Серия «Современная российская проза»

Алексей Иванов «Псоглавцы»

Алексей Иванов «Псоглавцы» Рецензия, Обзор книг, Алексей Иванов, Мистика, Псоглавцы, Оборотни, Икона, Раскольники, Длиннопост

Алексей Иванов – очень разноплановый писатель. Есть в его творчестве книги в жанре реализм, повествующие о непростой жизни в нашей стране – «Географ глобус пропил» и «Общага-на-крови». Присутствует и псевдоисторическая мистика – «Тени тевтонов». Обращался Иванов и к теме вампирских хорроров – «Пищеблок». В данном романе автор решил поразмышлять о природе оборотней, а насколько ему это удалось, давайте разбираться.

Трое московских парней, ранее не знакомых друг с другом, приезжают в глухую вымирающую деревню Калитино с целью изучения одного артефакта. Термин «дэнжерология» был ранее мне не знаком, а оказалось, что он означает изучение культурных объектов, влияющих на местное население. В данном случае такой объект – это древняя фреска Святого Христофора, человека с собачьей головой. Ранее он широко почитался в христианстве, но после XVIII века его образ был переработан и принял вид обычного человека. Юношам предстоит снять эту фреску и перевезти в музей, попутно собирая местный фольклор. За это время героям предстоит не раз взаимодействовать с местным населением, что добавляет дополнительные трудности.

Алексей Иванов «Псоглавцы» Рецензия, Обзор книг, Алексей Иванов, Мистика, Псоглавцы, Оборотни, Икона, Раскольники, Длиннопост

Очень хорошо Иванову удается передать атмосферу глухой деревни, своеобразного «медвежьего» угла. Всеобщее падение нравов, алкоголизм и полное отсутствие перспектив в жизни. Местное население предстает этаким сборищем апатичных маргиналов. Единственный положительный персонаж из местных – девушка с непростой судьбой Лиза. Рядом с деревней поселяется местный олигарх, который и даёт работу здешним людям. Получается образ помещика и крепостных. Вокруг деревни постоянно тлеют торфяники, из-за чего даже небо тут зачастую затянуто дымом. Немного возмутило меня высокомерное и презрительное отношение москвичей к деревенским. Строго говоря, сами горожане ничем не лучше. За их культурой и образованностью скрываются те же пороки. Например, двое из них возмущены тем, что главный герой, Кирилл, вступился за Лизу, помешав изнасилованию. Из-за этого разгорается конфликт с двумя местными маргиналами, что может осложнить выполнение их задачи. При малейшей опасности товарищи отказываются от Кирилла, боясь за собственные шкуры. А ведь, если разобраться, цели в жизни нет и у москвичей. Они точно также плывут по течению, покоряясь судьбе. Для местных же систематические изнасилования беззащитной девушки – норма, и рушить устоявшийся порядок вещей неправильно. Одним словом, бесконечный мрак и в окружающей обстановке и в душах людей. Мне такой посыл во многом напомнил романы Стивена Кинга, который тоже любит писать о мистике в небольших городках.

Главный герой, Кирилл, несколько отличается от своих товарищей. Он более остро чувствует происходящее, замечая чертовщину, творящуюся кругом. Изначально можно принять его за трусоватого параноика, особенно когда он начинает шарахаться от каждого шороха. Однако в трудные моменты он может проявить твердость характера. Кириллу очень важно разобраться в происходящем.

Мистическая часть строится вокруг легенды о псоглавцах. Многие местные ее прекрасно знают, но относятся к этому совершенно спокойно. Например, местный зек рассказывает, что раньше рядом с деревней была зона, которую и охраняли псоглавцы. Чтобы узнать больше, Кирилл обращается к интернету, где находит массу информации о псоглавцах, раскольниках и Святом Христофоре. Исторические справки занимают в романе немало места, и лично мне не было скучно об этом читать. Хотя признаю, что многих читателей такое количество энциклопедической информации может утомить.

Алексей Иванов «Псоглавцы» Рецензия, Обзор книг, Алексей Иванов, Мистика, Псоглавцы, Оборотни, Икона, Раскольники, Длиннопост

Большую часть романа автор старательно нагнетает саспенс. Постоянно ожидаешь, что вот-вот произойдет что-то пугающее. На фоне этого развязка кажется излишне стремительной, и после прочтения остаётся ощущение некоторой недосказанности.

Язык романа прост, но не банален. Динамика средняя, но заскучать не получится. Мне было интересно вместе с Кириллом разбираться с загадкой деревни Калитино. Персонажи получились достоверными, порой даже слишком реалистичными, а местами отталкивающими. Даже Кирилл иногда вызывал отторжение. Например, при его размышлениях о чувствах к Лизе. Якобы не место такой девушке в Москве рядом с ним. Высокомерие в чистом виде.

Итог: «Псоглавцы» – неплохой мистический детектив с интересными историческими вкраплениями. Не лучшая работа Иванова, но присущий ему психологизм на месте. Сказать откровенно, меня не совсем впечатлило его объяснение теории появления псоглавцев, но, признаю, автор имеет право на собственную точку зрения. А вот сама идея «дэнжерологов» мне понравилась – был бы не против почитать ещё что-нибудь подобное.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 3

Михаил Елизаров «Библиотекарь»

Михаил Елизаров «Библиотекарь» Обзор книг, Рецензия, Книги, Библиотекарь, Магия, Михаил Елизаров, Сражение, Длиннопост

Роман Михаила Елизарова «Библиотекарь» является довольно популярным в нашей стране. О нем говорят разные книжные блогеры, ему присуждена престижная литературная премия «Русский Букер», но меня, если честно, весь этот хайп обошел стороной. Заинтересовался же я ей лишь после новости о выходе сериала-экранизации и, как водится, перед просмотром решил ознакомиться с первоисточником. Что ж, роман оставил после прочтения неоднозначное впечатление, но обо всем по порядку.

