Серия «Искусство быть любимым учителем»

81

Немецкий язык, любовь и аттестат зрелости: хроники провинциального взросления или когда учитель становится другом

На воспоминания из детства пробило. Не совсем, канеш, из детства, а как граф Толстой выражался: из отрочества и юности. Длиннопост с романтикой, юмором и драмой.

Так вот, в девятом классе у нас появилась новая классная руководительница. Преподаватель немецкого языка сразу после института. Ну и старше нас она была типа лет на 8. И было интересно нам посмотреть, а как она будет перед нами из себя училку строить?
Так вот, в чём прикол случился: а она училку вообще не строила. И очень даже быстро завоевала наши сердца. Карочь, приходила к нам в класс не учитель немецкого языка, а девчонка постарше нас. И видно было, что ей с нами интересно. Совсем не такая, типа, я вас щас тут учить буду, а после уроков рассасывайтесь все и не мешайте личную жизнь устраивать. С ней реально можно было просто поржать, а иногда вместо немецкого чисто за жизнь весь урок протрещать. А это нам, провинциальным подросткам, очень сильно прям нужно было.

Я не знаю, как сейчас, а при закате СССР все остальные наши повелители доски и мела только и втуляли нам, что нужно выбрать профессию, да такой путь жизни, чтоб потом жёстко не пролететь. А она типа: а вот эти наши одноклассники (заметьте, не ВАШИ, а НАШИ) выглядят совсем, как двое влюблённых молодых людей. А мы ей: так они же и есть двое влюблённых молодых людей! А она такая: ну это же просто здорово в вашем возрасте испытать такие чувства! Это же незабываемо и на всю жизнь. Я вас поздравляю!

Другие учителя, спасители от безграмотности, заметив неуставные отношения в плане романтики, только лекции и читали: да щас вам не до этого, да нужно к экзаменам готовиться. В общем, все подряд это и втуляли, кроме одной нашей музы немецкой фонетики. Она только одна реально и понимала, что как раз тогда было до этого. И не только просто за жизнь поговорить она могла, а по дружески помочь. Ну, в общем, мы её реально зауважали.

Меня лично несколько раз спасала. Например, вот на выпускных экзаменах. У меня конфликт с историчкой случился под конец года. В общем, эта историческая путешественница по времени пронзила пространство и один раз начала спрашивать материал, который реально не задавала. И двойки, коза такая, сразу в журнал столбиком всем подряд аккуратно по алфавиту выставляет. А я чёт начал быковать и внесогласку жёстко попёр. И из-за такой несправедливости даже кулаком по парте хлопнул. Двойка-то по фиг, но справедливости хотелось. Она, типа: вон из класса! Я вышел и дверью чересчур сильно хлопнул. И внутрь дверь хлопком забил. Историчка хотела выбежать, чтоб меня к директору потянуть и потом сразу на гильотину отправить. Тырк-тырк - дверь открыть не может - заклинило. А я вижу - тыркается человек. За ручку так дерганул, что её вместе с дверью в коридор и выдернул. Я ж не знал, что она изнутри за ручку двери тоже держалась. А она, карочь, вылетела и об дверь ударилась. Полнейший случай несчастной нелепицы. Я и прощения просил и всё такое. И сам же не хотел такой неприятности с лёгким телесным повреждением для хранительницы древностей. И раскаивался в прахе и пепле. А историчка обиделась. В связи с чем её совершенно легко можно понять.

Ну, как вот мне ей после этого экзамен сдавать? А наш эксперт немецкой грамматики это дело просекла. И главное, что пришла ко времени экзамена по истории. И хотя там в экзаменационной комиссии не должна была сидеть, но чёт заегозила, втёрлась к ним в доверие и подсмотрела билет.

Вышла и мне толкует:
- Билет такой-то в таком-то ряду справа крайний. И я его ещё точкой в углу карандашом пометила. И учи давай этот билет немедленно, пока его никто не вытянул! А то Елизавета Петровна очень даже к тебе неравнодушна. И это неравнодушие может вылиться в полный твой завал экзамена.

