SeverianX

SeverianX

Пикабушник
поставил 1093 плюса и 20 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
24К рейтинг 148 подписчиков 50 подписок 221 пост 192 в горячем
21

Владимир Набоков «Лолита»

Владимир Набоков «Лолита» Обзор книг, Рецензия, Владимир Набоков, Лолита, Реализм, Литература, Любовь, Педофилия, Длиннопост

«Лолита» – одна из самых скандальных книг XX века. Владимир Набоков был одновременно и российским и американским писателем, творил на двух языках. В его произведениях сочетаются сложная техника написания, глубокий эмоциональный анализ персонажей и непредсказуемый сюжет. В «Лолите», принёсшей мировую известность, Набоков попытался сочетать эротику, любовную линию и социально-критическое нравоописание.

Одной из центральных проблем романа становится проблема эгоизма, разрушающего силу любви. Повествование ведётся от лица писателя из Европы Гумберта Гумберта, страдающего патологической тягой к нимфеткам. Так главный герой называет девочек 8-12 лет. Зародилась эта порочная любовь ещё в далёком детстве, после интимной связи со знакомой девочкой-ровесницей.

Изначально книга была написана на английском языке и впервые вышла в свет в 1955 году в парижском издательстве «Олимпия-пресс». В 60-е годы Набоков перевел книгу на русский. По понятным причинам роман был запрещён в ряде стран, т.к. многие считали её порнографической и пропагандирующей педофилию. Тема взрослого человека, учёного Гумберта Гумберта, увлёкшегося двенадцатилетней девочкой, была просто немыслимой для того времени. По словам Набокова, он сам боялся темы собственного произведения и даже намеревался сжечь рукопись, но в последствие решил опубликовать его анонимно. Однако в итоге книга вышла под настоящим именем автора, и на карьере писателя это никак не сказалось.

Владимир Набоков «Лолита» Обзор книг, Рецензия, Владимир Набоков, Лолита, Реализм, Литература, Любовь, Педофилия, Длиннопост

На меня книга произвела неоднозначное впечатление. С одной стороны, язык написания романа очень красив и изыскан. В то же время благодаря ему через слог автора приходится буквально продираться. Витиеватость и метафоричность порой превосходили разумные пределы. Вначале, тем не менее, читалось относительно быстро, но вот описываемые события вызывали недоумение и отторжение. Затем подобных действий стало чуть меньше, но темп чтения снизился ещё больше, т.к. динамика практически исчезла, события топчутся на месте, и лишь самый финал вносит хоть какое-то разнообразие.

Сюжет заключается в том, что Гумберт Гумберт поначалу рассуждает о своей жизни, о собственных отношениях с женщинами и объясняет свою болезненную любовь к меленьким девочкам. На мой взгляд, перед нами человек с явными психическими отклонениями, которого нужно лечить. Он не был опасен для окружающих: его страсть никогда не выходила за пределы мечтаний до тех пор, пока Лолита сама не проявила активное участие в их физической близости. Свою юную спутницу Гумберт встречает в доме, который решает снять на некоторое время для работы. После же встречи он напрочь теряет голову от переполнявших его любви, страсти и желания. Цепь событий приводит к тому, что Лолита с Гумбертом, в роли её опекуна, отправляются в путешествие по Америке, в ходе которого становятся любовниками. Если поведение Гумберта ещё как-то можно списать на психическое заболевание, то для Лолиты подобного оправдания нет. Она сама раз за разом провоцировала взрослого мужчину и манипулировала его манией, используя в своих целях. По правде говоря, меня она раздражала не меньше, чем сам её взрослый любовник. Гумберт на публике играет роль заботливого отца, который пытается хорошо воспитать довольно проблемную приёмную дочь. Постепенно он замечает странное поведение Лолиты и ожидает её побега, который в конце концов и происходит.

На мой взгляд, финал вышел максимально удачным для подобной истории. Любовная линия Гумберта была заранее обречена на провал, хороший исход был просто невозможен. У Лолиты после всего пережитого шансов начать нормальную счастливую жизнь также практически не было.

Итог: Я не жалею о прочтении данного романа. Подобные скандальные книги нужно читать хотя бы для того, чтобы составить о них собственное мнение, а не уподобляться «серой массе», которая «не читала, но осуждает». Порадовали витиеватый слог автора и яркая речь, оттолкнули главные герои. Набоков поступил смело, взявшись за такую сложную и неоднозначную тему. Ближе к концу нам показан эгоизм Гумберта, который в угоду своей больной страсти безвозвратно поломал жизнь девочки. Однако и сама эта девочка являет собой вместилище множества пороков. Кто же из них в итоге жертва? Ответ каждый найдёт для себя сам.

Показать полностью 2
45

Джек Лондон «Алая чума»

Джек Лондон «Алая чума» Обзор книг, Рецензия, Джек Лондон, Постапокалипсис, Гибель цивилизации, Фантастика

«Алая чума» – рассказ в жанре постапокалипсис. Сейчас подобным никого не удивишь, но для 1912 года это был совершенно новый жанр. Возможно, Джека Лондона можно даже назвать одним из основателей данного литературного направления.

В центре сюжета старик, который на руинах мира рассказывает своим внукам историю падения человеческой цивилизации. В 2013 человечество достигло небывалого могущества, и воцарился практически рай на Земле. Однако счастье длилось недолго, т.к. в мир пришла смертельная болезнь – алая чума. Через воспоминания главного героя мы видим, как люди стремительно теряли свою человечность, озлоблялись ради выживания. Выжить удалось лишь очень немногим. Особенно страшными здесь выглядят не смерти миллионов, а метаморфозы, происходящие с разумом цивилизованных, казалось бы, людей.

