Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса

Привет народ! Пока красный 677М из предыдущего поста плавно перемещается в тёплый бокс, мне посчастливилось поработать с, пожалуй, самым старым из сохранившихся ныне 677-х - 1975 года выпуска. До начала реставрации, которую ведёт мастерская ВегаБас, он выглядел вот так:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

В этом автобусе многое сделано не так, как в поздних моделях, которые застали большинство из пикабушников, в т.ч. и автор сего опуса. Например, в более поздних 677-х генератор, реле-регулятор напряжения и выпрямитель - это одно составное устройство, именуемое просто "генератор". Оно и генерирует ток, и следит за напряжением бортовой сети, и превращает переменку, выработанную, собственно, генератором, в постоянку, нужную для батареи автобуса.

Генератор Г-286В, которым комплектовались поздние ЛиАЗ-677М выглядит так:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Однако в те года, когда выпустили автобус, о котором наш пост, элементная база была гораздо более отсталая и громоздкая, поэтому чтобы не делать генератор величиной в 10-литровую бочку, устройство выработки электроэнергии этого автобуса разделено на 3 отдельные части:

1) собственно, генератор. Трёхфазный. Переменного тока. Звать - Г2Б. Ничего кроме обмоток и сердечников в нём нет:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

2) реле-регулятор. Звать РР-5. Нестандартное даже для своего времени, как и генератор: у генератора 2 катушки возбуждения, каждой из которых реле рулит независимо. Функция - следить за напряжением (не более 14.5В) и током (не более 50А) заряда батареи:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост
Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

3) ну и выпрямитель, т.к. трёхфазную переменку надо преобразовать в постоянку. Звать 120ГТ18Я3. Селеновый. Вот такой вот здоровый ящик:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

К сожалению, сей выпрямитель (как, в прочем, и генератор с реле-регулятором) исправным до наших дней не дожил: часть пластин осыпалась:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

ну и одну из фаз коротнуло:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Чертим сборочную схему и разбираем селеновый столб для дефектовки.

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Вот так выглядит исправная пластина (это один селеновый диод):

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

А вот это один из примеров неисправных (стоит смотреть не на грязь, а на съеденный слой металлизации в месте крепления левой прижимной шайбы):

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

После дефектовки имеем всего 5 пластин из 18 с абсолютно нормальными характеристиками, 6 пластин с расформованным переходом (что это значит - поясню дальше) и 7 пластин безнадёжно испорченных. Мда, не густо. Нужны доноры. С величайшим трудом удалось достать вот эти два. Состояние - мусор. Но это всё, что удалось найти в наше время, т.к. выпуск их прекратили очень давно.

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Разбираем и их. После разбора имеем ещё 8 пластин с нормальными характеристиками, а остальные 5 пластин доберём из лучших из расформованных. Лучшие отберём по падению напряжения в обратном включении - чем большее, тем пластина лучше:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Хоть эти пластины и пропускают ток в обратном направлении, но это ещё можно исправить. Дело в том, что в селеновых элементах просто от долгого лежания на полке происходит расформирование P-N перехода, после чего пластина начинает хуже пропускать ток в прямом направлении, а напряжение пробоя в обратном резко падает, из-за чего обратный ток возрастает. Это состояние обратимо через процедуру, которая называется формовкой селенового элемента. Самый простой способ сформовать элемент - это пропустить через него переменный ток через небольшую нагрузку, например, лампочку от ёлочной гирлянды. Тоже, кстати, из 70-х:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

До формовки пластина пропускает в обратном включении аж 4 вольта:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

После формовки - всего полтора:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Учитывая, что приложенное напряжение - 20В, результат достойный. Сформовав все пластины, чистим контактные элементы от краски (кроме пластин, ибо смывка краски разъедает селеновый слой) и собираем столб взад:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост
Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Собранный столб проверяем, красим эмалью, чтобы загерметизировать и подключаем к автобусу:

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Заводим двигатель и...

Ремонтируем селеновый выпрямитель ретроавтобуса Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Зарядка пошла! Очередная старинная старь ожила :)

Больше инфы, как всегда, в видео: https://dzen.ru/video/watch/653e8da95109d81c96823f68

Пикабу познавательно-бутылкозвенящий :)