Серия «Таёжные рассказы»

112

Легенды Западной Сибири Новогодняя

Серия Таёжные рассказы
Легенды Западной Сибири Новогодняя


Зимой Мурюк ближе к цивилизации, чем когда-либо. Каждые две недели летает рейсовый кукурузник, и раз в три дня курсируют огромные лесовозы, спешат вывезти по установившейся дороге все, заготовленное за долгую осеннюю распутицу. Но это в удачную зиму, а удачной она случается не каждый год. Дурная зима здесь не просто время года, а ледяная ловушка, надолго отрезающая посёлок от обитаемого мира. Здесь, вдали от цивилизации, мы предоставлены сами себе, лицом к лицу с холодом и собственной судьбой.
Эта зима выдалась особенно плохой.
Полинявшие деревянные срубы, насыпные бараки, заметенные по самые крыши, жмутся друг к другу в тщетной попытке согреться.
Над ними нависают сопки, черные, поросшие древними пихтами в снежных папахах.  Сопки наблюдают за Мурюком, храня молчаливое безразличие к жизням его обитателей. У подножия сопок, извивается замерзший, уснувший до самой весны Золотой Китат, скованный синим льдом. Кое-где видны проруби, но тёмная вода холодна, в ней нет обычной жизни. Река —друг, защитник, источник пропитания —теперь служит лишь зловещим украшением зимнего пейзажа.
Посёлок, словно саваном, накрыт пеленою туч. Тяжёлый дым из печных труб стелется низко, не в силах одолеть тяжёлый морозный воздух, пропитывает всё вокруг запахом жженого дерева и тоски. Запах этот, смешиваясь со свежим духом опилок и прелью коровника – неотъемлемая часть Мурюка, символ упадка и  зимней безысходности.
Вдоль заснеженных улиц, по траншеям, вырытым в сугробах выше человеческого роста, как солдаты в окопах, изредка пробираются закутанные в тулупы фигуры. Их лица скрыты воротниками и шалями, во взглядах безнадега. Месяц беспрерывно вьюжило, замело дорогу, и вот уже вторую неделю столбик термометра не поднимается выше 45 градусов. Школа закрыта. Лесопилка встала из-за морозов. В Мурюке царит гнетущая тишина, нарушаемая лишь скрипом снега под валенком, воем ветра и редким случайным  взбрехом пса, а тишина в тайге – не просто отсутствие звуков, а зловещее предзнаменование, затаенное дыхание, в ожидании чего-то по-настоящему страшного.
У клуба стоит голая  ель, привезенная ещё в начале декабря с дальней вырубки. Сам клуб заперт на амбарный замок. Дважды в день в пекарне выдают хлеб, и мы натягиваем все тёплое, что есть, обматываемся сверху древними пуховыми платками, независимо от пола, и ползем мимо этой ненаряженной елки за своей порцией жизни. Морозный воздух входит в грудь словно тысяча крошечных иголок, мысли похожи на округлые холодные каменные глыбы, думать их тяжело и неудобно.
Магазин открыт ежедневно, но  купить там особо нечего. Есть спички, горчица и пара мешков слипшихся воедино лимонных конфет без фантиков. Эта карамель долгожитель, ей лет семь, и сроду её никто не берет. Но скоро мы доедим и ее, и даже горчицу.
По ночам со стороны болота слышится тоскливый волчий вой. Лайки, временно переселившиеся в дом, к печи, заслышав волков, поднимают головы, ворчат, задрав верхнюю губу, но на лай не срываются, и опустив лобастую голову на лапы, стараются спрятать чувствительный кончик носа под пушистым колечком белоснежного хвоста. Из-за собак на кухне ступить некуда, но у других и того хуже. Кому-то пришлось взять в избу всю скотину скопом. Так и выживаем. Вроде вместе, а все одно врозь.
С некоторых пор творится в посёлке неладное. И каждый это примечает, да поделиться не с кем. Началось с волков. Дурная это примета, когда серый в декабре так близко к жилью идет, а тут почитай, за огородами свой волчий концерт каждую ночь устраивает. Не к добру. Коровы доиться перестали, и ладно бы просто молоко пропало, так заболела скотина. Вымя раздувалось, пухло и шла по нему какая-то гниль. Всех молочных телят пришлось забить, резали со слезами на глазах. На заброшенном зечьем кладбище, что за старой школой наблюдали свечение и пляску неясных фигур. Разглядеть не удавалось, но тут разглядывай не разглядывай, все одно — заварилась в Мурюке какая-то каша, которую расхлебывать всем сообща придется. А сообща-то и не получалось.

Попрятались от морозов сибиряки каждый в свою нору и носу не кажут, хотя всем известно главное правило выживания таких общин — выстоять можно только вместе.
Бабы-то с детьми больше по домам сидят, от стужи прячутся, а мужикам, хочешь не хочешь, на работы выходить надо. Дорогу на хутор тягачом расчистить, электростанция должна работать, пекарня. Кони в стойлах требуют овса и заботы, да и вышкам без солдатиков с автоматами совсем никак. Хуже всех приходится лесорубам. Пока в телеге на вырубку по темноте трясешься, уже до костей промерзнуть можно, а ещё и работай будь добр, двенадцать часов лес вали, план давай. Перерыв на обед, тарелку горячей похлебки, да перекуры у общего костра.
Зимняя тайга совсем иная. Стоит отойти от товарищей, и с каждым шагом множится одиночество, растёт страх в сердце. Деревья – молчаливые гиганты – окружают, сдавливают со всех сторон, словно втягивая в свой ледяной плен. Вокруг полумрак, солнце – бледный диск на горизонте – едва пробивается сквозь плотные облака. Тени становятся гуще, от каждого шороха бросает в дрожь. Снег скрипит как чей-то предостерегающий шепот. Продираешься сквозь ветви, усыпанные инеем, те цепляются за одежду, словно пытаясь удержать, оставить в тайге навсегда. Потом вдаришь топором по дереву, а оно звенит, будто кричит от боли. И пила будто уже не визжит, вгрызаясь в древесную плоть, а плачет, жалеет лес. И так выходит, что посреди этой мертвенной, выстуженной жизни, единственное чудовище ты сам, и это тебя нужно бояться. И так ты себе противен и мерзок становишься, что хоть в петлю. Многие так и кончают. Те, кто поопытнее, держатся вместе, далеко друг от друга не отходят и работают всегда в паре. Холод невыносимый. Он вползает под ватник, выгоняя тепло. Не помогает не костерок, не кипяток в кружке, не меховые варежки, обшитые брезентом. Холод забирается внутрь, ворочается, вымораживая душу, расчищать себе место и остаётся зимовать. Вечером, сдав наряд и скинув инструмент в телегу, ты несешь его домой, к семье. Ты теперь он и есть, а больше ничего.
По началу мужики возвращались домой  раздраженные с непривычной тоской в глазах. Кто пил по-черному (что, надо сказать,  спецконтингенту было строго запрещено и каралось карцером, но дак как уследишь?), а напившись, побивал жену, а бывало, и деткам доставалось, кто, из совсем уж непьющих, лежал бревном, уткнув лоб в беленую известью стену, и даром чтоб спал, а то думал какую-то свою, тяжёлую думу. Напрасно  пытались матери создать хоть какое-то подобие предпраздничной атмосферы, ничто не трогало угрюмого отца. И замолкали бабы, стараясь лишний раз не раздражать  мужа, прятались по углам дети, оставляя свои игры, и даже лайки не бросались к порогу радостно приветствовать вернувшегося хозяина. Совсем неуютно стало в посёлке. Казалось бы, и этого довольно, но тут повадились лесорубы уходить из домов куда-то за полночь, возвращались аккурат к утренней поверке. Так и шло, пока в один из вечеров Данька Максимов вместо того, чтобы сдать после работы свой топор, заботливо обернув запасной портянкой, сунул его под ватник. По возвращению, не скидывая шапки и валенок, зарубил Данька этим топором беременную жену и двух дочек погодок. Напоследок расправился он и с Буяном, старым кобелем, которого любил едва ли не сильнее собственных дочерей.
Тут бы нам всем и проснуться, но нет. Скрутили убивца, временно заперев в пустом складе магазина, тела уложили в домовины, до времени снесли на ледник и разошлись по домам. И это те люди, спросите вы, которые пережили мыслимое и немыслимое, смелые, отчаянные сибиряки, герои, бок о бок сражавшиеся с болотниками в Великом крестовом походе против нечисти, затеянным подполковником Редкозубовым? Они, отвечу, кто же ещё. Не знаю, что случилось с нами тогда. Околдовала, набросила сверху тяжёлое ватное одеяло на Мурюк дурная зима. Жили куклами, ни страхов, ни желаний, ни мыслей о завтрашнем дне.

