user7498000

user7498000

Пикабушница
Дата рождения: 8 марта
1139 рейтинг 16 подписчиков 1 подписка 9 постов 1 в горячем
24

Как работает АВА терапия в обучении речи при аутизме - плюсы и минусы

Поведенческая (ABA) терапия - самый эффективный способ обучения детей с аутизмом и другими проблемами поведения.

Мой сын в терапии уже 3 года, занимается со специалистом 6 часов в неделю, ещё несколько часов в неделю со мной дома. Ни на минуту не сомневаюсь, что без ABA проблем у нас было бы больше, а успехов меньше.
Сразу оговорюсь, он далеко не высоко функциональный и точно не гений. Примерно с годовалого возраста я не видела никаких признаков, что он нормально воспринимает окружающий мир. Часто от других родителей в похожей ситуации я слышу, что до двух лет у них был идеальный ребенок, а потом начался кошмар. Я могла бы сказать что-то в этом роде, если бы изначально всё шло гладко, но беременность была тяжёлой с рисками потери, кесарево, гипоксия. С момента его рождения я пристально следила за развитием сына и по началу меня больше тревожило не то, что он ДЕЛАЛ, а то, чего НЕ делал.

Он не кричал, вообще. Мог заплакать от боли или дискомфорта, но реально редко. Не реагировал ни на что кроме воды, музыки и экранов. Игнорил всех, даже если забрали то, что он держит в руках. Не замечал, что кто-то вошёл в комнату. Ничего не просил, ни во что не играл, ничего ни за кем не повторял - ни движения, ни звуки. Просто крутил то, что крутится, что не крутится бросал. Эта тишина меня пугала, хотя все вокруг умилялись: "просто ангелочек, спокойный и тихий". В глазки смотрит, улыбается, короче "мама, не волнуйтесь, просто гипоксия, гипертонус, бла бла бла...".

Лишь к двум годам он научился кричать, стал уворачиваться от прикосновений. Потом стал кусаться, дергать за волосы и одежду, извлекать звуки из любых предметов, пробовать всё на вкус и исследовать свои вестибулярные ощущения. Такими приемами он стал формировать свою не вполне адекватную картину мира. Примерно в 2,5 года, когда симптомы аутизма уже накручивались один на другой снежным комом, мне повезло наткнуться на Денверскую методику раннего вмешательства и внедрить её в нашу жизнь на следующие полгода. Это стало отличным фундаментом для ABA терапии: с каждым днём сын становился более контактным, тактильным, круг интересов стал расширяться. Эмоциональный интеллект развивался, но когнитивные способности по-прежнему выглядели трагично. К 3м годам нам уже отказали несколько дефектологов, пару из них сын отверг сам, а нейропсихолог после полугода занятий прямым текстом сказала "прогресса нет, вам нужна АВА терапия, прощайте" (за что я благодарна ей от души).

Впервые я шла в АВА центр с полным комплектом заблуждений, которые опишу ниже. Если вы недавно узнали о диагнозе своего ребенка и только присматриваетесь к ABA терапии, у вас наверняка есть похожие сомнения, часть из которых я постараюсь развеять.

На предварительной консультации меня заверили, что сын будет по звонку садиться за стол заниматься, за правильное выполнение заданий получать жетоны. Я оглянулась на своего мальчика, сосредоточенно крутящего колесо машинки, вспомнила про свои руки, искусанные им до синевы и подумала "Ну наверное годам к 6-ти сможет, нейропсихолог за полгода не смогла его за стол усадить". На первом же занятии сын научился давать пять. Через 3 месяца занятия с жетонами за столом по звонку стали нашей реальностью.
Первое время ребенка научили общаться карточками PECS, а потом постепенно пошли первые слова. Меня предупредили, что у этого центра была пара "кейсов" когда речь так и не удалось развить, но этих детей в итоге обучили пользоваться мессенджерами. Я так понимаю, что АВА позволяет обучить читать и печатать практически при любой тяжести аутизма.

В контексте АВА я вижу аутизм в нескольких ракурсах.
а) автоматизмы речи у них отсутствуют. В норме у малышей есть условно "место" в голове для одного родного языка, который они впитывают очень быстро, интуитивно. Свой первый иностранный язык вот так интуитивно они уже не впитают, его будет сложно изучить. В первые годы жизни невербальные аутисты не понимают то, что вы говорите примерно так же, как вы не понимаете иностранный. С самыми маленькими нужно позитивно, доступно, знаками, картинками, доносить значение каждого слова.
б) "Зачем?" - это главный вопрос, движущий людей с аутизмом на свершения. Даже детей, с первых шагов. Даже тех, кто не может этот вопрос произнести. Даже тех, кто пока не осознаёт природу вопросов и ответов. Бушующая нервная система ищет баланса, который может достигаться самыми различными способами. Чтобы понимать, осознавать, им необходим покой (комфорт) - такой, которого требуют индивидуальные сенсорные особенности. Иногда комфорт может достигаться путем своеобразной игры, которая для нормотипичных людей выглядит как та или иная самостимуляция. Если аутист может достигнуть этих состояний комфорта и фана самостоятельно, его вряд ли заинтересуют взаимодействия с людьми ради абстрактного одобрения. Зачем ему делать то, что вы хотите? Это МЫ пришли к нему с заданиями, инструкциями, требованиями, это НАМ нужно, чтобы он делал что-то совершенно ему неинтересное. Нормотипичный ребенок, по большей части, выполняет инструкции родителей, потому что это - уже часть основы выживания. Лишь в небольшой части заданий ребенок проявит самосознание, сможет заявить, что он против - при чём обычно чем старше, тем непослушнее с апофеозом в пубертате. Аутист на старте, с первых лет жизни против любой вашей инициативы на 100%, если он не понимает ЗАЧЕМ ему это делать (если это не интересно, не весело и, особенно, если плохо получается). В случае с аутичными детьми, которые ещё не понимают речь, любой аргумент - это пустой звук. Если вы досконально знаете интересы ребенка, если только от вас он может получить самые желанные вещи, игры, процессы, атмосферу - только тогда вы даёте ему ответ "зачем" ему делать то, что вы хотите - иными словами, даёте мотивацию. Как я уже писала, Денверская модель в первые годы жизни - идеальный фундамент для ABA терапии, в которую вы можете прийти с большим комплектом мотивашек - игрушек и игр, за которые ребенок будет готов работать, т.е. учиться делать то, что мы считаем самым важным для него в данный момент.

Как работает АВА терапия в обучении речи при аутизме - плюсы и минусы Аутистические расстройства, Сын, Детство, Речь, Обучение, Психология, Психотерапия, Мама, Длиннопост

в) У аутистов в "прошивке" нет функционала повторения, отзеркаливания поведения, движений, звуков - навыка имитации. Он на уровне инстинктов встроен в нейротипичный разум - обычно дети повторяют за взрослыми, это основа нашего нормального обучения. Примерно в школьные годы высокофункциональный аутист может осознать необходимость копировать общепринятое поведение и научиться это делать в разной степени убедительно. В этом заключается природа маскинга - крайне утомительного, тревожного состояния, в награду за которое нейротипичные люди не будут считать человека с аутизмом инвалидом. Однако маскинг - это высший пилотаж синдрома Аспергера у ребят, похожих на Илона Маска, Эминема и иже с ними, этому учатся "изнутри" при стечении целого ряда не вполне изученных обстоятельств. Извне мы можем обучить только первичному навыку имитации - повторять движения, потом повторять цепочки движений, сложнейшие из которых - это произнесение слов.

г) если вы попросите аутиста что-то сделать, ваш запрос пройдет через 3 его фильтра:
1. Понимание ЧТО вы сказали. Вы должны быть уверены в том, что вас услышали и трактуют ваши слова правильно.
2. Понимание ЗАЧЕМ ему бросать свои дела и идти делать то, что вам надо. Фактор "чтобы мама не орала" самый ненадежный, нужно найти реальную мотивацию для него и наладить сотрудничество.
3. Понимание КАК делать то, что вам надо. Если он понимает не полностью, не уверен в успешности, не знает детального сценария каждой операции, ваш понятный запрос и его мотивация могут посыпаться.
Если три условия соблюдены, ваше задание (инструкция) будет выполнена. Аутист по природе не лентяй, не глупый и не вредный. Просто часто для выполнения вашего технического задания у него недостаточно данных.

