
Россия | Фотогалерея
Обь-Енисейский канал: заросший артефакт XIX века
Про водный путь между двумя сибирскими реками знают единицы. Потому как Обь-Енисейский канал сложно найти. Еще сложнее по нему пройти.
Почти все судоходные каналы у нас в стране находятся в Европейской части. Но когда-то давно в Сибири функционировал свой рукотворный водный путь, соединявший две великие реки: самую длинную – Обь и самую полноводную – Енисей. Слово «функционировал», пожалуй, слишком громкое применительно к этому каналу. Ведь вопреки ожиданиям, «речной БАМ» XIX века оказался пустой тратой сил и ресурсов.
Его еще хорошо можно разглядеть на спутниковых снимках – прямая струна канала, уходящая на северо-восток от озера Водораздельное. Но вот на местности отыскать это сооружение очень трудно. Разрушенные стены из черной от времени лиственницы, остатки старинных плотин, шлюзы со сбитыми затворами, по которым беспрепятственно течет вода – вот все, что осталось от Обь-Енисейского канала. А ведь когда-то давно все так хорошо начиналось…
Каналу быть
Задача казалась элементарной – соединить не сами две великие реки, а их притоки, которые местами подходили друг к другу очень близко. Что может быть сложного – прокопать канал и объединить реки в нормальную водную систему. Поднять уровень при помощи плотин, чтобы можно было ходить по каналу пароходам, и регулировать ее при помощи шлюзов. В общем, обычная инженерная рутина.
Тем более что были даже варианты устройства канала в конкретном месте. Один из сибирских купцов, коренной енисеец Павел Фунтусов даже сумел в половодье пройти из Оби в Енисей на лодке. Кое-где ему пришлось ее тащить волоком, но факт остается фактом: короткий путь был найден. Фунтусов даже накарябал его на карте. По его словам получалось, что никакого серьезного водораздела между Обью и Енисеем нет. Достаточно только углубить русла притоков обеих рек, и можно спокойно возить грузы между ними. А это ого-го какие возможности для купцов!
Стараниями последних проект быстро дошел до правительства. А там у купцов нашелся высокопоставленный лоббист – брат Александра II великий князь Константин Николаевич. Он в ту пору руководил Госсоветом и очень радел за развитие сибирских губерний. Его стараниями были найдены средства на изыскательные работы. Отправившиеся в тайгу геодезисты подтвердили – местность подходящая, возвышенностей нет, можно копать.
Русло будущего канала должно было пройти по маршруту: река Обь – река Кеть – река Озерная – река Ломоватая – река Язевая – Водораздельное озеро – 8-километровый рукотворный канал – река Малый Кас – река Большой Кас – Енисей.
Корректировка на ходу
Строительство возглавил барон Бьорк Аминов, истинный фанат проекта. Он развернул кипучую деятельность, нанял 1200 лучших плотников и землекопов, и работа понеслась. Но тут в 1881 году погибает Александр II и финансирование проекта резко сокращается. Барону Аминову пришлось вносить коррективы в проект, дабы не остановить работы.
По первоначальной задумке канал должен был пропускать суда 43 метра длиной и с осадкой 1,2 метра – типичные речные пароходы. Но после корректив размеры проходящих судов сократились до 21 метра в длину и осадкой 90 сантиметров – уже не пароходы, но еще и не лодки, а нечто среднее.
Финансирование хоть и сократилось, но не прекратилось вовсе, поэтому в 1887 году копать канал закончили. И это был настоящий проходческий подвиг. Судите сами – год за годом в глухой тайге среди комаров и оводов, без должного снабжения и с примитивными инструментами строить то, что в нынешнее время назвали бы не иначе как «стройка века».
В 1891 году власти официально объявили, что по каналу можно плавать. Но, как быстро выяснилось, плавать-то было можно, но вот только далеко не всем и не всегда.
Мертворожденное дитя
Как оказалось навигация по Обь-Енисейскому каналу была возможна только с мая (когда сходил лед) по июль (когда реки начинали мелеть). И ходить могли только лодки и маленькие баржи. Ни о каких теплоходах и речи быть не могло. Но главная пакость заключалась не в глубине и ширине фарватера, а в коварном и капризном озере Водораздельное, которое располагалось ровно на середине пути. Впрочем, от озера в нем было только одно название – слой воды летом едва достигал 20-ти сантиметров, а все остальное занимал многометровый слой ила.
Фактически по пятикилометровому водоему можно было проплыть только весной в половодье. Во все остальное время озеро «ловило» даже легкие плоскодонки, что уж тут говорить про баржи. Лодки застревали тут словно мухи на липкой ленте, приходилось шестами при больших усилиях сантиметр за сантиметром проталкивать их к берегу.
Из-за этой неожиданной преграды список кораблей, прошедших по Обь-Енисейскому каналу, исчислялся единицами – несколько десяток лодок, с пяток небольших барж и один единственный пароходик, который неимоверными стараниями (сняв гребные винты) удалось протолкнуть из Оби в Енисей. Стоит ли говорить, что канал после своего открытия оказался никому не нужен? Уже к началу XX века навигация на нем полностью встала. Мертворожденное дитя пытались реанимировать – расширить фарватер и заняться расчисткой озера, – но Первая мировая война помешала этим планам.
Советскому правительству канал тоже оказался не нужен – в 1924 году отсюда выселили весь оставшийся к тому времени персонал и открыли все шлюзовые затворы, фактически поставив на сооружении жирный крест. Последний раз Обь-Енисейский канал использовали по прямому назначению в 1942 году. Тогда из Енисея в Обь попытались протиснуться три небольших колесных парохода с военным грузом. Предварительно пришлось восстанавливать плотины, чтобы поднять уровень воды. И все равно пароходы застряли.
Расширить укрепленные лиственницей стены канала не было никакой возможности, и команде пришлось частично разбирать судна, да еще и потом подобно репинским бурлакам тянуть их на веревке продолжительное время. В общем, после этого случая Обь-Енисейский канал ничего крупнее одиночных лодок больше в своих водах не видел.
Последняя попытка
В 1987 году в последний раз поднимался разговор о восстановлении канала. Побывавшие в тех местах ученые с современными приборами в руках вынесли вердикт: наклон местности минимальный, сток воды – мизерный, сколько шлюзов не ставь, сколько плотин не возводи, а поднять уровень воды до судоходных отметок невозможно.
Вот и стоит ныне Обь-Енисейский канал полностью заброшенный. На его берегах в редких местах расположены деревни староверов, бежавших сюда от советской власти в 30-х годах. Иногда в эту глухомань заглядывают туристы–экстремалы, которым в мае и июне удается на легких байдарках пройти бóльшую часть канала. Правда, через Водораздельное озера получается пробраться лишь единицам. Там по-прежнему запросто можно застрять где-нибудь на середине, и тогда пиши пропало – вытащить лодку не будет никакой возможности.
А в остальном Обь-Енисейский канал – это драма победы природы над человеком. Труда и умения в этот канал вложено с избытком. Но только все напрасно – болото непобедимо. И даже XXI век с его прогрессом вынужден это признать.
Крепость Копорье: спрятанная жемчужина Ленобласти
🏰 Крепость Копорье: спрятанная жемчужина Ленобласти
Всего в часе езды от Петербурга прячется древний исполин — крепость Копорье! Основанная в XIII веке, она помнит рыцарей Тевтонского ордена, Александра Невского и битвы Северной войны. Каменные стены из местного известняка, башни, поросшие мхом, и таинственные подземелья — здесь каждый камень дышит историей.
🔍 Почему стоит увидеть?
— Взгляните на мощные укрепления, которые столетиями выдерживали осады шведов и немцев.
— Пройдите через арочные ворота XIV века — одни из древнейших в России!
— Заберитесь на уцелевшие стены и представьте, как Петр I отвоевывал эти земли у Швеции. (на данный момент запрещено)
🌿 Крепость окружена живописными лесами, а осенью здесь особенно атмосферно: туманы, золотая листва и тишина, нарушаемая лишь криком совы.
📌 Совет: захватите фотоаппарат и термос с чаем — идеальный набор для погружения в средневековье.
Пока Копорье не стало мейнстримом — успевайте ощутить дух былинных сражений!