1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению. [«Морфология сказки», с. 25-28]
А вот сейчас начинается самое интересное, то есть как раз описание этих функций, про которые говорилось выше. Их больше 30 и, я уверена, когда вы будете их читать, в голове будет ощущение, что где-то вы это видели. И, действительно, большинство сюжетов фильмов, современных и старых, так или иначе подходят под эту классификацию. Постараюсь описать коротко, но список действительно длинный. Важно, что не обязательно наличие прям всех-всех функций, которые будут приводиться, но они обязательно будут идти в определенном порядке в сюжете. Так же многие сюжеты могут проходить один и тот же круг функций несколько раз, прежде чем перейти к следующему этапу.
Для наглядности давайте разберем какой-то известный фильм, ну, например, того же «Гарри Поттера». Как раз волшебная сказка, в прямом смысле слова.
Итак, по мнению нашего Владимира Яковлевича, любая сказка начинается с исходной ситуации, где вводится основная информация о персонажах и/или ситуации. А вот за ним могут быть следующие функции (то есть действия персонажей, ну вы поняли):
1. Один из членов семьи отлучается из дома. Сюда входит как начало путешествия куда-то, так и смерть или исчезновение детей (нужное подчеркнуть).
2. К герою обращаются с запретом. Здесь может быть какой-то запрет на совершение определенных действий или же наоборот приказ на совершение какого-то действия.
Дурсли запрещают ему приблизительно все, особенно учиться в школе волшебства.
Чуть позже сюда можно отнести запрет на посещение запретного коридора.
3. Запрет нарушается. Пункт связанный напрямую с предыдущим.
На этом моменте, по мнению Проппа, в сказку вступает антагонист и начинает ковать свои подлые подлости. По крайней мере антагонист представляется читателю сказки.
От Хагрида Гарри узнает от Волан-де-Морте. Они встречают профессора Квирелла в баре. А также можно плюсануть сюда знакомство с Драко Малфоем.
А, что? Какой корридор? Там, где собачка?
4. Антагонист пытается произвести разведку. Проще говоря, антагонист собирает всю информацию о своей будущей жертве и/или ценностях, на которые хочет посягнуть своей черной душонкой.
В целом, сюда можно отнести то, что профессор Квирелл проводил разведку по добыче философского камня.
5. Антагонисту даются сведения о его жертве. Причем он может добыть информацию сам, а может узнать ее случайно из-за неосторожности других персонажей.
Тут понятно, что Квирелл про все узнает. Хорошим примером «случайной» информации становится то, как Хагрид разбалтывает все и всюду.
6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом. Проще говоря, антагонист создает определенную уловку, как первую попытку в достижении своей цели.
Атака Квирелла на Гарри во время матча по квиддичу.
7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу. Либо герой выдает свои секреты сам, либо поддается на всякие уловки врага, в том числе и волшебное вредительство, а также скользкие договоры между героем и антагонистом.
Собственно, танцы Гарри с метлой в воздухе.
8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб. Сюда входят: похищения людей или имущества главного героя, порча имущества, нанесение физического вреда герою или его близким, исчезновения людей, выманивание жертвы, изгнание кого-то, убийство или приказ на убийство кого-либо, насилие в различной форме и т.д.
8а. Герою или его семье может чего-то не хватать. Речь идет как о материальных благах, так и о моральных, типа друзей/семьи/любви и т.д.
Тут затрудняюсь привести пример, т.к. Гарри не хватает семьи просто постоянно.
9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. То есть тут герой осознает, что есть какая-то проблема, которую только он может решить.
Угроза кражи философского камня Квиреллом, естественно, кто как не Гарри с друзьями может пойти и помешать, ему же уже аж 11 лет.
10. Искатель соглашается или решается на противодействие. Герой решается на противостояние.
Троица решилась пойти и разрулить все самостоятельно.
11. Герой покидает дом. Выходит в путь за приключениями.
А где там милый песик лежал?...
12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Сюда входят различные испытания по пути к цели героя, встреча с помощниками, просьбы от умирающих, а также непосредственно борьба с волшебными кознями.
Все испытания после песика.
13. Герой реагирует на действия будущего дарителя. Тут все связано с предыдущим пунктом. То есть либо герой выполняет просьбы, либо проходит испытания, либо еще что-то, что было там по сюжету.