Однако это было в прошлом. А что же в настоящем? Рядом с главным героем мы видим его внуков. Это оборванные дикари, в которых нет ни грамма уважения в старшим. Они издеваются над собственным дедом, насмехаются и совершенно не воспринимают всерьез. Все его истории для ребят не важны, а важно, кто из них более меткий, сильный и быстрый. Получается, что всего лишь за одно поколение человечество полностью утратило всякое подобие культуры. Здесь я вижу ту картину, которой так боялся Старый из романа Кира Булычева «Посёлок».

Итог: Возможно, современному читателя, подуставшему от массовых вымираний из-за смертельных вирусов, зомби-апокалипсиса и прочего, этот рассказ и не покажется удивительным, но читателей начала XX «Алая чума» точно повергла в шок. Рассказ с обескураживающей прямотой обличает слабости человека и предостерегает от возможных ошибок. Однозначно, сильное произведение!

Показать полностью 1
37

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Лю Цысинь «Задача трёх тел» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Первый контакт, Вторжение, Спасение мира, Длиннопост

«Задача трёх тел» – первый роман трилогии китайского писателя Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». До недавнего времени словосочетание «китайская научная фантастика» казалось несбыточным, но Лю Цысинь смог опровергнуть это заявление. Не зря его книга в 2015 году была удостоена престижной премии Хьюго. Роман был написан в 2006 году, но на Западе стал известен лишь после перевода Кена Лю. До России книга дошла лишь в 2017 году и получила одобрение критиков. Однако все не так однозначно, т.к. были у романа и ярые противники, считающие «Задачу трёх тел» весьма переоцененной и слабой в художественном смысле. Неоднозначная реакция книжного сообщества – это зачастую неплохо, и мне было весьма интересно ознакомиться со столь нашумевшим произведением.

Столь слабое развитие фантастики в Китае объяснялось тем, что до недавнего времени этот жанр считался детским и к тому же жёстко цензурировался партией. Однако правительство пришло к выводу, что для дальнейшего технологического развития учёным и инженерам нужен яркий вдохновляющий пример. Таким образом научная фантастика получила сильный толчок и поддержку со стороны государства, быстро выйдя на мировой рынок. Стоит упомянуть, что китайская литература может отпугнуть западного читателя своей необычностью. Часто авторы очень подробно и даже витиевато описывают одни аспекты, пренебрегая подробностями в других. Также Лю Цысинь грешит некоторым китаецентризмом: большинство мировых открытий тут совершают китайские учёные, а судьбоносные решения принимаются китайским руководством. Однако не стоит забывать, что литература все ещё находится под тотальным контролем партии, и жесткая цензура оставляет здесь свой отпечаток.

Лю Цысинь «Задача трёх тел» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Первый контакт, Вторжение, Спасение мира, Длиннопост

Описать сюжет без некоторых спойлеров довольно сложно, да и к тому же основная интрига книги раскрывается буквально в аннотации. Помимо научно-фантастической составляющей в романе огромное количество культурных и исторических отсылок. Начинается роман с Культурной революции в Китае. На фоне зверств и междоусобиц хунвейбинов мы видим историю девушки Е Вэньцзе. Ее отца, профессора университета, убивают на ее глазах за неправильные идеологические взгляды. На саму Е вешают ярлык «неблагонадежной» и отправляют в трудовые лагеря.  Волей судьбы Е Вэньцзе попадает на секретный проект «Красный берег», занимающийся поиском внеземных цивилизаций. В ходе сюжета ей удается отправить в космос зашифрованное послание. Она получает ответ-предупреждение, с просьбой больше никогда не выходить на связь ради благополучия Земли. Однако разочарованная в человечестве девушка игнорирует предупреждение и буквально приглашает инопланетян на Землю.

Вторая сюжетная линия протекает в наши дни. Одаренный физик Ван Мяо становится свидетелем странных явлений. Научные эксперименты дают противоречивые сведения, а несколько ведущих физиков совершают самоубийство. Лишь один из них оставляет послание, в котором утверждает, что физики не существует. Довольно странное утверждение, не находите? Ван Мяо соглашается принять участие в расследовании данного феномена. Практически сразу на него начинают оказывать давление извне необъяснимые силы. Перед его глазами постоянно проецируются цифры обратного отсчёта, и он получает требования прекратить свои исследования в области наночастиц. Ключом к разгадке происходящих событий оказывается компьютерная игра «Загадка трёх тел». В ней герой попадает в странный мир, живущий по своим пугающим законам. Здесь чередуются Эры Порядка и Хаоса. Во время первых законы мироздания работают как надо, день сменяет ночь, а климат становится приемлемым. Эры Хаоса же поистине чудовищны: действия природных сил совершенно непредсказуемы, смена дня и ночи происходят произвольно, и выжить в них крайне сложно. Жители планеты научились дегидрировать свои тела, и в этой сухой форме переживать сложные времена. Во время особенно чудовищных катаклизмов цивилизации погибают и начинают свое развитие с нуля. В скором времени Ван Мяо выясняет, что эта игра – модель планеты Трисолярис, в которой сразу три звёзды, движущихся по сложным орбитам. Именно на Трисолярис отправила свое приглашение Е Вэньцзе, и теперь его флот движется к Земле. Технологии Трилосяриса ушли далеко вперёд в сравнении с человеческими, и теперь через четыреста лет, человечество ждёт полное уничтожение. Однако и для инопланетян все не так безоблачно. Хотя сейчас люди и сильно отстают в технологическом развитии, но сама скорость этого развития на Земле заметно выше. Поэтому велика вероятность, что за четыреста лет, люди уже опередят Трисолярис в научном плане. Для решения этой проблемы пришельцы посылают на Землю суперкомпьютер, тормозящий науку. Помимо этого, на Земле появляется общество «Земля-Трисолярис», члены которого ведут подрывную деятельность. ОЗТ состоит из людей, полностью разочаровавшихся в человечестве и желающих ему гибели.