Дальше опишу на чем фокусируется АВА для развития речи невербального ребенка с проблемным поведением.

Поведенщик, вооруженный арсеналом мотивашек, начинает выстраивать сотрудничество - в АВА это отдельная обширная тема, за вольную интерпретацию которой специалисты могут меня закидать помидорами, но тем не менее... я хочу упрощенно рассказать о сотрудничестве в ABA с позиции мамы. Имея под рукой всё, что может реально интересовать ребенка, зная текущий уровень его навыков, поведенщик даёт ему самое простое задание, с которым будет не трудно справиться (даже с помощью, даже не идеально, тут важно старание) и за это сразу даёт мотивашку - это называется прямое подкрепление. На прямом подкреплении ребенок делает первые успехи (формируется успешность без особой коррекции промахов - ребенок начинает выполнять простейшие инструкции - дай пять, дай руку, встань, сядь, возьми, дай, положи и т.п.). От прямого подкрепления терапист переходит к работе с поощрением через жетоны - за каждое правильное выполнение задания ребенок получает жетон, и только набрав несколько жетонов получает поощрение - мотивашку, которую ему дают на некоторое время, а потом снова забирают, чтобы продолжить работу. Расставаться с мотивашками спокойно тоже учат (формируют толерантность к отказу). Эту систему понимают и принимают даже самые тяжёлые дети с аутизмом.

Мой личный несерьёзный взгляд - мы десятки поколений были настолько одержимы деньгами, что вписали систему работы за монеты, на которые можно приобрести желаемое, в генетический код нового типа людей. Они с рождения отказываются повторять наше сложное, утомительное и скучное поведение бесплатно.

Развитие навыка имитации - одна из первичных целей АВА тераписта (поведенщика) на пути развития речи.

Параллельно ребенка обучают визуально сканировать информацию - это важно для расширения пассивного словарного запаса, визуального соотнесения предметов и их изображения. Вы могли слышать, что часто аутисты не видят общей картины. На мой взгляд это не совсем верно, они видят слишком много деталей - будто смотрят на всё одновременно, каждая деталь важна и анализируется, трудно выделить главное и отсечь визуальный шум. Любой дефектолог назовёт это проблемами внимания. ABA терапист же понимает, что внимание во время задания может быть полностью захвачено каким-то визуальным стимулом, который для аутиста может выглядеть настолько крутым, что на остальное смотреть НЕ-ЗА-ЧЕМ. Лишь сформированное сотрудничество (а иногда даже изменение пособий или среды) даст возможность вникнуть в суть задания и выполнить его успешно. Ребенку дают простые задания на сортировку предметов по типам, по цвету и форме. Потом обучают соотносить идентичные картинки, после учат группировать разные изображения одного и того же предмета. Всё это нужно, чтобы развить визуальное внимание, на которое опирается большинство пособий и весь наш быт. Проще говоря мы постоянно что-то ищем взглядом, и это тоже надо уметь делать.

Ещё одна область в АВА - формирование поведения слушателя. Мне кажется тут история похожа на визуальное сканирование - аутист слушает всё одновременно, ищет закономерности во всех звуках, не может отсечь просто шум. В этом контексте понятна их тяга к музыке, в которой царит порядок, точность, предсказуемость. В то же время аутичный разум приходит в раздражение от посторонней болтовни, непредсказуемой, беспорядочной и не вполне понятной. Если человек с аутизмом не слышит ничего кроме замечаний, упрёков, заданий, он может полностью экранироваться от речи, испытывать отвращение к требованиям, к определенному тону. Получая поощрение за то, что он услышал нас, прореагировал на определенный звук, отличил одно слово от другого, соотнеся его звучание с изображением, ребенок учится слушать; затем пробует повторять или реагировать так, как нам хочется - опять же всё с формированием успешности, переменками, многократным повторением от элементарно простого к сложному.

Развитие навыка коммуникации начинается с обучения просьбе. Прежде чем научиться говорить (комментировать, отвечать на вопросы) ребенок должен научиться просить любым доступным на данный момент способом - карточкой или жестом. Родители маленьких детей с аутизмом часто отмечают их самостоятельность - "сам берёт всё, что ему надо" с оговоркой "иногда начинает орать, если мы не понимаем, что он хочет". Корни и того и другого поведения в неумении просить. АВА обучает приемлемым просьбам - если ребенок пока не может говорить (что требует высоких навыков имитации, понимания речи через поставленное поведение слушателя, активного словарного запаса и собственно навыков вербальной просьбы) его обучают системе альтернативной коммуникации PECS - общению карточками. Это спасение от криков/агрессии/самоагрессии, к которым аутист прибегает не умея попросить желаемое. Часто родители просто перебором начинают давать ребенку всё подряд, чтобы только он не кричал/кусался/бился головой об пол, тем самым подкрепляя (поощеряя) нежелательное поведение. Как только ребенок понимает, что показав маме карточку "мультик" ему дадут посмотреть мультик, а в ответ на крик он ничего не получит, неприемлемое поведение уходит.
Когда специалист АВА понимает, что ребенок физически может произнести слово, которым он может попросить желаемое, необходимость в карточках отпадает, появляются первые слова.

Как работает АВА терапия в обучении речи при аутизме - плюсы и минусы Аутистические расстройства, Сын, Детство, Речь, Обучение, Психология, Психотерапия, Мама, Длиннопост

Следующий коммуникативный навык - ответ на вопрос. Начинают с интровербальных слов - продолжения сказанного - из разряда "машину водит...папа", "мяу говорят...коты".
Отдельная тема - ответы "да" и "нет". Когда мой невербальный сын научился отвечать согласием или отказом на вопросы, небо просияло, солнце вышло из-за туч и, честно говоря, жизнь почти наладилась. Это дала нам ABA терапия к 5 годам, как и многие другие навыки, до которых мой ребенок вряд ли бы дорос без неё.

Как работает АВА терапия в обучении речи при аутизме - плюсы и минусы Аутистические расстройства, Сын, Детство, Речь, Обучение, Психология, Психотерапия, Мама, Длиннопост

Теперь о воображаемых минусах АВА или распространенных заблуждениях.
1. "Это просто дрессировка, чтобы научить ничего не понимающего ребенка нескольким трюкам демонстрации интеллекта".
Тут коротко - дрессировка это обучение животного неприемлемому для его природы поведению. ABA же это метод обучения детей приемлемому для их возраста поведению, которое по тем или иным причинам не удалось привить никакими другими методами.
2. "АВА учит делать всё, что скажут, за конфетки, это способ воспитать раба чужих желаний". За буквально конфеты ребенок может начать выполнять задания только в том случае, если у него вообще нет никаких других интересов, что бывает крайне редко. Грамотный специалист очень быстро уведет ребенка от пищевого поощрения к другим полезным для него мотивашкам (чаще всего к играм). Только те тераписты и члены семьи, которые смогут установить с аутичным ребенком сотрудничество в ABA, смогут добиваться от него желаемого. Со временем обычное воспитание и выстраивание границ (с опорой на понимание речи) поможет разъяснить сложные законы взаимодействия с посторонними. Отказаться от выполнения вашего задания это тоже право, которое нужно чтить и навык, который необходимо развивать (мотая головой, показывая карточку "нет" или вербальным отказом ребенок избавляет вас от своей истерики, во время которой вам всё равно пришлось бы уступить).
3. "АВА это только про бытовые навыки при самых тяжёлых интеллектуальных нарушениях, а нам надо речь развивать, он вон уже и конструктор собирает, и буквы с цифрами знает, просто не говорит". К сожалению, знание букв и цифр, как и конструирование, могут входить в область специальных интересов ребенка и практически не влиять на его способности к коммуникации. Когда цель АВА терапии - развить речь, фокус будет на описанных выше базовых навыках, когда вы поставите цель учить одеваться или чистить зубы, приемы обучения в рамках той же ABA терапии будут другими.