Я так понимаю, что какие-то разговоры видать на этот счёт в учительской были. А наша лингвистическая наставница класса подслушала и решила врубить режим тарана и стать волшебным пенделем поддержки для меня. А мож сама просто чёт заподозрила. Открыл я по быстроляну исторические талмуды, читанул и погнал. Пятёрку мне ставить у королевы прошлого, канеш, рука не поднялась. Но и завалить меня не прокатило.

И после выпуска встретились мы с нашей хранительницей умлаутов по случаю в магазе "Спорттовары" лет только через 8 или 9. Она с пацанёнком маленьким, с сынком. Ну обрадовались, посмеялись. Про билет по истории вспомнили, поприкалывались.
И она такая говорит:
- Лидия Викторовна, говоришь? А что так? Школа то уже давно закончилась.
Я понимаю суть дела. Не такая большая-то у нас и разница в возрасте. Да только язык не поворачивается к ней на ты и по имени, да без отчества. Засмушался. А она:
- У тебя синдром школьника что-ли?
Ну, получается вот так, синдром школьника. А она смеётся:
- Да ладно... Я то вас всегда за друзей считала. Я ж сама тогда почти такая и была. Только официальность никуда же деть нельзя было. Советская школа как никак)

Уехал я потом из города и больше не виделись с Лидией. И вот сейчас думаю: а сумела она нам тогда наглядно показать, что учитель может просто хорошим другом быть. И говорила с нами на нашем языке, а не на языке взрослых преподов. Хотел я её недавно в соцсетях найти. В глобальном сборище любителей котиков и одуванчиков, то бишь Одноклассниках, её следов мне обнаружить не удалось. Зарегился специально во ВК. Да пусто. Может и есть, да фамилия другая или под псевдонимом каким. Так и не нашёл. И в Инсте тоже.

Так вот, чё я хотел сказать-то. Синдром школьника частично прошёл, но не до конца. А мож ты, Лидия Викторовна, Пикабу читаешь?

Тогда две вещи. У каждого из нашего класса были случаи, когда ты помогла или поддержала. У меня - до кучи такого! Помнишь, как старалась отмазать меня от домоклова меча директора, когда я прям в школе на уроках винища нарезался до безобразия? Та ещё романтика была ;-)
А когда мы ездили в какую-то там поисковую экспедицию по местам боевой славы ветеранов войны? Чуть же не случилось на деревенском подворье великое месиво с деревенскими пацанами - и тоже ты предотвратила бойню. Было прям очень актуально, а то их там намного больше оказалось и наваляли бы нам по полной)


И ещё: к концу десятого класса у нас смысл слова "классная" поменялся. Классная у нас означало не классный руководитель, а происходило от слова "классно". Так и была ты у нас из всего круга учителей самая классная ;-)

Понимающий нас человек среди всего этого мира взрослых знатоков школьных премудростей с их взрослым и совершенно непонятным нам мышлением.

И всего тебе искренне и от сердца. Надеюсь, что у тебя всё хорошо.

Показать полностью
91
Истории из жизни
Серия Искусство быть любимым учителем

Когда классный руководитель превращается с спецназ или экстренная тренировка по выживанию

Уже писал посты про нашу классуху, которая была нас старше-то всего лет на 8, и стала нам настоящим другом. Вот ещё один случай спасения нас от убиения и очередное вытирание соплей ;-)

Кароч, после девятого класса на каникулах некоторые из нас с ней поехали в какую-то там поисковую, типа, экспедицию. А проще: мы пригнали в одну деревню, неделю там тусовались и в деревенском клубе на сцене на матрасах ночевали. Там в этой деревне один фронтовик жил, герой войны. И он нам про войну чуток порассказывал. Ну, это вроде официальной целью поездки было.

А в клубе мы нашли усилок, и у нас кассетный магнитофон был. Усилитель завели - работает! А клуб у них там, видать, давно уже ушёл в небытие, иначе из него нам общежития бы не оборудовали. А мы провернули культурно-массовый досуг и устроили в один вечер шедевр культурной импровизации, то есть танцы. Всё без объявления, но на звуки мелодий хаоса несколько пацанов с запахом сена тоже подтянулись. И видно было, что философского сивушного напитка они уже попробовали. А мы тоже пойлом затарились в их деревенском гастрономе, состоящем из одной лишь продавщицы. Нас-то было всего пятеро из отделения брутальности, а остальные все женского рода. И мы тоже попробовали горячительного втихаря от нашей чудо-классной.

