Металлургия
9 постов
Люди давно привыкли к благам цивилизации: покупают готовую одежду, а не ткут и прядут самостоятельно; используют моторчики, где только можно; быстро перемещаются на большие расстояния на разных видах транспорта и т.д. А все это стало возможным благодаря Первой промышленной революции, которая началась в Англии в XVIII веке и стояла на трех главных инновациях: запуске текстильной промышленности, изобретении парового двигателя и… замене древесного угля на каменноугольный кокс при выплавке чугуна. О последнем мы и расскажем поподробнее.
Во второй половине XVI в. возрастающий спрос на металл стимулировал неуклонное увеличение размеров доменных печей для выплавки чугуна. От 4,5 м в XVI веке печи «выросли» до 9 м в XVII в., но их производительность была всего 5-7 т чугуна в сутки. На 1 т чугуна расходовалось, в среднем, 1,6 т древесного угля, но с учётом кузнечных доп. работ, общий расход твёрдого топлива превышал 3 т. В сутки требовалось около 100 м3 древесины, то есть более 50 стволов среднего размера (50-70 см в диаметре). Леса вырубали в огромных масштабах (не только из-за этого, конечно, надо было еще строить корабли и выделять место под пастбища, но всё же). К XVII в. в Европе, особенно в Великобритании, это превратилось в серьёзную проблему. Требовалось найти новое, более эффективное топливо.
Речной ландшафт с доменными печами. Иоахим Патиниер. XVI в.
Каменный уголь (в небольших хозяйствах) использовался в Англии на протяжении всего средневековья. Но с ним была проблема — много серы, которая, попадая в чугун, делала его ломким и непригодным для дальнейшей работы, ну и пахла ужасно. С применением угля в доменной плавке дела обстояли ещё сложнее. Требовалось, во-первых, превратить уголь в прочное кусковое топливо, а во-вторых — что-то решать с серой. Первым, кому удалось достичь успехов в этом деле, был Дад Дадли (Dud Dudley), внебрачный сын Эдварда Саттона, пятого барона Дадли. Ещё в юности Дад начал работать на металлургическом заводе своего отца, где проводил опыты с углём. Позднее он писал: «Дрова и древесный уголь становились редкими, а между тем в непосредственной близости от доменной печи находили в большом количестве каменный уголь. Это обстоятельство побудило меня видоизменить устройство горна, чтобы попробовать положить туда каменный уголь... Успех, достигнутый мною при первом же опыте, поощрил меня. После второго опыта я убедился, что металл, получаемый по моему новому способу, был хорошего качества». Он сообщил о результатах отцу, который и взял патент на своё имя. Его доменная печь в Аскью-Бридж (Askew-Bridge) давала в 1635 г. приблизительно 7 т чугуна в неделю, себестоимостью в 4 фунта стерлингов за т, при обычной величине 6-7 фунтов стерлингов. Одного этого было достаточно, чтобы вызвать настоящую революцию в металлургической промышленности, но наступила черная полоса: доменные печи были разрушены «Великим майским наводнением», потом конкуренты науськали рабочих разгромить завод, затем долги, тюрьма, переворот Кромвеля в стране, разорение. После реставрации монархии Дадли попытался вернуть себе свои права, однако его ходатайства были приняты довольно холодно. В 1665 г. он написал книгу с посвящением «почтенному Большому совету его Величества», озаглавленную Metallum Martis или «Изготовление железа с использованием земляного и морского угля». Несмотря на это все просьбы Дадли были отклонены. Умер он в 1684 г., забытый всеми, а вместе с ним ушёл в могилу и его секрет.
После смерти Дада Дадли разные товарищи предпринимали безуспешные попытки по коксованию угля. Стремление сделать угольное топливо приемлемым для использования в промышленности привело к логичному выводу: чтобы вывести «сернистые соединения» из угля, надо его нагреть без доступа воздуха, аналогично тому, как обугливали дерево. Однако оказалось, что большая часть серы, связанная с нелетучим углеродом или находящаяся в золе, в условиях, характерных для коксования, остается в нелетучем остатке и только малая доля удаляется с газами.
Решить проблему использования высокосернистого коксующегося угля при выплавке чугуна в промышленных масштабах удалось родственнику Дада — Абрахаму I Дарби (его прабабка была сестрой Дадли), и потом его сыну Абрахаму II.
В юности Абрахам учился в Бирмингеме у мастера Джонатана Фрита, который занимался строительством солодовых мельниц. Английские пивовары в то время уже использовали каменный уголь в работе, но его предварительно подготавливали, чтобы удалить серу, которая могла испортить запах. Предполагается, что Дарби кое-что точно подсмотрел у пивоваров.
Получив знания и в выплавке металлов, и в работе с углём, Дарби переехал в Бристоль, куда его в 1702 г. пригласили в состав учредителей Бристольской компании латунного литья, производившей преимущественно кухонную утварь. Абрахам сначала разработал и внедрил новую технологию отливки котелков и кастрюль в песчаные формы, а не в глиняные (которые деформировались и трескались при заливке в них металла), на чем отлично заработал. В 1704 г. он организовал литейное предприятие Cheese Lane Foundry, которое первоначально производило посуду из латуни, а позже перешло на использование чугуна.
Вид на Верхние заводы Коалбрукдейла (в правом нижнем углу – кучи для выжига угля). Художники Дж. Перри и Т. Смит. 1758 г.
В 1705 г. Абрахам I взял в аренду разрушенную печь в Коулбрукдейле (она впоследствии получила название «Старая домна») и начал проводить опыты по приготовлению угля «без серы» и отливке чугуна.