Реальные минусы - родители со стажем реабилитации, наверное, их и так понимают, но всё же пропишу:
1. Несмотря на то, что метод АВА называют терапией, она никого не лечит от аутизма. Этот метод научит человека с аутизмом вести себя нормально в контексте поставленных целей. Быть "нормальным" он не сможет, аутизм не лечится - это просто другой тип мышления и поведения, но не думайте, что это приговор.
2. АВА терапия это дорого и долго. Примерно 7 часов в неделю со специалистом обходятся нам в 70к в месяц, чем меньше занятий, тем дольше осваиваются навыки. Качественное обучение родителей стоит тоже не дёшево, однако самостоятельная работа с под контролем куратора обходится дешевле, чем постоянные занятия с поведенщиком. Слышала, что есть фонды, которые помогут спонсировать обучение родителей.
2. Даже работая с крутой командой специалистов, родителям придётся заниматься дома по той же методике - ребенок должен генерализовать навыки вне кабинета, иначе он научится выполнять задания только с терапистом и "слушаться" будет только его.
3. Даже обучив имитации, речи и т.д. и т.п. необходимо будет разбивать любой навык на отдельные действия и обучать поэтапно путем многократных повторений. Возможно придется пользоваться визуальными расписаниями и другими визуальными подсказками.
4. АВА не панацея - искать свои методы обучения эмпатии, позитивному мышлению, борьбе со стрессом, а также высоким материям про добро и зло, хороший вкус, дружбу и одиночество и т.д. и т.п. вы будете самостоятельно.

Искренне желаю вам сил и терпения на этом пути.

Показать полностью 3
19

Сенсорика аутичного восприятия и зачем неравнодушным вникать в чувствительность

Сенсорика аутичного восприятия и зачем неравнодушным вникать в чувствительность Аутистические расстройства, Психология, Особенности, Сын, Мама, Дети, Воспитание, Длиннопост

Сенсорная интеграция, я считаю, очень важная тема для родителей детей с аутизмом. В меньшей степени тема интересна взрослым высофункциональным людям с РАС. Я связываю это с тем, что родители сталкиваются с более тяжёлыми проявлениями сенсорных нарушений, а потому постоянно мониторят методики, при которых правильная помощь сможет улучшить качество жизни. Взрослые же уже скомпенсировали свои не слишком суровые нарушения восприятия, могут даже не осознавать, насколько их картина мира отличается от нормы, или не представляют, что им тут может что-то помочь, кроме препаратов.

Я - мама невербального ребенка с аутизмом, не могу говорить о научной стороне вопроса сенсорной интеграции, потому что, на мой взгляд, пока никто не может. Возможно когда-нибудь появится цифровой продукт, который сможет сканировать сенсорные системы (чувствительность) одного человека и ретранслировать полученную информацию о глубине и силе ощущений кому-то другому. Но покуда эти идеи не дотягивают даже до уровня научной фантастики, вопросы этой области остаются, типа, психологическими. Кто-то даже не верит, что чувствовать, видеть мир люди могут по-разному.

Опишу общие "системные" моменты про сенсорную интеграцию.

Более менее изученные сенсорные (чувственные) системы человека:
Зрительная
Слуховая
Вкусовая
Тактильная
Проприоцептивная
Вестибулярная

Под нарушениями каждой сенсорной системы обычно понимают две крайности:
- Повышенная чувствительность
- Сниженная чувствительность

Как следствие имеем варианты компенсации этих особенностей со стороны нервной системы:
- Поиск новых ощущений
- Избегание ощущений.

Плохая новость - при нарушении сенсорной интеграции возможны любые комбинации "крайностей" в разных областях, даже на первый взгляд противоречащие друг другу. Помимо этого сенсорный профиль при аутизме может в течение жизни многократно меняться - от избегания ощущений переходить к их поиску и т.п. В результате единственные ключики к решению сенсорных проблем - это движение и опыт (праксис), наблюдения здесь и сейчас.

Всем, кто сталкивается с сенсорными нарушениями, не остаётся ничего, кроме как исследовать свои и чужие догадки. Лучшие из них изложены в почти научной книге Дж. Айрис "Ребенок и сенсорная интеграция". Там много наблюдений из практики, подсказок что делать и чем это поможет. На мой взгляд, книга будет полезна любому родителю и специалисту, работающему с детьми, а также всем взрослым и детям в спектре.

В норме нервная система не замечает, как наши "сенсоры" работают - мозг спокойно обрабатывает поступающие стимулы и отправляет во внешний мир соответствующие реакции на них, или "загружает" их в накопленный опыт. Это кольцо реакций порождает всем понятное (общепринятое) поведение.

Тут хочется задействовать абстрактное мышление читателя. Вообще плоское бумажное кольцо - это простая двусторонняя геометрическая форма, на примере которой очень легко представить себе кольцо реакций.

Допустим, ребенок закрывает дверцу шкафа. Его мозг отправил сигнал руке "толкнуть дверку", сустав распрямил его руку, крепеж дверцы заработал, дверка закрылась, уши слышат стук закрывания, мозг запомнил - дверца стукнула, значит закрылась. Кольцо реакций замкнулось. Абстрактно на второй грани кольца осталось место для записи аналогичного опыта - ребенок уже заранее интуитивно понимает как закрыть дверь комнаты: её нужно толкнуть. Более внимательный, возможно, заметит убегая - если дверь не хлопнула, я толкнул её недостаточно, она не закрылась.

Теперь представим, что проприоцептивная и слуховая системы ребенка гиперчувствительны и компенсируются через поиск ощущений. Условно, это то место бумажного кольца, которое может кардинально поменять природу происходящего. К слову, если мы настоящее бумажное кольцо в одной точке разрежем, превратив в ленту и перекрутив на 180 градусов один край, а затем снова склеим, то получим ленту Мёбиуса - одностороннее геометрическое тело в трехмерном евклидовом пространстве. Ленту с одной гранью трудно осознать, но легко продемонстрировать - если начать вести маркером непрерывную линию по ленте Мёбиуса, маркер придет в начальную точку, доказывая, что у этой ленты одна сторона, а не две, как мы привыкли.

Сенсорика аутичного восприятия и зачем неравнодушным вникать в чувствительность Аутистические расстройства, Психология, Особенности, Сын, Мама, Дети, Воспитание, Длиннопост

Абстрактно кольцо реакций ребенка с аутизмом может выглядеть подобно ленте Мёбиуса. Ребенок закрывает дверцу шкафа. Его сустав распрямил руку, толкая дверцу, он почувствовал сопротивление петель и его мозгу эти ощущения ОЧЕНЬ понравились. Он услышал, как дверца стукнула, этот звук тоже ОЧЕНЬ понравился. Что решает мозг? "Прикольно, попробую ещё раз". Кольцо реакций, вместо того, чтобы замкнуться, зациклилось.

Или, допустим, у ребенка повышенная тактильная чувствительность и он (она) избегает осязательного опыта, т.к. любое тактильное ощущение чрезмерно раздражает нервную систему. Представим, что зрительно он тоже высокочуствителен, но тут поиск новых визуальных стимулов помогает, успокаивает. Представим себе, что на такого ребенка одели колючие или просто сползающие колготки. Любое движение - ходьба, прыжки, бег - сопровождается адским дискомфортом. Вполне возможно ребенок не осознаёт, что именно его тревожит, или не имеет возможности это объяснить. Нервная система находит выход - когда он садится без движения у окошка, наступает покой. А за окном ещё потрясный визуальный стимул - солнце светит сквозь листья, ветер их колышет, создавая каждую секунду новый "рисунок" просветов. Разумеется, если именно в этот момент человека с такими сенсорными особенностями позвать играть, кушать или ещё куда вам заблагорассудится, мы получим уже почти понятную реакцию - ярость. Беспокойство родителей тут тоже понятно: "сидит, смотрит в окно НИ НА ЧТО, играть/есть/заниматься отказывается".

Таким образом сенсорная интеграция - это способ приведения в баланс сенсорного (чувственного) опыта и реакций нервной системы на этот опыт. Наиболее эффективно работает в игре и физической активности (АФК/ЛФК), но и в быту некоторые приемы, привычки и изменения среды могут принести пользу. Какую? Сенсорная интеграция помогает сократить нежелательное поведение, уменьшить или трансформировать стимы, снизить тревожность, улучшить сон и развить моторику.
Например, бьюти-массажер для лица (за 300р) я даю сыну в транспорте, если предчувствую истерику - он вибрирует в руках бесшумно и даёт необходимые ребенку в этот момент тактильные ощущения.

