"Он у меня Всё понимает, только не говорит..."
Такую фразу, я слышу от 90% мам,которые обращаются ко мне с запросом запуска речи своих малышей в 2.5,3,4 года...
На диагностике же выясняется ,что понимание речи у ребёнка находится на бытовом уровне и фразу "Иди кушать " он понимает, когда мама накрывает на стол и даёт ему ложку в руку.
А фразу "Положи синий мячик в красный стаканчик " малыш воспринять не может...
Как быть маме в этом случае?
Я подготовила чек-лист ,чтобы каждая мама дома могла сама определить уровень понимания речи своего ребёнка и если её что-то насторожит,вовремя обратиться к специалисту!
Так как понимание речи является фундаментом ,на котором строится собственная речь ребёнка.
✅️ Выполнение инструкций:
⦁ Простые инструкции (12-18 месяцев): "Дай мячик", "Покажи носик", "Помаши ручкой".
⦁ Более сложные инструкции (18-24 месяца): "Положи кубик на стол", "Принеси мне свою обувь", "Открой книгу".
⦁ Инструкции с предлогами (2-3 года): "Поставь машинку под стул", "Возьми книгу с полки", "Брось мяч в корзину".
⦁ Многоступенчатые инструкции (3-4 года и старше): "Сначала надень носки, потом ботинки", "Возьми красную книгу и положи ее на синий стол".
Наблюдайте, насколько точно и быстро ребенок выполняет ваши просьбы.
✅️ Понимание вопросов:
⦁ Простые вопросы (18-24 месяца): "Где мячик?", "Кто это?", "Что это?".
⦁ Вопросы с "кто", "что", "где", "когда" (2-3 года): "Кто пришел?", "Что ты ешь?", "Где твоя кукла?", "Когда мы пойдем гулять?".
⦁ Вопросы "почему" и "зачем" (3-4 года и старше): "Почему ты плачешь?", "Зачем ты это сделал?".
Обращайте внимание, отвечает ли ребенок на вопросы адекватно и использует ли он правильные слова.
✅️ Реакция на жесты и мимику:
Наблюдайте, понимает ли ребенок значение ваших жестов (указательный палец, кивок головой, покачивание головой) и мимики (улыбка, нахмуренные брови).
✅️Понимание рассказов и сказок:
Читая ребенку книги, задавайте ему вопросы по содержанию: "Кто главный герой?", "Что случилось?", "Что будет дальше?". Обращайте внимание, следит ли ребенок за сюжетом и понимает ли он, о чем идет речь.
✅️ Участие в диалоге:
Наблюдайте, как ребенок участвует в разговоре. Понимает ли он обращения к нему, может ли поддержать простую беседу, задает ли вопросы.
✅️ Игра:
В процессе игры можно наблюдать за пониманием ребенком названий игрушек, действий с ними, ролевых игр.
✅️ Выполнение невербальных просьб (без слов):
Протяните руку, ожидая, что ребенок даст вам игрушку. Покажите пустой стакан, намекая, что хотите воды.
Если у вас есть сомнения относительно уровня понимания речи вашего ребенка, обратитесь к логопеду.
Специалист проведет диагностику и даст рекомендации по развитию речевых навыков.
И еще:
☝️Учитывайте возрастные нормы: Не стоит ожидать от ребенка понимания сложных грамматических конструкций или абстрактных понятий, если он еще слишком мал.
☝️ Создавайте благоприятную речевую среду: Разговаривайте с ребенком как можно чаще, читайте ему книги, пойте песни, играйте в речевые игры.
☝️ Обращайтесь к ребенку по имени: Это помогает ему научиться выделять свое имя из общего потока речи.
☝️ Используйте четкую и понятную речь: Говорите медленно, избегайте сложных слов и длинных предложений.
☝️Будьте терпеливы: Развитие речи – это индивидуальный процесс. Некоторым детям требуется больше времени, чтобы освоить речевые навыки.