Лю Цысинь «Задача трёх тел» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Китай, Лю Цысинь, Первый контакт, Вторжение, Спасение мира, Длиннопост

Е Вэньцзе и Ван Мяо персонажи интересные, но довольно схематичные. Помимо них по-настоящему ярким получился Ши Цян – отставной полицейский, работающий над делом Трисоляриса. Этот второстепенный персонаж буквально тащит на себе всю харизматику романа. Он груб, циничен, но необычайно находчив и прагматичен. Нередко именно Ши Цян находит гениальные решения, казалось бы, неразрешимых проблем.

Лю Цысинь – инженер по образованию, и это сразу заметно. Книга буквально перенасыщена различными техническими и научными подробностями. При этом автор не прибегает к упрощениям и метафорам, поэтому, возможно, гуманитариям будет довольно сложно понять весь смысл. Сюжетно это абсолютно оправданно, ведь большинство персонажей в романе – физики.

Книга написана довольно простым и лаконичным языком. Однако поначалу мне было довольно сложно читать из-за китайских имён и названий. Перечень действующих лиц в начале романа несколько упрощает чтение.

В «Задаче трёх тел» поднимаются две основные темы. Первая – это наше отношение к человечеству. С одной стороны, мы видим темную сторону – репрессии, войны, планомерное уничтожение природы. С другой, то же человечество создаёт прекрасные произведения искусства, да и делает совсем немало добрых дел. Рано или поздно почти каждый персонаж задаётся вопросом, а нужно ли спасать человечество от гибели, давать второй шанс. Думаю, что для себя автор решил, что все же нужно.

Вторая тема – отношение к неизбежной катастрофе. Как поведет себя человек, если узнает, что через четыреста лет человечество ждёт гибель? Сдастся? Переметнётся к захватчикам? Будет делать вид, что ничего не происходит? Станет все же бороться без надежды на победу? В конце романа Лю Цысинь все же даёт совет как нужно поступить, в относительно небольшом эпизоде.

Название «Задача трёх тел» отсылает нас к одной из нерешенных до сих пор задач из физики. Расчет движения трёх небесных тел – очень хаотичная система, которую невозможно решить классическими математическими методами. Некоторые учёные нашли решения для частных случаев, но в общем виде она так и не была решена.

Итог: «Задача трёх тел» получилась интересной, но не без некоторых относительных минусов. Местами сюжет провисает, очень много сложных научных отсылок, но в то же время сама идея и размах повествования поражает воображение. В «Задаче трёх тел» научность заметно перевешивает писательское мастерство, но изобретательность и атмосфера сводит все минусы на нет. А я тем временем приступаю к продолжению.

Показать полностью 3
14

Джеймс Роллинс «Венец демона»

Джеймс Роллинс «Венец демона» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Триллер, Спецслужбы, Оса, Доисторические животные, Мутация, Эксперимент, Длиннопост

«Венец демона» – двенадцатый роман из цикла Джеймса Роллинса «Отряд Сигма». После всемирной известности «Кода да Винчи» Дэна Брауна жанр подобных остросюжетных приключенческих триллеров стал быстро набирать популярность.

Стиль автора довольно прост. Он находит какое-либо историческое событие, окутанное тайной, и дополняет его своей версией событий, нередко меняя факты в угоду сюжету. Об этих искажениях автор всегда упоминает в конце книги, разъясняя, где правда, а где вымысел. Подобных авторов сейчас немало, но Роллинс является одним из самых известных.

Отряд Сигма – это подразделение, работающее на Министерство обороны Соединённых Штатов, которое включает в себя профессиональных военных и выдающихся учёных. Причём нередко два этих качества уживаются в одном человеке. Как только случается что-то загадочное и необъяснимое, Отряд Сигма берется за дело.

За основу сюжета данного романа Роллинс взял историю создателя Смитсоновского университета. Джеймс Смитсон, английский химик и минералог, завещал всё своё немалое состояние Соединенным Штатам Америки, молодому ещё тогда государству, чем значительно помог в его развитии. Это несмотря на то, что учёный никогда не был в Америке! Ещё одной странностью является то, что племянник похоронил Смитсона в Генуе. Об этом выдающемся учёном информации сохранилось довольно мало, т.к. его дневники и рабочие записи сгорели во время пожара в его замке. Но и на этом загадки не заканчиваются. В начале XX века Александр Белл отправляется в Геную, где извлекает останки Смитсона, чтобы привезти в США и там перезахоронить. Мотивы этого поступка интерпретируются по-разному: кто-то считает, что могила находилась под угрозой разрушения, некоторые же видят здесь мистическую тайну: якобы в могиле находился некий загадочный предмет, названный «Венцом демона».

Джеймс Роллинс «Венец демона» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Триллер, Спецслужбы, Оса, Доисторические животные, Мутация, Эксперимент, Длиннопост

По задумке автора Смитсон обнаружил кусок янтаря, в котором сохранились личинки древних паразитических ос, оставшихся в живых даже спустя миллионы лет. Янтарь похищает зловещая организация Гильдия, которая в предыдущих книгах была разбита Сигмой. Пожилой японский миллионер, некогда принадлежавший к Гильдии, разрабатывает план по порабощению мира. Главным его оружием являются те самые осы, воссозданные в лаборатории. Помимо крупных размеров и сильного яда осы опасны тем, что могут при помощи жала помещать в тело жертвы своих личинок, которые после вылупления питаются плотью хозяина. Похожие осы существуют на самом деле, но, конечно же, для человека они не опасны. В романе довольно много биологической терминологии, но при моем образовании это мне не мешало.

Книгу условно можно поделить на три части. Первая – легкий хоррор с нападением ос на людей. Здесь много довольно жутких подробностей, и реалистично показана паника людей при встрече с неизвестным и опасным. Во второй, исследовательской части, герои пытаются разгадать тайну древних ос, скитаясь по всему миру. Третья часть – типичный боевик. Положительные персонажи без особых усилий сметают толпы врагов, противники же выглядят откровенно жалко. Герои практически неуязвимы, и, даже когда кажется, что смерть неминуема, все положительные персонажи обязательно выживают. По этой причине не чувствуешь реалистичности и накала страстей. Сложно сопереживать герою, когда знаешь, что произойдёт чудо и он выйдет сухим из воды.

Итог: Сама по себе история интересна, но изобилует «роялями в кустах» и избитыми клише. За героями наблюдать не особо интересно: в них не чувствуется индивидуальность. Думаю, я бы получил больше удовольствия, если бы перед «Венцом демона» прочитал предыдущие романы цикла. Однако это моя первая книга автора, и я, вероятно, упустил много отсылок. Книга явно не рассчитана на серьёзное вдумчивое чтение, а подойдёт скорее тем, кто хочет прочитать что-то легкое и просто отдохнуть.

Показать полностью 2
134

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров» Обзор книг, Рецензия, Стругацкие, Обитаемый остров, Советская литература, Фантастика, Антиутопия, Башни, Длиннопост

«Обитаемый остров» – одна из самых известных, но в то же время неоднозначных книг братьев Стругацких. Данная повесть относится к условному циклу «Мир Полудня», рассказывающему об утопическом обществе, в которое превратилась Земля в XXII веке. Все стали коммунистами, победили голод, болезни, отказались от денег. Изменились и сами люди: стали добрее, отзывчивее, умнее и т.д. Под влиянием быстро развивающейся науки изменения коснулись и физического тела: люди XXII века сильны, быстры и здоровы, их телу не страшна радиация, а смертельные раны быстро заживают. К сожалению, остальную вселенную подобные метаморфозы не коснулись – там по-прежнему можно встретить все те пороки, которые присущи человеческому обществу. Прежде я читал повесть «Трудно быть богом» (Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»), относящуюся к этому же условному циклу, и она произвела на меня большое впечатление.

История создания самой повести интересна и необычна. Даже главного героя – Максима Камеррера – изначально звали иначе. Раньше у него была фамилия Ростиславский. Дело в том, что книга носит явный антитоталитарный характер. Вездесущая советская цензура потребовала, чтобы антисоветский подтекст заменили на антигерманский. В результате многие имена и названия заменили, а в общей сложности было внесено порядка 900 правок. После распада СССР книгу вернули к первоначальному виду, но некоторые имена решили оставить.

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров» Обзор книг, Рецензия, Стругацкие, Обитаемый остров, Советская литература, Фантастика, Антиутопия, Башни, Длиннопост

Пару слов о сюжете. Максим – космический путешественник, первооткрыватель. Его корабль терпит крушение на неизвестной планете. Максим понимает, что выбраться без посторонней помощи не получится, и намеревается собрать передатчик, чтобы послать сигнал на Землю. Герой отправляется в путешествие по планете в поисках необходимых деталей у местных аборигенов. Мир, описанный авторами, очень мрачный: чем-то напоминает наш XX век, но с ещё более авторитарным и кровавым режимом. В центре повествования Страна Неизвестных Отцов, которой управляют тираны, скрывающие свои личности. В недавнем прошлом отгремела опустошительная ядерная война, и многие территории заражены радиацией. С севера расположены враждебно настроенные бывшие провинции, на юге радиоактивная пустыня, кишащая мутантами, за морем постоянной угрозой маячит Островная империя, посылающая таинственные белые субмарины. Саму же страну терзают внутренние социальные проблемы, которые Отцы практически не пытаются исправить. Самое странное, что при всём этом, народ счастлив и всем доволен. Эту загадку Максиму и предстоит разрешить.

Читается книга не всегда ровно: где-то очень легко и даже с юмором, а вот местами довольно тяжело. Некоторые эпизоды даже пугают своей реалистичностью и правдоподобием. Иногда удивляет, что герой не замечает очевидных закономерностей, которые хорошо видны читателю. Однако это объясняется наивностью человека, выросшего в утопическом обществе. В его мире нет преступности и зла, и, попав в кардинально непохожий мир, он не знает, как себя правильно вести. Мы можем наблюдать, как Максим из прекраснодушного и непорочного юноши превращается в обычного мужчину, более близкого к людям нашего несовершенного времени. Он не сидит на месте, пытается что-то изменить, чтобы сделать этот мир чуть лучше, порой даже вопреки желанию самих аборигенов. Но всё устроено несколько сложнее, чем представляется Максиму изначально.

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров» Обзор книг, Рецензия, Стругацкие, Обитаемый остров, Советская литература, Фантастика, Антиутопия, Башни, Длиннопост

Итог: Если взглянуть на картину в целом, книга интересная, умная, и мне несомненно понравилась. Она наполнена действием, динамична, сюжет практически не провисает, и всё время открывает перед нами что-то новое. Повесть сочетает в себе сразу несколько жанров: социальная фантастика с элементами антиутопии, планетарная и приключенческая фантастика. Сюжет построен таким образом, что есть ключевые точки, в которых мы кардинально меняем своё представление о мире. Один из ключевых проблемных вопросов романа – противопоставление революции и эволюции, как противоположных типов изменений в обществе. И ответа, что же лучше, в книге нет, читателю предоставляется право сделать выводы самому.

Показать полностью 3
67

Брендон Сандерсон «Слова сияния»

Брендон Сандерсон «Слова сияния» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Брендон Сандерсон, Эпическое фэнтези, Архив буресвета, Героическое фэнтези, Буря, Магия, Рыцари, Длиннопост

«Слова сияния» – это тот редкий случай, когда продолжение ничуть не уступает первой части. Брендон Сандерсон впечатлил меня своим четко выверенным ритмом повествования: в романе практически нет провисания сюжета и мест, которые бы хотелось убрать. Возможно кому-то может не понравиться большое количество интерлюдий, но, на мой взгляд, они дают богатый задел для будущих сюжетных ходов.

