Я летал на SR-71. Интервью подполковника МакКрери. Часть 3
Вопрос: Следующий вопрос будет исключительно практическим: это же костюм для астронавтов, так что в нём Вы стеснены так, как будто Вас спеленали. Это правда?
Рик МакКрери: Был и такой вариант. На Вас надевалась трубка, выглядевшая как презерватив. В нижней части этой трубки было нечто, напоминавшее сосок, который соединялся с еще одной трубкой, которая шла вниз к мешку с губками.
Это те самые маленькие тяжёлые губки, которые, когда Вы их где-то видите, и льёте на них воду, расширяются до своих настоящих размеров?
Рик МакКрери: Это именно то, что было в этих штуках. Именно эти штуки использовались для мочеиспускания. Использование чего-либо иного планами не предусматривалось. Если Вы хотели «по-маленькому», Вы просто делали свои дела.
Для сверхдлительных полётов у них были памперсы, но я не помню, чтобы кто-нибудь когда-нибудь ими пользовался. Единственное исключение: если Вы себя чувствовали плохо, Вы никуда не летели.
Каждый из нас усиленно тренировался, каждый из нас всегда был в великолепной форме, каждый следил за тем, что ел. Вы пользовались этим маленьким мешочком и сам процесс был достаточно непростым.
При мочеиспускании Вам необходимо было обеспечить перепад давления, иначе весь полёт пришлось бы сидеть в мокрых штанах.
Также, половина персонала, одевавших Вас в этот костюм и снимавших его с Вас, были женщины. С ними у Вас устанавливались великолепные рабочие отношения.
В конце концов, Вы начинали ненавидеть возвращение домой с дерьмом в штанах. В нашей работе было очень много такого, о чем не говорится в красивых, розовых сказках и о чем Вам никогда не расскажут цветастые, полные ванильной, слащавой романтики книжки и брошюрки.
Вопрос: Хочу вернуться ещё к одному моменту: Были ли в Вашей жизни полёты на других самолётах, освоение которых потребовало бы от Вас встречи и общения с создавшими их придурками? Для меня необходимость Вашей личной встречи с разработчиком самолёта, на котором Вы летали – это уникальный случай.
Рик МакКрери: Это действительно была исключительно уникальная ситуация, но и сама программа «Чёрный дрозд» и этот самолёт были также очень уникальными.
В конце концов, сообщество тех, кто имел отношение к этому самолёту, было очень маленьким, и в него входили и производитель и эксплуатанты и люди, занимавшиеся настройкой, обслуживанием и эксплуатацией бортовых систем.
Перед каждым полётом и после него большую помощь нам оказывали техники компании «Локхид». При возникновении каких-либо проблем Вы всегда могли оперативно обратиться к ним и получить от них необходимую помощь.
С нами всегда были небольшие группы специалистов, даже если мы находились за океаном, они всегда были с нами и готовы были оказать техническую помощь. Так что круг людей, допущенных в наш клуб, был очень маленьким.
Вопрос: Иными словами, техническая поддержка Вашим SR-71 оказывалась 24 часа в сутки 7 дней в неделю, так?
Рик МакКрери: Абсолютно.
Вопрос: Каково было лететь на SR-71 в первый раз?
Рик МакКрери: В своём ВКК (высотно – компенсирующий костюм) Вы буквально вразвалку шли к своему самолёту, неся с собой небольшой вентилятор, так как в этом костюме Вам скоро станет очень жарко.
Представьте, Вы идёте к своему фургону, в котором уже сидят какие-то лентяи, садитесь в эти глубокие мягкие кресла, и потом эти лентяи везут Вас к самолёту. Самолёт уже на месте, к нему подключены все необходимые кабели, вся сцена напоминает подготовку к запуску космического корабля.
Производится стравливание газа, люди все проверяют, потом, все провода отцепляют и весь персонал уходит, остаётесь только Вы и старший техник, ответственный за обслуживание Вашего самолета.