«Старая домна», ныне часть Музея железа Коулбрукдейла, где Дарби-старший проводил опыты
Неоспоримым является тот факт, что с самого начала работы Дарби использовал специально подготовленный каменный уголь. Возможно, ему помогло то обстоятельство, что угли Шропшира крупнокусковые и относительно малосернистые. Сохранилась его книга для записей, в январе 1709 г. в ней упоминается «обугленный» («charked») уголь. В тот год внезапно объемы производства на его заводе резко взлетают, Дарби продал тогда 81 тонну чугунных изделий. И дело вроде отлично шло, бизнес расширялся, но в 1717 году, в 39 лет Абрахам умирает после долгой болезни. Его старшему сыну на тот момент было 6 лет. Компаньоны и нерадивые родственники чуть не разрушили всё дело. Но благодаря усилиям дяди-опекуна, который не бросил племянника и купил для него акции, Абрахам-младший смог участвовать в управлении предприятием, в 17 лет. 17, Карл!
За прошедшее с момента смерти Абрахама-старшего время округ обезлесился — возник серьезный риск, что завод в скором времени останется без древесного угля, который все еще был основным топливом. Для решения проблемы нужно было закончить работу начатую отцом и Абрахам II стал долго и упорно экспериментировать. Он установил, что кокс более плотный по сравнению с древесным углём и из-за этого хуже горит. Кроме того, в нём всё ещё содержалось много серы, а после сгорания оставалось много золы, которую надо было удалять со шлаком. Для решения этих проблем он увеличивал мощность воздуходувок, для связывания серы в шлак придумал подмешивать к руде негашёную известь, внес в технологию плавки изменения, обусловленные различием в физических свойствах древесного угля и каменноугольного кокса.
В 1735 г. Абрахам II достиг цели. Несмотря на явный успех и пользу для отрасли, новый способ стал общеупотребительным только в 1780-е гг. Новая технология сняла проблему нехватки топлива для производства чугуна и позволила производить его в больших количествах. Но проблема топлива оставалась на следующем этапе — при переделе чугуна в железо. Для этого тоже требовалось много топлива, а использование сернистого угля приводило к «порче» металла. Как мы сейчас знаем, «дешёвыми» методами серу из угля удалить невозможно, остаётся только один способ — использовать тепло сжигаемого топлива, изолировав при этом металл от контакта с углем. По этому пути, кстати, и пошли братья Кранедж, получив патент в 1766 г. на процесс пудлингования. Идея была в том, что чугун помещался в отражательную печь, свод которой нагревался продуктами горения угля. Таким образом металл почти не контактировал с продуктами горения и не насыщался серой.
Что же было после? Промышленная революция! Одни изобретения влекли за собой другие: возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусниках. Совершенствовался транспорт: появились пароход, паровоз, строились мосты из металлоконструкций. К слову, первый чугунный арочный мост в мире построил Абрахам Дарби III — внук Дарби старшего.
Чугунный мост через реку Северн в графстве Шропшир в Англии, построенный Абрахамом Дарби III, был открыт в 1781 г.
Завершением промышленного переворота можно считать производство машин с помощью машин. Стали строиться заводы современного типа. Индустриализация Англии вызвала бурный рост промышленных центров. В частности, мощное развитие чёрной металлургии России в XVIII в. было обеспечено не в последнюю очередь английскими специалистами и технологиями.
Текст подготовлен на основе материалов из энциклопедии «Металлургия и время», созданной учеными НИТУ МИСИС.
Сегодня о красивом) Продолжаем рассказ, начатый тут. С развитием металлургии и технологий обработки стали, оружейники создавали не просто доспехи для защиты, а настоящие произведения искусства. Мы расскажем, как стало возможным изготовление сплошных доспехов, как мастера проявляли творчество в таком суровом ремесле и кто произвел революцию в моде XX века, представив первое полностью металлическое платье. Сразу сделаем оговорку, что пост полномасштабным исследованием не является, про всё-всё написать не можем, хоть и очень хотим.
"Геркулесов" доспех императора Священной Римской империи Максимилиана II Австрийского, 1555 г. Мастер: Кунц Лохнер. Музей истории искусств в Вене.
В эпоху крестовых походов на арабские земли (1095 по 1270 гг.) взаимопроникновение военных технологий между Востоком и Западом идет интенсивнее. Кольчуги уже не справляются с защитой от усовершенствованных мечей или, например, арбалетов. К тому же, ноги всегда открыты. В европейских армиях постепенно начинают покрывать железными пластинами всё тело воина, составляя сплошной доспех, который иногда называют «дощатым», «готическим» или «белым».
Коллекция доспехов конных рыцарей. Музей Метрополитен в Нью-Йорке
Переход к сплошному доспеху потребовал внедрения новых форм обработки металла, так как многочисленные детали (иногда до 1000 единиц) ковались по большей части в холодном состоянии. При этом резко возросли требования к качеству исходного материала.
На протяжении многих сотен лет основным агрегатом для извлечения железа из руды был сыродутный горн, первые находки относят к началу 2-го тысячелетия до н. э. При этом, на первых порах его использования, масса получаемой крицы редко превышала 1-2 кг, она была зашлакована и неоднородна. Ситуация изменилась, когда горны увеличились в размерах и, главное — с появлением более мощных воздуходувных средств — выросла температура плавления. Мастера научились производить крицу массой 25-40 кг. Почему прославились немецкие, североитальянские и испанские оружейники? В каталонских горнах и штюкофенах – наиболее высокотемпературных металлургических агрегатах своего времени, они получали крицу по 120-150 кг, более однородную и пригодную для самых замысловатых и крупных деталей!
Важным этапом изготовления доспеха была его термическая обработка. Состав закалочных сред и режим термообработки были едва ли не самыми главными секретами средневековых оружейников, которые, совершенствуясь, передавались из поколения в поколение. Так, самая лучшая технология закаливания, согласно металлографическим исследованиям, была у знаменитой семьи оружейников Зойзенхоферов.
«Орлиный гарнитур» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (ок. 1547 г.). Мастера: Йорг Зойзенхофер, Ганс Перкхаммер и Франц Вегерер. Музей истории искусств в Вене.