Очнуться от спячки нам все же пришлось. В ночь на 27 декабря кто-то, вспомнив о близости Нового Года, нарядил ёлку у клуба. В заиндевевших ветвях сплетались каскады сизых кишок, место шаров и сосулек заняли блестящие, успевшие подмерзнуть почки, сердца и желудки. Жемчугом отливали бусины  мертвых глаз среди пушистой хвои . Пахло свежей убоиной, а вместо звезды верхушку лесной красавицы венчала, пялясь пустыми глазницами, свиная голова. Тут уж нервы сдали у самых стойких. Проснулись мы. Оглядели себя, мир вокруг и ужаснулись.
Собрались в зале клуба, стали совет держать. Так уж повелось, что все собрания в нашем посёлке (за исключением партийных и производственных, а временами и они), происходили по одному сценарию. Набившись в помещение, как сельди в бочку, все шумели, кипятились и говорили одновременно, затем дверь открывалась и с видом особы царских кровей входила старая Глухариха, имевшая славу настоящей ведьмы. Шум сразу стихал, люди сторонились, давая дорогу бабке, боясь даже случайно оказаться на её пути. Равных Глухарихе в мастерстве ораторского искусства не было. Выдержав драматическую паузу, бабка начинала издалека, с того, какой никчемный и бесполезный люд населяет наш посёлок. На эту тему старая могла говорить часами, каждый раз подмечая новое. Никто не смел её прервать или, того паче, возмутиться огульностью обвинений. Потупив взоры, «люд» хранил молчание, и, когда ведьме казалось, что воспитательная часть возымела действие, она переходила ко второму акту под названием "Случилось страшное, мы все умрём". Второй акт в исполнении Глухарихи плавно вытекал из первого, и даже распоследний негодяй в Мурюке не мог усомниться, что это самое "страшное" случилось по нашей вине и "умрём" мы вполне заслуженно. Тут приходило время для второй паузы, которую бабка держала ещё дольше. И каждый знал, что если Глухариха молчит, значит не все потеряно, и никому умирать  не придется. Хотя бы сегодня.
В тот день на собрание явились все. Не было лишь мужиков, работавших на лесоповале.
К востоку от Мурюка, далеко от человечьих дорог и звериных троп, лежала поляна, хозяевами которой были древние, тесанные из камня истуканы. Идолы с полустертыми лицами лесных чудищ. Бывать там никому не доводилось, знали о поляне из рассказов старых охотников. Добраться туда даже летом было делом непростым, а уж зимой, по высокому снегу, да при морозе ниже сорока, становилось задачей невыполнимой. Там-то и находилась наша распоследняя надежда.
Толщина снежного покрова в Сибири  достигает, временами, трех метров, а в низинах и того больше. Если случались оттепели, то сверху образовывалась корочка наста по которой удобно прокладывать лыжню. В отсутствии наста можно провалиться по пояс, а то и уйти с головой. Вот по такому снегу, группа из десяти мужчин, Анки-телеутки и самой Глухарихи отправились разыскивать старое капище. Увязался с ними и Васька Получерт, заимевший, с некоторых пор, слабость к приключениям, в которых замешана бесовщина. Трудный это был путь, долгий. К ночи путешественники достигли поляны истуканов.
В Мурюке все только диву давались, откуда Глухарихе известно обо всем на свете, и есть ли что-то, что ей не ведомо? Знала ведьма все то, что происходило в тайге, а остальное ей было без надобности. Понимала и то, как сейчас надобно поступить. Своей рукой разожгла костер посреди утоптанной заранее площадки, расставила часовых по кругу. Наказов было всего три, но нарушить их было невозможно, иначе все пропало. Смотреть дозволялось только в лес и ни в коем случае не на поляну, что бы там не происходило. Второй наказ был такой. В полночь полезут из леса, потерявшие разум лесорубы, да и не лесорубы они уже, духи стужи натянули на себя человечьи тела, как мы надеваем перчатку на руку, так вот, никто из них не должен переступить черты, опоясывающей капище. Третий наказ был самым сложным. Ни одна капля крови не должна обагрить в эту ночь девственного снега в тайге.

Так и случилось. Бросила ведьма в костёр травы да порошки, повалил красный духаристый дым, и запела Глухариха. Жуткое это было пение, нагнало оно ужаса на бывалых охотников, зашевелись под шапками волосы. Слились в ведьминой песне воедино вой февральской вьюги, рык разъяренной рыси и крик полуночной птицы. И чьи-то совсем уж жуткие, не имеющие ничего общего с людским, невозможные голоса стали ей подпевать. Земля под ногами пришла в движение, затряслась, тёмная стена леса стала двоиться в глазах и поплыла. В этот-то момент они и вышли из-за деревьев.
И не было в них ничего потустороннего, ни рогов, ни копыт, ни светящихся в темноте глаз. Обычные мужики, свои, поселковые, соседи. И даже то, что шли они по снежной целине запросто, без лыж, не оставляя следа, не выглядело особо пугающим. Лица без отпечатка особой свирепости или звериного оскала, были, может, лишь чуть угрюмей обычного. И как с ними такими воевать? "Эй, Петро, ты чего, сосед?" — окликнул одного Паша, муж Надежды шорки, окликнул и не получил ответа.
Сама собой завязалась драка, стенка на стенку, как бывает на Масленицу. Только в этот раз все было всерьез. Тяжко пришлось Глухарихиным охранникам. Ведьма продолжала петь, лес качался, земля уходила из под ног, а ещё нужно следить, чтобы бескровно, не в полную силу, да не везде ударить можно. Тактику выбрали такую: схватить, повиснув всей тяжестью, повалить в снег и вязать ремнями.
В Ваське Получерте весу было не так чтобы много, килограммов шестьдесят, а в противники достался толстенный мужик Саня Пека.  Плечом повел Пека, отлетел Васька в ствол кедра, так там и остался лежать. Наши, конечно, успели, подбежали, навалились сообща, повалили гиганта. А тут и Глухариха петь закончила. Никто и не заметил, что в снегу у кедра, там, куда отлетел Васька осталось алеть крохотное едва различимое пятнышко.
Как экспедиция возвращалась на лыжах, таща на себе девять связанных мужиков и раненого Ваську, отдельная история. Но дошли. К вечеру следующего дня потеплело и пошел снег. Неприятности наши на этом закончились, но надолго ли, не ведала даже Глухариха. А тут и Новый год подоспел.
Ёлку, что у клуба к тому времени сожгли, а без елки-то как Новый год встречать? Вспомнили, что есть еще одна, в спортзале новой школы. Собрали детвору, отправили наряжать. Сами бросились по сусекам скрести. Все в ход шло, даже окаменевшая продмаговская карамель. Кто-то придумал наварить из неё компота. Отличный, скажу, компот получился. Впервые за всю историю встретили мы Новый год всем миром, закатили пир, три дня гулял посёлок.
С той поры накрепко запомнила одну истину: в жизни случаются и дурные зимы, и беспросветные ночи, никак ты этого не изменишь. А вот дожидаться ли рассвета или достать прошлогоднюю гирлянду и самому осветить эту ночь — выбор за тобой. Выбирая, всегда помни, свет твоей старой гирлянды вполне может стать рассветом для того, кто крепко в этом сейчас нуждается.
С наступающим, друзья.