Сенсорика аутичного восприятия и зачем неравнодушным вникать в чувствительность Аутистические расстройства, Психология, Особенности, Сын, Мама, Дети, Воспитание, Длиннопост

Если вы всё ещё читаете и всё понятно, то дальше будет примерный сценарий, что с этим пониманием можно делать. Как вы уже поняли, детально проработать меры и занятия можно только под каждый конкретный "комплект" особенностей.

1. Конспектируйте наблюдения и анализируйте. Опишите все знания о сенсорных особенностях вашего ребенка, понятные вам на данный момент. Начните со списка опасных или неприемлемых моментов, дополните занятиями, которые ребенку нравятся.
Я для себя периодически описываю наши боли и радости в такой системе:
- Что меня пугает в поведении ребенка:
- Что меня бесит в его поведении:
- Что мне нравится в его поведении:
- Что его пугает:
- Что его бесит:
- Что ему нравится:
Когда список готов, проставляю рядом с каждым пунктом свои догадки - от какой сенсорной системы это может исходить.
Дальше ставлю "+" если это похоже на поиск ощущений и "х" если это избегание. Иногда поведение может быть прямым следствием высокой чувствительности или сниженной (а не поисков или избегания ощущений), в таких случаях отмечаю "ВЧ" и "СЧ". В ином случае корни могут уходить в приобретенный опыт с не очевидными причинами и следствием. Тут ставлю вопросики и откладываю на "подумать". Например, меня пугает, что иногда перед сном сын меня кусает. Тут можно предположить, что это поиск проприоцептивных и тактильных ощущений, нужно дать грызунок, поделать массаж... И проверка показывает, что догадка не верна. В итоге оказалось, что пару раз, когда я не знала, как отвлечь его от кусаний, я рассказывала ему его любимую сказку "о Царе Салтане" и сын сделал вывод, что если меня укусить, я расскажу именно эту сказку. Дальше у меня получилось научить его по буквам произносить "ска-ска", т.е. он освоил приемлемую просьбу, за которую получал поощрение и перестал меня кусать.

Такое структурирование поможет не просто увидеть на одном листе общую картину. В дальнейшем вы сможете, опираясь на это разложенное по полочкам понимание, найти или придумать подходящие упражнения - по крайней мере вы поймёте "где копать". Если кому-то будет интересно разобраться подробнее, как выглядит наш проработанный список особенностей и меры/упражнения, которые я предпринимаю, чтоб нам с этим было проще жить, опишу в следующем посте.

2. Не игнорируйте дискомфорт. Если аутичный человек его испытывает, по-любому будут знаки (крики, плач, самостимуляция, агрессия).

Сенсорика аутичного восприятия и зачем неравнодушным вникать в чувствительность Аутистические расстройства, Психология, Особенности, Сын, Мама, Дети, Воспитание, Длиннопост

Отнеситесь к этим моментам с особым вниманием - какие ощущения могли взбесить, в какой сенсорной сфере? Запишите наблюдения. Не доверяйте специалистам и советам, которые категорически по всем вопросам предлагают "заставить и преодолеть" - чаще всего это просто мучения без особой педагогической пользы. Если ярлычок на одежде бесит, его надо срезать. Если ботинки шнуруются в слезах, выбирайте обувь на липучке и т.д. и т.п. Если ребенок боится фасоли и шишек, постарайтесь их не показывать, тогда у вас будет шанс трансформировать страх в интерес. Вы вот, допустим, боитесь тараканов - если я вам предложу с ними поиграть, кому-нибудь станет лучше?

3. Стройте догадки и проверяйте. Не тревожьтесь, если вы не делали этого раньше, важно чтобы теперь упомянутое стучание дверцей вызвало в вас не раздражение, а любопытство - какая сенсорная система стимулируется сейчас? Подключите дедукцию - чем ещё можно эту систему насытить? Постучать в барабан? Лупить руками фитбол? Побросать надувной пляжный мяч? Научить отжиматься? Среди множества вариантов вы найдете тот, который станет более приемлемым, весёлым или полезным. И (само собой разумеется, но всё же пропишу) - прежде чем проверять догадки сенсорной интеграции с невербальным ребенком, нужно убедиться, что у него в норме слух, зрение, не болят зубы, суставы или что-то ещё.

4. По возможности обращайтесь к специалистам по сенсорной интеграции со своим конспектом. Красными флагами будет нежелание специалиста вникать в ваши наблюдения и острая неприязнь ребенка к этим занятиям. В ABA-центре, который посещает мой сын, дети бегут на "сенсорку" подпрыгивая, а тренера окружают радостной толпой, когда он выходит из своего зала. При этом часто с занятий выходят раскрасневшиеся, явно после неплохой нагрузки, т.е. никак не скажешь, что детей там только в гамаке качают.

5. Действуйте в интересах аутичного восприятия. И дело не в том, что надо потакать, а в том, насколько может быть вредно (и при этом безрезультатно) запрещать или заставлять. Если вы видите явный поиск ощущений - насыщайте, ищите варианты. Проще "насытить" сенсорные поиски аутичного ребенка, чем взрослого. Если малыш тащит в рот все игрушки, а мы отберем их все и не предложим ему самые разные грызунки, скорее всего получим подростка, который жуёт край куртки или сгрызает ногти до крови. Или, например в 4-5 лет мой сын обожал трогать цветастые летящие ткани - часто мусульманки носят юбки из таких. Когда маленький кудрявый мальчик трогает в автобусе красивую юбку, посторонняя тетя обычно улыбается. Однако, если мы не сможем дома завести ассортимент таких тканей и объяснить, что трогать их можно сколько угодно, но только дома, к подростковому возрасту нам придется отказаться от поездок в общественном транспорте, ибо вероятность резко получить по голове будет максимально велика.

Если избегание сопровождается воплями - уберегите по возможности человека от подобного опыта. В крайних случаях специалисты проводят десенсибилизацию - работают со страхом, неприязнью, избеганием, но это реально сложная работа для спецов уровня сапёров. Таких наблюдается острая нехватка: в Москве есть прям отличные, в регионах говорят найти значительно труднее.
Иногда "подкованный" специалист может найтись в секции спортивной гимнастики или работать тренером ЛФК. Масса крутых упражнений опубликована в телеграмм канале "Необычная физкультура". С минимальными знаниями английского можно найти годные упражнения на Pinterest. Осталось только разобраться, какие из них подойдут именно вам.

Показать полностью 3
16

Первые звоночки РАС у малышей-молчунов и связанные с ними маленькие победы

Первые звоночки РАС у малышей-молчунов и связанные с ними маленькие победы Аутистические расстройства, Сын, Мама, Дефект речи, Речь, Длиннопост

Если вас тревожит поведение вашего малыша и вы подозреваете у него РАС, в первую очередь сообщите об этом вашему неврологу и пройдите тест M-Chart. Если процесс диагностики уже запущен или вы уже услышали от врача о ЗПР, думаю пост вам будет полезен.

Если вы родитель невербального ребенка или разговорили своего молчуна позже обычного, буду рада вашим комментам и наработкам. Однако опытные борцы за речь могут и не найти тут что-то новое. Прохожих с нестерпимо восторженными взглядами на евгенику прошу не беспокоиться))

Хочу описать тревожные звоночки РАС и связанные с ними несколько приёмов, которые (параллельно с комплексом реабилитации) помогли моему сыну получить первые доречевые навыки прежде, чем у него диагностировали аутизм и до того, как он произнес первые слова (и то и другое произошло в 4,5 года).

