Вы закончите школу и ВУЗ или техникум и начнется взрослая жизнь, которая не ученье - свет, а чуть свет и на работу. Хочу поделиться опытом, если вы запомните хотя бы один пункт это может в чем-то облегчить вашу жизнь. Пункты намеренно не сгруппированы, чтобы восприятие не замыливалось.
1. Начальники в России считаются непогрешимыми относительно подчиненных. Например если увольняется целый отдел и все как один говорят что больше не хотят работать с этим негодяем, то считается что они все плохие и надо просто набрать новых. Соответственно начальник всегда виновен относительно вышестоящего. Вывод - избавиться от начальника можно чаще всего путем подставы перед вышестоящим. Это не совет, это указание на ваш моральный выбор - светлой или тёмной стороны. Просчитаетесь с подставой - поплатитесь, иногда не только должностью:) Вместе с тем я не отрицаю что тёмная сторона существует, могут и вашего шефа, когда у вас с ним прекрасные отношения, подставить
2. Стукачей на работе полно. Всегда следите за базаром. Если вас будут разводить на поругать начальника - 'Иваныч-то козёл какой, а?' - скажите в ответ - 'Да? Не замечал...' и сворачивайте разговор. В любом случае вам никакой прибыли от этого, а риски не нулевые испортить отношения когда не хотелось их портить
3. Вы услышите такую поговорку 'нет такой профессии - хороший парень' - типа будь профессионалом, остальное приложится. Не верьте. В первую очередь приложится у хорошего парня. Развивайте навыки общения, сотрудничество, навык продажи вашего труда руководству. Это важно
4. Соблюдайте баланс между работой и отдыхом как только можете. От предложений переработок отмазывайтесь под благовидным предлогом. На двух работах не работайте. Берите отпуск каждый год. Потому что это по началу организм вам прощает такое, а позже за всё заплатите. Не допускайте ущерба здоровью, что бы там ни сулили карьерный рост, деньги - не важно. Лет с 35-40 закончится гарантия на организм - станут медленнее заживать травмы, вылезать заболевания, которые сами не проходят. И лучше подойти к этому моменту с более-менее здоровой тушкой. Если на работе есть ДМС - пользуйтесь - не забивайте типа 'само пройдет', от 'что вы с ерундой-то...' до 'а что же вы сразу не пришли...' - один шаг
5. Любые проблемы лучше встречать с деньгами чем без. Откладывайте хотя бы понемногу. Пусть 5000 или 10000 но отложите с зарплаты обязательно. Работа, особенно первая или вторая - очень ненадежный источник дохода
6. Вкладывайте во что-то, лучше в разное. Не знаю что это будет, вам решать - вклады, акции, облигации, золото, недвижимость, что-то еще - но оно должно поглощать инфляцию и быть ликвидным (т.е. можно продать в разумные сроки по рыночной цене). Неплохая цель - накопить 'Fuck you money' - сумму, владея которой, можно даже публично послать начальство и жизнь не ухудшится особо, если уволят - сбережений хватит. Обязательно давайте активам время, если чуть цены пошли не в вашу сторону не спешите избавляться от актива, понимайте природу актива и действуйте если что-то изменилось глобально, а не потому что 'в прошлом году вклады или облигации были лучше'
7. Осторожно с кредитами. Берите кредиты только если хорошо подумали и только если это что-то очень нужное прямо сейчас. Фактически вы покупаете время. Подумайте - нужно ли так делать или не проблема подождать и накопить. Каждый кредит - зависимость, он будет давлением на качество ваших решений. Вы не поступите как должно, если боитесь что не сможете оплачивать кредит. Также помните - стать поручителем это тоже самое что взять кредит, но денег не получить. Если основной должник перестал платить и скрылся, банк его даже искать не будет - пойдет взыскивать с поручителя - имеет право. Я бы ни для кого поручителем не становился, хоть для родных, хоть для сослуживцев
8. Неплохая стратегия поиска работы - искать работу, поработав на которой вы сможете устроиться в место лучше. Условно - здесь меня научат работать с оборудованием ABC, и с этими знаниями я смогу устроиться в компанию XYZ. Или: здесь я научусь работать с людьми и попаду на должность где это главное. Следствие - если перспектива достижения дальней цели теряется - рассмотрите вариант сменить эту работу
9. Не заводите романы на работе публично. Если что-то есть - избегайте проявлений открыто. Кто-то позавидует и потом услышите от начальника - 'Ты опять у нее весь день тусовался?!' - даже если это не правда
10. Отстаивайте свои интересы. Не давайте никому на них наступать, ни руководству ни таким же как вы. В частности не давайте себя поливать дерьмом*, особенно публично. Тут можно целую статью писать про контрманипуляции, один прием подскажу - вменяйте намерение: - 'А... да ты наверное хочешь обесценить мои усилия по проекту?', 'Ты хочешь публично заявить сомнения в моём профессионализме? Может быть ты тогда готов поставить на кон свой профессионализм, если ты не прав?'.
Вписать вас в блудняк могут даже 'лучшие друзья', особенно если это для вас они друзья, а вы для них - расходник. Случится такое - делайте орг выводы. Внимательно наблюдайте за другими людьми в плане что будет если наступают на их интересы. Бывает что вас тащат во что-то что вы до конца не понимаете - не ведитесь.
*здесь эмоциональная формулировка, чтобы вы поняли о каких ощущениях речь, и принимали меры как только появилось ощущение
11. Стать мелким начальником легко - а) вас начальство знает как лояльного б) вас знают как толкового (навык продавать свои умения) в) вы избавите начальство от какой-то головной боли с чем-то. Наблюдайте и понимайте в чем у начальства головная боль и как вы можете помочь, будучи руководителем. Просто так взвалить на себя проблему, а потом еще одну в надежде что заметят и продвинут - не очень идея, маловероятно что получится. Скорее нагрузят ещё. Без повышения вашего в должности проблема решаться не должна
12. Ответственность стоит денег - избегайте ответственности бесплатной. Под благовидным предлогом. Избегайте желающих обменять свой разговор (и не более) на ваши деньги, силы, время
13. Действуйте в долгую. Должен быть приоритет ваших долгосрочных, стратегических целей над тактическими. У нас любят что-то вроде - хапнуть и бежать в кусты пока не отобрали - и в результате у нас богатое и успешное население (нет, а жаль). Тренируйте навык анализа ситуации, погуглите SWOT анализ, оценивайте вероятности наступления различных сценариев, особое внимание уделяйте страховкам от негативных сценариев - даже если не большая вероятность наступления негативного сценария, последствия могут быть катастрофой. Т.е. вероятность пожара не велика, но последствия фатальны, поэтому надо иметь огнетушитель. Принимайте взвешенные по риск/прибыль решения
14. Депрессивные состояния. Главное - вытащить себя из депрессивного состояния можете только вы сами, типа как себя из болота за волосы. Потому что всё внутри вас - и путь вниз и путь вверх. Кто-то со стороны только посодействовать может. Не надейтесь на кого-то - действуйте сами, пусть из последних сил и без желания но тащите себя к новым интересам. Понимаю - совет не конкретный. Как вариант предотвратить, а то и вылезти - управление своим вниманием. Вместо того чтобы сосредотачивать внимание на негативе, замечайте небольшие радости - прохладный душ после жаркого дня - кайф! В спортзале поднял от груди не пустой гриф штанги, а 10кг - я молодец! Зарплата поступила на счёт? - Отлично!
15. Имейте для работы что-то такое что даст преимущество в решении задач (смотря какая работа конечно) это может быть знание в совершенстве работы в Excel, умение писать скрипты, чтобы что-то запрограммировать, глубокое знание технологии на которой ваша работа основана, сопутствующей юридической стороны и т.п. - понадобится блеснуть профессионализмом, которого у других нет - воспользуетесь
16. Если хотите рваться к власти - лучше всего это делать командой - и нет, это не та команда, которую определил начальник чтобы копали траншею. Это не публичный коллектив людей, который пытается достигать целей совместными усилиями, прикрывая и продвигая друг друга. И отодвигая всех остальных от вкусных целей. Побочный эффект - борьба за власть = высокие ставки, если вас победят другие такие же, то вышвырнут всех игроков противника, не взирая на деловые и трудовые качества:) Я не раскрыл секретного секрета почему вас, одиночку, не повышают выше мелкого начальства?:) И это тоже тёмная сторона по сути явления. Однако если вы едете по магистрали и знак предписывает ехать 110, а все едут 130, то можно ехать как правильно - 110 - хотя это опасно, а можно как безопасно - 130 - хотя это не правильно.
17. Не упускайте случая потренировать любые навыки, хоть память - поставьте себе приложение для тренировки памяти и в свободное время улучшайте. Курсы повышения квалификации по профессии это тоже очень хорошо. Что-то в дополнение вроде ораторского искусства - отлично! Non-fiction литература - в целом хорошо, но выбирайте не попсовую. Финансовая грамотность - изучайте
18. Развивайте горизонтальные связи, ходите по всяким конференциям (если работа предусматривает конечно) знакомьтесь. Это сегодня вы обычные комбайнеры, а завтра один из вас Генеральный Секретарь ЦК КПСС с ядерной кнопкой
19. Научитесь говорить 'НЕТ'. Потренироваться легко. К вам зачем-то обращаются? - Не слушайте собеседника, отвечайте сразу 'НЕТ'. Дальше пусть докажет что Вам нужно сказать 'да'. Со временем ответить 'НЕТ' будет так же легко как 'да'. И имейте в виду - это тренировка, избавление от социальной установки, и не значит что не надо на самом деле рассматривать аргументы:)
20. Если вы одиночка-профессионал, не бойтесь менять работу. На рынке труда всегда найдется что-то лучше, особенно если живете в большом городе
21. Если с вас требуют принять решение немедленно 'Ну что, ты согласен?', 'Быстро доложи!', 'Решай сейчас, иначе...' - скорее всего хотят чтобы вы не думали о последствиях. Брать паузу это нормально. Частный случай - на работе чего-то требуют сообщить, а вы не готовы - нормально взять таймаут на подготовку ответа
22. Будьте в курсе новейших технологий. Не прозевайте новый биткоин или нейросети или что-то еще, меняющее правила игры. Это не означает что нужно влезть абсолютно во всё, но знайте и разберитесь с чем имеете дело подробно, чтобы принимать взвешенное решение
23. Увидели что другие паникуют? - Не присоединяйтесь к панике, паника схлынет через некоторое время, обычно до пары недель. Зачем вам за компанию совершать необдуманные действия? Паниковать - так индивидуально и согласно плану:) А паника еще будет и не раз: https://www.rbc.ru/politics/07/11/2024/672cff549a7947959bcec...
Остальные пункты оставлю дополнить комментаторам и вам:) Успехов, всё будет хорошо!