Показать полностью
58

Легенды Западной Сибири. Жизни нет

Серия Таёжные рассказы
Легенды Западной Сибири. Жизни нет

Не пишешь каких-то пять месяцев, и вот тебе уже начинает казаться, что ты никогда не сможешь выдавить из себя ни строчки. Да я бы и не пыталась, если нашелся бы кто-то, кто захотел бы рассказать эти истории вместо меня. Живешь свою жизнь, наполненную пустяшными событиями, радостями и огорчениями, живешь, ходишь на работу, на выставки, концерты, в магазин за хлебом, на балкон покурить. Все как у всех, обычная, ничем не примечательная жизнь. Но стоит лишь привыкнуть, и реальность вдруг начинает рябить, бледнеет, выцветает, и из-за полупрозрачной завесы выморочного «сегодня» встаёт она. Тайга. Место, которому я принадлежу по сей день.

В Москве пасмурно. Вереница башен, плоских, будто вырезанных из серого картона, подпирает антрацитовый небосвод. Город сверкает, омытый тремя месяцами дождей… А в Мурюке зима давно уже вступила в свои права. Засыпала тайные звериные тропы и подходы к мертвым полуразрушенным баракам. Надёжно укрыла, упрятала мишкины берлоги и незамерзающие бездонные болота. Затянула льдом Китат, замела его змеиный след между ощетинившихся елями сопок. Убавила громкость. Разогнала меховых по тёплым пещерам, выпустила на волю бродячие души, слежавшиеся и скукожившиеся на печи за долгое лето. Вдохнула прелого лесного воздуха, остудила, да и выдохнула назад, расписывая тайгу тонким белым узором, скрывая последние следы пребывания человека в этом диком краю.

Но жизнь здесь еще есть. За седловиной Медвежьей сопки, туда мы еще не забредали, над ручьём Рябиновым, долго текущим вдоль берега Китата, а потом сворачивающим в непролазные неизведанные дебри, лепится к каменному отрогу хибара. В единственном закопчённом окне её можно разглядеть неверный пляшущий огонек старинной керосинки.

Кто здесь живёт? Человек или дух? Может, тени из страшного прошлого посёлка возвращаются, чтобы сыграть с наблюдателем в свои странные игры? Но из наблюдателей в тайге лишь зимние зайцы да редкие волки. Может, пичужка какая присядет на ветку и замрет на время словно в задумчивости, а потом летит дальше по своим птичьим делам. Некому здесь наблюдать, не с кем играть.

Скрипнет дверь и покажется тулуп, ушанка. Точно. Живой человек. Пошел, вон, к дровне. Печь будет топить. Затопит, присядет к огню, приоткрыв старинную чугунную дверцу с клеймом (мастера ли? фабрики?), и застынет так, глядя на прыгающие по коре поленьев желтые шустрые язычки. Эта история не о Мурюке и его странных событиях. Это чужая история, принесенная с Большой Земли. А впрочем, не из таких ли историй мы сложили когда-то свою? Потрескивают дрова, одиноким зверем воет в тайге ветер, а мужчина все так же пристально всматривается в огонь. Что ему видится? Маленькая девочка в зелёном платье, качели, взлетающие к самому небу, громкий смех и пронзительное «Уиии! Матли, папа, я высе сиени»? Серые глаза, всегда любящие, всегда невозмутимые, полные прохладного покоя, как тенистый дачный пруд посреди июльской жары, а сейчас тёмные, чужие, страшные? Лай соседского пса, далёкий смех, нега подмосковного вечера, разорванная в клочья визгом тормозов? Слова, слова, слова, в них нет никакого смысла, дорога, люди, маленькая глубокая дыра в земле, что все это значит, что это вообще может значить? Чужая история. Плохая. Да и человек этот чужой здесь. Собственные видения не дают ему разглядеть этот мир.

А я вижу. Не хочу, но пристально вглядываюсь в окутанные снежным саваном кости моего посёлка, пытаясь различить очертания стертых с карты улиц. Где-то за Медвежьей раздаётся одинокий ружейный выстрел. Нет здесь жизни, уже нет.

Докуриваю, с последней затяжкой вбирая в себя новую историю, с дымом выпускаю её наружу, и реальность крепнет, наливается звуком электрички за домами и тёплым светом московских окон. Истаивает тайга, уходит на задний план бытия. До следующего раза, до новой сигареты, до другой истории.

Показать полностью 1
98
CreepyStory

Тихий дом

Серия Таёжные рассказы
Тихий дом

Представьте себе уединенное место, отгороженное от шума цивилизации непролазной таёжной чащей, десятками километров болот, быстрыми прозрачными реками и острыми вершинами рыжих сопок. Пусть в этом месте не действуют правила, которыми держится остальной мир — аномальная зона. Как в любой, уважающей себя аномальной зоне, время здесь течет иначе, гораздо медленнее, чем в других местах. Среднегодовая температура выше, чем в соседних районах. Живность и растительность нетипичная для этих широт. Посреди черных дремучих сосновых боров тут и там разбросаны веселые светлые берёзовые рощи, низко клонится ольшаник к текучей воде, в тайге цветут орхидеи и пионы, на изумрудных альпийских лугах гроздьями самоцветов разбросаны небывалой красоты луговые цветы, над которыми радужными облачками парят бабочки и стрекозы. Стрекозы тут гигантские, больше ладони. Здесь всему свойственен гигантизм: папоротник и лопух вырастают размером с дом, ветви черемухи гнутся под тяжестью кистей, сравнимых с гроздью винограда, смородина с вишню, а малина… Такой малины вы отродясь не встречали! Что не идёт в рост, отличается количеством. Например, грибы или орехи. Вот вы как за грибами ходите? На пол дня, а то и на весь? А здесь стоит выйти к опушке на пять минут — и тащи домой полные кузова. Рай небесный, а не место, если бы не морозы -40, медведи, да лагерь по соседству, живи-не хочу. Ну, что, представили? Тогда, добро пожаловать в Мурюк.

Было у нас в Мурюке по ранней осени забавное мероприятие. Можно сказать, местная традиция. Всем поселком, за исключением ссыльных и сильно занятых, ходили мы за опятами.

Как растут опята в остальной России, я не знаю, а у нас они росли так. Нужно было найти место старой вырубки с пнями повыше, да непременно, чтобы поблизости болотце было. И место должно быть достаточно старым, чтобы кора и верхушки пней успели истлеть до трухи. Если год был не совсем уж засушливым, то в августе можно было отправляться на тихую охоту.

Собирались огромной толпой и шли на сторону хутора — там и тайга светлее, и место выше, болота встречаются, но непроходимой трясины нет. Если знать места, где ямы с зыбучим песком скрываются, то совсем почти безопасный поход выходит. Впереди всех вышагивал Баян Баяныч со своим инструментом. По пути наигрывал веселые марши, а привале затягивал старинную казачью. Грибов он не собирал, его миссией было сидеть на полянке, выбранной лагерем, поддерживать огонь в костре, да играть как можно громче. Музыкальное сопровождение убивало двух зайцев сразу: отпугивало хищников и не позволяло заблудиться грибникам, те просто шли на звук сколь бравурной, столь и фальшивой мелодии.

На личности Баян Баяныча стоит задержаться подольше, во-первых, с него и началась эта жуткая история, во-вторых личность эта была размаха эпического. Вопреки своему прозвищу, баяна Баян Баяныч не имел, а имел он расстроенный трофейный немецкий аккордеон. Сама я никогда не отличала один инструмент от другого, вы, конечно, можете рассказать мне о разнице, но я сразу выброшу это из памяти, не так уж, видимо, мне эта информация и нужна. Да и название-то я запомнила лишь из почти анекдотических диалогов, которые велись повсеместно:

— Баяныч, хватай свой баян и чеши в клуб. Председательша кличет.

— Не боян, а аккордеон! — кипятился Баяныч, — Стыдно, юноша, не понимать разницу. Трофейный немецкий аккордеон марки Хохньер! — он так и произносил «ХохнЬЕр», странно выделяя «е» и смягчая «н».

