112

Ответ на пост «Кто такой Владимир Пропп и почему его знают в Голливуде?»

Кто такой В.Я.Пропп - читать в исходном посте. Если коротко: советский филолог, разработавший структуру волшебной сказки. Оказывается, сказки и мифы всех народов, от "Царевны-лягушки: до "Одиссеи", состоят из ограниченного числа элементов, которые следуют друг за другом в определнном порядке. @Purplepurplem подвергла пропповскому анализу "Гарри Поттера", кто-то из комментаторов - "Звездные войны", ну а мне показалось интересным разобрать "Мудреца из страны Оз", или, что то же самое, "Волшебника Изумрудного города". Итак, приключения девочки Элли в терминах "Морфологии сказки"

1. Один из членов семьи отлучается из дома. Сюда входит как начало путешествия куда-то, так и смерть или исчезновение детей (нужное подчеркнуть).

Родители Дороти умирают. У Волкова это изменено, родители Элли живы, а вот Баум больше придерживается традиции, у него Дороти –  сирота, ее воспитывают дядя и тетя.

2. К герою обращаются с запретом. Здесь может быть какой-то запрет на совершение определенных действий или же наоборот приказ на совершение какого-то действия.

Элли запретили выходить из погреба во время урагана.

3. Запрет нарушается. Пункт связанный напрямую с предыдущим.

Элли побежала за Тотошкой и оказалась в фургоне..

4. Антагонист пытается произвести разведку. Проще говоря, антагонист собирает всю информацию о своей будущей жертве и/или ценностях, на которые хочет посягнуть своей черной душонкой.

5. Антагонисту даются сведения о его жертве. Причем он может добыть информацию сам, а может узнать ее случайно из-за неосторожности других персонажей.

6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом. Проще говоря, антагонист создает определенную уловку, как первую попытку в достижении своей цели.

7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу. Либо герой выдает свои секреты сам, либо поддается на всякие уловки врага, в том числе и волшебное вредительство, а также скользкие договоры между героем и антагонистом.

8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб. Сюда входят: похищения людей или имущества главного героя, порча имущества, нанесение физического вреда герою или его близким, исчезновения людей, выманивание жертвы, изгнание кого-то, убийство или приказ на убийство кого-либо, насилие в различной форме и т.д.

Пунктов 5-8 нет, если не считать за них козни Гингемы с ураганом.

8а. Герою или его семье может чего-то не хватать. Речь идет как о материальных благах, так и о моральных, типа друзей/семьи/любви и т.д.

Вот тут начинается сюжет. Элли не хватает родного Канзаса, она хочет туда вернуться.

9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. То есть тут герой осознает, что есть какая-то проблема, которую только он может решить.

Предсказание Виллины: Гудвин вернет девочку в Канзас, если она поможет трем существам исполнить их заветные желания.

10. Искатель соглашается или решается на противодействие. Герой решается на противостояние.

11. Герой покидает дом. Выходит в путь за приключениями.

Элли отправляется по дороге из желтого кирпича.

12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Сюда входят различные испытания по пути к цели героя, встреча с помощниками, просьбы от умирающих, а также непосредственно борьба с волшебными кознями.

Куча приключений по пути в Изумрудный город.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя. Тут все связано с предыдущим пунктом. То есть либо герой выполняет просьбы, либо проходит испытания, либо еще что-то, что было там по сюжету.

Элли соглашается отправиться в Фиолетовую страну и сразиться с Бастиндой.

14. В распоряжение героя попадает волшебное средство. Любые способы приобретения волшебного средства: от случайной находки до покупки или добычи в бою. Люди и другие существа тоже могут быть волшебными средствами, если они добровольно (или не очень) отдаются под владение главного героя.

Серебряные башмачки у Элли уже при себе,  но она не знает их предназначения.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. Любые виды перемещения героя туда, куда надо было попасть по задумке.

Пришли в Фиолетовую страну.

16. Герой и его антагонист вступают в непосредственную борьбу. Это может быть как классическая борьба, так и игра в карты, т.е. любое противостояние, где может быть выделен победитель и проигравший.