Гарри справляется с испытаниями.
14. В распоряжение героя попадает волшебное средство. Любые способы приобретения волшебного средства: от случайной находки до покупки или добычи в бою. Люди и другие существа тоже могут быть волшебными средствами, если они добровольно (или не очень) отдаются под владение главного героя.
Тут можно предположить, что Рон и Гермиона становятся волшебными средствами в игре в шахматы.
15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. Любые виды перемещения героя туда, куда надо было попасть по задумке.
Комната с зеркалом, Квирелл и задушевные затылочные разговоры.
16. Герой и его антагонист вступают в непосредственную борьбу. Это может быть как классическая борьба, так и игра в карты, т.е. любое противостояние, где может быть выделен победитель и проигравший.
17. Героя метят. Имеется ввиду любая травма героя, а также способы первой помощи при ней (перевязали, залили, плюнули).
18. Антагонист побеждается. Напрямую связано с пунктом 16, в чем заключается битва – в том и побеждает.
Квирелл рассыпается от такого горячего мальчишки.
19. Начальная беда или недостача ликвидируется. Победа! В любом смысле: герой кого-то спасает, защищает или находит то, что было необходимо.
Гарри выходит из битвы с камушком в кармашке.
Гарри очухивается в больничной палате.
21. Герой подвергается преследованию. Тут либо кто-то из слуг антагониста атакует героя, либо на пути домой он встречает препятствия.
Этой и несколько последующих функций нет в «Философском камне», но, думаю, если мы вспомним, например, «Узника Азкабана», то там после борьбы с оборотнем есть борьба с дементорами.
22. Герой спасается от преследования. Либо прямой битвой, либо обманом/волшебством.
Если брать ситуацию с дементорами, то ЭКСПЕКТО ПАТРОНУУУУУМ.
Пропп утверждает, что здесь какие-то сказки могут заканчиваться. А могут пойти на второй круг функций.
23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну. В сказках герой устраивается кому-то на обычную, так скажем, рядовую службу.
Если вернуться к первой части «Гарри Поттера», то по сути никто же и не знал про то, что он с друзьями там что-то спасал. В целом, просто вернулся покушать в Большой Зал.
24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания. Кто-то пытается своровать победу и заслуги героя.
Не уверена, но в целом, можно приписать сюда борьбу Слизерина и Гриффиндора за очки. Конечно, Гриффиндору сыпались очки за красивые глаза Гарри всю серию книг и фильмов, но я имею ввиду, что по сути больше героических действий сделано Гарри, а не тем же Малфоем.
25. Герою предлагается трудная задача. Любое испытания из разряда «поцеловать царевну в окне башни» и прочие сказочные прихоти.
Думаю, тут такая функция отсутствует.
26. Задача решается. Напрямую связано с предыдущим пунктом.
27. Героя узнают. Его могут узнать как в целом просто так, так и по следам от ран/артефактам, полученным на поле боя.
Дамблдор рассказывает о подвигах детей.
28. Ложный герой или антагонист, вредитель изобличается.
Определение Квирелла как врага народа.
29. Герою дается новый облик. Всяческие плюшки, которые получает герой: от новых шмоток до более важных вещей.
Трансформация из Мальчика-который-выжил в Мальчика-который-раздает-люлей.
30. Враг наказывается. В случае, если остается жив, конечно.
В первой части Поттера Квирелл погиб, но Володька остался.
31. Герой вступает в брак и воцаряется. Типично для сказок «полцарства и невеста», ну или другие альтернативные способы оплаты соразмерные цене.
Можно сказать, что Гарри воцарился, это да.
На этом сами функции заканчиваются, как и сюжет сказки. Тем не менее, если подумать, то они действительно применяются во многих фильмах и сериалах. Даже фраза есть такая в киношной среде: «Do it with Propp!», что подтверждает актуальность исследования В.Я. Проппа и в наши дни.
Собственно, на этом все. Какие фильмы/сериалы/книги вспомнились вам, когда вы читали о функциях?
Если зайдет этот разбор, напишу также более позднюю версию данной классификации, но уже от американского ученого Джозефа Кэмпбелла.