Баян Баяныч, человек и аккордеон, человек-мем, как сказали бы сейчас, был интеллигентом и пропоицей. Когда-то давно он преподавал в мурюкской школе математику, пока однажды во время контрольной, раскачиваясь на стуле в сильном подпитии, не упал прямиком в печку. Дело было ещё в старой школе. Дрова почти прогорели, и серьезных повреждений старый учитель не получил, написал заявление по собственному желанию и ненадолго был переименован в Копчёного. История эта быстро забылась, и Баяну вернули его исконное имя. К описываемому времени, он совмещал должности учителя пения, руководителя кружков самодеятельности школы, поселкового клуба и колонии, играл на свадьбах, похоронах и, в целом, был одним из ключевых фигур мурюкского быта, как обладатель единственного на весь поселок музыкального инструмента. Сыграть мог всё: от Чайковского до Мендельсона, от гимна СССР до Мурки, и все одинаково самозабвенно и фальшиво. Но и мы были слушателями неискушенными и непривередливыми, да и из альтернативы в Мурюке был один катушечный магнитофон для дискотек, несколько граммофонов и два проигрывателя. Музыку мы любили, поэтому всячески оберегали нашего Баяна Баяныча от житейских невзгод в виде похмелья и питания всухомятку (старик был убежденным холостяком).

Вот на одном из таких грибных привалов и поведал нам, боготворящим любую музыку, Баян Баяныч свою страшную тайну. «Хохнер», как выяснилось, был не единственным инструментом в поселке. В старом, Тихом, как его прозывали, заброшенном доме Бланков хранился аж целый клавесин! Что такое «клавесин» мы, дети из таежной глуши, представляли смутно. Вроде, читали о чем-то таком. В нашем представлении клавесин был наподобие белоснежного тонкого пианино с волшебным звучанием. Вот бы нам такой в клуб — заживём! А играть на нем будет, конечно, Марта, приезжая девочка-златовласка из семьи ссыльных лютеран. Почему мы так решили, не знаю. В наших чистых и незамутненных умах лютеране только тем и занимались, что игрой на клавесинах и пением гимнов на каркающем языке. Красиво выходило.

Вопрос был только один: как нам достать чудный инструмент? В дом Бланков ходу не было, он был давно заколочен, и на походах в ту сторону лежал строжайший запрет. С другой стороны, запреты, той или иной степени суровости, лежали на всём, и, соблюдай мы их, сидели бы по домам и вовсе без дела. Но Тихий дом был особым случаем. Дурная слава была у этого дома.

Когда именно чета стариков Бланков появилась в Мурюке, и что привело их сюда, не помнил никто, даже старый Игнат. Вроде, сын у них сгинул здесь, на золотодобыче, и не имея родственников, решили Бланки провести последние дни рядом с могилой единственного ребенка. Может и так, только распродав все имущество в Ленинграде, приехали они в поселок на большом КамАЗе, груженым невиданными вещами: книгами, полированными этажерками, фарфоровыми чашками, креслами-качалками, часами с боем. И дом себе отстроили странный и небывалый по местным меркам. Начать хотя бы с того, что до бланковского дома все избы в Мурюке были одноэтажными, даже жилых чердаков не было. Как, скажите, этот чердак топить, да и зачем он нужен? Дома у нас строили из крепких бревен, высокие, с узкими оконцами-бойницами и широкой, закрытой, холодной верандой. Крыши крыли толем или щепой, потолки красили маслом, а стены и печь белили известкой, и никаких других отделок не применяли. С внешней же стороны бревна не обрабатывали вовсе. А Бланки задумали строить что-то похожее на усадьбу из книжки про помещичье дореволюционное житье. Местные только головой качали, хотя сруб поставить помогали всем миром, как и принято в наших краях. Над длинной, растянутой в обе стороны, избой высился мезонин с крышей домиком. К мезонину лепился широкий балкон (это в Сибири-то) на столбах-опорах. Дом старик Бланк, мастер на все руки ( хоть и профессор, и книжек умных уйму написал), сам обшил дощечками в елочку и выкрасил голубой краской, за которой специально ездил в Кемерово. А поверху пустил резные узоры из вееров и звездочек. Изнутри тоже начудили. Печь выложили узорчатым изразцом, а доски дома отполировали и покрыли прозрачным лаком. У высокого крыльца, Елена Павловна Бланк разбила цветник, принеся из тайги разных клубней и луковиц. Вышло красиво, но уж больно диковинно. Стоял дом Бланков последним в ряду, на отшибе, у самой опушки.

Милые добродушные старики с удовольствием общались с местными, ходили в гости и охотно приглашали к себе. Мнение о них в поселке осталось самое положительное. Однажды утром их обоих нашли в гостиной (как они называли переднюю в избе), с перерезанным горлом. Елену Павловну у печи с изразцами, а Савву Ивановича в кресле-качалке, с газетой на, укутанных пледом, коленях. Светлые сосновые доски пола заливала успевшая уже свернуться лужа крови. Убийцу не сыскали, чужаки в поселок не забредали, а среди своих не было никого, желавшего зла пожилой паре. Бланков похоронили, а окна и двери дома заколотили, оставив в неприкосновенности клавесин, изразцы и прочие чудеса. Даже полы от крови отскабливать не стали. Случилось все это десятка два лет назад. С тех пор дом стоял покинутым и заброшенным. Тихим. Ворота давно вросли в землю, двор выше пояса зарос луговой травой, даже следа от дорожки не осталось, а из травы торчал белый скелет поваленной грозой лиственницы. Вот в такой дом мы и собрались залезть, как только сумерки укроют улицы Мурюка.

Зашли со стороны леса. Перемахнули через полуповаленный невысокий забор и, пригибаясь, двинулись в сторону покосившегося, но ещё крепкого дома. На этот раз, подстраховавшись, взяли с собой фонарь, который Ванька Шварц одолжил у отца, не поставив того, конечно, в известность. На дело шла вся хуторская ватага, все девять человек, пусть шумно, но клавесин тащить сподручнее, да и не так боязно. Страшно, конечно, было, хоть мы по привычке скрывали страх за бравадой. Опыт лет, проведенных в Мурюке, подсказывал: дыма без огня в этих краях не бывает, и если взрослые сторонятся Тихого дома, значит есть этому веские обстоятельства, хотя ни я сама, ни мои товарищи ничего странного про этот дом никогда не слышали.

Отодрать доски, которыми были забиты дверь и окна, не представлялось возможным — заколачивали на совесть, а инструмент мы прихватить забыли. Оставались два небольших окошка и застекленная дверь мезонина, выходящие на балкон с обвалившимися перилами. Облупившиеся голубые доски, которыми Бланк когда-то с любовью обшивал свой дом, местами потрескались и выпали, образовав подобие лестницы, по которой нам, выросшим на вольном выпасе маленьким маугли, взобраться наверх не составило никакого труда. Балкон трещал и проседал под двумя десятками детских ног, но выдержал, а вдавить внутрь стекло, едва держащееся в рассохшейся раме, стало вообще делом плевым.

Необходимости включать фонарь не было. Свет луны проникал сквозь небольшие окна, оставляя на пыльном полу жёлтые квадраты, хорошо освещал маленькую комнату. Посреди комнаты на невысоком столе с резными ножками стояла домовина прикрытая крышкой. В любом другом месте вид гроба в пустом доме мог бы до чертиков напугать и обратить в паническое бегство ребят и постарше, и покрепче нас, но мы жили в Мурюке, а в Мурюке, и это всем известно, на каждом чердаке лежит, дожидаясь случая, парочка новых сосновых гробов, вкусно пахнущих смолой и лесопилкой. В гробах этих нет никакой тайны или угрозы, их вид привычен каждому, ведь смерть в поселке является непременной спутницей жизни, неприятной, но неизбежной и внезапной. Местные дети играют в казаки-разбойники и прятки меж этих деревянных ящиков, а иногда прячутся в них и, бывает, даже засыпают. Нет, вид гроба ничуть нас не встревожил, и обойдя преграду мы вышли на узкую темную лестницу ведущую вниз.