В Советском Союзе был ничем не примечательный писатель Дмитрий Громов. Он написал семь книг: Книгу Терпения, Книгу Ярости, Книгу Памяти, Книгу Радости, Книгу Силы, Книгу Власти и Книгу Смысла. Громов – типичный рядовой писатель, не заслуживший ни славы, ни богатства. Писал он о советских ценностях, порядочных простых людях, но его книги так и остались пылиться на полках небольших библиотек. Так продолжалось до появления на горизонте бывшего журналиста Валериана Лагудова. Однажды прочитав книгу Громова, Лагудов понимает, что она обладает некими магическими свойствами. Параллельно с ним раскрывает свойства книг и Николай Шульга, попавший в тюрьму именно из-за Книги Ярости. Находясь в заключении, Шульга находит Книгу Власти и при помощи ее сколачивает банду из «обиженных» заключённых. Третьим, на кого снизошло озарение, является Елизавета Мохова. Она работала в доме престарелых и при помощи Книги Силы сколотила себе банду из старух, которых книга сделала настоящими машинами для убийства.

Михаил Елизаров «Библиотекарь» Обзор книг, Рецензия, Книги, Библиотекарь, Магия, Михаил Елизаров, Сражение, Длиннопост

Разные книги даровали разные способности. Для этого нужно было соблюсти два важных условия: читать нужно непрерывно (благо книги имели скромный объем) и не пропускать ни единого слова. Если книгу прочитать вслух, то все слушатели обретали эту сверхъестественную силу. Например, Книга Радости даровала чувство безудержной радости, Книга Памяти пробуждала самые теплые воспоминания и т.д. Шульга, Лагудов и Мохова делятся магическими книгами со своими последователями, сколачивая вокруг себя общества, так называемые библиотеки. Обычно библиотека может насчитывать около сотни читателей. Помимо этого, существуют читальни, чаще всего с 1-2 книгами и десятью-двадцатью читателями. Каждая библиотека хочет заполучить как можно больше книг, из-за чего нередки жестокие сражения и всевозможные интриги. Слишком агрессивная политика Моховой приводит к масштабной битве, в которой она терпит поражение и уходит в подполье. Шесть книг находились в собственности библиотек и читален, а вот седьмая, Книга Смысла, так и оставалась загадкой. Именно она должна раскрыть тайный смысл всего творчества Громова. Есть немаловажные особенности книг, которые вносят дополнительные сложности. Магическими силами обладают только оригинальные книги из первого тиража. Переписанные книги полностью бесполезны. Если утеряна хоть одна страница, книга также теряет свою суть. Книги вызывают привыкание у читателей, и после пары прочтений они уже готовы убивать и умирать, как самые настоящие наркоманы.

Михаил Елизаров «Библиотекарь» Обзор книг, Рецензия, Книги, Библиотекарь, Магия, Михаил Елизаров, Сражение, Длиннопост

Главный герой романа, Алексей Вязинцев, представляет собой типичного потерянного человека. Ему 27 лет, он окончил ВУЗ, но оказалось, что никому его профессия не нужна. Так и не найдя своего места в мире, Алексей узнает о смерти своего дяди – Максима Вязинцева. Главный герой отправляется в захолустный городок, чтобы продать квартиру, доставшуюся в наследство от дяди. Таким образом Алексей оказывается втянут в круговорот интриг библиотек. Почти сразу же он становится свидетелем кровавых сражений, и даже участвует в них. Поначалу Алексей всеми силами отказывается верить в происходящее, но постепенно осознает, что никуда ему от этого магического мира не деться. Сам Алексей, как главный герой, мне не понравился. Он слишком пассивен, большую часть работы за него делают окружающие. Он же просто плывет по течению, выигрывая чаще всего благодаря случайности. Так в самом первом сражении Алексей убивает опытного библиотекаря, за спиной у которого не один десяток сражений. Становится библиотекарем широнинской читальни он лишь благодаря родству со своим великим дядей. Алексей получает не совсем заслуженный почет и уважение, зиждущийся в основном на фамилии Вязинцев. Его «избранность» и постоянные рефлексии изрядно утомляют.

К минусам романа я также отнес бы и довольно пустой мир. Да, идея магических книг и читателей интересна, но вокруг них не происходит абсолютно ничего. Выглядит не особенно реалистично.

Михаил Елизаров «Библиотекарь» Обзор книг, Рецензия, Книги, Библиотекарь, Магия, Михаил Елизаров, Сражение, Длиннопост

Кадр из сериала

В романе довольно много кровавых сражений, описанных с изрядным мастерством. Однако и к ним у меня возникли вопросы. Сражения происходят только при помощи холодного оружия, чаще всего переделанного из хозбыт вещей: молоты, косы, вилы, ножи и т.д. Люди уничтожали друг друга при помощи холодного оружия тысячи лет, и придумать в этом что-то новое довольно сложно. Все самое лучшее было создано и опробовано ещё в Средневековье. Так почему бы читателям не ознакомиться с парой книг о ведении сражений и не взять на вооружение те самые методики? Битвы стенка на стенку без какого-либо построения и тактики устарели очень давно. Что мешает создать строй с пиками, как наиболее эффективный метод? Да, это сложнее, но, когда от этого зависит твоя жизнь, можно и постараться. На мой взгляд, автор пожертвовал тут реализмом в угоду большей кровавости.