По моему опыту, от перечисленных ниже первых признаков до получения диагноза РАС (иногда этот процесс может затянуться, а проблемы усугубляться) самые эффективные способы реабилитации - это Денверская методика раннего вмешательства, сенсорная интеграция, ABA-терапия и система альтернативной коммуникации PECS. Причем лучше всего они работают в комплексе, под контролем специалистов, но и по отдельности, при самостоятельной правильной работе родителей ускорят развитие ещё до точного определения диагноза. Я считаю, что внедрить этот комплекс в обучении неречевого ребенка с 2х до 4х лет - это лучшее, что можно сделать для его и своего будущего. Но я не педагог, а просто мама, поэтому пишу о приёмах, работающих за пределами учебного стола, вне кабинетов специалистов, которых нам повезло найти.

Итак, к побежденным проблемам.
1. Не откликается на имя.
Вот прям вообще - ни голову повернуть, ни "а?", ни взгляда на вас.

Не пытайтесь "докричаться" и ни в коем случае не агрессируйте - это только вредит. Вот чему научились я, чтобы это преодолеть:
а) полностью исключила его имя из любых замечаний. Например, сын сосет палец (стучит дверцей шкафчика, жуёт или облизывает несъедобное, в общем своеобразно балуется), вы грозно выкриваете его имя - он ненадолго прекращает либо игнорит. Если вы так поступаете (пусть даже изредка), перестаньте. Лучше подойти, сказать "не надо" или "не делай", а затем мягко, прямо руками, остановить и попробовать заинтересовать игрушкой.
б) когда ребенок не занят чём-то сильно важным для себя, назвать его по имени, и сразу молча протянуть мотивашку (то, что ребенок любит больше всего, что вы и так ему могли бы дать). Например, мой сын обожает йогурты и фрукты - как только я собираюсь их предложить, говорю "Даник!" и после протягиваю ему. То же делаю с его любимыми игрушками и даже телефоном. Когда начнет реагировать на своё имя стабильно, можно добавить "Даник, смотри (на/бери)". То же с любимыми процессами: "Даник, стирка!" "Даник, купаться!" С нелюбимыми делами имя не называем "Идём чистить зубы", "Сядь на стул" и пр. Результат будет, если это станет привычкой.

Сейчас Данику почти 6 лет, он стабильно откликается на имя и я учу его отзываться - зову, а когда он обернулся, добавляю вопросительное "А?", если он повторил за мной "А?" хвалю или даю мотивашку. Полгода назад он стал обращаться ко мне "мама" (до этого мог произнести только моё имя), я откликаюсь "А?", после сразу говорю "Даник!" и он следом частенько откликается "А?", после чего слышит от меня что-то ласковое.

2. Указательный жест отсутствует.
Ребенок не показывает пальцем ни то, что он хочет, ни то, что его удивило. На просьбу "покажи" не реагирует. Замечу, что умение указательным пальцем нажимать кнопки или скроллить не в счёт.

а) Убираем из свободного доступа самые любимые вещи (обычно это игрушки, гаджеты, пульт или что-то избирательное, что любит включать-грызть-крутить в руках). Достаем предмет из недоступного места, окликаем по имени и показываем на него пальцем. Когда попали в зону внимания ребенка и видим, что он потянулся к игрушке, остаётся сложить его руку в указательный жест и произнеся "покажи" тыкнуть его пальцем в предмет, а после отдать. Как только навык закрепится, малыш начнет складывать руку в жест сам, касаться его руки нужно всё меньше и меньше. Когда потребность в вашей физической подсказке отпадет, начинайте отдалять предмет, чтобы ребенок показывал пальцем в его направлении, не тыкая в него.
б) нужно донести, что жест "покажи" - это не только о том, что он хочет получить. На примере изучения цветов (если ребенок любит шарики, кубики, машинки) кладем несколько разных по цвету предметов перед ним и говорим "покажи красный", помогаем тыкнуть именно в красный. Часто дети с РАС долго не могут освоить цвета, но обожают буквы и цифры уже в 2 года, иногда это фигурки животных - используйте те пособия или наборы, которые малышу интересны. С малышами 2 с небольшим лет лучше заниматься этим часто, но не долго - это должно быть быстрое занятие, в котором ребенок успешен. Если в этом возрасте сидеть над этим долго через слезы, недоумение и ошибки, результата добиться сложнее. Чтобы жест позже вошёл в более сложный процесс обучения, нужно сначала найти то, что ребенку будет не трудно показывать правильно.

3. Отсутствует щипковый захват - ребенок не может взять предмет большим и указательным пальцем.

Проще всего этот навык сформировать с едой, которую ребенок любит. Даник любит фрукты и ягоды. Я резала мелкими кубиками яблоко или дыню (иногда это была черника, малина или зеленый горошек которые, само собой, резать не надо) и ставила тарелку между нами. Брала двумя пальчиками и ела, а он действовал сам. Сначала он брал кусочки всей пятерней, а я молча мягко поправляла, чтоб это было двумя пальчиками. Важно, что вы показываете пример, а он понимает, что если не есть сейчас - всё съедите вы. За пару месяцев таких полдников навык щипкового захвата прижился. В остальном у нас кушать руками - табу, кормим либо учим есть ложкой.

4. Не повторяет за взрослым гласные и слоги (а, у, та-та-та, па-па-па, ба-ба-ба).

В два года мой сын произносил только "У" и "Ся", а повторить за мной не мог ничего. Для двух лет похожая картина - это уже не звоночек, а набат. При серьезных нарушениях навык имитации (повторения) развить сложно, работать надо комплексно. Если вы говорите "сделай как я", хлопаете в ладоши (топаете, стучите, дуете, садитесь, ставите кубик на кубик) и ребенок повторят - навыки имитации есть, можно работать с речью. Если не повторяет - развить навыки поможет ABA и сенсорная интеграция.

Но есть приемчик про речь, которым я пользовалась параллельно с обучением моторной имитации, до того, как он созрел для игровой логопедии. Каждый раз, когда Даник делал что-то веселое для себя - бросал мяч, хлопал дверью (да хоть крышкой унитаза), или когда что-то падало, я говорила "бах". В итоге прежде, чем произнести первые слова "дай" и "папа" он научился повторять за мной "бах". Это по-прежнему его самый распространенный комментарий к заметным событиям. Ради хохмы теперь учу его отвечать "Кто лучший композитор? - Бах". Но вообще ему больше нравится Чайковский. Сейчас скептики решат, что подобные псевдослова бесполезны, но умение их произносить чаще приходит прямо перед началом прогресса в речи и редко обходится без них.

Ещё одна фишка для тех, кто добился повторения простых звуков "а", "у" и каких то ещё, но со слогами или словами прогресса нет. Катая ребенка на качелях остановите их (я ловила за ручки на сидушке) и скажите "Как я - А!". Если повторит отпускаем и качаем дальше. Если нет, повторяем вместо ребенка "А!" и качаем дальше. Потом то же с "У" и другими звуками, которые ребенок может повторить. Если игра приживется и ребенок станет за вами повторять - можно вводить в неё более сложные звуки. На качелях сын научился повторять сложные для себя "э" и "и" отвечать, что тигр рычит "р-р-р", а позднее освоил слово "катай". Мама, которая рассказала мне про этот прием, помогла таким манером своему сыну с аутизмом выучить порядок букв в алфавите.

5. Не реагирует на вопросы.
Если даже физически ребенок не может произнести "да" и "нет" (как мой сын, которому наш бесценный ABA-куратор ставила почти все звуки в игровой логопедии или механически), можно научить кивать при согласии и мотать головой при отказе. Но прежде нужно, чтобы он понял природу вопросов и ответов, что они ему дают.

а) развивайте понимание речи вопросами, на которые сами отвечаете. Например, прямо перед выходом на прогулку спрашиваем и отвечаем: "Пойдем гулять? - да!",
перед купанием "идём купаться? Да!"
"включить телевизор? Да"
"дать телефон? Да".
Лучше, если вам удалось при этом посмотреть в глаза и кивнуть.
Когда ребенок категорически против чего-то, вы предчувствуете отказ с криками и готовы отступить, в таком же режиме озвучиваем вопрос-ответ
"Хочешь пить? Нет",
"Почитать книжку? Нет"
и сами мотаем головой.

Если ребенок обращает внимание на предметы, которые вы показываете, явно слышит вас и что-то понимает, можно задавать простые вопросы типа "какого цвета ...", "какой формы ...", "Где лежит..." "Куда идём" и тут же отвечать на них. Тут важно говорить как можно проще, короче, сделать эти вопросы привычкой.

