Серия «Читаем и разбираем труды К. Г. Юнга»

6

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 2

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 2 Карл Густав Юнг, Психолог, Психология, Психотерапия, Мифология, Легенда, Типология, Бессознательное, Чувства, Интуиция, Мышление, Ощущения, Инвазия, Лекция, Психика, Мифы, Юнгианство, Аналитическая психология, Психоанализ, Длиннопост

Лекция вторая.

Юнг предлагает повторить некоторые тезисы, которые были озвучены в первой лекции.

1. Бессознательное дает о себе знать исключительно из собственных продуктов "жизнидеятельности". Нам остается лишь заключить, что существует нечто, порождающее эти продукты (оговорки, описки, очитки, забывания, случайные действия, сновидения), которое Карл Густав Юнг называет "бессознательное психическое".

2. Эктопсихические содержания сознания получаются благодаря обработке данных, полученных через органы чувств, которые воспринимают окружающую человека среду. Также существуют и другие источники данных, к ним относятся память и субъективные компоненты (суждения о ком/чем-либо). Бессознательное является еще одним источником осознанных содержаний.

3. Благодаря неподконтрольным воли эндопсихическим функциям содержания из бессознательного всплывают к поверхности сознания.

Продукты бессознательного разделяются на два класса.

К первому относится материал сугубо личного характера. Пример такого материала - это забытые или вытесненные воспоминания. Иначе говоря, содержания первого класса исходят из вытесненного личного опыта, личных переживаний. Юнг называет этот класс "личностным бессознательным".

Другой класс составляет материал, который не находит своего источника в отдельном индивиде. Содержания этого класса по сути мифологичны, они относятся к типу, несущему свойства всего человечества как общего и целого. Эти содержания именуются Юнгом "коллективным бессознательным".

Юнг пришел к идее о наличии коллективного бессознательного из гипотезы об общих содержаниях, детерминированных расовыми признаками. Он отправился в США, чтобы исследовать сновидения чистокровных негров, но к его удивлению сны чернокожих людей не отличались от сновидений белых. Так появилась идея об общем для всех коллективном бессознательном.

Юнг обозначил некие коллективные паттерны как архетипы. В этом наименовании он ссылается на Бл. Августина.

Архетип - это образование архаичного характера, которое включает в себя  равные по содержанию и форме мифологические мотивы.

Мифологические мотивы в чистом виде наблюдаются в сказках, легендах и фольклоре.

Наиболее известные мотивы: Герой и Дракон, Кит или Чудовище - поглощающее - проглатывающее Героя.

Более подробно о доказательстве наличия коллективного бессознательного:

К. Г. Юнгу один из негров рассказал сон о распятии человека на колесе. Мотив распятия на колесе - мифологический. Колесо - это солнечный диск, распятие на колесе - это древняя форма жертвоприношения тех времен, когда Солнце было богом. По Юнгу солнце-колесо - это древнейшая религиозная идея, следы подобного ритуала можно обнаружить в мезолите и палеолите. Свидетельством этого является родезийское колесо-солнце, оно по возрасту сравнимо с наскальными изображениями животных. При этом стоит отметить, что изобретение колеса датируется бронзовым веком.

Юнг предполагает, что колесо-солнце - это первое изображение архетипического образа солнца. Символ колеса-солнца - это круг, который разделен на четыре или восемь частей, его можно увидеть на рисунке ниже:

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 2 Карл Густав Юнг, Психолог, Психология, Психотерапия, Мифология, Легенда, Типология, Бессознательное, Чувства, Интуиция, Мышление, Ощущения, Инвазия, Лекция, Психика, Мифы, Юнгианство, Аналитическая психология, Психоанализ, Длиннопост

То что этот чернокожий мужчина не мог видеть редкое изображение Иксиона или же изучать мифологию, сомневаться не стоит. Но для Юнга очевидно, что во сне негр увидел греческий мифологический мотив: Иксион был привязан Зевсом к колесу, которое вращалось бесконечно. Таким образом Иксион был наказан за свою обиду на богов и людей.

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 2 Карл Густав Юнг, Психолог, Психология, Психотерапия, Мифология, Легенда, Типология, Бессознательное, Чувства, Интуиция, Мышление, Ощущения, Инвазия, Лекция, Психика, Мифы, Юнгианство, Аналитическая психология, Психоанализ, Длиннопост

К. Г. Юнг заключает, что разум человека имеет такую же историю как и человеческое тело. При этом изучение области коллективного бессознательного для Юнга - это не мистика, а область нового научного знания.