Роман написан довольно простым языком и рассчитан на широкий круг читателей. Тем не менее местами читать было довольно сложно, и совсем не из-за кровавого реализма. Многостраничные рефлексии главного героя и некоторая «душность» временами утомляли.

Михаил Елизаров «Библиотекарь» Обзор книг, Рецензия, Книги, Библиотекарь, Магия, Михаил Елизаров, Сражение, Длиннопост

Кадр из сериала

Идея магических книг мне лично понравилась. Они не делают читателей излишне всесильными – как-никак нужно довольно долгое время для чтения книг. Однако и отказаться от такой заёмной силы люди не могут, поэтому есть смысл держать секрет книг в тайне и не посвящать в него посторонних. На мой взгляд, почти любая книга обладает влиянием на нас. При чтении мы радуемся, грустим, испытываем подъем сил и вдохновение. При этом разные читатели от одних и тех же книг получают совершенно разные эмоции. Плюсом к этому автор довольно бережно относится к советским ценностям, которые постепенно теряют актуальность в 90-е, когда и происходит действие романа. Члены широнинской читальни искренне ценят и уважают друг друга, тут нет места недоверию и предательству. Они напоминают большую и дружную семью, готовы отдать жизнь за ближнего.

Финал романа получился неоднозначным и при этом неожиданным. Именно благодаря ему я бы отнес роман к постмодернистской литературе. Стоит упомянуть и экранизацию, которую я уже посмотрел. С одной стороны, она получилась очень зрелищной. Но с другой, изменения в сценарии привели к тому, что изменился сам посыл автора. Интриги ради интриг тут процветают даже в широнинской читальне, поэтому теряется ощущение братства, которое зацепило меня в романе.

Итог: На первый взгляд «Библиотекарь» может показаться кровавым сюрреалистическим трешем, но при дальнейшем прочтении становится понятно, что это не так. К классике современной русской литературы я бы роман также отнести не смог, несмотря на множество восторженных отзывов. Книга неплоха, но имеет ряд заметных минусов. Своим описанием бытовых вещей и толикой фантастических допущений роман напомнил мне «Отдел» Алексея Сальникова. Опять же книга стоит потраченного на нее времени и неплохо подходит для знакомства с популярным российским автором.

Еще больше о книгах можно почитать тут.

Показать полностью 5

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи» Рецензия, Обзор книг, Виктор Пелевин, Буддизм, Постмодернизм, Феминизм, Олигархи, Сатира, Длиннопост

Первое моё знакомство с творчеством Виктора Пелевина через книгу «Омон Ра» прошло не особо удачно. Однако я решил дать еще один шанс автору, и в руки ко мне попал его более поздний роман «Тайные виды на гору Фудзи».

В романе поднимаются актуальные темы, как нельзя лучше отражающие наш непростой век. Аннотация к произведению перед прочтением совершенно непонятна, а её смысл раскрывается только в конце.

В книге две сюжетные линии и два главных героя, от лица которых и идёт повествование. Начинается всё с того, что к олигарху Феде на яхту приходит молодой человек Дамиан. Он стартапер и представляет собственную фирму из Сколково «Fuji Experiences», главная задача которой доставлять счастье. Само собой тем, кто может за это заплатить. К этому моменту Федя и правда успел устать от алкоголя, наркотиков, женщин и роскоши – хочется чего-то нового. Несмотря на громкие заявления Дамиан привлекает для анализа личности Феди обычного психолога-гештальтиста. Тот находит у олигарха нереализованное желание из детства, которое необходимо закрыть. Само это нереализованное желание неразрывно связано со второй сюжетной линией и второй главной героиней. Это Таня, одноклассница Феди, которая после школы пользовалась своей красотой, чтобы занять более высокое положение в жизни. Только путь она изначально выбрала неправильный, связываясь с разными мелкими бандитами. И вот после 30 она осознает, что её удивительная красота перестала таковой быть, и популярность у мужчин резко пошла на убыль. Таня решает заняться самообразованием. Только вот сводится оно к университету средней руки, чтению второсортной научно-популярной литературы и очкам без диоптрий, придающих более умное выражение лицу. Тогда же она задумывается, что неплохо было бы найти себе олигарха. Сразить обеспеченного мужчину красотой ей уже не под силу, но тут на помощь приходит психология. Одноклассник Федя, будучи в школе полным лузером, питал к прекрасной Тане нежные чувства. А вдруг они есть и до сих пор? В этот момент появляется Дамиан со своим предложением. Финал эксперимента просто шикарен.

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи» Рецензия, Обзор книг, Виктор Пелевин, Буддизм, Постмодернизм, Феминизм, Олигархи, Сатира, Длиннопост

Результат встречи разочаровал Таню, да и Феде особого счастья не принёс. Тогда Дамиан предлагает олигарху использовать более глубокие практики. Пути героев на этом расходятся: Федя – в буддизм, Таня в – феминизм. Дамиан выписывает к Феде личного буддистского монаха, и с помощью специального прибора передаёт мозговые волны монаха к Феде, чтобы тот достиг джанов – медитативных состояний просветления. Описание прохождения Фёдором и его друзьями-олигархами этих самых джан читать было несколько скучновато. В ходе практик один из олигархов нарушает некоторый запрет, и всё сообщество монахов отворачивается от Фёдора с товарищами. Печально конечно, но не это самое страшное. Встав на путь просветления, сойти с него не то чтобы очень просто, а для российского олигарха буддийское просветление страшнее болезни. Все радости жизни ушли безвозвратно, и мир становится пустым и безвкусным, только периодически накрывает вселенский ужас от полнейшей безысходности. Дальше следует описание того, как три олигарха будут избавляться от просветления и возвращаться к нормальной жизни.