Вершиной искусства плакировщиков — мастеров плющильных работ — считается доспех, появившийся в первой четверти XVI в. Он получил название рифлированного или максимилиановского — в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I (1459–1519 гг.).
Название «рифлированный» становится ясным при первом же взгляде на доспех. Поверхность всех его частей покрыта желобками. Гофрированная пластина намного сложнее в изготовлении, но и значительно прочнее гладкой за счёт рёбер жёсткости. Поэтому её можно было делать более тонкой и лёгкой. Желобки на поверхности пластин располагаются не беспорядочно: их направление строго продумано. Они направляют удар клинка или копья вскользь тела и вне шарнирных соединений доспеха.
Немецкий полевой максимилиановский доспех с церемониальным забралом (ок. 1510-1520). Он рад тебе, пикабушник!
Интересно, что сам доспех был разработан для подражания плиссированной одежде, которую считали модной в Европе в то время. Создание доспехов, не только обеспечивающих максимальный уровень защиты, но и визуально интересных, было тенденцией в Европе в 15 веке.
Самыми трудными и ответственными этапами производства были сборка и подгонка деталей доспехов. Дальше латы передавались на чистку и полировку, а затем — гравёрам или ювелирам для украшения. Слесарь добавлял петли, застёжки и ремешки. И, наконец, с внутренней стороны делали подкладку и завершали окончательную сборку готовых лат.
В эпоху Ренессанса красота была повсюду, даже в доспехах. Способы украшения были чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Наиболее часто при отделке доспехов применяли чеканку, гравировку, таушировку (врезную инкрустацию), позолоту, чернение и оксидирование.
«Доспехи дофина», приписываемые будущему королю Франции Генриху II (1536-1547 гг.). Мастера: Филиппо и Франческо Негроли. Музей Армии в Париже.
Одним из самых прославленных "кутюрье" по доспехам считается Филиппо Негроли (1510-1579 гг.), какая мода без итальянцев? Он создавал самое изысканное снаряжение для королей и герцогов и задал тренды на несколько поколений вперёд. В работе ему помогали братья — это был настоящий семейный подряд, дом Гуччи эпохи Возрождения. Про влияние этого семейства на оружейную моду можно почитать книгу "Heroic Armor of the Italian Renaissance: Filippo Negroli and his Contemporaries" by Stuart Pyhrr and José-A. Godoy.
Шлем-бургонет Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбино. (Милан, ок. 1532-35). Мастер: Филиппо Негроли. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Остальные части этого облачения хранятся в музеях Флоренции и Нью-Йорка.
Рыцарское облачение с XI–XVI вв. служило основой для создания новых моделей модных нарядов у аристократии. В отдельных деталях, частях и элементах рыцарского доспеха впервые были найдены формы костюма, в дальнейшем вошедшие в постоянный обиход и сохранившиеся до настоящего времени.
Настоящую революцию в уже современной нам моде совершил в 1966 году «fashion-металлург» Пако Рабан (настоящее имя — Франсиско Рабанеда-и-Куэрво), представив дебютную коллекцию "Манифест: 12 неносибельных платьев из современных материалов". Как он позже скажет: «Я хотел создать определенный образ – образ свободной, своенравной женщины, которая ни в коем случае не является чьей-то вещью, она сама распоряжается своими деньгами и знает цену независимости». Модификация этого платья была специально создана для Одри Хепберн в фильме «Двое в пути».
Одри Хепберн в фильме «Двое в пути» (1967) в платье от Пако Рабана
Кино всегда идет в ногу со временем и его веяниями, но, видимо, влияние доспехов вечно)) Все помнят героиню фильма 1968 года «Барбарелла»?) Художник по костюмам Жак Фонтере (Jacques Fonteray) писал: «Я не хотел, чтобы костюмы были слишком отмечены модой 60-х. Меня вдохновляет одежда эпохи Средневековья и Ренессанса». Кстати, когда контракт с Фонтере истек, но требовался финальный наряд, был приглашен Пако Рабан. По его идеям был создан зеленый леотард, декорированный пластинами из родоида.
Джейн Фонда в фильме «Барбарелла» (1968) на вайбе Средневековья.
С конца 1960-х металл и латная тема все чаще появляется в коллекциях различных модных домов. И, конечно, всё актуально до сих пор. В 2023 году дом Balenciaga показал 80-килограммовое хромированное платье-доспех, которое напечатали на 3D-принтере. Также свои оммажи Жанне д'Арк представили Blumarine, Coperni, Fendi, Iris van Herpen, Schiaparelli, Valentino, Versace и другие. Если интересно, сделаем отдельный пост. Тут всех не перечислить.
Самые модные девчонки носят Balenciaga. И доспехи, и кольчугу.
Ну и многие наверное видели фото актрисы Зендеи, в котором она появилась в феврале 2024 года на премьере второй части фильма «Дюна».
Зендея в хромированном костюме из архивной коллекции Mugler осень—зима 1995
Подытожим. Доспехи — это вам не пережиток Средневековья, а самый модный look! Так что, мужчины, куйте для дам трендовые штучки! А если не знаете, как и что плавить и обрабатывать — поступайте в Университет науки и технологий МИСИС)
Этот текст подготовлен на основе материалов из энциклопедии «Металлургия и время», созданной учеными НИТУ МИСИС.
Прошлый пост про секрет булатной стали собрал много вопросов в комментариях, которые мы не могли оставить без ответов. Теперь будет настоящий научпоп-длиннопост. Всё как вы просили. Заранее хотим отметить, что уместить в один текст вообще все детали, теории и факты невозможно. Конечно, придется прыгать по верхам, но базу дадим и книги для углублённого изучения посоветуем)
Стегозавр для привлечения внимания (автор клинка — Джонни Уокер Нильссон)
Ответ для @son.zsd
Исторически, булат — это неоднородная сталь, которая получается методом выплавки разных ингредиентов в тигле (химически — это сплав железа с углеродом, но уникальные свойства достигаются разными техниками обработки и легирующими добавками, содержащимися в руде). Про тигли и легирование мы писали тут. Основная проблема здесь заключается в том, что температура плавления стали — от 1370 до 1530°C (чем больше углерода, тем ниже температура плавления). Региональные технологические традиции (и наличие подходящей по хим.составу руды в большом количестве) сложились таким образом, что только металлурги Индии и Среднего Востока смогли первыми сконструировать соответствующие печи и освоить способы получения литой тигельной стали.