Самый глубокий пласт бессознательного, в который может проникнуть разум - это там, где человеческая индивидуальность более не такая выраженная, а разум расширяется до общечеловеческого масштаба - разума, в котором любой человек равен другому.

Структуру психического бытия человека была изображена Юнгом следующим образом:

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 2 Карл Густав Юнг, Психолог, Психология, Психотерапия, Мифология, Легенда, Типология, Бессознательное, Чувства, Интуиция, Мышление, Ощущения, Инвазия, Лекция, Психика, Мифы, Юнгианство, Аналитическая психология, Психоанализ, Длиннопост

Ощущение - это само восприятие мира органами чувств. Мышление означает нарекать именем то, что воспринимается. Чувство - то, что сопутствует воспринимаемому. Интуиция дает осознание и возможность прогнозирования явлений.

Таким образом ощущение, мышление, чувство и интуиция составляют эктопсихическую сферу.

Но на самом деле эта схема сильно упрощена и не может быть отражением психической системы. Скорее она демонстрирует постепенное уменьшение влияния волевого компонента на функции, чем ближе  к центру. Как известно, аффекты слабо поддаются контролю, а субъективные компоненты функций часто ускользают даже от внимания. Вторжение - оно же инвазия - это в принципе состояние одержимости кем-то или чем-то, где контроль практически сходит на "нет".

У Юнга восприятие бессознательного отличается от фрейдовского бессознательного (Ид). Бессознательное Юнга динамично, следовательно, оно относительно.

Ядро на схеме - это область коллективного бессознательного - сфера архетипического разума, как его обозначает Юнг. Содержания коллективного бессознательного проявляются в образной форме и могут быть восприняты только через сравнения с историческими параллелями. По Юнгу есть и иная особенность содержаний архетипического разума - коллективного бессознательного - их можно заметить у другого, но невозможно обнаружить в самом себе.

Далее Юнгом описываются некоторые случаи, особенности менталитета немцев и некоторых других народов, проведение ассоциативного эксперимента - это не входит в сферу моего интереса. Собственно ассоциативный эксперимент Юнга достаточно формален, о нем вы можете почитать где угодно в другом месте, а лицам с психологическим образованием он должен быть и так знаком. Единственное, Юнг предпочитал его проводить, начиная с нейтральных слов-стимулов, чтобы результаты эксперимента не оказались ложными.

Мой интерес обращен более на результаты экспериментов Юнга, ведь благодаря им он обнаружил то, что в итоге назвал словом комплекс.

Комплекс-скопление психических характеристик, отмеченных специфическим, возможно болезненным, чувством. Комплекс – это то, что обычно тщательно скрывают.

Обсуждение второе.

Итак, по Юнгу содержания личного бессознательного в какой-то мере являются осознанными. Если быть точнее - они были или будут осознаны в определенный момент.

Теория Юнга на момент Тавистокских лекций оказывается достаточно слабой, по суждению К. Г. Юнга, его методы открывают факты, а не выстраивают теории - этим он отвечает на вопрос слушателя о сопоставлении его "бессознательного" и фрейдовского бессознательного, которое в аудитории обозначили как Ид.

Большая часть обсуждения строится вокруг сопоставления идей Юнга против идей З. Фрейда.

Так К. Г. Юнг считает свою теорию четырехмерной - где четвертой мерой оказывается динамика, а теория Фрейда является "статичной и трехмерной". Особенность динамики как четвертой меры в "четырехмерной теории" Юнга выражается в том, что в ней все относительно. Единственное исключение делается для мифологического паттерна, он глубоко бессознателен по убеждению Юнга.

Показать полностью 4
8

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 1

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 1 Психолог, Психология, Карл Густав Юнг, Психотерапия, Типология, Чувства, Интуиция, Мышление, Ощущения, Инвазия, Лекция, Психика, Длиннопост

О работе "Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции."

"Тавистокские лекции" представляют собой 5 лекций по введению в аналитическую психологию, которые были прочитаны К. Г. Юнгом в 1935 году врачам Тавистокской клиники. Лекции Юнга состоят из двух частей: первая - собственно лекционная часть, вторая - часть дискуссионная, где Карлу Густаву Юнгу аудитория задает уточняющие вопросы.

Специфика изложения.

Мною будут описаны конспекты из лекций с комментариями в тех местах, где они будут необходимы. Из "дискуссионной части" лекции мною также будут зафиксированы те уточнения Юнга, которые будут необходимы для целостности восприятия материала (и/или кажущиеся мне интересными для упоминания).

Хочу заметить, что конспект лекций основывается на моих заметках - грубо говоря, на том, что я для себя выделил как важное, интересное или требующее особого внимания. Специфика конспекта не подразумевает краткий пересказ и/или тезисное изложение всех тем и моментов.

Лекция первая.

Из определения Юнга психология представляет из себя по преимуществу науку о сознании и продуктах бессознательного. Бессознательное не поддается изучению напрямую - лишь через его продукты. Бессознательное психическое можно выразить лишь в терминах сознания.

В каких-то проявлениях можно судить, что сознание эго может отсутствовать. Пример - состояния, в которых рефлексия Я не участвует: это могут быть дети. В понимании Юнга пространство сознания - это "ограниченное поле моментального видения" (все то, что "видно здесь и сейчас", то, что попадает в область внимания).

Ничто не может быть осознано без эго.

Сознание Юнг определяет как связь психических факторов с эго.

Эго - комплекс данных сконструированных осведомленностью о своем теле, существовании и о содержанием памяти: представление о своем прошлом бытие.

Комплекс в понимании Юнга - это образование, обладающее энергией притяжение, которое при этом притягивает содержания из бессознательного.

Эго по Юнгу - это взращиваемый человеком комплекс, находящийся в центре сознания. Эго может быть расщеплено - как это выглядит, например, при шизофрении.

Эндопсихика - это система связей между содержаниями сознания и процессами в бессознательном.

Эндопсихические функции (компоненты):

- Память;
- Субъективные компоненты сознательных функций - под ними Юнгом понимаются субъективные реакции (например, когда вы встречаете человека, вы что-то в нем подмечаете, но при этом не говорите ему; что-то лично вам бросается в глаза);
- Эмоции и аффекты;
- Инвазия (вторжение) - Юнг тут приводит пример у первобытных народов - они наблюдали "вселение дьявола", "вселение другой души в тело" - это состояние, когда бессознательное берет верх в контроле над телом.

Эктопсихика - система связей между сознанием и данными из окружающей среды. Эти данные поступают через органы чувств.

Карлом Густавом Юнгом были выделены следующие эктопсихические функции:

- ощущение;
- мышление;
- чувство;
- интуиция.

Доминирующая функция определяет в человеке его психотип.

Интуиция в понимании Юнга будет нами рассмотрена отдельно.

Интуицию Юнг определяет как особый вид восприятия, происходящий через сферу бессознательного. Юнг не знает как она работает, но утверждает, что вещие сны и телепатия - это проявления интуиции. Юнг уверен, что множество верных диагнозов ставятся врачами благодаря именно интуиции.

Юнг рисует следующую схему:

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 1 Психолог, Психология, Карл Густав Юнг, Психотерапия, Типология, Чувства, Интуиция, Мышление, Ощущения, Инвазия, Лекция, Психика, Длиннопост

В центре (Е) находится Эго, которое обладает энергией.

Функции по полюсам:

T - Мышление

I - Интуиция

F - Чувство

S - Ощущение

Следовательно, энергия из эго может быть направлена к одной из функций, которая становится доминантной - дифференцированной; тогда противоположная функция будет являться подчиненной функцией.

Типология выделяет следующие типы по дифференцированной функции:

Мышление - мыслящий тип;
Интуиция - интуитивный тип;
Чувство - чувствующий тип;
Ощущение - сенситивный тип.

Типология не терпит ее "частного" применения: Юнгом типология "изобреталась" для структурирования больших выборок, или же, как он пишет - для создания объективных критериев.

Если дифференцированная функция использует энергию эго (Юнгом также она обозначена как сила воли), то подчиненная функция относится к внутреннему "первобытному человеку"; она относится к бессознательному.

Обсуждение первое.

Юнг рассматривает эмоцию как аффект. Эмоцией по Юнгу человек может быть охвачен. Это состояние, когда что-то словно извне влияет на мироощущение. Чувство, в отличие от эмоций - это продукт сознания. Когда человек испытывает чувство, он сохраняет контроль. Эмоции также отличаются своей заразительностью.

Юнг также в ходе обсуждения конкретизирует определение инвазии. Частный случай инвазии - это состояние помутнения сознания. В более "не патологичном варианте" у человека могут быть и сами по себе, допустим, фантазии крайне жестокого характера по отношению к обидчику, но инвазией они становятся в тот момент, когда вдруг самого фантазирующего пугают подобные мысли: "как будто что-то на меня нашло".

Показать полностью 2
9

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Вотан"

Разбираем труды К. Г. Юнга: "Вотан" Рецензия, Вотан, Один, Мифы, Германия, Психолог, Карл Густав Юнг, Юнгианство, Скандинавская мифология, Психология, Язычество, Адольф Гитлер, Психоанализ, Аналитическая психология, Архетипы, Бог, Наука и религия, Христианство, Эзотерика, Длиннопост

Данная статья будет являться вводной к циклу разбора трудов Карла Густава Юнга. Последующие статьи по работам Юнга не будут иметь характер постепенного и последовательного погружения в аналитическую психологию и юнгианские воззрения/идеи. Скорее это будет лишь изложение моего понимания прочитанного в порядке появляющегося интереса к тем или иным работам.

***

Эссе "Вотан" датируется 1936 годом, оно является своего рода очерком современных событий.

В начале работы Юнг ссылается на предсказание Нострадамуса:

"В Германии родятся различные секты,
Очень приближающиеся к счастливому язычеству,
Сердце, плененное и малые доходы
Заставят заплатить истинный налог"

Юнг замечает, что мир поменялся после 1914 года: с войной пришел некий "бесовский шабаш". Он  обеспокоен падением теократической власти, его беспокоят религиозные преследования евреев и христиан.

В Германии и Европе в целом разгорается "новая" старая вера - вновь возникает культ Вотана (Одина в скандинавской традиции). Множество юношей и девушек, идущих с котомками и лютнями, встречаются на дорогах от Нордкапа до Сицилии. Они - верные слуги своего скитающегося бога - так характеризует их Юнг.

Позже подобное движение переросло в тысячи бесцельно скитающихся безработных, принявших на себя роль странников.

К 1933 году придорожных юношей-странников не стало, их сменили "марширующие сотнями тысяч".

Как и в легендах, Вотан явился незаметно, он скрывался в возникающих в Северной Германии сектах, в которых обсуждали "восседающего на белой лошади Христа".

Юнг наблюдает древнюю связь между фигурами Вотана - Диониса - Христа.

Однако с приходом христианства в Европу многие старые боги стали демонами. Эта участь постигла и Вотана. Роль вечного странника перешла Агасферу ("Вечный Жид", легенда в христианской традиции. Христос нес свой крест на Голгофу, ему встретился Агасфер, который вместо предложения отдыха высмеял и оплевал Христа. За это Бог наказал Агасфера вечными скитаниями и мучениями до Второго Пришествия.), о котором многие молвили в средневековой Европе. Юнг интерпретирует эту легенду в качестве проекции на евреев мотива "отвергшего Христа странника".

Итак, антисемитское движение совпало с пробуждением Вотана.

Молодежь Германии была не первой, кто услышал "шум в первобытном лесу бессознательного". Восхождение Вотана предзнаменовали Ницше, Шулер, Клагес и Стефан Георге.

Но кто такой Вотан? Он является богом бури, неистовства, он высвобождает сильные чувства и страсть к воинам. Общегерманский верховный бог Вотан - он же Один в скандинавской мифологии - колдун, его персона близка всякой оккультной тайне. Вотан перерождается в Адольфе Гитлере по Юнгу, ведь в прагерманском языке его имя "Wōðanaz" буквально означает "предводитель одержимых". Вотан был мастером перевоплощаться, в легендах говорилось о том, что его можно было встретить в образе старика или уродливого карлика.

И вот мы в тексте Юнга также наблюдаем незаметный приход Вотана сначала в редких германских сектах, затем в молодежном движении "странников", идущих по всей Европе, затем его воплощение предстает миру в лице Гитлера, который "заразил безумием" миллионы немцев.

Бруно Гютц в "Царстве без пространства" (1919) также смог предвидеть приход подобного германского феномена. Юнг пишет:

Она (имеется ввиду книга автора) предвидела конфликт царства идей и царства жизни; она изобразила двойную природу бога бури и тайного созерцания.

Вотан исчез с приходом христианства, но снова возник, когда Европа столкнулась с кризисом веры, когда католицизм уже не мог сдержать народы Европы от братоубийственной резни.

Образ и идея Вотана по Юнгу лучше экономических, политических и психологических факторов объясняет гитлеровскую идеологию, возникшую, казалось бы, в мире, в котором побеждает благоразумие и гуманизм. Феномен национал-социализма заключается в одержимости. Вотан есть "предводитель одержимых", Гитлер становится тем же предводителем одержимых его идеями, тем, кто посеял бурю и заразил безумием.

Боги по Юнгу - персонификации психических сил. Но эти силы не относятся к сознательному разуму, они таятся в бессознательном, из него и исходят боги.

Вотан по Юнгу - основополагающая характеристика немецкой души. Это иррациональный психический фактор, который сметает прочь все цивилизованное.

В Германии 30-х годов разразилась иррациональная буря. Акцент на немецкой крови и связи с землей, Аврора Бореалис как свет цивилизации, дьявол в лице иудеев (Юнг также сравнивает еврейский народ и его участь с Эльберихом - седобородым гномом из германских легенд, которого побеждает Зигфрид и овладевает сокровищами Нибелунгов): все это означало лишь то, что Вотан уже овладел германским народом.

Юнг выводит некий архетип Вотана. Народ наследует специфику национального характера от лежащих в основании образов. Вотан раскрыл свой характер в том, что охватило население Германии. Взрослый немец, живший в 1914 году не мог предвидеть происходящее с его народом в 1935 году. Произошедшее изменение по Юнгу - есть следствие эффекта бога ветров.

Вотан как архетип немецкого народа - это берсерк, бог бури, бог странствий, повелитель Эинхериев (Einherjar - лучшие из воинов, павшие в битве и вознесшиеся в Вальхаллу), колдун, бог-покровитель поэзии, знаток тайного знания, бог одержимых. По Мартину Нинку Вотан - это не просто бог ярости и неистовства, который соединяет инстинкты и эмоции в бессознательной душевной жизни, как отмечает Юнг, в Вотане есть интуитивная сторона, сторона вдохновения, ведь он понимает руны, он есть толкователь судеб.

Вотан не изжил себя, он исчез на тысячу лет, но сохранял косвенное влияние, когда время восстало против него. Как и иные архетипы, Вотан в представлении Юнга - это русло реки, высохшее в какой-то момент, но сохранившее протоку. И чем древнее была река, чем глубже, тем более вероятно, что вода в эту реку вернется рано или поздно.

Народы могут контролировать эту "воду", но лишь отчасти, когда она течет по вырытым каналам. Но вода становится неуправляемым потоком, когда она достигает жизни нации, тогда она становится стихией, которая никогда не была подвластна человеку. Власть человека заканчивается там, где начинают властвовать архетипы.

Юнг заключает, что правящий архетип не вечен, его сменяют другие архетипы, так архетип отца в Средиземноморье был потрясен по всей Европе, кризис христианских церквей, а также ситуация с фашизмом в Италии и обстановкой в Испании стали тому примером.

В первой половине 20-го века случилось так, что "народный дух", известный под разными именами, напал на христианство по широкому фронту. В России его именовали наукой и техническими достижениями, в Италии он стал известен как Дуче (титул "вождя" Муссолини), в Германии он назвался "Немецкой верой" - движение в протестантских церквях Германии, которое стремилось к исключению следов Ветхого Завета из христианства; с другой стороны, Юнг уделяет внимание и фигуре Вильгельма Хауэра и его "Движению за немецкую веру". Становится понятным, что новый бог для немцев должен стать "германским богом".

Стоящий и наблюдающий со стороны Юнг считает германский народ не сознательным, и вовсе не действующей силой, а жертвой, подвластной стихии.

Юнг дает следующий прогноз: Вотан, с одной стороны, беспокойный и буйный бог, но с другой стороны, он обладает пророческими и экстатическими качествами. Для Юнга явление новой германской идеологии - это не конечное воплощение Вотана, он проявит себя и вновь. Пробуждение же Вотана - это уход в прошлое, отступление назад.

Свое эссе Юнг заканчивает многозначительно:

Потом, позже, мы узнаем, что говорит Вотан, когда он "шепчется с черепом Мимира".

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!