Вторая линия романа заключается в том, что Таня знакомится с неким Жизелло который оказывается трансгендером Жизелью. Сначала с помощью Жизели, а затем с помощью активистки Клариссы Татьяна постигает все тайны феминизма. Вот на этих-то идеях феминизма Пелевин отрывался по полной, показывая всю их абсурдность. Чего только стоит «Pussyhook», при помощи которого женщины могут управлять реальностью. В финале две сюжетные линии сойдутся самым необычным способом.

Книга получилась довольно смешной, и большая часть стёба досталась феминизму в том виде, в каком он процветает сейчас. Не обошли стороной и российских олигархов, образ мысли которых с 90-х почти не поменялся. Помимо типичной пелевинской иронии роман переполнен ситуационными анекдотами.

Итог: В первую очередь Роман мне понравился юмором. Он тонок и актуален. Пелевин всегда пишет о проблемах, которые активно обсуждает, и представляет их в комичном свете. Что же мне не понравилось? Слишком много буддистской эзотерики. Временами было скучновато. Однако ознакомиться с романом стоит.

Показать полностью 2

Виктор Пелевин «Empire V»

Виктор Пелевин «Empire V» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Городское фэнтези, Виктор Пелевин, Постмодернизм, Вампиры, Власть, Гламур, Дискурс, Ампир V, Длиннопост

«Empire V» – третий прочитанный мной роман Виктора Пелевина. Моё знакомство с автором удачным назвать сложно. Мне совершенно не понравился его роман «Омон Ра», но я дал автору второй шанс и ознакомился с «Тайными видами на гору Фудзи». Книга о борьбе феминизма с буддизмом мне понравилась гораздо больше, но все же оставила после прочтения довольно неоднозначное впечатление. Видимо, стиль автора не совсем мне подходит. Виктор Олегович – модный российский писатель, чтения книг которого, по мнению некоторых людей, помогает приобщиться к интеллектуальной элите. Подобное утверждение считаю неверным. Тут хочется провести аналогию с французским писателем Бернаром Вербером, который заслужил примерно подобную славу, причем как в нашей стране, так и у себя на родине. Роман «Empire V» привлек меня двумя основными моментами. Во-первых, я узнал о вышедшей экранизации и перед просмотром решил ознакомиться с первоисточником. Во-вторых, вампирская тематика мне интересна. Образ аристократа-кровососа очень сильно менялся со временем, от ужасных монстров в романах «Дракула» Брэма Стокера, «Жребий Салема» Стивена Кинга, «Руководства по истреблению вампиров…» Грейди Хендрикса и «Вампиров» Джона Стикли до гламурных подростков с томным взглядом в «Сумерках». Было интересно узнать, что же на эту тему придумает скандально известный Пелевин.

Главный герой, Рома, случайно и неожиданно для себя становится вампиром Рамой II. Да-да, в романе все вампиры носят имена богов. Вместе с читателями новоиспеченный Рама вступает в мировую элиту кровососов, познает загадочный и суровый мир. Волей судьбы вчерашний грузчик приобщается к культуре тех, кто реально управляет миром людей. Через длинные философские диалоги Рама постигает две главные вампирские науки – Гламур и Дискурс. Поначалу герой мало что понимает, впрочем как и читатели, но причины столь поверхностного образования юноши раскрываются в финале романа.

Виктор Пелевин «Empire V» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Городское фэнтези, Виктор Пелевин, Постмодернизм, Вампиры, Власть, Гламур, Дискурс, Ампир V, Длиннопост

Рама II

Вампиры у Пелевина получились и правда необычными. Никаких растерзанных и обескровленных тел вы здесь не найдете, поэтому любители хоррора могут сразу проходить мимо. Автор рисует вполне логичную картину, в которой нашим миром управляет тайное общество вампиров. Питаются они не просто кровью, а концентратом эмоций и мыслей, который в ней содержится. Попробовав раствор «красной жидкости» (так политкорректно тут называют кровь), вампиры могут узнать самые сокровенные тайны человека, вследствие чего могут легко в дальнейшем манипулировать человеком. Истинную ценность для них имеют мысли, связанные с деньгами, славой и властью – так называемый «баблос». Именно так вампиры сосут из человечества баблос. Для этого всё развитие человеческой культуры направляется таким образом, чтобы получить как можно больше этой загадочной субстанции. Для того чтобы мысли людей текли в «правильном» направлении и была создана теория гламура. При инициации вампиры вступают в симбиоз с особым существом, языком, который и наделяет их сверхъестественными способностями. Язык – существо очень древнее, паразитировавшее ещё на динозаврах. Сами вампиры утверждают, что человечество изначально было выведено на откорм доисторическим монстрам.