Несмотря на наш подарок их деревне в виде культурного события века, конфликт местного уровня таки случился. Какой-то там здоровяк из совхозных полей чёт Танюху нашу стал куда-то тянуть, а Юрец встрял и его оттолкнул. Но разве специалисты по курам и культурам на этом успокоятся? Типа того, приехали какие-то городские дрищи, да ещё рыпаются. А надо сказать, что пришедшие имели над нами как количественное, так и в физическое превосходство. Но вопрос поставили здраво: один на один. И такая тоска от этого напала! Потому что Юрец по сравнению с тем деревенским парнишой выглядел, как какой-то суслик. А тому как будто башку от коровы пришпандорили. Не, ну лицо, канеш было человеческое, если про это вообще можно было так сказать. Но размер головы - явно от коровы.

В общем, по хорошему надо было бы, чтобы от нас по меньшей мере двое против него одного вышли. Это было бы справедливо. Но, это, канеш, никак не проворачивается и всё. Потому что у агрофермы свои понятия о справедливости. А для нас, если всем вписываться за Юрика - они нас всех сразу и переломают. А выставлять Юрика одного - сразу траурный марш Шопена можно заказывать. Но они по другому не согласны и требуют честного поединка.

В общем, организованно, но с паникой в глазах, мы рванули все на выход, с непониманием того, чё же будет дальше и как всё разруливать. Я пытаюсь в тот момент быть то ли секундантом, то ли переговорщиком и как-то замять это дело. Но дело заходит в тупик и нагло там пристраивается без прописки. Этот спецназ навоза и гармони обещает сначала мне сообща рыло начистить, если я не успокоюсь, а потом уже башка от коровы Юрика убьёт.

И тут неожиданно...
Так и хочется сказать, что классная наша в тот момент совсем как у Зощенко закричала: "Запасайтесь, сволочи, гробами, сейчас шмалять буду!"
Но закричала он чёт другое, и я точно не помню даже, что именно. Но голосом не человеческим, а как будто от древнего зверя из мезозойской эры.

В общем, поясняю. Помните пожарными щитами укомплектовывались разные там общественные здания и помещения? Там ещё топор был в красный цвет покрашен и ведро конусом. Но она с этого щита на клубе не топор схватила, а багор. Видать потому, что это давало бо́льшее преимущество и возможность более длинную дистанцию держать. И закричала что-то типа того:
- Разошлись все быстро по домам, пока не покалечила! А не разбежитесь, то для вас прямо сейчас конец жизненного шоу придёт!
Тот, который с коровьей башкой, малость офигевши так говорит:
- Учителка, у тебя там в голове окна не открыты?
А она такая:
- У меня уже давно открыты, и я и тебе сейчас враз открою!
И после некоторой паузы один промямлил:
- Да давайте уже пойдём, а то у неё похоже не просто крышу снесло, но и фундамент прохватило.
И после этого вся их деревенская капелла смылась в неизвестном направлении.

А с самого утра наша классная чудо-фея сгоняла к председателю сельсовета и поставила вопрос о том, что бы он разъяснительную работу с местным населением провёл на предмет неприкосновенности нашего поискового отряда. Через пару дней мы уехали.

А чуть позже я её как-то по случаю спросил, типа, а если бы они не разошлись тогда? А она мне:
- Я вообще-то про это тогда не думала. Но сильно верила в успех, потому что очень уж багор внушительно смотрелся. И ещё главное, что заорать нужно было бешеным голосом и вид решительный иметь. Ты что ли остался бы против багра?

И сделала большие глаза. Глядя на неё я подумал, что на месте деревенских агрогениев я бы тогда тоже не остался.

Показать полностью
95

Человечность против правосудия или "Директор, принесите пальто!"

