Удар хвостом о полосу. Tailstrike1
Тailstrike, в переводе «удар хвостом», это когда самолет касается полосы нижней хвостовой частью фюзеляжа.
Представьте, что вы катаетесь на роликах. Чтоб затормозить вы поднимаете носок, и при определенном наклоне стопы пятка касается асфальта-это физика Tailstrike
Чем опасен tailstrike
Повреждение обшивки и разгерметизация. При касании хвостом можно повредить герметичную часть фюзеляжа, протереть в нем дыру. Самолет будет сдуваться, как дырявая покрышка и будет невозможно создать давление в салоне для полета на большой высоте.
Повреждение силовых элементов фюзеляжа. При сильном ударе хвостом можно погнуть «каркас» вплоть до появления гофр. В этом случае самолет списывается.
Повреждение оборудования и агрегатов, расположенных в хвостовой части.
Основные причины Tailstrike
Порывистый ветер. Сдвиг ветра может привести к «просадке» самолета. Пилот может перетянуть штурвал на себя для гашения вертикальной скорости и цепонуть полосу хвостом.
Неверный расчет скоростей взлета или посадки. Например, пилот начинает взлёт на ошибочно заниженной скорости. Тянет штурвал на себя, самолет задирает нос, но не отрывается, пилот дальше тянет на себя… бам!
Неправильная установка закрылков или стабилизатора. Например, перед взлетом по ошибке поставил стабилизатор в верхнее положение вместо нейтрали. Начинаешь тянуть ручку на себя с привычным темпом, а самолет слишком резко поднимает нос… бам!
«Разбалтывание» самолета перед посадкой или нестабилизированный заход
У каждого самолета есть предельный угол, при котором происходит касание хвостом. Он указан в двух цифрах: для обжатых и разжатых стоек шасси.
Углы tailstrike некоторых самолетов:
Airbus A320 9.5/11.5
Boeing 737-800 9/11
Airbus A330-200 11.5/16
Действия пилота после tailstrike:
Если есть признаки или даже подозрения на tailstrike во время взлёта, то нужно как можно быстрее произвести посадку и выдерживать высоту не более 3000м, т.к возможна разгерметизация и людям в самолёте будет нечем дышать.
Даже, если приборы показывают, что самолет герметичен и «надувается», то на большой высоте может произойти взрыв гермокабины. Так же, как взрывается колесо с грыжей.
Так потерпел катастрофу японский Boeing 747, рейс JAL 123. После взлета лайнеру оторвало хвост, он стал почти неуправляем. Пилоты пол часа боролись за самолет, но врезались в гору, погибло 520 человек, 4 человека чудом выжили.
Когда я летал на B747, то уделял особое внимание углу tailstrike когда взлетал с максимальной массой в 440 тонн. Тянешь, тянешь штурвал на себя, а самолет не хочет отрываться! Задержал его с поднятым носом и ждешь, пока эта баржа соизволит оторваться от земли, вся скрепит, трещит! И тут, в один момент… тишина и спокойствие, полетели… «убрать шасси!»