив жёлтые зубы.
— Вот именно! Гарантия. Может, у тебя есть немного… ресурсов? Чтобы помочь нам начать расследование? А мы уж взамен гарантируем, что тебя самого трогать не будем.
Ганеш смотрел на них с наивной надеждой в глазах. Они помогают ему!
— Совет? — переспросил он.
— Конечно! Забудь обо всём этом. Уезжай отсюда. Прямо сейчас. Купи билет в Гоа и езжай. Там много туристов и всегда есть работа для парня вроде тебя. Солнце, море, никаких проблем, а мы тут сами во всём разберёмся. Как только… получим средства на расследование.
Сердце Ганеша забилось от облегчения. Это был выход! Чудесный выход!
— У меня есть деньги! — поспешно сказал он, доставая свой старый потрёпанный телефон. — Я могу перевести! Сейчас!
Под одобрительные взгляды полицейских он запустил приложение банка. Его пальцы дрожали, но он быстро перевёл несколько сот тысяч рупий.
— Это всё? — спросил толстяк.
Ганеша молчал. Полицейский подошёл и взял его телефон. Посмотрел на экран. Его зрачки расширились и он глянул на своего напарника.
— Ты что, собираешься оставить себе эти грязные деньги, — спросил молодой полицейский и посмотрел на Ганеша с ообой злобой.
— Нет, нет, — тут же запричитал Ганеша и протянул руку к толстяку.
Полицейский отдал ему телефон и Ганеша быстро перевёл всё что у него было на счёте на указанный ими номер.
— Готово! — объявил он, сияя. Впервые за долгие дни страх отпустил его.
Толстый полицейский глянул на экран компьютера, где отображался счёт отдела полиции и на его лице расплылась широкая, довольная улыбка.
— Молодец! Вот это по-нашему! Теперь слушай сюда! Дуй прямиком на вокзал и в Гоа. Забудь здесь всё как страшный сон. Понял?
— Да! Спасибо! Большое спасибо! — пробормотал Ганеш, кланяясь и пятясь к выходу. Он выбежал на улицу, чувствуя себя не предателем, а человеком, героически избежавшим огромной беды. Наконец-то он был свободен!
Дверь участка закрылась. В помещении на секунду воцарилась тишина, которую тут же разорвал оглушительный, животный хохот толстого полицейского.
— Ты видел этого идиота? — он заходился от смеха, тыча пальцем в экран с переводом. — Он сдал своего друга, а потом отдал нам все свои деньги! Все до последней рупии!
Его напарник не мог сдержать смех и добавил разрываясь от хохота:
— И ещё побежал покупать билет в Гоа! — Я сказал ему первое, что пришло в голову!
— Он кого-то взламывает! — передразнил толстяк Ганеша, корчась от смеха.
Их смех гремел под сводами участка, заглушая всё остальное. Даже тихий, почти неслышный лязг цепи того, кто сидел у стены, прикованный, с пустой миской у ног.
Фото бедняка составлено по памяти, а вот реальные фотки участка из моих архивов: