Короче. Сет Роген со своим товарищем Эваном Голдбергом запустили свое новое шоу – в оригинале The Studio. Первые 2 эпизода благополучно приземлились на Apple TV и большинство пиратских площадок. И они кабздец смешные.
Завязка кратко
Мэтта Ремика (в исполнении Сета Рогена) волею случая назначают главой кинокомпании Continental Studios. Пусть ранее в интервью Variety он раззарялся, что мечатет снимать большое авторское кино, первой задачей Ремика на новом посту станет запуск фильма, посвященного маскоту газировки. «С Барби же получилось», – говорит владелец кинокомпании (Брайан Крэнстон).
Надо ли вам это смотреть?
Прочитайте список имен/названий/тэгов далее. Мартин Скорсезе, «Ла-Ла Ленд», Пол Томас Андерсон, «Бердмэн», Аарон Соркин, «Однажды... в Голливуде», «Славные парни»... Ладно, пожалуй, хватит! В общем, если большая часть этих тэгов вам что-то говорит – «Киностудию» можно смело включать, есть большие шансы, что зайдет.
1/3
Как это выглядит (по крайней мере в пространстве первых двух серий)
Смешно, свежо, энергично. Это актуальное произведение про новую реальность – с соцсетями, стримингами и участившимися кассовыми провалами. С россыпью звездных камео (Мартин Скорсезе, Стив Бушеми, Пол Дано и Шарлиз Терон – это только первый эпизод). С шутками про «дайверсити», поддержку женщин-режиссеров и моду на однокадровые сцены (весь второй эпизод снят нахальным кадром без склеек, внутри которого герои это постоянно обсуждают).
Это как ироничный микс комедий Джадда Апатоу с фильмом «Бердмэн». Из массива другой сатиры на Голливуд «Киностудия» выделяется: обычно такие истории посвящены артистам и режиссерам, тут же в центре внимания – так называемые «пиджаки», воротилы киношного бизнеса.
Что другие пишут про сериал?
Станислав Зельвенский для КиноПоиска:
Серии небольшие, около получаса, почти в каждой — отдельная мини-история. Одна-две, пожалуй, проходные, но все равно смешные... Есть и безусловные удачи: скажем, эпизод про «Глобус» или тот, где сотрудники студии боятся прослыть расистами. Где-то Роген с Голдбергом увлекаются формальными фокусами: серия про украденную катушку пленки стилизована под «Китайский квартал», серия про длинный кадр снята длинным кадром.
Энджи Хан для The Hollywood Reporter:
Жесткий кринж-юмор «Киностудии» придется по вкусу не всем. Даже когда он смягчается во второй половине сезона, он остается слишком напряженным... Но для тех, кто хочет настроиться на его волну, это серьезный претендент на звание лучшей новой комедии 2025 года.
Росс Бонами для Collider:
Юмор умный и продуманный, актерский состав и гости великолепны, и все это сочетается таким образом, что вы будете надеяться на второй сезон.
Джеймс Понивозик для The New York Times:
Это еще один фильм долгоживущей франшизы о фильмах-монстрах – «Искусство против Коммерции». Но сериал достаточно своевременен, чтобы быть немного оригинальным, и он достаточно хорошо знает свое дело, чтобы быть потрясающе интересным.
В тексте есть спойлеры, стыдливо прикрыл их. Вдруг кто-то не смотрел.
Интересно получилось с кинокартиной «Апокалипто» (Apocalypto, 2006) Мэла Гибсона. Режиссер тыщу раз (ну ладно не тыщу, я приукрасил) говорил в интервью – мой фильм про индейцев-майя называется не «Апокалипсис», а именно Apocalypto. От греческого ἀποκαλύπτω — открываю/обнаруживаю/разоблачаю. В каком-то смысле слово позитивное, про новое начало.
Российские локализаторы мнением режиссера вряд ли интересовались, ну или решили назло Мэлу Гибсону отморозить уши – фильм пустили в российский прокат под названием «Апокалипсис». Само по себе слово неплохое («откровение» с греческого), но в нашей культуре напрямую связано с представлениями о конце света. Негативное такое слово, в общем. Гибсон явно хотел от него чуточку отстроиться.
Ситуация получается такая. В конце фильма уцелевшие в приключениях майя в ахере смотрят на испанские корабли, на которых к ним приплыли конкистадоры под предводительством Франсиско Эрнандеса де Кордовы.Гибсон, будучи католиком-традиционалистом, явно подразумевал хороший конец (хотя бы в историческом смысле). На Юкатан прибыли христиане, открыли новые земли, время, вперед!
Но под титулом «Апокалипсис» концовка играет красками формата: ну вот и все, кабзда пришла! Щас вас, майя, будут мочить. Так примерно и получилось – христиане осознанно уничтожили кучу письменных документов майя – боролись с язычеством.
***
А фильм очень хороший, хоть и несколько однобокий (изнывающая от излишеств цивилизация майя Гибсону явно не по душе). Кое-где в лесных сценах («Джунгли зовут!») в глаза бросается цифровое «некиношное» изображение, но вероятно так и планировалось. Сделали бы менее выпуклый голливудский саундтрек и приземлили бы чуточку сюжет (Лапа Ягуара что-то совсем в Рэмбо превращается ближе к завершению) – кино получилось бы великое.
Гибсон с соавторами сильно перетасовали разные временные периоды в истории цивилизации майя. Но общий вайб уловили – массовые сцены реально впечатляют. И бюджет для фильма, снятого на натуре, с минимальным использованием хромакея, смехотворный – 40 млн долларов. Секрет в том, что снимали в Мексике.
Кто вдруг не смотрел – вцените. По сути, это фильм-погоня в исторических декорациях Мезоамерики.
4-часовой британский мини-сериал «Переходный возраст» (Adolescence) без особой помпы вышел на прошлой неделе. И за несколько дней привлек много внимания. Что обсуждают? Метод съемки. Историю. Актерские работы. Обо всем – далее. Коротко и без спойлеров, чтобы вы определились, насколько вам это интересно.
Сериал создавали в кооперации сразу несколько студий, среди которых Plan B Брэда Питта. Netflix в этом случае выступает как дистрибьютор
Про что это?
Британия, раннее утро в уютном маленьком городке. В один из домов на улице врывается группа захвата и арестовывает 13-летнего подростка, обвиняя его в убийстве. Это – первые минуты первого эпизода. Далее – путешествие в недра системы.
Чтобы не разочароваться, важно понимать – в «Переходном возрасте» детективная интрига на пятом плане. Авторов в последнюю очередь интересует вопрос «кто убийца?», цели тут пошире и поинтереснее. И лежат они где-то в плоскости разлада и непонимания между поколениями родителей и детей.
В чем фишка сериала?
Сериал в первую очередь продвигают как «снятый одним дублем». Это действительно так. По сути, «Переходный возраст» имеет склейки только между сериями. А каждый отдельный часовой эпизод сделан беспрерывно.
Это не путь «Бёрдмена» Иньярриту или «Веревки» Хичкока, когда склейки ловко прятали в тесноте кадров. Это вариант, который ранее выбрал Сокуров с «Русским ковчегом» и Себастьян Шиппер с «Викторией» – мухлежа нет, съемка реально непрерывна. Репетировали десятки раз, снимали для каждой серии минимум 8 дублей, затем выбирали лучший.
Стивен Грэм, сыгравший одну из основных ролей, выступил соавтором сценария. Говорят, Грэму не давала покоя реальная история убийства 12-летней девочки Авы Уайт в Ливерпуле в 2021 году
Как это сделано?
Да круто блин сделано! Непрерывность – лишь одна из находок мини-сериала. Актерские работы захватывающие: хороши и те, кто тащит на себе основное экранное время (сложно поверить, что для парня на главной роли это дебют), так и вереница из эпизодических персонажей.
Уже в первой серии полно деталей, которые погружают в действие. Невыспавшиеся копы. Беспорядок на столах в участке. Узкие коридоры. Склад из китайской лапши про запас. Первая серия – будто прямой эфир изнутри такого общественного организма как полицейский участок. Вторая – слепок школьной системы. Причем школа там очень некиношная – дети бесятся, орут, и ругаются с учителями из-за смартфонов. И это самая малая проблема этой школы.
Метод съемки ставит ограничения. Авторы оставляют много недосказанности, чтобы не ломать гармонию. Но недосказанность эта уместная и рабочая. Так вышло, что на вопросы, заданные здесь, пока не придумали однозначных ответов.
Что говорят другие обозреватели?
1/2
Рейтинги пока запредельные, конечно
Это нелегко смотреть (Алан Сепинуолл, Rolling Stone).
Отказ сериала предоставить простые ответы... кажется смелым и реальным (Люси Мэнган, The Guardian).
Никто не захочет смотреть этот сериал, но именно поэтому его стоит посмотреть всем (Нандини Балиал, RogerEbert).
Это жестокий, грубый и потрясающе сыгранный фильм, который показывает, как мы подвели себя и будем постоянно подводить поколения, которые придут после нас (Арамид Тинубу, Variety).
Это не просто развлекательный сериал (хотя в каком-то извращенном смысле это так); это один из самых важных сериалов, которые я видел за долгое время (Тэйлор Гейтс, Collider).
В кинотеатре, который находился напротив школы, показывали фильмы для взрослых. И многих это сильно раздражало. Заведение было на грани закрытия, а потом...
Что за кинотеатр и почему его пытались закрыть
Заведение называлось «Лейквуд Один & Два», находилось в Лос-Анджелесе. В 1970-х в этом двухзальнике показывали исключительно фильмы порнографического содержания. Проблема была в том, что кинотеатр располагался напротив начальной школы. Наступил момент, когда население района решило: «Надо что-то делать». В общем, решили, что надо закрывать эту шарашкину контору. Дело дошло до суда.
Судья оказался в трудном положении. Он был совсем не прочь закрыть «Лейквуд Один & Два». Вместе с тем, владелец киносети по имени Винсент Миранда заранее пролоббировал свои интересы – сделал ряд политических инвестиций и дал судье понять, что лично знаком с мэром Лос-Анджелеса.
Как рассказывал Тарантино, судья был вынужден принять поистине соломоново решение. У вас в кинотеатре два зала? Что ж, крутите порнофильмы в одном из них. А во втором показывайте хорошее кино. В общем, несите общественную пользу. Win-win!
Эта система не работает!
Итак, владелец вынужден был действовать согласно решению суда. Сначала из второго зала решили сделать эдакий киноклуб. Крутили там зарубежные фильмы с субтитрами. Было много свежего итальянского кино, в основном комедии и мелодрамы: «Хлеб и шоколад» Франко Брузатти, «Божественное создание» Гриффи, «Дозор любви приходит в полночь» Фондато и другие.
Беда была в том, что у большинства клиентуры кинотеатр «Лейквуд Один & Два» ассоциировался с порно-фильмами. Во второй зал мало кто ходил, помещение простаивало и не приносило денег.
Владелец искал выход. Решил превратить второй зал в зал повторного проката. Крутил там американскую классику. Пока в первом зале кто-то смотрел порно, во втором показывали фильмы «Гражданин Кейн» и «Мальтийский сокол». Но это тоже не работало. Людей во второй зал приходило слишком мало!
Изящное решение найдено – второй зал сделали помойкой
Наступила эпоха видеопроката. В США стали снимать еще больше дешевого киномусора. Очень многое становилось так называемым Direct-to-video (эти фильмы не показывали в кинотеатрах, а выпускали сразу на кассетах).
Кассет стало завались. Как кинокомпании выделиться среди тонны малобюджетных боевиков и эротики? Рассказать потребителям, что твой фильм показывали в кино! Что он не какая-то там фигня, как у конкурентов, а прям всамделишная кинокартина для большого экрана. Получить для своего недорогого фильма прокат в кино даже на недельку стало символом престижа.
Владелец кинотеатра «Лейквуд Один & Два» сориентировался и понял, как использовать второй «непорнографический» зал. Он сделал его помойкой для ширпотреба. Кинокомпании платили Винсенту Миранде, чтобы несколько дней покрутить в его зале свой фильм. На прибыль всем участникам сделки было плевать – в зале могло никого не быть.
Суть в том, что после этого кульбита кинокомпания могла вполне официально и крупно напечатать на видеокассете «Наш фильм про оборотней-зомби – НОВИНКА КИНОПРОКАТА». Все чин по чину. Настоящее кино готово.
***
Этой историей Тарантино поделился в своей книжке «Киноспекуляции».
Так, оговоримся сразу. Оскар – нифига не последняя инстанция. В Каннах и на Берлинале фильмы часто поинтереснее. Однако Оскар – самая медийная премия. И фильмы, которые попадают в номинации, привлекают внимание максимального количества людей. Обратим взгляд на хорошие картины и франшизы, что удостоились оскаровской номинации, но в итоге не получили ни одного золотого болвана.
«Город бога»
Отработаем обязательную программу и сразу упомянем бразильский хит, который в свое время сравнивали со «Славными парнями» Скорсезе и очень сильно хвалили. Почти всегда по делу.
Кстати, полгода назад на HBO вышел сериал «Город Бога: Борьба продолжается» – это сиквел с повзрослевшими героями.
У фильма в 2004 году было 4 номинации на Оскар (режиссура, адаптированный сценарий, монтаж и операторская работа). Почему ни одна не стрельнула? В этом случае объяснение проще пареной трущобной репы – в 2004 году на церемонии всех выносил в одну калитку третий «Властелин Колец» (забрал адаптированный сценарий, монтаж и режиссуру). Операторская работа ушла к «Хозяину морей: На краю земли» – и тут тоже обидеться не получается, фильм Питера Уира невероятно красивый.
А вообще, может кто знает достоверную информацию, почему «Город бога» не попал в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке»? Там бы у него были реальные шансы.
«Поттериана»
Да! 8 фильмов, 12 номинаций, 0 Оскаров. Для сравнения: трилогия «Властелин Колец» суммарно собрала 17 статуэток (что круто!). Кажется, это самую чуточку несправедливо, потому что некоторые фильмы франшизы про шрамированного волшебника заслуживали наград.
Допустим, «Философскому камню» не повезло сойтись в один год с «Братством кольца» и фильмом «Мулен Руж». Допустим, еще более классному «Узнику Азкабана» не повезло столкнуться в 2005 году с блокбастером «Человек-паук 2». В фильме Рэйми реально революционные для тех времен спецэффекты. Пересмотрите, кто давно не видел.
Но «Кубок огня» пролетел даже мимо номинации «Лучшие визуальные эффекты»! А вы вспомните, какая там топовая хвосторога была. И вторым «Дарам смерти» ничего не выдали хотя бы в качестве утешительного приза. Впрочем, фильм явно не среди сильнейших в серии.
«Дитя человеческое»
Один из обиднейших кассовых провалов 2006 года. Скользнул мимо наград в трех оскаровских номинациях: за адаптированный сценарий, монтаж и операторскую работу. В тот год Академия решила, наконец, дать что-нибудь фильму Скорсезе (монтаж и сценарий ушли «Отступникам»). А вот награду за работу с камерой забрал оператор «Лабиринта Фавна». А ведь «Дитя человеческое» снимал сам Эммаунэль Любецки. Ох, и как снимал – закачаешься!