б) скажите "да")
Тут нам помог крутящийся стул, который Даник любит (может у вас есть своя любимая сенсорная фишка - батут, фитбол, кресло качалка, да хоть льющаяся вода). На примере стула - крутим сидящего на нем ребенка до состояния весёлости, останавливаем и спрашиваем - "Ещё?" Весело и бодро киваем, одновременно произнося "да!" и крутим дальше. Очень важно, чтобы, когда вы прекратите ребенка веселить и прежде чем продолжите, он не успевал расстроиться, не кричал.

Сначала Даник научился повторять за мной неправильно - "Ха", но я его не поправляла, т.к. произнести "д" он не мог. Чуть позже благодаря игровой логопедии на занятиях ABA удалось "ха" превратить в "да". После мы сосредоточились на вопросах типа "Хочешь ...?" отлично понимая, что хочет, но вручая желаемое только после того, как ответит "да".

Сейчас я получаю стабильное "да" на вопросы, которые он понял и по которым со всем согласен, изредка - на те, что он не понял или адресованные не ему)

Про "нет" не буду особо распространяться, потому что сын пока говорит в качестве отказа только "те" (постановка звука "н" ещё в процессе) или просто качает головой/машет рукой отказ, но не стабильно, часто просто игнорит вопрос.

Возможно по моим наработкам и навыкам моего сына вы сочтёте, что ваши дети сильно умнее, талантливее, здоровее от рождения и т.д. - я искренне рада тому, что у вас всё сложилось, а потому делитесь этим, пожалуйста, в позитивном ключе.

Отсутствие возможности выразить желания, отказ, разделить внимание - корень нежелательного поведения вплоть до агрессии и самоагрессии. Научив неговорящего ребенка азам коммуникации в виде PECS, нескольким жестам и простому "Да" мы испытали огромное облегчение, а уже после пошел прогресс в речевых навыках. Успехов всем, кто старается!

Первые звоночки РАС у малышей-молчунов и связанные с ними маленькие победы Аутистические расстройства, Сын, Мама, Дефект речи, Речь, Длиннопост
Показать полностью 2
607

Пять решений мамы ребенка с аутизмом

Пять решений мамы ребенка с аутизмом Аутистические расстройства, Дети, Мама, Сын, Москва, Длиннопост, Текст

Опишу пять решений, принятых за последние 4 года, о которых я как мама ребенка с аутизмом ни разу не пожалела и уверена, что именно они изменили нашу жизнь к лучшему - сейчас наша семья вполне счастлива и у нас есть оптимистичные планы на годы вперёд.

Моему сыну скоро исполнится шесть. Я осознала его диагноз когда ему исполнилось 2 года, официально психиатр поставил аутизм в 4,5. В самом начале нашей борьбы я приходила в отчаяние от того, что несмотря на острую актуальность этой проблемы (для как минимум 2% родителей мира) ни один врач, книга или даже блогер не могут назвать хотя бы несколько простых универсальных решений. Оглядываясь назад на свой опыт я думаю, что большинство родителей и специалистов, столкнувшихся с этой проблемой вообще исключают слова "простое решение" из лексикона. Если вы узнаёте, что ваш ребенок особенный, всё становится очень сложно, а распространенная мысль о том, что со временем всё будет сложнее и сложнее, лишает сна и способна отправить в глубокую клиническую депрессию. Тем не менее я хочу описать несколько решений, которые мне было легко принять и не так уж сложно осуществить.
1. Получить официальный диагноз и оформить инвалидность.
Осознав проблему в 2 года я надеялась, что мой ребенок возможно будет высоко функциональным и к школе мы преодолеем большинство проблем с поведением и речью, инвалидность это край, он вероятно приблизится к условной норме. Сейчас я вынуждена признать - этого не случится. Мы собирали различные мнения как от государственных неврологов и психиатров, так и от дорогостоящих профессоров психиатрии. В один и тот же период (примерно в 3 года) доктор со стоимостью приема в 7 тыс ставил диагноз "аутизм" и объяснял, что в государственной системе Минздрава от его мнения ничего не зависит и оно только для нас, а те от кого зависит продолжали давать крайне размытые формулировки про ЗПР и невнятное поражение ЦНС. В итоге, когда сыну исполнилось 4 я просто решила оформить инвалидность и пришла с этим к местному неврологу. И тут же механизм Минздрава заработал системно - конечно, пришлось полгода прождать очередь на прием психиатра в Сухаревской и пройти комиссию дважды, но диагноз сыну поставили, определили пенсию для него и пособие по уходу для меня (так как моя успешная карьера на тот момент уже завершилась), и льготы на проезд, которые избавили нас от расходов на транспорт. Думаю, если бы я начала оформлять инвалидность раньше, диагноз бы мы тоже получили раньше. Как ни странно, это положение вещей ощущается значительно проще, чем изматывающее условное "ребенок явно не в порядке, но что с ним конкретно мы вам не напишем"

2. Отказаться от интернета и сериалов в пользу времени с ребенком и специальной литературы. У меня это произошло вынужденно и неосознанно. Когда сыну был год я вышла из декрета, а спустя ещё полтора года поняла, что мне пора уходить с работы насовсем. На тот момент сын был остро зависим от телефона, а до толерантности к отказу было ещё далеко. Увидел телефон в руках - тут же истерика. Поэтому я заказала ряд книжек по теме аутизма чтоб не сойти с ума в тишине и припрятала телефон. Самая крутая книга, если вашему особенному ребенку меньше 4х лет - Денверская методика раннего вмешательства. После прочтения я поняла как с ним играть и общаться, а потому и книжки отложила. Вернулась к ним позже, когда стало появляться свободное время без привкуса вины)

3. Начать активную борьбу и победить свою главную боль.
А потом ещё одну, потом третью и не останавливаться, расставляя приоритеты и решая проблемы последовательно.
Оказавшись на дне своей депрессии я оттолкнулась и стала двигаться вверх, к лучшей жизни. В этом мне помог простой лайфхак из моего офисного опыта - если не вывозишь, нужно определить одну свою главную боль и излечить её. В случае с маленьким аутичным ребенком все склонны считать основной болью речь, но как по мне на старте нужно закрывать проблемы связанные с первичными потребностями - безопасность (агрессия и самоагрессия), питание и гигиена. В свои почти 3 года сын ходил в памперсе и в упор не понимал, что я от него хочу со своим горшком и унитазом. Моей главной болью был его туалетный навык и решение нашлось достаточно быстро.
Это была ABA-терапия, в частности толковый туалетный тренинг Джоан Ломас - видео нашлось на YouTube. Я удивляюсь, почему его за 4 года посмотрели всего 300 раз https://youtu.be/vU_kYACwTWk?si=ntI4LwDKSnC8JtSi

Я внимательно его изучила, как рекомендуется посвятила две недели только тренингу и в результате мы отказались от памперса в общепринятом для этого возрасте (незадолго до третьего ДР), сын стал пользоваться туалетом (с напоминаниями и осечками, но всё же стабильно). Я убеждена, что при правильном выполнении тренинга любой человек с особенными потребностями (если он физически способен добраться до туалета) сможет освоить навыки элементарной гигиены. К слову с этого тренинга я начала вникать в ABA. Методика помогает достаточно эффективно решить почти любую проблему поведения (и как следствие избавить родителей от массы "болей"). Только благодаря ABA-терапии в обороте сына сейчас порядка 30 слов (и запас стабильно растёт), с поведением минимум проблем.