Виктор Пелевин «Empire V» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Городское фэнтези, Виктор Пелевин, Постмодернизм, Вампиры, Власть, Гламур, Дискурс, Ампир V, Длиннопост

Великая Мышь

С этими тайнами мироустройства читатель знакомится вместе с Рамой, чему и посвящена большая часть книги. Молодой вампир учится особому образу мышления и постигает навыки, необходимые для выживания. Однако ему никак не удается отринуть чисто человеческие чувства и слабости, такие как любовь, ревность и зависть. Рама ищет новый стиль одежды, искренне радуется новому автомобилю с водителем и посещает модные рестораны.

Как часто бывает в работах Пелевина, и без того фантастическая книга постепенно скатывается в полнейший сюрреализм, в котором уже с трудом угадывается наш мир. Автор заставляет нас задуматься о реальности окружающей нас действительности. Подобный прием использовал Филип К. Дик в «Человеке в Высоком замке».

Отличительной чертой произведений Пелевина является гротеск, возведенный в абсолют. Он часто высмеивает современные проблемы, порой доводя их до абсурда. В этот раз досталось природе власти, деньгам, моде и неистребимой человеческой глупости. В его карикатурном мире без труда угадывается наша российская действительность. О юморе Пелевина часто говорят, что он – вещь скоропортящаяся. Не избежал этой проблемы и «Empire V». Он несомненно был актуален для середины нулевых, но сейчас смотрится уже не так свежо и актуально.

Виктор Пелевин «Empire V» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Городское фэнтези, Виктор Пелевин, Постмодернизм, Вампиры, Власть, Гламур, Дискурс, Ампир V, Длиннопост

Рама II и халдеи

Стоит отметить, что в романе довольно много нецензурной брани. Некоторые тексты благодаря ей раскрываются более ярко, но в «Empire V» она порой смотрится натужно и неуместно.

Главным минусом для меня стало провисание сюжета. Я понимаю, что книга больше про философию, а не про экшен, но тем не менее огромное количество диалогов и размышлений героя убивают динамику напрочь. Хоть какое-то движение сюжета присутствует разве что в начале и конце романа, а неожиданный поворот всего один. На мой взгляд, нужно совмещать философию и грамотно построенный сюжет, чтобы заинтересовать и увлечь читателя.

Довольно интересно выглядит игра слов, использованная автором в названии. «Empire V» – это и завуалированное слова «вампир», и «Пятая Империя», о которой также говорится в романе.

Итог: «Empire V» – книга необычная и по-своему интересная. О прочтении я нисколько не жалею. Для своего времени она была актуальна, но сейчас во многом устарела. Такое понятие как гламур ныне практически ушло из нашего обихода. Мне понравился тайным мир вампиров: отталкивающий и в то же время притягательный. Новое прочтение вампиров противоречиво, но занимательно. Роман понравится поклонникам творчества писателя, а вот для первого знакомства с автором лучше подойдут более новые, а, следовательно, и более актуальные романы.

Показать полностью 4

Алексей Иванов «Тени тевтонов»

Алексей Иванов «Тени тевтонов» Рецензия, Обзор книг, Алексей Иванов, Мистика, Историческая мистика, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Фашизм, Артефакт, Сатана, Рыцари, Длиннопост

Алексей Иванов – крайне разносторонний писатель, и все его книги не похожи друг на друга. Из прочитанного мной можно упомянуть драматические «Географ глобус пропил» и «Общага-на-крови», а также вампирский ужастик в пионерском сеттинге «Пищеблок». Что-то понравилось больше, что-то меньше, но ни один роман не оставил равнодушным.

«Тени тевтонов» – мистическая историческая проза, действие которой происходит сразу в двух исторических эпохах. Первая сюжетная линия посвящена падению Тевтонского ордена в XV веке, вторая – событиям в польском городе Пиллау после падения Третьего рейха. В далёком 1457 году бедный польский рыцарь Каэтан Клиховский заключает сделку с дьяволом Бафометом и обязуется добыть для того древний артефакт – меч Сатаны Лигуэт, обладающий магической силой. Если же ему это не удастся, то все его потомки по мужской линии будут прокляты до тех пор, пока Лигуэт не будет возвращен владельцу. В чем же заключается проклятие? Из всех потомков Клиховского всегда будет выживать только один из поколения. В 1945 году Винцент Клиховский, историк и дальний потомок проклятого рыцаря, пытается снять проклятие со своего рода и найти магический меч. Однако сделать это в городе, захваченном советскими солдатами, совсем непросто. Долгое время Лигуэт считался святыней Тевтонского ордена, затем хранился в личной сокровищнице одного из вождей Третьего рейха. Из-за краха фашистской Германии меч оказался утерян. Задача сложна, но на кону судьба сыновей Винцента.

Роман привлек меня в первую очередь историей Тевтонского ордена. О нем я знаю довольно мало. В основном историю его поражения в Ледовом побоище. Для меня рыцарь-тевтон – это воин в белой накидке с черным крестом и ведрообразном шлеме топхельме. Хотелось узнать об ордене изнутри, и с этой задачей Иванов вполне справился. Средневековая часть романа насыщена историческими отсылками и названиями, характерными для той эпохи.

Алексей Иванов «Тени тевтонов» Рецензия, Обзор книг, Алексей Иванов, Мистика, Историческая мистика, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Фашизм, Артефакт, Сатана, Рыцари, Длиннопост

Заметно, что роман писался с прицелом на экранизацию. В героях нет глубины, а вот сюжет очень динамичный и захватывает буквально с первых страниц. В этом есть свои плюсы – читается роман легко и увлекательно. Однако из-за большого количества поверхностно прописанных героев им крайне сложно сопереживать. Лично у меня симпатии не вызвал ни один.