Спустя несколько лет фильм сильно переоценили и признали – упустили жанровый шедевр. Ну а Куарон и Любецки времени зря не теряли и в 2014 собрали кучу наград с «Гравитацией».
Скорсезе и его набор: «Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-Стрит», «Убийцы цветочной луны»
Кстати, о Скорсезе. Годами, нет, десятилетиями его фильмы игнорят киноакадемики. Подчас непонятно, чего им надо. Когда Скорсезе делает оригинальный, так сказать, контент, голосующие ворон считают. Когда Мартин снимает весьма спорный ремейк гонконгского боевика («Отступники») – забрасывают его статуэтками. Правда, Ди Каприо проводят под носом кое-чем.
Глядите. Эпического масштаба заваруха с Мясником Биллом в исполнении гениального Дэниэла Дэй-Льюиса «Банды Нью-Йорка» – 10 номинаций и ноль статуэток. Зато в тот же год 6 Оскаров у мюзикла «Чикаго». Часто пересматриваете его?
Гомерически смешной «Волк с Уолл-Стрит» – 5 номинаций, ноль наград плюс обвинения в аморальности от пожилых членов Киноакадемии. Ну ладно, в тот раз набор номинантов был сильный. Не повезло! Наконец, совсем недавний пример: впечатляющий калейдоскоп антигероев «Убийцы цветочной луны» – 10 номинаций, нулевой выхлоп. «Оппенгеймер» всё освоил.
«Любой ценой»
Маленький, суровый, душевный и крайне любопытный нео-вестерн, снятый по сценарию Тейлора Шеридана. Который сейчас ежегодно стреляет новыми рейтинговыми сериалами (только закончился «Йеллоустоун», следом запустился «Землевладелец»). Серия ограблений, музыка Ника Кейва, Крис Пайн в непривычном амплуа – вот, что такое «Любой ценой».
В год выхода «Любой ценой» свозили на Каннский фестиваль. Ему выписали много почестей (Американский институт киноискусства внес в десятку лучших фильмов года – вот это нифига себе). Но с Оскарами не срослось: 4 номинации и все мимо. Джефф Бриджес там очень хорош, однако в тот год чествовали «Лунный свет».
Спилберг и его набор: «Особое мнение», «Искусственный разум», «Поймай меня, если сможешь», «Мюнхен», «Война миров», «Фабельманы»
Вероятно, киноакадемики решили, что фильмам Спилберга досталось достаточно Оскаров в 1990-е, потому что в следующие десятилетия случился некоторый игнор. Смотрите. Безумно любопытная экранизация Филипа К. Дика «Особое мнение», которую известный американский кинокритик Роджер Эберт назвал шедевром – одна жалкая номинация за звуковой монтаж (и ту увели «Две крепости», потому что почему бы и нет).
«Фабельманы» – натуральный психотриллер, в котором Спилберг рассказал о своем детстве
Идем дальше. Прокубриковская фантастика «Искусственный разум» – всего пара номинаций. Веселый, отвязный «Поймай меня, если сможешь» – всего пара номинаций. Ладно, допустим, это были годы гегемонии Питера Джексона. А что далее?
На церемонии 2006 года у «Мюнхена» и «Войны миров» на двоих – 8 номинаций. Черт подери, снова Питер Джексон! Его «Кинг-Конг» забирает себе, например, статуэтку за лучшие визуальные эффекты (по праву, там полный отрыв звезды). А вот награда за лучший фильм уходит уныленькому «Столкновению» Хаггиса. И это при живом-то «Мюнхене».
«Внутри Льюина Дэвиса»
Очень-очень-очень обидно было за один из лучших в 2010-х фильмов братьев Коэн. Пусть он проиграл свои призы «Гравитации» (лучшая операторская работа и лучший звук). Но чёрт возьми, номинации было всего две!
Как можно было не выдвинуть этот тончайший фильм за сценарий и режиссуру? Как же актерские партии Оскара Айзека, Кэри Маллиган, Джастина Тимберлейка? Всё мимо. А ведь казалось, картину ждет большое признание на родине, когда после премьеры в Каннах журналисты писали: «Центрообразующий элемент фильма — это феноменальная игра мистера Айзека», а также «Один из самых многослойных, странных и мощных фильмов братьев Коэн».
МакДона и его наборчик: «Залечь на дно в Брюгге» и «Банши Инишерина»
Величайший «Залечь на дно в Брюгге» на оскаровской церемонии 2009 года был представлен в единственной номинации за лучший сценарий. Академики предпочли отдать статуэтку Дастину Лэнсу Блэку за скрипт к фильму «Харви Милк». Это история о первом в Америке политике, открыто признавшемся в своей гомосексуальности. Что ж. Может быть именно фильмы формата «Харви Милка» называют Oscar bait (произведение, созданное с целью получить Оскар и пропасть с радаров на веки вечные).
Пожалуй, «Банши Инишерина» – далеко не такой развеселый и зрительский фильм, как про киллеров в Брюгге. Но 9 номинаций и ноль наград! Это тот самый год, когда охапку Оскаров унес СДВГшный «Всё везде и сразу» (даже за сценарий отдали Дэниелам, а не МакДоне).
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»
Картина умопомрачительной красоты (за камерой стоял один из величайших операторов современности Роджер Дикинс). Вероятно, академики не оценили ее медитативности аля Red Dead Redemption 2, выдвинув на Оскар лишь в паре номинаций. В этих номинациях фильм столкнулся с непроходимыми боссами – Кейси Аффлек уступил Хавьеру Бардему («Старикам тут не место»), а оператор Роджер Дикинс – Роберту Элсвиту («Нефть»).
Вообще, Оскар 2008 был какой-то сумасшедший. Там было все настолько плотно, что «Зодиаку» Дэвида Финчера не нашлось даже какой-нибудь одной завалящей номинации.
Пол Томас Андерсон и его набор: «Врожденный порок», «Лакричная пицца» и другие
Фильм Пола Томаса Андерсона «Нефть» навел нормально так шороху в середине 2000-х. Получил два Оскара (лучшая мужская роль и работа оператора). А вот взаимоотношения Киноакадемии с остальными картинами одного из самых крутых американских режиссеров современности вызывает некоторое недоумение.
Пол Томас Андерсон работает без осечек, пробуя себя в разных жанрах и стабильно оставаясь убедительным. За это академики будто для галочки выдают ему по паре номинаций, но не более. Так, чтобы было. Мол, чтобы не говорили потом, что мы отдавали награды фильмам про меньшинства, а нового Стэнли Кубрика игнорировали. Не игнорировали! Вот тебе, Пол Томас Андерсон, номинация за лучший адаптированный сценарий и лучшие костюмы («Врожденный порок» – ладно, фильм сильно на любителя). А вот тебе еще 3 серьезные номинации (сценарий, режиссура, фильм) за «Лакричную пиццу», но на многое не рассчитывай.
И несмотря на заголовок текста всего разок (один-единственный) заглянем в 1990-е: там та же ботва – у «Магнолии» и «Ночей в стиле буги» по три холостых номинации.
«Район №9»
Не то чтобы общепризнанный шедевр! Но учитывая, как изобретательно фильм выглядит при своем минимальном для Голливуда бюджете – Оскар за визуальные эффекты «Район №9» заслуживал. Одна беда – в тот год в этой номинации был представлен «Аватар» Кэмерона. В номинациях за монтаж и лучший фильм правил «Повелитель бури» – фильм Кэтрин Бигелоу, бывшей супруги Кэмерона. Семейный подряд короче.
Был вполне реальный шанс побороться за Оскар в номинации «лучший адаптированный сценарий». Однако академики предпочли шероховатой жанровой жемчужине от Нила Бломкампа и Питера Джексона социальную драму про чернокожую неграмотную девушку с избыточным весом. То был фильм «Сокровище». Сознавайтесь, кто помнит такой?
«Уильям Тернер»
Еще один потрясающий воображение фильм, обласканный в Европе и проигнорированный на оскаровской церемонии. «Уильям Тернер» – фильм британского режиссера Майка Ли, основанный на жизни и творчестве британского же живописца.
Тернера колоритно исполняет Тимоти Сполл (это который Питер Петтигрю из «Гарри Поттер и Узника Азкабана»). А художники-постановщики и оператор сделали вообще нечто невероятное, размывая грань между киношным изображением и живописью. 4 номинации – все мимо. Попались слишком сильные соперники – «Бёрдмэн» и «Отель "Гранд Будапешт"».
Франшиза «Миссия невыполнима»
Безусловно, слегка однотипные сценарии экшн-франшизы «Миссия невыполнима» – не уровень наградного сезона. Актерскую игру тоже там всерьез не рассмотришь. Но есть куча всего остального!
Том Круз сотоварищи даже без привлечения Брайана де Пальмы и Брэда Бёрда создают незабываемые аттракционы. Что в итоге? 7 фильмов, суммарно две номинации на Оскар в 2024 году, ноль наград.
И это в мире, где статуэтка есть даже у «Отряда самоубийц» Дэвида Эйра.
***
Кого забыли? Какие еще любопытные фильмы пролетели мимо Оскаров, будучи в номинациях?
Кто помнит «Железную хватку» братьев Коэн (ноль Оскаров из десяти номинаций) или «Ирландца» Скорсезе (та же ситуация)? Может кому-то запал в душу «Марсианин» (7 номинаций и ноль наград)?
Бристоль – родина не только бристольского звука и музыкальных коллективов Portishead, Massive Attack и Tricky, но и анимационной студии Aardman Animations. Именно ее пластилиновые недра подарили миру мультфильмы про изобретателя Уоллеса и его пса Громита, куриц («Побег из курятника»), баранов («Барашек Шон») и крыс («Смывайся»). Далее – про самую популярную серию мультфильмов от Aardman Animations.
В чем вообще прикол этих мультиков, если коротко?
«Невероятные приключения Уоллеса и Громита» – это:
динамичные, веселые, мастерски поставленные мультфильмы, под завязку наполненные визуальным юмором, аллюзиями и отсылками на мировой кинематограф и литературу;
огромный труд аниматоров, которые создают уникальные детализированные истории в пластилине;
харизматичные персонажи и неповторимая атмосфера, сочетающая уют и экшн.
Теперь – про каждый мульт отдельно.
№1. «Уоллес и Громит: Великий выходной»/«Пикник на Луне» (A Grand Day Out with Wallace and Gromit), 1989 год
Что такое самый первый мульфильм про Уоллеса и Громита? Короткометражка о том, как талантливый, но несколько рассеянный изобретатель по имени Уоллес, а также его не в меру умный пес Громит строят ракету-носитель и отправляются на Луну. С первых минут мультика автор Ник Парк заявляет модель взаимоотношений героев: Уоллес будет творить, а Громит – разбираться с последствиями.
Аниматор Ник Парк делал эти 24 минуты практически в одиночку на протяжении 6 лет. Потратив больше тонны пластилина и вложив 11 тысяч фунтов. «Великий выходной» стал дипломной работой Парка в Национальной школе кино и телевидения. А еще мульт номинировался на Оскар как «Лучший анимационный короткометражный фильм». Знаете, что самое смешное? Он проиграл в этой номинации другому короткометражному мультфильму Ника Парка и Aardman Animations (Creature Comforts/«В мире животных»).
«Великий выходной» – мультфильм чудесный! Не такой масштабный, как последующие, но уже составивший формулу успеха. Оценка: 8,5 из 10.
№2. «Уоллес и Громит: Неправильные штаны» (Wallace & Gromit in The Wrong Trousers), 1993 год
Эпическое возвращение героев! В этот раз Уоллес изобрел механические штаны для выгула Громита. А еще решил рассчитаться с долгами и сдал одну комнату в доме. Новый жилец – незабываемый пингвин. Какие-то штаны, пингвин, че вообще? Эти события кажутся несвязанными, но... Зрителям впору готовиться к экшну формата «Миссия невыполнима» (и это за год до выхода первого фильма с Томом Крузом).
Мультик про неправильные штаны получил Оскар в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм». А еще авторы первой «Истории игрушек» из Pixar заявляли, что именно финальная погоня на поезде из «Неправильных штанов» послужила источником вдохновения для погони с фургоном в их мульте. Мол, Ник Парк и Aardman Animations установили стандарты, которые Pixar попытались превзойти в «Истории игрушек».
Ох, это едва ли не лучший мультфильм во всей серии приключений Уоллеса и Громита. Пингвин навсегда в сердечке, один из любимых киногероев. Оценка: 9 из 10.
№3. «Уоллес и Громит: Выбрить наголо»/«Стрижка под ноль» (Wallace & Gromit in A Close Shave). 1995 год
Еще одна короткометражка о приключениях непутевого английского Кулибина и его хладнокровного пса. На этот раз герои попадают в переделку с овцами. Кто-то ворует жвачных, подозрения падают на Громита. Кстати, в «Выбрить наголо» происходит первое появление барашка по имени Шон, которому Aardman Animations в будущем посвятят отдельный мультсериал и 2 полнометражных мультфильма.
Бюджет здесь значительно вырос в сравнении с прошлыми короткометражками. Если история про неправильные штаны стоила в районе 650 тысяч фунтов, мульт про овечек обошелся уже в 1 300 000 фунтов. Ставка сыграла – «Выбрить наголо» получил признание зрителей и урвал очередной Оскар для Aardman Animations.
Возможно, этот мультфильм чуточку проигрывает предыдущему, но все равно хорош! Оценка: 8 из 10.
№4. «Уоллес и Громит: Хитроумные приспособления» (Wallace & Gromit's Cracking Contraptions). 2002 год
А вот и мультсериал, с которым Уоллес и Громит начали освоение XXI столетия. «Хитроумные приспособления» – 10 забавных и коротких историй. Каждая продолжительностью около 2 с половиной минут (то есть весь сериал укладывается в 25 минут).
В каждом новом эпизоде сериала Уоллес изобретает нечто, а Громит вынужден принимать участие в разработке или ликвидации последствий. Среди изобретений – футболмат (soccamatic), дремототрон (snoozatron), противохулигановый жилет (bully-proof vest) etc.
Приятно встретиться с любимыми героями в любом формате. Оценка: 7 из 10.
№5. «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (Wallace & Gromit: The Curse of the Were-Rabbit). 2005 год
Ура! Первый полнометражный фильм про Уоллеса и Громита (и вторая полнометражка для студии Aardman Animations, которая в 2000-м выпустила «Побег из курятника»)! В городе Вест Валаби приближается садоводческий конкурс, но есть проблема – нашествие кроликов. У Уоллеса, однако, находится решение – промыть кроликам мозги с помощью специального прибора и отучить их от тяги к овощам и огородам. Что вообще могло пойти не так?
Бюджет – 30 миллионов долларов, производство в сотрудничестве с американской киностудией DreamWorks Animation, 250 человек в команде – в случае с «Проклятием кролика-оборотня» все было очень серьезно! Мультик, кстати, опять получил Оскар. Что сделало его первым мультфильмом с покадровой анимацией, который выиграл в номинации «Лучший анимационный фильм». Среди конкурентов были, на минуточку, «Ходячий замок» Миядзаки и «Труп невесты» Бёртона.