4. Сделать ставку на спорт.
У сына суровая диспраксия - большие проблемы с крупной и мелкой моторикой. Для примера первые шаги без поддержки он сделал почти в 2 года, бегать научился в 4 года, прыгать в 5 лет, постоянно падает. Для аутизма это не совсем типичные проблемы, сейчас я знаю, что их вызвало редкое генетическое нарушение, которое мы вычислили меньше года назад.
Мне повезло, что сын обожает воду - мы ходим в бассейн с 1,5 лет. Сейчас мы делаем зимой перерывы (иногда ходим в басик с хаммамом), но летом не вылезаем из открытого бассейна "Речной" (дороговато, но оно того стоит).
С трёх лет ввели постоянные тренировки по методу сенсорной интеграции. Мне повезло найти супер-тренера, а мужу - изыскать финансовые возможности, но и без этого можно начать тренировки дома. Лучшие упражнения в этом ключе можно найти в видео от телеграм канала https://t.me/fizkultyragym

К 4м годам моей самой большой болью стала коляска - мы отказались от неё и стали много ходить - минимум час каждый день. Благодаря этому решению сейчас его походка и бег близки к норме. Следующую боль попроще - неумение прыгать - решили в батутном парке. Они кстати очень круты и в плане социального взаимодействия и просто для настроения.
Всю свою жизнь до материнства я избегала занятия спортом - у меня тоже координация отбитая и очень лениво было. Сейчас от моей физической силы и здоровья сильно зависит наше настоящее и общее будущее (и что особенно важно теперь - продолжительность этого общего будущего). Каждую общую физическую активность до сих пор начинаю через силу, но после неё чувствую себя значительно круче и горжусь собой. Со временем мой мальчик стал обожать любые тренировки, и в отличие от меня он счастлив от начала до конца. А уставший от тренировки ведёт себя вообще как ангелочек).

5. Разобраться с рационом питания.
У большинства наших детей при переходе на общий стол (а то и раньше) начинаются проблемы с перистальтикой и запоры. Та же проблема была и у нас. Аллергии на глютен не было, но я все же попробовала исключить хлеб, манку и макароны из рациона всей семьи. Это позволило отказаться от слабительных, но полностью проблема запоров закончилась только когда мы вместе отказались от глютена. Я ни разу не пожалела об этом решении. Освоить безглютеновую кухню оказалось не сложно. Блины на рисовой муке вполне закрывают потребность в вкусняшках. Могли себе в качестве большого поощрения изредка позволить тортик. Сын никогда не страдал лишним весом (вообще не особо заинтересован в пище), а я похудела до 55кг (после родов была 85кг) и чувствовала себя офигенно. Главный плюс для особенной мамы - без лишнего веса проще тренироваться, быть здоровее и дольше жить.
Следующий, более экстремальный шаг мы предприняли полгода назад и три месяца просидели на кето диете. На ее фоне произошли заметные улучшения в понимании речи, обучении (почти перестал ошибаться) и настоящий прорыв в активной речи - от повторов перешёл к самостоятельному использованию своего небольшого активного запаса слов. Сейчас с диеты слезли и немного разбаловались, но после праздников будем на низко углеводном безглютеновом рационе без входа в кетоз. Ещё одно чудо кето диеты - три месяца сам ел ложкой и пил из чашки, потому что реально ощущал голод и жажду. При обычном рационе, я так понимаю, он их не ощущает - всё заходит только с уговорами, сказками и мультиками, от ложки отбивается, хотя пользоваться умеет.

Даже перечитав свой длиннющий текст я не отказываюсь от того, что эти пять решений - простые. Сказал бы мне кто-то шесть лет назад, что всё перечисленное для меня будет не сложно и станет приятным воспоминанием, я бы покрутила у виска. Но принять их и осуществить задуманное оказалось сильно проще, чем закрывать глаза на упомянутые проблемы. Всем добра, сил и терпения.

Пять решений мамы ребенка с аутизмом Аутистические расстройства, Дети, Мама, Сын, Москва, Длиннопост, Текст
Пять решений мамы ребенка с аутизмом Аутистические расстройства, Дети, Мама, Сын, Москва, Длиннопост, Текст
Пять решений мамы ребенка с аутизмом Аутистические расстройства, Дети, Мама, Сын, Москва, Длиннопост, Текст
Пять решений мамы ребенка с аутизмом Аутистические расстройства, Дети, Мама, Сын, Москва, Длиннопост, Текст
Показать полностью 5
12

Кето-диета при РАС: у кого получается?

Кето-диета при РАС: у кого получается? Аутистические расстройства, Диета, Длиннопост, Рецепт, Кето диета, Кекс, Сын, Мама

Сразу напишу о моём убеждении: без постоянных развивающих занятий и спорта ни одна диета не поможет при аутизме и близких к нему особенностях развития.
Чуть больше двух лет назад мы нашли наиболее эффективные методы коррекции для сына (сейчас ему 5, полгода назад получили официальный диагноз аутизм) - ими стали ABA терапия, занятия по сенсорной интеграции, батут, бассейн и массаж. При этом мы регулярно пробуем что-то ещё: нейропсихологи, лошади и прочие животные, ноотропы и микрополяризации - с переменным успехом.

Около года назад ввели безглютеновую диету по примеру самых успешных ребят в нашем АВА-центре. Спустя пару месяцев на ней прошли запоры, связанные с ними "качели" поведения и туалетные конфузы - разобрались со временем и местом практически без осечек.
При этом папа - заслуженный скептик всея Руси - изо всех сил своего остроумия над эффективностью диеты нашего тугосери подтрунивал, однако рисовую муку для безглютеновых блинчиков нам покупал. Бабушка по началу при возможности кормила его манкой на завтрак, но после пары бесед об этом перевоспиталась.

Так бы мы и жили себе спокойно дальше, но внезапно чуть меньше месяца назад папа пришел домой и удивил до глубины души. Мол разговорился с заказчиком, оказалось у того сын со схожими проблемами вышел в норму к пубертату, и все успехи начались в примерно 7 лет после перехода на кетодиету. Любимые аргументы мужа "после не значит вследствие" и "вообще не ясен механизм действия" я тут озвучивать не стала, а дослушала изумляющие новости - мол, если не против, доедайте запрещенку и садитесь на кето. Я не против. Оговорюсь, что все опыты я ставлю и на себе тоже - в отношении всех таблеток, питания и спорта. По ряду причин.
1. Лекарства от аутизма нет. Есть некоторые приемы, которые полезны. Я проверяю на себе, не несут ли они вреда, мне так спокойнее.
2. Как и многие родители в моем положении, вникая в природу аутизма я вижу в себе некоторые аутичные черты. Они конечно очень далеки от клинических проявлений, но есть моменты, по которым я сама не совсем "в норме". Если какой-то метод помогает ему, значит я смогу ощутить пользу и для себя.
Если кетодиета поможет ему быть более собранным, значит и мне это надо. Ещё на ее фоне можно похудеть - ему не надо, так что по возможности дадим ему побольше калорий. А я б 10кг потеряла с удовольствием.

Короче доели мы запасы овсянки, запаслись всякими нужными теперь специфическими продуктами (если кому будет интересно дам список того, что нам офигенно помогло на старте) и стали готовить печень к кетозу. Честно говоря, я думала будет сложно, но за первую неделю пришла к выводу, что больше глаза боялись.
Что изменилось на первой неделе:
1. Я стала больше готовить, трачу на это прилично времени. Почти уверена, что примерно за месяц создам запасы домашних полуфабрикатов и станет проще.
2. Мы обрели чувство голода, и это круто. Даже без глютена, постоянно потребляя углеводы я почти не испытывала голод, он был больше похож на раздражение и злость, то же самое я видела и в своем сыне. Сажая за обед без аппетита, приходится его кормить с ложки (хотя он умеет ею пользоваться) и бороться с постоянными побегами из-за стола. Стыдно, но у моей матери со мной были такие же проблемы до 7 лет, во взрослой жизни мне было достаточно есть 1 раз в день. Теперь, начиная с третьего дня диеты мы успеваем проголодаться между стандартными тремя приемами пищи, нам вкусно и едим быстро.
3. Муж, который не планировал с нами сидеть на диете, но которому реально было бы полезно, фоном приобщается - творог и грейпфрут на ужин вчера по собственной инициативе выбрал.
4. Не обязательно отказываться от десертов! Есть гора кето-рецептов, заменители сахара весьма сносные, а чтобы печь из кокосовой и миндальной муки не нужно быть одаренным кондитером - всё получается легко.
5. На фоне поведенческих проблем я избегала кафе, но в фаст-фуде картошку и мороженое мы могли себе позволить даже на безглютеновой диете. Теперь из уличной еды мы вообще ничего себе не можем позволить, нужно носить перекус с собой.