Две сюжетные линии получилась не одинаково интересными. Средневековые главы интересны своим историзмом, но кажутся несколько вторичными. Именно в этой сюжетной линии в основном и представлена мистическая составляющая романа. Тут и коварный Бафомет, соблазняющий жаждущего отмщения рыцаря, и суккуб, помогающая Каэтану в поисках меча. Драма, разыгравшаяся в цитадели ордена, прописана очень интересно.

Линия XX века получилась несколько иной. Персонажи здесь чуть интереснее, а вот посыл, связанный с советскими солдатами, довольно спорный. Они показаны в романе не как освободители, а скорее, как захватчики. Смелые немецкие горожане ведут партизанскую войну, а русские будто бы насаждают им свою волю. Через весь роман «красной нитью» проходит мысль, что русским в Пиллау не рады. Причем именно коренные нацисты показаны отрицательными персонажами, и многократно обличаются. Откровенного преклонения перед фашистской Германией, в чем нередко обвиняют Иванова, я в романе не заметил. Просто точка зрения на события того времени отличная от моей собственной.

Итог: Роман «Тени тевтонов» оставил после себя противоречивое впечатление. Повествование бодрое и динамичное, читать легко. Имеются интересные исторические вставки. Но вот отсутствие глубины и противоречивый идеологический посыл заметно портят впечатление. Заметно, что автор хотел написать блокбастер, нацеленный на экранизацию. Это подход скорее ремесленника, чем творца.

Показать полностью 2

Алексей Сальников «Отдел»

Алексей Сальников «Отдел» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Реализм, Россия, Спецслужбы, Убийство, Длиннопост

«Отдел» – первый написанный, но второй опубликованный роман Алексея Сальникова. Как и любой начинающий писатель он не смог избежать некоторых типичных ошибок, что в общем не является такой уж большой проблемой.

Главный герой, Игорь, был уволен из органов с «волчьим билетом». Дело в том, что он раскрыл преступную махинацию своих коллег, чем навредил многим людям. Не любят в органах, когда копают под «своих». Год прошел в бесплодных поисках работы, и вот теперь Игорь идёт устраиваться в загадочный Отдел. Что предстоит ему делать, главный герой пока не знает. В глухой промзоне в полузаброшенной котельной ему предстоит выполнять некую работу.

Постепенно Игорь знакомится со своими новыми коллегами. Начальник, Сергей Сергеевич, по прозвищу СС, типичный руководитель родом из СССР. Кажется, что он будто врос в свой кабинет. СС суров и требователен, с подчинёнными шуток не любит. Ринат, местный завхоз, несколько отстранён от остального коллектива. Он сдержан, педантичен и аккуратен, возводит свою работу в абсолют. Подобные качества делают его превосходным управленцем, но довольно спорным человеком. Конечно же, у него есть некая семейная драма, о которой мы узнаем ближе к концу. Игорь Васильевич – добродушный здоровяк с таинственным прошлым, из-за которого у него сохранились навыки превосходного убийцы. Фил – бывший боец спецназа и по совместительству неудавшийся педофил. После того как его тяга к маленьким мальчикам стала общеизвестной, от него ушла жена. Теперь он живёт прямо на работе в котельной. Молодой – проштрафившийся сынок генерала, привлеченный за киберпреступление и в качестве наказания отбывающий ссылку сисадмином в Отделе. Стоит отметить, что характеры данных персонажей прописаны очень хорошо.

Возникает вопрос, чем же занимается Отдел. А вот тут все очень непросто. Игорю с коллегами приходится убивать людей, причем из совершенно разных слоев общества. В чем они повинны, герои не знают. Цель деятельности большинству не ясна. У них есть приказ и этим все сказано. В этом раскрывается одна из важных тем романа – безликость приказа и важность долга при его выполнении. Отдел служит государству, но формально нигде не значится. Приказы поступают откуда–то «сверху», а контролируются безликим Олегом, которого никто никогда не видел. Жертв не просто убивают, а подвергают предварительному допросу, вызывающему поначалу некоторое недоумение. Все это настолько абсурдно, что даже хорошо. Однако убийства занимают лишь малую часть времени – в основном сотрудники Отдела строчат целую гору отчётов, в деталях описывая все свои действия. Поражает, насколько точно автор сумел передать всю абсурдность современной бюрократической машины. В общем и целом, этот таинственный Отдел передает обычную российскую действительность без налета таинственной брутальности «Бондианы». Сотрудники – самые обычные люди, а не супергерои.

Алексей Сальников «Отдел» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Реализм, Россия, Спецслужбы, Убийство, Длиннопост

Неплохо Сальникову удалось описать рефлексии главного героя. Ему сложно смириться с теми смертями, которые преследуют его на службе. Остальные коллеги относятся к этому более спокойно. Судя по большой текучке кадров проблема психологического здоровья сотрудников стоит не на последнем месте. Кто-то из бывших убийц сходит с ума, кто-то заканчивает жизнь самоубийством, а некоторые просто сбегают.

Параллельно с этим нам показывают рутинную бытовуху. Герой приходит домой, общается с женой и сыном, и в общем живёт самой обычной жизнью. Родные Игоря показаны очень схематично, что, по моему мнению, сделано умышленно. Практически каждый в этих людях может увидеть в них своих родственников. В этой отдельно взятой семье показана бытовая драма – жена сначала изменяет, а потом уходит от Игоря к более молодому любовнику. Этим скрупулезным описанием российской жизни «Отдел» мне напоминает роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» – та же серая беспросветная рутина без надежды на лучшее. На фоне семейной жизни раскрывается тема бытового зла. Главный герой прощается с женой, ест завтрак, и идёт убивать. На мой взгляд, довольно угнетающе.

