dsband

dsband

Топовый автор
Эмоциональный, мистический поп-рок о любви, море, маяках. О том, что недосягаемо и уже внутри сердца. А ещё - о том как всё это делается, о музыке, технических нюансах и закулисье. Мы из Питера, заходите в гости: https://vk.com/club_dsband https://t.me/club_dsband Послушать можно тут: Яндекс.Музыка: https://music.yandex.ru/artist/4104690 ВК.Музыка: https://vk.com/artist/dvoynayasploshnaya Все остальное вот тут: https://band.link/dvoinaya
На Пикабу
Дата рождения: 28 октября
3913 рейтинг 235 подписчиков 4 подписки 6 постов 5 в горячем
11
Лига музыкантов

Записываем песню, шаг за шагом

Всем привет! Я по-прежнему гитарист в Двойной Сплошной и занимаюсь (кроме игры на гитаре) всякими нашими техническими вопросами - общее звучание, мониторинг, программирование эффектов и ещё выполняю роль инженера звукозаписи для наших песен (это такой мерзкий человек, который говорит "давай ещё дубль", "а вот тут ты не попала, переписываем", а в конце "ну вот можешь же, молодец! круто!").
Для этого нужна каменная жопа и тренированные уши, а ещё немножко всяких технических тонкостей.

Создание музыки требует делать огромную гору дел в совершенно разных областях кроме игры на инструментах. Менеджмент артиста, маркетинг, создание сценариев, снятие и монтаж видеороликов (куда мы без них в наше время!) - я в этом совершенно не разбираюсь. К счастью - мы именно команда и подхватываем друг друга: там, где не справляется один - поможет кто-то другой; или вместе научимся.
У нас недавно вышел релиз - Русалка - и когда снималась обложка наши талантища успели снять "бэкстейдж" - как делалась съёмка, а потом ещё это и смонтировали, вот смотрите какая красота:


Мы играем вживую и пишемся тоже вживую, аналоговыми руками на деревянных гитарах, поём в микрофоны без особых эффектов (потому что у девчонок отличные голоса и тембры, к чему портить), поэтому если вы хотите записать какой-нибудь EDM (electronic dance music) или какой-нибудь хардбасс для тиктока - тут я ничего не расскажу. А для всяких аналоговых ребят - чуть поделюсь тем что и как мы делаем.

Для начала вам нужна песня. И некоторая базовая идея аранжировки - "хочу чтобы было джджждж" или "лирично и вообще возьми моё сердце" или ещё как-то.
У нас - Марина почти всегда приносит оформленную идею - поёт куплет-припев под гитару, и тут к нам приходит какое-то понимание - слышим мы звучание или нет, вкатывает или нет. Звучит это примерно так:

Это "Самолёты" и, я очень надеюсь, она выйдет скоро в акустическом мини-альбоме, над которым прямо сейчас идёт работа.

Иногда мы не слышим и не понимаем идею - тогда песня откладывается. Иногда - делаем подход и результат не нравится. Тогда пробуем ещё. Иногда бывает попадание в идею с первого раза и получающееся нравится сразу всем нам.
Профессиональные ребята часто действуют иным образом - есть композитор, есть аранжировщик, есть саунд-продюсер. А ещё - автор текста. Они как-то это внутри себя обрабатывают и отдают музыкантам список партитур "бери-играй". К сожалению, я в таких коллективах не участвовал и по делу сказать мне нечего (но вдруг вы знаете как это там изнутри? поделитесь?).
В результате у нас получается "живая аранжировка" - то, что мы можем выйти и сыграть на концерте. Сразу же, в процессе, мы раскладываем партии так, чтобы они лежали в разных "регистрах" - не мешали прослушивать друг друга, не перебивали, не накладывались в одни и те же частоты. И чтобы партии не мешали вокалам. Вокал у нас - это бриллиант (два), которому нужна хорошая оправа.

Как только этот этап состоялся - мы делаем "рабочую" запись. В нашем рабочем проекте (вот тут чуть-чуть есть про это) записывается живое исполнение по дорожкам. Можно выключать-включать любой инструмент или забрать дорожки себе и помедитировать на каким-то кусочком дома в спокойной обстановке - проработать детали, добавить что-то или записать плейбеки (инструменты и мелодические линии, которые не будут играться вживую, но которые добавляют звучания и "слоёв" в песню), а также эмбиенты (шорохи, скрипы, гулы - шумы короче, которые создают атмосферу-настроение, они также улетают в плейбек).

После этого песня играется на концертах - мы учимся с ней жить, слушаем мнения гостей и ощущаем энергетику. Если всё ок - наступает момент записи. Если нет - возвращаемся и переделываем.

Базово с записью - всё просто. Я создаю проект в Reaper, выставляю темп и размер песни, создаю группы дорожек "Drums", "Bass", "Guitar-Marina", "Guitar-Nick", "Vocals".
Барабаны мы записываем с электронной установки в midi-формате, всё остальное пишется живым аналоговым звуком. Бас, соло-гитара и черновые вокалы пишутся через quad cortex, ритм и акустика - через кортекс или ampero 2 stomp. Оба устройства работают как asio-звуковые карты.
Уровни громкости подбираются так, чтобы на максимальной громкости и атаке (когда по струнам сильнее всего "лупишь") сигнал был близок к клиппингу, но не уходил в жёлтую зону. Все дорожки получатся одной громкости, но это потом легко поправить на сведении.

Песни не записываются целиком, а пишутся фрагментами. Потом фрагменты "склеиваются" и получается цельная дорожка. Обычно фрагмент соответствует либо части песни (куплет, припев) или музыкальной фразе, которая заканчивается паузой (тишиной) - так удобнее склеивать.
Иногда пауз нет и тогда нужно в конце фразы сыграть начало следующей - склейка будет бесшовной, без щелчка и не будет лезть в ухо.

Каждая партия пишется в двух копиях - "сырой" сигнал, снятый с гитары (di-сигнал) и "обработанный" (я вот тут показывал между ними разницу, в видео с барабанными палочками прям наглядно), единственное - в обработанном сигнале у нас убраны все эффекты реверберации и delay (повторяет что было сыграно с задержкой). А если это электрогитары или акустика - мы всё пишем так называемым "даблтреком".

Одна песня, одна партия)

Одна песня, одна партия)

Даблтрек (дабл) - это техника звукозаписи, когда музыкант играет один и тот же фрагмент дважды, записывается это в две разных дорожки и дубли разводятся по панораме - условно одна летит в левое ухо, а вторая - в правое. Зачем это надо? Например, для перегруженных гитар это создаёт "ширину" и "мощность". Где нужно - это будет использовано при сведении (пусть об этом думает режиссер сведения хехе). А ещё бывают трипл- и квад-треки (но это характерно для всякой тяжёлой мясной музыки и мы такое не используем).

Сложность записи даблов в том, что нужно сыграть чисто, четко в темпе, с сохранением всех деталей (штрихи, шорохи, слайды, бенды и тд) иначе звучит лажово. Если гитарист к этому не готов - запись будет долгой и печальной - счет дублей пойдёт на десятки, драйв от звучания пропадёт и запись будет "механистичной". Поэтому к записи надо готовиться заранее - играть партии "в руки" начисто, знать и контролировать что происходит в каждом месте и уметь это раскладывать по долям.
Свои даблы я обычно записываю на 7-9 дубль, кстати)

Оценить получился дабл или нет - просто. Можно поставить обработанные дорожки в центр панорамы и послушать если ли "мыло" или "хорус" сильный. А потом раскинуть в стороны и послушать нет ли такого что в каком-то ухе что-то мешает или вылезает, а в другом - этого нет.

Обычно порядок записи таков: первыми мы пишем черновую гитару под метроном и очень черновой вокал (в один проход просто, но в две дорожки), потом пишем чистовые барабаны, дальше - бас, ритм-гитару, акустику, соло-гитару (хехе, я пишусь последним и слушаю полный инструментал когда мне хочется). И потом записываем в домашних условиях на концертные микрофоны "черновой" вокал.

Чистовой вокал записывается на студийных микрофонах, в подготовленной студии, за аренду которой надо заплатить денег) вместе с звукорежиссером, который умеет записывать вокал.
Если в инструментах я понимаю что происходит, то вокалы - это тёмный-тёмный лес для меня и там такое количество нюансов и деталей, что я в это пока не готов ввязываться).

После записи гора треков (иногда говорят "стемов", хотя мы чаще стемом называем сумму дорожек) отдаётся звукорежиссеру сведения, он делает особую магию с разведением по частотам, громкостям, эффектам. Если нужно - может подмешать другой обработки того же сигнала или сделать реамп (полную пересборку цепи эффектов) основной дорожки (для этого мы и писали di-сигнал). Где-то здесь же добавляются всякие эффекты объёма в звуке и синты и эмбиенты. Дальше - мастеринг и рождается финальная песня.

Потом её ещё при помощи лома и такой-то матери (лейблы, дистрибьюторы) нужно загрузить на стриминговые платформы, выждать хотя бы две недели (модерация, доставка в ямузыку, вк или куда-то ещё, питчинг). Провести промо-компанию, собрать пресейвы и - наконец - можно послушать запись в ямузыке и поставить сердечко (или скипнуть - каждый выбирает сам).

Конечно, с появлением нейросеток процесс стал иным - можно в три кнопки сгенерировать аранжировку или партию определенного инструмента. Или песню целиком (прям вместе с "голосом" и всем остальным), но я оставлю это другим музыкантам.

В результате нашего пути - получается она, песня.
Вот - Русалка студийная. Заходите, слушайте, буду рад всем)
Кстати, она мягче и светлее, чем та, что мы играем на концертах.

Ну и, как всегда: слушайте музыку - хорошую и разную, ходите на концерты, встречайтесь с друзьями.
Всем любви!

Показать полностью 1 2
1654

Герои носят не плащи

Всем привет! Я играю в Двойной Сплошной, а ещё отвечаю за всякие... Нет, сегодня не про это.

Пятница, 24 октября начиналась как обычно: подъём в 7:20, чашка кофе, приготовить завтрак дочкам, отвести в школу, поработать, сбегать забрать в перерыве со школы, дальше работать...
И тут всё пошло не так.

Как удар под дых. Резкая боль в груди, тянет левую руку. Темнеет в глазах, тяжело дышать, сухость во рту. Сука, 37 лет, как так-то? Не пью, не курю, матом не ругаюсь, ничего для повышения риска сердечных болезней не делаю. Индекс массы тела (ИМТ), холестерин - в норме - не кабан я и майонез ведрами не ем...

Скорая. Кардиограмма (ЭКГ) - чисто. Осмотр - чисто. "С сердцем у вас всё отлично, это неврология". Стандартный коктейль в скорой (анальгин+кеторолак) не даёт эффекта.

Звоню неврологу, описываю симптомы. "На неврологию не похоже. Даже если это и оно - там ничего опасного нет. Но если это не сердце - возможны очень опасные вопросы по гастроэнтерологии. Быстро к терапевту, пусть смотрит врач на месте. И выпей омез на всякий случай."

ДМС, через 50 минут терапевт. ЭКГ - чисто. Клинический анализ крови - ну такое себе. Тропонин - есть. Бля. Болит чуть поменьше, дышать можно, но слабостью накрывает.
(Тропонин в организме в норме почти отсутствует, появляется только при повреждениях сердца, самый точный способ диагностики инфаркта, но появляется в крови не сразу)

Ещё раз скорая, врач вызвала сразу в клинику. Бригада смотрит. ЭКГ - чисто. Осмотр - чисто. Реакция на нитроглицерин отсутствует. Но забирают в кардиологию.

2 городская больница Спб, кардиореанимация. ЭКГ - чисто. УЗИ - чисто. Тропонин - вырос. Значит дальше коронография. Никто не верит что инфаркт.

Коронография - это ставят катетер в артерию (в руку на запястье или в паху) и через него вводят "шнурок", которым достают до артерий сердца; вводят в кровь вещество, которое хорошо видно на рентгене (контраст), дальше над тобой летает железяка (как в фантастических фильмах), а хирург на экране видит что там с тобой происходит.

Хирируг - тоже наш, пикабушник; обсуждаем с ним разное по-мелочи, отмену минусов...

И вот и диагноз - "у вас прямо сейчас происходит инфаркт миокарда". 37 лет, как так...
Лежишь, не знаешь что с тобой будет и мысль в виске бьётся "И что, и всё? Прямо сейчас?"

Это был так называемый "тихий инфаркт" ("без подъёма ST" если правильно называть). Плохо диагностируется, почти не имеет симптомов. Просто мне повезло.

Повезло что Анастасия Викторовна (невролог) чуть ли не пинками меня отправила к терапевту. Повезло что ДМС (Л..и) быстро и без лишних вопросов отправили меня к терапевту. Повезло что в клинике (Ба...ед) меня приняла именно Анна Александровна и назначила то что назначила. Повезло что в клинике своя лаба и анализ они делают в течение получаса. Повезло что попал к врачу в реанимации (к сожалению, не помню его имени - был в ахуях), который принял решение отправить меня на срочную коронографию вопреки всем сомнениям. Повезло что попал к Кириллу Викторовичу. Лежишь на операции, а ощущение что смотришь гонку (Нитро 100, Ольга Геннадьевна!) - такой он драйвовый. Какой смотришь - участвуешь! Повезло, что Мария Олеговна дальше меня приводила в чувство, не давала унывать и ставила на ноги. Две недели назад меня поломало, а сейчас меньше 8км в день прошёл - значит халявил.

Повезло что всё это произошло относительно быстро. Реабилитации впереди ещё 20 дней. И потом всю оставшуюся жизнь на таблетках. Но прогноз - положительный. И буду жить.

Что я там в жизни не так делал - ещё предстоит выяснить. Но выяснять у меня появился шанс только потому что вокруг меня оказались профессионалы, которые всю жизнь учились и работали над тем, чтобы лечить нас и спасать наши жизни.

В ковид мы часто говорили врачам спасибо. Ковид "ушёл", а они остались и свою работу делают по-прежнему. Каждый день спасают жизни.

Спасибо вам, дорогие, что вы, несмотря на всё что делается в медицине, несмотря на пациентов, которые ничего не хотят делать с собой и даже таблетки не могут выпить, каждый день приходите на свою непростую работу и спасаете нас. Постараюсь не просрать теперь вашу работу.

Спасибо.

Герои носят не плащи, герои носят халаты.

без рейтинга

Показать полностью
65
Лига музыкантов

Ушной мониторинг для группы, инструкция по изготовлению

Всем привет! Я играю в Двойной Сплошной, а ещё отвечаю за всякие наши технические вопросы. В прошлые разы писал про то зачем музыкантам наушники на сцене, о том как формируется гитарный звук, а после мы немножко разбирались с частотами. Здесь же будет пошаговый гайд и список оборудования для того чтобы вы со своей командой получили индивидуальные миксы, могли с этим приходить на любую нормальную площадку и хорошо себя слышать. И ещё немножко о том как настроить автоматизацию пресетов для переключения звуков/эффектов, если вы используете midi-управление.

Всё что написано - исключительно личный опыт, набитые шишки. И именно это работает у нас каждый день. Может и у вас, если вам нужно.

Электроника - всем известно - это наука о контактах. Начнем мы с коммутации и того какие бывают разъёмы (чтобы потом к этому не возвращаться). Ниже в посте я буду называть их именно так.

Это основные разъёмы, с которыми придётся столкнуться при сборке мониторинга. Важно, что все они - слаботочные (220 не пускайте, не надо) и сигнальные (в них в норме пробегает какой-то цифровой или аналоговый сигнал).
На площадках почти всегда есть запас XLRов, иногда бывает запасные "джек-джеки"(так называют кабели с TS- или моно-джеками на двух концах) и я ни разу не видел запасных 5din (и один раз мне звукорежиссер сказал что такую древность они не держат).
Как сделать переходники - гуглится в один запрос или покупается на озоне-али.

Про сами разъёмы для себя я вывел одно простое правило - если есть деньги, то надо брать Neutrik. Если нет - пусть будет тяжёлый, толстый и разборный корпус (чтобы можно было отвернуть хвостовик и посмотреть как там себя чувствуют контакты).

XLRки бывают не только 3хпины, но обычно если говорят "ИксЭлЭр" или "Кэнон" (хотя такого давно не слышал) - имеют ввиду именно их. Ещё они бывают "мелкими" (mini-XLR) и у меня они есть в домашних мониторных наушниках (там 3пин) и в гитарной радиосистеме (там вообще mini-xlr 4pin, спасибо Shure за приключения с поиском запасного).

Аналоговый "звуковой" сигнал по всем нашим проводам бегает либо "балансный" либо "небалансный". Балансный устойчив к наведенным помехам. Вместо тысячи слов - картинка:

Взято с <a href="https://pikabu.ru/story/ushnoy_monitoring_dlya_gruppyi_instruktsiya_po_izgotovleniyu_13268221?u=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fa%2FX1s9wjtKATv4YAIY&t=%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0&h=77f30efb1dee8b4d0732b2a05c169f24cc640ba2" title="https://dzen.ru/a/X1s9wjtKATv4YAIY" target="_blank" rel="nofollow noopener">дзена</a>

Взято с дзена

Чаще всего если говорим "XLR" имеем ввиду "балансный кабель" и "балансный сигнал". Но сейчас попадаются процессоры, где по TRS (стереоджеку) также ходит балансный сигнал.
Везде где есть возможность сигнал у нас - балансный. Поэтому процессоры или IR-боксы можно и нужно смотреть с балансными выходами (XLR у mk300, кортекса и trs-джеки у амперы)

Джеки - это обычно коммутация либо инструментальных сигналов (слабые-чахлые, летят из гитар) либо линейного уровня (условно говоря, наушники или выходы из микшера).

Мы, везде где можно, используем коммутацию на XLR (потому что в любой момент при нехватке кабеля можно нараститься чем-то взятым на площадке) и собираем короткие переходники (в парке - [XLR-5din], [TRS->2x XLR], [TRS->XLR]). Джеки у нас присутствуют только в наушниках и в инструментах.

Везде где разъёмы часто используются (инструментальные кабели, порты стейджбоксов, микрофонные кабели) - не экономим и ставим Neutrik. Если коммутация стационарная - можно чего попроще-подешевле: лишь бы не разваливались (но вот когда будет много дееееенег...)
Если вот вообще не планируем ничего отключать - разъем подклеиваем к гнезду термоклеем, если он не имеет встроенного фиксатора (C7 на 220v любит выпадать, например), а корпусные блоки питания подтягиваем стяжками-липучками к блоку розеток (хотя по факту сейчас оказались снятыми).

Моему кабелю больше 10 лет, не хрипит и не пердит, производитель на картинке

Моему кабелю больше 10 лет, не хрипит и не пердит, производитель на картинке


Сами кабели - вопрос чисто утилитарный. Инструментальные кабели (которые идут от гитар в процессоры) - Sommer Spirit XXL + оплетка (на картинке выше) либо радиосистемы, либо какие-то приличные кабели. Внутри борда коммутация - Shulz SL1 и на разъемах тут экономить не стоит до первой не true-bypass педали, как минимум.
Инструментальники - место где качество кабеля очень важно. Он не должен быть жёстким, стоять колом (иначе с ним неудобно) и у него должна быть как можно меньшая ёмкость (меряется в единицах пикофарад/метр). Длинный дешевый инструментальный кабель очень-очень сильно портит звук. Длинный дорогой тоже портит, кстати) Инструменталки у нас не больше 4 метров. Говорят что активные гитары лучше переживают плохой кабель - физика понятна - но я на себе не проверял.
Кабель от процессора до пульта - уже не так важен, так как там другой уровень сигнала.

Всё что дальше - любые кабели, на которые хватает денег (у нас Premier LCM-18, но я от него не в восторге). Внешний мультикор от сплиттера в стейджбокс клуба - Osafeeling mc-8 (готовый с али).

Внимание на центр кадра

Внимание на центр кадра

Для подключения каждого музыканта мы используем "косы" или "мультикоры", но так как фирменные кабели для мультикоров стоят как крыло от самолёта - пока мы их себе позволить не можем. Собираем пучок из премьеров, протягиваем в чулок ("змеиная кожа") по диаметру, затягиваем стяжками-изолентой, а со стороны "сцены" укладываем в алюминиевые корпуса (вон они в центре кадра), ставим муфты типа MG на вход в корпус. Кабель сидит хорошо и не пытается вырваться, из разъёмов не выскакивает. А, да, в каждой косе висит хвостик для передачи сигнала на наушники - это удобно в случае отказа радиосистемы. В концертном режиме там всегда висит сигнал и при пропадании радио вопрос возврата звука - вопрос одного проводка. В репетиционном режиме мы обычно играем на проводах чтобы не возиться в батарейками. В корпуса разъёмы - настолько хорошие насколько можем себе позволить.
Корпуса тут самосборные (но потом я нашёл готовые на али), разъёмы ищите типа "socket D" - можно ставить и внутрь и наружу и легко менять.

Кстати, себе я корпус на конце косы не стал делать, так как не закончил историю с педалбордом и в раздумьях по поводу одного многоконтактного разъёма (если кто подскажет что-то дуракоустойчивое, с хорошей фиксацией кабеля и не по цене подержанного автомобиля - дайте знать).

Коммутация у нас есть, поехали собирать всё в кучу.

В Двойной Cплошной у нас используется 7 входов (с 1 по 7):
1: моно-микрофон основного вокала (Марина)
2,3: стерео (L+R) ритм-гитара (Марина)
4: моно-микрофон бэк-вокала (Инна)
5: моно бас-гитара (Инна)
6,7: стерео (L+R) лид-гитара (я)

Эти 7 входов нужно разделить - одна копия сигнала должна попасть к нам в пульт для создания мониторного микса, вторая должна уйти в FOH (клубный пульт). Также своим пультом мы даём фантомное питание везде, где нужно, в FOH оно не нужно.

Существует три (известных мне) способа разделения сигнала:
1. Y-кабель. Вешаем на один входной XLR два выходных. В плюсах что оно вообще работает и стоит дешево. В минусах - всё остальное. Фантомное питание не отсекается, общая земля.
2. Сплиттеры. Специальная коробка, которая делает гальваническую развязку (трансформатор внутри, не неонка). Убирает фантомное питание, позволяет отделить земли. Не влияет на звук (ну так чтобы в уши лезло) и не позволяет никак попортить сигнал мониторным пультом. Наш вариант. Мы используем Behringer MS8000 (потому как дешево и работает). Стоит денег - в текущих реалиях порядка 1000ру за вход.
3. Цифровой байпас. Загоняем исходный сигнал в пульт, там его отдаём дальше либо по цифровым интерфейсам (AES50, Dante, StageConnect, Ultranet) в FOH либо превращаем в аналог при помощи цифрового же стейджбокса, с которого отдаёмся в FOH. В плюсах - до FOH/стейджбокс уходит один кабель, в нём можно разложить все сигналы как нам надо(включая любые цифровые). В минусах - площадка получает сигнал после, как минимум, одного преобразования в цифру на нашей стороне (с непонятно какими АЦП), в линейных уровнях. Может глюкануть что-то. Мы пока не используем (но думаем завести себе Midas DN4816-o чтобы отдавать цифровые сигналы и обработки вокала на FOH, что должно в теории облегчить там работу).

Ах, да. Ещё барабаны. Они либо приходят отрендеренные в цифровых входах пульта с нашего ноутбука (электронная установка, выступление без барабанщика) либо используются акустические клубные, которые мы дополнительно снимаем себе четырьмя микрофонами по схеме Глина Джонса:

Источник картинки не помню

Источник картинки не помню

Четвертый микрофон висит прищепкой на верхнем пластике Snare (малого-рабочего барабана).
Входы с 8 по 11 заняты как раз четырьмя каналами барабанов. Для снятия используем набор Alctron T8400 - из чего-то с именем и обзорами на момент покупки были самыми недорогими (кажется на bigtv).
Если мы рендерим электронные барабаны самостоятельно, то на чеке отстраиваем звук сэмплов вместе с звукарём площадки и отдаём стереосумму "барабаны+подклады". Неудобно, негибко, но лучше пока не можем - ограничены пультом. Подклады, естественно, по громкости между собой отстроены заранее.

Как раз про пульт. Сердцем всей этой истории является он - цифровой пульт. Мы, не имея больших денег, используем Behringer XR18.

Вот этот малыш

Вот этот малыш

Брать младшие XR (12, 16) смысла не вижу - разница в деньгах небольшая, а входов-выходов много не бывает. Мидас MR даст +-те же возможности и в теории чуть лучший звук за чуть большие деньги. Я вслепую разницу не услышал и поэтому мы взяли Behringer.
У него много минусов (мало каналов, мало входов, мало выходов, слабый вайфай, капризный USB), но всё это перечеркивается его ценой и весом.

Когда станем богатыми и успешными (или поймём что с XR18 дальше никак) - переедем на X32 Rack или Wing Rack (ну или что тогда будет актуальным).
Про X32 и винг по делу сказать ничего не могу потому что сам их не настраивал, но в деле видел. Хорошие машинки, решают кучу вопросов за заметно большие деньги.

X-Air, для управления с ноутбука; есть и для телефонов

X-Air, для управления с ноутбука; есть и для телефонов

Дальше подключаем пульт по USB к рабочему ноутбуку. У нас это какой-то старый HP Elitebook, но уже с SSD-диском (чтобы не бояться вибрации). Чистой, честной и официальной виндой. На нем стоит только тот софт, который нужен нам для сцены либо записи - драйвера для процессоров и пульта, панели управления пультом и процессорами. Виртуальный миди. И его величество Reaper.

Reaper - наше всё. В нём живёт проект, разбиты сегменты треков, сделана навигация, настроены автостопы везде где нужно. Живут дорожки плейбеков, происходит realtime сэмплирование электронных барабанов через VST (Addictive Drums), находятся миди-дорожки для управления процессорами и пультом. Находятся и дорожки обработки вокалов для мониторинга (реверы, дилеи) и все их автоматизации.
Всё что может быть собрано в рендеренные звуковые файлы - собирается заранее и в проекте не сэмплируется чтобы не создавать лишнюю нагрузку на железо во время выступления.

Мы играем в клик-трек (метроном), у нас есть робот с голосовыми подсказками (отсчеты 1-2-3-4) и имеем четко заданную структуру песен. И у нас есть плейбеки (записанные инструменты, фонограмма по-сути). Как следствие - длительность песен постоянна и известна. Структура не может быть изменена во время выступления (так как плейбек начнется не в нужное время и всё сломается).
А раз у нас есть четкая структура и процессоры (с управлением по Midi!) значит можно гитаристам не танцевать по педалям, а просто играть-петь-делать что нужно, а кнопки пусть переключает робот.

Когда я стал со всем этим разбираться - выяснил, что у каждой железяки свой midi-протокол, который описывается в инструкциях производителей. Возможности железок разные, гибкость тоже разная. Но все что у нас есть - управляются CC-командами, которые неудобно визуализировать в одной дорожке.
Поэтому я засучил рукава и написал на JSFX мини-расширение, которое позволяет писать автоматизацию обычными нотами на миди-клавиатуре, а расширение дальше это транслирует в команды, понятные процессорам.

В рипере не забываем прописанные миди-дорожки направить... Куда? А снова в usb-выход XR18, который нужно включить в настройках daw (и там же ставим sync в настройках миди-устройств чтобы в девайсы приходил global tempo). В результате все наши миди-команды теперь бегут в 5din out на XR18. Остаётся его забрать оттуда и размножить в косички всем получателям. Doremidi splitter в помощь. Не забываем настроить каждое приёмное устройство на свой канал и в дорожках автоматизации указывать каналы. Ну и в самом пульте переключить midi в режим usb passthrough (ну или какое-то подобное название).
Можно ещё заморочиться и настроить и управление пультом, но так как его миди-вход уже занят, то остаётся управление по OSC. К сожалению, напрямую в рипере управлять OSC-устройствами неудобно, поэтому добавляем loopMidi при помощи которого делаем себе виртуальный порт. В него шлём из проекта автоматизацию управления пультом. И чтобы оно долетело дальше куда нужно - берем Cockos OSCII bot и пишем простенький скрипт конвертации midi в osc (положить в C:\Users\{username}\AppData\Roaming\oscii-bot\filename.txt )
Мы из всего используем только mute каналов микрофонов (чтобы не ловить барабаны второй раз, когда вокалистам хочется походить по сцене); если у вас есть специальный человек, который может ручками закрывать каналы во время выступления - то эта автоматизация не нужна.

Ну и ещё один тюнинг рипера - иногда ноутбук приходится ставить далеко от всех музыкантов. Чтобы не бегать по сцене лишний раз - настраиваем удаленное управление (Options->Preferences->Control/OSC/web) и там добавляем веб-интерфейс. Файлик с управлением плейбеком мне написал дипсик за 10 минут, если он кому-то нужен - отпишитесь в комментах и я его выложу (можно и самим написать, положить в C:\Users\{USERNAME}\AppData\Roaming\REAPER\reaper_www_root).

Была мысль добавить туда поддержку сет-листов, но пока руки не дошли.

Рулим с телефона плейбеком во время концерта)

Рулим с телефона плейбеком во время концерта)

Дорожки в рипере не забываем настроить на нужные каналы и крутим и каналы пульта.
Общий принцип прост.
Дорожки умеют объединяться в пары (для стерео) в 1-2, 3-4 и тд. Физическая коммутация мне была удобнее в другом порядке и стереогруппы оказались в 2-3 и 6-7, поэтому дорожки пришлось собрать в ином порядке (видно на скрине из X-air выше).
У каждой дорожки выбираем приходит она из a/d или usb, врубаем самый громкий звук на вход и подправляем чувствительность так, чтобы она не лезла в красную зону. Приправляем гейтами, эквалайзерами и компрессорами по вкусу.

Собираем шины в стереопары (если вам нужны миксы). У нас собраны 1-2 для Марины, 3-4 для Инны, 5-6 для зала (и я всё порываюсь разобрать из стерео - тогда будет 2 независимых выхода) и мастер-микс для меня (он всегда в стерео). Имеем 4 стереомикса с настроенными входными каналами.
Был бы x32 - можно было бы собрать 5 миксов и входы разложить так, чтобы входные сигналы для мониторинга и зального микса готовились раздельными дорогами, но его у нас сейчас нет.

Примерный принцип устройства XR18, как я его понял, такой:

Упрощенное устройство XR18

Упрощенное устройство XR18

Дорожки в Xair - каналы обработки. Для них указываем откуда принимать сигнал, собираем в шинах. Для USB и Ultranet через матрицу можем выбрать что туда отдать. Особенно удобно, что можно рулить нюансами про префейдер/постфейдер и тд. Для наушников - можно отдать туда пары ауксов.

Мастер-миксы нужно дотащить до наушников. Живут они в XLR-выходах на пульте. Варианты:
1. забрать сразу в радиомониторинг парой XLRок (Leicozic PM10 отлично это делает) и с его Monitor out на морде забрать trs в косичку к музыканту; если лейкозик есть - всё отлично, а если нет?
2. поставить проводной предусилитель на 4 канала (Alctron H4N из недорогого отлично всё делает)
3. поставить колхозный дешевый пред типа Ha400 купленный за 300 рублей на алике и копить на лейкозик); спаять проводки 2xXLR->TRS чтобы оно завелось

Мы пробовали все три варианта. Альктрон нас покинул по организационным проблемам, проблем с ним не было. Один лейкозик и два ha400 трудятся прямо сейчас. Барабанщик себе забирает микс басистки - компромиссное решение из-за ограничений пульта (но можно решить при помощи midas dn4816-o и использования fx-шин без эффекта для сборки ещё одного микса).

Осталось собрать всё это в ящик, чтобы можно было переносить это с собой (потому что количество точек коммутации уже весьма велико и сборка с нуля занимает больше часа).

Мы взяли себе рэковый кейс Guider 6UL - пластик хлипковат в отличии от Gator, но в машине/поезде возить можно. В багаж сдавать я бы не рискнул (как и свой педалборд - Ghostfire пожалел и металла и фанеры, хлипко). Зато дешево. Дойдёт до авиапутешествий - поменять ящик не особо сложно.

Что у пульта, что у сплиттера входы на передних панелях и если ставить заподлицо, то крышки будут плохо закрываться или заминать провода на разъемах.
Для пульта есть отличные ушки, которые надо распечатать на 3д-принтере. Сплиттер вешаем на 4 стойки m5 40mm. Шайбы-гайки-фиксатор резьбы не забываем.
Правда вот выходы на FOH остались на сплиттере сзади и дотянуться косой неудобно. Но и тут есть решение. Алиэкспресс, rack patch panel 8 way; берем 8 xlr-разъемов мам и 8 xlr d-socket пап и паяем патч-панельку с хвостами типа такой:

Спасибо али за фоточку

Спасибо али за фоточку

и подключаем стационарно в рэк.
Кстати, для XLR есть отличная мнемоника - сигнал всегда идёт из папы в маму.

Если радиобаз несколько - не забываем к ним комбайнер (PA421B например, тоже на али). Комбайнер нужен чтобы собрать несколько антенных сигналов в одну антенну и убрать интерференцию - будет выше качество приёма сигнала в бодипаках (так называются приёмники или передатчики, которые музыканты носят "на теле").
И не забываем ещё взять рэковый блок розеток - блоков питания много, надо куда-то втыкать. Найдете с powercon разъёмом на входе - будет отдельный решпект)

Чтобы возиться с ноутбуком поменьше - убираем type-c зарядник внутрь кейса, кладём usb-хаб с lan-портом внутрь и подключаем всё одним type-c проводком (ноут получает зарядку, проводное соединение с пультом по сети для OSC (автоматизация и X-air для настройки пульта), usb-соединение для работы в режиме звуковой карты) - но тут надо осторожно, это может ломать работу usb-интерфейса. Всё собираем, приматываем стяжками чтобы не болталось. Косы для музыкантов я тоже примотал стяжками к свободным юнитам рэка и убираю их внутрь при перевозке. Кстати, косы разноцветные - чтобы не искать где чья и разматывать только то что нужно. И закреплены в рэк, поэтому размотать не тем концом не получится.

Ещё неплохо бы вайфай точку доступа не забыть - у XR слабая вафля и беспроводное управление на него лучше не вешать.

Выходим на сцену - раскидываем три "пуповины" музыкантам передней линии с задней стороны рэка оттуда же отдаём мультикор с сырыми сигналами звукорежиссеру, проводок с наушниками барабанщику с передней и пару XLRок для барабанов-плейбека оттуда же.
Если барабаны живые - втыкаем 4 кабеля для микрофонов для снятия барабанов и подключаем их. Даём питание в пульт. Включаем ноут и подключаем usb (он там автостартует рипер и всё нужное).
Готово, можно играть.

В первом посте были проблемы с ютубом, так что записал вам кусочек своего микса с репетиции. Бас у меня "усажен" - на концерте он прилетает через тело и вибрацию и в наушниках на концерте его нужно поменьше. За время фрагмента использовано 2 разных обработки (усилителя) для моей гитары, и есть ещё включения-выключения дилея. В общей сложности, если правильно помню, 5 переключений чего-либо.

С задней стороны рэка я собрал всё что работает с "сырыми" сигналами - сплиттер, косы, патч-панель. С передней - все что касается радиосистем, крутилок громкости. И туда же уйдёт и передний порт антенны-суммы для комбайнера.

Всё что нужно повесить в рэке, но не предназначено для этого - делаем колхозные уши из алюминиевого уголка 20х40 при помощи болгарина. Делаем дырки (явно не отверстия в моих руках получаются) при помощи дрели и вешаем колхоз на своё место.

Знаю что часто радиочасть выносят из мониторного рэка, но у нас всё в одном - просто чтобы меньше таскать.

Короче, если вам нужна помощь с подобной штукой, автоматизацией процессоров или чего-то такого - пишите вк в группу (контакты в профиле), попробуем победить проблему вместе.

Ну и тот же трек, что с репетиции, но уже живым звуком и с концерта)

Ходите на концерты, слушайте музыку - хорошую и разную.
Всем любви!

https://band.link/dvoinaya

Показать полностью 15 2
426
Лига музыкантов

Делай громче басы!

И Инна будет звучать ещё мощнее)

И Инна будет звучать ещё мощнее)

Всем привет! Я играю в Двойной Сплошной, а ещё отвечаю за всякие наши технические вопросы. В прошлые разы писал про то зачем музыкантам наушники на сцене и о том как формируется гитарный звук. А сегодня - о том как сделать музыку слышной и читаемой. А также о том почему мы слышим дребезг окон от проезжающих любителей громкой музыки и как это связано с концертным звуком (и как от этого можно попробовать спастись).

Каждый раз мы стартуем с самого начала - что такое звук, как мы его воспринимаем и какими органами чувств (внезапно это не только уши).
Собственно, звук - это расходящаяся волна колебаний в среде. Для нас, человеков, это обычно воздух и звук там летит со скоростью чуть меньше 350м в секунду. Из-за такой невысокой скорости возникают всякие интересные эффекты переотражений (когда звук улетает вдаль, стучится в стенку, отражается и прилетает обратно с задержкой) - самый простой и известный нам называется "эхо". Прилетая куда-нибудь - допустим в стенку - волна колебаний частично отражается, а частично "вязнет" в том, во что она прилетела и передаёт свою энергию, вызывает вибрацию и далее нагрев.
Нагрев - бог бы с ним - на наших мощностях неинтересен, а вот возникшая вибрация создаёт массу проблем. А если она прилетает в человека, то у него начинают вибрировать всякие косточки и мягкие ткани - это создаёт приятные ощущения (за что любят живые концерты, драбас и всякие тяжёленные стили). Но большую часть звука мы воспринимаем ушами и всем что между ними.

И вот это наше ухо - оно не для музыки вообще оказалось придумано, а для того чтобы выживать в природе полной всяких неприятностей), поэтому чутко воспринимает не те частоты, которые нам, музыкантам, казалось бы правильным туда вливать. Вообще, воспринимаемая громкость - это сложная штука, которая зависит от частоты, длительности сигнала, звукового давления и, наверное, пятен на Венере и фазы Луны. Умные дядьки-тётки это худо-бедно систематизировали и сложили в ISO 226:2003 (и периодически его обновляют) в виде кривых равной громкости.

Картинка от стандарта 2003 года, но принцип понятен

Картинка от стандарта 2003 года, но принцип понятен

Чем правее - тем выше частота сигнала. Басы у нас, соответственно, слева. Чем выше по оси - тем больше звуковое давление. Линия (изофона) показывает одинаковую воспринимаемую громкость.
И фишка в том, что чтобы слышать басы также громко как и средние частоты (в районе 3.5кгц) басы должны звучать со значительно большим звуковым давлением (на десятки децибелл!)
Плюс десять децибелл звукового давления - это прирост по громкости более чем в три раза, а по энергетике - во все десять.
Вот и приплыли.

Вывод: чтобы слышать бас также громко (воспринимаемо человеком громко) как и человеческий голос - нужно динамику баса дать в десятки раз больше энергии, а давить он будет в разы сильнее.
Ну и сама по себе волна длинная (частота низкая) и поэтому динамик для извлечения надо жирный, мощный и с большим ходом диффузора. И качать его надо большими ваттами.

Наши ездарасы любители автозвука это, к сожалению, знают и поэтому ставят сабвуфер размером с багажник, здоровенные банки конденсаторов (чтобы махина в сабвуфере качалась как надо и не сжигала генератор внезапными нагрузками) да ещё и слушают музыку где низкие частоты играют важную роль - всякую рэпчину и рнб, где навалить басов - это святое.

Фото из <a href="https://pikabu.ru/story/delay_gromche_basyi_13248625?u=https%3A%2F%2Fwww.drive2.ru%2Fl%2F4044281&t=drive2&h=baea6b166f025fb3ab6a43539b97c44e3dfded84" title="https://www.drive2.ru/l/4044281" target="_blank" rel="nofollow noopener">drive2</a>

Фото из drive2

А дальше происходит самое неприятное - этот их чудесный низкий басовый звук разлетается во все стороны: снова бессердечная физика нам говорит что длинные волны лучше огибают препятствия, а короткие лучше отражаются. Поэтому во всяких модных "всенаправленных" колонках часто стоит один мощный вуфер, а высокочастотных динамиков (твиттеров) ставят несколько штук да ещё и "взглядом" в разные стороны.

Яббл HomePod, спасибо <a href="https://pikabu.ru/story/delay_gromche_basyi_13248625?u=https%3A%2F%2Fventurebeat.com%2Fbusiness%2Fapples-vision-for-homepod-still-needs-work&t=venturebeat&h=b06f3e76cd1a0c222c67d6cf01f2bad7531e8fcc" title="https://venturebeat.com/business/apples-vision-for-homepod-still-needs-work" target="_blank" rel="nofollow noopener">venturebeat</a>

Яббл HomePod, спасибо venturebeat

И прилетают к нам в наше бедное окно. Частью звуковая волна пойдёт огибать наш дом и стучать в окно соседу, а частью поглотится стенами, стёклами и всем до чего дотянется. Наши стены и стекла начнут вибрировать и греться (хоть какая-то польза зимой хехе) и своей поверхностью снова создавать звук, но уже не снаружи (где трава растёт), а прямо у нас дома.
Друг наш грузовик ревет своим дизельным движком тоже на низких частотах, кстати, так что шум от него к нам летит по тем же принципам.

И что с этим делать, как спастись? Понятно, переехать от любителей басов подальше не у всех получится. И, к сожалению, эффективных и дешевых решений нет - такова природа. Практикующие музыканты (заботящиеся о соседях) дома строят "комнату в комнате" - внутри помещения на пружинах, подвесах и прочих резинотехнических изделиях строят ещё одно помещение (без жестких связей стен и перекрытий!), заполняют промежуток между стенками акустической ватой (она отличается от обычной минваты тем, что имеет неоднородную структуру, хорошо поглощает звуковую энергию и плохо отражает), а внутри размещают басовые ловушки и поглотители.

Басовая ловушка - это космического вида предмет интерьера, часто из акустического поролона (но бывает и в виде картонного поддона для яиц, деревяхи с щелями и тд) и ставится не там где захотел дизайнер, а где по акустическому расчету собираются стоячие волны или происходит активное отражение от любимого полированного стола. Впрочем, тема не моя и тут лучше позвать кого-нибудь кто занимается звукоизоляцией и расчетом акустики помещений. Моя же тема - шуметь)

Вон на стенах висят, RavenLoft на фото

Вон на стенах висят, RavenLoft на фото

От наведенного дребезга хоть как-то может спасти какой-нибудь демпфер - самоклеящийся кусочек резинки, пробки. И это единственный способ спастись от звучащего на улице, но чаще всего не спасает. Если у вас стеклопакеты, то толку не будет тоже. Закрытое окно, беруши, тайное проклятье на прохват поносом - всё что остается.

А теперь - зачем вообще все эти низкие частоты и как сделать музыку читаемой. Как говорит один мой дальний знакомый - хорошее сведение начинается с аранжировки. И это он о том, что каждая музыкальная линия должна иметь какой-то музыкальный смысл, быть выделена голосом (не вокалом, а например, гитарой или там клавишами) и должна быть "усажена" в частоты.

Как это сделать? Просто. Сначала мы получаем готовый, сформированный, обработанный звук и отрезаем от него всё ненужное при помощи эквалайзера.
У каждого инструмента есть тн "эффективные частоты". Есть полезный старый пост со списком, а я приложу ещё и табличку из интернетов:

Взято у <a href="https://pikabu.ru/story/delay_gromche_basyi_13248625?u=https%3A%2F%2Fsamesound.ru%2Fprod%2F84394-frequency-chart-rus&t=samesound&h=04e2a0175266f67b1e200844b7d93ddd2a858404" title="https://samesound.ru/prod/84394-frequency-chart-rus" target="_blank" rel="nofollow noopener">samesound</a>

Взято у samesound

Суть в том, что сигнал инструмента слегка шире, чем то что тут приложено, но пользы от этих частот нет и их можно (и нужно) без сожаления отрезать. А дальше разложить партии так, чтобы гитары (если их несколько) оказались в разных регистрах или с разнохарактерным звуком (тогда они не склеятся в одну неаппетитную кашу), чтобы инструменты не мешали вокалу когда он есть (по моему опыту, особенно сильно тут достаётся мужским голосам) и т.д.
То есть - начиная собирать аранжировку задумываемся сразу о том где, кто и как будет звучать. Тогда и при сведении трека не возникнет лишней мути и конфликта в частотах.
Забавно, что раньше это не умели решать и ACDC именно с таким характерным вокалом только потому что любой другой пропадал в стене гитарного звука.

Само собой бывают исключения: например, когда мы играем какой-то читаемый рифф в две гитары, то можем его играть в одной тесситуре (на одних ладах), но стараемся подобрать характер звучания так, чтобы одна гитара "низила", а другая "высила" в характере перегруза - тогда получается более "широкий" звук.
Для широты ещё можно использовать эффект Хааса (дублировать сигнал с небольшой 10-20мс задержкой) или использовать даблтреки - записывать в два дубля одну и ту же партию с минимальными различиями между дублями и потом разводить их в панораме в лево-право. Несовершенство человека даст небольшое расхождение в звучании и во времени и добавит "широты" звучания. Впрочем, это уже студийные истории (хотя Хааса я использую для некоторых фрагментов звучания и вживую).

И вот последнее на сегодня "зачем".
Люди воспринимают музыку сложным образом - это и акустика с физикой и всякие эффекты внутри головы. Из простого - когда подбираешь звуки в песню их крайне важно выставлять в одну громкость, потому что тот, что чуть громче будет "нравиться" больше (этот эффект привел к тому что современные трэки громче старых, см "война громкостей"). Из более сложного - тот же Хаас, восприятие коротких звуков, панорама, воспринимаемая громкость при компрессии сигнала (поэтому реклама в телевизоре громче фильма, который она прервала). Когда мы делаем аранжировки - стараемся всё это учитывать, насколько позволяют уши и знания. Но вообще тут лучше послушать профессиональных звукорежиссеров - я всё-таки гитарист и моя задача играть)

Когда возникает музыкальная задача "прокачать" - чтобы ноги сами хотели танцевать на помощь приходят прямой бит в ритм-секции (великий Майкл с Billie Jean как пример), дырявый бас с хорошо подчеркнутыми низкими частотами иии.. всё :)
Ну или Аську нашу послушайте, там тот же принцип.

(А потом мы опять ночью слушаем хррррпрррр от проезжающего таза с автомузыкой)

И вот вам анплаг, песня "Басы" дописана в гримерке незадолго до выступления, звук живой и честный (а я болел спиной и не мог ходить, так что ребята справлялись без меня) и дала название этой статье :)

Ходите на концерты, слушайте музыку - хорошую и разную.
Всем любви!

https://band.link/dvoinaya

Показать полностью 6 1
49

Как звучит электрогитара?1

Звучит как вишневый Gibson SG!

Звучит как вишневый Gibson SG!

Знаете как звучит электрогитара? Казалось бы — включи почти любую песню и всё слышно. Знакомый, яркий и хрустящий звук в «Smells like teen spirit» Nirvana. Или, подождите, мягкий и заполняющий «бой» в «Штиле» Арии. Или невозможный, космический звук у Joe Satriani в «Bamboo». Можно вспомнить и Polyphia с «Ego Death», по которой можно собирать энциклопедию современного гитарного звука вообще. И совершенно невозможный Александр Мисько, играющий на, казалось, бы обычной гитаре. Это всё мир электрогитар и нигде вы не слышали как звучит сама электрогитара.

Саша, кстати, играет на акустической гитаре (хотя там микрофонов и звукоснимателей и обработки сигналов хватит на целую банду) и «фингерстайл» и попал в примеры просто потому что он великолепен, но у нас не особо известен.
Я же буду писать про привычные электрогитары: цельный корпус формата «доска», магнитные звукосниматели. Ровно о том, чем пользуюсь сам каждый день.

Для ЛЛ: электрогитара звучит блекло, неярко и похожа на плохую акустику; важнее насколько хорошо изготовлен инструмент, чем материал, из которого он сработан; самое важное в гитарном звуке — руки играющего; гитарный процессор - это добро.

Я - гитарист в Двойной Сплошной, а ещё отвечаю за всякие наши технические вопросы - коммутация, программирование гитарных процессоров, синтезаторов и эффектов, взаимодействие со звукорежиссерами площадок или сведения и тд., в прошлой статье я рассказывал про ушной мониторинг - зачем он нужен и как помогает музыкантам. Теперь - о том как формируется гитарный звук и как его засунуть в маленький наушник.

Итак, поехали.

Упрощенная анатомия зеленой гитары

Упрощенная анатомия зеленой гитары

Прежде чем понять как формируется звук — давайте разберемся с анатомией.

Берем гитару в руки, подключаем провод, проверяем ручку громкости, зажимаем лад на грифе, палец размещаем возле лада со стороны бриджа, медиатором делаем «щипок» по металлической струне, располагая его примерно между звукоснимателями и — звук пошёл.

Ушами вы услышите слабое «дзынь» - неподключенная электрогитара практически не слышна, а в проводе живёт слабый-слабый сигнал (говорят что до полувольта, но я не проверял). Сигнал этот — это результат колебания металлической струны в магнитном поле звукоснимателя.


И вот что важно: хорошо зажал гитарист струну и гитара была настроена — будет ровный по тону, чистый сигнал. Повозил медиатором по струнам — скрип будет в сигнале. Погладил струну — будет маленькая амплитуда сигнала, плавное его начало, сыграл «в корпус» - будет сигнал с хорошим фронтом, перкуссионный. Но всегда — слабый. В колонку его дать — ничего слышно не будет.
Всё что происходит в обработке дальше — лишь усиливает, модифицирует сигнал, а основа всего звука — именно этот маленький слабенький ток, который магнитные катушки сняли с колеблющихся струн, извлеченный руками гитариста.

Давайте попробуем порассуждать что влияет на этот звук?

Чуть запасёмся школьной физикой и начнем.
Понятно, что струны — то что зажимают и чего касаются медиатором — важны и создают само звучание. Всё что с ними соприкасается — тоже (лады, верхний порожек, бридж) и влияют на характер звука, его длительность — гитаристы говорят «сустейн».
Сам корпус гитары при игре также вибрирует — похоже на маленького мурчащего котенка.

Струны крепятся к корпусу разными способами — бывает крепление «сквозь корпус», бывает крепление к металлической пластине, которая опирается на винты и удерживается в равновесии пружинами (то есть, в любой момент времени пружины держат струны натянутыми и тем удерживают строй — например в бридже типа floyd rose и его последователях).
Часть вибрации корпус отдаст струне обратно и чем жестче связь струны и корпуса — тем это будет эффективнее. А значит — дольше звучание (больше сустейн).

Дерево гитары обладает разной структурой и плотностью. Строго говоря, именно поэтому не бывает двух «одинаково звучащих гитар», но насколько они будут разными — об этом история умалчивает) Обычно тяжелое дерево сложнее «раскачать», но оно дольше будет при прочих равных отдавать звук.
Всё это справедливо для цельнокорпусных гитар — доска с железками и струнами (это типичная электрогитара), а вот если гитара с естественным резонансом — акустическая или полуакустическая — всё становится иначе, мне не хватает опыта чтобы про это рассуждать. Если кто-то разбирается во влиянии дерева на звук акустических гитар — делитесь в комментариях или ответным постом?

Остался последний — и я считаю самый важный (после рук исполнителя) элемент — то, что преобразует колебание струн в сигнал. Звукосниматели.

У разных гитар их разное количество, разные типы, разное расположение относительно мензуры (мензура — это расстояние от точки крепления струны на бридже до верхнего порожка и чаще всего называется в дюймах), разные наклоны и тд. Самих звукоснимателей по характеристикам тоже великое множество.
Одна и та же гитара с разными звукоснимателями звучит совершенно по-разному.
Можно упростить до того, что бывает «одинарный» (называется «сингл», внезапно с одним рядом винтиков) и «двойной» (хамбакер, с двумя рядами) звукосниматель. Сингл придумали первым, он обладает меньшим электрическим выхлопом и умеет неслабо ловить радио, зато лучше передаёт высокие частоты и «быстрее» набирает яркость сигнала - звук более «перкусионный». На зеленой гитаре из картинки выше — два хамбакера, но они умеют работать в режиме отсечки - когда от звукоснимателя используется только одна катушка, получается почти сингл.

Естественно, гитара должна быть надёжной (не фонить, не терять строй и не хрипеть проводами, не есть руки торчащими ладами) и обязательно нравиться тому, кто на ней играет.

Так а как она звучит? На той самой зеленой гитаре я специально для статьи накидал демку - в самом начале просто сигнал гитары. Эта же фраза будет сразу после, но уже с обработкой.

Демка - это «набросок» - просто несколько записанных партий, которыми обмениваются музыканты между собой или показывают знакомым из индустрии. Партии играются не так чисто, как для студийных записей. Нет сведения (выведения громкостей, индивидуальных обработок сигналов), нет мастеринга (финальной обработки суммы дорожек), часто нет даже полной музыкальной фразы. Одним словом - демка.
Кстати, никогда не делал клипы раньше, пардон за водяной знак. Но это лучше чем на ютуб, правда?)

Заметили как сильно отличается звук в начале и потом в аранжировке? Это потому что он «обработан». В нём убраны лишние частоты (пре- и пост-эквализация), он прошёл через предварительный усилитель в гитарной голове (так называют гитарный усилитель, который можно увидеть на сцене), усилен, а потом был проигран гитарным динамиком. То что они гитарные - это важно, так как гитарный усилитель вносит характерные искажения, обертона и добавляет звуку «характер». Гитарный динамик же специфичным образом изменяет частоты выходного сигнала.

Гитарный усилитель и гитарный кабинет 4х12 (4 гитарных динамика размером 12 дюймов) под ним, <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_zvuchit_yelektrogitara_13215856?u=http%3A%2F%2Fnafiriguitar.com&t=nafiriguitar.com&h=b6328d14f88d086e38b3e12d16e1cfa3c9abc88c" title="http://nafiriguitar.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">nafiriguitar.com</a><!--/noindex-->

Гитарный усилитель и гитарный кабинет 4х12 (4 гитарных динамика размером 12 дюймов) под ним, nafiriguitar.com

Использовать обычный усилитель и обычный (широкополосный) динамик для гитарного звука не стоит - звук гитарного усилителя совершенно мерзкий, некрасивый (напишите если интересно - я попробую вам это изобразить).
И существенный нюанс - это всё громко.

Это оборудование придумывалось и проектировалось для сцены в те времена, когда усилители были ламповыми и дорогими. Чтобы все искажения случились так, как задумано - ручки громкости должны стоять хотя бы на 12 часов (примерно половина) и тогда вся схемотехника отрабатывает в задуманном режиме и вносит те искажения, которые наше ухо воспринимает "приятным". А в ламповой голове живёт 60+ ватт настоящей постоянной ламповой мощности, стоять близко к этой малышке - больно для ушей.
Ещё ламповые аппараты капризны - лампочки «садятся» и звук теряет окраску, выходят из строя, греются. Сплошные минусы. Но - звучат круто, не отнять.
Человеки придумали вносить искажения и усилять звук с помощью транзисторов, а потом для внесения искажений (формирования и обработки) использовать всякие цифровые обработки при помощи DSP (digital signal processor) - процессоров обработки сигнала. Гитарные процессоры - это как раз штуки, снаружи у которых кнопочки-крутилочки-экранчики, а внутри - DSP.

Эти гирлянды делают звук для Двойной Сплошной

Эти гирлянды делают звук для Двойной Сплошной

Транзисторные гитарные усилители имели совершенно другой характер и звук (хотя их и пытались сделать как ламповые) - такова их схемотехника и это не исправить, хотя попыток было множество. Ещё они были дешевле, легче, менее капризные при перевозке. То есть - лучше во всем, но звучат не так. Это породило холивары на тему "лампа против транзистора". А потом подтянулись цифровые братья. Маленькие, лёгкие, выносливые, недорогие (ха!), потребляющие мало энергии.

Процессоры сразу пошли по пути эмуляции лампового оборудования при помощи программ. Внутри описывалась схемотехника усилителей, моделировались элементы, взаимосвязи между ними и всё это - с определенной точностью и ограничениями вычислительной мощности. Такой подход часто называют whitebox-моделированием (белой коробкой - мы знаем что и как устроено и копируем). Сначала получалось откровенно так себе, с ростом вычислительных мощностей и качеством описания элементов звук становился всё лучше и, в какой-то момент, многие музыканты перешли на использование обработки процессорами - в турах они выживали лучше, давали всегда одинаковое и предсказуемое качество, а для конечного слушателя разница не была особо заметна. В рэках (специальных ящиках с направляющими, которые стоят где-то в углу сцены) поселились продукты Line6, Fractal Audio и прочих ребят.
А потом пришли ребята из Kemper Audio перевернули мир (это было в 2011 году, кто бы мог подумать). Их Kemper Profiler умел делать blackbox-моделирование - подключаетесь проводками к дорогущей редкой ламповой голове проводками по инструкции, жмете кнопку на кемпере - он булькает, шуршит и издаёт странные звуки (минут 10 если правильно помню) и - всё. Звучит почти также как та самая ламповая голова.
Нужен другой звук - взяли другую голову, кемпер забрал и её душу.
Да, он был не идеально точен, но позволял забрать студийный звук с собой в любую точку мира.

Революция!

Но всё это - это только обработка (которая превращает хилый сигнал инструмента в что-то приятно звучащее), на выходе у них звук, который можно вернуть в колонку, микшер, гитарный усилитель (куда от него денешься!), в наушники наконец.

В базовом формировании остался последний момент. Гитарный динамик.
Казалось бы - он там какие-то частоты подрезает, какие-то усиливает. Повторили это эквалайзером и дело с концом, но - нет. Звук его меняется в зависимости от громкости, набора частот, положения диффузора в момент когда звук прилетел, фаз Луны и пятен Меркурия.
Короче, моделировать его линейным образом невозможно.
Вторая проблема звучания цифры долгое время была именно в эмуляции динамиков - звук получался песочным, царапающимся.

Примерно в тех же годах что и Кемпер (как я это помню) появилась вторая революционная в гитарном мире технология - импульсные отклики кабинетов. Если коротко - то в гитарный динамик отправляют короткий сигнал (специально сформированный импульс), звук кабинета снимают инструментальным микрофоном и записывают как звуковой файл. Получается «импульсный отклик», который можно использовать для эмуляции уже нелинейных характеристик динамика. Эмуляция эта достаточно дешева с точки зрения математики в процессорах и звучит близко к оригинальному динамику и приятно. И - дешево.

Отклики можно найти в интернете или снять с кабинета самостоятельно (та ещё запара, готовые звучат лучше). Мы используем в своей практике OwnHammer и Shakespir (первые можно найти повсеместно, вторые есть на бусти с бесплатными демо-пакетами, которые отлично звучат)...

Самый простой способ получить живой гитарный звук в наушниках сегодня - это взять процессор, умеющий nam-модели (тот самый метод моделирования черным ящиком; самый дешевый известный мне - это mwave blackbox), накрыть приятным лично вам на слух импульсом кабинета и отправить в пульт/наушники.
Для старой школы - можно заслать всё в гитарную голову, оттуда в напольный кабинет, поставить рядом инструментальный микрофон, с него в пульт. А из пульта в наушники. Повторить дважды, если хотите стерео. И не забудьте что оно громко звучит на всю сцену)

Но - это только часть, ведь есть ещё эффекты, задержки, квакушки... Дивный мир обработки гитарного звука, о котором придётся уже в следующий раз - и без того получилось немало.

Спасибо вам за комментарии, обратную связь, слова поддержки в комментариях, в личке VK. Вы - лучшие.

А ещё у нас сегодня случился релиз - весь мир может послушать нашу любимую осеннюю песню на разных стриммингах.
Заходите послушать и вы, если захотите: https://band.link/bilet

Ходите на концерты, слушайте музыку - хорошую и разную.
Всем любви!

Показать полностью 3 1
3144

Наушники у музыкантов, что там звучит?

Инна с басом и в наушниках

Инна с басом и в наушниках


Привет! Я - гитарист в Двойной Сплошной, а ещё отвечаю за всякие наши технические вопросы - коммутация, программирование гитарных процессоров, синтезаторов и эффектов, взаимодействие со звукорежиссерами площадок или сведения и тд.

Мы - "любительская" группа (то есть, не зарабатываем деньги музыкой, не рубим по кабакам кавера и не пишем музло на заказ), но уже давно переросли тот этап, когда хочется собраться на репетиционной базе (точке) под пивас и порубить три аккорда. Поэтому приходится задумываться об аранжировках и учиться, учиться и учиться.

В последние пару лет мы работаем (играем на репетициях, иногда концертах, записываемся) используя персональный мониторинг - у каждого музыканта одеты наушники (как и у почти всех серьёзных музыкантов в наше время) и мы там слышим что-то)
Встречаясь с другими музыкантами на площадках или общаясь в курилках часто возникают вопросы - а как это устроено, дорого ли и удобно ли.

Вот про это и расскажу :)

И, добавлю - я не истина в последней инстанции, не занимаюсь звукорежиссурой и могу в чем-то ошибаться. Так что, приглашаю в комментарии и экспертов и других коллег-музыкантов - делитесь опытом)

Как вы думаете, что там в наушниках? Отличный звук как на студии, слышны овации зрителей, нет ничего лишнего? Не всегда)
В первую очередь там - то, что нужно чтобы было комфортно исполнять свою партию. И часто там нет каких-то деталей (записанных инструментов - "подложек", которые слышны зрителю, например), перекошен баланс в пользу "своего" инструмента. А ещё там присутствует его величество клик (который отсчитывает темп) и голосовые подсказки. Всё звучащее в наушниках называется словом "микс" (потому что смесь разных звуковых сигналов).

Посмотрите фрагмент концерта с записью того, что слышит Cory Wong:

Мы свои мониторные миксы никогда не записывали, но если будет интересно - напишите в комментарии и я попробую сделать на репетиции синхронное видео и запись своего микса для примера - хотя там будет примерно то же самое что и у Кори.

Происходящее в наушниках позволяет создать идеальную, комфортную звуковую сцену для каждого музыканта, позволяющее не отвлекаться от шоу и не иметь проблем с перемещением по сцене (но это не всегда так, чуть ниже расскажу нюансы).
Особенно важен мониторинг для "инструментов" со сложным, многогранным звукоизвлечением - у нас это, в первую очередь, основной вокал. Например, когда Марина (человек с микрофоном, ага) себя плохо слышит - она не может петь "мягко", начинает передавливать диафрагмой, пропадает лёгкость и мягкость (особенно на верхних нотах) и там, где она должна звучать мягко и нежно получается грубый "выдавленный" вокал. Это точно не сказывается положительно на ощущении от песни, голос устаёт раньше времени. Короче, это - плохо.
Лид гитары (где много артикуляции, нюансов звукоизвлечения или игры с динамикой - от легких касаний до вкладываний "в гитару"), скрипки, духовики - всем им очень важно слышать себя, чтобы играть музыку, а не ноты.

Клик же позволяет нам сохранять общее время и не терять друг друга. В оркестрах для этого заведен целый дирижер (интересный факт - сначала дирижёры стояли спиной к оркестру и умудрялись им управлять). Если клика нет - все ориентируются на барабанщика и отсчет ритма либо палочками либо в хай-хэт, high-hat - специальная пара тарелок на педали (вон он, слева) с характерным "цыкающим" звуком:

Спасибо pop-music за схему

Спасибо pop-music за схему


На концертах (особенно фестивального плана - где на выступление у группы есть 20-30 минут и нужно очень быстро включаться-собираться) идеальной звуковой сцены нет, так как очень ограничено время саундчеков. Звуковые условия меняются: саунд-чек (настройка звука) происходит на пустой площадке, в зале никого и звук в нём летает, низкие частоты бубнят и гудят. А потом приходят мягкие люди и распространение звука также становится другим, какие-то частоты пропадают, а какие-то выходят в резонанс и начинают давить на уши. Поэтому иметь "свой" ушной мониторинг - это важно и позволяет играть, а не бороться со звуком и играть "на ощупь".

Если у команды нет своего мониторинга - обычно используются сценические напольные мониторы (по-английски wedge, их иногда называют называют виджетами) - они стоят обычно на переднем краю сцены и "звучат" направленно в сторону музыкантов (а ещё на них иногда пафосно ставят ногу гитаристы). Вот они, в центре кадра:

Фото фестиваля Revolution, в клубе "Сердце" 8 февраля 2025 года

Фото фестиваля Revolution, в клубе "Сердце" 8 февраля 2025 года

Основная проблема в том, что мощность виджетов не очень большая, звук направленный и чтобы себя слышать - нужно стоять примерно перед виджетом и никуда не уходить. Большую мощность сделать нельзя - иначе звук улетит за музыканта, отразится и прилетит "эхом" с небольшой задержкой в спину или откуда-то сбоку, на сцене звук станет "кашей" - всё смешается и ничего понятно не будет.
Направленный звук добавляет ещё один эффект - крутить головой тоже сильно нельзя - уши можно вполне выпасть из "поля" и потеряться)
Некоторые музыканты (особенно "старой школы") не любят наушники и играют с напольным мониторингом, но чтобы иметь возможность передвижения по сцене - их выставляют в линии, полукругом или как-нибудь ещё.

Самый главный плюс наушников - персональная звуковая сцена - их же минус. Музыкант в наушниках почти не слышит происходящего в зале. Любой сбой в системе мониторинга и ты оказываешься в тишине посреди концерта.
Использовать "открытые" наушники, которые хорошо пропускают звук снаружи, тоже нельзя - в них влетит происходящее в зале и микс станет непонятным и непредсказуемым. Поэтому - закрытые наушники, в идеале по слепку ушной раковины. И если нужно слышать зал (это верно только для больших концертов) - по краям сцены ставят пару микрофонов, направленных в зал и подмешивают их в наушники.
Наушники ещё делают одно важное дело - спасают уши от громкости (работают как беруши) и позволяют не оглохнуть раньше времени. Если вы ходите на концерты - горячо рекомендую завести себе пару (D'Addario dBud как пример лучшего, на мой вкус, решения).

Кстати, такие наушники называют IEM (in-ear monitoring, внутриушной мониторинг) или "иныр" (in ear, в ухе).

Такие наушники стоят совершенно разных денег (от условной тысячи до 300 тысяч и более) и обладают разными характеристиками - звуковая кривая, громкость, вес, внешний вид.

Лично я уже несколько лет использую для музыкальной и обычной жизни Fiio JH3:

Fiio JH3, фото из интернета

Fiio JH3, фото из интернета

Стоят они относительно недорого - 4-5 тысяч, кабели сменные, из ушей не выпадают и обладают весьма неплохим звуком. Крышки только любят отваливаться и их приходится подклеивать)
Слепки ушей я себе так и не сделал - на концерте с штатными амбушюрами они пропускают немножко лишнего звука и вылетают если активно мотать головой, но мне это не сильно мешает.

Вообще для этого дела на старте подойдут любые наушники с разъёмом 3.5 (маленький джек) или 6.5 (большой джек), которые обладают нормальной звукоизоляцией и которые звучат так как вам нравится).
Использовать привычные беспроводные наушники с шумоподавлением не получится - bluetooth вносит задержку, играть с ними просто не получается.

Дальше - звук до наушников нужно "донести". Можно взять обычный проводок-удлинитель для наушников и всё заработает, но...
Погодите, на сцене музыканты не привязаны никакими проводами, как так?
Для передачи звука без большой задержки с достаточным уровнем качества используются специальные радиосистемы (тут нам помогает регулятор ограничивая частоты и мощности передатчиков), которые стоят уже заметных денег - фирменные сеннхайзеры легко могут стоить больше 100тр за пару приёмник+передатчик.

Если коротко, то системы эти бывают аналоговые (это примерно как радиоприёмник в FM-диапазоне) или цифровые (почти как вайфай), у каждого подвида есть плюсы и минусы. Ключевых характеристик лично для меня - две. Это устойчивость передачи (оказаться в пустоте посреди концерта потому что в баре включили микроволновку - бррр) и способ передачи (моно или стерео).
Лично я использую стерео-радиосистему (хоть она и дороже и для неё сложнее готовить микс) потому что погружение в звук на совершенно другом уровне.

Я пользуюсь китайцем Leicozic PM10 (и на репетициях цепляюсь проводком в порт "мониторинг" на передней панели, чтобы не менять батарейки постоянно):

Спасибо Алиэкспрессу за шакальное фото

Спасибо Алиэкспрессу за шакальное фото

Работает неплохо, всякие штуки для управления есть. Умеет в моно и стерео. На алиэкспрессе можно иногда поймать за 18-19 тысяч.

Если вы вокалист - то комплект наушники + радиосистема - то что прям очень сильно облегчит вашу жизнь.
Достаточно отдать звукорежиссеру клуба на саундчеке базу (бодипак - приёмник, которые вы носите с собой на поясе отдавать необязательно) и договориться о том будет ли сигнал в моно или стерео и настроить это на паке и базе.

И вот - ура - вы в наушниках, слышите всё как вам нужно, можете бегать по сцене с микрофоном и слышите свой личный микс.

А вот как этот микс собрать - это я пожалуй напишу в следующем посте.

Там будет про типы динамиков, особенности формирования гитарного звука, эффективные частоты инструментов, основы работы с цифровым пультом (у нас сейчас Behringer XR18, до этого работали и с Behringer X32), мониторинг барабанов... Ну или я остановлюсь где-то чуть раньше, как пойдёт.

А пока - ставлю на паузу.

Ну и концертное видео, ходите на концерты, слушайте музыку - хорошую и разную

Показать полностью 4 2
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества