monkeycat

monkeycat

Всем привет! Я Руслан Пишу про разное: бег, родительство, путешествия, тревоги https://t.me/ruslanslens
На Пикабу
167 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 13 постов 1 в горячем
2

Flow


Чем старше, тем проще выбрать себе занятие/увлечение по одному критерию.

Если при занятии конкретным видом спорта, я перестаю бесконечно думать - это идеальный фит.

В беге, например, это достигается через изнурительные лонги - когда я сильно устал и весь фокус переключается на выносливость.

В боксе, особенно мне новичку, весь фокус смещен на технику, два часа за одну тренировку - отличная разгрузка.

С работой что-то похожее, но в конце дня, мозг расплавлен от мыслительного процесса вокруг одного контекста.

С короткими видео то же ощущение, но есть гигантский сайд эффект в виде нагрузки на нервную систему.

В 30+ лет ни о чем не думать - настоящий отдых 👏


Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь на мой телеграм канал, если вам было интересно, и вы разделяете мои чувства. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

Показать полностью
3

Музыка и мозг

Книгу «Музыка и мозг» я покупал наобум: мне её никто не советовал, и я никогда о ней не слышал. Как молодой отец, я заинтересован во всём, что может помочь мне лучше понять мою новую роль.

Читая эту книгу, я смотрел на неё из-под угла родителя, и вот список полезных фактов, которые я узнал:

Нейропластичность — это крутое свойство мозга, которое позволяет ему постоянно меняться и адаптироваться. Каждое утро наш мозг немного другой — не такой, как был вчера. Это свойство позволяет нам учиться и адаптироваться всю жизнь.

Теперь представьте, как маленькие дети каждый день узнают колоссальный объём информации — это и визуальный, тактильный, моторный, звуковой и многий другой опыт. Мозг проделывает большую работу по адаптации и сохранению знаний.

Память — это эволюционный механизм, и главный её смысл — предсказывать будущее. Мы можем использовать воспоминания в схожих ситуациях и предсказывать, что произойдёт. При этом рабочая память — это последние двадцать секунд: мозг просто не может уместить больше и постоянно стремится упростить сложные структуры, делая их простыми и лёгкими для запоминания.

Музыка — одна из первых форм коммуникации после рождения. Родители поют песни малышу, чтобы он мог почувствовать себя в безопасности. Малыш может не запоминать саму песню, а только понимать просодию — речевую мелодию, которая создаёт чувство безопасности.

Самое удивительное, что те люди, которые с детства регулярно занимались музыкой, прокачали свой мозг за счёт укрепления мозолистого тела. Этот орган находится между полушариями, и у тех, кто активно занимался музыкой, связи между ними укреплены. При занятии музыкой задействованы оба полушария мозга: ему приходится координировать моторику левой и правой частей тела. Это создаёт большой когнитивный запас и помогает отсрочить такие болезни, как Паркинсон и болезнь Альцгеймер. При этом раннее занятие музыкой помогает развить абсолютный слух. К сожалению (или к счастью), это возможно только при наличии генетической предрасположенности, но в то же время клетки в части мозга, отвечающие за его развитие, исчезают в детстве.

Если вы талант от рождения, это не значит, что вы гарантированно добьётесь успеха в музыке. Исследования показывают, что только постоянная практика позволяет отточить все навыки, и она же требуется для импровизации. Сам её феномен — это доведённая до автоматизма работа, при которой мозг способен одновременно анализировать происходящее и придумывать новое. Только за счёт автоматизма освобождается большой объём ресурсов мозга, чтобы достичь этого процесса. Чем больше опыт, тем качественнее импровизация. В итоге наличие таланта не является решающим фактором успеха.


Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь на мой телеграм канал, если вам было интересно, и вы разделяете мои чувства. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

AI generated picture

AI generated picture

Показать полностью 1
7

Nordic dads

Северные страны считаются традиционными в плане разделения обязанностей внутри семьи: муж пропадает на работе, а жена сидит с детьми. В прошлом веке это стало меняться.

Европейские страны ввели отцовские декретные отпуска — это позволяет женщинам раньше возвращаться к работе, а мужчинам больше проводить время с детьми. К примеру, в Швеции и Норвегии отпуск между родителями общий, при этом около четырех месяцев зарезервированы за отцом. Родители могут самостоятельно решить, как распределить отпуск и поделить его между собой, но зачастую его полностью берут женщины. За последние годы мужчины, особенно средний класс, активнее берут отпуска по уходу за ребенком, ставят крутую работу на паузу и полностью погружаются в подгузники и бутылочки.

Обо всем этом я узнал из книги Nordic Dads. Она состоит из 14 историй о семьях, в особенности об отцах, из разных североевропейских стран. Они написаны в формате интервью, и самое клевое — что эти истории от обычных людей. Истории уникальны и переносят в страну и место, в котором живет главный герой. Погружаясь в культурные особенности и детали, читатель будто совершает маленькое путешествие.

Мне понравилось подмечать в каждой истории свои акценты, которые расставляют отцы: один понял, что ребенок важнее карьеры, другой решил наверстать упущенное со вторым ребенком и так далее. Было интересно читать, как супруги делят обязанности, как договариваются и выстраивают свое расписание, на что обращают внимание мужчины и что их заботит.

Эти истории объединяет стремление отцов быть включенным родителем, делить быт с супругой и иметь равные права как при заботе о ребенке, так и в карьерных возможностях. А государство помогает им, создавая специальные программы и квоты, компенсируя почти сто процентов дохода на время отпуска.

Здорово, что компания, в которой я работаю, предоставила мне такой отпуск длиной в один месяц. Я оформил его сразу после рождения дочери и счастлив, что смог сфокусироваться на дочке и полностью включиться в отцовство.


Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь на мой телеграм канал, если вам было интересно, и вы разделяете мои чувства. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

Nordic dads
Показать полностью 1
5

Заметка про перфекционизм

Я всегда считал перфекционизм нормой. Это качество в основном проявлялось в делах, которые меня увлекают, например, в написании текста или сборке мебели. Я заранее представляю результат, который хочу получить, и приступаю к работе. В процессе что-то может пойти не так, и я начинаю суетиться. Повесил криво полочку — беда: ругаю себя за «кривые руки» и обещаю больше за такое не браться. Или пишу очередную форму для своего пет-проекта, это занимает пятнадцать минут и ещё час полирую решение, чтобы оно соответствовало моим заоблачным стандартам — получается, трачу время впустую. Осознание этого приходит, когда уже закончилось свободное время, а исходная цель не достигнута. Это огорчает.

Одним из шагов к переменам оказалась книга Брене Браун «Дары несовершенства». Она про любовь к себе и принятие несовершенства. Если честно, мне бы она пригодилась лет пятнадцать назад, когда я начинал свою карьеру. Но даже сейчас её идеи оказались полезными. Автор рассматривает перфекционизм через призму стыда, и это стало для меня открытием.

«Стыд — это колыбель перфекционизма», — пишет Брене Браун. И правда: перфекционизм — это стремление к недостижимому идеалу, это не про самосовершенствование, а про жажду добиться одобрения. Осознание этого заставило меня вспомнить, как часто моя работа подвергалась чьей-нибудь оценке. Так уж вышло, что нам с детства твердили: если мы, например, не будем хорошо учиться, то станем дворниками. То есть результат должен определять нашу личность: получил двойку или выговор — плохой. Любопытно, как эта мысль перекликается с темой родительства (заметка): дети, которые склонны стыдить себя, чаще ненавидят и критикуют себя, чем те дети, которые испытывают чувство вины. То есть вызов чувства стыда у ребёнка может привести к нелюбви к себе.

Книга помогла мне разобраться в возможных причинах моего стремления к совершенству, и я посмотрел по-другому на свой опыт. Например, я решил взглянуть на полки, которые вешал сборщик мебели, чтобы сравнить со своей работой. Как оказалось, работа мастера тоже не идеальна — похоже, у него высокий уровень принятия себя.


Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь на мой телеграм канал, если вам было интересно, и вы разделяете мои чувства. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

Так мог бы выглядеть перфекционизм в человеческом обличии, по мнению AI

Так мог бы выглядеть перфекционизм в человеческом обличии, по мнению AI

Показать полностью 1
2

Не люблю декабрь

Вы только представьте (кто не в курсе): солнце встает поздно, заходит рано — световой день настолько короткий, что утро кажется вечером, возникает ощущение лимба.

При этом погода так переменчива, что в один день может лить дождь, а в другой — идти снег. Небо давит свинцом, а под ногами грязь. И так каждый день, всю зиму.

Казалось бы, а что декабрь? А в декабре — Новый год. И из-за всех углов, как по расписанию, выглядывает праздничная мишура.

Лично у меня возникает диссонанс: как в такую слякоть и грязь можно думать о празднике? На каждой площади, во дворе или парке стоит нарядная елка, светят огоньки, а вокруг них — мрак.

Не люблю декабрь

Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь на мой телеграм канал, если вам было интересно, и вы разделяете мои чувства. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

Показать полностью 1
6

Если с родителем трудно

На неделе прочитал книгу Петрановской «Если с ребёнком трудно», продолжаю изучать теорию привязанности и вот немного мыслей об этой книге.

