Сообщество - Эзотерика и магия
Добавить пост

Эзотерика и магия

1 262 поста 3 853 подписчика

Популярные теги в сообществе:

9

Шаман: миссия на Марсе

Шаман: миссия на Марсе Шаманы, Космос, Фантастика, Midjourney, Арты нейросетей
Показать полностью 1
12

В Бельгии был обнаружен таинственный 12-гранный римский предмет: мог использоваться в магических ритуалах

В Бельгии был обнаружен таинственный 12-гранный римский предмет: мог использоваться в магических ритуалах Бельгия, Археология, Древний Рим, Магия, Длиннопост

В Бельгии мужчина с металлоискателем нашел фрагмент таинственного бронзового артефакта, известного как римский додекаэдр, которому может быть больше 1600 лет. По предварительным предположениям загадочный предмет использовался в магических ритуалах.

За последние 200 лет в Северной Европе было обнаружено более сотни загадочных объектов. Об этом сообщает Live Science.

"Было несколько гипотез по этому поводу – какой-то календарь, инструмент для измерения земли, скипетр и т.д. Мы скорее считаем, что это как-то связано с неофициальной деятельностью, как колдовство, гадание", – сказал Гвидо Кримерс, куратор Галло-римского музея в Тонгерене.

В Бельгии был обнаружен таинственный 12-гранный римский предмет: мог использоваться в магических ритуалах Бельгия, Археология, Древний Рим, Магия, Длиннопост

Отмечается, что находка состоит только из одного угла объекта с одной угловой шпилькой, но несомненно является частью додекаэдра, который изначально имел не более 5 сантиметров в поперечнике.

В Бельгии был обнаружен таинственный 12-гранный римский предмет: мог использоваться в магических ритуалах Бельгия, Археология, Древний Рим, Магия, Длиннопост

Металлоискатель и археолог-любитель Патрик Шуэрманс нашел фрагмент несколько месяцев назад на вспаханном поле вблизи небольшого городка Кортессем в северной Фландрии Бельгии. Археологи сейчас исследуют это место.

Напомним, в Норвегии археологи обнаружили старейший в мире датированный рунический камень. На нем вырезаны надписи на германском языке.

Источник

Показать полностью 2
22

В Подмосковье специалисту в сфере уголовного права подкинули голову свиньи

Подложить свинью, причём в буквальном значении этого слова, решили неизвестные жителю одной из деревень Одинцовского городского округа. Они повесили на его забор голову поросёнка, а чтобы усилить негативный эффект от презента, прицепили рядом похоронный венок.

В Подмосковье специалисту в сфере уголовного права подкинули голову свиньи Московская область, Магическое мышление

Как стало известно "МК", уже второй день 67-летний пенсионер, доктор наук в сфере уголовного права, не находит себе места. Неприятную находку он сделал в ночь на понедельник, когда его разбудил лай собак. Верные псы отреагировали на неожиданное вторжение на участок посторонних лиц. Вот только у злоумышленников не было намерения нарушать границы частной собственности. Они водрузили на острые штыри ворот голову убитой свиньи и упакованный в целлофан веночек со скорбной надписью "Вечная память", а потом скрылись.

После такого ночного послания мужчина потерял сон. Он написал заявление в правоохранительные органы, высказав предположение, что так его донимает бывшая жена. Это второй брак для пожилого мужчины - в нём супруги прожили 10 лет, но потом из-за разногласий в быту решили разорвать отношения. И хотя пенсионер сделал бывшую жену главной в своем завещании, расстаться с миром не удалось - у дамы осталось множество финансовых претензий.

Знакомые уже просветили мужчину, объяснив, что свиная голова в хозяйстве - это так называемый подклад, то есть настоящее колдовство. Авторы подобных посланий в старину всегда намекали на скорое разрушение семейного счастья. Но судя по тому, что пенсионер живет один, на его благополучие вряд ли покушаются. Скорее, хотят свести в могилу устрашающим "реквизитом".

Источник

Показать полностью 1
9

Шаман в горах Сочи провел обряд для вызова снегопада

"Мы пригласили шамана из Сибири, чтобы он призвал горных духов Красной Поляны для привлечения большого снегопада, - сообщается в Telegram-канале курорта. - А что сделали вы, чтобы пошел снег?"

Последний раз снег в горах Сочи выпал 7 января, поэтому неудивительно, что пришлось прибегнуть к нетрадиционным методам и попытаться договориться с силами природы.

Сейчас у подножия гор температура воздуха составляет плюс шесть градусов, на высоте - минус два, а в морском кластере - плюс 11 градусов.

По прогнозу синоптиков, в Сочи в ближайшую пятницу ожидается облачная погода, а в выходные температура воздуха в городе-курорте опустится до плюс девяти градусов и пойдет дождь, а в горах - снег. Так, в воскресенье выпадет больше всего осадков - 7,2 миллиметра. Ветер - 4-5 метров в секунду.

Источник

Показать полностью
20

Очень странные дела: как я семь лет ходил к экстрасенсам

Говорить о сверхъестественном серьезно в обществе победившей постиронии не принято — при этом статистика неумолима: 10 % россиян верят в магию и считают ее действенной. И в этом есть логика: на что еще надеяться, когда всё остальное не помогает?

Семь лет назад (мне было 18) в мою жизнь пришла странная болезнь: коктейль из травмы носа, перенесенной на ногах ангины и личных переживаний обернулся перечнем симптомов, которые подходили под половину медицинского справочника. Я перестал высыпаться, сколько бы ни спал. По вечерам поднималась температура, в голове постоянно был туман, физические нагрузки стали переноситься гораздо сложнее, я был на грани депрессии.

Врачи один за одним разводили руками и говорили, что по их профилю я чуть ли не космонавт. А я чувствовал я себя всё хуже. После очередного визита терапевт спросила, верю ли я в Бога и не хочу ли сходить в церковь и поставить свечку.

Самым паршивым в моем состоянии было отсутствие конкретики. Оказалось невозможным донести до людей, что со мной что-то не так.

Друзья и любимая девушка были уверены, что мое самочувствие — отмазка, чтобы не проводить с ними время, поэтому в какой-то момент я просто перестал с ними делиться. Родители, помогавшие с контактами врачей, всё чаще устраивали разговоры в духе «Сам всё придумал, настрой себя на позитив, некоторые вон вообще без рук живут», которые не давали ничего, кроме раздражения и отчаяния — ведь тебе не верят самые близкие. Самооценка падала. Ощущение, что я какой-то бракованный, не покидало даже в редкие моменты облегчения состояния. И, как часто бывает, цепочку событий запустил случай.

Глава 1. Пробуждение силы

Мой отец — военный врач, прошел Чечню и Югославию. Однажды боевой товарищ, который из армии ушел в бизнес, рассказал ему, что в одной деревне на краю области есть необычная женщина Татьяна — и лечит, и прошлое с будущим видит. Рассказал отцу историю: «Мне с компаньонами предстояло провести крупную и очень выгодную сделку, но я чувствовал подвох. Решил съездить к Татьяне — она уже на тот момент дала несколько советов, и все были в точку. Интуиция меня не подвела: Татьяна сказала сделку не проводить — это подстава. Я сказал компаньонам не ввязываться, но они не послушались, какая-то ведьма из деревни им не авторитет. Буквально через несколько недель на всех участников сделки с нашей стороны завели уголовку».

Отец предложил мне съездить к ней. Я относился к паранормальным вещам скептически, но прикинул, что особо ничего не потеряю, зато получу опыт.

Был конец февраля, за окном -25. Чтобы быть первыми в очереди, мы выехали в полшестого утра. Я не особо представлял, чего мне ждать — перформанса с воронами и шепчущими голосами в духе мистических фильмов или сухонькую русскую бабулю, которая за ручку возьмет, в глаза посмотрит и всю правду скажет.

Несмотря на раннее утро, возле дома ясновидящей уже стояло несколько машин и два торговых прилавка: один с выпечкой и мясом, второй — с вязаными вещами и товарами для автомобилистов.

Мы пошли внутрь.

В сенях стояли две лавочки, на которых расположились ожидающие — классический новый русский из девяностых со шрамами и золотой цепью уступил место на скамейке очень скромно одетой женщине, а сам при этом стоял и потирал перстень, отбивая ногой нервный бит. Мы спросили у одной из посетительниц правила — в сенях не шуметь, вход внутрь в порядке живой очереди, садишься напротив Татьяны, кладешь руку на стол, после общения оставляешь 100 рублей в специальной коробочке. Когда пришел мой черед, все вопросы, так долго меня тревожащие, будто исчезли из головы.

В комнате горело много свечей. Приятно пахло какими-то травами. Вся левая часть прямоугольной комнаты была заставлена иконами: от огромных изображений Иисуса во всю стену до маленьких позолоченных образов. Напротив входа сидела женщина.

Внешне экстрасенс напоминала Джаббу Хатта — грузная, с хрипом вместо дыхания, с тяжело открывавшимися глазами.

Я поздоровался, сел и, как и сказали в сенях, положил руку на стол: она взяла ее в свою руку и закатила глаза, примерно на полторы минуты впав в транс.

«Да, у тебя есть сильная порча, но ее можно убрать, — тихо сказала она, открывая глаза. — Много завистников. Ты ярко сияешь, на тебя смотрят и не хотят, чтобы ты так ярко сиял. Но ничего, поездишь ко мне, я всё уберу и защиту поставлю. Еще пять раз каждые две недели». Для меня это была уже победа — кто-то наконец-то нашел пускай и не научную, но конкретную и понятную ему причину. У меня загорелись глаза, я поблагодарил Татьяну дрожащим голосом, положил смятые от волнения 100 рублей в резную коробочку и вышел.

Ко второму визиту я записал все волнующие вопросы на бумажку, например с кем из коллег продолжать работать. Ответила она, как показало время, верно. И уже на выходе из комнаты я спросил: «А как это у вас так вообще получается?» «А что, хочешь научиться? — она еле заметно улыбнулась. — Этому нельзя научиться — я всегда это умела. Просто не знала, что другие не умеют».

Вечером после второй поездки я внезапно ощутил что-то необычное.

Если вы смотрели фильм «Области тьмы», поймете, о чем речь: чувства обострились, окружающий мир заиграл красками, которых давно не было. Мой разум был ясен, а тело наполнилось энергией.

Это было самое мистическое переживание в жизни — с того момента прошли годы, а я до сих пор помню свои ощущения. Я поверил, что снова буду чувствовать себя хорошо.

К сожалению, всё сложилось иначе, и лечение завершить не удалось — через несколько дней Татьяна умерла.

Глава 2. Скрытая угроза

После этой новости мне не хотелось предпринимать вообще никаких действий — волнительное ожидание следующей поездки сменилось депрессией. Но мама вспомнила, как знакомая рассказывала ей удивительную историю: «Поехала отдыхать за границу, сильно повредила ногу. Денег на лечение не было, страховки не было, поэтому решила переждать — само пройдет. Не прошло — становилось только хуже. Вспомнила, что друзья говорили о девушке, которая лечит непривычными методами. Передала через них свою фотографию. Через пару дней всё стало в порядке». И с этой целительницей мы уже договорились о первом сеансе у нас дома.

Я встречал ее на остановке. Женщина лет 40, миловидная, никаких атрибутов, выделяющих ее из толпы. Тихая, застенчивая. Чтобы не идти в тишине, начал задавать банальные вопросы — а как, а что. Занимается этим с детства, открыла это в себе случайно. Старается особо не афишировать, но знакомым практически не отказывает. Муж долгое время не знал, а как узнал — запретил это практиковать, поэтому она работает втайне от него и только на выезде. Будущее не предсказывает, привороты не делает — только лечит. Лично это проходит эффективнее, но в крайнем случае можно по фотографии.

Дома она вежливо попросила родителей выйти из комнаты, сказала мне сесть в открытую позу без перекрестий, повернуть ладони вверх и начала свой ритуал.

Визуально всё, что она делала, было очень похоже на парня, который видел сущность в виде гномика. Около 20 минут она повторяла одно и то же движение, постоянно зевая и объясняя это тем, что так через нее выходит порча, которая на меня наложена.

По итогам ритуала она сказала, что порча достаточно сильная, и ее лучше лечить лично. Мы условились, что она будет приходить раз в неделю — хватило бы 8 сеансов (каждый стоил 1000 рублей). Ни во время ритуала, ни после него я не чувствовал ничего, кроме неловкости, но списывал это на то, что у лечения накопительный эффект. Но вот она пришла второй раз, третий — и ничего в моем состоянии не менялось, хотя, по ее словам, всё шло по плану.

Я еще раз спросил, каким должен быть результат, как быстро его ждать, должен ли я что-то ощущать во время ее пассов руками — улучшения должны были уже наступить, а во время сеанса по моему телу должно разливаться тепло. Ни малейшего намека не было на что-то похожее, поэтому перед шестым ее визитом я максимально сосредоточился на своих ощущениях, чтобы отследить хотя бы что-то. Нет, ничего.

О дате следующего сеанса мы уже не договаривались.

Глава 3. Возвращение джедая

Кратковременные периоды волевой борьбы за самочувствие результатов не давали — врачи прописывали мне таблетки, потом таблетки от таблеток, а диагнозы тем временем не подтверждались. Ипохондрия, психосоматика, биполярное расстройство, синдром хронической усталости — мой багаж знаний пополнялся с каждым новым специалистом.

Но летом я познакомился по интернету с девушкой. Мне захотелось рассказать ей про свою болезнь и связанные с ней опыты обращения к неизведанным силам — почему-то я чувствовал, что она могла меня понять.

Она не просто поняла меня, но и рассказала свою историю: «Это было ровно год назад. У меня было плохо в жизни вообще всё — я не работала, ни с кем не общалась, потому что не могла этого делать ни физически, ни психологически. Я пыталась устроиться работать в заведение сети быстрого питания, но меня не взяли. День стабильно начинался с панической атаки. Про наличие молодого человека я вообще молчу. И всё изменилось после похода к одной женщине, Надежде Александровне: после проведения ее ритуала всё встало на рельсы. Буквально через неделю у меня появился молодой человек, потом я нашла классную работу. Я перестала морально разлагаться и начала наслаждаться жизнью».