Спускались гуськом, как позволяла ширина лестницы. Первые, а я шла третьей, уже достигли нижнего этажа, когда наверху послышался стук упавшей крышки и последовавший за этим крик Таньки и Гульмиры, спускавшихся последними. Орали они дурниной. На лестнице тут же возникла свалка, верхние напирали на стоящих ниже, те на предыдущих, в итоге, я шлёпнулась на пол, уворачиваясь от ног, норовящих меня растоптать. Кричали уже все. Ванька судорожно пытался нащупать, никак не желавшую находиться, кнопку фонарика. Наконец, луч света рассек пыльный бархатный мрак и осветил верхние ступеньки шаткой лестницы. На площадке, у двери, ведущей в мезонин, стоял иссохший мертвец в обрывках истлевшей зековской формы. Стоял он, поддергивая отвисшей нижней челюстью, и слепо поводил перед собой растопыренными ладонями, с которых давно слезла вся плоть, оставив обнаженные серые косточки. Видеть он не мог, глаза его давно вытекли, и на их месте зияли чернотой два глубоких провала, но нас он чуял, точно чуял.

Мы заметались по темным комнатам. Натыкались на мебель и друг на друга, ударялись, падая, пытаясь не кричать, и все равно крича во всю глотку. Десять маленьких детишек, запертых в заброшенном доме на отшибе наедине со страшным мертвецом. Выхода не было. Дом, состоящий из множества комнат и клетушек был одновременно темным лабиринтом, тюрьмой и могилой. Мы метались по этому лабиринту и, даже сквозь отчаянные крики, слышали как хрипло стонут ступени под медленной поступью мертвеца.

Спас нас Петька Глухов, мой одноклассник и внук единственной в Мурюке ведьмы, по совместительству. Он всегда был здравомыслящим не по возрасту, хотя учиться это ему никак не помогало. И сидеть бы Петьке в каждом классе по два года, если бы учителя не боялись прогневать его бабушку. Забрав фонарь из рук растерянного Ваньки, Петя начал искать топор или что-то, чем можно топор заменить. Не раз слыхав, как бабка рассказывает историю смерти Бланков вновьприбывшим, он накрепко запомнил, что дом заколотили со всем имуществом, не вынеся ничего из вещей стариков. Если есть печь, то были и дрова. А если были дрова, то было что-то, чем эти дрова кололи. В нормальных избах-то сараюшки есть, на худой конец, сени, а у Бланков на дворе ничего похожего не наблюдалось, значит, где ещё быть топору, как не в доме? Ведь должны же быть здесь и нормальные, обычные вещи, не все ж клавесины и гробы с покойниками? Так рассуждал Петька и оказался прав. Лежалый мертвец преодолел примерно половину лестницы, когда топор сыскался под столом в небольшом помещении, бывшем, судя по всему, кухней. Размахнувшись, Петька ударил по раме. Брызнули осколки, жалобно тренькнуло внутри комода, о который ударился, отступив, Сашка-киргиз. Звук был мелодичный и долго разносился аккомпанементом к шагам покойника на лестнице. Посветив на поющую мебель, мы признали в ней тот самый клавесин. Так себе инструмент, я вам скажу, ничего общего с нашей белоснежной мечтой. А Петька уже рубил основательно подгнившие доски.

Повыпрыгивав из окошка, мы с ребятами отбежали к забору. Дураков, желающих заглянуть в дом и посмотреть, как далеко успел доковылять мертвец, не было. Дёрнув за майку, я остановила Гульмиру, собиравшуюся уже перелезть через ограду. Так у нас, в Мурюке, дела не делались. Мы проблему создали, нам и решать, а бежать за взрослыми всегда успеется. Переглянувшись, разом кивнули, согласившись, поняв друг друга без слов.

Стоял сухой поздний август. Полыхнуло так, что огонь заметили даже на Низах, в другой стороне поселка. Убежать, не убедившись, что мертвец сгорел вместе с домом, мы не могли. Были пойманы, держали ответ и понесли достойное наказание — задницы болели ещё недели две. Клавесин сгорел вместе со всем содержимым Тихого дома, но сожалений это не вызвало, ведь как оказалось, не все лютеране умеют на нем играть, Марта, вот, не умела. Но у нас оставался Баян Баяныч с трофейным хохнером, а, значит, если бы пришлось помирать, то сделали б мы это с музыкой. Вдохновенной и совсем чуточку фальшивой.

Показать полностью 1
85
CreepyStory

Легенды Западной Сибири. Дружба

Серия Таёжные рассказы
Легенды Западной Сибири. Дружба

Часто бывает, что беда одного оборачивается удачей для другого. В начале октября на лесопилке, визжащей и громыхающей день и ночь, убило дядю Оганяна, а мы, побежав смотреть на оторванную голову, нашли шестнадцать рублей: рыжую десятку, синюю пятерку и грязно-желтый рубль. Бумажки валялись свёрнутыми одна в другую прямо поверх вывороченного тракторной гусеницей сырого пласта синей глины у поворота на лесопилку.

Разделили так. Десятку взяла Гульмира, так как она первая заметила деньги. Пятерку решили отдать мне, как вождю нашей хуторской ватаги. Рубль остался Наташе Евсеевой за то, что она пошла с нами, нарушив запрет родителей. Цену деньгам мы не знали и делили исходя исключительно из величины цифры, напечатанной на купюре. Да, величину свалившегося на нас сокровища нам, детям, считавшим большой удачей находку пятака в дорожной пыли, постичь было невозможно, и честно сказать, пятак бы нас обрадовал больше, чем непонятные бумажки, так ценимые взрослыми. С пятаком все просто: пятак – это пять коробков спичек или несколько карамелек, два пятака — булка пышного белого, теплого ещё хлеба. А шестнадцать рублей – это сколько? На тот момент, как выяснилось позже, шестнадцать рублей составляли месячную зарплату мурюкского зека. Разделом мы остались довольны, главное правило дружбы — делить по-честному

Дядя Оганян был отцом девочки из Еревана, приезжавшей летом его навестить. Звали девочку Назык. Тогда, летом, мы вдвоем с Назык отправились искать ягоды у опушки и встретили медведицу с детёнышами. А сейчас папа Назык, раскинув руки, лежал на пропитанной красным подстилке из опилок, а голова, соединенная с телом растянутым лоскутом кожи, слегка откатилась вбок, обнажив мясное месиво с торчащим из него желтоватым костяным обломком. В воздухе висел густой запах бойни.

Дядя Ашот пилил толстое сосновое бревно, когда у напарника сорвалась цепь с «Дружбы» и ударила Оганяна в горло. Голову срезало почти подчистую, из шеи забил кровавый фонтан. Обернувшийся напарник потерял сознание.

Весь тот день меня преследовал запах и вид человеческого мяса. Было ужасно жаль дядю Ашота и того, что к нам в гости больше не приедет чудная девочка с длинными загнутыми, как у куклы, ресницами. Про находку я и думать забыла. Над поселком сгустилось облако чужой мучительной смерти — это духи тайги явились за очередной, причитающейся им, душой.

Поздно вечером с работы вернулся расстроенный отец. День у него выдался тяжёлый: погиб лучший папин друг, а потом, в суете, папа где-то обронил полученную утром зарплату.

Показать полностью 1
79
CreepyStory

Легенды Западной Сибири. Про Никитку Пятьсека, первого квадробера Сибири

Серия Таёжные рассказы
Легенды Западной Сибири. Про Никитку Пятьсека, первого квадробера Сибири

Никитка был первым лодырем поселка. Несмотря на молодость, своим талантом отлынивать от любой работы давно заткнул за пояс таких матерых лентяев, как Васька Получерт и луораветлан, а по-нашенски просто чукча, Ика. Окликнешь его: «Никит, пошли по грибы», или мама его крикнет: «Никита, принеси дров до летней кухни», а он знай в ответ: «Щас, пять сек подожди!», а сам бежать, только его и видали. За то Никитка и получил свое прозвище «Пятьсек».

Никитка Пятьсек происходил из большой семьи местных, жившей на Низах, у самого Китата, по правую сторону от дома Глухарихи и через дом от Марьи Башкирки. Младший в семье, он привык, что всю работу, которую он не сделает, разделят между собой старшие братья. Мать серчала, но быстро отходила, жалела Никитку — поздний, последыш.