«Проклятие кролика-оборотня» – произведение масштабное, красочное и дорогое. Возможно, некоторые мотивы из каноничных короткометражек начинают повторяться, но в целом смотреть – одно удовольствие. Оценка: 7,5 из 10.
№6. «Уоллес и Громит: Дело о смертельной выпечке» (Wallace & Gromit: A Matter of Loaf and Death). 2008 год
В этой короткометражке Уоллес и Громит занялись пекарным бизнесом, превратив свой дом в настоящую роботизированную пекарню. Проблема в том, что кто-то как раз в это время убивает пекарей – жертвами стало уже 12 человек. Громит начинает волноваться, как бы чего не вышло с Уоллесом...
Ник Парк решил вернуться к основам и зафигачил новый короткий метр про Уоллиса и Громита, напихав в начинку пародии на «Чужих» (1986), «Психо» (1960), «Гражданина Кейна» (1941) и дай бог что еще.
Кстати, «Дело о смертельной выпечке» какими-то окольными путями оказалось на анимационном фестивале в Ереване. И выиграло приз за лучшую анимационную короткометражку. А вот с Оскаром в тот раз не срослось – только номинация.
Мульт хорош! Оценка: 7,5 из 10.
№7. «Уоллес и Громит: Самая дикая месть» (Wallace & Gromit: Vengeance Most Fowl). 2024 год
Это второй полнометражный и последний на сегодня мультфильм про Уоллеса и Громита. На этот раз сюжет вертится вокруг гномов-роботов и антагониста, который известен по одной из прошлых короткометражек. Ладно, не будет спойлером сказать, потому что это происходит на первых минутах мультфильма: возвращается чёртов пингвин! Боже, как он хорош. Особенно в костюме монашки.
Снова всё как встарь! Тысяча и одна пародия и отсылка к жанровому кино. Плюс это перемешано с ностальгическими кивками в сторону прошлых мультиков про Уоллеса и Громита, которые сами уже стали классикой. В общем, если будете смотреть этот мульт последним – будет круто. Оценка: 7,5 из 10.
***
Кто смотрел эти мультфильмы? Какой больше всех нравится или не нравится?
В сети ходит шутка: если на днях выходит сериал, в котором задействованы звезды первой величины, но вы впервые слышите про такой сериал, значит он выходит на Apple TV. Этот стриминг действительно крайне своеобразно продвигает свои новинки. Сериал «Медленные лошади», которым великий Гари Олдман грозится завершить актерскую карьеру, это не просто один из лучших проектов платформы Apple TV. Это сериал, который спустя годы будут вносить в топы 2020-х и называть современной классикой ТВ. Однако хотелось бы, чтобы о проекте уже сейчас узнало побольше людей. Почему? Ну, во-первых, продление «Медленных лошадей» на новый сезон продлит и карьеру Гари Олдмана. Во-вторых… Ладно, подробнее о сериале без спойлеров читайте далее.
Гари Олдман – главная лошадка, на которую поставили создатели сериала. И они не прогадали. Джексон Лэмб, роль которого с оттяжечкой и кайфом исполняет Олдман, незабываем.
Коротко о сюжете и концепции
Сериал «Медленные лошади» посвящен британским шпионам. Только не тем, что потягивают водку с мартини, положив руку на коленку фотомодели.
Этого персонажа зовут Ривер Картрайт. Почему он окажется в одной упряжке с другими лошадьми, вы узнаете на первых минутах первой серии.
«Медленные лошади» – история о лохах. О тех сотрудниках секретной службы, что опростоволосились, забыв папку с грифом «Секретно» на остановке или в баре. Тех, что провалили серьезное задание или выбесили кого-то выше рангом. Тех, что проигрывают зарплаты на ставках или не умеют обращаться с оружием. О работниках башни Slough House – отдела, куда скидывают, словно увечных детей со скалы, всех неугодных. Оказавшись в Slough House, они получают прозвище slow horses – медленные лошади.
Пока остальной MI5 занимается серьезной работой, «двоечники» под руковоством начальника Джексона Лэмба буквально перекладывают бумажки с места на место или отслеживают, кто брал странные книжки в библиотеке.
Это Ширли. Она оказалась в отделе, потому что любит драться с коллегами.
Но, разумеется, до поры до времени, как вы можете судить по кадру выше. В каждом сезоне происходит нечто, из-за чего лошадки впутываются в передряги и приключения.
В чем прикол сериала, зачем его смотреть?
В каждой серии «Медленных лошадей» – целый комплект изобретательных постановочных решений и грамотная работа с камерой. Одинаково интересно следить как за диалогами в тесных, провонявших табаком и перегаром кабинетах, так и за экшном (зачастую он внезапный, хлесткий и сделанный на все деньги).
Кажется, на этих съемках Гари Олдману пришлось съесть очень много джанк-фуда.