Пишет Алексей Сальников очень подробно и даже нудновато. В романе присутствует своеобразный черный юмор, несколько разбавляющий повествование. На мой взгляд, «Отдел» можно было бы сократить без особого ущерба для сюжета. Главным минусом для меня стала концовка и главная тайна деятельности Отдела – слишком уж она абсурдна и невнятна. Хотя, возможно, автор этого эффекта и добивался?

Итог: «Отдел» – необычный и интересный роман. Он совершенно не подходит на роль лёгкого чтива на вечер. Читать его тяжело, он заставляет о многом задуматься. Не могу его рекомендовать людям слабонервным и излишне впечатлительным. При всём при этом, по стилистике он напоминает собой некоторые известные произведения классической русской литературы.

Показать полностью 2

Алексей Иванов «Общага-на-крови»

Алексей Иванов «Общага-на-крови» Обзор книг, Рецензия, Алексей Иванов, Реализм, Драма, Студенты, Общежитие, Суицид, Длиннопост

Алексей Иванов – очень разноплановый писатель. На данный момент у него я читал «Пищеблок» (Алексей Иванов «Пищеблок») – вампирский хоррор в антураже пионерского лагеря, и «Географ глобус пропил» – грустную историю простого русского учителя. Оба романа мне, к слову сказать, понравились. «Общага-на-крови» не похожа на вышеупомянутые произведения, и объединяют их лишь философские размышления о нашем обществе. Интерес именно к этому роману у меня появился после того, как я наткнулся на упоминание об экранизации. Сама идея мне понравилась, и перед просмотром я приступил к чтению.

«Общага-на-крови» – дебютный роман Алексея Иванова. По словам писателя, он был написан ещё в студенческие годы, и является отчасти автобиографическим. Только не стоит искать образ Иванова в одном из героев, они тут скорее собирательные. Алексей Иванов, как и все начинающие писатели, рассказывает в первую очередь о том, что его окружает. Безусловно, он утрировал многие события, возводя их в абсолют, для лучшего эффекта и наглядности. Самое главное, что атмосфера студенческой общаги передана вполне достоверно.

Сюжет романа довольно нетороплив, что в принципе не удивительно. «Общага-на-крови» не про неуёмный экшен, а про людей, про их чувства и эмоции. Главный герой здесь не имеет даже имени – для окружающих он просто Отличник. Это светлый и неиспорченный юноша, который ярко выделяется на фоне глубоко порочного окружения. У него есть друзья, совсем непохожие на него – две девушки и два парня. Ваня Симаков – непризнанный поэт, заливающий свою вселенскую тоску алкоголем. Этот персонаж очень харизматичный и глубокий, но вот мне было очень трудно понять его философию и образ жизни. В его судьбе произошло некое трагическое событие, мешающее ему жить дальше. Да вот только он и не пытается найти выход из своей затянувшейся депрессии, Ване легче притупить восприятие реальности алкоголем. Игорь – красавчик-ловелас, считающий свои выдающиеся сексуальные способности настоящим талантом. Именно в интиме со многими девушками он видит смысл своей жизни, своё предназначение. При этом он по-настоящему любит свою девушку Нелли, а свои похождения не считает изменами. Она, по мнению Игоря, делает его чище, служит своеобразным якорем в столь непростом мире. Лёля и Нелли мне показались менее интересными персонажами. Для них общага – это своеобразная святыня, и они не представляют своей жизни без нее. Девушки на многое готовы ради того, чтобы остаться в ней. Даже пожертвовать своими принципами. Антагонистами в романе выступают коменданша Ботова, ее муж Ринат и староста Гапонов. И если двое последних – порочные по своей сути люди, то Ботова – просто несчастная женщина, пытающаяся обрести своё женское счастье.

Мы видим студенческую жизнь с вечеринками, пьянками, беспорядочными половыми связями, драками и философскими беседами о вечном. Завязкой служит самоубийство одной студентки, которая сбрасывается с крыши. Выясняется, что на крышу до этого ходил Отличник и забыл запереть дверь. Коменданша, узнав об этом, выселяет из общаги всю компанию, и с этого начинается нелегальная жизнь героев. Настоящим же виновником трагедии является муж Ботовой – Ринат, который под прикрытием жены нелегально заселяет погибшую студентку в общагу. При этом заселяет он ее не просто по доброте душевной, а за оказание сексуальных услуг. Когда же девушке это надоедает, Ринат просто насилует ее, что и послужило причиной самоубийства.

Алексей Иванов «Общага-на-крови» Обзор книг, Рецензия, Алексей Иванов, Реализм, Драма, Студенты, Общежитие, Суицид, Длиннопост

Роман под завязку напичкан всевозможными религиозными и культурными отсылками. Чтобы распознать их все, нужно быть довольно искушённым читателем с неплохим классическим образованием. Читать роман нужно вдумчиво, небольшими порциями. Лично мне в нем видится аллюзия на ад Данте, где все самое гадкое происходит внизу, но есть выход на крышу к чему-то светлому. Правда выход этот может стать трагическим. Самое грустное, что герои не могут покинуть общагу – для них это равносильно смерти. Общага неминуемо меняет героев и в отнюдь не лучшую сторону. Лишь Отличнику удается надолго сохранить свою чистоту, и поэтому даже для своих друзей он остаётся «белой вороной». Сам Иванов в интервью говорил, что писал не просто об общаге, а о всем мире в целом. Стоит отметить, что даже если вы не распознали всех отсылок, общая идея романа остаётся понятной.