Первая часть про то, как мы, родители, пытаемся организовать поведение ребёнка, сделать его «удобным»: манипулируя его чувствами и вызывая тревогу по пустякам. Фраза: «Сил моих больше нет!» — пример беспомощности, это вызывает тревогу у ребенка. Или обсуждение ребёнка в присутствии третьих лиц: «Люди смотрят и думают, какой мальчик невоспитанный». Слышали такое? Большинство примеров кажутся слишком очевидными. Но тут скорее заслуга автора — слишком доходчиво объясняет, и возникает мысль: «Я так точно делать не буду, наше поколение в детстве этого наслушалось». Только беда в том, что в критических ситуациях как раз срабатывают шаблоны, которые мы видели в детстве. По этому, полезно понимать, что может чувствовать ребенок, чтобы в нужный момент у нас «щёлкнуло».

Основная тема повторяется — как и в предыдущей книге, нам объясняют, что такое привязанность. Если простыми словами, есть внешняя часть мозга, которая отвечает за рациональное — ей можно что-нибудь объяснить. А есть внутренняя, эмоциональная, которая отвечает за формирование привязанности. Так вот, когда у ребёнка стресс или тревога, а они обычно возникают из-за нашей неправильной реакции на трудное поведение, внешняя часть мозга отключается. Всё, что остаётся для нас — это успокоить ребёнка, а уже потом объяснения. А если говорить о причинах, то в девять из десяти случаев проблема в нас самих и в том, какой пример мы показываем детям. Итог первой части — не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Ждать от трёхлетки уровня осознанности тридцатилетнего человека бессмысленно. Хочешь, чтобы ребёнок не сидел в телефоне? Не сиди в нем сам. Хочешь, чтобы убирал за собой? Объясни, почему чистота важна и что она значит для тебя — родителя.

Во второй части — разбор причин и выявление действительно трудного поведения, которое отравляет жизнь всем: и ребёнку, и его родителям. А также план действий, который может это поведение исправить. Важно сначала понять причину, затем объяснить, почему так делать не нужно. Ребёнок не должен быть в стрессе, и нужно объяснять простым языком, без абстракций. А главное — нужно показать, как можно достичь желаемого эффекта другим способом, и, конечно, поддерживать ребёнка. Да, звучит просто, но если бы это было так же просто применить на практике, то и книги об этом наверное не было.

Любопытно, что любое трудное поведение, например враньё, воспроизводить гораздо трудозатратнее. Ещё мне понравился разбор причин того, почему ребёнок может воровать. Из девяти причин, которые приведены, только одна вызвана желанием взять чужое без разрешения.

Это вторая книга Людмилы Петрановской, которая впечатлила меня, но одновременно с этим долго не мог сформулировать свои мысли. Тема привязанности очень глубокая, её отклики я нахожу и во взрослой жизни, в том как люди выстраивают отношения. Примеры плохого поведения взрослых кажутся банальными, и, естественно, возникает мысль: «Я так делать не стану». То есть, то поведение, которое описывает автор, не кажется мне приемлемым, оттого и сложно сделать вывод после прочтения. С другой стороны, теперь я замечаю эти примеры в жизни. Например, видел мамочку в парке, выговаривающую своему трёхлетке, какой он плохой. Теперь ясно, что могло происходить в голове у малыша.

Книга называется «Если с ребёнком трудно», мне кажется больше подошло бы «Если с родителем трудно», потому что главный вывод который я сделал, это необходимость постоянно воспитывать себя.

Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь мой телеграм канал если вам было интересно. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия, тревоги

Если с родителем трудно
Показать полностью 1
1

О чтении

С того момента, как папа впервые привел меня в библиотеку в детстве, я постоянно с книгой. Во взрослой жизни эта привычка начала слабеть, но я рад, что в этом году мне удалось изменить ситуацию. Сейчас расскажу, как мне это удалось.

😌 Весь этот год я старался выработать привычку читать книги на постоянной основе. Последние несколько лет с чтением у меня было тяжело. С массовым переходом на удаленку не было случая открыть книгу и провести час или два за чтением. Обычно я читал в дороге, по пути на работу в общественном транспорте. Из последнего я прочитал всю серию "Ведьмака", а потом начался ковид.

📣 Иногда я жаловался окружающим, что совсем перестал читать книги и не знаю, как снова начать. Например, мой преподаватель по английскому сказала: «Попробуй сразу после урока сесть за чтение». Но тут есть нюанс. Мы живем в эпоху дешевого дофамина, а это создает проблемы с усидчивостью и фокусом. То есть я тратил гораздо больше времени на прочтение одного абзаца, чем любой другой человек — мои мысли постоянно отвлекали меня, или я не понимал того, что читаю.

📚 В прошлом году мне удалось прочитать новую книгу Харуки Мураками и еще одну о том, как работает Уолл-стрит, и это при том, что я всегда хотел прочитывать минимум 12 книг в год. В этом году я взял себя в руки, и к ноябрю эта цель была достигнута. Самое крутое, что все книги прикладные и не имеют отношения к художественному вымыслу. Часть была на рабочую тематику, пара книг про бег, но львиная доля времени была потрачена на психологию и родительство.