Как-то козы, ощипывая кусты лебеды, росшие вдоль забора, повалили плетень, разделявший Никитин и Глухаревых огороды. Хорошо повалили, целых два пролета. Уходя на работу, мать наказала Никитке забор поправить. «Ага, щас, пять сек» — ответил парень, даже и не думая чинить упавшую изгородь. Если Глухарихе надо, так пусть сама и выправляет. А чтобы вредной бабке, охаживавшей его в детстве хворостиной, жизнь медом не казалась, расшатал и повалил вкопанные столбы: так, мол, ей, ведьме старой. Сам же пошел на реку, досыпать в тени, под ольхой, чтобы, значит, не нашли и не побеспокоили.

Проснулся Никитка далеко за полдень. Потянулся сладко, захотел встать и понял, что не может. Упал на четвереньки, так оказалось сподручнее, и метнулся к воде. Смотрит на свое отражение и ужасается. Уши вытянулись, курносый нос сплющился, вывернулся дырками вперед, а морда поросла противной белесой щетиной. Пальцы на руках склеились, образовав подобие копытца, а штаны на копчике порвались, выпустив наружу розовый кожаный отросток, скрученный в загогулину. Никитка кричать пытается, а рот будто горячей кашей забит, слова все помнит, а выговорить никак не получается. Побежал до дому.

Дома уже вся семья с работы собралась, обедать собираются. Мать, как увидела, что с сыном приключилось, схватила ухват и давай этого поросенка-переростка охаживать. Зря, говорит, я тебя, гаденыша, жалела, пороть надо было сызмальства, как сидорову козу пороть. Потом упала на стул и заплакала, прикрыв лицо рушником. Сразу поняла она, чьих это рук дело, и чем любимое дитятко заслужило такую награду. Успокоившись, решила подождать: пусть в поросятах походит, наукой будет.

Целую неделю было развлечение мурюкской ребятне. Как взрослые со двора, перемахивали дети через ворота, ловили Никитку, седлали и катались от реки и до самой Горы. Да и взрослые приходили поглазеть и подивиться, кто и не по одному разу.

Спустя время пошла Никиткина мать к соседушке на поклон. Пирогов напекла, меду взяла банку, да прихватила отрез, привезенный старшим сыном в подарок, когда тот через Кемерово после демобилизации домой возвращался, себе на платье берегла, да что уж теперь. Глухариха противиться не стала, сказала лишь: «Ну, как знаешь, Наташка. Тебе с ним жить». И вернула все как было.

Первым делом пристыженный парень восстановил забор, поменяв все доски на новые. Потом переделал все дела на дворе. Да и вообще, с той поры, как подменили Никитку, таким жадным он до работы стал. В память о происшествии осталось лишь прозвище и лихо закрученный поросячий хвостик. Это чтоб, значит, науку не забывал.

Поэтому и не женится Никитка Пятьсек, перед женой раздеваться надо, а как разденешься с хвостом-то? Засмеет ведь баба.

Показать полностью 1
93
CreepyStory

Легенды Западной Сибири. Суета сует

Серия Таёжные рассказы
Легенды Западной Сибири. Суета сует

Рассказ этот как пирожок ни с чем. Если вы ждете появлений таинственной нечисти, подвигов и эпических сцен сражений, то не читайте дальше, здесь их не будет.

В дне ходьбы к северо-востоку от Мурюка стоял таёжный поселок. Звался он Суета. Нет, это не был один из трех известных ныне Сует: Нижней, Верхней или Средней, те входят в составы Шерегешского и Арсентьевского сельских поселений, хотя про среднюю точно не скажу, уже в мое время никакой Средней Суеты в округе не было. А вот в Верхней и Нижней по сей день живут, хотя кто живёт? Десяток упрямых охотников, да пара древних шорских старух. Та Суета, про которую я веду рассказ, была нашего, Усманского сельского поселения, и гибла, пока мы учились, работали, жили своей размеренной повседневной жизнью.

В Суете не суетились, и это так же истинно, как и факт, что солнце встает на востоке. Даже Мурюк, с его лагерем, настоящей школой и магазином, выглядел по сравнению с Суетой местом шумным и галдящим, полным жизни. Само название Сует происходило вовсе не из того, что в них селились беспокойные и непоседливые люди, а от шорского «сугэ», что в переводе означает воду. Да, Суета стояла на воде, хотя в тайге, испещренной реками и ручьями, питаемой глубокими оконцами родников и наполовину утопленной в трясину, найти полностью сухое место и выстроить там поселок было бы делом затруднительным.

В отличие от Мурюка, придатка к бывшему опорному пункту ГУЛАГа, а в описываемое мной время лагеря вольного поселения, Суета была сама по себе и выросла из шорского охотничьего улуса. Десяток домов вдоль единственной улицы, человек сто пятьдесят жителей, если считать глубоких стариков и младенцев, сотня мохнатых лаек, да изба администрации — вот и весь поселок. Детей постарше на весь год отправляли в интернат, учиться, и даже фельдшера своего Суете не полагалось. Лёгкие болячки лечили травами и примочками, с тем, что потяжелее, ездили в Мурюк. Для экстренных случаев существовала малая авиация, хотя в моей памяти остались лишь три раза, когда в наших краях вызывали медицинские вертолеты из Кемерова: когда двух мужиков подрал медведь в тайге, когда девочку, совсем кроху, ужалила оса и у той начался отек Квинке, и всем известный случай с геологами. Для обследования, анализов и лечения хронических недугов в улусах и небольших поселениях существовала медицинская экспедиция.

Состояла такая экспедиция из хирурга, терапевта, гинеколога и ещё пары врачей, кто найдется, и бывала наездами дважды в год. Выездные врачи, набравшие уже опыта в скитаниях по тайге, разворачивали полевой госпиталь, проводили диспансеризацию и лечили впрок, щедро раздавая антибиотики и обезболивающие, которые так и оставались, обычно, нетронутыми до следующего визита эскулапов. Местные шорцы не особо верили в магию с большой земли.

Бытовала у нас такая мода, иначе не назвать, завезенная пришлыми в Мурюк и расползшаяся из него по другим поселкам: в небольших огородиках, разбитых подле каждого дома, устраивали подобие сада. В наше время интернета и доставок чего угодно куда угодно, можно было бы, верно, выписать себе морозостойких саженцев хоть сливы, хоть сирени, но в те времена, если подобные саженцы и были, то никто бы их в тайгу, за сотни километров, не повез. А садик иметь хотелось. Вот и выкапывали в лесу молоденькие яблоньки-дикушки, черемуху, да дикую смородину, сажали подле дома, одомашнивали. Однажды, помню, я встретила даже деревце груши-дички с мелкими, твердыми, горьковато-вяжущими плодами. Но сады сажали не ради фруктов, кислющие яблоки ели, а потом маялись с животами, одни лишь дети, а ради красоты. Так же, как из чувства прекрасного, мы выкапывали клубни первоцветов, марьина корня, луковицы башмачков и кусты дикой мяты, высаживали их под окнами, устраивая палисадники, почти такие же, как были на далекой нашей родине. Настоящими, выписанными из самого Новосибирска, цветами, на сто верст вокруг, мог похвастаться лишь палисадник Глухарихи. Цветы ей пожаловал важный начальник из города, которому ведьма заговаривала килу.

Бабам из Суеты садоводство пришлось по вкусу, и с ранней весны до первых заморозков утопала улица из десятка хат в пышной зелени садов, вместо пихт и сосен, как в других местах. Чудное это было зрелище — идешь по тайге, выходишь на лужайку, а там цветет, зеленеет сад.