Клинок из "черного" булата, black wootz steel. Узор мельче, чем у дамаска.
В структуре истинного булата перемешаны области с высоким содержанием углерода (более твёрдые, но более хрупкие) и с низким содержанием углерода (соответственно, более мягкие и вязкие). Это даёт ряд преимуществ – например, микротрещина, возникшая в твёрдом элементе структуры, не выходит за его пределы, а «гасится» мягкой матрицей. Сочетание в структуре областей с различными механическими характеристиками обеспечивает уникальные свойства булата – оружие из него гибкое, но прочное, хорошо выдерживает ударную нагрузку. Кроме того, на режущей кромке есть эффект «микропилы» из-за чередования мягких и твёрдых структурных элементов, что обеспечивает хорошие режущие свойства.
Сейчас будет сложно: состав сырья и условия охлаждения булатной стали подбирались таким образом, чтобы обеспечить неоднородность слитка за счёт формирования при кристаллизации разветвлённых кристаллов (дендритов) с высоким содержанием углерода в матрице из стали с низким содержанием углерода.
Дендриты в вутце
Разнообразие булатов определялось мастерством кузнеца и традициями «производственной школы», к которой он принадлежал, в области получения слитков неоднородной стали и их кузнечной обработки. Собственно, из всего этого следует, что единственного «того самого» булата, равно как и дамаска, не существует. «Тех самых» – множество разных вариантов.
Какие-то варианты литого булата удалось разработать в Злаутосте Павлу Петровичу Аносову. Большинство мифов о его работе, которые и сейчас на слуху, появились в 1940-е годы по совершенно конкретным причинам — поднять боевой дух советского народа в период войны. В 1943 году было опубликовано произведение Павла Бажова «Иванко-Крылатко», основная идея которого в том, что мы не хуже немев, а даже лучше, можем делать разные удивительные вещи. А в 1945 году Бажов опубликовал «Коренную тайность», где в таком же ключе рассказывалось о работах Аносова. Всем интересующимся рекомендуем книгу Михаила Ефимовича Главацкого «Генерал от металлургии Павел Аносов».
Ответ для @PavleB, мы очень хотим "зачот"
Неоднородную структуру стали можно получить несколькими различными способами, что стало одной из причин путаницы в терминах «булат», «дамаск», «вуц/вутц» и т.д. Исторически сложилось, что булатом (литым булатом, «истинным» булатом) обычно называют сталь, неоднородная структура которой получена в ходе кристаллизации из жидкого состояния (расплава). В англоязычных странах для неё используют термин wootz steel, поскольку в определённый период она импортировалась из Индии в виде «лепёшек» – вутцев.
Лепёшка-вутц
Дамаском же или сварным (сварочным) булатом часто называют неоднородную сталь, полученную без плавления, путём кузнечной сварки и проковки пакета заготовок (пластин) из стали с различным содержанием углерода и карбидообразующих элементов, в основном ванадия, хрома, титана или молибдена. При повторяющихся циклах нагрева/охлаждения происходит выравнивание карбидов в микроструктуре. Поэтому узоры перлитно-карбидных полос на дамаске более крупные, чем образующиеся при кристаллизации жидкой стали на булате.
Персидская сабля-шамшир, 17 век, дамасская сталь. Музей Метрополитен.
Грубо говоря, вутц — это заготовка. Вутц плавят в тигле и отливают булат, а дамаск не плавят, это сплющенный сэндвич-пакет из пластин высокоуглеродистой стали. Данное описание, естественно, не является общепринятым, но наиболее часто эти термины используются именно в таком контексте. Кроме того, существует так называемый «штемпельный булат», который собственно булатом не является. Это своего рода контрафакт, когда на поверхности изделия из обычной однородной стали с помощью штемпеля теснят узор.
Теперь про Японию. Процесс в традиционной японской печи «татара» организован таким образом, что восстановленное из руды железо насыщается углеродом. В результате получается насыщенная углеродом крица – кэра. Её разбивают на куски, удаляют включения шлака, а металл сортируют, определяя по визуальным признакам содержание углерода. Такой метод позволяет отбирать сталь с содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5%.
Отобранную сталь (тамахаганэ) затем проковывают, получая полосы с различным содержанием углерода. Из полос формируют пакет, который многократно проковывают, что позволяет получить композитную структуру с чередованием областей стали с высоким и низким содержанием углерода.
Ответ для @LaDiez
Да кто ж знает, когда точно. Примерно к XIV в. секрет булатной стали уже считался утраченным. То ли потому что подходящая железная руда с вкраплениями ванадия, хрома и т.п. закончилась на местности, то ли всех мастеров перебили в ходе войн и завоеваний. Да и кузнечная артель не самое открытое сообщество, в целом.
Для того, чтобы понять по какой технологии изготовлен тот или иной клинок, надо провести его сложное металлографическое исследование с повреждением части изделия для получения шлифа. Существуют методы неразрушающих исследований, но они пока не очень распространены в научных исследованиях старинного оружия. Если способ производства удалось установить, то повторить его – это уже вопрос техники, т.е. знаний и опыта мастера-кузнеца.
Ответ для @mope72
Если вы кузнец-оружейник, но не реконструктор, то чтобы получить какой-то вид булата, похожего на «тот самый», можете воспользоваться современным печным оборудованием, средствами измерения температуры, промышленной сталью с различным содержанием углерода и механическим молотом. К слову, Аносов использовал современное на тот момент заводское оборудование, а не воссоздавал древние индийские рецепты как нынешние ученые из университета Айовы.