Чтобы как следует понять смысл второго романа, нужно немного рассказать о первом. Тут не получится избежать некоторых спойлеров, поэтому рекомендую читать дальше, только ознакомившись с «Путём Королей». В цикле имеются три главных героя и множество второстепенных, входящих в их окружение. Каладин – сильный, но сломленный человек. Он прошел сложный жизненный путь, стал жертвой предательства – солдат, обращённый в рабство, а затем проданный в мостовики. В нем борется дух солдата, которым он всегда хотел стать, и дух лекаря – мечта его отца. Из пучины отчаяния ему помогает выбраться спрен Сил, ставшая постепенно его лучшим другом. В ходе сложнейших жизненных испытаний Каладин обретает магические способности. Однако по-прежнему единственное, чего он хочет – это помогать людям, таким же несчастным и обездоленным, как он сам. Шаллан Давар большую часть первого романа провела вдали от основных событий разыгравшихся на Расколотых равнинах. Она долгое время старалась сблизиться с Ясной Холин, чтобы украсть магический артефакт. Под конец обман раскрывается, но Шаллан открывает в себе магические способности Связывателя Потоков, тем самым становясь настоящей ученицей Ясны. Вместе Шаллан и Ясна узнают страшную тайну. Приносящие Пустоту когда-то были побеждены людьми, порабощены и превращены в бездумных паршунов. Однако все указывает на то, что скоро грядет новое Опустошение, и бывшие рабы могут стать самыми непримиримыми врагами человечества. А ведь паршуны сейчас повсюду, что является колоссальной проблемой. Далинар Холин, один из самых честных и достойных людей Алеткара, старается подготовиться к грядущему Опустошению. К сожалению, немногие готовы присоединиться к его борьбе. В конце он терпит сокрушительное поражение из-за предательства Садеаса, теряя половину армии. От гибели его спасает лишь вмешательство Каладина и его мостовиков. В жесте благодарности Далинар обменивает всех мостовиков Садеаса на свой бесценный осколочный клинок. Таким образом Каладин и Четвертый мост становятся личной гвардией Далинара. Сзет, Убийца в белом, вырезает половину королей Рошара, и теперь в его списке значится имя военачальника Далинара Холина. Вот вкратце основные события первого тома. Каждый из героев перешёл определенный порог. Каладин смирился со своими способностями. Далинар убедился в том, что не безумен, и перестал скрывать свои чувства к Навани, вдове своего брата. Шаллан обрела новые способности и, став ученицей Ясны, влилась в борьбу с Приносящими Пустоту.

Брендон Сандерсон «Слова сияния» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Брендон Сандерсон, Эпическое фэнтези, Архив буресвета, Героическое фэнтези, Буря, Магия, Рыцари, Длиннопост

Больше всего в «Словах сияния» места уделено истории Каладина. Из флэшбеков мы узнаем историю его службы и падения в армии светлорда Амарама, подробности гибели брата и многое другое. На страницах романа мы видим историю саморазвития и обретения доверия. Став телохранителем Далинара, Каладин оказывается окружён светлоглазыми, которых привык ненавидеть. Однако при более близком знакомстве оказалось, что светлоглазые не такие плохие, какими он себе их представлял. Это вызывает в душе бывшего раба противоречие, и он поначалу воспринимает в штыки любую попытку сближения с ними. Несмотря на добрый поступок Далинара, Каладин все ещё не может ему доверять, а за его грызней с Адалином наблюдать довольно интересно. Единственные, кто по его мнению достойны уважения – это собратья мостовики, но и здесь его ждёт довольно большое разочарование. А уж когда на сцене появляется светлорд Амарант, ненависть Каладина переходит на принципиально новый уровень. Магические способности Каладина также получают свое развитие. Взаимоотношения с Сил оказываются не так просты, и мостовик осознает, что у любой силы есть своя цена. Нарушив некоторые правила, Каладин на время лишается своих способностей, но с большим трудом ему все же удается найти свой путь. Через мостовика Брендон Сандерсон показывает нам, что простой путь редко оказывается правильным.

Брендон Сандерсон «Слова сияния» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Брендон Сандерсон, Эпическое фэнтези, Архив буресвета, Героическое фэнтези, Буря, Магия, Рыцари, Длиннопост

Далинар меняется в романе не менее сильно. Человек железной воли проходит перековку, много потеряв, но обретает ещё больше, хотя поначалу и не осознает этого. У него есть цель, и встающие на пути препятствия не в силах его остановить. Он с достоинством выдерживает все удары судьбы, дерзко отвечает на насмешки недоброжелателей. Всем своим поведением он доказывает, что остаётся тем самым могущественным воителем, с которым нужно считаться. Постепенно он захватывает власть в Алеткаре, прикрываясь ширмой в виде короля Элокара. Однако цель этого не обретение личной власти, а спасение человечества. Постепенно мы видим, как лидерские качества Далинара выходят на новый уровень.

Брендон Сандерсон «Слова сияния» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Брендон Сандерсон, Эпическое фэнтези, Архив буресвета, Героическое фэнтези, Буря, Магия, Рыцари, Длиннопост

Шаллан Давар проходит довольно непростой путь. Отправившись на Расколотые равнины, она обуреваема сомнениями: как примут девушку из малозначительного рода в высшем обществе Алеткара, как вести себя с нареченным женихом Адалином, и что же делать с новоприобретенными способностями. Помогает освоиться в новом мире ей ее спрен Узор. На мой взгляд, Шаллан и Узор – один из самых колоритных дуэтов. Спрен-криптик умен, насмешлив, временами даже циничен. В ходе некоего происшествия Шаллан предстоит одной добраться до Расколотых равнин, чтобы сообщить правду о Приносящих Пустоту. В этом нелёгком пути девушке повстречается множество препятствий, помогающих развить собственные способности. Можно здесь провести параллели с обучением Каладина, но способности Шаллан совершенно другого рода, и наблюдать за ее преображением не менее интересно. Попав на Расколотые равнины, девушка встречается с новыми трудностями, преодолеть которые не менее тяжело. Говорю я про обретение значимости и уважения у окружения Далинара. Девушка из бедного рода должна проявить себя, чтобы не стать незначительной фигуркой в игре сильных мира сего. Ей это блистательно удается – в финале ее ждёт настоящий триумф. Наивная девушка становится настоящей леди, учится придворным играм и притворству. Через серию воспоминаний мы узнаем темные тайны ее души, которые она так тщательно скрывала от самой себя. Она светлоглазая и росла в роскоши, но это не мешало пережить в детстве настоящий кошмар: смерть матери, деспотизм отца и безволие братьев.

Брендон Сандерсон «Слова сияния» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Брендон Сандерсон, Эпическое фэнтези, Архив буресвета, Героическое фэнтези, Буря, Магия, Рыцари, Длиннопост

Через взаимодействие с Шаллан иначе раскрываются старые второстепенные персонажи. Гас – сержант мостовиков и мучитель Каладина становится одним из помощников Шаллан. Этим Сандерсон показывает разницу в отношении общества к светлоглазой леди и темноглазому рабу. Развитие получает и король Элокар. Мы узнаем, что в душе он осознает свою слабость, как правителя. Однако он старается быть лучше, учится у Далинара и Каладина и готов меняться. Вообще персонажей в романе огромное количество, и постепенно второстепенные герои обрастают уже своим окружением. Советую людям с плохой памятью завести блокнот для персонажей, чтобы не путаться.

На страницах романа мы все больше и больше узнаем о событиях прошлого. Пристальное внимание уделяется различным орденам Сияющих, их истории, способностям и принципам. Было чрезвычайно интересно узнавать новое о мире Рошара, погружаться в его лор.

Брендон Сандерсон «Слова сияния» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Брендон Сандерсон, Эпическое фэнтези, Архив буресвета, Героическое фэнтези, Буря, Магия, Рыцари, Длиннопост

Вывод: Мир Рошара все больше и больше расширяется и затягивает в себя читателей. За персонажами, чьи характеры прописаны просто филигранно, интересно наблюдать. Они растут и развиваются, и речь здесь не только о главных действующих лицах. Картонных персонажей-функций здесь просто нет. Эпичность повествования все больше нарастает и переходит от локальной войны к борьбе за спасение человечества. Батальные сцены описаны весьма хорошо. Особенно мне запомнилась дуэль Адалина и Каладина против четырех осколочников – я просто не мог от нее оторваться. Брендон Сандерсон показывает нам и вторую сторону конфликта. Паршенди не безликое зло, а существа со своей моралью, верованиями и собственной правдой. Трагическая история этого народа не оставит равнодушным никого. «Слова сияния» – это история о долге, верности, доверии и следовании своим идеалам. Интересная система магии – явно сильная сторона Сандерсона. Магические сражения напомнили мне бои из «Рожденного туманом». Заметно, что автор любит схватки в воздухе. Однозначно рекомендую роман к прочтению. Я же приступаю к третьему тому.

Показать полностью 6
37

Надежда Попова «Ради всего святого»

Надежда Попова «Ради всего святого» Рецензия, Обзор книг, Конгрегация, Надежда Попова, Инквизиция, Допрос, Пытки, Колдовство

Небольшой рассказ по вселенной «Конгрегации» Надежды Поповой по сути является приквелом к основным событиям. В первую очередь хотелось бы отметить прекрасный язык повествования. Сюжет может показаться кому-то довольно простым, но за этой простотой скрывается мощный смысловой посыл.

Структурно рассказ можно разделить на три части. В первой группа инквизиторов местного травника по обвинению в колдовстве. Даже под пыткой подсудимый не сознаётся, а из доказательств только слова потерпевшей. Чтобы окончательно развеять последние сомнения, приглашают известного на всю Германию дознавателя. Уже сам этот факт показывает изменения, происходящие в Конгрегации. В прежние времена подсудимого просто бы запытали до смерти или без признания поволокли на костёр. Только вот казнь заключённого – не выход, т.к. получив его показания, можно спасти людей, пострадавших от его чар. С особым смаком и подробностями описаны сцены пыток. Помимо физических мук, на преступника оказывается постоянное психологическое давление, и что из этого страшнее, ответить бывает сложно. Создаётся атмосфера безысходности, чтобы дать понять – надежды нет, боль будет постоянной и, лишь сказав правду, можно спастись. Сколько бы не терпел человек, он всё равно сломается.

Вторая часть рассказа представляет собой разговор подсудимого с инквизитором, и она, на мой взгляд, вышла несколько сильнее. Пытки позади, признание сделано, и скрывать что-либо теперь не имеет смысла. Диалог получился интересным и информативным, поднимаются непростые вопросы. Оправдана ли жестокость инквизиторов? Есть ли другой путь решения проблемы? Жестокость конгрегатов порой именно показательна. Увидев ведьм и колдунов горящими на костре, другие малефики сильно задумаются стоит ли вершить свои темные дела. Узнаём мы и обратную сторону конфликта – каким же образом становятся этими самыми злобными тварями. И вывод тут неутешителен: мы сами создаём монстров своей жестокостью и нетерпимостью. Только найти выход из этого замкнутого круга практически невозможно. Малефик, которому сохранили жизнь, после заключения выйдет ещё более озлобленным и продолжит нести вред обычным людям.

Итог: Рассказ вышел довольно сильным несмотря на небольшой объем. Автор задаёт множество непростых вопросов, на которые сложно дать однозначный ответ. Главное же то, что он не оставляет равнодушным, заставляет задуматься: а как правильно?

Показать полностью
45

Сергей Лукьяненко «Ловец видений»

Сергей Лукьяненко «Ловец видений» Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Городское фэнтези, Героическое фэнтези, Сергей Лукьяненко, Осознанные сновидения, Сон, Спасение мира, Длиннопост

За свою жизнь я прочитал немало романов Сергея Лукьяненко, хотя не считаю себя фанатом его творчества. Произведения автора очень разнообразны и этим хороши. Писателю очень недурно удаётся создавать яркие запоминающиеся миры, однако с сюжетами бывают серьезные проблемы. Так случилось и с «Ловцом видений», но обо всем по порядку.

Действие романа происходит в загадочной Стране Снов, куда попадают все люди, когда засыпают. Она разделена на особые области, некоторые из которых попросту опасны для людей. В центре стоит Город – территория относительного порядка посреди царящего хаоса. Он поделён на кварталы, каждый из которых соответствует наиболее распространенным типажам людских сновидений: Вечная Война, Девичьи Грезы, Летнее Море, Телесные радости, Старая Школа, Детская Площадка и многие другие. Местами они соприкасаются, и человек перемещается между кварталами. Пространство и время тут понятия довольно абстрактные, поэтому можно из одной точки довольно быстро попасть в другую. Поначалу Лукьяненко довольно подробно выстраивает логику собственного мира, но затем нередко сам же ее и нарушает, что, на мой взгляд, отнюдь не красит такого опытного автора.

Люди в Стране Снов делятся на несколько категорий. Во-первых, это сновидцы или простецы. Они не осознают реальность Страны Сновидений, а просто попадают в нее, засыпая. Во-вторых, это Сноходцы – люди, проснувшиеся во сне. Они полностью осознают свои действия и могут беспрепятственно по ней путешествовать. Таким интересным образом автор обыгрывает явление осознанных сновидений. Ну и в-третьих, это вершина иерархии Страны Снов – Снотворцы. Их совсем немного, но они способны изменять реальность сновидений. Чаще всего Снотворцы управляют тем или иным кварталом, и на своей территории их сила практически безгранична. Помимо вышеперечисленных имеются также симулякры – существа, созданные по воле Снотворцев. Они полностью разумны и мало чем отличаются от Сноходцев. Присутствует также рельеф – это некий аналог неписей из компьютерных игр: у них есть строго заданный алгоритм действия, а нужны они для придания реалистичности снам простецов. Первая часть, где автор погружает нас в Страну Снов, мне показалась самой интересной.

Главный герой, Григ – Сноходец, но не совсем обычный. Как и прочие, он не может менять реальность вокруг, но может изменять свой облик. Например, мы видим, как он превращается в лису, медведя, барса и маленького ребенка. Только вот, к сожалению, Лукьяненко довольно редко обыгрывает эту особенность главного героя. На мой взгляд, Григ получился весьма спорным персонажем. Его характер весьма неустойчив: то он совершает массу необдуманных поступков, больше подходящих маленькому мальчику, то включает прожженного циника, а временами начинает философские размышления. Из-за этого в персонажа не веришь и не можешь ему сопереживать.

Весь роман представляет собой пестрое лоскутное одеяло из всевозможных отсылок. В первой части романа герои отправляются в опасное путешествие для уничтожения некоего опасного артефакта в духе «Властелина Колец» (Дж. Р. Р. Толкин «Братство Кольца»). Команда весьма разношерстна и подобрана, кажется, совершенно нелогично: они не самые сильные, не самые умные или искусные. Правда путешествовать им предстоит по кругам Ада Данте из «Божественной комедии». Вот тут и начинаются нестыковки с логикой мира: герои стремительно гибнут, но заранее знают, сколько человек и где должны погибнуть. Пространство в Стране Снов пластично, но герои не могут быстро добраться до точки назначения. В начале автор утверждает, что устать в этом мире попросту невозможно, но персонажи именно что устают и дремлют во сне на ходу. Вторая часть посвящена разгребанию последствий путешествия, а третья, как нетрудно догадаться, спасению мира. Причем ближе к финалу события все больше ускоряются и под конец напоминают пестрый калейдоскоп.

«Адом» Данте и «Властелином Колец» отсылки не заканчиваются. Практически все Снотворцы являются образами великих писателей: Говард Лавкрафт, Урсула Ле Гуин, Ганс Христиан Андерсон и многие другие нашли пристанище на страницах романа.

Язык автора, как всегда, простой и красивый – читается роман легко. Однако Лукьяненко явно перебарщивает с названиями топонимов, написанными с заглавной буквы. Складывается ощущение, что читаешь русское фэнтези родом из нулевых.

Самой большой проблемой романа, по моему мнению, является отсутствие целостности. Автор сам утверждает, что писал «Ловца видений» как сетевую публикацию, время от времени выкладывая отдельные главы. И собрать все разрозненные кусочки воедино у автора не получилось.

Плюсом в романе для меня стали образы собак Грига. Своеобразной жемчужиной романа стала Апломная Такса, чьё самомнение и вера в себя способны менять ткань реальности.

Итог: «Ловец видений» – довольно проходной роман. С него ни в коем случае не стоит начинать знакомство с творчеством Сергея Лукьяненко. Возможно, он понравится рьяным фанатам автора, но для рядового читателя он излишне поверхностен и сумбурен.

Показать полностью 1
90

Филип К. Дик «Унылый незнакомец»

Филип К. Дик «Унылый незнакомец» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Филип Дик, Рассказ, Вторжение, Инопланетяне

«Унылый незнакомец» – рассказ страшный в первую очередь своей безысходностью. Главный герой, владелец магазина бытовой техники, по пути на работу замечает страшное и загадочное явление – на столбе висит человек. Однако окружающие этого попросту не замечают! Он старается привлечь всеобщее внимание, но привлекает лишь внимание полиции к своей скромной персоне. Постепенно выясняется, что за то время, что он провел в подвале за домашними заботами, его город захватили насекомоподобные пришельцы, искусно мимикрирующие под землян. Представители власти, полиция, да и подавляющее большинство простых горожан уже порабощены монстрами. Главный герой пытается бежать в соседний город, но и там его ждёт сюрприз.

Итог: Меня рассказ поразил своей концовкой. Поначалу казалось, что все происходящее лишь параноидальное помешательство главного героя, но постепенно приходит понимание, что перед нами мрачная реальность. Паранойя и отчаяние – основные эмоциональные мотивы «Унылого незнакомца». Кто знает, возможно и наших близких уже подменили бездушные пришельцы.

Показать полностью 1
3740

Кир Булычев «Поселок»

Кир Булычев «Поселок» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Кир Булычев, Выживание, Другой мир, Робинзонада, Советская литература, Длиннопост

Так получилось, что с советской фантастикой я знаком относительно поверхностно: читал несколько романов братьев Стругацких и Беляева. С творчеством же Кира Булычева до этого я был не знаком совсем. Считал, что это больше для подростков. Могу сказать сразу, что мои опасения не подтвердились, и роман оставил очень приятное впечатление. Только после прочтения я узнал, что «Поселок» входит в условный цикл «Доктор Павлыш», но это никак не повлияло на восприятие романа.

По жанру «Поселок» можно отнести к космической робинзонаде. В современной литературе довольно редко можно встретить представителей данного направления. Скорее всего прошло то время, когда люди с оптимизмом смотрели в космос и мечтали о покорении других планет.

Завязкой романа служит крушение космического корабля на далёкой и дикой планете. Выжившие члены экипажа с небольшим скарбом пытаются выбраться с заснеженного перевала. По дороге многие погибают, а оставшиеся добираются до леса, где основывают поселение. Обо всем этом мы узнаем позже, а на начало романа прошло семнадцать лет с момента крушения. Уже успело вырасти новое поколение, в живых осталось чуть более четырех десятков человек. Поселок постепенно деградирует и вымирает, т.к. условия оказались очень суровыми. Мне понравилось, как Булычев описывает флору и фауну своей планеты. Поначалу многих может удивить, что жители поселка называют местную живность привычными нам названиями. Грибы, убегающие из корзинки, ядовитые шакалы, перекати-поле, стреляющее иглами, огромные козы с костяным гребнем, медведи, вступающие в симбиоз с растениями, и многое другое. Все на этой планете старается тебя убить, но люди смогли приспособиться и довольно успешно выживают. Особенно преуспели в этом подростки, которые изначально росли в подобных условиях. Старшее же поколение пытается передать молодым свои знания и сохранить остатки цивилизованности. Они очень боятся, что рано или поздно поселение скатится в дикость и примитивизм. Их опасения небеспочвенны, ведь многие дети уже сейчас походят на дикарей и совершенно не стремятся к знаниям.

Кир Булычев «Поселок» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Кир Булычев, Выживание, Другой мир, Робинзонада, Советская литература, Длиннопост

Климат на планете довольно суров: год равен трем земным, на небе непроницаемые облака, что не даёт полноценно развивать сельское хозяйство. Каждые три года люди отправляются к кораблю, чтобы пополнить припасы и попытаться связаться с Землёй. Правда до этого ещё никому это не удавалось из-за запредельно низких температур на перевале.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о персонажах. Олег – молодой парень, которого в поселке очень ценят за его способность к усвоению знаний. Из молодого поколения именно он лучше всего освоил электронику, а значит на него возлагается надежда на будущее спасение. Олег грезит выбраться с планеты и увидеть Землю. Дик – полная противоположность Олега. Он прекрасно адаптировался к местным условиям: сильный, прекрасный охотник, а в лесу чувствует себя как дома. Земля для него – совершенно непонятное и абстрактное место. Старые знания ценности для него не имеют. Марьяна – девушка, довольно хорошо чувствующая себя на планете. Как и старшие, она мечтает о Земле, плохо представляя, что она собой представляет. Старый – местный источник знаний. Именно он учит детей письменности, литературе и науке. Во второй части появляется такой персонаж как доктор Павлыш. Вот он меня основательно разочаровал. Павлыш постоянно шутит, но его юмор довольно плоский и раздражает даже окружающих. Прочие женские персонажи, кроме Марьяны, получились не очень выдающимися: Ирина, мать Олега, потеряла мужа и теперь душит сына гиперопекой, Лиз буквально навязывает Олегу свою любовь, а члены новой экспедиции получились практически карикатурными.

Кир Булычев «Поселок» Обзор книг, Рецензия, Фантастика, Кир Булычев, Выживание, Другой мир, Робинзонада, Советская литература, Длиннопост

Что мне понравилось у Булычева, так это разбор философских вопросов без лишнего морализаторства. У персонажей разные точки зрения, но у каждого есть свои обоснования. Тут нет правых и неправых, каждый опирается на собственный жизненный опыт. И на мой взгляд, такая подача является правильной. Читатель сам может определиться, чье мнение ему ближе.

Интересно показано отношение к столь опасной планете разных групп людей. Поселенцы, живя в неблагоприятных условиях, смогли приспособиться к ним, выживая день за днём. Каждое новое утро – это вызов их стойкости и мужеству. Павлышу же планета кажется смертельно опасной, но при этом скучной. Он путешествует по ней в непроницаемом скафандре, защищённый от всех опасностей, и искренне не представляет, как тут можно выжить. Как оказалось – можно.

Очень порадовал финал. Последние главы написаны так динамично, что держат в постоянном напряжении. На героев обрушивается шквал приключений, а их жизнь часто висит на волоске.

Итог: «Поселок» – отличный роман советской школы фантастики. Современному читателю он может показаться несколько наивным, но этим он и прекрасен. Иногда нужно читать такие книги: позитивные и по своему чистые. На мой взгляд, роман подойдёт больше для подростков, но и опытный читатель найдет в нем много интересного для себя.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!