Битва с насланными Бастиндой волками, воронами и пчелами.

17. Героя метят. Имеется ввиду любая травма героя, а также способы первой помощи при ней (перевязали, залили, плюнули).

Не было.

18. Антагонист побеждается. Напрямую связано с пунктом 16, в чем заключается битва – в том и побеждает.

Элли обливает Бастинду водой.

19. Начальная беда или недостача ликвидируется. Победа! В любом смысле: герой кого-то спасает, защищает или находит то, что было необходимо.

Бастинда растаяла.

20. Герой возвращается.

Элли и ее друзья возвращаются в Изумрудный город.

21. Герой подвергается преследованию. Тут либо кто-то из слуг антагониста атакует героя, либо на пути домой он встречает препятствия.

22. Герой спасается от преследования. Либо прямой битвой, либо обманом/волшебством.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну. В сказках герой устраивается кому-то на обычную, так скажем, рядовую службу.

Пунктов 21-23 в сказке нет. Хотя препятствия были дальше, на пути в Розовую страну

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания. Кто-то пытается своровать победу и заслуги героя.

Ложный герой здесь –  Гудвин.

25. Герою предлагается трудная задача. Любое испытания из разряда «поцеловать царевну в окне башни» и прочие сказочные прихоти.

26. Задача решается. Напрямую связано с предыдущим пунктом.

27. Героя узнают. Его могут узнать как в целом просто так, так и по следам от ран/артефактам, полученным на поле боя.

П. 25-27 отсутствуют.

28. Ложный герой или антагонист, вредитель изобличается.

Гудвина разоблачили.

29. Герою дается новый облик. Всяческие плюшки, которые получает герой: от новых шмоток до более важных вещей.

Плюшки здесь достались не Элли, а ее друзьям: Страшиле – ум, Железному Дровосеку –  сердце, Льву –  смелось.

30. Враг наказывается. В случае, если остается жив, конечно.

Бастинда уже умерла в п. 19.

31. Герой вступает в брак и воцаряется. Типично для сказок «полцарства и невеста», ну или другие альтернативные способы оплаты соразмерные цене.

Воцарились, опять же, Страшила в Изумрудном городе, Железный Дровосек в Стране Мигунов и Лев –  в волшебном лесу.

Показать полностью
3235

Кто такой Владимир Пропп и почему его знают в Голливуде?

Для ЛЛ: Советский ученый разобрал все сказки по составу и теперь легко предугадать их сюжет, а также построить его. Книгой этого ученого до сих пор пользуются сценаристы и режиссеры. В статье подробно разобраны все выделенные особенности сюжета.

Большинство уважающих себя современных режиссеров так или иначе знакомы с книгой, написанной Владимиром Яковлевичем Проппом еще в далеком 1969 году. Выражаясь современным языком, в своих трудах он проспойлерил все возможные варианты развития событий в сказках, что применимо также и на более масштабные сюжеты.

Владимир Яковлевич Пропп – советский филолог, фольклорист и профессор, который внес огромный вклад в современную теорию текста. Он получил мировое признание благодаря своим трудам, в особенности «Морфологии сказки», которая является настольной книгой режиссеров и сценаристов даже сейчас.

Я обещала изложить суть его типологии сюжетов кратко, что ж, приступим. Владимир Яковлевич рассуждает о типологии сказок, но останавливается на анализе именно волшебных сказок. Он приводит несколько основополагающих тезисов, которые применимы к таким произведениям:

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.

2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.

3. Последовательность функций всегда одинакова.

4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению. [«Морфология сказки», с. 25-28]

А вот сейчас начинается самое интересное, то есть как раз описание этих функций, про которые говорилось выше. Их больше 30 и, я уверена, когда вы будете их читать, в голове будет ощущение, что где-то вы это видели. И, действительно, большинство сюжетов фильмов, современных и старых, так или иначе подходят под эту классификацию. Постараюсь описать коротко, но список действительно длинный. Важно, что не обязательно наличие прям всех-всех функций, которые будут приводиться, но они обязательно будут идти в определенном порядке в сюжете. Так же многие сюжеты могут проходить один и тот же круг функций несколько раз, прежде чем перейти к следующему этапу.

Для наглядности давайте разберем какой-то известный фильм, ну, например, того же «Гарри Поттера». Как раз волшебная сказка, в прямом смысле слова.

Итак, по мнению нашего Владимира Яковлевича, любая сказка начинается с исходной ситуации, где вводится основная информация о персонажах и/или ситуации. А вот за ним могут быть следующие функции (то есть действия персонажей, ну вы поняли):

1. Один из членов семьи отлучается из дома. Сюда входит как начало путешествия куда-то, так и смерть или исчезновение детей (нужное подчеркнуть).

Родители Гарри умирают.

2. К герою обращаются с запретом. Здесь может быть какой-то запрет на совершение определенных действий или же наоборот приказ на совершение какого-то действия.

Дурсли запрещают ему приблизительно все, особенно учиться в школе волшебства.

Чуть позже сюда можно отнести запрет на посещение запретного коридора.

3. Запрет нарушается. Пункт связанный напрямую с предыдущим.

На этом моменте, по мнению Проппа, в сказку вступает антагонист и начинает ковать свои подлые подлости. По крайней мере антагонист представляется читателю сказки.

От Хагрида Гарри узнает от Волан-де-Морте. Они встречают профессора Квирелла в баре. А также можно плюсануть сюда знакомство с Драко Малфоем.

А, что? Какой корридор? Там, где собачка?

4. Антагонист пытается произвести разведку. Проще говоря, антагонист собирает всю информацию о своей будущей жертве и/или ценностях, на которые хочет посягнуть своей черной душонкой.

В целом, сюда можно отнести то, что профессор Квирелл проводил разведку по добыче философского камня.

5. Антагонисту даются сведения о его жертве. Причем он может добыть информацию сам, а может узнать ее случайно из-за неосторожности других персонажей.

Тут понятно, что Квирелл про все узнает. Хорошим примером «случайной» информации становится то, как Хагрид разбалтывает все и всюду.

6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом. Проще говоря, антагонист создает определенную уловку, как первую попытку в достижении своей цели.

Атака Квирелла на Гарри во время матча по квиддичу.

7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу. Либо герой выдает свои секреты сам, либо поддается на всякие уловки врага, в том числе и волшебное вредительство, а также скользкие договоры между героем и антагонистом.

Собственно, танцы Гарри с метлой в воздухе.

8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб. Сюда входят: похищения людей или имущества главного героя, порча имущества, нанесение физического вреда герою или его близким, исчезновения людей, выманивание жертвы, изгнание кого-то, убийство или приказ на убийство кого-либо, насилие в различной форме и т.д.

Геноцид единорогов…

8а. Герою или его семье может чего-то не хватать. Речь идет как о материальных благах, так и о моральных, типа друзей/семьи/любви и т.д.

Тут затрудняюсь привести пример, т.к. Гарри не хватает семьи просто постоянно.

9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. То есть тут герой осознает, что есть какая-то проблема, которую только он может решить.

Угроза кражи философского камня Квиреллом, естественно, кто как не Гарри с друзьями может пойти и помешать, ему же уже аж 11 лет.

10. Искатель соглашается или решается на противодействие. Герой решается на противостояние.

Троица решилась пойти и разрулить все самостоятельно.

11. Герой покидает дом. Выходит в путь за приключениями.

А где там милый песик лежал?...

12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Сюда входят различные испытания по пути к цели героя, встреча с помощниками, просьбы от умирающих, а также непосредственно борьба с волшебными кознями.

Все испытания после песика.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя. Тут все связано с предыдущим пунктом. То есть либо герой выполняет просьбы, либо проходит испытания, либо еще что-то, что было там по сюжету.

Гарри справляется с испытаниями.

14. В распоряжение героя попадает волшебное средство. Любые способы приобретения волшебного средства: от случайной находки до покупки или добычи в бою. Люди и другие существа тоже могут быть волшебными средствами, если они добровольно (или не очень) отдаются под владение главного героя.

Тут можно предположить, что Рон и Гермиона становятся волшебными средствами в игре в шахматы.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. Любые виды перемещения героя туда, куда надо было попасть по задумке.

Комната с зеркалом, Квирелл и задушевные затылочные разговоры.

16. Герой и его антагонист вступают в непосредственную борьбу. Это может быть как классическая борьба, так и игра в карты, т.е. любое противостояние, где может быть выделен победитель и проигравший.

Обнимашки с Квиреллом.

17. Героя метят. Имеется ввиду любая травма героя, а также способы первой помощи при ней (перевязали, залили, плюнули).

Квирелл ранит Гарри.

18. Антагонист побеждается. Напрямую связано с пунктом 16, в чем заключается битва – в том и побеждает.

Квирелл рассыпается от такого горячего мальчишки.

19. Начальная беда или недостача ликвидируется. Победа! В любом смысле: герой кого-то спасает, защищает или находит то, что было необходимо.

Гарри выходит из битвы с камушком в кармашке.

20. Герой возвращается.

Гарри очухивается в больничной палате.

21. Герой подвергается преследованию. Тут либо кто-то из слуг антагониста атакует героя, либо на пути домой он встречает препятствия.

Этой и несколько последующих функций нет в «Философском камне», но, думаю, если мы вспомним, например, «Узника Азкабана», то там после борьбы с оборотнем есть борьба с дементорами.

22. Герой спасается от преследования. Либо прямой битвой, либо обманом/волшебством.

Если брать ситуацию с дементорами, то ЭКСПЕКТО ПАТРОНУУУУУМ.

Пропп утверждает, что здесь какие-то сказки могут заканчиваться. А могут пойти на второй круг функций.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну. В сказках герой устраивается кому-то на обычную, так скажем, рядовую службу.

Если вернуться к первой части «Гарри Поттера», то по сути никто же и не знал про то, что он с друзьями там что-то спасал. В целом, просто вернулся покушать в Большой Зал.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания. Кто-то пытается своровать победу и заслуги героя.

Не уверена, но в целом, можно приписать сюда борьбу Слизерина и Гриффиндора за очки. Конечно, Гриффиндору сыпались очки за красивые глаза Гарри всю серию книг и фильмов, но я имею ввиду, что по сути больше героических действий сделано Гарри, а не тем же Малфоем.

25. Герою предлагается трудная задача. Любое испытания из разряда «поцеловать царевну в окне башни» и прочие сказочные прихоти.

Думаю, тут такая функция отсутствует.

26. Задача решается. Напрямую связано с предыдущим пунктом.

Также отсутствует.

27. Героя узнают. Его могут узнать как в целом просто так, так и по следам от ран/артефактам, полученным на поле боя.

Дамблдор рассказывает о подвигах детей.

28. Ложный герой или антагонист, вредитель изобличается.

Определение Квирелла как врага народа.

29. Герою дается новый облик. Всяческие плюшки, которые получает герой: от новых шмоток до более важных вещей.

Трансформация из Мальчика-который-выжил в Мальчика-который-раздает-люлей.

30. Враг наказывается. В случае, если остается жив, конечно.

В первой части Поттера Квирелл погиб, но Володька остался.

31. Герой вступает в брак и воцаряется. Типично для сказок «полцарства и невеста», ну или другие альтернативные способы оплаты соразмерные цене.

Можно сказать, что Гарри воцарился, это да.

На этом сами функции заканчиваются, как и сюжет сказки. Тем не менее, если подумать, то они действительно применяются во многих фильмах и сериалах. Даже фраза есть такая в киношной среде: «Do it with Propp!», что подтверждает актуальность исследования В.Я. Проппа и в наши дни.

Собственно, на этом все. Какие фильмы/сериалы/книги вспомнились вам, когда вы читали о функциях?

Если зайдет этот разбор, напишу также более позднюю версию данной классификации, но уже от американского ученого Джозефа Кэмпбелла.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!