Можно обратиться к книге Николая Годеновского «Тайна булатной стали», где он поимённо перечисляет кузнецов-оружейников, работающих с булатной сталью, и используемые ими технологические приёмы. Книга хороша ещё и тем, что в ней приведён хороший обзор видов дамаска и способов их получения, а необходимая теория изложена кратко и доступным языком.
Также много интересной информации, наблюдений и размышлений кузнеца-практика по теме изготовления булатов приведено на сайте Леонида Архангельского и в его книге «Секреты булата».
Ответ для @Feofan2020
По прочности булат уступает, это так. Разработка новых марок стали – не самоцель учёных. Если для решения какой-то производственной задачи необходим сплав с требуемыми свойствами, то он разрабатывается научно-исследовательским коллективом металлургического завода или научного института, затем вводится в государственные или заводские стандарты. «У нас» в плане разработки новых сплавов дела обстоят точно не хуже, чем «у них». Дело в запросе от отрасли и объеме финансирования на модернизацию материалов и оборудования. Если есть задача, которую может решить только новый сплав, то он точно будет разработан. Научная школа в России сильная, особенно в Университете науки и технологий МИСИС, конечно же! Не шутка, наш вуз — лучший в стране по материаловедению согласно 4 разным рейтингам последних лет QS, U.S.News, RUR, RAEX.
Ответ для @efys
По-видимому, речь идёт об исследованиях профессоров МИСИС В.А. Щербакова и В.П. Борзунова, описанных в книге «Индийский вутц, дамасская сталь, русский булат – легендарные композиты прошлого. Теоретические аспекты формирования уникальной гармонии эксплуатационных свойств и пути их воспроизведения».
Булат, безусловно, хорош. Но смотря для кого и чего. Его главная проблема – нишевость, это всегда штучный товар. Разработано много способов изготовления единичных изделий из булата, но не технологий массового производства. Разница в масштабах. Для обеспечения современных объёмов производства стали используется определённый набор инструкций, выполняя которые можно гарантированно получить продукцию с заданными свойствами. Для "равномерно неоднородного" булата это проблематично. Не говоря уже о том, что изделие из булатной стали или дамаска требует дополнительной кузнечной обработки, что снижает производительность.
Даже во времена Павла Аносова (1840-1850-е), когда масштабы металлургического производства были значительно скромнее, в результате его опытов стало понятно, что производство однородной литой стали существенно проще. А изделия из неё удовлетворяют предъявляемым требованиям заказчиков. Аносовский же булат использовался для изготовления единичных экземпляров подарочного оружия.
Надеемся, после прочтения этого поста тема булата для вас раскрыта)
Если остались вопросы или темы, на которые вы хотите получить ответы - обязательно пишите! Мы читаем все комментарии и очень вам за них признательны! Но на подготовку материалов требуется время) Ваш, Университет МИСИС
Привет, Пикабу! Сегодня мы, не задумываясь, носим вещи с металлическими вставками — ремни, сумки и даже платья. Это все возможно благодаря тому, что когда-то — а именно, в Средневековье, — светский костюм развивался под определяющим влиянием военного доспеха. Металлургия и текстильная промышленность при этом взаимно влияли на развитие друг друга.
Мини-платье из лакированных алюминиевых дисков Paco Rabanne, 1968 год
Уже в эпоху Древнего мира получило развитие производство ювелирных изделий и одежд, шитых нитями из драгоценных металлов. Вплоть до Средневековья принципиальных изменений костюм не претерпевал. Металла в одежде было мало и носил он, в основном, декоративный характер: украшения, отделка пояса, застежки, пуговицы и др.
Революционным материалом, кардинально изменившим принципы конструирования как военного, так и светского костюма стало железо. В Средневековье активно развивались технологии производства высококачественной литой стали в тиглях и кричного железа в высоких сыродутных горнах. Это позволило вывести на новый уровень технологии холодной ковки и изготовления стальной проволоки. Получает всеобщее распространение первый полностью металлический доспех — кольчуга. Ее изготовление считается высочайшей формой средневекового металлургического ремесла.
Кольчуга состояла из более чем двадцати тысяч колец, для создания которых использовалось от 600 метров проволоки. С ее производства и начинался технологический процесс. Если точнее — с волочения — метода, основанного на протягивании стального прутка через ряд постепенно уменьшающихся отверстий. Затем проволоку навивали на оправку, разрезали и сваривали кольца, расплющивали их и фигурным пуансоном наносили узор. Отдельной кропотливой операцией было изготовление заклепок или штифтов диаметром не более 0,75 мм.
После этого начиналось плетение кольчуги — от ворота к подолу. Наиболее простой способ «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними, не давал достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации – «6 в 1», «8 в 1» и «8 в 2». Они улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её массу, так и время изготовления, а, следовательно, и стоимость готового изделия.
Кольчужное плетение: a – часть колец склёпана, часть сварена, XV в.; б – все кольца склёпаны, XVI в.; в – деталь кольчужного плетения, кольчуга «яцерин», Италия, XV в.; г – заготовки для кольчужного плетения; д – фрагмент современной реконструкции римской
Подобно другим частям рыцарского вооружения, кольчуга не оставалась без украшений. Снизу и по краям рукавов делалось некоторое подобие кружев или шитья из проволок, пропускаемых в отверстия колец. Часто для большей нарядности в кольчугу вплетали кольца из цветных металлов: меди, золота, серебра; особенно это характерно для восточных кольчуг.
В раннем Средневековье в Западной Европе развивался романский стиль, характеризующийся монументальностью форм. Он оказал влияние не только на архитектуру, но и на костюм. Форма и покрой верхней мужской одежды (блио) были подобны длинной рыцарской кольчуге-рубахе из мелких колец.