Сериал – жанровая жемчужина! Это атмосферно, динамично, смешно. Да, это не ситком, который можно глянуть вполглаза, жуя бутерброд. За хитросплетениями шпионского сюжета все же нужно внимательно следить. Но это и не напыщенный мрачняк, ежеминутно поднимающий важные социальные темы.
«Медленные лошади» – это про удовольствие для смотрящего. Включаешь и понимаешь – сериал делали неглупые люди, которые знают, что нужно зрителю. Авторы понимают, как увлечь и развеселить. И им самим, кажется, было очень весело на съемках.
Когда кажется, что забавнее уже некуда, в магнитоле одного из непутевых героев заклинивает компакт-диск, и он 4 дня без остановки слушает трек The Scientist группы Coldplay, стоит только завести автомобиль.
Шутки про отравителей из ФСБ там тоже в наличии, если кому важно.
Что про «Медленных лошадей» говорят другие обозреватели?
Пусть тут будет пара цитат от других людей, которые писали о сериале. Станислав Зельвенский в тексте для «Кинопоиска»:
Сериалу, что большая редкость, удается все время на ходу менять тон без явных провалов в качестве: он ныряет то в чистый триллер, то в черную комедию, то в драму про киднеппинг, и это почти всегда напряженно, и смешно, и волнующе.
Никита Лаврецкий в тексте для «Афиша Daily»:
«Медленные лошади» обладают тремя важнейшими козырями, необходимыми для первоклассного жанрового развлечения. Это атмосферность, быстрый темп и непринужденный юмор.
Да, это Мик Джаггер, фронтмэн The Rolling Stones. И зачем он тут, узнаете, прочитав следующий раздел.
Что за команда делала сериал?
В сериале много Гари Олдмана, однако он не заслоняет остальной ансамбль. Всем героям выдают собственные ударные моменты. У каждого есть своя фишка. Кто-то оказался в Slough House, потому что он действительно дурачок. Кто-то благодаря природному упрямству. А кто-то там – темная лошадка.
В «Лошадях» светятся представители сразу нескольких актерских поколений Великобритании и США. Вот те, что вам скорее всего знакомы (помимо Олдмана): Кристин Скотт Томас («Английский пациент», «Миссия невыполнима»), Джонатан Прайс («Игра престолов», «Пираты Карибского моря»), Хьюго Уивинг («Властелин Колец», «Матрица»).
Каст сериала – люди, создавшие на экране вполне себе живых, полноценных и довольно смешных персонажей. Проведя с этими героями несколько часов, вы прикипите к ним всей душой. И будете обескуражены, когда кого-то из них убьют.
По сути, основным протагонистом всех сезонов является герой Ривера Картрайта, именно с его точки зрения мы часто следим за развитием событий. Ривер – действительно интересный герой. Он – внук уважаемого разведчика. Оказавшись в башне Slough House, он пытается доказать окружающим, что ему здесь не место.
Этого героя очень классно отыгрывает британец Джек Лауден. Кстати, возможно, вы видели Лаудена в «Дюнкерке» Кристофера Нолана. Он играл летчика, который садит на воду самолет, а потом понимает, что его заливает водой в кабине, которая не открывается. Актер запоминался за 5 минут.
Бывает нелегко сдаться и запустить новый сериал. Но в случае «Медленных лошадей» это того стоит.
И пару слов о тех, кто делает «Медленных лошадей», находясь вне пределов кадра. Шоураннер сериала – Уилл Смит (не тот, просто тезка). Смит – опытный спец, для которого Slow Horses – проект мечты.
За камерой во многих сериях – известный в узких кругах британский оператор Дэнни Коэн, работавший на картинах «Король говорит» и «Рок-волна».
А песню для вступительных титров спел Мик Джаггер из Rolling Stones. Да, прям специально для сериала записал новый трек! Зацените отдельно, если не планируете включать сериал. Песня называется Strange Game.
Еще плюсы будут?
Оливию Кук, которая сейчас на первых ролях в «Доме Дракона», узнали?
Это короткий сериал, который смотрится быстро. По британской традиции, в каждом сезоне всего по 6 эпизодов. На момент написания этого текста закончился 4-й сезон, на подходе 5-й.
«Медленные лошади» захватят сразу, с первых минут первого эпизода. Сериал не грешит пресловутым «нужно потерпеть первые 5 серий, потом интересно станет». Ну, а если конкретно вас не впечатлит первая серия, можно смело выключить. Значит это просто проект не для вас (стоит отметить, что также там в наличии грубоватый юмор).
Сериал основан на серии романов британского писателя Мика Геррона. В России уже началось издание этой серии. Например, на сайте «Яндекс Книгит» сейчас лежат первые две книжки в текстовом или аудио-форматах (романы вышли под названиями «Хромые кони» и «Мертвые львы»). Если сериал всерьез увлечет и захочется лучше познакомиться с героями, можно будет обратиться к книжкам.
***
Кстати, в 2024 «Медленных лошадей» наконец заметили на премии «Эмми». Сериал получил награду за лучший сценарий драматического сериала (оценивался 3-й сезон).
Может, и вам пора обратить внимание на этот очевидно непроходной проект? А может, вы уже посмотрели? Тогда расскажите, что думаете.