Я надеюсь и по основной теме - поведение, скорость обучения у сына на этой диете будут улучшения, но чтобы оценить надо думаю месяца три. Отпишу по процессу, замечу ли что-то.
Буду благодарна, если кто то поделится аналогичным опытом.

P.S. На фото кето-кекс из микроволновки за 5 минут.
Рецепт:
1 стакан жирного крем-сыра
2 яйца
0,5 пакета разрыхлителя
5 ст.л. молока
4 ст.л какао
3 ст.л кокосовой муки
2 ст.л. растительного масла
1 ст.л льняной муки
сироп без сахара, ваниль и соль по вкусу
миндальные лепестки для украшения

Показать полностью 1
13

Как приучить ребенка с аутизмом к туалету за 2 недели? Или придётся потратить на это 2 года?

Поделюсь своим опытом, успешным пока только отчасти - в 4 года мы полностью отказались от памперсов, зимой случаются осечки в дальних поездках - когда ехать 2 часа и туалетов на маршруте нет. Тем не менее я горжусь нашими достижениями (преимущественно сухими штанами), т.к. это только наша совместная работа - ни привлеченных специалистов, ни препаратов.
Мне повезло найти обучающее видео на YouTube и за 2 недели достичь отличных (по моему мнению) результатов. Тренинг Джоанны Ломас предназначен для родителей детей, далеких от нормы и позволяет научить пользоваться туалетом людей с различными дефицитами. Запаситесь терпением - просмотр на 2 часа, а сам тренинг займет 2 недели, в которые у вас точно не получится работать над чем-то ещё и скорее всего не будет сил заботиться о других членах семьи.

https://youtu.be/vU_kYACwTWk?si=VgS2L8QMQmSB-hs8

Я озадачилась туалетным навыком когда сыну только исполнилось 3 года - (диагноз "Аутизм" ему поставили в 4,5), на тот момент ставили ЗПР, органическое поражение ЦНС?, прямо говорили, что аутизма нет и тонко намекали на умственную отсталость на фоне явных проблем с моторикой и когнитивных проблем. Я была в отчаянии, потому что уже 1,5 года искала правильный педагогический подход или препараты, но почти без толку.

Об ABA-терапии я тогда уже слышала, но (ошибочно) считала её слишком жёсткой и травматичной, по крайней мере в этом возрасте и при отсутствии окончательного диагноза. Однако сын становился всё сильнее, при попытках чему-то его учить кусался и таскал меня за волосы, поведение ухудшалось. В итоге я пришла к выводу, что ABA необходима. Из интернета уловила две важные мысли (правильные) - ABA это единственная методика с научно доказанной эффективностью и грамотных специалистов очень мало.

Каждый подход, который мы испытали за годы реабилитации, я практиковала дома по примеру работавших с сыном специалистов. С ABA важный плюс в том, что в ней нет никакой магии - всё подробно описано, а потому можно обучаться самой и работать с ребенком даже если специалист недоступен. Короче было решено опробовать туалетный тренинг, как самую простую и насущную часть терапии. Если сработает, искать профильных спецов для помощи в решении остальных проблем.

Добавлю, что до тренинга у него вообще не получалось осознать назначение горшка - Даник хотел крутить его или бросать, усадить не получалось - кусался, отбивался и кричал. В видео рекомендуется сразу приучать к унитазу. Даже мальчиков советуют учиться писать сидя. Сын не мог с этим смириться, искусал мне руки и в итоге первый успех у него был стоя. После него я перестала настаивать и не заставляла на унитазе сидеть - стоя на табуреточке он стал справлять малую нужду как взрослый, когда ему едва исполнилось 3 года.

Как говорится в видео, чаще всего к тренингу приходят в 4 года, когда уже точно ясно, что ребенок иначе не научится, но подход эффективен и позже. Я ни разу не пожалела, что тренинг мы прошли в 3.

Во-первых приходится физически удерживать ребенка в туалете. Сын как и большинство детей с РАС очень сильный, в 4 и позже я б вряд ли с ним справилась.

Во-вторых, пописать, когда перед тобой унитаз - это успех, который гарантирует правильно реализованный первый туалетный тренинг. Снимать штаны и одевать, проситься в туалет по PECS или вербально - это дополнительные навыки. Тут у нас до сих пор всё работает с переменным успехом - для полной постановки этих навыков планируем привлечь специалиста чуть позже. Тем не менее за 2 года в моей голове сложился график, когда его нужно водить в туалет, часто он просится деликатным покашливанием, иногда просто сам идёт в туалет молча и ждёт пока я приду туда к нему на помощь. Сейчас я уже уверена, что достаточно скоро вопрос с туалетом будет закрыт полностью, а позитивные перспективы в том или ином направлении - это единственное, что меня по настоящему радует последнее время.

Если у кого-то то есть хитрости и лайфхаки, с которыми ребенка можно привести от первичных навыков до полностью автономных походов в туалет, буду очень благодарна.

Показать полностью
22

РАС: наш топ-3 игрушек без батареек в возрасте от 2х до 4х

Когда я начала подозревать у сына аутизм ему не было ещё 2х лет. К моему счастью в тот момент я нашла книгу "Денверская модель раннего вмешательства". Я до сих пор уверена, что именно она помогла сохранить и развить эмоциональную сферу ребенка, эмпатию - у меня с ним отличный контакт и мы вечно на позитиве. Эта наша связь была основанием для специалистов до 4,5 лет убеждённо заверять меня, что аутизма у ребенка нет (несколько месяцев назад они хором изменили мнение).
После прочтения "денверской модели" остался один вопрос, актуальный по сей день - какими игрушками заинтересовать малыша, которого привлекают только льющаяся вода, стиралка, юла и шарики, влезающие в рот.
Привожу наш ТОП-3 не самых очевидных и в меру полезных игрушек без батареек, которые хороши тем, что на старте ими легко заинтересовать, чтобы играть вместе, со временем ребенок учится с ними играть самостоятельно.

1. Шарманка или музыкальная шкатулка с заводным механизмом. У нас до сих пор она стоит на прикроватной тумбе, идеально для подготовки ко сну. Учился крутить очень долго - главное не допускать разочарования неудач и вовремя помогать крутить.

2. Стучалка с горкой. У нас она в свободном доступе неподалеку от стиралки (я переживала, что стирка ему не надоест никогда, поэтому мягко пыталась отвлечь, к 5 годам она ему почти надоела). Данику стучать молотком не нравится, когда научили пользоваться, стал проталкивать шарики руками. Я считаю уметь отказаться от того, что тебе мешает или неудобно - это тоже плюс.

РАС: наш топ-3 игрушек без  батареек в возрасте от 2х до 4х Аутистические расстройства, Игрушки, Дети, Родители и дети, Родители, Видео, Длиннопост

3. Шарик орбо - головоломка для взрослых, причем я встречала вполне сообразительных взрослых, которые не понимают как с ней играть. Тем не менее сыну очень он понравился с ходу, сначала катал по полу и крутил в руках, со временем научился проталкивать цветные шарики в свободную ячейку, что для его мелкой моторики прям достижение.

РАС: наш топ-3 игрушек без  батареек в возрасте от 2х до 4х Аутистические расстройства, Игрушки, Дети, Родители и дети, Родители, Видео, Длиннопост

В пору своих поисков я была бы крайне рада, если бы мне посоветовали подобные игрушки, поэтому надеюсь пост будет для кого-то полезным. Буду благодарна за комментарии о ваших подобных находках.

Показать полностью 2
22

Кот любит колыбельную

Кот любит колыбельную Кот, Дети, Удивительное

Дважды в сутки укладываю сына спать. Без определенной колыбельной, которую я пою ему с рождения, пацан не отключается. Есть там строчки "приди котик ночевать, мою детку покачать". После этих слов приходит наш кот Троцкий мурчать. Режим у нас кривой, поэтому не могу сослаться на то, что кот по времени привык в детскую приходить. Сын кота обожает, поэтому когда этот хвостоносец приходит, у них восторженные игры и сон как рукой снимает.
Бесит уже, но умилительно - у нас 3 этажа, где б Троцкий ни был, тихую колыбельную из любого конца дома слышит, дела свои бросает и тут как тут.

Отличная работа, все прочитано!