В женском костюме главенствующее положение занимал блио с широкими гофрированными рукавами. Они доходили до запястья и падали почти до земли. Пояс был особенно дорогой частью одежды, его украшали драгоценными металлами и камнями.
В Европе и Азии в 15-16 вв. была распространена «бригандина» — корсаж из стальных блях, наложенных друг на друга и закреплённых на одежде. Первоначально термин «brigand» обозначал пешего солдата, который собственно и носил этот тип доспеха. Потом его облюбовали аристократы и стали его всячески украшать, покрывать бархатом и шёлком. Конструкция легла в основу современных бронежилетов: защитный жилет из ткани (кевлара), содержащий металлические (керамические) пластины.
Бригандина
Японский вид бригандного доспеха получил название кикко (kikko) и использовался вплоть до 16 века. Он содержит шестиугольные пластины из железа или твердой кожи, пришитые к одежде. Его можно было носить как под платье, так и над ним. Кикко имеет много форм: куртки, жилеты, перчатки, защита рук, бедер, и защита шеи у шлема.
Индийским эквивалентом бригандины было «одеяние из тысячи гвоздей» – кожаная куртка, покрытая бархатом и содержащая стальные пластины, используемая до начала 19 века. Их носили во время войн против Британской Ост-Индской компании. Турки использовали подобные доспехи во время русско-турецких войн. Два полных комплекта такого одеяния представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Доспех-бригандина стал таким популярным, потому что служил одновременно и латами, и светским платьем. Важно, что металлические пластины не только защищали, но и позволяли конструировать силуэт. В результате возникло то разделение костюма на мужской и женский, которое сохраняется до настоящего времени.
Этот текст подготовлен на основе материалов из энциклопедии «Металлургия и время», созданной учеными Университета науки и технологий МИСИС.
Привет, Пикабу! В прошлом посте мы говорили о том, как люди с древних времен пытались улучшить свойства сплавов для орудий труда и оружия. Сегодня расскажем как непростой русский металлург из Златоуста Павел Аносов разгадал то, что сотнями лет было неподвластно никому в мире — секрет булатной стали. И напомним, какой русский учёный способствовал превращению металлургии в науку.
В 1820-х годах знаменитый британский физик и естествоиспытатель Майкл Фарадей, кстати сын кузнеца, и его коллега Джеймс Штодарт пытались раскрыть секрет булатной стали. Она поистине уникальна и сегодня не может быть отнесена ни к одному из известных и научно определенных видов естественных и искусственных композитов, в числе которых волокнистые, слоистые и дисперсно-упрочненные. Во времена Фарадея предполагалось, что свойства обусловлены только наличием легирующих примесей в стали: алюминия, платины и серебра или хрома. Но несмотря на множество экспериментов, получить желаемое никому не удавалось.
В ту эпоху на Урале открыли крупные месторождения платины, и граф Егор Францевич Канкрин, министр финансов и главноуправляющий Корпуса горных инженеров, приказал повторить опыты Фарадея по сплавлению стали c платиной. За работу в 1828 году взялся управляющий Златоустовским горным округом полковник Павел Петрович Аносов. Кстати, в России в это время тигельная сталь не производилась, а импортировалась из Великобритании, и Златоустовская оружейная фабрика была одним из первых предприятий, где эта технология была разработана и освоена благодаря лично Аносову и его помощнику Николаю Швецову.
Павел Петрович Аносов
Павел Петрович определил природу булатной стали как сплава железа с углеродом, исследовал влияние на ее свойства примесей, легирующих элементов, процессов ковки, закалки, выполнив 185 опытных плавок и получив булатную сталь. В 1833 году Аносов записывает: «...получен был клинок настоящего булата. Многовековой тайны не стало…Булатная сталь оказалась сложным телом, состоящим из чистого железа и внедренных в него пластинок карбида железа, — химического соединения железа с углеродом, служащего как бы скелетом клинка». В 1841 году в печать вышел его труд «О булатах».
Почему у Аносова получилось? Он действовал как ученый, создавая свою систему и методы, а не просто перебирал легирующие добавки, надеясь на чудо. Павел Петрович первым из металлургов понял, что надо обращать внимание не только на химический состав, но на строение, структуру металла, на вид и размеры «зерен», из которых он состоит. Между структурой того или иного куска металла, определил он, и его механическими свойствами — твердостью, гибкостью и т. д. — существует прямая связь. Он впервые в мире применил металлографический микроскоп и разработал микроанализ — важнейший и повсюду применяемый метод исследования структуры материалов. Его открытия стали впоследствии краеугольным камнем металлографии, занимающейся изучением связи между строением и свойствами металлов.
После подробного анализа работ Аносова и других оружейников строго научно объяснил природу и свойства булата выдающийся русский металлург Дмитрий Константинович Чернов. Он точно вычислил «температурные» точки, известные сейчас как «точки Чернова», при которых сталь меняет свои свойства и в ней проходят полиморфические превращения, и нарисовал первый набросок фазовой диаграммы железо-углерод. В 1868 году он опубликовал статью «Критический обзор статей гг. Лаврова и Калакуцкого о стали и стальных орудиях и собственные Д. К. Чернова исследования по этому же предмету». Считается, что после выхода этой статьи металлургия оформилась как наука, а не ремесло.
Дмитрий Константинович Чернов
В настоящее время принято выделять две большие группы технологий производства высококачественной оружейной стали. Первая группа объединяет технологии, связанные с расплавлением хотя бы одной из составляющих будущего металла. Так получали «классические» литые булаты: индийский вутц, арабский фаранд, китайское «многосуточное железо». Вторую группу составляют способы, основанные на применении кузнечной сварки; так получали и получают дамаски. Естественно, что в каждой группе имеется множество разновидностей и, кроме того, существуют технологии производства узорчатой стали, которым присущи признаки получения как литого, так и сварочного металла. Необходимо отметить, что качество сварочной дамасской стали, как правило, намного уступает качеству литой булатной стали.
Этот текст, как и предыдущие посты про историю металлов, подготовлен на основе материалов из энциклопедии «Металлургия и время», созданной учеными Университета науки и технологий МИСИС.
Человек использовал легирующие (от лат. ligare «связывать» — примеси, улучшающие свойства основного материала) элементы задолго до того, как узнал об их существовании. Ещё до начала железного века люди применяли метеоритное железо, содержащее до 8,5 % никеля. В Римской империи, например, для изготовления определенных типов вооружений использовался металл, производимый в конкретных регионах. Возможно, это было обусловлено наличием тех или иных легирующих элементов в рудах, характерных для каждой местности.
Более-менее осмысленно применять легирующие элементы начали в Средневековье. При этом на территории Европы, пожалуй, единственный достоверный пример широкого и целенаправленного использования древними мастерами железа, легированного самой природой, это ножи из фосфористого железа.
Исходным сырьём для древней металлургии на территории Европы были болотные и луговые руды. В них часто присутствовал фосфор, который в процессе плавки переходит в железо. Многочисленные археологические данные свидетельствуют о том, что на территории Восточной Европы мастера долгое время избегали использования высокофосфористых руд, потому что кузнечная обработка железа, получаемого из них, сложна. В Западной и Северной Европе изделия из фосфористого железа фиксируются с позднеримского времени. Тогда кузнецы начали практиковать технологическую сварку железа и стали, а повышенное содержание фосфора облегчало процесс. Кроме того, фосфористое железо было менее восприимчиво к атмосферным воздействиям.
Особенно широко распространяется фосфористое железо в эпоху викингов (VIII-XI вв.), когда в производстве ножей появляется такая технология, как «трёхслойный пакет». Метод представляет собой сварку трёх полос металла: двух железных и стальной между ними с выходом последней на режущую кромку. Отличительной чертой североевропейского варианта было использование фосфористого железа для боковых полос, а высокоуглеродистой стали для центральной. В редких случаях доходило и до пяти полос.
Способ формовки трёхслойной заготовки: а — трёхслойная заготовка (по А. Эспелунду); б — технологическая схема
Свойства природнолегированных руд использовали и оружейники Японии. Проведённый в XX в. химический анализ стали, из которой изготовлено оружие XI-XIII вв., показал наличие молибдена. Оружейное железо производили в традиционной японской сыродутной печи «татаре», в которой получается крица. Вероятно, железистые пески россыпных месторождений, из которых японские мастера получали кричное железо, содержали легирующие элементы.
Ближневосточные мастера-металлурги преуспели в использовании легирующих элементов, освоив производство жидкой стали в тиглях, нагреваемых в специальных печах до температуры плавления металла. Метод позволял получать достаточно однородную сталь с минимальным содержанием шлаковых включений и вредных примесей. Развитие этого способа позволило мастерам также управлять структурой слитка, результатом чего стало производство булатной и дамасской сталей.
Текстура дамасской стали
Использование тиглей для изготовления литой стали дало широкие возможности для экспериментов с различного рода добавками. В 2021 г. международная группа исследователей впервые достоверно установила факт намеренного добавления хрома к тигельной стали для улучшения её свойств при производстве персидского пулада/фулада, который мы называем булат.
Анализ археологических находок XI в. из селения Чахак в Иране, продемонстрировал преднамеренное и регулярное добавление хромсодержащего минерала в шихту для выплавки тигельной стали, в результате чего она содержала порядка 1 % хрома.
Найденные в селении Чахак верхняя и нижняя часть тигля (слева) и реконструкция способа его изготовления (справа)
Эти исследования также позволили предположить, что загадочный компонент «русахтай» (rusakhtaj), который персидский учёный Абу-Райхан Бируни (X-XI вв.) упоминает в своём рецепте изготовления тигельной стали — это минерал хромит. Также было установлено, что эта сталь содержала значительное количество фосфора (1-2 %), что специалисты соотнесли с упоминанием в более поздних источниках стали из Чахака как особо хрупкой. Многие образцы древних дамасков отличались повышенным содержанием фосфора и меди. Отдельные исследователи упоминают, что оружейники из окрестностей Дамаска использовали местное вольфрамсодержащее сырьё.
В следующем материале расскажем, как люди учились легировать сталь не методом тыка, а по науке.
Привет, Пикабу! Мир металлургии полон увлекательных историй. Сегодня Университет МИСИС рассказывает о том, какое применение нашли платине в Российской империи. И это не ювелирное дело!
В 1923 году в юмористическом журнале «Крокодил» была опубликована карикатура Михаила Черемных «Научная хроника». Рисунок предваряла цитата:
«Бывший заведующий 20-ой Госмельницей в Москве — Солдаткин снял с громоотвода мельницы платину для своего мотоциклета. (Из письма в «Крокодил»).
МОЛНИЯ: — А я смотрю — где моя платина? Ан вот она где!»
Уверены, многие из вас сейчас переспросили: «Что-что он снял с громоотвода?».
Платину он снял.
Платину.
Драгоценный металл такой.
Российская империя — единственная страна в мире, где делались платиновые громоотводы.
Как известно, первооткрыватели платины — испанцы — поначалу считали его бросовым металлом, который только мешал им добывать золото в испанских колониях в Америке. Золото с вкраплениями неизвестного белого металла они называли «гнилым» — поскольку очистить его от этого металла было крайне сложно. Из-за никчемности этот металл и назвали уничижительно «платиной», что можно перевести с испанского как «серебришко».
Потом, конечно, с ценностью платины разобрались, но это не спасло платину от скачков цен. Вот вам несколько фактов:
До открытия месторождений платины в Южно-Африканской республике Россия была монополистом — перед Первой мировой войной до 95% платины на мировой рынок поставлялось из Российской империи, где ее добывали на Урале.
Это первое.