😴 Сейчас мне кажется, что день не завершен, если я не прочитаю хотя бы немного перед сном. Мне помогли приложения для трекинга привычек — они мотивировали меня держать планку ежедневного чтения, например, 10 страниц в день. Это немного, но такой подход позволяет прочитывать одну книгу в месяц. Сейчас я уже ими пользуюсь — привычка сохранилась.

📝 Другая сторона постоянного чтения — это применение новой информации в жизни. Если говорить о художественных книгах, то их цель — развлекать читателя в моменте. В то же время, если прочитать книгу по психологии, вероятность того, что все темы из этой книги осядут в памяти и будут использованы в нужный момент, низкая. Например, если спросить меня о принципах общения с людьми Карнеги, то, скорее всего, я припомню только, что нужно избегать критики и не жаловаться. Так я пришел к идее писать короткие заметки о самых запоминающихся моментах из книг. Это позволяет заново обратиться к их содержанию после прочтения и ответить на вопрос: что нового я узнал или какие выводы сделал.

🙌🏼 Сегодня, перед написанием этой заметки, я взглянул на книги, которые лежат на прикроватной тумбе, и понял, что это тоже контент. Только более качественный, благодаря которому я могу порефликсировать о моментах из жизни или обсудить книгу с супругой, получив взгляд со стороны на одну и ту же тему.

Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь мой телеграм канал если вам было интересно. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

О чтении
Показать полностью 1
9

Тревожные родители


Случайно наткнулся на эту книгу в Фамилии. Меня привлекло ее название, хотя автор был мне не знаком; надежду вселял издатель — “Альпина.Дети”. Первой книгу прочитала Аня, причём довольно быстро.

В книге более шестидесяти тем — от прокалывания ушей до приучения к горшку и пользы слинга, отсортированных по алфавиту — удобно! Ещё понравилась структура глав: введение, несколько противоположных мнений, научный аспект, выводы и личный опыт автора. Такой подход раскрывает тему с разных сторон. Можно самостоятельно сделать выводы, хотя в некоторых случаях автор твёрдо настаивает на конкретном мнении, опираясь на рекомендации научных институтов.

Вот несколько тем, которые меня зацепили:

Билингвизм

Круто, что существуют исследования, доказывающие, что у детей-билингвов высокий уровень планирования, решения проблем и абстрактного мышления по сравнению со сверстниками, а в старости билингвизм помогает защититься от Альцгеймера. Распространено мнение, что детям гораздо проще изучать языки, чем взрослому человеку. Опыт моих коллег и друзей, живущих с детьми за границей, это подтверждает. Дети адаптируются к новым условиям быстрее своих родителей и уже через пару месяцев начинают разговаривать на новом языке.

Приучать ли младенца к рукам

Научно доказанный факт — к рукам приучить невозможно. Здесь я получил подтверждение теории привязанности, о которой читал у Петрановской. Малышу только на пользу постоянный тесный контакт с родителями. Это положительно влияет на здоровье и общее развитие, а в будущем даст больше независимости и уверенности в себе.

Чтение младенцам

Забавно, но из всей книги этот раздел самый маленький. Ему уделён буквально один абзац, а в библиографии даже нет ссылок на исследования. Чтение младенцам — очень важный аспект быта, по мнению автора, наряду с питанием и безопасностью. Тина утверждает, что это лучший подарок, который можно подарить ребёнку. В сети нашёл информацию об исследованиях, доказывающих, что чтение малышам с раннего возраста развивает язык и речь, стимулирует когнитивное развитие, улучшает эмоциональную связь и многое другое. Главное — делать это регулярно.

Младенческий язык жестов

На мой взгляд, это самый любопытный раздел. Младенческий язык жестов — это возможность коммуницировать с малышом до того, как он заговорит сам. Я не знал о таком явлении, и, кажется, это отличная возможность лучше понимать малыша. С научной точки зрения нет гарантий, что это даст какие-то преимущества в будущем, хотя есть исследования, показывающие, что группа малышей, обученных языку жестов, демонстрировала продвинутые речевые навыки к двум годам. Отмечу, что беби-сайн отличается от обычной жестикуляции тем, что каждый жест соответствует конкретным словам и понятиям, в то время как жестикуляция ситуативна и может постоянно меняться.

В книге нашлись главы, которые меня заинтересовали и заставили задуматься, было здорово обсуждать их с женой, сравнивать мнения и приходить к соглашению в вопросах воспитания ребенка. А благодаря структуре и форме подачи, книга читается легко и быстро!

Всем привет! Я Руслан
Подписывайтесь мой телеграм канал если вам было интересно. Пишу про разное: бег, родительство, путешествия

Тревожные родители
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!