Через пару недель мы с этой девушкой отправились на сеанс к Надежде Александровне. По дороге она рассказала, как всё будет проходить: нужно было занять живую очередь, потом войти вместе с еще двумя посетителями (правда, я так и не понял, почему заходили именно в тройках). Волшебница спросит, с чем я пришел, после чего скажет оставить принесенную с собой фотографию (обязательно с открытыми глазами) на столе и объяснит, как решить проблему.

В подвальном помещении к моменту нашего прихода, несмотря на утро буднего дня, уже была очередь из десятка бабулек и скромного деда. Отсутствие ремонта и контингент создавали стойкое ощущение, что мы переместились в середину восьмидесятых.

В самой комнате было колоритно: мощная кровать, стол завален фотографиями и иконами. На стене висел диплом об окончании Поволожского филиала Дрезденского института парапсихологии (я пытался найти в интернете упоминание об учреждении с таким или похожим названием — безрезультатно).

Раздвигающаяся перегородка закрывала половину комнаты от чужих глаз. Сама Надежда Александровна напоминала актрису Любовь Полищук — бойкая, темпераментная, в ярком наряде, который могла бы носить цыганка.

Первой к ней подошла бабуля. Было видно, что она уже далеко не в первый раз — несмотря на хромоту, она деловито растолкала нас со смущенным дедом и легла на кровать, задрав сарафан и озвучив проблемную зону. Целительница начала делать массаж, приговаривая что-то негромко, но напористо и методично. 3 минуты — и готово, довольная бабуля бойко соскочила с кровати, оставила на столе 300 рублей и ушла, хромая заметно меньше. Я сделал шаг вперед.

«Первый раз? Я знаю, зачем ты пришел, — интригующе начала Надежда Александровна. — Вялость, сонливость, нет сил, делать ничего не хочется, жить неохота — так?»

Она озвучивала ровно те слова, которые я произносил уже тысячу раз. Я мог предположить, что такой вывод можно было сделать по внешнему виду и самому факту прихода к ней — но сказать это слово в слово?

Потом она взяла мою фотографию и достала кристалл на веревочке (похожий был в сериале «Зачарованные»), который застыл над физиономией: «Молодец, что пришел. Видишь, не двигается? Это могильное проклятье — силы твои могила высасывает. Многие молодые ребята из-за него ушли, потому что вовремя не начали убирать, а ты вовремя пришел. Избавимся». После этого из-за перегородки в правой стороне комнаты вышла неприметная женщина в платочке и повела меня за собой через вторую дверь, располагавшуюся там же.

«Могильное проклятье — оно от завистников. Но убрать его можно: каждый день в течение 40 дней делай бусы из головок чеснока и спи в них. В бусах должно быть ровно 33 головки — как Иисусу Христу было, когда его распяли. Носи их, когда будешь дома, и спи тоже в них. Если видишь, что чеснок начинает подгнивать или что какая-то головка отвалилась — делай новые. Через 40 дней придешь, проверим, всё ли хорошо. Не переживай, проклятье уйдет», — было видно, что помощница целительницы общалась с посетителями далеко не в первый раз, поэтому вопросов у меня никаких не осталось.

Я подправлял это ароматное украшение каждый вечер и провел в нем даже больше 40 ночей, хотя спать с чесночными бусами было неудобно.

Когда я пришел во второй раз, кристалл над моей фотографией начал бодро описывать окружность, несмотря на то, что самочувствие мое никак не изменилось. Целительница на это сказала продлить ношение бус еще на две недели: «Твой энергетический канал уже прочищен, а вот чаша еще не наполнена».

Я носил их сутками, но ничего, кроме стойкого запаха чеснока в носу, не чувствовал. С каждым днем росло ощущение обманутого ребенка: взрослые пообещали дать конфету, подружка сказала, что ей уже дали конфету, а на вопрос, когда же сладости достанутся тебе, взрослые отвечают, что попозже: ты получил пятерку в школе, но не сделал домашнее задание; сделал домашку, но не убрался в комнате; убрался в комнате, но не помыл посуду… В конечном счете становится плевать на конфету. И на могильное проклятье с энергетическим каналом. Проверять, наполнена ли моя чаша, я уже не пошел.

Глава 4. Новая надежда

История, как известно, движется по спирали — тот же отцовский сослуживец, рассказавший о Татьяне, нашел еще одну женщину, обладающую способностями. Зовут Фатима, по-русски говорит не очень хорошо, но дело свое знает. Сеанс стоит 1500. Принимает только по четным дням недели, приезжать нужно так же рано утром, чтобы не застрять в очереди. У меня опять появилась надежда.

Мы выдвинулись небольшой компанией: я с сестрой и друг с девушкой.

Полторы тысячи рублей за 10 минут — солидная сумма, и по дороге мы шутили, что у Фатимы наверняка самый серьезный дом в округе. Так и оказалось — вокруг скромных одноэтажных строений красовался солидный двухэтажный коттедж с гаражом.

Маленькая комната, четыре небольшие иконы. Спокойная женщина с пронзительным взглядом сидит за столом. На нем — металлическая миска с водой, несколько восковых свечей. После стандартных вопросов с сильным восточным акцентом, крещеный ли я и бывал ли здесь раньше, началась процедура: плавленый воск выливался в металлическую миску и принимал некую форму. Фатима провела в молчании примерно полторы минуты, внимательно изучая то, что получилось, а потом начался поток информации, который я записал на заранее припрятанный диктофон.

Про работу: «Ты где раньше работал? Журналистом? Один человек скоро захочет тебя видеть журналистом. Через 3 точки (3 дня или 3 недели) у тебя будет работа».

Про других экстрасенсов: «Ты зачем к гадалкам ходил? На картах гадал или на кофе? И что, результат есть? Это неправильно, это магия. Много чего говорили, но никакого результата — никто ничего не чистил, много сглаза у тебя. А воск все очистит».

Ну и, наконец, про здоровье: «Что беспокоит? Нос? Больно дышать? Неправильно сделали операцию. А по поводу сглазов: нужно положить воск под подушку и спать так три ночи, а потом выкинуть в водоем — в этом воске все твои наветы и сглазы. Через 40 дней приедешь, и я сделаю тебе талисман на удачу».

Я действительно имел безрезультатный опыт похода на сеансы гадания на кофейной гуще и по картам Таро — так что это было в цель. По поводу работы вышло еще интереснее: уже на следующий день после поездки мне начали поступать приглашения, а ровно через три недели мне предложила встретиться мой нынешний главный редактор. Так что и здесь в точку. Но больше всего меня интересовало здоровье.

Я решил не затягивать и через день после поездки сделал МРТ носа. Результат удивил — снимок действительно показал то, чего не увидели врачи при осмотре.