Что же мне не понравилось в романе? На мой взгляд, автор слишком уж утрирует. Мир у него – слишком мрачное и порочное место, в котором простому человеку не выжить. Персонажи, кроме Отличника, получились мерзкими и отталкивающими. Общажная жизнь представлена лишь непробудным пьянством и потаканием собственной похоти. Герои – студенты, но они совсем не учатся, из-за чего теряется достоверность.

Итог: Роман оставил после себя противоречивое впечатление. Очень он тягучий и тяжёлый, в лучших традициях классической русской литературы. Однако он однозначно стоит того, чтобы с ним ознакомиться.

Показать полностью 2

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Алексей Поляринов «Центр тяжести»

Алексей Поляринов «Центр тяжести» Обзор книг, Рецензия, Постмодернизм, Психология, Киберпанк, Фантастика, Социальные проблемы, Взросление, Политическая сатира, Длиннопост

«Центр тяжести» – своеобразный роман в романе, многослойное произведение, метапроза. Алексей Поляринов общается с читателями и своими героями в сносках и комментариях. Таким образом два брата, Петро и Егор, переписываются в сносках к рукописи, которой и является роман, читаемый нами. По словам самого автора, книга во многом автобиографичная, отражает его страхи и переживания. В одном из главных героев Поляринов видит себя. На работу над романом у него ушло 7 лет, настолько сложно было собрать этот пазл воедино. Думаю, завершению романа поспособствовала «Бесконечная шутка», переводом которой и занимался Поляринов. В романе жанры последовательно сменяют друг друга, образуя довольно сложную структуру. Градус накала в процессе чтения постепенно возрастает, достигая своей критической точки к финалу.


В первой части романа нас знакомят с семьей Портных. Мать Нина работает журналисткой и мечтает, чтобы её муж был признанным гением. Однако выдающийся математик не дотянул до гениального, тем самым расстроив все планы. Нина – женщина волевая и сдаваться не привыкла. Если не удалось стать женой гения, нужно стать матерью гения! Из своего первенца, сына Петро, она всеми силами пытается вытянуть хоть какой-нибудь талант. Мальчик записан на всевозможные кружки, но так и не может найти в себе особые способности. Приходится сделать вывод, что и Петро не подходит на роль гения. Нина и тут не сдается, ведь у неё есть ещё один ребёнок – Егор. Всё идёт по уже отработанной схеме, но, в отличие от Петро, у Егора обнаруживается талант к музыке. Однако у судьбы есть собственные планы на семью Портных, и мечтам матери не суждено сбыться. На примере Нины мы видим, как мать пытается реализовать себя за счёт мужа и детей, боясь совершенствоваться самой. В её жизни было немало успехов и достижений, но страх или неуверенность мешали ей достичь большего. К сожалению, подобную проблему мы встречаем повсеместно.


По своей атмосфере первая часть напомнила мне «Жизнь мальчишки» Роберта Маккаммона (Роберт Маккамон «Жизнь мальчишки») – та же энергия беззаботного детства. Петро вместе со своим другом Греком ведут расследование пропажи озера, видя в окружающем мире массу всего загадочного и таинственного. Классической мистики мы тут не найдём – это именно реализм, а все загадки существуют лишь в воображении подростков. Читать эту историю необычайно увлекательно. Ты будто бы возвращаешься в детство, без взрослых проблем и трудностей. Тут много хорошего чистого юмора, откровений. Одинаково хорошо прописаны и герои, и окружение.


Затем история делает резкий поворот, и детско-юношеские приключения превращаются в мрачную действительность. Здесь мы видим своеобразную антиутопию в российском антураже, приправленную киберпанком. Всю эту гремучую смесь сшивают воедино истории и сказки, ещё больше усиливая контраст происходящего. В этой части будет задано много важных и сложных вопросов, большинство из которых останутся без ответа. Внимание читателей смещается с уже полюбившихся героев на окружающий мир, в котором этим героям приходится жить. Трое героев, Петро, Егор и их сестра Марина, оказываются втянуты в бурный водоворот событий, где смешались политика, искусство и новые технологии. В этой части Алексей Поляринов гиперболизирует некоторые аспекты нашей реальности, доводя их до абсурда. Тотальный контроль со стороны государства, постройка Великой Русской стены, запреты на всё подряд, гонения деятелей культуры – всё это есть на страницах «Центра тяжести». Есть ли это в нашем мире? Пусть каждый ответит для себя сам.


Роман написан красивым русским языком. В нём масса отсылок к различным литературным произведениям. Думаю, что я заметил далеко не все. Удачным решением было сделать вставки с различными историями, разбавляющими сюжет и акцентирующими внимание на важных вопросах. Особенно меня впечатлила история немца Бертольда Брехта, которая удачно закрывает сюжетную арку одинокого старика по прозвищу Косарь.


Итог: «Центр тяжести» – яркий и необычный представитель современной российской прозы. Он неплохо выделяется на фоне развлекательной литературы про попаданцев и суперменов-выживальщиков. На вопросы, заданные в романе, автор нам не отвечает, что в общем-то и не плохо, т.к. ответить однозначно на них крайне проблематично. Да и стоит ли? А вот роман Алексея Поляринова однозначно стоит вашего внимания.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!