В 9 и 10 классе классная руководительница у нас была старше нас лишь лет на 8, и происходила она вовсе не из среды учителей, а была на одной волне с нами. Однажды, защищая меня, подняла она самый настоящий бунт против директора.

В 10-м классе, где-то к концу зимы, знатно я нарезался прямо в школе во время уроков. Ну, была там любовь, которая сломалась, и я тоже эмоционально сломался. Но в настоящей истории это к делу отношения не имеет ;-)
В общем, полагалось нам с дружком быть на уроках, а мы без меры напитые по коридорам школы слонялись. Да нет бы, чтобы домой просто свалить, так надо было на рожон нарваться.

В общем, сначала историчка выцепила нас в коридоре. Типа, почему у меня на уроке не были? Ну, чёт наврали - вроде прокатило. Да видать это уже вызвало какие-то подозрения и кривотолки. Карочь, мой напарник по поглощению плодово-выгодного вскорости всё же свинтил в сторону дома, а я остался в школе педколлективу на растерзание. Потому что реально мой юношеский организм в тот момент был так уша́тан употреблением чрезмерной дневной порции алкоголя, что самостоятельно до места прописки я не имел никаких физических возможностей добраться.

В общем, идёт следующий по счёту урок, и посреди урока выцепляет меня наша классуха в коридорах родных пенатов. Одноклассники ей рассказали страшную историю обо мне, и понеслась она на выручку, чтобы стать для меня волшебным пенделем спасения.

А помните такую песню: "В каморке за актовым залом репетировал школьный ансамбль"? В общем, у нас в школе тоже была такая каморка, а у меня от неё всегда ключи в наличии имелись, так как я в этом самом ансамбле на бас-гитаре играл. Карочь, классная спрашивает: "Ключи есть от музкомнаты?" Понятное дело, что есть. И далее ведёт она меня туда. Говорит:
- Посиди пока здесь. Тут никто тебя не обнаружит. А у меня ещё сейчас урок. Потом малость директорат рассосётся и вместе домой пойдём. Я тебя провожу. Не высовывайся только!

Да как только она ушла, так я тут же опять сдуру и высунулся. И встрял по полной программе историчке. Я у неё и на уроке не был, и опять посреди другого урока из каморки за актовым залом выплыл. А она на этот раз уже просекла своим чувствительным носом, что вместо её урока истории я имел нехилое возлияние алкогольными напитками. Побежала предавать дело огласке, а я опять в музкомнату забился и малость там прикемарил. В общем, урок кончился - прибегает классная. Типа, зачем снаружи маячил? Историчка тебя директору вложила. Где, говорит, твоя верхняя одежда? Сейчас, типа, принесу и вместе через запасной выход выйдем, и я тебя домой провожу.

В это время директриса возникает на месте событий без предупреждения. Пришла зафиксировать донос исторички и убедиться, что без неё тут всё ещё не весело. Соответственно, последнюю фразу моей спасительницы её чуткие уши поймали прямо в полёте, как бабочку сачком.

А надо сказать, что классная наша эту же самую школу восемь лет до того окончила, и директор наша уже и тогда директором была. И даже учила нашу классуху сразу двум наукам: науке о поиске пропавшего икса и учению о Пифагоре, мерах и угломерах. Так что для директрисы она, хотя и являлась теперь учителем и педагогом, а по факту была одной из её бывших учениц, которая в настоящий момент пыталась другого ученика избавить от сеанса карающей справедливости.

И она такая:
- Лидия Викторовна, вы о чём это сейчас разговор ведёте? Мне кажется, что один из учеников нашей школы злоупотребил алкоголем, причём во время учебного процесса. И, как я понимаю, вы хотели скрыть его проступок от администрации школы и оставить этот вопрос без дальнейшего рассмотрения?

Вот и прикиньте состояние нашей классухи. Она ещё ребёнком была, а эта директор уже была директором. А сейчас ещё и её непосредственный руководитель и, кроме всего, на неё нехило так наезжает и вроде как даже по делу.

