Человек на Чукотке. Как живет "самый дорогой город России" сегодня?
Поздравляю всех с Наступившим 2025 годом!!
Пусть этот год принесет всем благополучие, мир и счастье.
Для меня прошедшая новогодняя ночь - четвёртая, что я встретил на Чукотке. Три года назад, в конце декабря 2021 я приехал в город Билибино, работать на атомной электростанции. Иногда пишу о жизни в некогда "самом дорогом городе" страны, практически на краю Земли. Длинные новогодние выходные и полярная ночь, хороший повод для того чтобы опубликовать очередной пост моей "летописи")
Итак, год 2025. Как его встретил наш оазис цивилизации в океане лесотундры?
Из положительного - забетонированными улицами. Да,да ещё в 2021 году в городе практически не было нормальных улиц с твердым покрытием. Советский бетон приказал долго жить, улицы превратилась в проселок,что в условиях тундрового грунта означало непролазную грязь при дожде и шлейфы пыли в сухую погоду. Тундровая почва - мелкодисперсная словно пудра, оседала на подоконниках, а по пылевым шлейфам можно было легко отследить движение машин в городе, находясь далеко за его пределами.
Основных улиц в городе две, протяженностью примерно 2 км. Ул.Курчатова и ул.Октябрьская, они идут параллельно друг другу и замыкаются образуя эдакий овал. За три года этот овал забетонировали. Делилась это не без трудностей - первоначальный участок по ул.Курчатова делали два года - в первый раз бетон не выдержал температуры и треснул, пришлось переделывать. Асфальт в этих широтах не приживается нигде из-за колебаний температуры и вечной мерзлоты, которая летом подтаивает превращая все в болото. Поэтому только бетонирование, только хардкор (с).
В 2024 забетонировали самый протяженный участок - улицу Октябрьская. Лето было трудным: дожди, наводнение, холода и недалекие люди, рассекающие по еще незатвердевшему бетону на квадроциклах в ночное время.
Помимо дорог сделали много новых тротуаров на насыпях. Вот один из них. Оба откоса насыпи политы бетоном, иначе насыпь просто размоет первым же дождем.
ул. Октябрьская у Сбербанка весной 2022 года
Было-стало
Благоустройством в городе тоже более-менее занимаются. Открыли спортплощадку на антенном поле, игровой городок в центре у фонтана, а также полностью обновили ряд дворовых спортивных и детских площадок. Сделали общественное пространство на месте бывшего бассейна "Нептун". Теперь там беговая дорожка и скейт-парк.
Привели в порядок набережную на въезде в город.
Скоро обещают открыть парк на антенном поле. Сваи под экотропы и площадки уже забили.
Открылась птицефабрика. Дефицитные яйца заполонили все магазины и обвалили цены в 2-3 раза.
Наверное это самая эффективная и положительная инициатива нашего нового губернатора Чукотки на данный момент, за все время его правления. Птицефабрику построили силами золотодобывающей артели "Сияние", которой владеет Шамиль Гаджиев.
Еще недавно привоз яиц вызывал ажиотаж и очереди. Довелось постоять в одной из них под Новый Год. Яйца привозили самолетами из Магадана, Анадыря и Хабаровска. Подвижки пошли после скандала, когда дефицитные яйца попытались продавать по паспортам.
Также, в гос.магазинах БТК на постоянной основе теперь есть картошка по субсидированной цене. Раньше она появлялась когда как и часто перемороженная. Видимо наконец то в городе построили овощехранилище (ну или приспособили какое нибудь пустующее здание под него). С другими овощами пока туго. Наличие тепличного комбината Росинка особо не помогает - мощностей едва хватает на кормёжку персонала предприятий и соцучреждений. Все остальное - редко увидишь на полках, а если увидишь то по конским ценам.
Кстати, о тех самых билибинских ценах, некогда прогремевших на всю страну. Вот вам предновогодний ценовой свежачок.
Вкусный чай...(с)
Прошу прощение за качество фото. Ценники на колбасы в среднем 2000 рублей.
Зачем грустить трагически, если можно попить водически...