С момента моей поездки за талисманом на удачу глобальных изменений не произошло, но у меня появилась необъяснимая уверенность, что всё наладится и однажды я почувствую себя здоровым. И новая зацепка в виде результатов МРТ — от них и буду плясать дальше.

Популярность «Битвы экстрасенсов» сослужила плохую службу ищущим помощи у неизведанных сил, увеличив и без того немалое количество шарлатанов в разы, но это не значит, что людей с необычными способностями нет — глупо спорить с тем, что возможности нашего организма до конца не изучены. Называется это магией или как-то еще — я видел что-то, что однозначно выходит за пределы современного представления о человеке. И хочется верить, что наука однажды поставит точку в этом вопросе, а я получу свои ответы — и не важно, от врачей или целительницы из глухой деревни.

Источник

Показать полностью
14

«Codex gigas» – «Писание Дьявола»

«Codex gigas» – «Писание Дьявола» Дьявол, Эзотерика, Кодекс, Тайны

В 1230 году в бенедиктинском монастыре в богемском городе Подлажице (сегодня Храст), в карцере ждал смерти монах, совершивший после пострига омерзительнейшие преступления. В день, когда его должны были замуровать живым в отдаленной части монастырского подвала, он пообещал братьям составить самую большую в мире книгу.

Расстрига рассказал настоятелю, что первой частью труда станет иллюстрированная Библия, а вторая, объединит ключевые научные знания. Монах клялся, что выполнит работу за сутки, и поможет ему в этом ангел выполняющий волю Господа. Аббат долго раздумывал и наконец, сообщил свое решение. Через 24 часа он придет к грешному монаху в келью, чтобы лично лицезреть невиданную книжищу.

Весь день и вечер братья поставленные охранять грешника явственно слышали легкий скрип пера по пергаменту. В полночь все стихло.

По легенде, когда монах понял, что он не успеет составить удивительную книгу, он пригласил к себе в келью Дьявола.

В обмен на душу «рогатый» помог грешнику составить книгу и украсил ее поистине ужасными и загадочными иллюстрациями. На странице 290, Дьявол изобразил «автопортрет».

624-страничный «Кодекс Гигас» был сделан из 160 ослиных шкур, его с трудом поднимали двое взрослых мужчин. И не удивительно, ведь книга 92х59 см., и толщиной 22 см. весила 75 кг.

Кодекс включает в себя следующие разделы:
- Библию в переводе Святого Исидора Севильского;
- «Иудейские древности»;
- «Разнообразную чешскую хронику»;
- «Зерцало грешника» - притчи в помощь проповедникам.

Анализ письма и рисунков позволил ученым утверждать, что «Кодекс» исполнил один человек, если отринуть сверхъестественное происхождение книги, переписчику и художнику понадобилось на изготовление книги 30 лет.

Грешным монахом мог быть «затворник» Герман, упоминаемый в мартирологе или Собислав поминаемый в молитве Деве Марии. Монастыри, в которых хранился «Кодекс Гигас» рано или поздно постигали серьезные беды. В середине XVI века книгу пожелал получить будущий император Священной Римской империи Рудольф II. Его люди убедили монахов преподнести книгу в качестве подарка их сюзерену. Интересно, что за другую таинственную книгу «Манускрипт Войнича» Рудольф заплатил два килограмма золота (600 дукатов).

После прочтения «Кодекс Гигас» император стал нелюдимым, отрешился от дел, у Рудольфа начала прогрессировать мания преследования.

В 1608 году после народного восстания Рудольф под нажимом родни передал Венгрию, Австрию и Моравию брату Матиасу.

В 1648 году шведы захватили Прагу и в числе прочих награбленных сокровищ вывезли в Стокгольм «Кодекс».

Из первоначальных 640 страниц до нашего времени дошло 624, остальные были украдены, или утеряны. Говорят, что на исчезнувших листах были начертаны предсказания самого Дьявола. В дошедших до нас последних строках предсказания говорилось, что люди воочию узреют на земле ставленника Сатаны. Невиданный доселе тиран попробует подчинить своему господину весь мир, и хотя ему помешает грозный северный народ (русские), он продемонстрирует землянам ужас, ожидающий их в преисподней. Ученые не сомневаются, что это предсказание связано с Адольфом Гитлером.

Сегодня «Codex gigas» хранится под пуленепробиваемом стеклом в шведской «Королевской библиотеке».

Показать полностью 1
35

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось

Знаменитые российские ученые второй половины XIX века Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886) и Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) были знакомы и работали в одном университете. Они не были друзьями и часто сталкивались в научных и не очень спорах. Но настоящий конфликт между ними развернулся вокруг вопроса о том, бессмертна ли душа и существует ли мир духов. О том, почему ученые вообще обсуждали мистические феномены, как их полемика, ставшая первым спором науки и мистицизма в России, пришла в стены Петербургского университета и стала известна всей стране, читайте в статье Андрея Вдовенко.

Два титана на одном факультете

Бутлеров и Менделеев во многом были похожи, но во многом и различались.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Александр Бутлеров.

Александр Михайлович создал теорию химического строения, согласно которой расположение атомов в молекуле вещества определяет его свойства. Он начал научную карьеру в своей альма-матер — Казанском Императорском университете. В 1860 году Бутлеров стал его ректором, но из-за конфликтов со студентами, профессорами и чиновниками уже через три года подал в отставку. После публикации ряда трудов по теории химического строения Бутлерова в 1868 году пригласил к себе Санкт-Петербургский университет, где ему поручили кафедру органической химии. А уже в следующем году казанский профессор становится членом Императорской академии наук.

Помещик и, по свидетельству ближайшего друга Николая Вагнера, убежденный монархист и идеалист, вежливый и приятный в общении, Бутлеров был человеком разносторонним и твердо отстаивающим свои убеждения. Так, он боролся за то, чтобы в Академии наук было больше российских ученых (тогда академиков часто приглашали из западноевропейских стран). Еще он выступал за право женщин на высшее образование, хозяйственное преобразование России, всерьез увлекался пчеловодством, активно участвовал в деятельности Вольного экономического общества.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Дмитрий Менделеев.

Дмитрий Иванович — тоже профессор Петербургского университета (начал преподавать в 1857-м, с 1876-го — член-корреспондент Императорской АН) — был не менее колоритной фигурой. Работая над учебником по химии для студентов, он сформулировал свое главное открытие — периодический закон, или, проще говоря, зависимость свойств элементов от атомной массы. На его основе Менделеев предсказал открытие трех новых химических элементов. Но одной только химией его интересы не ограничивались. Менделеев оставил после себя более 500 трудов по самым разным сферам: от химии, физики и нефтедобычи до метрологии, экономики, сельского хозяйства и воздухоплавания.

В отличие от Бутлерова Менделеев был не знатного происхождения — он был 17-м ребенком в семье разночинцев из Тобольска. Еще Дмитрий Иванович был убежденным материалистом и подчеркнутым индивидуалистом (не очень жаловал коллективный научный труд). Также он славился активной жизненной позицией и тяжелым характером. Например, Менделеев выступал против ограничения академических и студенческих свобод, любил поворчать и не стеснялся переходить на ругань. Так, известно его высказывание:

«Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев (М. И. Владиславлев (1840–1890) — философ, в 1887–1890 годы ректор Петербургского университета. — И. Д.) не умел ругаться, всё держал в себе и скоро помер».

«Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников». Цитируется по: Дмитриев И. Д. «Скучная история (о неизбрании Д. И. Менделеева в Императорскую академию наук в 1880 г.)»

Отношения между двумя химиками были хоть и не враждебными, но натянутыми. Например, Менделеев долгое время (до 1880 года) не признавал теорию химического строения Бутлерова и весьма изощренным способом раскритиковал ее — в своем учебнике «Основы химии», который читали как студенты, так и широкая аудитория.

Еще Менделеев занимал в Петербургском университете обе кафедры химии и ни одной не хотел уступать Бутлерову. Так, он выдвигал заведомо неприемлемые условия для приехавшего из Казани профессора. В итоге физико-математический факультет (в те времена отдельных химических факультетов еще не было) пригласил Бутлерова вопреки мнению Менделеева. А чуть позже университет учредил новую кафедру органической химии — специально под Бутлерова. Тем не менее перед назначением Александра Михайловича на должность Менделеев дал ему блестящую характеристику на университетском совете.

Бутлеров тоже в долгу перед коллегой не оставался. Так, он, намеренно или нет, ни словом не упомянул о периодическом законе Менделеева в переводе труда «Новая химия» профессора Гарварда Джосайи Кука.

Но по-настоящему сильно схлестнуться химиков заставили не научные противоречия, карьерное соперничество или разные взгляды на жизнь, а спиритизм — практика общения с духами.

Душа с точки зрения науки XIX века, или Естествознание в мире духов

С одной стороны, XIX век стал эпохой науки и торжества разума. Всё важнее становилось объективное знание, формировалась научная методология, на место мыслителей приходили ученые.

Однако многих людей пугал рационализм, не устраивал материализм и позитивизм (признание истинным только того, что можно наблюдать опытным путем) эпохи. А научные и технические открытия косвенно подогревали интерес к мистическим явлениям. Немало людей, в том числе ученых, верили, что наука поможет понять «необъяснимое».

Так, во второй половине XIX века в моду у аристократов всего мира вошли спиритические сеансы. Общение с духами стало таким же развлечением, как, например, посещение театров и салонов, чтение, танцы, спорт или научно-популярные лекции. Не была исключением в этом плане и Российская империя.

Всплеск интереса к спиритизму начался в середине XIX века. Широкую известность тогда получила история двух девочек-сестер из США — Кейт и Маргарет Фокс, которые якобы умели общаться с духом покойного разносчика фруктов, а также их старшей сестры Лии. Призраки «разговаривали» стуками — ударами об пол ножки стола. Духи умели «говорить» «да» (два стука) и «нет» (один), выстукивать числа, а также буквы — количеством ударов, соответствующим их месту в алфавите.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Сестры Фокс.

Несмотря на то, что некоторое время спустя Маргарет Фокс призналась в мошенничестве — звуки, по ее словам, она издавала с помощью сустава большого пальца (через год она отказалась от этих слов), «феномен сестер Фокс» стал известен по всему свету. Он получил название «спиритизм» (от лат. spiritus — «дух»), а сами люди, способные общаться с мертвыми, стали именоваться «медиумами» (от medium — «среда, посредник»). Число таких контактеров стало быстро расти, а спиритические кружки открывались по всему миру.

Само слово «спиритизм» придумал французский исследователь паранормальных явлений Аллан Кардек. Так он называл свое учение о реинкарнации.

В спиритизм верили многие представители христианских церквей и даже некоторые ученые. Например, лауреаты Нобелевской премии по физике и нейрофизиологии Уильям Крукс и Шарль Рише, соратник Дарвина Альфред Уоллес, астрономы Иоганн-Карл Целльнер и Джованни Скиапарелли и многие другие. Показательно, как много было среди сторонников спиритизма натуралистов, биологов, химиков, астрономов и математиков.

Такое «покровительство» придавало спиритизму серьезности в глазах публики. Появилось немало людей, заявлявших о своих медиумических способностях и готовых их демонстрировать. Причем как за деньги, так и бесплатно. Любопытные участники спиритических сеансов наблюдали, как столы под их ладонями начинали ходить ходуном, «говорить» стуками и даже отрываться от пола. Это называлось «стологоворением» и «столоверчением».

Были и более впечатляющие феномены: невидимые духи играли на музыкальных инструментах, звонили в колокольчики, подбрасывали предметы из потустороннего мира, оставляли следы на расплавленном парафине, хватали участников сеансов за руки, пытались снимать с них кольца и даже материализовывались частично (например, рука) или полностью.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост
Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Опыт с «самостоятельно» играющим аккордеоном медиума Дэниела Хьюма.

Хотя в основном журналисты посмеивались над спиритистами и даже критиковали их, ореол загадочности «необъяснимых явлений» делал свое дело. Спиритическими сеансами интересовалось всё больше и больше людей. Например, на них побывали российские императоры Николай I и Александр II.

«С фактами не спорят», или Почему Бутлеров уверовал в спиритизм

Среди тех, кто увлекся спиритизмом, оказался и Александр Бутлеров. Конечно, такой поворот событий в жизни ученого не был резким или случайным.

Бутлеров, несмотря на свою принадлежность к естественным наукам, был убежденным сторонником того, что нематериальный мир существует, верил в бытие души и ее бессмертие. Впервые, по его собственным словам, он столкнулся с мистическим явлением еще в юности, в 14 лет, когда увидел, как врач успокаивал припадки его родственницы (она засыпала), а также «заряжал» воду. Делал он это с помощью магнетических пассов. Эта даже по тем временам противоречивая практика называлась месмеризмом, или животным магнетизмом. Бутлеров пробовал и сам быть магнетизером, но особых способностей у себя не нашел. Так, родственница всегда отличала воду, которую он пробовал «зарядить», от той, которую приносил врач.

Как писал Бутлеров, он и позднее становился свидетелем мистических (спиритических) явлений, но не придавал им большого значения. Хотя некоторые из них, например сеанс братьев Дэвенпорт и их спутника Фэя в Ницце в 1868 году, производили на него сильное впечатление. На нем Бутлеров увидел, как из-за ширмы с медиумом материализовалась рука призрака, гитара неведомым способом играла сама собой и т. д.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Братья Дэвенпорт и мистер Фэй в спиритическом кабинете.

Однако определяющим для Бутлерова стало знакомство с публицистом Александром Аксаковым — мужем двоюродной сестры химика. Тот интересовался медиумами еще с 1860-х годов, переводил труды спиритистов, приглашал их в Россию, печатал соответствующий журнал в Германии и даже придумал термин «телекинез». Аксаков верил, что медиумизм надо изучать с научной точки зрения, чтобы отделить мошенничество от реальных феноменов.

Именно Аксаков «открыл» Бутлерову английского медиума Дэниела Дангласа Хьюма. Тот, как ни странно, тоже приходился родственником российскому химику — в 1871 году он женился на сестре жены Бутлерова. На сеансах Хьюма духи двигали столы и различные предметы, касались присутствующих, приносили с собой живых раков и угрей из потустороннего мира. А сам медиум якобы умел предсказывать будущее, ясновидеть и левитировать.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Дэниел Хьюм.

В 1871 году Хьюм в очередной раз приехал в Петербург и расположился в квартире своего свояка Бутлерова на 8-й линии Васильевского острова. Проводя там медиумические опыты, англичанин увлек химика спиритизмом. Например, на одном из сеансов дух якобы снял с пальца Бутлерова кольцо, а потом надел обратно.

«…волей-неволей, постепенно и медленно, но неотразимо я приведен был к признанию реальности медиумических явлений. Причина этого признания заключалась для меня в том, что с фактами не спорят».

Александр Бутлеров, «Статьи по медиумизму»

Также к Бутлерову и Аксакову примкнул профессор Петербургского университета Николай Вагнер (1829–1907) — известный русский зоолог, редактор нескольких научных журналов, основатель биологической станции на Соловецком острове. Он был хорошим товарищем Бутлерова еще со времен учебы в Казанском университете.

Конечно, в России были и другие известные спиритисты: этнограф Владимир Даль, математик Михаил Остроградский, философ Памфил Юркевич, биохимик Александр Данилевский, гигиенист Аркадий Якобий. Но именно Аксаков, Бутлеров и Вагнер стали ядром спиритического движения в России. Последние двое — маститые ученые, профессора-естественники — придавали ему значимости.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Портрет Александра Аксакова из книги «Анимизм и спиритизм»

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Фото Николая Вагнера

Особенно в этом смысле выделялся Бутлеров, который стал авторитетом в вопросах медиумизма, центром российского спиритического движения. В отличие от Аксакова он имел большой научный вес, но при этом не был так эксцентричен во взглядах, как Вагнер. Поэтому к Бутлерову обращались молодые спиритисты с просьбами поставить сеансы «на научную основу».

О медиумизме Бутлеров высказывался осторожно, но при этом имел четкую позицию: спиритические явления реальны, а существующие их объяснения — недостаточны.

Реальность духов и души он считал гипотезой, которую нельзя игнорировать и нужно изучать. Например, он приглашал на сеансы коллег по Академии наук.

Комиссия для рассмотрения медиумических явлений

Медиумы продолжали набирать популярность, не в последнюю очередь благодаря шумихе в газетах, даже несмотря на то, что они в основном осмеивали спиритистов. Свою роль играл и авторитет Бутлерова и Вагнера, которые стали печатать статьи о медиумизме и необходимости его научного изучения в популярных изданиях,таких как «Вестник Европы», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русский вестник». В итоге спиритизм стал распространяться даже в провинции, а журналисты уже не так едко высказывались о нем. Некоторые издания и вовсе начали упрекать ученых в том, что они игнорируют столь захватывающий феномен.

Вот тогда к истории подключился Менделеев, который был недоволен растущей популярностью спиритических сеансов. В мае 1875 года он предложил сформировать Комиссию для рассмотрения медиумических явлений при Физическом обществе Петербургского университета. Члены общества охотно согласились. Возглавил комиссию сам Менделеев. Помимо него в ее деятельности участвовали еще 14 человек, преимущественно физики (тогда физика считалась наиболее универсальной и комплексной наукой).

Один из избранных членов комиссии педагог Федор Эвальд покинул ее еще до начала работы, потому что, по его собственным словам, за время подготовки испытал к спиритизму непреодолимое отвращение.

Бутлеров, Вагнер и Аксаков также приняли участие в работе комиссии как свидетели и представляли сторону медиумов. Они собрали для ученых литературу по спиритизму, рекомендовали, как и какие опыты проводить, и, самое главное, присутствовали на экспериментах. Для исследования Аксаков за свои деньги пригласил в Россию британских медиумов братьев Петти и госпожу Клайер. На первых установочных заседаниях комиссия решила ограничиться изучением простейших явлений как наиболее удобных для наблюдения.

«Чтобы противодействовать распространению мистицизма, чтобы удостовериться компетентным образом в существовании спиритических явлений, чтобы удовлетворить склонности к пытливости, чтобы снять, наконец, с ученых упрек индифферентизма, который дает спиритам многих адептов, образована была в майском заседании сего года при Физическом обществе Комиссия».

Дмитрий Менделеев, «Материалы для суждения о спиритизме»

Однако работа комиссии почти сразу пошла по неприглядному для спиритистов пути и стала скандальной. Так, Аксаков не смог пригласить для экспериментов знакомых медиумов, в том числе Хьюма, который заявил, что утратил на некоторое время свои способности. Поэтому Аксаков положился на тех, кого рекомендовала спиритическая литература. Но с братьями Петти (их комиссия исследовала первыми) он сильно прогадал: опыты с ними обернулись полным фиаско.

Коронными номерами братьев (оба были несовершеннолетними) было появление жидкости «от духов» на листах бумаги и звон колокольчика, спрятанного за ширмой. Однако ученые быстро раскрыли обман. Капли из потустороннего мира оказались просто слюной: в полумраке или полной темноте, в которой по настоянию спиритистов проводились сеансы, медиум умудрялся ловко и незаметно плеваться. А колокольчики в руках духов переставали звонить тогда, когда до них не могли дотянуться руки реальных людей.

Результат был обескураживающий, но сторонники спиритизма не сдались, полагая, что опыты с госпожой Клайер пройдут удачнее. Эта женщина-медиум славилась способностью вызывать столоверчение. Но и тут не всё прошло гладко. С обычными столами у духов, вызываемых госпожой Клайер, проблем не возникало: мебель дергалась, двигалась, взмывала в воздух. А вот со столами, которые нельзя было подтолкнуть или приподнять ногами или руками участников сеанса, у призраков отчего-то возникали проблемы.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост
Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Манометрический и пирамидальный столы для опытов Комиссии для рассмотрения медиумических явлений.

Страсти по комиссии и ее выводам

К тому моменту деятельность комиссии фактически превратилась в непрекращающийся скандал. Уже в декабре 1875 года, когда комиссия еще не завершила работу, Менделеев выступил с публичной лекцией о спиритизме, где однозначно назвал его шарлатанством.

В ответ Вагнер опубликовал статью, в которой называл тех, кто скептически относился к спиритизму, противниками прогресса. Менделеев, по словам самого Вагнера, воспринял это как личное оскорбление и опубликовал ответ на критику от спиритистов. Тон дискуссии сильно изменился. Например, если при учреждении комиссии Менделеев говорил о спиритизме довольно сдержанно, то потом уже не жалел нелестных слов вроде «вздор», «суеверие», «обман» и «гнилое дерево».

Не обходилась без перепалок и сама работа комиссии. Так, одно из заседаний прошло почти целиком в спорах Менделеева, Бутлерова и отчасти Аксакова. Первый стоял на позиции бескомпромиссной критики и осуждения спиритизма и, по словам Вагнера, даже переходил на брань. Бутлеров же противостоял ему и, если верить Вагнеру, сохранял хладнокровие.

Во время другого инцидента в ходе одного из сеансов Менделеев обвинил миссис Клайер в том, что она прячет специальное устройство, производящее звуки из «мира духов», под юбкой. Бутлеров после этого отказался от дальнейшего сотрудничества с комиссией, впоследствии он посетил только ее заключительное заседание. После неудач со специально сконструированными столами за Бутлеровым последовали и Вагнер с Аксаковым. Особенно недоволен был последний, так как считал, что комиссия поставила его в неудобное положение перед госпожой Клайер, оскорбив ее. Ведь именно Аксаков пригласил англичанку в Россию.

После того как Бутлеров, Аксаков и Вагнер отказались от сотрудничества, комиссия завершила работу в 1876 году. В ее итоговом заключении было сказано, что никакого общения с духами не существует, а все «чудеса» медиумов — просто хитрые фокусы.

«На основании всей совокупности узнанного и виденного члены комиссии пришли к следующему заключению: спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие».

Из заключения Комиссии по исследованию медиумических явлений

Также члены комиссии подчеркивали, что медиумы и их сторонники не давали нормально ставить опыты и вносить в них коррективы. Например, ученых старались не пускать в комнату, где шел сеанс, не давали наблюдать за экспериментами при нормальном освещении. А когда члены комиссии настояли на том, чтобы вести дальнейшие опыты только при помощи измерительных приборов, спиритисты сначала потребовали устройства для изучения, а потом отказались от дальнейших экспериментов.

Казалось бы, на этом всё и закончилось, но нет. Недовольные комиссией Аксаков, Вагнер и Бутлеров выпустили целую серию публикаций, в которых раскритиковали деятельность ученых.

Так, Аксаков вменил комиссии в вину именно то, что она не дает медиумам устанавливать условия экспериментов. Ведь, как считали спиритисты, они имеют дело с очень тонкими явлениями и даже самые незначительные перемены в процедуре сеанса нарушают чистоту опыта. Ученые же, по словам Аксакова, не удосужились нормально поставить сеанс, но утверждают, что всё обман, да еще при этом не могут установить, как он был осуществлен. Сетовал Аксаков и на то, что комиссия отказалась принимать замечания и требования по поводу дальнейших экспериментов.

«Самоуверенность комиссии равносильна только ея невежеству».

Александр Аксаков. «Памятник научного предубеждения»

Кроме того, спиритисты обвинили комиссию в намеренном саботаже и подтасовках результатов опытов, игнорировании, натяжке и даже фальсификации фактов. Так, Аксаков писал, что Менделеев намеренно мешал госпоже Клайер на сеансах. Например, давил на стол. Также, по его мнению, заключение комиссии расходится с протоколами экспериментов, которые она вела, а составляли их члены комиссии постфактум, не давая свидетелям ознакомиться с заключениями. И это притом, продолжал публицист, что ученые смогли зафиксировать спиритические явления даже без всякого участия медиумов.

В похожем духе высказался и Вагнер. Он писал, что опыты комиссии намеренно строились в неблагоприятных для медиумов условиях, из-за чего изначально были обречены на провал. Целью комиссии, по мнению Вагнера, было посмеяться над ним, Бутлеровым и другими спиритистами.

Менделеев против Бутлерова: как великие российские химики спорили о том, возможно ли общение с духами, и чем это закончилось История России, Спиритизм, Дмитрий Менделеев, Длиннопост

Фото из книги Александра Аксакова «Анимизм и спиритизм».

Таким образом, спиритисты считали, что заключение комиссии нельзя признать объективным. И даже не потому, что ее участники не были беспристрастны, а потому, что опыты проводились недобросовестно. Соответственно, комиссия занималась квазинаукой, то есть только имитировала научную деятельность, на деле не имея к ней никакого отношения. Аксаков заявил, что главный итог деятельности комиссии можно свести к следующему: наука борется с правдой. А правда, по его мнению, в том, что Бог, душа и мир духов существуют.

Главным выразителем этой точки зрения стал Бутлеров. Он утверждал, что наука не признает медиумизм только из-за сложившегося скептицизма и заведомого предубеждения. Бутлеров сравнивал ученых со жрецами и инквизиторами прошлого, которые ревностно охраняли свои культы.

Характерно, что Менделеев говорил о спиритистах то же самое. Они, мол, как средневековые схоласты: вместо того чтобы доказать свою правоту, требуют от ученых доказать обратное.

В общем, обе стороны обвиняли друг друга в лжеучености, обскурантизме и не чурались демагогических приемов. Например, преувеличивали слабые стороны своих оппонентов и замалчивали собственные. Так, Менделеев цеплял Аксакова за то, что тот якобы поручился за медиумический талант братьев Петти. А одним из «аргументов» спиритистов была ссылка на авторитет видных последователей движения в духе «не могут же такие достойные люди ошибаться!».

Победа за Менделеевым?

Полемика вокруг спиритической комиссии стала действительно горячей. Участники спора даже перестали раскланиваться друг с другом. Печать же разнесла сведения о полемике среди ученых на всю Россию.

Хотя фактически спор оказался нерешенным и достаточных аргументов не представила ни одна из сторон, формальным победителем стал Менделеев. Большая часть газет и журналов, научное сообщество и даже царская цензура встали на его сторону. Однако сработал, так сказать, черный пиар: развлекательные спиритические сеансы стали на некоторое время еще популярнее, чем раньше.

Интересно, что Федор Достоевский, активно следивший за полемикой и даже поучаствовавший в нескольких сеансах, критиковал и ту и другую сторону. Спиритистов — за то, что они занимаются какой-то непонятной чертовщиной; комиссию и Менделеева — за то, что они всё равно не смогут переубедить убежденных «спиритов» и лишь дополнительно привлекают внимание к медиумам.

Изменить мнение сторонников спиритизма комиссия и правда не смогла. Те же Аксаков, Бутлеров и Вагнер продолжали пытаться изучать духов с научной точки зрения, проводили опыты, приглашали известных зарубежных медиумов.

Например, Бутлеров пытался теоретически раздвинуть границы спиритизма, понимать его более широко — как «психизм» или «медиумизм». Другие ученые-спиритисты пытались связать свою концепцию с телепатией, гомеопатией, четвертым измерением и другими как минимум спорными теориями. Всё это нередко сочеталось с нападками на «правоверную науку» и впоследствии переросло в парапсихологию.

При этом медиумические опыты всё больше отдалялись от науки. Например, спиритисты стали требовать уж совсем антинаучных условий для своих экспериментов. Так, участники сеанса должны были верить в реальность изучаемых явлений, ведь феномены могут не появиться, если в них не верят. Еще — признавать, что результаты опытов могут отличаться даже в одинаковых условиях и на них может влиять вмешательство духов и личные качества медиума.

Также спиритисты продвигали свои убеждения среди широкой публики. Так, в 1881 году Аксаков запустил издание журнала «Ребус». Значительную роль в нем сыграл Вагнер, определивший направление издания. Из-за требований цензуры журнал не мог быть полностью спиритическим, поэтому маскировался под развлекательный. Так, статью — инструкцию по проведению спиритического сеанса в «Ребусе» могли опубликовать в виде литературного рассказа.

А еще спиритисты пытались бороться и с фокусниками, повторявшими медиумические явления без всякого вмешательства духов.

Так, Аксаков в одном из писем писал, что нужно разоблачить приехавшего из Франции иллюзиониста.

Конец российского спиритизма

Несмотря на цензурные запреты и нападки прессы, спиритисты от своих воззрений не отказались, что как минимум говорит об их полной убежденности в своей правоте.

В 1883 году, когда на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Киеве Бутлеров выступал на тему «Об изучении медиумических явлений», в зале поднялся гул. Во время речи академика присутствовавшие переглядывались, некоторые покинули аудиторию, а в кулуарах толковали о том, здоров ли академик. Сам Бутлеров заканчивал речь, заметно побледнев. Но веру в существование духов он сохранил вплоть до своей смерти в 1886 году.

Другой чувствительный укол спиритистам нанес Лев Толстой. Он написал комедию «Плоды просвещения», где высмеивал увлечение российской интеллигенции паранормальными явлениями, граничащее с глупостью и невежеством. По сюжету пьесы крестьяне, пользуясь «господским увлечением», провернули махинацию с приобретением земли. Одного из персонажей — профессора Кругосветова — Толстой явно списал с Бутлерова. Спиритисты очень обиделись на писателя. Так, Аксаков особенно негодовал из-за насмешек над его к тому моменту почившим сподвижником.

Полемика вокруг спиритизма продолжалась до 1890-х годов, а медиумические кружки существовали вплоть до советских времен, но прежней популярности у них уже не было.

Даже Бутлеров к середине 1880-х годов несколько утратил интерес к сеансам. По воспоминаниям Вагнера, посещению медиума он мог предпочесть поход в театр, если там в то же время давали интересный спектакль. Тем не менее он продолжал следить за новостями и публикациями спиритистов.

После того как Бутлеров умер, спиритическое движение в России начало разваливаться. Вагнер стал пытаться на сеансах материализовать дух почившего химика (спиритисты нередко «вызывали» духов конкретных людей). Он даже показывал и пытался опубликовать письма, якобы надиктованные Бутлеровым с того света. Аксаков, которому религиозность и эксцентричность Вагнера были не по душе, отказался верить в подлинность «писем Бутлерова». Два виднейших деятеля российского спиритизма отдалились друг от друга.

В 1891 году Вагнер создал при Петербургском университете «Русское общество экспериментальной психологии». Оно изучало возможности человеческой психики, прежде всего гипноз, однако без финансирования со стороны Аксакова закрылось уже через четыре года. Ученые-спиритисты стали терять влияние. Попытка скрестить научное и ненаучное знание предопределила их провал.

Несмотря на все усилия, популяризовать спиритизм в российском обществе не удалось. Внимание публики переместилось на оккультизм. Вместо накопления спиритических фактов люди предпочили гнаться за «тайным древним знанием».

В этом смысле неудивительно, что некоторые спиритисты фактически отказались от научного исследования медиумизма. А Вагнер стал от имени духов строить свое собственное религиозно-мистическое учение.

Не друзья

Но вернемся к отношениям Бутлерова и Менделеева. Они, хотя и не дошли до открытой вражды, так и остались натянутыми.

Бутлеров несколько раз (в 1874 и 1880 годах) пытался провести Менделеева в члены петербургской Императорской академии наук. У Бутлерова, боровшегося с клановостью в академии, был свой резон в таком назначении. Однако нет никаких сомнений, что он так же, как и большинство просвещенной публики в те времена, считал, что Менделеев заслуживает быть академиком, как никто другой.

Тем не менее в действительные члены академии Менделеев так и не был принят — в 1876 году ему дали лишь звание членкора. На это было много причин: и подковерная борьба среди академиков, которые считали Менделеева с его сложным характером непредсказуемым, и на тот момент еще неочевидная фундаментальность его периодического закона.

Когда Менделеева отказались принять в академики, он заявил, что не очень-то и стремился к избранию (это, конечно, было лукавством). Этим высказыванием он снова вольно или невольно поставил Бутлерова, выдвигавшего его кандидатуру, в неудобное положение. Великие химики так и не наладили отношения.

Источник

Показать полностью 12
17

El Pais: в Западной Африке обнаружены тюрьмы и лагеря, где содержатся ведьмы

El Pais: в Западной Африке обнаружены тюрьмы и лагеря, где содержатся ведьмы Африка, Гана, Ведьмы

Около 500 женщин и несколько мужчин пожизненно заперты в шести лагерях на севере Ганы, обвиненные судами в том, что они ведьмы. Но с принятием новых законов скоро все закончится.

Как пишет El Pais, на вопрос испанских журналистов, думают ли они о возвращении домой, узницы одного из лагерей Ванджоньяб и Саламат, грустно улыбнувшись, ответили на полном серьезе: «Мы же ведьмы. В том, что уже случилось или произойдет в обществе и стране, все равно обвинят нас».

Еще каких-нибудь 40-50 лет назад в Гане редко приговаривали к столь большим срокам лишения свободы за колдовство. Но в последнее годы тюрьмы и лагеря приняли сотни несчастных, которых «сдали» полиции переполненные предрассудками жители деревни или соседи по дому.  

По словам Джона Азумы, директора Института Санне, католической организации, которая помогает заключенным женщинам, в Гане появились пасторы и проповедники, которые хвастаются тем, что могут повсюду обнаруживать колдовство и разоблачать ведьм. Видимо, они и доносят в полицию. С другой стороны, все больше и больше женщин в Гане восстают против дискриминации и неравенства и за это преследуются властями.  

Однако и сами жители Ганы достойны презрения, так считают многие в Африке. Доктор Азума привел пример, когда женщина покупает курицу и отвозит ее к деревенскому спецу, который должен обезглавить птицу. Но он не просто рубит ей голову, а ждет результата: если курица умирает на спине, то женщина, которая принесла с базара птицу, по его заключению, является ведьмой. Потом об этом узнает вся деревня и начинается самосуд.

«Приговоренным к пожизненному заключению «ведьмам» говорят, что если они останутся там, в лагерях, они спасут свою душу, и если они уйдут домой, то через год погибнут. И они в это верят!» - негодует директора института.

В Конституции Ганы внесена статья, которая запрещает «любую практику, наносящую ущерб физическому и психическому благополучию человека». Кроме того, Гана поддержала Африканскую хартию прав человека и народов и подписала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Многие депутаты в парламенте Ганы хотят протолкнуть закон, который направлен на защиту женщин и наказание их обвинителей, сообщил El Pais Ксавье Сосу из фракции Национального демократического конгресса.  

«У вас может быть любая вера, но если эта вера используется в ущерб кому-то другому, тогда придется иметь дело с законом», - считает депутат.

Сосу убежден, что очень скоро закон будет принят, «лагеря для ведьм» в Гане будут закрыты.  

Источник

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!