То, что с поселком не все в порядке, приехавшая летом, экспедиция поняла по состоянию садов в Суете. Сады стояли пожухшие, листья яблонь и смородины, будто поеденные жучком, сморщились и свернулись трубочками. Цветы и вовсе посохли. Та же беда постигла и близлежащую тайгу. Березы, ольха и осины пожухли, а с кедров осыпалась ржавая, ломкая хвоя. С людьми тоже было неладно. Жизнь в Суете ключом никогда особо и не била, но населяли таежный улус сильные, энергичные люди, а иначе в каких-то мостах и не выжить. Тяжёлый, изнуряющий труд, опасности и преодоление природы рождают особый, сибирский характер. А сейчас врачи их не узнавали. Вялые, безразличные ко всему, они худо-бедно обслуживали себя и скотину, готовили еду, но охоту и рыбалку совсем позабросили, в лес не ходили и целые дни просиживали в своих домах. От врачебной помощи тоже было пытались отбрехаться, но городские доктора свое дело знали твердо, начинали ещё в те времена, когда деньги им платили поголовно, за выполнение и перевыполнение планов осмотра местного населения, и Суете, хочешь не хочешь, пришлось таскаться к палаткам, сдавать кровь и закатывать рукава для измерения давления.

Обследование не показало отклонений от обычных результатов. Население, в целом, здоровое, если не считать нескольких гастритов, артритов да заживших переломов. А то что квелые и безжизненные, это хирургия и гинекология не лечат, а психиатров в подобные экспедициях не бывает. Доктора собрали вещи, заполнили бумажки и уехали восвояси, не ведая, что это их последняя командировка в Суету.

Через пару недель, охотники, возвращавшиеся в Мурюк, по обыкновению, решили заночевать в Суете. Мертвая тишина встретила гостей. Не тянуло свежим навозом и дымом, молчали коровы и не слышалась вечерняя перекличка лаек. Дома стояли темными и пустыми, очаги давно остыли. Над Суетой витал сладковатый душок тухлого мяса. Дворы усеяли усохшие пыльные кочки свалявшихся перьев — все что осталось от домашней птицы, над трупами коз вились жирные зелёные мухи. Вздувшиеся бока коров полопались от бурлящих в чреве гнилостных процессов. Людей в Суете не было, ни живых, ни мертвых.

Предвидя недовольство тем, что я обрываю повествование на месте, где все бы и должно начаться, сообщаю: а ничего дальше и не было. Охотники уведомили Чебулу, из города приехали специалисты. Что-то искали, ходили по тайге, выспрашивали у жителей Мурюка. Если что и нашли, нам сообщить забыли. Никто не знает, что время от времени случается с людьми в таких затерянных, богом забытых местах. Говорят одно: такое происходит и происходит довольно часто. Я не возьмусь ответить с уверенностью, хочу ли я знать дальнейшую судьбу жителей Суеты. Возможно, некоторые тайны должны таковыми и оставаться.

Показать полностью
95
CreepyStory

Легенды западной Сибири. Крестовый поход против нечисти 7 (финал)

Серия Таёжные рассказы
Легенды западной Сибири. Крестовый поход против нечисти 7 (финал)

Мурюк поделен на три части: Низы, состоящие из трёх длинных улиц, Гору и Хутор. Гора является продолжением Центральной улицы, взбегающей по отлогому склону сопки. На самой верхушке стоит старая школа, а лагерь ровно посередке — уже не низина, но ещё и не Гора. Хутор сбоку, на отшибе, вроде как поселок в поселке, до него километров пять петляющей грунтовки в обход лесопилки. И народ живёт везде разный. Не по положению (на это и не смотрит никто, один дом на два хозяина вполне могут делить меж собой офицер с женой и семья вольнопоселенцев), по духу. Низину населяют тихие, неприметные жители, от которых можно ожидать всякого. Если где и могут изрубить топором в капусту, то это на Низах. Гору облюбовали горлопаны. Этих слышно за версту — на собраниях они выступают первыми, субботники организовывают и гражданскую позицию имеют. Так уж повелось. Самый простой и отчаянный народ — хуторские. То ли жизнь посреди тайги их такими сделала, то ли они сами выбирали место подальше от комендатур, знамён, лозунгов и сельсоветов, не разберёшь. Но что было, то было.

Дорога, ведущая к хутору, изгибается и, обойдя все дома, спускается к накатанному бревенчатому мосту через Китат, переходит на ту сторону реки и теряется в тайге. Никуда не ведёт та дорога. Идёшь, идёшь, и, вдруг, упираешься в сосновые стволы — всё, приехали, тупик. Такая вот забавная картография.

Если, перейдя Китат по мосту, свернуть налево по едва заметной тропке, то выйдешь к заброшенной пасеке. Когда-то давно замёрз насмерть на этой пасеке ссыльный старик-сторож. Там ещё запутанная история была. Вроде, попал он под амнистию 53-го, а документы где-то затерялись и нашлись только спустя двадцать лет, когда старику и ехать-то уже было некуда. Звали старика Леонидом, закопали его на кладбище для местных. Только вот никто не мог с уверенностью сказать, мертв Леонид или всё-таки жив. Часто видали его в разных частях поселка, особенно если беда какая приключится. То он мужика тонущего выудит, то заблудившихся детей сыщет, то пожар тушить помогает, и поди разберись, живой он или мертвяк. Вот, к примеру, вчерашней ночью во время битвы с болотными тварями, Леонид точно всё время был у заслона. Ведь был? Никого в поселке этот вопрос особо уже не занимал, привыкли.

А ещё дальше, за двумя сопками-близнецами и еловым перелеском между ними, на той стороне зыбуна, притворявшегося мирной лужайкой, поросшей лютиками и башмачками, в кругу древних камней, качается старая лиственница, а в ветвях её подвешен настил из тонких сосновых стволов. На том настиле, в тяжёлой, выдолбленной, из редкого в этих местах, дуба колоде, спит, закутанный в алые шелка могущественный кетский шаман. Тысячу лет как спит, а сон его сторожат мертвые звери с выколотыми глазами. Горе тому, кто потревожит сон шамана.

Приметы эти на словах знает каждый, только не сыскать их в тайге, пока сам шаман этого не захочет. Можно, конечно, попросить его открыть путь, если знать как. Тут тоже загвоздка: шаман сам решает прислушаться к просьбе или пропустить ее мимо ушей. Но и здесь есть выход. Дорогу к одному мертвецу всегда знает другой мертвец.

Так рассуждала старая Глухариха, взбираясь по тропинке на крутой берег Китата, излюбленное место Леонида при жизни. Где же ему сейчас быть, как не там, куда в первую очередь искать придут?

Выслушав старуху, Леонид коротко кивнул и отвернулся к воде. Он и раньше-то не был многословным, а как помер, так совсем примолк. Вот ведь горе-то. Иной раз, смотрит бабка Глухарева на новую жизнь, на молодежь, и хочется ей посетовать, вспомнить старые времена, да не с кем. Леонид, вон, в великие молчальники заделался, Ийко ни бельмеса по-русски не понимает, Айчак переметнулась, заразилась новомодными поветриями, телевизор завела, а Игнат, как сызмальства дураком был, так дураком и помрёт. Одна она одинешенька и осталась. Пережиток.

Кого к шаману за помощью посылать? Желающих много, каждый идти согласен, хоть и робеют от такой компании, ведь никому доподлинно неизвестен статус Леонида. На вид вроде живой, а могилку на кладбище каждый видел. Согласных много, а кто дойдет? Если и выбирать из кого, то только из хуторских. Этим сам чёрт не брат, живут в тайге, с медведями ручкаются. Выбор пал на Пашку, мужа Надежды шорки (поговаривали, что у нее в роду были оборотни, да и сама она, по своему желанию может оборачиваться Красной Лисицей) и Льва Шварца, отца Ваньки, первых, после Анки, во всем Мурюке охотников. Третьим вызвался идти Редкозубов. Да так это сказал, что никто спорить не стал, бесполезное это занятие, решился мужик. Сильно изменили подполковника последние сутки. Слетело с него и городское щегольство, и наносная спесь. Черты лица оформились и затвердели, выпрямилась спина, и плечи будто раздались, расправились, стал начлагеря настоящим, таким, каким и задумала его природа.