Немножко улучшился Интернет. В Анадырь провели оптоволоконный кабель по морскому дну и у спутникового канала немного расширилась мощность - дав нам чуть больше скорости. Перед блокировкой YouTube с мобильного интернета можно худо бедно смотреть видео в центре города. Появилось несколько новых точек с бесплатным wi-fi, одна из которых наконец то размещена в отапливаемом и общедоступном помещении Почты России. В основном тут используют WhatsApp чаты для информации. Тут и купи-продай и новости. Для чего либо другого, траффика по прежнему не хватает.
Сносят бараки. Потихонечку деревянные дома в городе уходят в историю. Мой дом, в котором я прожил первый год в этом суровом краю - уже расселён. Заброшенные бараки по соседству - снесены. Остальные на очереди. Всего в городе таких таких домов - десять, в разной степени запущенности. Кстати сами по себе это хорошие дома с отличной планировкой, в подъездах там можно в футбол играть, а по теплоизоляции равных им нет совсем. Но все имеет свой срок, особенно - деревянный дом. Тут уж либо его по бревнышкам собрать, пропитать спецрасивором и заново собрать с заменой всех коммуникаций. Либо всех переселить в бетонные дома. С учётом того что эти бараки и так полупустые - переселить людей в панельки в центре оказалось проще.
"Синий городок" в процессе строительства летом 2023го.
С поиском жилья в городе стало полегче. Кризис 2021, когда нашествие вахтовиков и заселение их по 10 человек в одну квартиру, постепенно сошел на нет. На окраине(буквально по соседству с бараком где я жил), построили вахтовый городок с модульными домами синего цвета, тёплыми переходами, автономной канализацией, водоснабжением, столовой и целым отрядом "сесурити" на пикапах. Не сказать чтобы цены на жилье сильно упали, но сейчас хотя бы появился выбор.
Ан-26 в аэропорту Кепервеем. Переделанный из "грузовика" в пассажирский.
С транспортом сюда все по прежнему так себе. Авиабилет сюда из ближайшего крупного города(Магадана) стоит 38 000 рублей.Лететь - на Ан-24 тысяча девятьсот лохматого года выпуска, авиакомпании ИрАэро, под шум двигателей, перекусывая вафелькой стоимость которой - меньше картонной коробочки, в которую ее упаковали. Если повезёт - можно выловить билет авиакомпании Аврора(Камчатские Авиалинии) за 6800 рублей(федеральная субсидия), но летают реже (2 раза в неделю) и на Ан-26 у которого вместимость меньше. Билеты на эти рейсы раскупаются очень быстро. К примеру, я случайно узнал о начале продаж лёжа в ванной поздно вечером. Выскочив за паспортами, успел урвать два билета и предупредить коллегу, перед тем как хилый Интернет в городе - лёг. Коллега позвонил родителям на материк и они успели купить билеты жене и детям. Ему - нет, поэтому пришлось добираться кружным путём через Анадырь. Помимо общедоступной "федеральной субсидии" есть ещё региональная. Это билеты на рейсы ИрАэро по сниженной цене(не 38, а 15 000 рублей). Продаются при предъявлении паспорта с местной пропиской или временной регистрацией которой более 6 месяцев. Но на эти билеты есть определенная квота и продаются они только в одной авиакассе, где чаще всего можно увидеть табличку о том что "субсидированных билетов нет".
Есть ещё экзотические варианты перелетов через Анадырь и Певек, но летать по Чукотке очень тяжело. Авиарейсы "Чукотавиа" выполняет очень редко(самое частое - раз в неделю в летний сезон на Анадырь), иногда на маленьких самолётах(DHC-6 Twin Otter), а погода в прибрежных чукотских аэропортах превращает и без того редкие перелёты в лотерею: "состоится ли рейс сегодня или нет". Рейс по погодным условиям могут перенести на следующий день или отменить вовсе. На вертолетные рейсы в Певек или чукотские сёла билетов вообще не продают - можно лишь забронировать место за 500 рублей, а собственно билет продадут только непосредственно перед посадкой, как на маршрутку. Стоимость полета в ближайший к нам город на побережье(Певек) - 7500 рублей, частота рейсов - в среднем 1 или 2 раза в месяц. Билет на самолёт в Анадырь стоит 17000 рублей. Частота рейсов летом - раз в неделю, в остальное время 2 раза в месяц. Зимой и в межсезонье есть ещё вероятность застрять в Анадыре или Певеке из за пурги на неделю или две...