Итак, Вы садитесь в пилотское кресло, закрываете фонарь кабины – и вот Вы уже в своём коконе.
Запуск двигателя – это также уникальная процедура.
SR-71 заправлялся специальным топливом, так как температура при полёте на большой скорости поднималась до 316 градусов по Цельсию.
Беспокойство вызывало то, что в обычном самолёте Вам необходимо стандартное топливо с низкой температурой вспышки, а у SR-71 ситуация была прямо противоположная.
Вы несёте с собой столько топлива, что последнее, о чём Вы будете беспокоиться – это самовозгорание.
Вопрос: Потому что температура нагрева всего самолёта уже превышает указанную выше температуру вспышки заправляемого керосина, и если что, то рванет вся птичка, так?
Рик МакКрери: Конечно. И вот это будет действительно день самого большого невезения.
Вопрос: И именно это является самой неприятной особенностью «Чёрного дрозда», да? То, что физические процессы, с которыми Вы имеете дело в обычной жизни, работают на больших скоростях совсем по-другому?
Рик МакКрери: Совершенно точно. Всё работает совсем по-другому. В течение 6 месяцев обучения инструкторы должны были избавить Вас от всех привычек, которые Вы приобрели за первые 10 лет полётов на реактивных самолётах.
Этот самолёт управлялся совсем по-другому, на происходящие с ним ситуации нельзя реагировать так, как Вы бы реагировали на эти ситуации, управляя другими самолётами. Это не линия, это вектор.
У них была вот эта особая технология химического зажигания, какое-то специальное вещество (триэтилборан) содержалось в небольшом топливном баке размером с грейпфрут. При контакте с кислородом это вещество взрывается.
Запуск двигателя SR-71 (вследствие его массивности и «огромности») требовал специального пускового агрегата, состоявшего из 2 двигателей V8 объёмом 138 кубических метров, и также редуктора.
Всё это оборудование поднимается к нижней части самолёта на домкрате. И когда Вы даёте команду, они запускают эти движки и большой движок, который уже и начинает вращение.
Вы можете двинуть ручку газа (т.е. РУД – рычаг управления двигателем) вперёд, и, при определённом количестве оборотов двигателя, Вы поддаёте газ и, таким образом, позволяете триэтилборану (ТЭБ) произвести зажигание топлива. При горении ТЭБ давал выброс большой струи зеленого пламени. Длина этой вылетавшей из сопел SR-71 струи достигала 15 метров.
Вопрос: То есть, если я правильно понимаю, то весь процесс запуска чем-то напоминал запуск автомобиля Форд-Т, где, чтобы запустить двигатель, его необходимо было завести кривым стартером.
Рик МакКрери: Да. Это действительно забавный процесс, и он показывает определенный этап, до которого дошли инженеры «Сканк Уоркс».
Не нужно тратить свою энергию на решение проблемы, которая уже решена.
Вам и так есть о чём беспокоиться: Как сделать так, чтобы стекло на огромной скорости не расплавилось, как сохранить работоспособность двигателей в течение длительного периода времени, как предотвратить взрыв топлива.
Если у кого-то было простое решение какой-либо проблемы, то именно это решение они и внедряли.
Уникальный, прагматичный подход.
Такой стиль работы также был такой же частью ореола таинственности этого самолёта, как и 15-метровая струя зелёного пламени, вылетающая при запуске из каждого двигателя самолёта.
Во время взлёта, Вы были единственным движущимся объектом на всей авиабазе.
Этот самолёт был настолько дорогим в эксплуатации, что другой возможности увидеть взлёт SR-71 у этих людей в ближайшее время могло и не быть.
Вы взлетали через 5 минут после взлёта танкера-заправщика с наполовину пустыми топливными баками. Далее, Вы ещё не заняли необходимый эшелон высоты, а Вам уже необходимо было производить дозаправку. Причём, немедленно. Да, топливо в этом самолёте выгорало вот такими фантастическими темпами.