Но моя защитница вообще ни разу маху не дала. Говорит примерно так:
- Для меня, Анна Матвеевна, это мой ученик, который отчаянно нуждается в помощи. И я, как его классный руководитель, считаю необходимым эту помощь ему оказать. Я сейчас пока что не думаю о последствиях его поступка. Для меня сейчас важнее его состояние, а также то, каким образом он попадёт домой. Либо без надзора может попасть в какую-то более печальную ситуацию, либо я его провожу и буду убеждена, что в дальнейшем о нём позаботятся родители.

Директор так и охренела. А классная её добила:
- Анна Матвеевна, могли бы вы, пожалуйста, помочь решить вопрос о том, чтобы ученик получил свою верхнюю одежду? Так как я не знаю, где её найти, а оставлять его одного здесь не хотела бы.

И это было вообще-то для директора внезапной подставой от реальности. Ну прикиньте, её ученица ей говорит, типа, сгоняйте, пожалуйста, уважаемый директор школы, в гардероб за пальтишком для этого вот поддатого школьника. Она такого поворота сюжета настолько не ожидала, а сказанные ей слова звучали так убелительно, что директор такой покладистой стала, хоть на чайной ложке её катай. А для меня это было реальное спасение. Так как, если бы классуха сказала, что она сама пойдёт сейчас мои шмутки добывать, то директриса бы меня за время её отсутствия сожрала, выплюнула и снова бы проглотила. А так директрисе оставалось только пойти и сказать гардеробщице, чтобы та мои кентишки отыскала и в музыкальную комнатушку притаранила.

А классная меня проводила до дома. Ей потом по любому знатно попало. Помогала она мне скрываться от правосудия или нет, да всё же ученик из её класса по факту прямо в школе напился. Все шишки на неё. Но она даже бровью не повела, чтобы что-то мне выговаривать.

Было потом много слов в мой адрес. И педсовет, и родительское собрание с представителями администрации школы, и комсомол своё слово на комсомольском собрании двинул. На педсовете обещали из школы выгнать, комсомольцы грозили исключением из комсомола. Да все лишь разбирали последствия.
И только от феи нашего класса, которая понимала нас, как никто другой, услышал я здравый совет. И это показало, что она очень хорошо понимала ситуацию.

В общем, говорит:
- Есть другие способы, чтобы с эмоциями справляться. Не обязательно алкоголь в неимоверных дозах для этого в себя вливать. Это не выход. А трудности в жизни ты ещё не раз встретишь. И давай уже сейчас учись как-то эмоции контролировать, а не поливать их спиртосодержащими напитками.

А на мой недоумённый взгляд пояснила:
- Ну, вот зашкалили твои эмоции. Но есть же у тебя допуск в школу во внеурочное время для музыкальных репетиций. Ну и играй ты на бас-гитаре до посинения. Вреда уж точно никакого не будет, а отвлечься поможет. Или на лыжах катайся.

Пробовал я на лыжах, но лыжи как-то не пошли. Уж сорок лет с лишком с тех пор минуло, да так до сих пор и лобаю, если эмоции захлёстывают. Только бас сменил на обычную гитару и на клавиши. А пока звуки извлекаешь, уже и решение проблемы само в голову обычно приходит. В общем, совет был здравый.
И сейчас у меня есть в наличии вот такие вот девайсы, которые помогают из эмоционального минора в мажор выходить.

Человечность против правосудия или "Директор, принесите пальто!" Школа, 10 класс, 80-е, Директор, Классный руководитель, Алкоголь, Ансамбль, Актовый зал, Музыка, Музыкальные инструменты, Происшествие, Правосудие, Человечность, Помощь, Педсовет, Родительское собрание, Комсомол, Эмоции, Текст, Длиннопост
Человечность против правосудия или "Директор, принесите пальто!" Школа, 10 класс, 80-е, Директор, Классный руководитель, Алкоголь, Ансамбль, Актовый зал, Музыка, Музыкальные инструменты, Происшествие, Правосудие, Человечность, Помощь, Педсовет, Родительское собрание, Комсомол, Эмоции, Текст, Длиннопост

И браво, Лидия Викторовна! Советом твоим и сейчас пользуюсь.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!