Проводив экспедицию, перевязали раненых, бабы занялись готовкой на разведенных тут же, посреди Центральной улицы, кострах. Дети носились вокруг, будто и не было бессонной ночи и ее ужасов. Сменили часовых. Спали, набирались сил к ночи. Вроде, в обыденной суете отвлеклись, забылись, но в каждом взгляде застыли невысказанные тревоги: а что, если не найдут шамана, не сговорятся, откажется древний прийти на выручку поселку?

Засветло вернулись посланники неся ответ. Все, кто остался в поселке из живых, должны укрыться к ночи. Запереть скотину и собак, законопатить окна и двери, ни под каким предлогом не выходить на двор и огня не жечь

Так и поступили. Скотина, почитай, третий день стояла запертая в хлевах. Согнали выживших собак и сами, все до единого, замкнулись в здании клуба, благо, окон там и не было. Спать не спали, даже короткое забытье не опускалось на молчащих, встревоженных людей. Снаружи творилось светопреставление.

Воющие ветры слетелись со всех краев земли и сотрясали бревенчатые стены, грозясь сдуть поселок, стереть его в порошок. На улице кто-то выл ,что-то беспрестанно гремело и лязгало, но самым страшным звуком был сухой перестук, словно кто-то бросал кости о деревянную столешку. Воздух пропитался миазмами разложения. В непроглядной темноте клуба тоненько скулил младенчик. По разным углам тихо молились раскольники, лютеране и один баптист. Никто не плакал, не жаловался и не задавал вопросов. Ждали утра и решения своих судеб.

Ночь была холодной и бесконечной, но утро пришло в свой, назначенный, час. Поселок было не узнать. Шрамами изрезали Мурюк овраги. Расщепленные бревна, бывшие когда-то домами, смешались с взрыхленными пластами земли. Уцелели лишь сараи с домашним скотом и здание клуба, те строения, где продолжал гореть огонек жизни. Самым страшным открытием стали разоренные могилы на кладбищах. Мертвецы лежали вповалку рядом со своими могилами, а следы рассказали, что те сначала сами покинули гробы, а потом сами же в них и воротились. Лужи, подсыхающей на солнце тины, указывали на линии сражений. Болото продолжало гореть, но было спокойно — никакой паранормальной активности посланными разведчиками замечено не было.

Сообща взялись за дело. Похоронили покойников, закопали могилы, стали восстанавливать разрушенные дома. Через неделю пошел дождь и лил беспрестанно целый месяц, окончательно потушив все пожары. С началом дождя в тайгу ушел подполковник Редкозубов. Объяснять не стал, сказал, что так надо. Вопросами не донимали, собрали ему, кто что мог, проводили всем поселком до моста. Марина Юрьевна погоревала с месяц и уехала в Мариинск, к папе-генералу. Солдаты срочники, отслужив, остались в поселке, обженившись на местных девахах. Мурюк отстроили сызнова и зажили почти как прежде.

Почему почти? Об этом не говорили, но каждый про себя понимал, что придет день, и явится мертвый шаман требовать плату за спасение жизней, и что цена эта будет немалой. Каждый про себя рядил сам: заплатить, перешагнуть и забыть, или стоять за своё до последнего вдоха. Жизнь продолжалась, и все в Мурюке знали, что жизнь это не выбор и не награда, жизнь это всего лишь случай.

Конец

Показать полностью
97
CreepyStory

Легенды западной Сибири. Крестовый поход против нечисти 6

Серия Таёжные рассказы
Легенды западной Сибири. Крестовый поход против нечисти 6

Мурюк повидал на своем веку. Еще до появления шорцев на этих землях молились своим древним, забытым ныне богам кеты, селькупы и динлины. Исчезнув, они оставили после себя долгое эхо, которое по сей день можно расслышать в таёжной чаще. Иногда могучим шаманам древних надоедает лежать в своих могилах, они выбираются из них и разгуливают среди живых. Великие перемены грядут вслед за ними. С неба сыпет кровавым снегом и выживают лишь те, кому хватает ума отсидеться взаперти. Последний такой раз, как вспоминают старики, выпал на весну 53-го. Дремлющего бога динлинов однажды подняла Глухариха, когда ревнивый любовник зарубил ее Нюрку, выставив голову на обозрение всего поселка. Просила старая ведьма страшной кары для убийцы дочери. Три дня, пока не свершилось возмездие, жил Мурюк в вязком и темном оцепенении. Возможно, селькупы или кеты знали о чудищах, населявших болото и имели средство против них, но никаких указаний на этот счёт не оставили, а сейчас и спросить некого. Всякое повидал Мурюк, но такой ночи ему пережить ещё не приходилось.

Дождь то стихал, то припускал с новой силой. С дождем накатывала новая волна болотных бесов. Дрались поселковые отважно, десятками сметая мокрых тварей. Но на смену десятку оставшихся лежать на обочине дороги, из болота лезли новые и занимали места убитых. Людей же заменить было некем. Стоило дождю затихнуть, люди падали в жидкую грязь, тут же у колес телег и засыпали коротким, беспокойным, рваным сном, в котором они продолжали биться с болотными. В полночь, когда сил уже не оставалось, неожиданно пришла подмога.

В пылу сражения озираться по сторонам некогда. Вроде, рук стало больше, ряды стали теснее, а твари начали чаще падать, сраженные ударами метко брошенных камней. На выручку людям подоспели верные избные, никогда не покидающие своих домов.

Робкие меховые, вооруженные сучковатыми палками, топтались поодаль, никогда они не подходили к людям так близко. Потом, одна из них решилась, и издав призывный рык, парой прыжков преодолела расстояние, отделявшее ее от людей, перемахнула заслон и врубилась в стену нежити. За ней последовали остальные, а там и люди, воодушевлённые примером меховой бабы, начали перелезать через баррикаду из телег. Это была первая наша атака, до этого нам приходилось лишь обороняться. Кто-то потом говорил, что далеко впереди мелькала текучая серебристая мальчишеская фигура.

После боя наступила передышка. Люди сидели вперемешку с нелюдьми, подкреплялись хлебом с салом, запивая его отваром, загодя принесенным Глухарихой и чему-то тихо радовались. Затишье было недолгим. Болото разродилось новым полчищем тварей, и было их столько, что тут уж каждый понял, что нам не выстоять.

В серых предрассветных сумерках, сжимая в руках топоры и черенки вил, стояли защитники поселка и готовились принять последний бой, когда из-за их спин белыми молниями метнулись мохнатые тела и бросились навстречу болотным тварям. Лаек в Мурюке держали много, в каждом дому по три-четыре. Пришло время нашим собакам биться за родную землю. Лайки целились в горло адским созданиям, валили тех и рвали острыми, волчьими клыками. И молча погибали, задавленные десятками наваливающихся сверху скользких тел врага.

Тайга, с обеих сторон подступающая к самой дороге разразилась ревом тысяч глоток. Первым из леса выскочил матёрый, седой уже, лось-самец. Вслед за лосем на дорогу вывалился небывалых размеров мишка. Трещали кусты, из тайги выходили все новые и новые звери. Медведи бились бок о бок с рысями, лось, низко опустив голову с ветвистыми мохнатыми рогами, таранил ряды нечисти, валил их, а потом плясал, вбивая мощными копытами, осклизлую плоть в грязь, секачи живыми снарядами врезались в неприятельские ряды и разбрасывали тварей прямо в пасти к подоспевшим волкам, тут же бились — меховые и с гладкими лицами, но все как один — люди. Это была страшная, кровавая ночь. Это была славная, лучшая ночь в жизнях жителей Мурюка.

Вставшее над тайгой солнце загнало тварей обратно в болото. Когда первые лучи коснулись тел сраженных тварей, те зашипели, запузырились и истаяли, обратились в грязные вонючие лужи тины. Звери ушли в обратно в тайгу, как исчезли меховые никто, как это водится, не заметил, а люди, выставив дозор, отправились в клуб, назначенный штабом, зализывать раны. В эту ночь поселок не потерял ни одного человека. Раненые были, но это не в счёт.

Поселок праздновал победу, хотя все знали, что с приходом ночи все повторится. Яснее всех понимала это старая Глухариха, понимала и предвидела, что второй такой ночи Мурюку не пережить. И она решилась.

Продолжение следует

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества