Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ

Привет, Пикабу!

Сегодня мы закончим обзор аудио в знакомом всем автобусе с интегрированными бутылками :)

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

В автобусах последних годов выпуска усилитель с говорящим названием "АГУ" сменился на скучный, но зато куда более технологичный "ТГУ". В нём даже микросхемы были!

Вот он:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

По сравнению с предшественниками, усилитель потреблял гораздо меньше мощности на собственный разогрев, при этом выдавая звук куда лучшего качества.

Наш экземпляр под пломбами, однако, несмотря на это, уже не работает. Будем разбираться, что с ним.

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Внутри нас ждёт куча электролитических конденсаторов, которые нужно обязательно заменить, как и термопасту под транзисторами выходного каскада.

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Судя по схеме, усилитель построен на интегральном предварительном усилителе КР123УН1А и усилителе мощности класса АБ на дискретных транзисторах:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Схема, как видим, на порядок сложнее того, что стояло в АГУ. Проверяем напряжение питания предварительного усилителя на стабилитроне VD1, оно нормальное:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Подключаем к выходу ТГУ осциллограф, а вход будем трогать пальцем для того, чтобы симитировать источник сигнала:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Как видим, сигнал есть. Значит, неисправность в микрофоне. Разбираем.

Микрофон состоит из капсуля МДМ-71

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

...и тактовой кнопки с нормально замкнутыми контактами - она закорачивает выход капсуля, когда не нажата.

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Подсоединяем вместо капсуля заведомо исправный катушечный микрофон:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

... и звук появился. Даже прогремел, т.к. громкость у усилителя была выкручена на максимум. Вывод: заменяем капсуль в микрофоне и будет нам счастье. А пока заменили все электролиты на новые (и термопасту под транзисторами):

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Зачем их менять? Потому что старые уже почти полностью деградировали:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Ёмкость ещё держат, но беда с утечкой и внутренним сопротивлением.

Усиление поставим на половину, этого хватит за глаза:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Ну и изобретём этому усилителю линейный вход, т.к. штатного, в отличие от АГУ, нет. Для этого нам потребуется штекер DIN-3, 2 сопротивления на 220 кОм, два сопротивления на 100 Ом и провод от наушников с джеком 3.5 мм:

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Собираем всё по схеме, заливаем термоклеем сопротивления, уместившиеся в корпусе штекера, и подключаем к источнику звука :)

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост
Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Теперь можно и музон в салон гонять :) Поехали ставить аппарат на автобус!

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Раз-два-три! Как слышно?

Какими были аудиосистемы в советском автобусе ЛиАЗ-677. Часть заключительная: ТГУ Реставрация, Электрика, Ретро, Сделано в СССР, Познавательно, Лиаз-677, Аудио, Автозвук, Общественный транспорт, Автобус, Длиннопост

Слышно отлично!

На этом всё :) Заценить звучание можно, как всегда, в видео-версии поста: тык.

Пикабу бутылкозвенящий :)