Второе — вот что сообщает нам журнал «Советский коллекционер» за 1928 год в статье «Новое о платиновой монете»:
«В 1863 г. совершается акт беспримернейшей глупости: за бесценок, на лом, английским капиталистам Джонсону и Маттей продается 42,5 тонн сырой платины, а все уральские прииски сдаются им же в аренду. Выброшенные на рынок гигантские запасы платины обесценили ее на несколько десятков лет вперед».
В результате, как сообщает нам еще дореволюционный нумизматический каталог Мигунова в главе, посвященной платиновым монетам: «Расценку в настоящем издании я не делаю ввиду неустойчивости цен на платину (за исключением редких годов). Нередкие года платиновых монет идут на ювелирную работу, электричество и т. д.».
Да, именно так — «на электричество».
Традиционно громоотводы делали из хороших проводников, вроде меди или железа, но эти металлы, как известно, подвержены сильному окислению в воздушной и водяной среде. А платина — и стоила не очень дорого, и коррозии не подвержена, и имеет более высокую температуру плавления — при пожаре ничего с ней не будет.
Поэтому некоторые состоятельные российские граждане и заказывали себе официально на Санкт-Петербургском Монетном дворе платиновую проволоку для громоотвода. Такие документы на закупку сохранились и их довольно много. Провокаторы-историки иногда добавляют, что внешне платина — металл довольно невзрачный, поэтому не исключено, что кое-где на старых домах так до сих пор и висят платиновые громоотводы.
Только вы это... На бывшую государственную мельницу № 20 города Москвы не ходите.
Там директор-байкер Солдаткин уже постарался.
Ровно 101 год назад.
Привет, Пикабу! О самом интересном из мира металлургии рассказывает Университет МИСИС. Сегодня пост об эволюции стали.
На протяжении многих столетий почти все железо получали сыродутным способом. Оно изготавливалось в тестообразном, а не в жидком состоянии. Такое железо даже после многочисленных проковок было насыщено шлаковыми включениями, что в дальнейшем снижало прочность изделий. Единственным исключением была литая сталь, которую производили на Ближнем Востоке.
Ближневосточные мастера-металлурги освоили производство жидкой стали в тиглях (огнеупорных сосудах), нагреваемых в специальных печах до температуры плавления металла. Наибольшее распространение он получил в Персии, Индии и Сирии. В некоторых регионах Азии тигельный способ изготовления железа (стали) из руд просуществовал до конца XIX в., а в кустарном производстве применяется до сих пор. Расцвет тигельной стали высочайшего качества — вуца (вутца), дамаска, булата — приходится на V-XIII вв. Этот способ подразумевал «прямое» получение стали из руды, минуя стадию кричного железа. Крица — это рыхлый ком размягчённого губчатого железа в смеси со шлаком и частицами несгоревшего угля, образующийся при плавке железной руды. По-видимому, история возникновения этого способа восходит к более древней технологии выплавки бронзы, для чего также применялся тигельный способ. Из-за низкой производительности и высокой трудоёмкости достижения мастеров использовались, преимущественно, в оружейном производстве и не влияли на развитие экономики в целом.
Ситуация изменилась в XVIII в., когда британской промышленности, вышедшей на невиданный ранее уровень в результате индустриальной революции, потребовалось много качественной стали. Перевернул игру английский часовой мастер Бенджамин Хантсмен (Benjamin Huntsman) (1704-1776 гг.) из Шеффилда (знаменитого города металлургов и кузнецов). Ему долгое время не удавалось найти подходящий металл для изготовления пружин и маятников. Так он начал искать способ производства более качественной стали, насыщая углеродом железную заготовку, полученную при проковке крицы.
Образец сильно вспученной газовыми пузырями цементированной стали (blister steel). Экспонат Лондонского Музея Науки
В это время уже существовал способ передела чугуна в железо путём обезуглероживания при переплаве в токе воздуха. Только при этом получалась всё та же насыщенная шлаком губчатая железная масса — крица. Если же требовалась сталь, то плотную железную заготовку, полученную после проковки крицы, помещали в специальную цементационную печь, где она насыщалась углеродом в твёрдом состоянии. Разумеется, насыщение шло неравномерно, что ухудшало качество.
Ещё до начала опытов Хантсмен понял, что главные недостатки цементированной стали — её неоднородность по твёрдости (т.е. по содержанию углерода) и загрязнённость шлаковыми и другими включениями. Он пришёл к мысли что эти проблемы поможет решить переплавка цементированной стали в тигле. Опыты длились несколько лет, пока, наконец, не увенчались успехом. В 1740 г. Хантсмен построил в Атерклифе (предместье Шеффилда) первый в мире сталелитейный завод, на котором производили изделия и инструменты из тигельной стали. Этот год считается датой изобретения тигельного процесса.
Скульптура в честь производителей тигельной стали в торговом центре Meadowhall в Шеффилде
Музей Abbeydale Industrial Hamlet, Шеффилд, Великобритания — бывший завод по производству тигельной стали
По способу Хантсмена цементированную сталь переплавляли под слоем флюса из зелёного стекла в огнеупорном тигле, установленном в печи с естественной тягой и отапливаемой коксом. Работая над процессом, изобретатель убедился: добавляя в тигель различные материалы — графит, чугун, железо — можно получать сталь разной твёрдости, пригодную для изделий различного назначения. Этот способ стал ведущим в производстве высококачественных сталей на протяжении полутора столетий, вплоть до появления электросталеплавильного процесса.
Так в середине XVIII в. английский часовщик произвёл революцию в металлургии, в результате которой не только появилась возможность получать высококачественную сталь, но и в дальнейшем проводить опыты по влиянию легирующих добавок на её свойства.
В 1850-60-х гг., когда возникла необходимость производства артиллерийских орудий и броневых листов из литой стали, был разработан способ одновременной выплавки во множестве тиглей литой стали, которую затем выливали в одну ёмкость. В России это сделал Павел Обухов, а в Германии — Альфред Крупп. Но, как говорится, это уже совсем другая история.