Дорог на Чукотке почти нет. В основном зимники.
До Анюйска дорога еще есть. До Зеленого Мыса (он же Черский), что в соседней с нами Якутии - только зимник.
Есть грунтовая дорога к речному порту Анюйск, строится такая же на Певек. Строится собственно даже не сама дорога(она есть), а мосты через многочисленные реки, которые ещё и часто меняют русло. В прошлом году построили 4 моста довольно большой протяженности. Но доставить сюда что то с "большой земли" по прежнему проблематично. В межсезонье это возможно только грузовой авиацией.
Ну или вот такими машинами, но кататься на них по бездорожью - лотерея.
Отсюда - цены. Лет 5 назад Билибино называли "самым дорогим городом России". Потом ввели регулирование цен на основные товары в государственных магазинах и сравняли их с Анадырем. Так что мы теперь не первые)
Но утешает это не сильно. Спасает то что тратиться в магазинах не надо если тебя кормит предприятие. Мы с женой работаем на атомной станции и нас кормят в столовой(в том числе дорогущими, в этих местах, фруктами и овощами). Ходить в магазин нам особо часто не нужно. Поговаривают,что в 90х, когда случился срыв северного завоза, коллапс всего и вся, только еда в станционной столовой помогла работникам и их семьям выжить.
Когда дело касается непродовольственных товаров, на помощь приходит Озон и АлиЭкспресс. Да, вся Чукотка на них сидит,ибо цены в магазинах космические. Отсюда дикие очереди с погромами в Анадырском ПВЗ. У нас же, как и в большинстве чукотских сёл ПВЗ нет совсем, все получаем на Почте. Да и привозится все на Чукотку силами Почты России, отсюда - длительные сроки(по месяцу и более) и возможность получить повреждённый товар. Да и доставляют не всё. У нас, в Певеке и Анадыре ситуация ещё более-менее нормальная, жители чукотских сёл же ждут посылки по несколько месяцев. Логистика портит все. У нас грунтовая полоса аэродрома из нормальных грузовых самолётов может принять только Ан-12 на круглогодичной основе. Таких самолётов практически не осталось, одна авария с таким бортом в позапрошлом году вызвала сбой в логистике и задержку посылок на полгода. Ну а нехватка персонала и теплых складов вызывает задержки даже там где есть нормальная полоса и почтовые Ту-214. Очереди на почту большие, ближе к праздникам - огромные.
Если покупать что то негабаритное, например мебель - то будь готов раскошелиться. No name техника по цене хороших марок на "материке". Цены на средненькую стиральную машину "Beko" - выше "соточки", впрочем как и на некоторые модели "Бирюсы". Дешевле - только ноунеймы типа Willmark, о которых мало кто знает.
Поэтому тут развит рынок б/у. Только тут можно купить импортные стиралки хороши марок типа Candy дешевле 100 тысяч, но есть нюанс - никто не гарантирует того что в ней не будет неисправностей.
В городе по прежнему работают 2 спорткомплекса и бассейн. В "Луче" - крытый каток, прокат коньков 200 рублей. В бассейне час плавания - 300 рублей.
Не совсем тот ракурс, не в то время, да еще и с земли, но вид приблизительно такой...
Панорамный вид из бассейна на белые сопки и ул.Мандрикова из органично вписывающихся в пейзаж, трехэтажных "сталинок" - просто бомбезный. Особенно в марте. В бассейне есть сауны. Особенно порадовало то, что душевыми с автономным бойлером и саунами можно было пользоваться бесплатно во время плановых отключений горячей воды летом. Помимо бассейна, в здании есть небольшой тренажерный зал.
Также скоро обещают построить горнолыжную трассу поближе к городу на домашней сопке "Орбита".
По городу по прежнему ездят бесплатные автобусы несколько раз в день. Жёлтый городской ПАЗик и белые автобусы АЭС. Автобус в аэропорт и соседнее село Кепервеем, обновили. Золотодобытчики подарили новый КАВЗ, но при этом цена на проезд выросла.
Школьный ПАЗик используется как обычный пассажирский. Радует наличие выдвигающейся ступеньки под дверью.
Помимо бесплатного общественного транспорта, в городе работают две службы такси.Цены на поездки выросли где то на треть, ибо подвески легковушек на незабетонированных дорогах и улицах убиваются за один сезон, а запчасти дорожают.
Кафешки по прежнему работают, худо-бедно даже расширяются,причем две из имеющихся - без выпивки - семейного формата. Открылась частная пекарня и кулинария, в дополнение к государственной. Очень радует, что сберегли некогда пустующий деревянный магазин в центре города и открыли его по новой. "Склад Шехова" - теперь переехал сюда и называется "Теремок".
Медицина есть, но в больнице постоянно какие то кадровые перестановки. Конечно без медицинской помощи тут не оставят, даже ночью если надо приедет рентгенолог, если припрет, то будут оперировать.
Но в основном, всех стараются отправлять на материк или хотя бы в Анадырь. Даже рожениц.
Музыкальная школа. Отдельное здание, что для Чукотки довольно редко. Для понимания: прокуратура и суд располагаются в подъездах жилых домов, а музыкальная школа и центр дополнительного образования - в отдельных зданиях.
В культурном плане - по прежнему работают: музыкальная школа, центр дополнительного образования, клуб юных техников, национальные чукотские кружки́.
В город протянули две новых ЛЭП из Певека. Как и было запланировано, они заменили старые ЛЭП, на деревянных опорах.
Из плохого: прошедшее наводнение уничтожило два живописных пешеходных моста(Билибино называли "Чукотской Венецией") и старый спорткомплекс"Горняк", который совсем недавно отремонтировали. Обещают один из мостов восстановить,но работ ещё не начинались.
Близится вывод АЭС из эксплуатации.Энергоцентр на мазуте построили и вроде как даже запустили, но он, по слухам, не тянет всю теплосеть города, окраинные улицы собственно поэтому и расселяют. Коммуникации сделанные под нужды 15000 человек требуют совсем других масштабов подачи. Да и недавняя коммунальная авария говорит о том,что их надо менять.
Город балансирует между террором бродячих собак и заходом диких животных. После того как собак начали отлавливать и помещать в приют, в город и окрестности стало проникать все больше медведей летом, а этой зимой пришли волки. Одной осенней ночью 2023го медведь гулял прямо по центру города до того как приехала полиция, а летом 2024 разрыл кладбище, превратив его в лунный ландшафт. Волки же этой зимой залезли на улицу где я когда то жил в бараке и загрызли собаку. Если мишки терроризируют город в той или иной мере на постоянной основе, то волков тут часто не увидишь. Надеюсь охотники разберутся со всем этим.
Вопреки обоснованным опасениям, Билибино - живет. Благоустраивают улицы, заброшенные дома обустраивают под склады и гаражи, сносят бараки. Город не пустеет. На место тех, кто уезжает, приезжают новые люди, и это радует. Есть довольно большая прослойка тех кто уезжать никуда не планирует. Есть еще вахтовики, но мы их к местному населению не относим. Если и их считать, то сейчас город вообще переживает бум населения и все хорошо,но... У вахты есть и другая сторона. Да, вахтовику не надо платить северных, не надо помогать его семье, можно вообще нах..й послать и забить на вежливость(что с местным не получится). Но, вахтовику тут не жить и он прекрасно это понимает. Он/она отработает смену и уедет домой. Вахтовому работнику нафиг не надо проявлять рвение и заботу о благополучии этой земли. Зачастую они могут сделать работу тяп-ляп, уехать и им совершенно пое...ть на то что сделанные ими на от....сь трубы отопления рванут зимой в -40С, оставив людей без отопления. Или то что их фасадные панели сорвет первым же осенним ветром и народ будет разбегаться от гремящих металлических конструкций. Конечно, есть механизм гарантии, их экстренно привезут чартерным рейсом сюда, они начнут исправлять свои огрехи, но к тому времени батареи в домах полопаются и придется переселять дом, а разлетающиеся элементы кровли и фасада могут не дай Бог кого нибудь покалечить или убить. И приходится поднимать среди ночи местных мужиков: коммунальщиков, МЧСников, военных, кого найдут... Вот собственно и весь сказ про вахтовый метод. Не в обиду тем вахтовикам и организациям, которые делают работу качественно(таковые тоже есть и немало), но факты говорят сами за себя.
Такие дела...